Чем полезны стихи пушкина а с
Уж небо осенью дышало…
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Отрывок из поэмы Евгений Онегин
Деревня
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…
Я здесь, от суетных оков…
Читать далее…
Из Пиндемонти
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, снова, слова, слова*.
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать, для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в…
Читать далее…
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной…
Читать далее…
Клеветникам России
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда…
Читать далее…
Красавица
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
1832
Воспоминание
Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
1828
Странник
I
Однажды странствуя среди долины дикой,
Незапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбен,
Как тот, кто на суде в убийстве уличен.
Потупя голову, в тоске ломая руки,
Я в воплях изливал души пронзенной муки
И горько повторял, метаясь как больной:
«Что делать буду я? Что станется со мной?»
II
И так я, сетуя, в свой дом пришел обратно.
Уныние мое всем было непонятно.
При детях и жене сначала я был тих
И мысли мрачные хотел таить от них;
Но скорбь час от часу меня стесняла боле;
И сердце наконец раскрыл я поневоле.
«О горе, горе нам! Вы, дети, ты, жена! —
Сказал я, — ведайте: моя душа полна
Тоской и ужасом, мучительное бремя
Тягчит меня. Идет! уж близко, близко время:
Наш город пламени и ветрам обречен;
Он в угли и…
Читать далее…
Товарищам
Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул —
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул;
Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя;
Лишь я, судьбе во всем послушный,
Счастливой лени верный сын,
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один…
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора;…
Читать далее…
Туча
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
1835
Друзьям (Богами вам еще даны…)
Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.
1816
Воспоминания в Царском Селе
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?
Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
…
Читать далее…
Лицинию
Лициний, зришь ли ты: на быстрой колеснице,
Венчанный лаврами, в блестящей багрянице,
Спесиво развалясь, Ветулий молодой
В толпу народную летит по мостовой?
Смотри, как все пред ним смиренно спину клонят;
Смотри, как ликторы народ несчастный гонят!
Льстецов, сенаторов, прелестниц длинный ряд
Умильно вслед за ним стремит усердный взгляд;
Ждут, ловят с трепетом улыбки, глаз движенья,
Как будто дивного богов благословенья;
И дети малые и старцы в сединах,
Все ниц пред идолом безмолвно пали в прах:
Для них и след колес, в грязи напечатленный,
О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал?
Кто вас поработил и властью оковал?
Квириты гордые под иго преклонились.
Кому ж, о небеса, кому поработились?
(Скажу ль?) Ветулию! Отчизне стыд моей,
Развратный…
Читать далее…
Источник
Вот эти духоподъемные строки, активно распространяющиеся в Сети:
«Александр Сергеевич Пушкин, находясь на карантине по поводу холеры в Болдино, обращается к нам сегодняшним!!!
Позвольте, жители страны,
В часы душевного мученья
Поздравить вас из заточенья
С великим праздником весны!
Всё утрясётся, всё пройдёт,
Уйдут печали и тревоги,
Вновь станут гладкими дороги
И сад, как прежде, зацветёт.
На помощь разум призовём,
Сметём болезнь силой знаний
И дни тяжёлых испытаний
Одной семьёй переживём.
Мы станем чище и мудрей,
Не сдавшись мраку и испугу,
Воспрянем духом и друг другу
Мы станем ближе и добрей.
И пусть за праздничным столом
Мы вновь порадуемся жизни,
Пусть в этот день пошлёт Всевышний
Кусочек счастья в каждый дом!
А. С. Пушкин, 1827 год.»
ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ
Мне эти стихи прислал по Ватсапу приятель. Между прочим, учитель с высшим образованием. «Какая весна?- ответил я. –Какой 1827 год? Пушкин был в холерном карантине в Болдино в сентябре-ноябре 1830 года. Фейк!»
Однако друзья продолжали слать карантинные стихи. Замелькали они и в моей фейсбучной ленте. Зазвучали на радио, ТВ…
Тогда я решил отыскать настоящего автора. Благо, пару лет назад проводил подобное расследование по поводу стихотворений о вечных лакеях Европы с майдана, приписываемых Александру Сергеевичу.
Оказывается, наши поэты-современники публиковали их в Рунете под своими фамилиями. Но сетевой народ превратил в пушкинские.
Ему же приписали строки «Кто проповедь читать захочет людям — тот жрать не должен слаще, чем они.» В Рунете даже провели опрос: «Вы согласны с этими словами?»
Многие согласны. «Респект Пушкину!» — «Ай, да Пушкин, ай, да сукин сын!» — «Чистая стопроцентная правда.»
На самом деле, выяснил я тогда, строки взяты из стихотворения «Еврей -священник». Оно написано в …1962 году. Посвящено начинавшему церковную службу в подмосковном селе Александру Меню. Будущему протоиерею Русской православной церкви, злодейски убитому в 1990-м.
Автор — сценарист, писатель, бард Евгений Агранович. Самые известные его песни — «От героев былых времен не осталось порой имен» из фильма «Офицеры», «Ах, Одесса, жемчужина у моря», «Я в весеннем лесу пил березовый сок.»
А народ уверен – Пушкин написал про проповедь.
Как уверен в авторстве «Позвольте, жители страны!»
И не только простой народ. Живущий ныне в Германии Альфред Кох, зампредседателя правительства РФ в 90-е годы, сам литератор, номинант премии «Большая книга», тоже купился, разместил стихи в Фейсбуке.
