Чтение художественной литературы для чего полезна
Иногда встречается мнение, что чтение художественных произведений не имеет никакого смысла, а принести пользу могут только научные или документальные тексты, из-за чего развлекательные книги лучше заменять просмотром фильмов. Конечно, серьезная литература наращивает знания читателя, но представляет собой голые факты. Художественная же оказывает глубокое воздействие, меняя все стороны жизни в лучшую сторону постепенно. Это понимает каждый, кто увлекается ею. Если подробно рассматривать, зачем читать художественную литературу, то существует несколько причин.
Культурный рост
Хорошее художественное произведение – частичка культуры, произведение искусства. У каждого своя история. Любой роман знакомит читателя с разными эпохами, показывает культурные ценности других народов, рассказывает о жизни в других местах, в другое время. Каждая художественная книга обладает красотой и несет в себе ценность.
Этим проникается читатель. Он становится эрудированным, узнавая новые факты из истории и жизни людей. А главное, у него появляется то чувство культуры, которым «пропитаны» литературные произведения. Такое видят окружающие, из-за чего человек становится гораздо привлекательнее.
Развитие эмоций, эмпатии, теории разума
При чтении романов человек погружается в них, испытывая глубочайшие эмоции. Читатель ставит себя на место героя, ощущает то же, что чувствует он, предполагает свои возможные чувства и ощущения на его месте – вот зачем нужно читать художественную литературу. Для большинства такие чувства бесценны. Они развивают эмоции, делают людей чувственными, заставляют почувствовать себя частью чего-то большего.
Больше всего это касается эмпатии. Осознавая, что история является вымыслом, человеку проще соотнести себя с героем. Он начинает не просто чувствовать его, а сопереживать, причем любому персонажу, кем бы он ни был. Причиной сопереживания героем становятся старания автора, который уделяет достаточно внимания мотивациям и анализу поведения персонажей книги. Это чувство остается у человека в повседневной жизни, из-за чего он начинает лучше понимать и по-настоящему поддерживать близких. Такая польза чтения имеет большое значение.
Теория разума представляет собой осознание того, что люди имеют свои чувства, желания, мнения. Чем больше человек развивает «теорию разума», тем лучше понимает окружающих и ему проще становится взаимодействовать с ними. От чтения художественной литературы люди получают максимум развития в этом плане.
интересный факт
Исследования показали, что при медленном вдумчивом чтении произведений, насыщенных описаниями эмоциональных переживаний героев, люди получают опыт, который невозможно испытать от прочтения сухих фактов. Мозг читателя примеряет все на себя, обрабатывая детали, намеки и метафоры, в результате чего активируются те же области мозга, которые работали бы при реальных событиях в жизни.
Развитие творческих способностей
Желание человека заниматься творчеством, создавать новое, не может существовать просто так. Ему необходима постоянная поддержка новыми идеями и взглядами. Польза чтения в возможности взглянуть на мир с другой точки зрения, что так необходимо творческой составляющей в каждом человеке. Мозг читателя открывается для авторского взгляда на различные ситуации и проблемы. Он начинает пытаться предугадать будущие события, а также соотносит их с реальной жизнью, представляя, что бы могло быть на самом деле.
Знакомство с художественными романами представляет собой что-то, напоминающее диалог, происходящий между автором и читателем. Если первый сделал главное, написав этот текст, то задача читателя интерпретировать слова с собственной фантазией, представляя все образы в голове. Это развивает фантазию, которой так не хватает взрослым людям.
Пробуждение любознательности
Художественные произведения – один из лучших способов пробудить любознательность в любом человеке. Делать это очень важно, потому что она необходима для обучения и развития. Чем любознательнее человек, тем больше ему хочется узнавать нового.
Многие склонны считать книги вообще самым лучшим способом заставить человека потянуться к новым знаниям. Статьи, публикуемые в популярных журналах, только доказывают это. Увлечение литературой – лучшее, что можно сделать для тяги к знаниям. А причина такого явления проста: читателем все необычное воспринимается так же, как привычные вещи, отчего происходит толчок к желанию разобраться в некоторых вопросах и пополнить знания.
А ты читаешь художественную литературу?
