Чем вы можете быть полезны для радио

Чем вы можете быть полезны для радио thumbnail

Кто из нас хотя бы раз не пытался позвонить на радио, чтобы заказать свою любимую песню и передать привет. Дозвониться было практически невозможно. В эпоху без мессенджеров и интернета радиодиджей был просто музыкальным богом, который исполнял желания. Да и сейчас, несмотря на появление Instagram и YouTube, образ радиодиджея до сих пор окутан некой тайной.

Меня зовут Ольга, и я работаю радиодиджеем 10 лет. Читателям AdMe.ru хочу немного приоткрыть завесу тайны радийной «кухни», а главное, сказать, что мечту детства — стать радиоведущим — может исполнить каждый и в любом возрасте.

Первый раз

  • Первый эфир – это всегда нервяк, но через 3 минуты отпускает. Проверено опытом. Примерно через месяц начинаешь ощущать приятное послевкусие от эфира. Через несколько месяцев уже ловишь кайф от самого процесса, когда находишься непосредственно в эфире.
  • Самая распространенная ошибка новичка – забывать выключать микрофон. Представьте ситуацию: ладошки вспотели, голос дрожит, сердце выпрыгивает, а при этом надо читать текст. Где-то запнулся, сбился с мысли, перескочил на другую строчку и вот наконец кое-как дочитал до конца, весь этот ужас закончился, и ты выдохнул. Тут же вспоминаются все ошибки, глаза расширяются — и все, что ты думаешь о себе в данный момент (а чаще всего это нецензурная брань), льется в эфир потоком. Вообще очень весело слушать, когда стажируется новичок.
  • Когда моя коллега Марина – сейчас уже матерый диджей – только начинала стажироваться, она очень нервничала. А нашего технического редактора звали Вова, он и следил за всем этим процессом. После каждого мандражного выхода в эфир, когда что-то не срабатывало, Марина громко звала Вову из соседнего кабинета: «Ааааа, Вова, помоги!» Так было каждый раз. Некоторые стали думать, что мы переквалифицировались в политическую радиостанцию.

Секреты эфира

  • Два главных атрибута диджея — микрофон и пульт — это боль всех новичков. Но пульт осваивается быстро, технически это несложно. С микрофоном интереснее — он ловит каждую твою эмоцию, каждую фальшивую ноту, плохое настроение, грусть и дрожь в голосе. Как бы ты ни старался излучать позитив, микрофон тебя выдаст с потрохами. Если вы слышите всегда веселого диджея, скорее всего, он очень позитивный по жизни человек.
  • На крупных радиостанциях все шоу готовят продюсеры. Это бойцы невидимого фронта. Они пишут тексты, придумывают шутки, разрабатывают игры, приводят гостей. Задача ведущего — харизматично и вовремя выдать это все в эфир. Вы спросите, за что тогда столичные шоу-ведущие получают столько денег? А я вот тоже задаюсь этим вопросом. За имя и бренд. Потому что на региональных радиостанциях всю продюсерскую работу выполняют сами ведущие. Несправедливо.
  • Разминать рот перед эфиром очень полезно, это позволяет выговаривать тако-о-е, что потом сам от себя в шоке. Но есть нюансы: скороговорки только «запутывают» язык, их перед эфиром читать нельзя. А вот упражнения делать — лучше не придумаешь. Выглядит жутко, особенно если учитывать, что в студиях почти всегда стоят веб-камеры. 5 минут разминки — и ты просто бог эфира.
  • Негласное правило: если тебе не нравится твой голос или твое выступление, скорее всего, все было отлично и начальник тебя похвалит. Если ты после эфира выходишь с чувством «Я молодец!», редактор скажет, что это было ужасно. Феномен этого момента не разгадан до сих пор.

Как песни попадают на радио?