Оказалось, настоящий автор – сетевой поэт из Казахстана под псевдонимом Урри Грим. В профиле ФБ вместо собственного фото у него красуется Джим Керри в зеленой маске из знаменитого фильма.
Но в мистификации Грим ни капельки не виноват. Обычно он пишет иронические стихи. Но 21 марта в Фейсбуке разместил оду.
Снабдив таким предисловием:
21 марта в 07:05 ·
Салам алейкум, честной народ!
Как говорится, коронавирус — коронавирусом, а Наурыз по распорядку.
Это единственный праздник, к которому я отношусь трепетно, ибо только он олицетворяет собой пробуждение от сна и наступление новой жизни.
От души поздравляю вас, люди доброй воли!
P.S. Кстати, сегодня также отмечается Всемирный день поэзии. Я ни на что не намекаю, но…» И никаких подписей — Пушкин, 1827 год…
Теперь понятно, откуда у «затворника болдинской осени Александра Сергеевича» взялся праздник весны?
Навруз (Наурыз) — праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Считается самым древним на планете. Символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни. В 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта «Международным днем Навруза».
Обратите внимание: стихи появились в Сети 21 марта. И всего за несколько дней обрели сверхпопулярность, разлетелись по миру. Это тоже понятно. В условиях вселенской паники, падения мировой экономики, цены барреля, жутких ежедневных новостей о все новых и новых жертвах коронавируса, карантинов, самоизоляций, чудовищных фейков людям нужен хоть какой-то лучик света, кусочек счастья, надежда на будущее.
Все это и дает нам оптимистичное стихотворение Урри Грима. Он ведь сам в карантине, как и другие жители Алматы. Старается не падать духом. На днях выставил в ФБ фото, как собирается в магазин за хлебом, сопроводив ироничной подписью.
Оказалось, настоящий автор – сетевой поэт из Казахстана под псевдонимом Урри Грим.Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети
23 марта. «Выхожу, одинокий и неприкаянный, в этот жестокий, коварный и опасный мир, кишащий вирусами, ментами и сексуально озабоченными женщинами.
Не поминайте меня лихом, собратья и сосёстры!..»
ДОБРЫЙ ФЕЙК
Но, согласитесь, на стихи неведомого поэта мало кто обратил бы внимание. Чтобы они тронули души огромного количества людей, требовалась мистификация, громкое имя. Кто-то мудрый в Сети сотворил добрый фейк, приписав актуальнейшее сегодня стихотворение Александру Сергеевичу Пушкину. Благо, тот тоже был в «заточенье», в холерном карантине в Болдино.
Ну, а что же настоящий автор, скрывающийся под псевдонимом?
Урри откликнулся на чью-то мистификацию новыми стихами. На этот раз ироничными.
Какой такой, простите, Пушкин?
Что за пройдоха и нахал?
Не тот ли тип, что спирт из кружки
С какой-то нянею бухал?
Я зол, мне до смерти обидно,
Что нас так путает народ.
Как вам, товарищи, не стыдно?
Что за фантазии полёт?
Я потрясён сравненьем вздорным
И повторять уже устал,
Что дед мой вовсе не был чёрным
И звался он не Ганнибал.
Я помню каждое мгновенье
Отца казахские черты,
Своё в Актюбинске ученье
И переезд свой в Алматы.
Я житель этих территорий,
Душой и телом я казах
И у каких-то Лукоморий
Я не держал кота в цепях.
Вам подтвердят мои соседи
И побожится вся семья,
Что автор «Маленьких трагедий»
Или «Дубровского» не я.
Я с Гончаровой не встречался,
На танцах вместе с ней кружа,
И на дуэлях я не дрался
И не стрелял в меня бажа.
Да что там! Даже Ильичёва
Вам подтвердит, что я не лгал,
И про Бориса Годунова
Ни строчки в жизни не слагал.
Над «i» все точки я расставил
И хватит воду здесь толочь!
А то я, самых честных правил,
Могу не в шутку занемочь.
Здоровья Вам, Урри, добрый человек из Казахстана! Может, на волне успеха пора уже снять зеленую маску и назвать себя? «Комсомольская правда» предлагает Вам большое интервью.
Источник
Ñòèõè À.Ñ.Ïóøêèíà ýòî êëàññèêà, ýòî òî, ÷òî íàçûâàåòñÿ íàñòîÿùåé ïîýçèåé. Ïîýçèÿ áûëà åãî ãëàâíûì äåëîì. Óäèâèòåëüíî, ñêîëüêî îí óñïåë ñîçäàòü çà 22 ãîäà òâîð÷åñêîé æèçíè! Ìû äàæå ñåáå ïðåäñòàâèòü íå ìîæåì, ÷òî çíà÷èò ïèñàòü ïðè ñâå÷êå, ãóñèíûì ïåðîì…
Î òîì, êàê Ïóøêèí ïèñàë ñòèõè, îñòàâèëè ñâèäåòåëüñòâà íå òîëüêî åãî ñîâðåìåííèêè, íî è ñàì ïîýò. Îáûêíîâåííî ïîðà åãî ëèòåðàòóðíûõ òðóäîâ ïðèõîäèëà îñåíüþ ýòî áûëî ëþáèìîå âðåìÿ ãîäà Ïóøêèíà. Ïðè÷¸ì, ÷åì äîæäëèâåé è ñëÿêîòíåé ïîãîäà, òåì ëó÷øå: â õîðîøóþ, ñóõóþ îñåíü íå óñòîÿòü îò èñêóøåíèÿ ïîáîëüøå ïîãóëÿòü, òåì áîëåå â äåðåâíå.
