Что будет за незаконную добычу полезных ископаемых
Источник: Журнал «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»
Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.
Общие требования
Исходя из ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны:
- иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
- привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).
На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах).
Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.
Ключевой момент
Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.
Исключение из общего правила
Статьей 19 Закона о недрах собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков предоставлено право по своему усмотрению в границах этих участков в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществлять:
- добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
- устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 № 1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 № 39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.
Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.
Ключевой момент
Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.
Привлечение к административной ответственности
Пользование недрами без лицензии на пользование недрами – административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, заключающаяся в наложении на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб.
Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.
Арбитражный суд | Реквизиты постановления |
ФАС ВСО | от 13.11.2013 по делу № А19-22913/2012 |
АС ДВО | от 30.09.2014 № Ф03-4233/2014 |
от 11.06.2014 № Ф03-1823/2014 | |
ФАС ЗСО | от 24.04.2014 по делу № А70-8268/2013 |
ФАС МО | от 08.07.2014 № Ф05-6460/2014 |
от 11.06.2014 № Ф05-11034/2013 | |
от 03.03.2014 № Ф05-1021/2014 | |
ФАС ПО | от 24.10.2013 по делу № А65-5453/2013 |
АС СЗО | от 23.09.2014 по делу № А05-1726/2014 |
ФАС СЗО | от 03.03.2014 по делу № А56-26703/2013 |
ФАС УО | от 20.05.2014 № Ф09-2698/14 |
от 17.12.2013 № Ф09-13670/13 |
Штрафных санкций удастся избежать, если наказание будет назначено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок (два или три месяца) начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 поименованной статьи). (Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии, как правило, признается длящимся административным правонарушением – постановления ФАС ВСО от 12.05.2014 по делу № А78-7630/2013, ФАС ДВО от 21.10.2013 № Ф03-4244/2013, ФАС ЗСО от 19.11.2013 по делу № А03-19388/2012.) В свою очередь, днем обнаружения длящегося правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения данного правонарушения (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2). Так, в деле, дошедшем до судей АС ВВО, факт незаконной добычи песка был выявлен прокуратурой в ходе проверки 04.09.2013 с составлением соответствующего акта. Постановление о назначении административного наказания было принято 05.11.2013, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Поэтому арбитры признали незаконным оспариваемое постановление административного органа и отменили его (Постановление от 24.09.2014 по делу № А39-5717/2013). Примеры опоздания привлечения к административной ответственности приведены и в постановлениях ФАС ВВО от 10.02.2014 по делу № А38-2856/2013, ФАС ЦО от 19.07.2013 по делу № А14-79/2013.
Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).
Арбитражный суд | Реквизиты постановления |
ФАС ДВО | от 20.03.2014 № Ф03-624/2014 |
ФАС ЗСО | от 06.03.2013 по делу № А27-14372/2012 |
ФАС МО | от 04.04.2014 № Ф05-2243/2014 |
ФАС УО | от 25.06.2014 № Ф09-3963/14 |
ФАС ВВО | от 02.04.2013 по делу № А38-2787/2012 |
В противном случае в действиях компании будет усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Арбитражный суд | Реквизиты постановления |
ФАС ВСО | от 28.05.2013 по делу № А19-20447/2012 |
ФАС ВВО | от 28.05.2014 по делу № А79-6492/2013 |
ФАС ДВО | от 20.03.2014 № Ф03-624/2014 |
ФАС ЗСО | от 25.04.2014 по делу № А27-6302/2013 |
от 15.02.2013 по делу № А27-13222/2012 | |
ФАС ПО | от 03.04.2014 по делу № А65-14649/2013 |
от 04.03.2014 по делу № А65-14450/2013 |
Еще одно обстоятельство, при наличии которого постановление о привлечении к административной ответственности судом будет признано незаконным, – нарушение проверяющими лицами порядка привлечения к ответственности: например, составление протокола в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления (Постановление ФАС СЗО от 09.06.2014 по делу № А56-50239/2013), или отсутствие доказательств надлежащего заблаговременного извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (Постановление АС УО от 07.10.2014 № Ф09-6513/14).
Ключевой момент
Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.
Возмещение вреда
На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 № 564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:
- вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
- нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
- вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу № 33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу № 33-2180).
Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:
D = Lз + Cл + Cо, где:
– Lз – стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;
– Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;
– Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.
В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.
Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:
Lз = Nбз x Р, где:
– Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;
– Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.
Ключевой момент
Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.
Уплата НДПИ
На основании ст. 334 НК РФ плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Такие лица подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Объектом обложения указанным налогом в силу пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование согласно законодательству РФ.
Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 № ММ-6-21/816@).
Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 № 1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 № 845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 № Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).
В связи с появлением Постановления Правительства РФ № 564, которое, в отличие от Распоряжения Правительства РФ № 1214-р, является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ № 1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу № А52-3535/2013).