  • Это, наверное, главный вопрос всех радиослушателей. Есть официальные музыкальные сайты, которые занимаются онлайн-дистрибуцией новых песен, например tophit.ru. С ними заключают договор с одной стороны продюсерские центры, которые предоставляют песни, с другой стороны — радиостанции, которые потом скачивают эти песни. Когда радиостанция заключает договор, она обязана подтвердить, что она действительно радиостанция, а не частный пользователь.
  • На радио есть такая должность — музыкальный редактор. Именно этот человек определяет, что будет звучать в эфире. Он и скачивает песни с сайтов-дистрибуторов. Таким образом формируется музыкальная база. Если песня попала в базу, значит она может звучать потом на радио хоть всю жизнь.
  • В конце месяца музыкальный редактор формирует отчет о том, сколько раз песня звучала в эфире. Отчет отправляется в РАО (Российское авторское общество) и в ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности). С ними тоже заключены договоры, и каждый месяц радиостанция отстегивает определенную сумму. Как правило, коммерческие платят процент от прибыли, бюджетные — фиксированную сумму. Если радиостанция так не работает, значит она нарушает закон и в любой момент в дверь начальника могут постучать компетентные органы.
  • Все песни в базе делятся на несколько категорий: хиты, Gold collection, ночные композиции и т. д. Категории формирует также музыкальный редактор. Поэтому иногда могут звучать и очень старые песни, но обязательно хитовые, например Майкл Джексон или «Земляне». Здесь все зависит от формата радиостанции.

Стать диджеем может каждый

  • Это правда. Сейчас не столько важен голос, сколько харизма, интеллект, умение правильно говорить. Голос и дикцию можно поставить уже во время работы специальными упражнениями, если очень захотеть.
  • Прежде чем вакансия радиоведущего попадает «вовне», сначала диджея ищут из «своих». Очень часто ведущими становятся курьеры, охранники, менеджеры по рекламе, маркетологи. То есть те, кто уже работает внутри радиостанции, понимает ее формат и всю кухню. Редактор уже знает этих людей, их возможности и что из них можно вылепить для эфира. Многие ведущие именно так попали в эфир. Так что, если есть мечта стать ведущим, а берут только курьером, соглашайтесь. Вы окажетесь в эфире гораздо быстрее любого человека «с улицы».
  • С некоторых пор стали популярны школы радио, которые выросли по стране как грибы. Это отличная коммерческая находка, просто золотая жила. Но из всех выпускников устраиваются на работу всего 5 %. А все потому, что школа радио — это теория. Практики ничтожно мало. Придя на работу, вам нужно будет осваивать профессию с нуля. Редакторы не очень любят выпускников школ радио, потому что их уже научили неправильно. Правда, есть один плюс: занятия ведут профессионалы и мэтры эфира. Но за 2 часа у них мало чему научишься, особенно если к профессии не подготовлен.
Читайте также:  Чем полезно оливковое масло для ребенка

О зарплате

  • Есть стереотип, что диджеи много получают, потому что «ну они же звезды». Это не так. Радио — это вообще не про деньги, это про любовь к эфиру. Средняя зарплата радиодиджея в регионах — 15 тыс. рублей. В Москве — 50–60 тыс. рублей (в зависимости от количества смен), да и за эту сумму ты будешь выполнять еще много других обязанностей.
  • У всех диджеев есть вторая работа или совмещение в пределах одной радиостанции. Начальство, как правило, не против. Я долгое время работала диджеем и копирайтером одновременно. Но чаще всего диджеи — это ведущие мероприятий и вечеринок в ночных клубах, комментаторы местных матчей, коучи и т. д.
  • Много получают только действительно звезды. Например, «Мурзилки» с «Авторадио». Потому что «Мурзилки» — это уже бренд. Их зарплата — коммерческая тайна. Сейчас подобные бренды на радио создаются редко.

Ломаем стереотипы

  • Диджеи на работе много болтают. Это неправда. Мы говорим гораздо меньше, нежели менеджер по рекламе или учитель, например. Но мы должны уметь много говорить, чтобы, если «упадет» эфир, могли долго и интересно говорить на любую тему, пока прибежит инженер техотдела и снова заработает музыка.
  • «Диджей уже 10-й раз ставит эту Бузову!» Диджей никогда НЕ составляет плей-лист. Это делает специальная программа, а корректирует специальный человек — музыкальный редактор. Ведущий уже работает с тем, что есть. Менять песни в плей-листе нельзя, хотя все зависит от законов радиостанции. Поэтому очень часто приходится восхищаться музыкой, которую терпеть не можешь.
  • Случай в баре: «Что это за песня играет? Как не знаешь? Ты ж диджей!» Ведущий не обязан знать все песни на планете и даже те, что звучат в эфире, тоже не обязан знать. Наша задача — подготовиться к эфиру и знать, какая композиция играет именно сейчас. Я могу исполнителя представить, рассказать про него и его творчество и тут же забыть, просто потому что это не мой формат. Кстати, чаще всего вне работы ведущие слушают совсем другую музыку.
  • Все, что показывают в фильмах про радио, — это правда. Ну, может, немного преувеличено. Резко поменять тему эфира, потому что ее взяли конкуренты, вполне возможно, даже если до эфира осталось пару часов. Подшучивать над коллегами, когда те в эфире, — любимое дело всех радийщиков. Вообще легкий хаос на радио — это в порядке вещей: не стоит забывать, что радийщики — люди творческие на всю голову. Главное правило радио: весь хаос остается за эфиром. В эфире все должно быть идеально. И сделать эфир таковым — как раз задача ведущего.