Ñ þíîñòè ó Ïóøêèíà áûëà ïðèâû÷êà ðàíî ïðîñûïàòüñÿ, ïðèâîäèòü ñåáÿ â ïîðÿäîê è ïîñëå ÷àøêè êîôå çàáèðàòüñÿ îïÿòü â ïîñòåëü, ÷òîáû ðàáîòàòü íàä ðóêîïèñÿìè ÷àñîâ äî òð¸õ.  ýòî âðåìÿ íåëüçÿ áûëî åãî áåñïîêîèòü. ×àñòî â çàäóì÷èâîñòè îí ãðûç êîí÷èê ïåðà (È.È.Ïóùèí âñïîìèíàë, ÷òî è â Ëèöåå Ïóøêèí ïèñàë îãëîäêàìè). Çàêîí÷èâ êàêîé-òî ýòàï ðàáîòû, Ïóøêèí ëþáèë ïðîâåðèòü íà ñëóõ, êàê çâó÷èò íàïèñàííîå. Åñëè íåêîìó áûëî ïîñëóøàòü, ÷èòàë ñàì ñåáå, ðàçìàõèâàÿ ðóêàìè è «êóêàðåêàÿ íà ðàçíûå ãîëîñà» (èç âîñïîìèíàíèé äâîðîâûõ Ìèõàéëîâñêîãî).
Ðóêîïèñè ïîýòà, ñâèäåòåëüñòâî çàðîæäåíèÿ øåäåâðà, óâëåêàòåëüíîå çðåëèùå. Âñå ñîõðàíèâøèåñÿ ðóêîïèñè íàõîäÿòñÿ â Ïóøêèíñêîì Äîìå (Èíñòèòóò ðóññêîé ëèòåðàòóðû ÐÀÍ) â Ïåòåðáóðãå. Ê 200-ëåòèþ Ïóøêèíà âûøëî 8-òîìíîå ñîáðàíèå åãî ÷åðíîâèêîâ, â òîì ÷èñëå ïåðâûé òîì ñïðàâî÷íûé. Ðîñêîøíîå èçäàíèå òèðàæîì â 500 ýêçåìïëÿðîâ íàïå÷àòàíî â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå ïîä ýãèäîé àíãëèéñêîãî ïðèíöà ×àðëüçà, êîòîðûé ñ÷èòàåò ñåáÿ ïîòîìêîì Ïóøêèíà ïî ëèíèè ìëàäøåé äî÷åðè ïîýòà. Ñîáðàíèå ôîòîêîïèé ðóêîïèñåé íàçûâàåòñÿ «Ðàáî÷èå òåòðàäè À.Ñ.Ïóøêèíà» è, ðàçóìååòñÿ, øèðîêîìó ÷èòàòåëþ íåäîñòóïíî.
Çàòî ñïåöèàëèñòû-òåêñòîëîãè çà ïðîøåäøèå ñî äíÿ ãèáåëè Ïóøêèíà ïîëòîðà ñ ëèøíèì âåêà ïðîäåëàëè êîëîññàëüíóþ ðàáîòó ïî ïðî÷òåíèþ ÷åðíîâèêîâ è ðóêîïèñåé ïðîèçâåäåíèé, íå îïóáëèêîâàííûõ ïðè åãî æèçíè. Ïåðâûì, êòî çàãëÿíóë â ÷åðíîâèêè ïîñëå ñìåðòè ïîýòà, áûë Â.À.Æóêîâñêèé. Îãðîìåí âêëàä Ì.À.Öÿâëîâñêîãî, Á.À.Òîìàøåâñêîãî, Ñ.Ì.Áîíäè, È.Ôåéíáåðãà è äð. Îíè ñëåäîâàëè çà ìûñëÿìè ïîýòà, âèäåëè ýòàïû åãî òâîð÷åñêîé ðàáîòû, ñëåäû âäîõíîâåíèÿ, îñòàâëåííûå íà ëèñòå áóìàãè.
Ïóøêèí íåîäíîêðàòíî ãîâîðèë î âàæíîñòè âäîõíîâåíèÿ. Äëÿ íåãî ýòî áûëî ïî÷òè ôèçèîëîãè÷åñêîå ïîíÿòèå, ýòî îñîáîå ñîñòîÿíèå, íàõîäÿùåå íà ïîýòà âðåìÿ îò âðåìåíè. «È áûñòðûé õîëîä âäîõíîâåíüÿ âëàñû ïîäúåìëåò íà ÷åëå». Ïóøêèí ïèñàë, ÷òî âäîõíîâåíèå ýòî «ðàñïîëîæåíèå äóøè ê æèâåéøåìó ïðèíÿòèþ âïå÷àòëåíèé è ñîîáðàæåíèþ ïîíÿòèé, ñëåäñòâåííî è îáúÿñíåíèþ îíûõ».  ïîâåñòè «Åãèïåòñêèå íî÷è» âäîõíîâåíèå îïèñûâàåòñÿ êàê «áëàãîäàòíîå ðàñïîëîæåíèå äóõà, êîãäà ìå÷òàíèÿ ÿâñòâåííî ðèñóþòñÿ ïåðåä âàìè è âû îáðåòàåòå æèâûå íåîæèäàííûå ñëîâà äëÿ âîïëîùåíèÿ âèäåíèé âàøèõ, êîãäà ñòèõè ëåãêî ëîæàòñÿ ïîä ïåðî âàøå è çâó÷íûå ðèôìû áåãóò íàâñòðå÷ó ñòðîéíîé ìûñëè».