Ключевой момент
При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.
* * *
Добыча полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии признается самовольным пользованием недрами, кроме ситуации, когда лицензия не нужна (действует исключение из общего правила). Пользование недрами без лицензии – административно наказуемое деяние, за совершение которого на юридическое лицо накладываются достаточно высокие штрафы (в размере от 800 000 до 1 000 000 руб.). Привлечение нарушителя к административной ответственности не освобождает виновное лицо от еще одной меры ответственности – возмещения государству причиненного вреда, что осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Причем добровольная уплата в бюджет НДПИ при добыче полезных ископаемых без лицензии с 16.07.2013 не считается возмещениеaм нанесенного вреда. Безлицензионное пользование недрами не порождает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДПИ.
Источник
Все недра в нашей стране принадлежат государству.
Использование тех или иных недр на принадлежащих государству территориях возможно на законных основаниях только при оформлении соответствующей лицензии. Самовольные безлицензионные попытки добычи сырья чреваты уголовной ответственностью. К наиболее востребованным видам сырья относится песок.
Песок – незаменимый материал в строительстве и других сферах жизни. В отношении него также действуют особые правила получения разрешений на добычу.
Незаконная добыча песка – это, безусловно, хороший бизнес, но, прежде всего, уголовно наказуемое деяние, за которое можно даже получить реальный срок лишения свободы.
Действующие требования к добыче песка
Итак, главный вопрос в данной ситуации – это нужна ли лицензия на добычу песка? Песок причислен к категории полезных ископаемых, что свидетельствует о том, что его добыча должна быть строго лицензирована.
Природоохранная прокуратура страны контролирует законность использования всех недр, в том числе и песка.
В соответствующих нормативно-правовых актах отражены категории тех субъектов, которые имеют право беспрепятственного осуществлять добычу песка без получения лицензии на этот вид деятельности.
К ним относятся:
- Компании, добывающие песок в границах горного отведения или геологического отвода земель. Для них главным требованием лишь является наличие записи в ОКВЭД о ведении такой деятельности.
- Владельцы садовых, огородных и приусадебных участках. Их деятельность будет считаться законной до тех пор, пока они при добыче песка не покинут границы своего участка, пытаясь похитить песок у соседа.
Добыча песка – это привлекательный вид бизнеса. Именно поэтому коммерческая деятельность по добыче и реализации песка строго лицензируется.
Для того, чтобы начать добычу песка, требуется:
- Получить лицензию на осуществление данного вида деятельности;
- Открыть ИП или юридическое лицо;
- Иметь право собственность на обрабатываемый участок или разрешение на его использование от владельца данной территории.
Чтобы заниматься добычей песка, необходимо иметь в пользовании специальную технику, специалистов по разработке песчаного карьера и маркшейдеров. Без всего этого осуществлять добычу песка будет просто невозможно.
Но все же самое главное – это права. Нелегальная добыча песка является основанием для привлечения к административной и уголовной ответственности.
Добыча песка на землях сельскохозяйственного назначения строго запрещена. Эти земли имеют совсем другое назначение и не должны эксплуатироваться для обеспечения коммерческой добычи песка.
Ответственность за незаконную добычу песка
Ответственность за данное злодеяние назначается на основании характера нарушения законодательства, причиненного ущерба.
Когда добыча песка осуществляется на запрещенной для этого территории, то объектом содеянного выступает безопасность природоохранной территории.
Когда же добыча песка происходит без необходимой для этого документации, то это преступление квалифицируется как незаконная предпринимательская деятельность.
Объектом в этом случае выступают недра, которые потерпели определенный ущерб, необходимый к возмещению в пользу государства.
В зависимости от объемов добытого незаконным путем песка может быть назначена административная ответственность по ст. 8.13 КоАП РФ или уголовная (255 статья УК РФ).
При назначении наказания и квалификации преступления не учитываются мотивы содеянного. Имеет значение лишь прямой или косвенный умысел лица, достигшего возраста 16 лет.
Административная ответственность
В ст. 8.13 КоАП РФ в части 3 указана ответственность за незаконную добычу песка вблизи водных массивов.
Согласно данной норме, нарушителю может грозить:
- Для физического лица установлен штраф в 1500 рублей;
- Для руководителя организации штраф в 3000 рублей;
- Для юридического лица штраф в 30000 рублей.
Кроме того, в КоАП РФ присутствует еще одна статья, по которой может быть привлечен к ответственности субъект, осуществляющий добычу песка без соответствующего на то разрешения.
Это ч. 1 ст. 7.3, согласно которой, злоумышленнику грозит:
- Для физического лица штраф в 5000 рублей;
- Для руководителя организации штраф в 50000 рублей;
- Юридическое лицо штраф от 800000 рублей до 1 миллиона рублей.
