Чем полезны стихи пушкина а с

Чем полезны стихи пушкина а с thumbnail

Уж небо осенью дышало…

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Отрывок из поэмы Евгений Онегин

Деревня

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…

Я здесь, от суетных оков…

Читать далее…

Из Пиндемонти

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, снова, слова, слова*.
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать, для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в…

Читать далее…

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной…

Читать далее…

Клеветникам России

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

    Уже давно между собою
    Враждуют эти племена;
    Не раз клонилась под грозою
    То их, то наша сторона.
    Кто устоит в неравном споре:
    Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
    Оно ль иссякнет? вот вопрос.

    Оставьте нас: вы не читали
    Сии кровавые скрижали;
    Вам непонятна, вам чужда
    Сия семейная вражда…

Читать далее…

Красавица

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

1832

Воспоминание

Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

1828

Странник

I
Однажды странствуя среди долины дикой,
Незапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбен,
Как тот, кто на суде в убийстве уличен.

Потупя голову, в тоске ломая руки,
Я в воплях изливал души пронзенной муки
И горько повторял, метаясь как больной:
«Что делать буду я? Что станется со мной?»

II

И так я, сетуя, в свой дом пришел обратно.
Уныние мое всем было непонятно.
При детях и жене сначала я был тих
И мысли мрачные хотел таить от них;

Но скорбь час от часу меня стесняла боле;
И сердце наконец раскрыл я поневоле.

«О горе, горе нам! Вы, дети, ты, жена! —
Сказал я, — ведайте: моя душа полна
Тоской и ужасом, мучительное бремя
Тягчит меня. Идет! уж близко, близко время:
Наш город пламени и ветрам обречен;
Он в угли и…

Читать далее…

Товарищам

Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул —
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул;
Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя;
Лишь я, судьбе во всем послушный,
Счастливой лени верный сын,
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один…
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора;…

Читать далее…

Туча

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

1835

Друзьям (Богами вам еще даны…)

Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.

1816

Воспоминания в Царском Селе

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?

Читайте также:  Полезен ли хлеб из пророщенной пшеницы

Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены

Читать далее…

Лицинию

Лициний, зришь ли ты: на быстрой колеснице,
Венчанный лаврами, в блестящей багрянице,
Спесиво развалясь, Ветулий молодой
В толпу народную летит по мостовой?
Смотри, как все пред ним смиренно спину клонят;
Смотри, как ликторы народ несчастный гонят!
Льстецов, сенаторов, прелестниц длинный ряд
Умильно вслед за ним стремит усердный взгляд;
Ждут, ловят с трепетом улыбки, глаз движенья,
Как будто дивного богов благословенья;
И дети малые и старцы в сединах,
Все ниц пред идолом безмолвно пали в прах:
Для них и след колес, в грязи напечатленный,

О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал?
Кто вас поработил и властью оковал?
Квириты гордые под иго преклонились.
Кому ж, о небеса, кому поработились?
(Скажу ль?) Ветулию! Отчизне стыд моей,
Развратный…

Читать далее…

Источник

Вот эти духоподъемные строки, активно распространяющиеся в Сети:

«Александр Сергеевич Пушкин, находясь на карантине по поводу холеры в Болдино, обращается к нам сегодняшним!!!

Позвольте, жители страны,

В часы душевного мученья

Поздравить вас из заточенья

С великим праздником весны!

Всё утрясётся, всё пройдёт,

Уйдут печали и тревоги,

Вновь станут гладкими дороги

И сад, как прежде, зацветёт.

На помощь разум призовём,

Сметём болезнь силой знаний

И дни тяжёлых испытаний

Одной семьёй переживём.

Мы станем чище и мудрей,

Не сдавшись мраку и испугу,

Воспрянем духом и друг другу

Мы станем ближе и добрей.

И пусть за праздничным столом

Мы вновь порадуемся жизни,

Пусть в этот день пошлёт Всевышний

Кусочек счастья в каждый дом!

А. С. Пушкин, 1827 год.»

ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ

Мне эти стихи прислал по Ватсапу приятель. Между прочим, учитель с высшим образованием. «Какая весна?- ответил я. –Какой 1827 год? Пушкин был в холерном карантине в Болдино в сентябре-ноябре 1830 года. Фейк!»

Однако друзья продолжали слать карантинные стихи. Замелькали они и в моей фейсбучной ленте. Зазвучали на радио, ТВ…

Тогда я решил отыскать настоящего автора. Благо, пару лет назад проводил подобное расследование по поводу стихотворений о вечных лакеях Европы с майдана, приписываемых Александру Сергеевичу.

Оказывается, наши поэты-современники публиковали их в Рунете под своими фамилиями. Но сетевой народ превратил в пушкинские.

Ему же приписали строки «Кто проповедь читать захочет людям — тот жрать не должен слаще, чем они.» В Рунете даже провели опрос: «Вы согласны с этими словами?»

Многие согласны. «Респект Пушкину!» — «Ай, да Пушкин, ай, да сукин сын!» — «Чистая стопроцентная правда.»

На самом деле, выяснил я тогда, строки взяты из стихотворения «Еврей -священник». Оно написано в …1962 году. Посвящено начинавшему церковную службу в подмосковном селе Александру Меню. Будущему протоиерею Русской православной церкви, злодейски убитому в 1990-м.

Автор — сценарист, писатель, бард Евгений Агранович. Самые известные его песни — «От героев былых времен не осталось порой имен» из фильма «Офицеры», «Ах, Одесса, жемчужина у моря», «Я в весеннем лесу пил березовый сок.»

А народ уверен – Пушкин написал про проповедь.