Плюсы и минусы

  • Ранние подъемы утренних ведущих — это самая что ни на есть жесть. Если в 7:00 начинается эфир, это значит, что в 6:00 ты должен быть уже в студии. Значит, до этого ты должен приготовиться к эфиру. Вот и посчитайте, во сколько нужно проснуться. Особенно зимой, когда вокруг темно и холодно. А потом еще и фонтанировать эмоциями. У моей коллеги, которая 3 года проработала на утреннем шоу, сбились все биологические ритмы, изменился метаболизм, и она поправилась на 18 кг. Так происходит не у всех, но по здоровью бьет сильно.
  • О зарплате уже было сказано, здесь все понятно. И это, безусловно, минус.
  • Творческое выгорание неизбежно. Каждый день идешь на работу и думаешь: что сегодня я должна сказать людям, чтобы им захотелось радоваться жизни? Когда за окном минус 30 °С, меня накануне бросил парень и я небеспричинно с большого похмелья — что я должна говорить людям? А ведь я должна создавать настроение. Иначе зачем это все?
  • Многое зависит от коллег. Были эфиры, когда мы с коллегой смеялись от души, с нами смеялся и слушатель. А были моменты, когда выходишь в эфир, а напарник тебе как зайцу пятая лапа — не просто не помогает, но и мешает при этом. В такие моменты хочется наорать на него прямо в эфире. Ибо бесит.
  • К плюсам можно отнести престижность профессии. Как только говоришь, что ты радиодиджей, сразу слышишь: «Че, правда? О, круто!» Тешит самолюбие, не спорю.
  • А вообще, радиодиджей — работа мечты. Это правда. Эфир — он как наркотик: вызывает привыкание, получаешь дикий кайф. Многие бывшие диджеи, которые совсем ушли из профессии, жалеют и готовы вернуться. А многие, создав свой бизнес, все-таки возвращаются и работают за копейки, но для души.

Открылось ли для вас что-то неожиданное в работе радиодиджея?

  • 20+ домашних любимцев, для которых нет ничего проще, чем поднять настроение своему хозяину

  • 15 историй, после прочтения которых руки зачешутся устроить романтический ужин с любимым человеком

  • 25 повседневных вещей, которые смышленые дизайнеры довели до совершенства

  • 20+ человек, которые терпеть не могут то, что любят все. Например, суши

  • 19 шедевров, на которые мы уже не сможем взглянуть ни за какие деньги

  • 15 остросюжетных книг, которые вам захочется прочесть за один присест

  • 12 лайфхаков от пользователей твиттера, которым их научила жизнь

  • 20 мультфильмов, которые стоит показать ребенку, пока он окончательно не повзрослел

  • 20+ человек рассказали о татуировках, которые круче, чем любой китайский иероглиф

  • 17 фотографий животных, за каждой из которых скрывается целая история

  • 20+ неожиданных вещей, которые можно купить в продуктовых магазинах разных стран

  • 16 животных, которыми природа хотела всех впечатлить, и ей это удалось

  • Продавцы рассказали, что не стоит делать в магазине, чтобы вас не считали проблемным клиентом

  • 10 ученых и писателей, чьи заслуги недооценили из-за того, что они женщины

  • 12 киноляпов, которые заметили лишь самые придирчивые зрители

  • 20+ вещей, которые выводят людей из себя до тех пор, пока они не узнают о них правду

Читайте также:  Горючее полезное ископаемое в болоте из отмерших

Источник

В России 7 мая отмечается профессиональный праздник работников связи – День радио. Именно 7 мая 1895 года физик Александр Попов произвел первый в нашей стране сеанс радиосвязи, в 1925 году эта дата была впервые отмечена в СССР, а с 1945-го праздник отмечается ежегодно.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Сегодня, наверное, треть людей хотят стать ведущими на радио: рассказать про погоду, прочитать новости, сделать свою авторскую музыкальную программу, ну или просто побывать в радийном закулисье. Если в 1990-е годы ведущим мог стать практически любой человек, который хоть как-то умеет правильно говорить, то в настоящее время попасть к микрофону удается не каждому. О том, как стать радиоведущим и какие скороговорки при этом нужно знать, рассказал главред m24.ru, диктор и журналист Александр Горностаев.