Ïî÷òè òå æå ñëîâà â ñòèõîòâîðåíèè «Îñåíü»:
È ìûñëè â ãîëîâå âîëíóþòñÿ â îòâàãå,
È ðèôìû ë¸ãêèå íàâñòðå÷ó èì áåãóò,
È ïàëüöû ïðîñÿòñÿ ê ïåðó, ïåðî ê áóìàãå,
Ìèíóòà è ñòèõè ñâîáîäíî ïîòåêóò
Ñ.Áîíäè ïèñàë: «Ðåäêî îí ñàäèëñÿ çà ñòîë çàïèñàòü óæå ïðèäóìàííîå, õîòÿ áû è â îáùèõ ÷åðòàõ ñëîæèâøååñÿ â ãîëîâå, êàê áîëüøèíñòâî ïîýòîâ. Áîëüøåé ÷àñòüþ Ïóøêèí òâîðèë ñ ïåðîì â ðóêàõ; îí çàíîñèë íà áóìàãó ïî÷òè âñå ìîìåíòû ñâîåé òâîð÷åñêîé ðàáîòû: öåëûé ñòèõ, ÷àñòè ñòèõà, îòäåëüíîå ñëîâî, èíîãäà â ïîëíîì áåñïîðÿäêå, òîðîïëèâî, â âîëíåíèè, çà÷¸ðêèâàÿ îäíî è çàìåíÿÿ äðóãèì, ñíîâà âîçâðàùàÿñü ê ïåðâîìó, îïÿòü åãî çà÷¸ðêèâàë è îïÿòü âîññòàíàâëèâàë. Òî, ÷òî ó äðóãèõ ïîýòîâ íå äîõîäèò äî áóìàãè íåÿñíàÿ ìûñëü, ñëîâî, êîòîðîå íàâåðíÿêà áóäåò îòâåðãíóòî, Ïóøêèí íàáðàñûâàë íà áóìàãó, ñåé÷àñ æå çà÷¸ðêèâàÿ, èíîãäà äàæå íå óñïåâ äîïèñàòü ñëîâî äî êîíöà».
Çà÷åì îí ýòî äåëàë? Ïî ìîåìó ìíåíèþ, ÷òîáû íå êàçàëîñü, ÷òî çàáûë ÷òî-òî âàæíîå, íóæíîå, êðàñèâîå, ÷òîáû íå ìó÷èòüñÿ, âñïîìèíàÿ, è, ìîæåò áûòü, çðÿ. Èçâåñòíî, íàïðèìåð, ÷òî Ïóøêèíó ïðèøëà â ãîëîâó ñöåíà ó ôîíòàíà èç «Áîðèñà Ãîäóíîâà», êîãäà îí âîçâðàùàëñÿ íî÷üþ èç Òðèãîðñêîãî ê ñåáå â Ìèõàéëîâñêîå. Äîìà âñå ñïàëè, ÷åðíèëà âûñîõëè, ïåðà, áóìàãè íå íàøëîñü, ïîêà èñêàë çàáûë. È ïðè âîññòàíîâëåíèè åìó âñ¸ êàçàëîñü, ÷òî ïî äîðîãå âûõîäèëî ëó÷øå, ãëóáæå, ñîâåðøåííåé, ÷åì ïîòîì çà ñòîëîì.
Ñ.Áîíäè: «Â åãî ÷åðíîâèêå èíîé ðàç ìû íàõîäèì ÷¸òêî è òâ¸ðäî íàïèñàííûé ñòèõ, äâà-òðè ñòèõà ýòî çàïèñü óæå ïðèäóìàííîãî, ñëîæèâøåãîñÿ â óìå. Ñ ýòîãî îáû÷íî ó Ïóøêèíà è íà÷èíàåòñÿ ðàáîòà. Ýòî è åñòü ïåðâîå, çàïèñûâàåìîå íà ëèñòêå. À çàòåì èä¸ò ëèõîðàäî÷íàÿ, áûñòðàÿ çàïèñü âîçíèêàþùèõ â ãîëîâå îáðàçîâ, îáðûâêîâ ñòèõà, ýïèòåòîâ Ïåðî ÿâíî íå ïîñïåâàåò çà ìûñëüþ, ñëîâà íå äîïèñûâàþòñÿ, ñòèõ íå äîêàí÷èâàåòñÿ, ÷åðòà çàìåíÿåò ñàìî ñîáîé ðàçóìåþùååñÿ ñëîâî. Î÷åíü ÷àñòî Ïóøêèí ïèøåò òîëüêî íà÷àëî è êîíåö ñòèõà, îñòàâëÿÿ ïóñòîå ìåñòî äëÿ ñåðåäèíû, êîòîðóþ ïðèäóìàåò ïîòîì, à ñåé÷àñ ñïåøèò çàôèêñèðîâàòü íàïëûâàþùèå íîâûå ìûñëè, ñëîâà, ðèòìû îáðàçû».
«Íàãðîìîæäàÿ ñëîâî íà ñëîâî, âû÷¸ðêèâàÿ, äåëàÿ âñòàâêè, çàïèñûâàÿ è ìåæäó ñòðî÷êàìè, è âêîñü, è ñáîêó, Ïóøêèí äåëàåò èç ñâîåãî ÷åðíîâèêà öåëóþ ñåòü ñ òðóäîì ðàçáèðàåìûõ ñòðî÷åê, ïàóòèíó, â êîòîðîé çàïóòûâàåòñÿ ÷èòàòåëü åãî ðóêîïèñåé, è âìåñòå ñ òåì ñîçäà¸ò äðàãîöåííåéøèé äîêóìåíò, åñëè ìû óìååì åãî ïðàâèëüíî è òî÷íî ðàñøèôðîâàòü». (Ñ.Áîíäè).