Как уверен в авторстве «Позвольте, жители страны!»

И не только простой народ. Живущий ныне в Германии Альфред Кох, зампредседателя правительства РФ в 90-е годы, сам литератор, номинант премии «Большая книга», тоже купился, разместил стихи в Фейсбуке.

Оказалось, настоящий автор – сетевой поэт из Казахстана под псевдонимом Урри Грим. В профиле ФБ вместо собственного фото у него красуется Джим Керри в зеленой маске из знаменитого фильма.

Но в мистификации Грим ни капельки не виноват. Обычно он пишет иронические стихи. Но 21 марта в Фейсбуке разместил оду.

Снабдив таким предисловием:

21 марта в 07:05 ·

Салам алейкум, честной народ!

Как говорится, коронавирус — коронавирусом, а Наурыз по распорядку.

Это единственный праздник, к которому я отношусь трепетно, ибо только он олицетворяет собой пробуждение от сна и наступление новой жизни.

От души поздравляю вас, люди доброй воли!

P.S. Кстати, сегодня также отмечается Всемирный день поэзии. Я ни на что не намекаю, но…» И никаких подписей — Пушкин, 1827 год…

Теперь понятно, откуда у «затворника болдинской осени Александра Сергеевича» взялся праздник весны?

Навруз (Наурыз) — праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Считается самым древним на планете. Символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни. В 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта «Международным днем Навруза».

Обратите внимание: стихи появились в Сети 21 марта. И всего за несколько дней обрели сверхпопулярность, разлетелись по миру. Это тоже понятно. В условиях вселенской паники, падения мировой экономики, цены барреля, жутких ежедневных новостей о все новых и новых жертвах коронавируса, карантинов, самоизоляций, чудовищных фейков людям нужен хоть какой-то лучик света, кусочек счастья, надежда на будущее.

Все это и дает нам оптимистичное стихотворение Урри Грима. Он ведь сам в карантине, как и другие жители Алматы. Старается не падать духом. На днях выставил в ФБ фото, как собирается в магазин за хлебом, сопроводив ироничной подписью.

Оказалось, настоящий автор – сетевой поэт из Казахстана под псевдонимом Урри Грим.Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

23 марта. «Выхожу, одинокий и неприкаянный, в этот жестокий, коварный и опасный мир, кишащий вирусами, ментами и сексуально озабоченными женщинами.

Не поминайте меня лихом, собратья и сосёстры!..»

ДОБРЫЙ ФЕЙК

Но, согласитесь, на стихи неведомого поэта мало кто обратил бы внимание. Чтобы они тронули души огромного количества людей, требовалась мистификация, громкое имя. Кто-то мудрый в Сети сотворил добрый фейк, приписав актуальнейшее сегодня стихотворение Александру Сергеевичу Пушкину. Благо, тот тоже был в «заточенье», в холерном карантине в Болдино.

Ну, а что же настоящий автор, скрывающийся под псевдонимом?

Урри откликнулся на чью-то мистификацию новыми стихами. На этот раз ироничными.

Какой такой, простите, Пушкин?

Что за пройдоха и нахал?

Не тот ли тип, что спирт из кружки

С какой-то нянею бухал?

Я зол, мне до смерти обидно,

Что нас так путает народ.

Как вам, товарищи, не стыдно?

Что за фантазии полёт?

Я потрясён сравненьем вздорным

И повторять уже устал,

Что дед мой вовсе не был чёрным

И звался он не Ганнибал.

Я помню каждое мгновенье

Отца казахские черты,

Своё в Актюбинске ученье

И переезд свой в Алматы.

Я житель этих территорий,

Душой и телом я казах

И у каких-то Лукоморий

Я не держал кота в цепях.

Вам подтвердят мои соседи

И побожится вся семья,

Что автор «Маленьких трагедий»

Или «Дубровского» не я.

Я с Гончаровой не встречался,

На танцах вместе с ней кружа,

И на дуэлях я не дрался

И не стрелял в меня бажа.

Да что там! Даже Ильичёва

Вам подтвердит, что я не лгал,

И про Бориса Годунова

Читайте также:  Полезные свойства озера в соль илецке

Ни строчки в жизни не слагал.

Над «i» все точки я расставил

И хватит воду здесь толочь!

А то я, самых честных правил,

Могу не в шутку занемочь.

Здоровья Вам, Урри, добрый человек из Казахстана! Может, на волне успеха пора уже снять зеленую маску и назвать себя? «Комсомольская правда» предлагает Вам большое интервью.

Источник

Ñòèõè À.Ñ.Ïóøêèíà – ýòî êëàññèêà, ýòî òî, ÷òî íàçûâàåòñÿ íàñòîÿùåé ïîýçèåé. Ïîýçèÿ áûëà åãî ãëàâíûì äåëîì. Óäèâèòåëüíî, ñêîëüêî îí óñïåë ñîçäàòü çà 22 ãîäà òâîð÷åñêîé æèçíè! Ìû äàæå ñåáå ïðåäñòàâèòü íå ìîæåì, ÷òî çíà÷èò ïèñàòü ïðè ñâå÷êå, ãóñèíûì ïåðîì…

Î òîì, êàê Ïóøêèí ïèñàë ñòèõè, îñòàâèëè ñâèäåòåëüñòâà íå òîëüêî åãî ñîâðåìåííèêè, íî è ñàì ïîýò. Îáûêíîâåííî ïîðà åãî ëèòåðàòóðíûõ òðóäîâ ïðèõîäèëà îñåíüþ – ýòî áûëî ëþáèìîå âðåìÿ ãîäà Ïóøêèíà. Ïðè÷¸ì, ÷åì äîæäëèâåé è ñëÿêîòíåé ïîãîäà, òåì ëó÷øå: â õîðîøóþ, ñóõóþ îñåíü íå óñòîÿòü îò èñêóøåíèÿ ïîáîëüøå ïîãóëÿòü, òåì áîëåå â äåðåâíå.