Также, если от незаконной добычи песка пострадали интересы отдельных граждан или их имущество, они могут подавать иски о возмещении причиненного вреда в гражданском порядке.
Уголовная ответственность
Добыча песка незаконным способ без действующей лицензии по ст. 255 УК РФ наказывается:
- Штрафом до 200 тысяч рублей;
- Штрафом в размере дохода осужденного до 18 месяцев;
- Лишением права занимать определенные должности или вести определенную деятельность сроком до 3 лет;
- Обязательными работами до 480 часов;
- Исправительными работами до 2 лет.
По ст. 171 УК РФ о незаконной предпринимательской деятельности за несанкционированную добычу песка предусмотрена ответственность:
- Штраф до 300 тысяч рублей;
- Обязательные работы до 480 часов;
- Арест до 6 месяцев.
Если имеют место быть квалифицирующий состав преступления в виде получения особо крупной прибыли, к сроку лишения свободы в 5 лет также добавляется штрафная санкция в 80 тысяч рублей.
Кроме дохода в особо крупном размере в качестве отягчающих обстоятельств в статье указано участие в совершении преступления организованной группы.
Возмещение вреда государству
Недра – достояние государства. Если в отношении виновного лица есть даже административный материал, его вина в содеянном по умолчанию презюмируется. На этом основании он обязан возместить в бюджет сумму ущерба, которую он причинил государству своими действиями.
В эту сумму включаются:
- Стоимость самовольно добытых запасов песка;
- Расходы на восстановление последствий незаконной добычи.
Дело в том, что те лица, которые производят добычу песка на законных основаниях, платят в бюджет соответствующий налог. Недополучая налоги от незаконных добытчиков, государство возмещает причиненный вред.
Как получить разрешение на добычу песка?
Получение разрешения на добычу песка – долгий и сложный процесс. Перед тем, как получать саму лицензию, необходимо одобрение от местного органа власти, разрешающего проведение работ на конкретной территории.
Если участок земли находится в частной собственного, то его отчуждение возможно только по согласию на отвод земли под недропользование.
Необходимые документы для добычи песка представляют собой тот самый перечень, который необходим для получения лицензии. К ним относятся:
- Заявление о получении лицензии с указанием реквизитов юридического лица, данных участка, целей добычи песка с отсылкой к проекту работ.
- Копии свидетельств о праве собственности на технику, которая будет осуществлять добычу.
- Данные бухгалтерской отчетности юридического лица.
- Документы, подтверждающие квалификацию персонала, который будет непосредственно добывать песок.
- Выписка из ЕГРП о собственности или долгосрочной аренде на данный участок.
- Копия квитанции об уплате государственной пошлины.
- Копии уставной документации.
- Справка из налоговой об отсутствии задолженностей.
- Подтверждение наличия на предприятии маркшейдера или договор с маркшейдером, работающим на аутсорсинге.
Лицензия не может быть передана третьему лицу.
Важно отразить структуру финансирования проекта. У комиссии не должно возникнуть вопросов относительно того, сколько у Вас имеется для этого денежных средств.
Если Вами будут получены кредитные средства на добычу песка, предъявите всю кредитную документацию.
Сколько стоит лицензия на добычу песка из карьера? Цена лицензии, если Вы будете подавать документы самостоятельно, будет ограничена только государственной пошлиной в размере 7500 рублей.
Если же Вы решите прибегнуть к помощи специалистов, которые самостоятельно без Вашего участия будут заниматься сбором и подачей документации на лицензию, Вам придется заплатить намного большое – более 100 тысяч рублей.
Сроки лицензии
Лицензия выдается достаточно быстро при условии, что в поданной документации все сведения достоверные и исчерпывающие. Если в них есть недочеты, Вам вернут документы, и придется все переделывать.
В 2020 году лицензирующий орган обязан выдать лицензию в течение 45 дней после поступления заявления.
Вообще лицензия на добычу песка действует на 5 лет. Но в связи с тем, что на старте сложно определить количество необходимого времени на разработку данного месторождения, лицензия может впоследствии продлеваться.
Но это допускается только при отсутствии нарушений в работе компании, добывающей песок.
Лишить компанию лицензии можно при условии нарушений порядка добычи песка или на основании решения суда об аннулировании лицензии.
Если компания прекратила свою деятельность, лицензия будет автоматически аннулирована. Если же предприятие не может выполнить условия разработки месторождения, оно само может выступить инициатором прекращения лицензии на добычу песка.
Всеми недрами в стране владеет государство. Это достояние страны, которая строго контролирует их использование другими участниками. Песок также причислен к категории недр, которые могут добываться только на основании специальной лицензии.
Незаконная добыча песка является преступлением, за которое может грозить уголовная ответственность и огромные штрафы в пользу государства в виде возмещения причиненного стране вреда.
Источник