Принятие перемен
Любители научной фантастики уже привыкли к тому, что вымышленные предметы из их любимых произведений становятся реальностью. А те, кто такие произведения не любит, тоже читали многочисленные статьи о том, как какой-то гаджет, описанный в книге 100 лет назад, был разработан и скоро поступит в продажу во всем мире. Книги помогают осознать: все меняется.
Лучше всего с этим справляется научная фантастика. Представляя себя «не в своей тарелке», читатель учится проще реагировать на необычные события в своей жизни, особенно, на серьезные перемены. Многие могут задаться вопросом, а зачем читать художественную литературу с такой целью, если есть научно-популярная. Она отличается тем, что позволяет гораздо сильнее проникнуться описываемым миром, из-за чего человек учится, а не просто читает, забывая прочитанное через месяц.
Расширение словарного запаса
Польза художественной книги в неизбежном расширении словарного запаса читающего. Чем больше слов человек знает, тем насыщеннее его речь. А человек, умеющий красиво разговаривать всегда приятным собеседником. Помимо увеличения запаса слов, читатель красиво строить предложения, употреблять редкие слова, запоминает правильную грамматику, что становится крайне полезным при устном и письменном общении. Это делает человека интересным и приятным.
По этой же причине человек становится не просто хорошим собеседником, а прекрасным рассказчиком. Он умеет подать историю так, чтобы она была интересной для слушателей. Из его уст она звучит красиво, четко и передает все эмоции, какие необходимы для полного понимания описываемых событий. Такие люди во всем видят интересное, свою отдельную историю.
интересный факт
В 1944 году было проведено исследование на 34 студентах. Был включен короткометражный фильм, в котором постоянно двигались 2 треугольника и круг, а сбоку оставался неподвижный прямоугольник. По итогам просмотра 33 студента из 34 увидели в этом историю, описав круг беспокойным, а треугольники назвали наивным и яростно разочарованным.
Выбор литературы и глубокое чтение
Польза чтения определяется правильным выбором литературы. Если регулярно читать «простые» книги, то пользы будет меньше, чем редкое прочтение классики. Хорошая книга учит читателя легко справляться с построением сложных предложений, быстро наращивает его словарный запас и способствует всестороннему развитию. Чтение же бесполезных книг, которые штампуются пачками и не несут в себе ни малейшей смысловой нагрузки, как и прочтение разных постов в интернете, не дает человеку никакой пользы. Поэтому всегда нужно отдавать предпочтение классическим произведениям.
Глубокое чтение тоже играет важную роль. Оно представляет собой вдумчивое и медленное чтение, при котором активизируются разделы мозга, отвечающие за зрение, речь и слух. Для него потребуется хорошая литература, а не простенькая книжка на один путь до работы. При таком медленном и вдумчивом знакомстве с книгой человек получает намного больше пользы. А развивать чувство эмпатии удастся только при глубоком чтении, потому что только тогда удастся по-настоящему проникнуться произведением. Для тренировки лучше всего подходит чтение:
- стихотворений;
- классических произведений.
С трудностями тренировки такого вида чтения справиться реально. Главное, подходить к вопросу не просто с серьезным настроем, а с большим желанием добиться результатов.
Резюме
Увлекаться чтением – полезное хобби, которое в корне меняет жизнь. Любая художественная книга способна принести пользу, но отдавать предпочтение стоит только тем, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны и признаны классическими – их много, так что тратить время на «пустышки» нет никаких причин. Классика делает жизнь лучше.
Источник
Владислав Аристов · 20 сентября 2015
18,0 K
Если уж говорить о «пользе», то художественная литература не просто полезна — она полезнее. Научпоп всего лишь создаёт иллюзию знания о вещах, в которые мы не хотим углубляться, тогда как художественная литература может коренным образом сформировать нашу способность взаимодействовать с другими людьми.
Существует около ста fMRI исследований на эту тему, где были отмечены следующие корреляции:
— Художественная литература прокачивает эмпатию — способность понимать и переживать эмоции других людей, их мотивацию и внутреннее состояние.
— Чтение художественной литературы помогает справляться с принятием решений в сложных ситуациях, и спокойно воспринимать изменчивость и неопределённость.
— Художественная литература понижает предвзятость, склонность мыслить обобщениями и стереотипами.
— Наконец, на сугубо языковом уровне, чтение развивает грамотность, и способность понимать других и внятно выражать свои мысли.