Ñ þíîñòè ó Ïóøêèíà áûëà ïðèâû÷êà ðàíî ïðîñûïàòüñÿ, ïðèâîäèòü ñåáÿ â ïîðÿäîê è ïîñëå ÷àøêè êîôå çàáèðàòüñÿ îïÿòü â ïîñòåëü, ÷òîáû ðàáîòàòü íàä ðóêîïèñÿìè – ÷àñîâ äî òð¸õ.  ýòî âðåìÿ íåëüçÿ áûëî åãî áåñïîêîèòü. ×àñòî â çàäóì÷èâîñòè îí ãðûç êîí÷èê ïåðà (È.È.Ïóùèí âñïîìèíàë,  ÷òî è â Ëèöåå Ïóøêèí ïèñàë îãëîäêàìè).  Çàêîí÷èâ êàêîé-òî ýòàï ðàáîòû, Ïóøêèí ëþáèë ïðîâåðèòü íà ñëóõ, êàê çâó÷èò íàïèñàííîå. Åñëè íåêîìó áûëî ïîñëóøàòü, ÷èòàë ñàì ñåáå, ðàçìàõèâàÿ ðóêàìè è «êóêàðåêàÿ íà ðàçíûå ãîëîñà»  (èç âîñïîìèíàíèé äâîðîâûõ Ìèõàéëîâñêîãî).

Ðóêîïèñè ïîýòà, ñâèäåòåëüñòâî çàðîæäåíèÿ øåäåâðà, – óâëåêàòåëüíîå çðåëèùå. Âñå ñîõðàíèâøèåñÿ ðóêîïèñè íàõîäÿòñÿ â Ïóøêèíñêîì Äîìå (Èíñòèòóò ðóññêîé ëèòåðàòóðû ÐÀÍ) â Ïåòåðáóðãå. Ê 200-ëåòèþ Ïóøêèíà âûøëî 8-òîìíîå ñîáðàíèå åãî ÷åðíîâèêîâ, â òîì ÷èñëå ïåðâûé òîì – ñïðàâî÷íûé. Ðîñêîøíîå èçäàíèå òèðàæîì â 500 ýêçåìïëÿðîâ íàïå÷àòàíî â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå ïîä ýãèäîé àíãëèéñêîãî ïðèíöà ×àðëüçà, êîòîðûé ñ÷èòàåò ñåáÿ ïîòîìêîì Ïóøêèíà ïî ëèíèè ìëàäøåé äî÷åðè ïîýòà. Ñîáðàíèå ôîòîêîïèé ðóêîïèñåé íàçûâàåòñÿ «Ðàáî÷èå òåòðàäè À.Ñ.Ïóøêèíà» è, ðàçóìååòñÿ, øèðîêîìó ÷èòàòåëþ íåäîñòóïíî.

Çàòî ñïåöèàëèñòû-òåêñòîëîãè çà ïðîøåäøèå ñî äíÿ ãèáåëè Ïóøêèíà ïîëòîðà ñ ëèøíèì âåêà ïðîäåëàëè êîëîññàëüíóþ ðàáîòó ïî ïðî÷òåíèþ ÷åðíîâèêîâ è ðóêîïèñåé ïðîèçâåäåíèé,  íå îïóáëèêîâàííûõ ïðè åãî æèçíè. Ïåðâûì, êòî çàãëÿíóë â ÷åðíîâèêè ïîñëå ñìåðòè ïîýòà, áûë Â.À.Æóêîâñêèé. Îãðîìåí âêëàä Ì.À.Öÿâëîâñêîãî, Á.À.Òîìàøåâñêîãî, Ñ.Ì.Áîíäè, È.Ôåéíáåðãà è äð. Îíè ñëåäîâàëè  çà ìûñëÿìè ïîýòà, âèäåëè ýòàïû åãî òâîð÷åñêîé ðàáîòû, ñëåäû âäîõíîâåíèÿ, îñòàâëåííûå íà ëèñòå áóìàãè.

Ïóøêèí íåîäíîêðàòíî ãîâîðèë î âàæíîñòè âäîõíîâåíèÿ. Äëÿ íåãî ýòî áûëî ïî÷òè ôèçèîëîãè÷åñêîå ïîíÿòèå, ýòî îñîáîå ñîñòîÿíèå, íàõîäÿùåå íà ïîýòà âðåìÿ îò âðåìåíè. «È áûñòðûé õîëîä âäîõíîâåíüÿ âëàñû ïîäúåìëåò íà ÷åëå». Ïóøêèí ïèñàë, ÷òî âäîõíîâåíèå – ýòî «ðàñïîëîæåíèå äóøè ê æèâåéøåìó ïðèíÿòèþ âïå÷àòëåíèé è ñîîáðàæåíèþ ïîíÿòèé, ñëåäñòâåííî è îáúÿñíåíèþ îíûõ».  ïîâåñòè «Åãèïåòñêèå íî÷è» âäîõíîâåíèå îïèñûâàåòñÿ êàê «áëàãîäàòíîå ðàñïîëîæåíèå äóõà, êîãäà ìå÷òàíèÿ ÿâñòâåííî ðèñóþòñÿ ïåðåä âàìè è âû îáðåòàåòå æèâûå íåîæèäàííûå ñëîâà äëÿ âîïëîùåíèÿ âèäåíèé âàøèõ, êîãäà ñòèõè ëåãêî ëîæàòñÿ ïîä ïåðî âàøå è çâó÷íûå ðèôìû áåãóò íàâñòðå÷ó ñòðîéíîé ìûñëè».
Ïî÷òè òå æå ñëîâà â ñòèõîòâîðåíèè «Îñåíü»:

È ìûñëè â ãîëîâå âîëíóþòñÿ â îòâàãå,
È ðèôìû ë¸ãêèå íàâñòðå÷ó èì áåãóò,
È ïàëüöû ïðîñÿòñÿ ê ïåðó, ïåðî ê áóìàãå,
                Ìèíóòà – è ñòèõè ñâîáîäíî ïîòåêóò…

Ñ.Áîíäè ïèñàë: «Ðåäêî îí ñàäèëñÿ çà ñòîë çàïèñàòü óæå ïðèäóìàííîå, õîòÿ áû è â îáùèõ ÷åðòàõ ñëîæèâøååñÿ â ãîëîâå, êàê áîëüøèíñòâî ïîýòîâ. Áîëüøåé ÷àñòüþ Ïóøêèí òâîðèë ñ ïåðîì â ðóêàõ; îí çàíîñèë íà áóìàãó ïî÷òè âñå ìîìåíòû ñâîåé òâîð÷åñêîé ðàáîòû: öåëûé ñòèõ, ÷àñòè ñòèõà, îòäåëüíîå ñëîâî, èíîãäà â ïîëíîì áåñïîðÿäêå, òîðîïëèâî, â âîëíåíèè, çà÷¸ðêèâàÿ îäíî è çàìåíÿÿ äðóãèì, ñíîâà âîçâðàùàÿñü ê ïåðâîìó, îïÿòü åãî çà÷¸ðêèâàë è îïÿòü âîññòàíàâëèâàë. Òî, ÷òî ó äðóãèõ ïîýòîâ íå äîõîäèò äî áóìàãè – íåÿñíàÿ ìûñëü, ñëîâî, êîòîðîå íàâåðíÿêà áóäåò îòâåðãíóòî, – Ïóøêèí íàáðàñûâàë íà áóìàãó, ñåé÷àñ æå çà÷¸ðêèâàÿ, èíîãäà äàæå íå óñïåâ äîïèñàòü ñëîâî äî êîíöà».
 
Çà÷åì îí ýòî  äåëàë? Ïî ìîåìó ìíåíèþ, – ÷òîáû íå êàçàëîñü, ÷òî çàáûë ÷òî-òî âàæíîå, íóæíîå, êðàñèâîå, ÷òîáû íå ìó÷èòüñÿ, âñïîìèíàÿ, è, ìîæåò áûòü, çðÿ. Èçâåñòíî, íàïðèìåð, ÷òî Ïóøêèíó ïðèøëà â ãîëîâó ñöåíà ó ôîíòàíà èç «Áîðèñà Ãîäóíîâà», êîãäà îí âîçâðàùàëñÿ íî÷üþ èç Òðèãîðñêîãî ê ñåáå â Ìèõàéëîâñêîå. Äîìà âñå ñïàëè, ÷åðíèëà âûñîõëè, ïåðà, áóìàãè íå íàøëîñü, ïîêà èñêàë – çàáûë. È ïðè âîññòàíîâëåíèè åìó âñ¸ êàçàëîñü, ÷òî ïî äîðîãå âûõîäèëî ëó÷øå, ãëóáæå, ñîâåðøåííåé, ÷åì ïîòîì çà ñòîëîì.

Ñ.Áîíäè: «Â åãî ÷åðíîâèêå èíîé ðàç ìû íàõîäèì ÷¸òêî è òâ¸ðäî  íàïèñàííûé ñòèõ, äâà-òðè ñòèõà – ýòî çàïèñü óæå ïðèäóìàííîãî, ñëîæèâøåãîñÿ â óìå.  Ñ ýòîãî îáû÷íî ó Ïóøêèíà è íà÷èíàåòñÿ ðàáîòà. Ýòî è åñòü ïåðâîå, çàïèñûâàåìîå íà ëèñòêå. À çàòåì èä¸ò ëèõîðàäî÷íàÿ, áûñòðàÿ çàïèñü âîçíèêàþùèõ â ãîëîâå îáðàçîâ, îáðûâêîâ ñòèõà, ýïèòåòîâ… Ïåðî ÿâíî íå ïîñïåâàåò çà ìûñëüþ, ñëîâà íå äîïèñûâàþòñÿ, ñòèõ íå äîêàí÷èâàåòñÿ, ÷åðòà çàìåíÿåò ñàìî ñîáîé ðàçóìåþùååñÿ ñëîâî. Î÷åíü ÷àñòî Ïóøêèí ïèøåò òîëüêî íà÷àëî è êîíåö ñòèõà, îñòàâëÿÿ ïóñòîå ìåñòî äëÿ ñåðåäèíû, êîòîðóþ ïðèäóìàåò ïîòîì, à ñåé÷àñ ñïåøèò çàôèêñèðîâàòü íàïëûâàþùèå íîâûå ìûñëè, ñëîâà, ðèòìû îáðàçû».

