Чем полезны игры с водой для детей
Елена Касьянова
Влияние игр с водой на развитие ребёнка
«Нельзя сказать, что ты необходима
для жизни: ты – сама жизнь»
Антуан де Сен-Экзюпери о воде.
(«Планета людей»)
Вода, как особенный естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Игры с водой не только увлекают ребёнка, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребёнка.
Игры с водой – «одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах» [4;22].
Игры с водой – «это эффективный способ саморегуляции. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой, зарядить ребёнка энергией жизни» [6;34].
Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, заполнение ёмкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью
Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, сенсомоторных координации. Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, а это в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.
Игры с водой позволяют «успешно развивать психические, познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления» [4;34].
Для детей, которые слабо владеют речью, ёмкость с водой становится, по нашему мнению, своеобразным театром одного актёра, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности. Происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.
Итак, игры детей с водой. … В чём же их особая ценность? На этот вопрос отвечают Е. В. Баранова, Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю.
1 они усиливают желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, воспитывают любознательность;
2 у ребёнкавключаются сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный, что способствует непроизвольному и более глубокому усвоению информации;
3 способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
4 совершенствует предметно- игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивает навыки общения;
5 помогают ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнёрства, а не просто наблюдателя;
6 создают благоприятную основу для развития эмоционально – чувствительной сферы ребёнка, ребёнок меньше утомляется;
7 усиливают концентрацию внимания, усидчивость и увеличивают работоспособность, доведению начатого дела до конца.
Из вышесказанного следует, что возможности воды для развития ребёнка огромны, но работ по данному направлению нам удалось найти крайне недостаточно.
Особая ценность, на наш взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» даёт большой воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.
А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.
На основе изученной и проанализированной психолого – педагогической литературы мы предполагаем, что игровые действия с водой будут способствовать психо – эмоциональному и мышечному расслаблению, развитию тонкой моторики и психическому развитию, повышению умственной активности, что может способствовать активному речевому развитию.
Источник
Играть с водой любят все дети, а летним жарким денечком вдвойне. Играть можно в бассейне, тазике и в ванне, а так же в речке, пруду или море. Игры можно разделить на три группы: эксперименты, сюжетные, подвижные. С помощью таких игр можно в интересной форме обучить ребенка, развить: наблюдательность, мышление, внимание, моторику, тактильные ощущения, речь, двигательную и зрительную координацию.
В чем еще польза игр в воде и с водой:
- вода успокаивает, эмоционально разгружает;
- дарит положительные эмоции;
- способствует физическому развитию;
- закаливание и профилактика заболеваний;
- знакомство с окружающим миром;
- формируется пространственное восприятие, представление о величине и т.д.;
- обогащается словарный запас;
- приучение к хозяйству (уборка, стирка, полив цветов и т.д.);
- приучение к личной гигиене.
Игры опыты
Переливаем — измеряем
Для этой игры понадобятся ёмкости различные по величине и из разных материалов (надувной шарик, пластиковая бутылка, прозрачный целлофановый пакетик, резиновая перчатка и др.). Задача переливать из одной посуды в другую. В процессе этой игры ребёнок получает представления о свойствах воды: принимать форму сосуда, прозрачности, а так же о понятии объём.
Кораблик
Для этой игры понадобится бумажный кораблик.
Запускаем кораблик в воду, наблюдаем за ним, помогаем плыть (дуем на него). Можно посадить на корабль «пассажиров», устроить кораблекрушение и всех спасти.
Бульки
Здесь нужна трубочка от сока и стакан с водой (наполненный до половины). Необходимо дуть в трубочку до появления «булек.» Ребёнок не только получает представление о понятии газообразные вещества (это как раз те самые бульки от нашего дыхания), но и занимается дыхательной гимнастикой.
Пенное облако
В тарелочку или небольшой тазик налить воды и добавить шампунь или жидкое мыло, размешать. Взять трубочку от сока, опустить один конец в полученную смесь, а в другой дуть. Появляется очень красивое пенное облако.