Голос как визитная карточка

Для начала откроем первый секрет ведущего на радио – это голос. Главное требование к радийному оратору заключается в красивом тембральном окрасе и отсутствии так называемых милизмов (лишнее эмоциональное окрашивание слов). Другими словами, голос ведущего должен быть четким и без каких-либо дефектов.

Кстати, если у человека есть небольшие нарушения дикции, их можно легко исправить. Для этого необходимо выбрать профессионального преподавателя по технике речи и начать проводить с ним сеансы по совершенствованию произношения. Обычно занятия начинаются с прослушивания голоса, человек садится к микрофону и начинает говорить, его голос записывается и затем прослушивается вместе с преподавателем. На записи слышны все недочеты и лишние звуки, к которым относятся лишние согласные и гласные звуки при произношении, неправильные интонации и «урезанные» окончания слов.

Бренд-войс телеканала «Москва 24» Вера Коцюба – о технике речи и силе голоса

После правильной постановке «диагноза» преподаватель начинает исправлять речь будущего ведущего. Например, если ученик плохо выговаривает букву Р, то ему предлагается сложный на первый взгляд ряд буквосочетаний: «РЛИЛРИ – РЛЭЛРЭ – РЛАЛРА – РЛОЛРО – РЛУЛРУ – РЛЫЛРЫ» или «ЛРИРЛИ – ЛРЕРЛЕ – ЛРЯРЛЯ – ЛРЁРЛЁ – ЛРЮРЛЮ – ЛРИРЛИ».

Если «западает» звук «С» или «Т», то нужно научиться четко произносить: «СТИЗДИ – СТЭЗДЭ – СТАЗДА – СТОЗДО – СТУЗДУ – СТЫЗДЫ».

Произносить эти абракадабры стоит медленно с ударением на первый слог, а затем быстрее. Главное – добиться четкости произношения и представить себя в роли пулемета, который выстреливает этими фразами.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 13

От топота копыт пыль по полю летит

Будем считать, что будущий радиоведущий уже умеет четко произносить все звуки и выучил все нюансы произношения согласных.

Второй секрет говорящего у микрофона – это умение четко, быстро и задорно читать тексты перед микрофоном. В настоящее время существует огромное количество скороговорок, при помощи которых можно натаскать себя на чтение новостей. У ведущего новостного блока на современной радиостанции ограниченно время в эфире. Часто информационный блок не должен занимать более 3–5 минут. За такое короткое время необходимо выложить максимум полезной информации, рассказать про пробки на дорогах и сообщить о погоде на завтра.

Читайте также:  Повышение налога на добычу полезных ископаемых

Многие пользователи социальных сетей видели ролики, на которых учащиеся дикторских школ начинают зачитывать с серьезным видом забавный текст: «В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали…» Эту краткую повесть от А. Пантелеева знают все преподаватели по технике речи и их ученики.

Можно с уверенностью сказать, что если вы этот текст сумеете прочесть быстро и при этом ни разу не ошибетесь в произношении, то дорога на радио вам открыта.

От Лигурии до бесперспективняка

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, дорапортовывал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит-перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк – из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка не пытка.

ЗвОнит или звонИт, вклЮчит или включИт

Третьим секретом любого радиоведущего является правильное произношение ударений в словах. У новичков на радио часто случается культурный шок, и они никак не могут привыкнуть к тому, что телефон все-таки звонИт, а микрофон – включЁн. Еще одной частой ошибкой ведущих бывает неправильное употребление слов надеть и одеть. В данном случае нужно просто запомнить простую истину – «Надеть одежду, одеть Надежду».

Для того чтобы правильно ставить ударения в словах, каждый уважающий себя диктор приобретает специальный орфоэпический словарь. Его можно найти на полках любого крупного книжного магазина. Обычно он называется «Словарь ударений для дикторов радио и телевидения».

Для человека, который хочет добиться своей цели, нет преград. Если вы сейчас решили стать радиоведущим – будьте им!

Источник