«Íàãðîìîæäàÿ ñëîâî íà ñëîâî, âû÷¸ðêèâàÿ, äåëàÿ âñòàâêè, çàïèñûâàÿ è ìåæäó ñòðî÷êàìè, è âêîñü, è ñáîêó, Ïóøêèí äåëàåò èç ñâîåãî ÷åðíîâèêà öåëóþ ñåòü ñ òðóäîì ðàçáèðàåìûõ ñòðî÷åê, ïàóòèíó, â êîòîðîé çàïóòûâàåòñÿ ÷èòàòåëü åãî ðóêîïèñåé, è âìåñòå ñ òåì ñîçäà¸ò äðàãîöåííåéøèé äîêóìåíò, – åñëè ìû óìååì åãî ïðàâèëüíî è òî÷íî ðàñøèôðîâàòü». (Ñ.Áîíäè).

Ïóøêèí òàê îòíîñèëñÿ ê ñâîèì ÷åðíîâèêàì, áóäòî ïðåäâèäåë, ïðåäóãàäûâàë îòíîøåíèå ïîòîìêîâ ê êàæäîé ñòðî÷êå, íàïèñàííîé èì. Îí îáû÷íî ñîõðàíÿë âñå ÷åðíîâèêè, âñå âàðèàíòû. Ðàáîòàÿ íàä òåì èëè èíûì ïðîèçâåäåíèåì, âîçèë âñå ðóêîïèñè â ÷åìîäàíå çà ñîáîé. Íå ñîõðàíèëîñü òîëüêî òî, ÷òî ïðîïàëî ïî íå çàâèñÿùèì îò Ïóøêèíà ïðè÷èíàì, è òî, ÷òî îí óíè÷òîæèë ïî ïîëèòè÷åñêèì è èíûì ñîîáðàæåíèÿì. Èíîãäà ïóøêèíñêèå àâòîãðàôû îáíàðóæèâàëèñü â ñîâåðøåííî íåîæèäàííûõ ìåñòàõ. Òàê, íàïðèìåð, ëèñòû «Èñòîðèè Ïåòðà»  áûëè íàéäåíû ñëó÷àéíî â… êëåòêå ñ êàíàðåéêîé, áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî ïóøêèíèñòû ïîñåòèëè ïîòîìêîâ ïîýòà â Ëîïàñíå (ýòî áûëî â 1917 ã.) è óçíàëè ïî÷åðê Ïóøêèíà.
Íåðåäêî ìû âèäèì ðèñóíêè íà ïîëÿõ åãî ðóêîïèñåé – ýòî íå ñòîëüêî èëëþñòðàöèè ê ïðîèçâåäåíèþ, ñêîëüêî ê ïðîöåññó åãî ñîçäàíèÿ.

Èíîãäà ÷åðíîâèê Ïóøêèíà íåâîçìîæíî ïðî÷åñòü áåç èñïîëüçîâàíèÿ ñïåöèàëüíûõ ëàáîðàòîðíûõ ìåòîäîâ. Íàïðèìåð, îí íàïèñàë â Áîëäèíå â 1830 ã. ýïèãðàììó íà ïåðåâîä «Èëèàäû» Ãíåäè÷åì è ïî êàêîé-òî ïðè÷èíå ãóñòî çà÷åðêíóë. Íàøè äîòîøíûå ó÷¸íûå îòêðûëè íå ñëèøêîì ïî÷òèòåëüíîå äâóñòèøèå:

Êðèâ áûë Ãíåäè÷-ïîýò, ïðåëîæèòåëü ñëåïîãî Ãîìåðà,
Áîêîì îäíèì ñ îáðàçöîì ñõîæ è åãî ïåðåâîä.

À ðÿäîì ó Ïóøêèíà â ðóêîïèñè – õâàëåáíûé îòçûâ:

Ñëûøó óìîëêíóâøèé çâóê áîæåñòâåííîé ýëëèíñêîé ðå÷è,
Ñòàðöà âåëèêîãî òåíü ÷óþ ñìóù¸ííîé äóøîé…

Íè÷åãî îáùåãî ñ ïåðâûì âàðèàíòîì.

Ïî÷åìó æå Ïóøêèí çà÷àñòóþ êîðåííûì îáðàçîì è ìíîãîêðàòíî èçìåíÿë ôîðìó è ñîäåðæàíèå ñòèõîâ? Äåëî â òîì, ÷òî ãëàâíîé çàäà÷åé Ïóøêèíà áûëî íå ñðèôìîâàòü, íå ïðèäóìàòü êàêîé-íèáóäü îáðàç ïîçàêîâûðèñòåé èëè âûñêàçàòü êàêóþ-íèáóäü ìûñëü ïîîðèãèíàëüíåé. Îí íàñòîé÷èâî ïîâòîðÿë, ÷òî ïîýçèÿ èìååò áîæåñòâåííîå ïðîèñõîæäåíèå: «Ïðèçíàê Áîãà, âäîõíîâåíüå» («Ðàçãîâîð êíèãîïðîäàâöà ñ ïîýòîì»), «È Áîãà ãëàñ êî ìíå âîççâàë» («Ïðîðîê»), «Èìïðîâèçàòîð ïî÷óâñòâîâàë ïðèáëèæåíèå Áîãà» («Åãèïåòñêèå íî÷è»), «Âåëåíüþ Áîæèþ, î Ìóçà, áóäü ïîñëóøíà» («ß ïàìÿòíèê ñåáå âîçäâèㅻ).

Читайте также:  Что есть полезного в листьях клена

Ó ôèëîñîôà Øîïåíãàóýðà åñòü ðàçìûøëåíèå î ïðèðîäå òàëàíòà è ãåíèÿ: «Òàëàíò ïîïàäàåò â öåëè, â êîòîðûå îáû÷íûå ëþäè ïîïàñòü íå ìîãóò, à ãåíèé ïîïàäàåò â öåëè, êîòîðûõ îáû÷íûå ëþäè íå âèäÿò». ×òî êàñàåòñÿ Ïóøêèíà, îí âèäåë ïåðåä ñîáîé öåëü ñâîåé ðàáîòû. Îí çíàë íå òîëüêî êàê ïèñàòü, íî è ÷òî äîëæíî â ðåçóëüòàòå ïîëó÷èòüñÿ.