Ïóøêèí òàê îòíîñèëñÿ ê ñâîèì ÷åðíîâèêàì, áóäòî ïðåäâèäåë, ïðåäóãàäûâàë îòíîøåíèå ïîòîìêîâ ê êàæäîé ñòðî÷êå, íàïèñàííîé èì. Îí îáû÷íî ñîõðàíÿë âñå ÷åðíîâèêè, âñå âàðèàíòû. Ðàáîòàÿ íàä òåì èëè èíûì ïðîèçâåäåíèåì, âîçèë âñå ðóêîïèñè â ÷åìîäàíå çà ñîáîé. Íå ñîõðàíèëîñü òîëüêî òî, ÷òî ïðîïàëî ïî íå çàâèñÿùèì îò Ïóøêèíà ïðè÷èíàì, è òî, ÷òî îí óíè÷òîæèë ïî ïîëèòè÷åñêèì è èíûì ñîîáðàæåíèÿì. Èíîãäà ïóøêèíñêèå àâòîãðàôû îáíàðóæèâàëèñü â ñîâåðøåííî íåîæèäàííûõ ìåñòàõ. Òàê, íàïðèìåð, ëèñòû «Èñòîðèè Ïåòðà» áûëè íàéäåíû ñëó÷àéíî â
êëåòêå ñ êàíàðåéêîé, áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî ïóøêèíèñòû ïîñåòèëè ïîòîìêîâ ïîýòà â Ëîïàñíå (ýòî áûëî â 1917 ã.) è óçíàëè ïî÷åðê Ïóøêèíà.
Íåðåäêî ìû âèäèì ðèñóíêè íà ïîëÿõ åãî ðóêîïèñåé ýòî íå ñòîëüêî èëëþñòðàöèè ê ïðîèçâåäåíèþ, ñêîëüêî ê ïðîöåññó åãî ñîçäàíèÿ.
Èíîãäà ÷åðíîâèê Ïóøêèíà íåâîçìîæíî ïðî÷åñòü áåç èñïîëüçîâàíèÿ ñïåöèàëüíûõ ëàáîðàòîðíûõ ìåòîäîâ. Íàïðèìåð, îí íàïèñàë â Áîëäèíå â 1830 ã. ýïèãðàììó íà ïåðåâîä «Èëèàäû» Ãíåäè÷åì è ïî êàêîé-òî ïðè÷èíå ãóñòî çà÷åðêíóë. Íàøè äîòîøíûå ó÷¸íûå îòêðûëè íå ñëèøêîì ïî÷òèòåëüíîå äâóñòèøèå:
Êðèâ áûë Ãíåäè÷-ïîýò, ïðåëîæèòåëü ñëåïîãî Ãîìåðà,
Áîêîì îäíèì ñ îáðàçöîì ñõîæ è åãî ïåðåâîä.
À ðÿäîì ó Ïóøêèíà â ðóêîïèñè õâàëåáíûé îòçûâ:
Ñëûøó óìîëêíóâøèé çâóê áîæåñòâåííîé ýëëèíñêîé ðå÷è,
Ñòàðöà âåëèêîãî òåíü ÷óþ ñìóù¸ííîé äóøîé
Íè÷åãî îáùåãî ñ ïåðâûì âàðèàíòîì.
Ïî÷åìó æå Ïóøêèí çà÷àñòóþ êîðåííûì îáðàçîì è ìíîãîêðàòíî èçìåíÿë ôîðìó è ñîäåðæàíèå ñòèõîâ? Äåëî â òîì, ÷òî ãëàâíîé çàäà÷åé Ïóøêèíà áûëî íå ñðèôìîâàòü, íå ïðèäóìàòü êàêîé-íèáóäü îáðàç ïîçàêîâûðèñòåé èëè âûñêàçàòü êàêóþ-íèáóäü ìûñëü ïîîðèãèíàëüíåé. Îí íàñòîé÷èâî ïîâòîðÿë, ÷òî ïîýçèÿ èìååò áîæåñòâåííîå ïðîèñõîæäåíèå: «Ïðèçíàê Áîãà, âäîõíîâåíüå» («Ðàçãîâîð êíèãîïðîäàâöà ñ ïîýòîì»), «È Áîãà ãëàñ êî ìíå âîççâàë» («Ïðîðîê»), «Èìïðîâèçàòîð ïî÷óâñòâîâàë ïðèáëèæåíèå Áîãà» («Åãèïåòñêèå íî÷è»), «Âåëåíüþ Áîæèþ, î Ìóçà, áóäü ïîñëóøíà» («ß ïàìÿòíèê ñåáå âîçäâèã »).
Ó ôèëîñîôà Øîïåíãàóýðà åñòü ðàçìûøëåíèå î ïðèðîäå òàëàíòà è ãåíèÿ: «Òàëàíò ïîïàäàåò â öåëè, â êîòîðûå îáû÷íûå ëþäè ïîïàñòü íå ìîãóò, à ãåíèé ïîïàäàåò â öåëè, êîòîðûõ îáû÷íûå ëþäè íå âèäÿò». ×òî êàñàåòñÿ Ïóøêèíà, îí âèäåë ïåðåä ñîáîé öåëü ñâîåé ðàáîòû. Îí çíàë íå òîëüêî êàê ïèñàòü, íî è ÷òî äîëæíî â ðåçóëüòàòå ïîëó÷èòüñÿ.