Всё это происходит потому, что для мозга, грубо говоря, всё реально. Читая книгу, он поджигает те же самые нейроны, которые задействуются, когда всё происходит на самом деле, поскольку моделирование гипотетических ситуаций является первостепенным для нашего выживания. Только верхняя корочка нашего сознания знает, что происходящее нереально, и расставляет приоритеты соответствующим образом. Остальной мозг модулирует всё взаправду.
Именно поэтому литература универсальна для всех культур и эпох. Вживаясь в происходящее, мы как бы проживаем дополнительные жизни, от лица далёких, не имеющих никакого к нам отношения людей, и таким образом мы способны расширять сферу собственного эмоционального опыта, от которого зависит вся наша социальная жизнь — а другой жизни у нас, в общем-то, как бы и нет.
И в этом отношении художественная литература не только полезна, но она полезнее любой другой литературы, включая научпоп, техническую, книги по саморазвитию и беллетристику.
Ссылки на некоторые исследования — в комментарии к вопросу.
А где ссылки на исследования?
По сути чтение определенных книг может привести к развитию:
1) образовательному — как раз здесь имеются в виду учебники, научпоп, энциклопедии и проч., мы получаем знания о том, как устроен мир, академические знания.
2) навыков, умений, и всему, что делает человека более продвинутым в смысле саморазвития: книги о хобби, книги по бизнесу, по self-mana… Читать далее
Среднестатистический выпускник с отсутствием собственной цели
Чтение полезной, хочу подчеркнуть, художественной литературы позволяет человеку развивать себя духовно. Это расширяет твой кругозор, взращивает в тебе некие мысли о том, кто и что ты такое. Заставляет тебя сопереживать героям произведений, а также подталкивает на размышления о той или иной проблеме.
Вот почитал я трилогию повестей Толстого «Детство»… Читать далее
Понятное дело, спорить, что книжки не развивают мозг — бесполезно. Не все конечно, но развивают.
Вопрос интереснее про паблики вк. Могу точно сказать, что такой паблик как TheQuestion (И даже Зашкваршн) развивают, да еще как, если сравнивать со всякими однотипными книжками про вечное.
Так что читайте все, что вам интересно, и вы так и так принесете… Читать далее
мои ответы не являются «глубокомысленными» статьями для ЯДзен
Книга это маленькая жизнь. Чужой опыт, чужие чувства, чужие мысли.
Какой практический смысл можно получить из художественной литературы?
Зачем читать классическую литературу?
Зачем читать художественную литературу?
зачем нужна художественная литература?
Зачем нужно читать художественную литературу в современном мире?
Есть ли смысл читать художественну… Читать далее
мои ответы не являются «глубокомысленными» статьями для ЯДзен
Для удовольствия, конечно. Всё остальное — это просто бесплатные дополнительные опции.
Зачем есть мороженое — не для калорий же, которые в нем безусловно есть? Для удовольствия.
Можно возразить, что от перебора с калориями может быть вред, но и от перебора с книгами тоже может быть вред.
Чем людям нравятся художественные книги? Обычно людям… Читать далее
Любое чтение приносит пользу, при чтении левое и правое полушария мозга активно взаимодействуют через мозолистое тело, таким образом налаживая «магистрали» между полушариями. Чем больше человек читает тем быстрее и лучше роботают эти соединения, что положительно отображается на мыслительных процессах. В зависимости от того что Вы читаете… Читать далее
мои ответы не являются «глубокомысленными» статьями для ЯДзен
мои ответы не являются «глубокомысленными» статьями для ЯДзен
Минимум,развитие воображения и творческих способностей в человеке. Помню,как я лет в 8-9 написал первый рассказ под впечатлением рассказов о природе,которые мы читали в школе. Ну и выработка собственных взглядов на те или иные явления. Прочтите например,антиутопии.
Читаю много полезной литературы, но мало запоминаю. Как это исправить?
Ох, боже, как жизненно. Сталкивалась с этой проблемой.