Âîò, íàïðèìåð, èçâåñòíî, ÷òî Ïóøêèí ïåðåáðàë 27 âàðèàíòîâ îêîí÷àíèÿ ñòèõîòâîðåíèÿ «Àðèîí», â êîòîðîì ãîâîðèòñÿ î ðàçãðîìå âîññòàâøèõ äåêàáðèñòî⠖ â èíîñêàçàòåëüíîé ôîðìå, ðàçóìååòñÿ.  Áûëî: «Ãèìí èçáàâëåíèÿ ïîþ», «Ñïàñ¸í äåëüôèíîì, ÿ ïîþ» è äð. Îêîí÷àòåëüíûé âàðèàíò íåñ¸ò â ñåáå ãëàâíóþ ìûñëü, ðàäè êîòîðîé âñ¸ ñòèõîòâîðåíèå áûëî íàïèñàíî: «ß ãèìíû ïðåæíèå ïîþ»!

×òåíèå «îíåãèíñêèõ» ÷åðíîâèêîâ íàâåëî ïóøêèíèñòîâ íà ìûñëü, ÷òî Ïóøêèíó ïîðîé ñàìè ãåðîè («ïëîäû ìå÷òû ìîåé», êàê íàçûâàåò îí èõ â ñòèõîòâîðåíèè «Îñåíü») äèêòîâàëè íåîáõîäèìîñòü èñïðàâëåíèé. Çíàìåíèòîå íà÷àëî ïåðâîé ãëàâû ïðèâëåêëî âíèìàíèå Âàëåíòèíà Íåïîìíÿùåãî:

                «Ìîé äÿäÿ ñàìûõ ÷åñòíûõ ïðàâèë,
                Êîãäà íå â øóòêó çàíåìîã;
                Îí óâàæàòü ñåáÿ çàñòàâèë
                È ëó÷øå âûäóìàòü íå ìîã».

Ïåðâîíà÷àëüíî ðóêîïèñü âûãëÿäåëà èíà÷å è ñîäåðæàëà áîëåå ðåçêóþ ñàìîõàðàêòåðèñòèêó ýãîèñòà-íàñëåäíèêà:

                «Ìîé äÿäÿ ñàìûõ ÷åñòíûõ ïðàâèë,
                Îí ëó÷øå âûäóìàòü íå ìîã,
                Îí óâàæàòü ñåáÿ çàñòàâèë,
                Êîãäà íå â øóòêó çàíåìîã».

«Êîãäà» – â çíà÷åíèè «åñëè». «Âîò ìîëîäåö äÿäÿ, åñëè îí ñåðü¸çíî áîëåí!»
Åãî Îíåãèí ñîïðîòèâëÿëñÿ «ïðîèçâîëó» àâòîðà è â ïîñòðîåíèè ñþæåòà. Òàê, â ÷åðíîâèêàõ áûëî:

«Âîò íîâîå, – ïîäóìàë îí, –
                Íåóæòî ÿ â íå¸ âëþáë¸í?»

Íî ïî çàêîíàì ñâîåãî õàðàêòåðà Åâãåíèé äîëæåí áûë îòðåàãèðîâàòü – è îòðåàãèðîâàë – íà ïèñüìî Òàòüÿíû èíà÷å.
   
Êîãäà Ïóøêèí ïèñàë: «Â ÷åòâ¸ðòîé ïåñíè ÿ èçîáðàçèë ñâîþ æèçíü», îí èìåë â âèäó, ÷òî ïåðåäàë ãåðîþ ìíîãèå èç ñâîèõ ïðèâû÷åê. Íî â áåëîâîé òåêñò, íàïðèìåð, íå ïîïàëà ñòðîôà î äåðåâåíñêîì êîñòþìå Ïóøêèíà, ïîòîìó ÷òî åãî ãåðîé íå ìîã òàê îäåâàòüñÿ.
 
Âñåãäà óäèâèòåëüíî ñî÷åòàíèå ïðåäåëüíîé èñêðåííîñòè, èíòèìíîñòè, ïðàâäèâîñòè â ñòèõàõ Ïóøêèíà ñ èñêóññòâîì îáîáùåíèÿ. Ïóøêèí óìåë îñòàâèòü â îêîí÷àòåëüíîì òåêñòå òî, ÷òî ÿâëÿëîñü âûðàæåíèåì ñîñòîÿíèÿ åãî ñîáñòâåííîé äóøè è âìåñòå ñ òåì áûëî áëèçêî è äîðîãî ÷èòàòåëþ.