Цветная вода
Берем акварельные краски, кисти, прозрачные стаканчики (количество по желанию). Наливаем в стаканчики воду и с помощью кисти добавляем туда краску одного цвета. Наблюдаем как меняется окраска в стакане. Предложите ребенку поэкспериментировать и смешать с водой не один цвет,а два или три.
Тонет — не тонет
Очень хорошая игра -эксперимент для изучения свойства воды и различных предметов. Необходимо просто брать предметы из разных материалов (бумага, перо, палочка, ткань, деревяшка, вилка, камешек и т.д.) и бросать их в воду. Наблюдаем как ведут себя эти предметы и делаем выводы.
Растворяется или не растворяется
Попробовать добавить в стакан с водой разные жидкости ( молоко, сок,подсолнечное масло и др.), порошки (соль, сахар, кофе, песок и др.), твердые предметы (мыло, сахар рафинат, камешек и др.). Наблюдаем,делаем выводы о растворимости различных веществ в воде.
Сокровища пиратов
На дно тазика, ванны или бассейна положите различные предметы (камешки,бусинки,ракушки,пуговицы).Задание: достать со дна «сокровища пиратов» разными способами (руками, ногами, совочком, ситечком и др.).
2 вариант игры
Взять несколько игрушек (которые тонут). Пусть ребенок рассмотрит их и бросит в воду. Дальше с завязанными глазами малыш ищет игрушку и отгадывает что это.
Льдинки
Для этой игры понадобится заранее приготовленный лёд (по желанию добавить в воду краски и он получится цветным).
Посмотреть как лед тает на ладошке и снова превращается в воду. Опустить льдинки в воду и понаблюдать,что с ними происходит. Попытаться поймать их и посмотреть как они изменились.
Выжми губку
Для этой игры понадобятся разноцветные губки для мытья посуды, а лучше ещё и разной формы и размерами. Ребенок мочит в воде губку, и отжимает в другую емкость, постепенно наполняя её.
!!! Наибольшую пользу игры-эксперименты принесут, если будут выполняться самими детьми. Организуйте пространство для игр так,чтобы пролитая вода на пол не была огорчением.
Игры сюжетные
Варим суп!
Предложите малышу «сварить» суп для мишки или куклы. Пусть ингредиенты будут листики,травинки, палочки,а соль это песок. Игра больше подходит для улицы. А дома можно выделить ребенку небольшое количество круп,приправ.
Мытье посуды
После кукольного обеда нужно помыть посуду. Дайте ребенку губку и средство для мытья посуды. Пусть помоет, вытрет и разложит по местам.
Большая стирка
Дайте ребенку тазик с водой, мыло и предложите постирать тряпочки или кукольную одежду. Особенно девчонки будут в рады такой затеи. Пусть потом еще сами развесят «белье» сушиться. А мальчику можно предложить устроить автомойку и помыть свои любимые машинки.
Подвижные игры
Практически все подвижные игры в воде можно адаптировать под количество детей и условия.
Попади в цель
1 вариант
Налить в тазик воды и кидать в него мяч с заданного расстояния.
2 вариант
В воду кинуть небольшой спасательный круг. Задача с берега попасть мячом в середину круга.
Брызгалка
Можно использовать современные водные пистолеты. А можно взять пластиковую бутылку,проделать несколько дырочек в пробке. Наполнить бутылку водой и устроить водное сражение.
Водонос
Игра эстафета в бассейне. Задача донести тарелочку полную воды до финиша вылить её в ёмкость и вернуться обратно. Побеждает та команда,у которой польше воды в ёмкости. В подобную игру можно играть и на берегу вместо тарелки использовать например ложку.
Мелиораторы
Еще одна игра эстафета. Задача осушить «болото» (тарелка с водой). Чтобы осушить его, необходимо дуть на воду. Побеждает та команда, у которой вода из тарелки выплеснулась больше.
Бадминтон на воде
Очень интересный вариант игры в бадминтон. Можно прыгать как угодно, не боясь удариться.