Âîò, íàïðèìåð, èçâåñòíî, ÷òî Ïóøêèí ïåðåáðàë 27 âàðèàíòîâ îêîí÷àíèÿ ñòèõîòâîðåíèÿ «Àðèîí», â êîòîðîì ãîâîðèòñÿ î ðàçãðîìå âîññòàâøèõ äåêàáðèñòîâ â èíîñêàçàòåëüíîé ôîðìå, ðàçóìååòñÿ. Áûëî: «Ãèìí èçáàâëåíèÿ ïîþ», «Ñïàñ¸í äåëüôèíîì, ÿ ïîþ» è äð. Îêîí÷àòåëüíûé âàðèàíò íåñ¸ò â ñåáå ãëàâíóþ ìûñëü, ðàäè êîòîðîé âñ¸ ñòèõîòâîðåíèå áûëî íàïèñàíî: «ß ãèìíû ïðåæíèå ïîþ»!
×òåíèå «îíåãèíñêèõ» ÷åðíîâèêîâ íàâåëî ïóøêèíèñòîâ íà ìûñëü, ÷òî Ïóøêèíó ïîðîé ñàìè ãåðîè («ïëîäû ìå÷òû ìîåé», êàê íàçûâàåò îí èõ â ñòèõîòâîðåíèè «Îñåíü») äèêòîâàëè íåîáõîäèìîñòü èñïðàâëåíèé. Çíàìåíèòîå íà÷àëî ïåðâîé ãëàâû ïðèâëåêëî âíèìàíèå Âàëåíòèíà Íåïîìíÿùåãî:
«Ìîé äÿäÿ ñàìûõ ÷åñòíûõ ïðàâèë,
Êîãäà íå â øóòêó çàíåìîã;
Îí óâàæàòü ñåáÿ çàñòàâèë
È ëó÷øå âûäóìàòü íå ìîã».
Ïåðâîíà÷àëüíî ðóêîïèñü âûãëÿäåëà èíà÷å è ñîäåðæàëà áîëåå ðåçêóþ ñàìîõàðàêòåðèñòèêó ýãîèñòà-íàñëåäíèêà:
«Ìîé äÿäÿ ñàìûõ ÷åñòíûõ ïðàâèë,
Îí ëó÷øå âûäóìàòü íå ìîã,
Îí óâàæàòü ñåáÿ çàñòàâèë,
Êîãäà íå â øóòêó çàíåìîã».
«Êîãäà» â çíà÷åíèè «åñëè». «Âîò ìîëîäåö äÿäÿ, åñëè îí ñåðü¸çíî áîëåí!»
Åãî Îíåãèí ñîïðîòèâëÿëñÿ «ïðîèçâîëó» àâòîðà è â ïîñòðîåíèè ñþæåòà. Òàê, â ÷åðíîâèêàõ áûëî:
«Âîò íîâîå, ïîäóìàë îí,
Íåóæòî ÿ â íå¸ âëþáë¸í?»
Íî ïî çàêîíàì ñâîåãî õàðàêòåðà Åâãåíèé äîëæåí áûë îòðåàãèðîâàòü è îòðåàãèðîâàë íà ïèñüìî Òàòüÿíû èíà÷å.
Êîãäà Ïóøêèí ïèñàë: «Â ÷åòâ¸ðòîé ïåñíè ÿ èçîáðàçèë ñâîþ æèçíü», îí èìåë â âèäó, ÷òî ïåðåäàë ãåðîþ ìíîãèå èç ñâîèõ ïðèâû÷åê. Íî â áåëîâîé òåêñò, íàïðèìåð, íå ïîïàëà ñòðîôà î äåðåâåíñêîì êîñòþìå Ïóøêèíà, ïîòîìó ÷òî åãî ãåðîé íå ìîã òàê îäåâàòüñÿ.
Âñåãäà óäèâèòåëüíî ñî÷åòàíèå ïðåäåëüíîé èñêðåííîñòè, èíòèìíîñòè, ïðàâäèâîñòè â ñòèõàõ Ïóøêèíà ñ èñêóññòâîì îáîáùåíèÿ. Ïóøêèí óìåë îñòàâèòü â îêîí÷àòåëüíîì òåêñòå òî, ÷òî ÿâëÿëîñü âûðàæåíèåì ñîñòîÿíèÿ åãî ñîáñòâåííîé äóøè è âìåñòå ñ òåì áûëî áëèçêî è äîðîãî ÷èòàòåëþ.
ßðêèì ïðèìåðîì ìîæåò ñëóæèòü ðàáîòà Ïóøêèíà íàä ñòèõîòâîðåíèåì « Âíîâü ÿ ïîñåòèë » Îíî îòðàæàåò óçíàâàåìûå ÷åðòû Ìèõàéëîâñêîãî, êóäà ïîýò ïðèåõàë â 1835 ã. ïîñëå äåñÿòèëåòíåãî ïåðåðûâà. Ãëàâíàÿ ìûñëü åãî «ïîêîðíîñòü îáùåìó çàêîíó», çàêîíó òå÷åíèÿ âðåìåíè, ñìåíû ïîêîëåíèé.  ÷åðíîâèêàõ Ïóøêèí îñòàâèë ïðåêðàñíûå ñòðîêè î òîì, êàê «â ðàçíû ãîäû» ÿâëÿëñÿ îí ïîä ñåíü Ìèõàéëîâñêèõ ðîù, êàê çäåñü åãî «òàèíñòâåííûì ùèòîì ñâÿòîå Ïðîâèäåíüå îñåíèëî», íåæíûå è ïå÷àëüíûå ñòðî÷êè î çíà÷åíèè íÿíè â åãî äóøåâíîé æèçíè:
Íå áóäó âå÷åðîì ïîä øóìîì áóðè
Âíèìàòü å¸ ðàññêàçàì, çàòâåðæ¸ííûì
Ñûçäåòñòâà ìíîé, íî âñ¸ ïðèÿòíûì ñåðäöó,
Êàê ïåñíè äàâíèå èëè ñòðàíèöû
Ëþáèìîé ñòàðîé êíèãè, â êîåé çíàåì,
Êàêîå ñëîâî ãäå ñòîèò.