Кое-что успокаивающее: Майерс в «Интуиции» писал о том, что запоминание и обработка информации проходят одновременно двумя путями — бессознательным и сознательным. Вы можете не помнить, что прочли книгу, но в конкретной ситуации нужная информация всё равно «всплывёт» в голове. Притом, прочитанное меняет вас. Найденное в книге — свежая ли мысль, горячее ли чувство — это сухой остаток, который не исчезнет… Или — пусть даже исчезнет, но проложит дорогу чему-то новому, станет необходимым этапом развития.
Теперь, несколько конкретных советов. Как можно больше обсуждайте прочитанное — это самый лучший способ запоминания. Читайте с карандашом в руках. Делайте заметки. Если читаете не художественное — пытайтесь выделять ключевые тезисы и интересные моменты.
Прочитать ещё 11 ответов
Какие книги нужно прочитать, чтобы развить речь и словарный запас?
Очень рекомендую серию учебников»Детская риторика» и «Риторика» авторского коллектива под руководством Т.А.Ладыженской. Это книги для школьников с 1 по 11 класс и для всех, кто хочет развить свою устную и письменную речь, научиться эффективно и результативно общаться. Занимаясь по этим учебникам, можно в том числе и существенно обогатить свой словарный запас.
Прочитать ещё 10 ответов
Как правильно читать философские и научные труды, чтобы вынести максимум пользы от них?
Программист, хакер, сноб, кухонный философ, эксперт во всех вопросах(нет).
Смотря о каких философах мы говорим. Если это древние греки — Платон, Аристотель, Сократ, Диоген, Эпикур, Плутарх и т.п., то большинство из них можно читать самому. Самое главное — во время чтения не отвлекаться. То есть, аудиокнига для этого 100% не подойдет. Ты должен быть сосредоточен на работе, читать вдумчиво и медленно, если что-то не понял, то перечитывать.
Некоторых философов 20 века можно читать как обычную художественную литературу, ибо на философский смысл авторы типа Сартра, Камю, Фрома не претендуют. Это просто претенциозная, извините, ссанина.
Философов по-сложнее, вроде Гегеля, Витгенштейна, Рассела, Хайдеггера, Юма и т.п. лучше читать во-первых на языке оригинала(если ты этот язык знаешь), а во-вторых, обязательно с интерпретатором — человеком, который посвятил весомую часть своей жизни изучению того или иного труда, и который сможет объяснять скрытые подтексты и странные умозаключения.
Поясню. Во-первых, на языке оригинала могут встречаться такие слова, которые очень трудно переводятся на русский язык. Классический пример — понятие «Das man» у Хайдеггера. «Man» в немецком языке — это безличное местоимение третьего рода. В русском языке такого нету вообще. Объясню что имеется тут введу на примере более знакомого всем языка — английского. Там есть аналог этого слова, он пишется и читается так же, как слово «один» — one. Пример предложения — «One should never be late» — «Опаздывать плохо».В обычной речи такие переводы допустимы, они близки к правде, но в философских трудах это может привести к недопониманию. А если переводчик совсем мудак, то скорее всего и читать такой труд не захочется.
Теперь про порядок чтения. Думаю, ты понимаешь, что браться за учебник по физике для ВУЗов нет смысла, если ты плохо знаешь школьную программу по этому предмету. Та же ситуация ждет тебя и с философскими трудами — почти все философы делают отсылки, а некоторые даже строят свои труды на основе того, что было до них. В связи с этим, рекомендуемая мной последовательность чтения примерно такая: «Государство» и «Симпозий» у Платона, «Метафизика» Аристотеля(желательно в интерпритации в чьей-нибудь, потому что сам Аристотель очень трудно читается), (… пропускаем средние века, все равно не поймешь) => «История западной философии» Декарта => «Критика чистого разума» Канта + спор рационалистов с эмпириками(это не название конкретного труда, просто в лекцию на ютубе послушай), а дальше уже можешь читать интересующих тебя философов и понимать большую часть того, что они пишут. Опять же, не забывай про интерпритаторов, иногда они очень важны)
Почему на уроках литературы учат не критическому чтению, а бездумному впитыванию идей автора?
Доцент Школы филологии НИУ ВШЭ, учитель Лицея НИУ ВШЭ
У этого явления множество причин, но одна из самых важнейших — у нас формы контроля определяют отбор содержания, а не наоборот. Проще говоря, учить стараются тому, что легче проверить, а не тому, что реально может пригодиться в жизни.