Собиратели мячей
В бассейн бросить много мячиков или шариков разных цветов. Дети делятся на две команды и начинают собирать мячи своего цвета. Выигрывает та команда, которая быстрее всех выполнит задачу.
Водолазы
На дно бассейна кинуть различные предметы. Дети поочереди ныряют за ними, побеждает тот, кто выловит за один раз больше предметов.
Карлики –Великаны
Малоподвижная игра. Когда ведущий говорит «карлики», дети садятся по шею в воду, когда «великаны» подпрыгивают вверх. Проигрывает тот, кто ошибся и выбывает из игры. Оставшийся в конце ребенок выигрывает.
Рыбаки и рыбки
Дети делятся на две команды. Одна рыбаки, другая рыбки. Рыбаки, взявшись за руки пытаются поймать рыбку. Рыбка поймана, если ее поймали в круг. Нельзя ловить рыбку, если она нырнула. Когда все рыбки пойманы, игроки меняются ролями.
Другой вариант игры: в начале выбираются 3 рыбака, пойманная рыбка становится рыбаком.
Выбивалы в воде
Два ведущих игрока становятся по краям бассейна напротив друг друга. Другие игроки стоят с середине. Ведущие пытаются попасть в них мячом — «выбить» их. Игрок в которого попали становится на место ведущего.
Жмурки в воде
Старые добрые жмурки, но в воде. Ведущему завязывают глаза и он пытается поймать других.
Тюлени
Для этой игры понадобится надувной круг. Задача поднырнуть под него, так чтобы он оказался на шее того кто нырнул. Выигрывает тот,кто быстрее справился с задачей.
Пусть дети развиваются играя!
Источник
Елена Касьянова
Влияние игр с водой на развитие ребёнка
Многие педагоги – практики в настоящее время используют такой нетрадиционный подход, как игры с водой (Л. Б Баранова, 2006; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, 2007; Е. В. Баранова, 2009). Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный и кинестезический анализаторы. Органом осязания служит рука. С помощью осязания расширяется, углубляется и уточняется информация, получаемая другими анализаторами. Вода вызывает приятные тактильные ощущения. Здесь создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Также игры с водой вызывают положительный отклик детей, что позволяет предположить о повышении мотивации детей к занятиям по формированию сенсорных эталонов.
Опыт обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта показывает, что они обладают значительным потенциалом и в результате правильного организованного коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов (Т. В. Туманова, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова). А использование нетрадиционных подходов позволит усилить эффект коррекционного воздействия.
Вода, как особенный естественный и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Игры с водой не только увлекают ребёнка, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир
Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребёнка
Игры с водой – «одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах».
Так, игры с водой несут в себе информационную, эмоциогенную и регуляторную функции.
Взаимодействие с природным материалом позволяет ребенку получить информацию о качестве и свойствах воды, что способствует расширению представлений об окружающем.
Эмоциогенная функция проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональной реакции на него.
Регуляторная функция как бы проецирует знания на конкретную деятельность.
Игры с водой – «это эффективный способ саморегуляции. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой, зарядить ребёнка энергией жизни»
Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, заполнение ёмкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, а это в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.
Игры с водой позволяют «успешно развивать психические, познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления»
При использовании воды в коррекционном процессе происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.
Итак, Е. В. Баранова, Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева видят особую ценность игр детей с водой в следующем
1 усиливают желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, воспитывают любознательность;
2 у ребёнкаодновременно включаются сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный, что способствует непроизвольному и более глубокому усвоению информации;
3 способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
4 совершенствуют предметно — игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивает навыки общения;
5 помогают ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнёрства, а не просто наблюдателя;
6 создают благоприятную основу для развития эмоционально – чувствительной сферы ребёнка, ребёнок меньше утомляется;
7 усиливают концентрацию внимания, усидчивость и увеличивают работоспособность, доведению начатого дела до конца.