ßðêèì ïðèìåðîì ìîæåò ñëóæèòü ðàáîòà Ïóøêèíà íàä ñòèõîòâîðåíèåì «…Âíîâü ÿ ïîñåòè녻 Îíî îòðàæàåò óçíàâàåìûå ÷åðòû Ìèõàéëîâñêîãî, êóäà ïîýò ïðèåõàë â 1835 ã. ïîñëå äåñÿòèëåòíåãî ïåðåðûâà. Ãëàâíàÿ ìûñëü åãî – «ïîêîðíîñòü îáùåìó çàêîíó», çàêîíó òå÷åíèÿ âðåìåíè, ñìåíû ïîêîëåíèé.  ÷åðíîâèêàõ Ïóøêèí îñòàâèë ïðåêðàñíûå ñòðîêè î òîì, êàê «â ðàçíû ãîäû» ÿâëÿëñÿ îí ïîä ñåíü Ìèõàéëîâñêèõ ðîù, êàê çäåñü åãî «òàèíñòâåííûì ùèòîì ñâÿòîå Ïðîâèäåíüå îñåíèëî», íåæíûå è ïå÷àëüíûå ñòðî÷êè î çíà÷åíèè íÿíè â åãî äóøåâíîé æèçíè:

Íå áóäó âå÷åðîì ïîä øóìîì áóðè
Âíèìàòü å¸ ðàññêàçàì, çàòâåðæ¸ííûì
Ñûçäåòñòâà ìíîé, – íî âñ¸ ïðèÿòíûì ñåðäöó,
Êàê ïåñíè äàâíèå èëè ñòðàíèöû
Ëþáèìîé ñòàðîé êíèãè, â êîåé çíàåì,
Êàêîå ñëîâî ãäå ñòîèò.
Áûâàëî,
Ÿ ïðîñòûå ðå÷è, óêîðèçíû
Óñòàëîå ìíå ñåðäöå îáîäðÿëè
Îòðàäîé òèõîé…

Ýòè îòðûâêè, ïî-ìîåìó, èìåëè äëÿ àâòîðà áîëåå âûðàæåííîå àâòîáèîãðàôè÷åñêîå çíà÷åíèå, ÷åì îáùåôèëîñîôñêèé ïàôîñ õðåñòîìàòèéíîãî òåêñòà. Ïóøêèí íå áîÿëñÿ âû÷¸ðêèâàòü ñîâåðøåííûå â õóäîæåñòâåííîì îòíîøåíèè ñòèõè, åñëè îíè íå ñîîòâåòñòâîâàëè çàäà÷å ïðîèçâåäåíèÿ, öåëè ïîýòà.

Èíîãäà ñòóïåíüêàìè äëÿ äîñòèæåíèÿ öåëè áûëè ÷üè-òî èçâåñòíûå ñòðîêè, îáðàçû, ñòèõè, êîòîðûå Ïóøêèí ïîìåùàë â ñâîé êîíòåêñò, íàïîëíÿÿ íîâûì ñîäåðæàíèåì. Ó Æóêîâñêîãî îí «ýêñïðîïðèèðîâàë» âûðàæåíèå «ãåíèé ÷èñòîé êðàñîòû». À ñêîëüêî ïåðåêëè÷åê-öèòàò â «Îíåãèíå»!

Èçó÷èâ è òâîð÷åñêè ïåðåðàáîòàâ âñå ïîýòè÷åñêèå è äîêóìåíòàëüíûå èñòî÷íèêè î ïåðåáóðãñêîì íàâîäíåíèè 1824 ã., Ïóøêèí â ïîýìå «Ìåäíûé âñàäíèê» äàë íå òîëüêî ðåàëèñòè÷åñêîå, íî è âî ìíîãîì ñèìâîëè÷åñêîå îïèñàíèå ýòîé «óæàñíîé ïîðû».

Ðàáîòà íàä âñòóïëåíèåì ê ïîýìå – ïîèñê ïóòåé ñëèÿíèÿ ðåàëèñòè÷åñêîãî ñ ñèìâîëè÷åñêèì:

Íà áåðåãó âàðÿæñêèõ âîëí…
(Íà áåðåãó áàëòèéñêèõ âîëí)
Ñòîÿë, çàäóìàâøèñü ãëóáîêî,
Âåëèêèé öàðü (Âåëèêèé ìóæ), –

áûëî â ïåðâîíà÷àëüíûõ âàðèàíòàõ. Ñòàëî:

Íà áåðåãó ïóñòûííûõ âîëí
Ñòîÿë îí, äóì âåëèêèõ ïîëí,
È âäàëü ãëÿäåë…

Ïîýìà «Ìåäíûé âñàäíèê» îòëè÷àåòñÿ ñòðîéíîñòüþ êîìïîçèöèè è èäåéíî-õóäîæåñòâåííûì åäèíñòâîì, ïîýòîìó Ïóøêèí è íå ñìîã âûïîëíèòü öåíçóðíûõ òðåáîâàíèé öàðÿ è íå ñòàë ïóáëèêîâàòü å¸ â èçóðîäîâàííîì âèäå.

Èññëåäîâàòåëü È.Ôåéíáåðã çàìåòèë, ÷òî Ïóøêèí ÷àñòî â ÷åðíîâèêàõ ôèêñèðîâàë ñëîâà è îáðàçû, õàðàêòåðíûå äëÿ ïîñëåäóþùèõ ëèòåðàòóðíûõ ýïîõ, à ïîòîì, êàê áû îïîìíèâøèñü, ìåíÿë èõ íà áîëåå ñîîòâåòñòâóþùèå ñâîåìó âåêó. Íàïðèìåð â ïåðâîé ãëàâå «Åâãåíèÿ Îíåãèíà» áûëî:

Àäðèàòè÷åñêèå âîëíû!
Î Áðåíòà! Íåò, óâèæó âàñ
È, âäîõíîâåíüÿ ñíîâà ïîëíûé,
ß ñëûøó âàø ïðîçðà÷íûé ãëàñ.

Íó, à ïîòîì ýòîò ñâîåîáðàçíûé «èìïðåññèîíèçì» óáðàí: «Óñëûøó âàø âîëøåáíûé ãëàñ».