Очень сложно оценивать самостоятельность мышления, оригинальность интерпретации, глубину понимания прочитанного. К тому же понятие «авторская позиция» глубоко сомнительно: сам реальный автор (условный «Гоголь») еще на стадии замысла может неоднократно менять его; в процессе написания также «то, что хотел сказать автор» — и «то, что он сказал», может серьезно измениться (так Гончаров хотел высмеять Обломова, но пока писал роман, проникся к своему герою симпатией); и уже после публикации писатель может броситься переделывать написанное или начать объяснять, что же он хотел сказать на самом деле. Поэтому методистами и авторами учебников придумывается некое условное «что нам хотел сказать автор» — и знание этого и стараются спрашивать на ЕГЭ. Например, надо знать, что в «Горе от ума» два конфликта — любовный и социальный. Напишешь, что один — и скорее всего получишь минус балл. При этом сама «авторская позиция» имеет привычку неоднократно меняться даже после смерти автора. Скажем, в советское время надо было писать, что Блок в поэме «12» воспел революцию, а сегодня надо писать, что поэма «12» — суд над революцией. Конечно, есть проблема, что пожилые учителя могут помнить, как правильно надо было отвечать в советское время, а молодой учитель может быть, к примеру, глубоко православным — и у них может быть разное понимание того, «что нам хотел сказать автор». Но эта проблема решается легко: единый учебник по литературе, как это было в СССР или, скажем, в гитлеровской Германии. Единый учебник здорово облегчает задачу проверки, так как даже если он дает несколько точек зрения, их число невелико — их легко запомнить и перечислить все в своей работе на пятерку, некоторые из них — на четверку или одну какую-нибудь — на тройку.
Иначе говоря, не человек, не школьник с его интересами и потребностями до сих пор стоит в центре нынешней системы образования, но — сама эта система, для которой и существует школьник (кого-то же должна она перерабатывать!) Когда это изменится — глядишь, и учителя литературы не только заинтересуются вашей точкой зрения, но и научатся оценивать вашу способность эту точку зрения иметь, излагать и обосновывать.
Прочитать ещё 20 ответов
Почему те, кто писал о пережитых ужасах ГУЛАГа, так долго жили?
историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог
Все долго и счастливо? (так было в вопросе до редактуры модераторами) Варлам Шаламов через 4 года после освобождения заболевает болезнями Меньера и Гентингтона — нарушение ориентации, трясучка всего тела, постепенный отказ нервной системы, 20 лет мучается, постепенно теряя контроль над телом и мозгом, умирает без семьи в доме престарелых совершенно сумасшедшим, не способным себя обслуживать, без копейки денег (его не издавали), — да, в 75 лет (откуда 86?), но человеком в полном смысле слова он, собственно, перестал быть в 69.
Керсновская работала в шахте бурильщиком. После освобождения в 1952 г. она осталась ссыльной под Норильском и продолжала работать в шахте. Ей было 50 лет. В 1960 г. ее снова судили — не за себя, а за сестру за границей — снова приговорили к ссылке, но дальше ссылать было некуда, и она работала там же трактористом и грузчиком. С 1970 г. она могла ходить только на костылях. Умерла — да, в 79 лет, нищей, в Сибири, с пенсией грузчика, на костылях с неходячей сестрой под опекой.
Солженицын после заключения вообще-то успел перенести рак и выжить, выдержать травлю и высылку за границу — но да, он относительно прочих счастливчик.
Как и автор «Погружения во тьму» Олег Волков, который просто не публиковал свои лагерные мемуары и умер в 96 лет, упав в строительный котлован во вдоре своего дома в Москве. Всю жизнь после лагеря старался быть чудаковатым активистом-экологистом, писателем типа Пришвина, чтобы не трогали (ну как и сам Пришвин). Мемуары издали только в 1990-е.
Говорят, то поколение вообще жило долго, потому что естественный отбор — кто выжил, тот становился долгожителем, потому что значит исключительно жизнеспособный организм. Моя бабушка тоже прожила 92 года после революций, Гражданской, репрессий, эвакуации и целины, которые все коснулись ее и ее семьи, из которой она выжила одна. Да и не выжила бы, но попался очень пронырливый и наглый мой дед.
Прочитать ещё 51 ответ
Источник