Из выше сказанного следует, что возможности воды для развития ребёнка огромны, но опыт работы по данному направлению недостаточен.
Особая ценность игр с водой, на наш взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» даёт большой воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.
А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.
Источник
Вода – первая стихия с которой малыш знакомится еще до своего рождения. Может, именно поэтому детки так любят «мокрые» игры в любом возрасте.
Мой сынишка с рождения фанат водных процедур, а сейчас, в свои почти два года, он каждый день просит налить ему таз воды и плещется в нем посреди комнаты. Да, лужи, да, убираться, но ребенок так счастлив! И тут я задумалась – как разнообразить его водные приключения.
Оказывается, существует множество занимательных игр, которые превратят пустое «плескание» в полезный, а главное интересный досуг.
Чем полезны игры с водой?
Когда малыш в очередной раз прольет стакан воды, пытаясь перелить ее куда-либо, стоит унять мамино недовольство и вспомнить, что игры с водой не только веселят ребенка, но полезны для него.
Узнайте, как контролировать «творческий беспорядок» в квартире, скачав чек-лист.
Польза игр с водой:
- Игры с водой развивают мелкую моторику, координацию движений и зрение.
- Это своеобразное знакомство с окружающим миром, а именно – свойствами одной из важных стихий.
- «Вода, пузырьки, буль-буль» — такими простыми словами мы обогащаем словарный запас малыша.
- Вода – хороший антидепрессант, игры с ней дают сильную эмоциональную и психологическую разрядку даже самым маленьким.
Игры с водой могут быть:
- Дидактическими – спокойные, развивающие.
- Подвижными – плескание, брызгание.
- Сюжетными – выловить рыбку, полить цветочки.
А теперь пришло время рассказать о самых занимательных играх с водой, которые без сомнения, устроят в вашей ванне потоп, но принесут много счастья младшему члену семьи.
Игры для самых маленьких: с рождения до года
Где же наша уточка?
Резиновая уточка есть у каждого малыша, но далеко не каждый знает как виртуозно она плавает на волнах. Опустите игрушку в воду, пусть уточка плавает на воде и под ней, ныряет и снова показывается на поверхности. При этом не забывайте про веселый стишок:
Уточка, уточка, где ты была?
Я в воде, малыш, плыла,
Я плескалась не спеша,
Веселила крепыша.
Я в тазик с водой залезу опять,
Люблю я с водичкой чистой играть,
Там в тазике уточка меня ждет,
Я сделаю волны — она поплывет
Продолжайте читать стишок, а уточка теперь должна плавать с помощью своего маленького хозяина, покажите ребенку как делать ладошкой волны, как погружать уточку в воду, как она может плавать. Вместо уточки может быть рыбка, крокодильчик или кто-то еще.
Маме на заметку. Полезные игры для годовасиков
Ладошкой по воде
Когда ударяешь ладошкой по воде возникает не только интересный звук, но и веселые брызги. Научите малыша аккуратно касаться поверхности воды, погружать кисти рук под воду, шлепать ими по воде. Это можно делать двумя ручками сразу или по очереди, при этом важно комментировать все действия крохи.
«Шлепаем по водичке правой ручкой, а теперь левой, а теперь двумя, вот какие брызги!»
Так незаметно в игре ребенок будет учиться делать то, что говорит мама, вот увидите, после такой игры он будет с радостью выполнять все ваши поручения.
Обращайте внимание на свойства воды: теплая или холодная, чистая или мутная, из крана или из водоема. Даже если кроха еще не в силах понять откуда она появилась, ощущение «влажности» он запомнит очень быстро.
Смотрите запись вебинара «Развитие до года: гонка за модой или реальная польза?» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Игры для малышей от двух до трех лет
Чудесное исчезновение
Губка быстро и без следа впитывает воду, у взрослых это не вызывает удивления, другое дело дети! Научите малыша убирать воду губкой, а также перемещать ее из сосуда в сосуд – сначала набирая ее, а потом выжимая.