Áûâàëî,
Ÿ ïðîñòûå ðå÷è, óêîðèçíû
Óñòàëîå ìíå ñåðäöå îáîäðÿëè
Îòðàäîé òèõîé
Ýòè îòðûâêè, ïî-ìîåìó, èìåëè äëÿ àâòîðà áîëåå âûðàæåííîå àâòîáèîãðàôè÷åñêîå çíà÷åíèå, ÷åì îáùåôèëîñîôñêèé ïàôîñ õðåñòîìàòèéíîãî òåêñòà. Ïóøêèí íå áîÿëñÿ âû÷¸ðêèâàòü ñîâåðøåííûå â õóäîæåñòâåííîì îòíîøåíèè ñòèõè, åñëè îíè íå ñîîòâåòñòâîâàëè çàäà÷å ïðîèçâåäåíèÿ, öåëè ïîýòà.
Èíîãäà ñòóïåíüêàìè äëÿ äîñòèæåíèÿ öåëè áûëè ÷üè-òî èçâåñòíûå ñòðîêè, îáðàçû, ñòèõè, êîòîðûå Ïóøêèí ïîìåùàë â ñâîé êîíòåêñò, íàïîëíÿÿ íîâûì ñîäåðæàíèåì. Ó Æóêîâñêîãî îí «ýêñïðîïðèèðîâàë» âûðàæåíèå «ãåíèé ÷èñòîé êðàñîòû». À ñêîëüêî ïåðåêëè÷åê-öèòàò â «Îíåãèíå»!
Èçó÷èâ è òâîð÷åñêè ïåðåðàáîòàâ âñå ïîýòè÷åñêèå è äîêóìåíòàëüíûå èñòî÷íèêè î ïåðåáóðãñêîì íàâîäíåíèè 1824 ã., Ïóøêèí â ïîýìå «Ìåäíûé âñàäíèê» äàë íå òîëüêî ðåàëèñòè÷åñêîå, íî è âî ìíîãîì ñèìâîëè÷åñêîå îïèñàíèå ýòîé «óæàñíîé ïîðû».
Ðàáîòà íàä âñòóïëåíèåì ê ïîýìå ïîèñê ïóòåé ñëèÿíèÿ ðåàëèñòè÷åñêîãî ñ ñèìâîëè÷åñêèì:
Íà áåðåãó âàðÿæñêèõ âîëí
(Íà áåðåãó áàëòèéñêèõ âîëí)
Ñòîÿë, çàäóìàâøèñü ãëóáîêî,
Âåëèêèé öàðü (Âåëèêèé ìóæ),
áûëî â ïåðâîíà÷àëüíûõ âàðèàíòàõ. Ñòàëî:
Íà áåðåãó ïóñòûííûõ âîëí
Ñòîÿë îí, äóì âåëèêèõ ïîëí,
È âäàëü ãëÿäåë
Ïîýìà «Ìåäíûé âñàäíèê» îòëè÷àåòñÿ ñòðîéíîñòüþ êîìïîçèöèè è èäåéíî-õóäîæåñòâåííûì åäèíñòâîì, ïîýòîìó Ïóøêèí è íå ñìîã âûïîëíèòü öåíçóðíûõ òðåáîâàíèé öàðÿ è íå ñòàë ïóáëèêîâàòü å¸ â èçóðîäîâàííîì âèäå.
Èññëåäîâàòåëü È.Ôåéíáåðã çàìåòèë, ÷òî Ïóøêèí ÷àñòî â ÷åðíîâèêàõ ôèêñèðîâàë ñëîâà è îáðàçû, õàðàêòåðíûå äëÿ ïîñëåäóþùèõ ëèòåðàòóðíûõ ýïîõ, à ïîòîì, êàê áû îïîìíèâøèñü, ìåíÿë èõ íà áîëåå ñîîòâåòñòâóþùèå ñâîåìó âåêó. Íàïðèìåð â ïåðâîé ãëàâå «Åâãåíèÿ Îíåãèíà» áûëî:
Àäðèàòè÷åñêèå âîëíû!
Î Áðåíòà! Íåò, óâèæó âàñ
È, âäîõíîâåíüÿ ñíîâà ïîëíûé,
ß ñëûøó âàø ïðîçðà÷íûé ãëàñ.
Íó, à ïîòîì ýòîò ñâîåîáðàçíûé «èìïðåññèîíèçì» óáðàí: «Óñëûøó âàø âîëøåáíûé ãëàñ».
