Чему полезному можно научится в школе
Данный текст написан с помощью блоговой платформы Newtonew.Impact. Подробнее о том, как пользоваться платформой, можно прочитать здесь.
Речь пойдёт не о профильной математике (эта наука не всем нужна), и не о биологии даже, которая лично мне ближе прочих строчек в учебном плане. Но не ради же нюансов клеткостроения будить любимого ребенка в субботу.
А пойдёт речь о том, почему и мой сын будет лишён всех преимуществ домашнего обучения и индивидуального подхода и будет посещать общеобразовательную школу (хорошую, конечно). О том, чему важному может научиться человек в хорошей школе.
Я не буду писать об очевидном: что школа учит добывать знания, переобуваться в сменку, убирать за собой стаканы в столовой, что есть школьные друзья, первая любовь… Но, как человек, выпустивший одиннадцатые классы в шестой раз, расскажу о том, что считаю самым полезным из вынесенного из школьных лет.
Моя коллега рассказала, что её дочь (умница, красавица, почти отличница, заканчивает 11 класс), оказывается, дома говорит, что «если в вузе нужно также целыми днями только учиться, а не жить, то высшее образование получать ну совсем не хочется».
Хорошо, что семья у девочки к её доводам прислушивается, и планируют её поступление в вуз не с такой нечеловеческой погруженностью в науки, как у нас в профильном классе. Ну не хочет человек тратить молодость на погружение с головой в точные науки. Попробовала, не понравилось.
Получается, школа её не только помучила, но и помогла понять свои интересы, границы своих возможностей.
Другая одиннадцатиклассница, отучившись в химическом классе без видимых проблем и с видимыми успехами, решила сдавать литературу и поступать по гуманитарному профилю. Говорит, поняла, что химия – это не её.
Школа вообще помогает многое понять про самого себя. Что мне интересно? Легко ли мне дается это направление? Могу ли я без подготовки написать контрольную? Запоминаю ли я информацию с урока или приходится зубрить? Комфортно ли мне с людьми, у которых похожие интересы? Если ночь просидеть за компьютером, могу я высидеть шесть уроков? Боюсь ли я выступать перед аудиторией?
А главное, школа помогает понять, хочет ли ребенок учиться дальше и в какой форме. Дети, уставшие от теории и решения абстрактных задач, уходят в колледжи и техникумы. Там образование более практическое, приземленное, реалистичное.
Знаю, что есть дети, которые не найдя себя в школе, почувствовали вкус к учебе в училище или техникуме. И есть те, кто, почувствовав вкус к основам наук в школе, отправились покорять самые научные вузы. Или те, кто, отринув путь ЕГЭ, как чересчур формализованный, покорил нужный университет через олимпиады.
Я думаю, мудрость в том, чтобы не пытаться переделать школу под себя, сетуя на сложность или, наоборот, примитивность программ; перегруженность, или, наоборот, расслабленность школьников; отсутствие знаний, или, наоборот, завышенные требования учителей. Нужно присмотреться к ребенку в этой системе. Понять, как он раскрывается, в каком направлении он хочет развиваться, куда он хочет двигаться.
Наверное, по мне трактором проехалась профессиональная деформация, но я не считаю, что процесс исправления ошибок травмирует. Если, конечно, никто не переходит на личности и всё соответствует заранее оговоренным критериям.
Я считаю, что один из важнейших уроков, которые может преподать школа, — это отношение к ошибкам.
Нормально, что первоклассник не умеет видеть свои ошибки, страдает от допущенных ошибок, тревожится от страха перед новыми ошибками. Также нормально для взрослого человека давать себе разрешение на ошибки, на «не быть идеальным», умение свои ошибки переживать спокойно, анализировать их, идти дальше.
Школа в этом ряду является промежуточным звеном, тренировочным полем для отработки этих жизненно важных, необходимых для жизненного успеха навыков.
Именно в неправильных отношениях с ошибками я вижу причину неуспешности школьных отличников в жизни после школы.
Школьные ошибки — они учебные, тренировочные. Ошибся в контрольной — сделай работу над ошибками. Не сдал — пересдай. Сдал на двойку — замнётся под весом других оценок, за домашку там или за лабораторную. Даже двойка за год — это не приговор, она превращается в осеннюю переэкзаменовку.
Вот так и формируется здоровая в отношениях с ошибками психология троечника. Что-то вроде «ничего страшного, двигаемся дальше». Для дальнейшей жизни, насколько я сталкивалась, такой принцип может оказаться очень полезным.