×åðíîâèê ïèñüìà Òàòüÿíû ïåðåêëèêàåòñÿ ñ îáðàçàìè Ëåðìîíòîâà, êîòîðîìó â òó ïîðó è äåñÿòè ëåò íå áûëî:

Òû ìíå âíóøàë ìîè ìîëåíüÿ,
Ëþáâè íåáåñíîé ÷èñòûé æàð,
È ãðóñòü, è ñë¸çû óìèëåíüÿ,
Îíè òåáå, îíè òâîé äàð…
… Êòî òû, ìîé àíãåë ëè õðàíèòåëü
Èëü äåìîí, ñåðäöà èñêóñèòåëü?..ý

Ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè íàäî ñêàçàòü, ÷òî è â îêîí÷àòåëüíûõ âàðèàíòàõ îñòàëèñü ç¸ðíà îáðàçíîñòè, ñòèëèñòèêè, ïðîáëåìàòèêè ïîñëåïóøêèíñêîé ïîðû.
Ñîçäàâàÿ ñòèõè, Ïóøêèí ïîðîé ìîã íà÷àòü ïîñëàíèå îäíîìó ëèöó, à ïîòîì ïåðåàäðåñîâàòü åãî äðóãîìó è ïåðåäåëàòü. Ìíå íà ïàìÿòü ïðèøëî ñðàçó äâà ïðèìåðà èç ëþáîâíîé ëèðèêè. Ïóøêèí íà÷àë ïîñëàíèå «Êîãäà ëþáîâèþ è íåãîé óïîåííûé», îáðàùàÿñü ê Àìàëèè Ðèçíè÷, à çàêîí÷èë òåì, ÷òî ÷åðåç ãîä ñ ëèøíèì, â Ìèõàéëîâñêîì óæå, ñëîæèë ðèôìû ê íîãàì Ýëèçû Âîðîíöîâîé, íàçâàâ øåäåâð «Æåëàíèå ñëàâû». Øèðîêî èçâåñòíî ñòèõîòâîðåíèå «Íà õîëìàõ Ãðóçèè».  êàíîíè÷åñêîì òåêñòå âîñåìü ñòðî÷åê.  ÷åðíîâèêå – 16. Òàì âíà÷àëå ðå÷ü øëà íå î Ãðóçèè, à î Êàâêàçå: «Âñ¸ òèõî – íà Êàâêàç íî÷íàÿ òåíü ëåãëà…»

 1829 ã., âî âðåìÿ ïóòåøåñòâèÿ â Àðçðóì, Ïóøêèí âñïîìèíàë, êàê îí âïåðâûå óâèäàë Êàâêàç çà äåâÿòü ëåò äî òîãî, âìåñòå ñ Ðàåâñêèìè.  ÷åðíîâèêå áûëà è òàêàÿ ñòðî÷êà: «ß òâîé ïî-ïðåæíåìó, òåáÿ ëþáëþ ÿ âíîâü…» Ïóøêèí, î÷åâèäíî, âñïîìèíàë ñâîþ ïðåæíþþ âîçëþáëåííóþ, âïîëíå âåðîÿòíî, ÷òî Ìàðèþ Ðàåâñêóþ. Ïîòîì èçìåíèë ìåñòî äåéñòâèÿ ýëåãèè, óáðàë óïîìèíàíèÿ î ïðîøëîì, îáíàðîäîâàë ïîñëàíèå. Åãî äðóã Â.Ô.Âÿçåìñêàÿ íè÷åãî î ïðåäûñòîðèè íå çíàëà è ïîñëàëà ñòèõîòâîðåíèå â Ñèáèðü Ì.Í.Âîëêîíñêîé ïîä âèäîì ìàäðèãàëà íåâåñòå. Î÷åíü áóðíàÿ ðåàêöèÿ Ìàðèè Íèêîëàåâíû – à êíÿãèíÿ òàê è âçâèëàñü â ïèñüìàõ! – çàñòàâëÿåò çàïîäîçðèòü, ÷òî îíà áûëà çíàêîìà ñ íàì¸òêàìè ïåðâîãî, êàâêàçñêîãî âàðèàíòà çàäîëãî äî çíàêîìñòâà Ïóøêèíà ñ Ãîí÷àðîâîé.

Ïîñëå ïåðåìåíû ÷åðíîâûõ âàðèàíòîâ, ðåäàêöèé, ñîêðàùåíèé è îòäåëêè ó Ïóøêèíà îñòàâàëàñü â îêîí÷àòåëüíîì âèäå åäâà ëè íå ÷åòâåðòü òîãî, ÷òî îí íàïèñàë â ñâîèõ ÷åðíîâûõ òåòðàäÿõ. Çàòî êàæäîå ñëîâî íà ñâî¸ì ìåñòå.

Ïîýòè÷åñêèé ãåíèé À.Ñ.Ïóøêèíà çàñòàâëÿë åãî âûáèðàòü òàêèå ñëîâà è ñîçäàâàòü òàêèå îáðàçû, äî êîòîðûõ íèêòî íå ìîã äîäóìàòüñÿ, è âìåñòå ñ òåì èìåííî òàêèå ñëîâà è îáðàçû áûëè íóæíû, ÷òîáû «âûðàçèòü Ðîññèþ â ñëîâå» (Âàëåíòèí Íåïîìíÿùèé). Ïîýòè÷åñêîå òâîð÷åñòâî Ïóøêèíà ïðåîáðàçèëî íå òîëüêî ÿçûê ðóññêîé ëèòåðàòóðû, íî è ðóññêèé ëèòåðàòóðíûé ÿçûê, òî åñòü òîò ÿçûê, íà êîòîðîì äî ñèõ ïîð ãîâîðèò îáðàçîâàííàÿ ÷àñòü ðóññêîãî îáùåñòâà.

Источник