С помощью губки малыш даже может самостоятельно прибрать место, где он играл с водой, при этом можно приговаривать веселый стишок:
После игр с водой осталась лужа!
Нам скорее помощник нужен,
Губку мы с тобой возьмем,
Лужу ею промокнем, лужу быстро уберем.
«Творческие» игры для самых маленьких (1-3 года)
Кораблекрушения в тазике с водой
Посадите на игрушечный корабль солдатиков или другие мелкие фигурки, инсценируйте кораблекрушение, а потом спешно спасайте утопающих, можно даже устроить конкурс на время.
Рыбалка
Эта традиционная водная игра не перестанет пользоваться спросом и через сто лет. Накидайте в тазик с водой мелких предметов, например, крышечек или бельевых прищепок, вручите малышу предмет для их вылавливания: ложку, половник, сачок и др. Ловите «рыбку» на скорость, кто в вашей семье лучший рыбак?
Камушки, бульк!
Самая простая игра – кидать в воду камушки, это можно делать и на природе, и дома. А чтобы процесс стал более увлекательным, устройте конкурс на самый дальний бросок или самый большой «бульк».
Игры с водой хороши тем, что не требуют инвентаря. Главное, чтобы была емкость с водой, а остальные есть в каждом доме)
Смотрите запись вебинара «Живем, играючи с детьми. Мифы и реальность детской игры!» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Игры для детей старше трех лет
Варим обед!
Ваш малыш каждый день наблюдает как мама готовит обед, позвольте и ему примерить на себя роль повара. В игру эту лучше играть на улице, например, на дачном участке. Скажите, что куклы и плюшевые звери просят сварить им суп, вместо картошки пусть будут камушки, а вместо овощей цветочки и травинки. Измельчить продукты, сварить бульон, а в конце не забыть «посолить» песочком – вкусный обед для игрушек готов!
Маленький совет: вместо маленькой пластмассовой кастрюли доверьте малышу взрослую, большую, если дома есть старая поварешка, то пожертвуйте и ей, вот увидите, как гордо юный повар будет разливать суп по тарелкам.
Спасти от ледника!
Ваш малыш почувствует себя настоящим героем, если вы позволите ему спасти из ледяных оков любимых зверей или солдатиков. Все, что вам нужно сделать: заморозить поднос или блюдо с водой, предварительно положив туда небольшие резиновые или пластиковые игрушки. Перед тем, как доверить емкость маленькому спасателю, обдайте ее кипятком, тогда игрушки будут легко извлекаться при помощи обычной столовой ложки.
Как играют дети от 1 года до 9 лет
Большая стирка
Тазик с водой и несколько тряпочек – и на полчаса ваша дочка занята большой стиркой, девочкам очень нравится такое занятие. Если вы еще протяните веревочку и выдадите маленькой хозяюшке бельевые прищепки, счастью ее не будет предела.
Баня или автомойка?
Вы периодически моете игрушки малыша, но почему бы не превратить такое скучное занятие в веселую игру? Если у вас дочка – устройте для кукол салон красоты, зверушек – отправьте в баню, а коллекцию автомашин сынишки – на автомойку.
Монтессори дома: 48 идей для занятий
Буйство красок
Для детей постарше можно устроить настоящую лабораторию цвета, просто наполните несколько бутылок водой, подкрасив ее акварелью в разные цвета. Пусть юный исследователь выливает цветную воду из разных бутылок в прозрачную емкость и наблюдает, как рождаются невероятные оттенки цвета.
Игры с водой – это еще и приучение к хозяйству, кулинарии, уборке и личной гигиене, ведь ни одно из этих дел не обходиться без воды. Пусть малыш поливает с вами цветы или посадки на огороде, моет рядом полы своей личной «детской» тряпочкой, вытирает пыль или даже моет посуду, свою, игрушечную. Такие развлечения незаметно сделают вашего кроху чистоплотным.
Мы рассказали вам о самых простых и интересных играх с водой, поделитесь своими идеями! А любят ли ваши малыши «мокрые» игры?
Источник