Одна моя коллега однажды сказала: «Я оцениваю не знание физики, я оцениваю решение конкретной задачи». «Какая несправедливость!» — подумала я тогда. Но только потом передумала.
Как оценить знание? Некоторые убеждены, что те самые устные экзамены в вузы оценивали исключительно знания. Видимо, те преподаватели вузов, принимавшие те устные экзамены, обладали каким-то особым умением оценивать хоть и лично, но объективно.
Хотя об этом нам наверняка лучше поведают абитуриенты, провалившие те экзамены. Согласны ли они были с тем, что их знания оказались недооцененными?
Сейчас я и правда оцениваю конкретную работу. Ответы на конкретные вопросы. И учу школьников вписываться в повороты. Уверена, что им в жизни это может пригодиться.
Есть активисты, предлагающие отменить оценки, критерии, стандарты. Они верят, что это лишнее. Я не верю. Не оттого, что я против нестандартных ответов, творческих порывов и выходов за границы обыденности.
Я за то, чтобы отличать стандартное от нестандартного, уже известное от принципиально нового, уместное от неподходящего. И не считаю, что у ребёнка пропадут индивидуальность и творческое начало от того, что я научу его быстро и, совпадая с «ключами» (верными решениями), отвечать на тестовые вопросы или решать генетические задачи стандартными способами.
Я не исключаю из программы олимпиадные задания и парадоксальные примеры, но, даже оценивая творческие задания, учу не путать ошибочные и нестандартные суждения.
А на занятиях по подготовке к ЕГЭ говорю: «Дорогие мои, вы должны попасть в ключи. Не блеснуть своими знаниями биологии, а набрать баллы. В большинстве случаев это совпадает. В остальных — делайте выбор в пользу ключей».
Вот таким ужасам я учу. Зато если в будущем перед бывшими учениками будет поставлена задача набрать баллы в каком-то рейтинге, написать заявку на грант, пройти стандартизированный отбор, то им пригодится умение анализировать критерии для того, чтобы, пускай временно, им соответствовать.
Рано или поздно в школе вам встретится человек, которого невозможно принять. Это может быть задира-одноклассник, неприятный сосед по парте, предвзятый или некомпетентный учитель, злой завуч или кому ещё кто не мил. Жизнь так устроена, что в будущем нас ждет немало таких встреч.
Именно в школе дети впервые сталкиваются с необходимостью общения, взаимодействия, а зачастую и подчинения людям, которым не то что подчиняться, с ними находиться рядом не хочется. И в школе у них есть страховка — родители, другие учителя, классный руководитель, иногда одноклассники или даже директор. Есть люди, которые помогут справиться с ситуацией в эмоциональном плане.
И эти ситуации могут стать точками личностного роста. Особенно если их не раздувать, не преувеличивать искусственно и не усугублять. В любом случае у ребенка остается опыт. Так, можно научиться не доказывать ничего тому, кто не готов слушать. Понять, что не всегда все заканчивается справедливо.
Зачем учить таким гадостям детей? Затем, что им предстоит жить не в зефирном королевстве, управляемом добрыми феями по законам Страшилы Мудрого.
Главное, чтобы школьник в конфликтной ситуации не оставался одиноким, чтобы была поддержка. Чтобы его именно учили, а не обтесывали под свои нормативы.
Внештатный автор
Людмила Некрасова
Я живу и работаю в Новосибирске.
Я всегда, сколько себя помню, хотела работать в школе. Мне нравится атмосфера школьной жизни, мне не мешает шум на переменах, и я стараюсь видеть в своих учениках их лучшие качества. Каждый год 1 сентября я стою на линейке, вечерами проверяю тетради, провожу родительские собрания, на Новый год дежурю на дискотеке, на 8 марта смотрю праздничный концерт, в мае инструктирую по заполнению бланков ЕГЭ. Вроде все повторяется, и в то же время каждый год все происходит по-разному. В чем тут секрет? Почему все вроде бы повторяется, и в тоже время остается неповторимым? Это главный школьный вопрос…
Сайт: schoolquest.ru Профиль в Инстаграм @schoolquest
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Спортивные секции, музыкальная школа, занятия иностранным языком или обучение в языковой школе – это однозначные бонусы для школьника в будущем.