×åðíîâèê ïèñüìà Òàòüÿíû ïåðåêëèêàåòñÿ ñ îáðàçàìè Ëåðìîíòîâà, êîòîðîìó â òó ïîðó è äåñÿòè ëåò íå áûëî:
Òû ìíå âíóøàë ìîè ìîëåíüÿ,
Ëþáâè íåáåñíîé ÷èñòûé æàð,
È ãðóñòü, è ñë¸çû óìèëåíüÿ,
Îíè òåáå, îíè òâîé äàð
Êòî òû, ìîé àíãåë ëè õðàíèòåëü
Èëü äåìîí, ñåðäöà èñêóñèòåëü?..ý
Ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè íàäî ñêàçàòü, ÷òî è â îêîí÷àòåëüíûõ âàðèàíòàõ îñòàëèñü ç¸ðíà îáðàçíîñòè, ñòèëèñòèêè, ïðîáëåìàòèêè ïîñëåïóøêèíñêîé ïîðû.
Ñîçäàâàÿ ñòèõè, Ïóøêèí ïîðîé ìîã íà÷àòü ïîñëàíèå îäíîìó ëèöó, à ïîòîì ïåðåàäðåñîâàòü åãî äðóãîìó è ïåðåäåëàòü. Ìíå íà ïàìÿòü ïðèøëî ñðàçó äâà ïðèìåðà èç ëþáîâíîé ëèðèêè. Ïóøêèí íà÷àë ïîñëàíèå «Êîãäà ëþáîâèþ è íåãîé óïîåííûé», îáðàùàÿñü ê Àìàëèè Ðèçíè÷, à çàêîí÷èë òåì, ÷òî ÷åðåç ãîä ñ ëèøíèì, â Ìèõàéëîâñêîì óæå, ñëîæèë ðèôìû ê íîãàì Ýëèçû Âîðîíöîâîé, íàçâàâ øåäåâð «Æåëàíèå ñëàâû». Øèðîêî èçâåñòíî ñòèõîòâîðåíèå «Íà õîëìàõ Ãðóçèè».  êàíîíè÷åñêîì òåêñòå âîñåìü ñòðî÷åê.  ÷åðíîâèêå 16. Òàì âíà÷àëå ðå÷ü øëà íå î Ãðóçèè, à î Êàâêàçå: «Âñ¸ òèõî íà Êàâêàç íî÷íàÿ òåíü ëåãëà
»
 1829 ã., âî âðåìÿ ïóòåøåñòâèÿ â Àðçðóì, Ïóøêèí âñïîìèíàë, êàê îí âïåðâûå óâèäàë Êàâêàç çà äåâÿòü ëåò äî òîãî, âìåñòå ñ Ðàåâñêèìè.  ÷åðíîâèêå áûëà è òàêàÿ ñòðî÷êà: «ß òâîé ïî-ïðåæíåìó, òåáÿ ëþáëþ ÿ âíîâü » Ïóøêèí, î÷åâèäíî, âñïîìèíàë ñâîþ ïðåæíþþ âîçëþáëåííóþ, âïîëíå âåðîÿòíî, ÷òî Ìàðèþ Ðàåâñêóþ. Ïîòîì èçìåíèë ìåñòî äåéñòâèÿ ýëåãèè, óáðàë óïîìèíàíèÿ î ïðîøëîì, îáíàðîäîâàë ïîñëàíèå. Åãî äðóã Â.Ô.Âÿçåìñêàÿ íè÷åãî î ïðåäûñòîðèè íå çíàëà è ïîñëàëà ñòèõîòâîðåíèå â Ñèáèðü Ì.Í.Âîëêîíñêîé ïîä âèäîì ìàäðèãàëà íåâåñòå. Î÷åíü áóðíàÿ ðåàêöèÿ Ìàðèè Íèêîëàåâíû à êíÿãèíÿ òàê è âçâèëàñü â ïèñüìàõ! çàñòàâëÿåò çàïîäîçðèòü, ÷òî îíà áûëà çíàêîìà ñ íàì¸òêàìè ïåðâîãî, êàâêàçñêîãî âàðèàíòà çàäîëãî äî çíàêîìñòâà Ïóøêèíà ñ Ãîí÷àðîâîé.
Ïîñëå ïåðåìåíû ÷åðíîâûõ âàðèàíòîâ, ðåäàêöèé, ñîêðàùåíèé è îòäåëêè ó Ïóøêèíà îñòàâàëàñü â îêîí÷àòåëüíîì âèäå åäâà ëè íå ÷åòâåðòü òîãî, ÷òî îí íàïèñàë â ñâîèõ ÷åðíîâûõ òåòðàäÿõ. Çàòî êàæäîå ñëîâî íà ñâî¸ì ìåñòå.
Ïîýòè÷åñêèé ãåíèé À.Ñ.Ïóøêèíà çàñòàâëÿë åãî âûáèðàòü òàêèå ñëîâà è ñîçäàâàòü òàêèå îáðàçû, äî êîòîðûõ íèêòî íå ìîã äîäóìàòüñÿ, è âìåñòå ñ òåì èìåííî òàêèå ñëîâà è îáðàçû áûëè íóæíû, ÷òîáû «âûðàçèòü Ðîññèþ â ñëîâå» (Âàëåíòèí Íåïîìíÿùèé). Ïîýòè÷åñêîå òâîð÷åñòâî Ïóøêèíà ïðåîáðàçèëî íå òîëüêî ÿçûê ðóññêîé ëèòåðàòóðû, íî è ðóññêèé ëèòåðàòóðíûé ÿçûê, òî åñòü òîò ÿçûê, íà êîòîðîì äî ñèõ ïîð ãîâîðèò îáðàçîâàííàÿ ÷àñòü ðóññêîãî îáùåñòâà.
Источник