Жизнь становится все более сложной и непредсказуемой. Череда кризисов и других «встрясок» приводит многих родителей в замешательство: куда ребенку идти учиться, чем заниматься, как строить планы на будущее, какая профессия станет востребованной в будущем и обеспечит ребенку стабильную «сытую» жизнь?
Возможно, поэтому многие родители стремятся вложить в свое чадо как можно больше. И эти «инвестиции» весьма оправданы. Ведь в дальнейшей жизни мы пользуемся тем «инструментом», который имеем в своем багаже. Буквально: пользуемся тем, что уже знаем и умеем. Часто в бурлящем жизненном потоке уже просто нет времени и сил на получение дополнительных знаний. После школы нужно выучиться в институте, найти хорошую работу и показать на ней высокие результаты, расти по карьерной лестнице, хорошо зарабатывать и копить на движимое и недвижимое имущество, идти в ногу с передовыми членами общества – одеваться модно, посещать развлекательные мероприятия, отдыхать несколько раз в год на хороших курортах, вкладываться в здоровье и красоту, устроить личную жизнь и создать ячейку общества, родить и воспитать детей, да много чего еще. На все это нужно время и деньги. Эти ресурсы, как правило, не резиновые. Охватить все и сразу смогут далеко не все.
А что же остается большинству? Ответ прост – начинать с малого. То есть, зная непростые перспективы реальной жизни, готовиться к ней заранее. Разберем этот тезис на конкретных примерах. Итак, где можно «соломки подстелить»?
Ребенок будет водить автомобиль?
Сегодняшняя жизнь проходит на колесах. Это раньше все работали в родном городе на заводе-гиганте и толпами ходили пешком из дома на работу и обратно. Сегодня добираться до работы можно несколько часов. Стоит ли говорить о том, что мы просто не представляем поездку в гипермаркет без машины. Баулы с покупками нереально привезти на общественном транспорте.
То же касается поездок с детьми. Мы уже не хотим везти их на автобусе. И если раньше мы сами могли пройти около 2 км до школы с легкостью, болтая с одноклассниками, то теперь нам кажется страшным делом отправить ребенка пешком в школу. Практически всех детей привозят родители.
Сегодня от человека требуется быть мобильным – быстро передвигаться в течение дня. Поэтому, скорее всего, нашим детям обязательно потребуются навыки вождения и права. Когда обучаться, если всегда некогда?
Инструктора утверждают, что самое подходящее время овладеть навыками вождения – старшие классы школы. Очевидные плюсы: все-таки в это время больше свободного времени, чем во «взрослой жизни», потому как перед школьниками стоит пока еще меньше жизненных задач. Они привыкли учиться, и это не выбивает их из «колеи». Наконец, обучаясь как можно раньше, они будут иметь больший опыт вождения, что тоже немаловажно.
Так, опыт Германии говорит о том, что получение прав в раннем возрасте повышает общий уровень водителей. За 20 лет такого подхода удалось снизить количество ДТП в семь раз.
Многие поступают так: обучаются в автошколе на рубеже 16 и 17 лет. С 17 лет уже разрешается сдавать экзамены в ГАИ. Молодые люди сдают, получают документы. А за правами спокойно приходят по достижении возраста в 18 лет. Можно получить права прямо на день рождения, в качестве подарка самому себе! Таким образом, ученик спокойно готовится к ЕГЭ, и получает перед институтом право водить автомобиль.
Ребенок будет создавать семью?
Не стоит «ходить далеко», чтобы убедиться, что многие бытовые проблемы начала семейной жизни возникают из-за того, что молодые люди к ней просто не были подготовлены.
Вспомните своих знакомых, истории с нашего форума. Если обобщить, частые жалобы новоиспеченных жен и мужей сводятся к нескольким пунктам (это может быть один или несколько пунктов – все индивидуально):
- Не умеет готовить.
- Не кладет вещи на место/ не убирает за собой.
- Не умет грамотно распоряжаться финансами/ транжирит деньги на право и налево.
- Не занимается/ не хочет/ не умеет общаться с ребенком.
- Не является ответственным человеком.
- Не умеет справляться со своим настроением: то скучно, то грустно, то «бесит все».
Умение готовить. По первому пункту все понятно: надо учить детей готовить. Но если бы все было так просто, то этого пункта в претензиях просто не появилось. Почему родители не учат ребенка готовить? Ответ банален – родителям некогда. Надо быстренько приготовить, накормить, посуду вымыть и ускоряться по следующим делам. А приобщать ребенка к приготовлению пищи нужно уже с дошкольного возраста.
То есть тогда, когда ребенок не очень послушен, балуется и мешает. Конечно, проще самой слепить пирожки и поставить их в духовку (и получить всеобщую похвалу), чем стойко заниматься лепкой двух пирожков с малышом и подпалить первую порцию выпечки. Да, сложностей здесь не всегда можно избежать. Но поверьте, специального времени для обучения ребенка может так и не появиться. Поэтому стоит ловить совместные моменты, даже если они не всегда «вовремя». Поэтому по мере возможностей, приобщаем ребенка к приготовлению пищи.
Уже с трехлетнего возраста ребенок в состоянии почистить отварное яйцо. Для этого ему потребуется много времени, но надо когда-то начинать и привыкать доводить дело до конца. К тому же, чем это не занятие на развитие мелкой моторики? Лепка пирожков – на ту же тему, аналог занятий с пластилином и т.д. Далее задачи усложняются, но ребенок уже не считает приготовление пищи таинственным процессом, он уже вовлечен в него и задачи усложняются. Родители объясняют, что и в какой последовательности кладут, как происходит процесс приготовления теста, что на что влияет. И это обязательно запомнится! В легкой и непринужденной форме.
Должен ли мальчик уметь готовить? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Кто-то, наверняка, скажет, что это не мужское занятие. Возможно, будет так, что будущему мужчине никогда и не придется этим заниматься, у него будет замечательная жена и устроенный быт. Но лучше иметь и такой козырь в своем арсенале. Известно немало случаев, когда это умение очень пригодилось сильному полу.
Парень хотел завоевать внимание девушки, и прямо скажем, у него это получалось, но сразить ее он смог тем, что сам испек торт и подарил ей. Второй пример несколько печален, но он из жизни. После 50 лет мужчина потерял жену и стал готовить для ребенка-подростка сам, да так, чтобы «как у мамы»: и пироги пек, и салатики к праздникам готовил, щи-борщи, заготовки на зиму делал. Так этой семье было легче пережить тяжелые времена. То же касается и ребят-студентов, которые не умеют готовить самостоятельно. Им остается питаться не всегда полезными полуфабрикатами. Потом это сказывается на их здоровье. Подумайте о том, какой «мужской» минимум должен уметь выполнить ваш сын.
Уборка и порядок в доме. Как мужчине, так и женщине эти навыки пригодятся. Они должны быть систематическими и «непререкаемыми». Поэтому устанавливаем «график дежурств» и инструкцию по технике уборки территории – ее можно оговорить устно. Так дети, помимо самой уборки, учатся быть ответственными и «не забывают» об этом пункте во взрослой жизни.
Общение со своими детьми. Проблемы в общении с собственными детьми часто возникают от отсутствия опыта общения с какими-либо маленькими детьми вообще. Человек элементарно не знает, «что с ними делать», как играть, что говорить, что читать, как развивать и ухаживать. Проще может быть тем, у кого есть младшие братья и сестры, племянники.
Специалисты утверждают, что опыт материнства хорошо «впитывается» у девочек в возрасте от 8-9 лет. Это время их «тренировки». В это время их можно приобщать к играм с малышами у себя дома, в гостях, во дворе. Обращать внимание на нюансы, объяснять, рассказывать какими они сами были в этом возрасте.
Тоже касается и будущих отцов. Им очень полезно представлять «что делать» с детьми.
Позже уже можно не успеть. Дети часто живут отдельно от родителей, даже в другом городе. И оставшись один на один с любимым малышом, они могут испытывать трудности.
Умение справляться с настроением. Все люди разные. У кого-то настроение зависит от личных взаимоотношений, у других – от природных явлений и погоды, у третьих – от сравнения себя с соседями и друзьями, у четвертых – от просмотра программы новостей, у пятых – от атмосферы на работе… Всем требуется стрессоустойчивость. И если «на людях» мы еще можем себя сдерживать, то часто плохое настроение, обеспокоенность и раздражительность выливается на самых близких. Это может привезти к весьма плохим последствиям, вплоть до развода и рукоприкладства.
Поэтому стоит находить как для себя, так и помогать найти детям подходящие способы «разгрузки». Это может быть успокоительный травяной чай с мятой, занятие любимым делом – например, рисованием, бегом, боксом, игрой в дарц и проч.; переключение на спокойный режим через прослушивание музыки или просмотра комедии, сериала. Можно делать друг другу расслабляющий массаж. Но даже не это главное. Самым важным является то, что вы объясняете ребенку, что со стрессом надо работать, а не оставлять ком нарастать, и дать ему с сокрушительной силой обрушиться на близких.
Финансы поют романсы. Тема денег сквозит практически в любом семейном конфликте. Даже проблемы с приготовлением пищи и уборкой можно решить за деньги. Они же могут помочь решить «головную и зубную» боль, облегчить жизнь молодой семьи, наняв помощников по хозяйству, дать их ребенку шанс на лучшее обучение и медицинскую помощь. Деньги нужны, что говорить. Но с ними не все умеют обращаться. Даже наше министерство финансов говорит о том, что люди финансово не грамотны. Этому нужно учить.
Начинаем с семьи. Здесь важен пример. Если вы сами живете не по средствам, то научить ребенка не влезать в долги и экономить практически невозможно.
Если у вас есть какие-то «наработки» по этой теме, то ими стоит делиться со старшими дошкольниками. Например, покупая одежду и обувь на распродаже, объясняйте ребенку, что так выгоднее и на сэкономленные денежки можно купить еще что-то полезное.
В большинстве семей, самой большой расходной статьей будет питание. Объясняйте ребенку на конкретных примерах, где можно сэкономить. Например, десять киндерсюрпризов – равно одному большому торту (или конкретной игрушке, походу на мероприятие, новой футболке), десять жевачек – это , десять чупа-чупсов – это… И так далее.
Все зависит от того, что ребенок просит. Таким образом, вы приучаете его:
1. Делать осознанные покупки.
2. Считать расходы.
3. Делать выбор.
Подробнее с овладением финансами и некоторыми «трюками» экономии вы можете ознакомиться здесь.
В завершении нашей темы, хочу привести список полезных навыков и курсов, которые будут полезны сегодняшнему школьнику как в семейной жизни, в работе, так и в качестве хобби и подработок. Обязательно воспользуйтесь хотя бы одним из пунктов. И дети скажут вам за это спасибо! Потому что приобретут дополнительные «баллы» в конкурентной борьбе их взрослой жизни.
Куда можно пойти учиться дополнительно
Кулинарные курсы. Здесь можно научиться готовить нестандартные блюда из кухни различных народов. Профессиональные повара научат тому, «чего даже мама не знает». Эти навыки пригодятся в семье и могут даже прейти в копилочку ваших внуков. Вы помните про «путь к сердцу мужчины». А значит, вашей дочке будет проще. Старайтесь посещать оригинальные курсы узкой направленности. Пусть девочка узнает о тонкостях изготовления определенного блюда. Может быть, оно станет ее коронным. А возможно, она станет мастером по изготовлению тортов, пряников, кексов или других блюд на заказ.
Кулинарный карвинг – интересное направление для развития творческих способностей будущей хозяйки. Умение украшать праздничные блюда, эффектно преподнести повседневные кушания пригодится как минимум для семейных праздников. Плюс возможность подработать.
Курсы кройки и шитья. Современная индустрия моды настроена на то, чтобы больше продавать, нежели выпускать эксклюзивные шедевры в промышленном масштабе. Одежда обезличивается и становится безразмерной. Это не красит женщину. Если она умеет сама шить, подгонять по своей фигуре, перешивать – то это большой плюс для ее внешности и семейного кошелька. Так же это умение может перейти в хобби или даже собственный бизнес.
Художественный кружок, роспись по дереву или шелку. Это отличные варианты для домашнего рукоделия, в качестве подарков или вариантов для продажи изделий ручной работы.
Сфера услуг. Курсы стилистов, парикмахеров, массажа, маникюра-педикюра, косметологии помогут как самой женщине в поддержании красоты, так и членам ее семьи. Это вполне может перерасти в самостоятельный вид деятельности.
Бухгалтерские, экономические курсы. Они помогут лучше разбираться в финансах, также появится возможность для новой сферы деятельности.
В качестве мужских курсов в копилочку: можно получить права на управление крупногабаритным транспортом, сельхозтехникой, погрузчиком. Может пригодиться обучение на сварщика, слесаря, токаря, электрика и прочие рабоче-бытовые специальности.
Фотокурсы. Они пригодятся как для домашних нужд, так и в качестве возможной подработки.
А чему вы собираетесь научить своего ребенка?
Фото — фотобанк Лори
Источник