Что можно сделать полезное для школы

Что можно сделать полезное для школы thumbnail

Что можно сделать полезное для школы

Творчество — это спасение для учёбы. Творческие классы не просто выглядят иначе, они качественно отличаются от всех остальных. Они создают среду, в которой дети выражают свои идеи, думают нестандартно, учатся быстрее и эффективнее. Автор телеграм-канала creativity101 рассказывает главные тезисы из статьи Анны Гуерреро «19 способов сделать обучение в вашем классе более творческим». Иногда для этого достаточно даже просто сменить плакат возле доски.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Авторы международного исследования Teaching and Learning International Survey пришли к выводу, что система российского образования самая бюрократизированная в мире. Исследователи выяснили, что российский учитель трудится больше 46 часов в неделю и тратит целых 15 часов на заполнение планов и отчётов, а также на подготовку к урокам. В общем, российские преподаватели оказались самыми загруженными среди коллег из 36 стран.

В наших школах трудно изменить что-то быстро. Но давайте представим, что всё хорошо и никто не мешает экспериментировать. Ниже несколько советов, которые можно внедрить уже сегодня, и для этого не нужно ждать реформ.

1. Создайте в классе место для визуального мышления

Это может быть отдельная стена в классе или аудитории, на которую можно клеить стикеры, на которой можно рисовать маркерами и фиксировать полученные знания в визуальной форме, а также просто выражать своё отношение к происходящему.

Что можно сделать полезное для школы

Пример визуального размышления учеников на тему отличия «фиксированного шаблонного мышления» от «открытого мышления»

Визуальное мышление даёт ученикам возможность более глубоко понимать информацию. Поощряя учеников связывать полученные знания с «визуальными ассоциациями» на доске, вы даёте им прекрасную возможность для более открытого мышления.

2. Внедряйте обучение через практику

Практическое обучение — отличный способ более глубоко понять традиционное содержание программы и вовлечь учеников на более глубоком эмоциональном уровне, сформировав сильное запоминание.

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».

Конфуций

Математика. Вот несколько отличных примеров «практической математики» на сайте The Guardian. Одно из заданий — попросить учеников сделать бумажный самолётик и попробовать измерить скорость его движения. Правда же, такой урок может запомниться лучше, чем зубрёжка?

Изучение языка и литературы. Вместо домашнего чтения попробуйте практиковать групповое чтение в классе, сделайте так, чтобы каждый ученик имел возможность прочитать свой отрывок произведения и затем обсудите классом услышанное.

3. Сделайте классное пространство более гибким

В рамках вашей школьной программы ученики могут работать над групповыми проектами, индивидуальными задачами, просмотром презентаций, а также другими видами деятельности. У вас же сейчас так?

И вот для поддержки творческого потенциала и повышения мотивации вы можете адаптировать ваш класс в лучший формат для текущей работы. Да, это потребует скорее всего переоборудования, но можно сначала показать эффективность метода, а затем пойти к директору и показать, как круто это сработало и можно сделать ещё лучше, давайте поменяем стулья и парты.

Что можно сделать полезное для школы

На сайте Teach Thought (снова английский) представлено интересное решение для повышения «гибкости» рассадки для фокусировки на разных зонах и разных задачах.

А вот ещё один классный пример — Flexible Learning Environments. Про то, как сделать детям хорошо и повысить комфорт и мотивацию к обучению. И не надо говорить, что «наши балбесы быстро колёсы пооткрутят» — изменить это в вашей власти.

4. Внедряйте нетрадиционные обучающие материалы

Вообще — мой фаворит из предложенных идей. Сегодня один из самых простых к внедрению, помогает развить у учеников «мышление вне коробки» и сильно вовлечь в тематику.

И тут снова небольшой список идей на английском, как сделать процесс обучения более интерактивнвм и интересным. А вот самые доступные и современные способы.

TED talks. Один из лучших образовательных и мотивирующих проектов с тысячами видео-выступлений, очень много с русскими субтитрами. Можно найти практически любую тему. Кстати, TED очень хорошо представлен в России (точно есть в крупных городах) и ребята из команды Российских представителей TED открыты к любому сотрудничеству. Можно попробовать пригласить в вашу школу и провести какой-нибудь TED Kids (придумал на ходу).

Подкасты. Автор ориганальной статьи приводит список 50 educational podcasts, полный идей для вдохновения вашего учебного плана. А я приведу интересный проект, в котором принимал участие в прошлом году — «Будет сделано!», уверен, ученикам школ и студентам вузов он придётся по душе.

5. Поощряйте обсуждения

Избежать бессмысленной болтовни учеников на уроках — трудная задача для учителя. Но, с другой стороны, если вы модерируете обсуждение, то это создаст благостную почву для генерации новых идей и высказывания своего мнения учениками. Если только вы не сторонник «засунь себе своё мнение, я тут говорю».

Открытые дискусси помогают ученикам:

  • мыслить критически относительно материала;
  • сдругие мнения и оценивать их вклад и силу идей;
  • даёт возможность осмыслить идеи друг друга и спланировать совместные действия.

Да, это потребует от учителя полной отдачи, но вознаграждение будет бесценным!

6. Поощряйте больше цветов

Цвет в классе — прерогатива не только начальной школы. Добавьте больше цвета не совсем традиционными способами — сделайте вместе с учениками вдохновляющие плакаты и развесьте их в классе, создайте тематические «настроенные» углы.

Позволяйте ученикам использовать больше цветов при конспектировании, а не только синий. Кто вообще придумал это глупое правило одного цвета? Вы будете удивлены тому, как быстро ученики начинают поглощать и запоминать новую информацию при использовании нескольких цветов.

Что можно сделать полезное для школы

7. Не ограничивайте выполнение задания одним форматом

Разрешите ученикам выбирать формат собственных заданий, позвольте им исследовать задачу, используя формат, который импонирует им больше всего. Например, представьте, что ученики должны написать изложение по какому-нибудь программному произведению. Вместо этого представьте им другие форматы выполнения задания — презентация, документальный фильм, публичное выступление, разработка групповой игры, комикс, инфографика, плакат, коллаж…

Если только вы не боитесь сильных работ.

8. Добавьте юмор в школьную программу

Юмор — важная часть создания творческой атмосферы в классе. Вы можете добавлять его и контролировать процесс, чтобы не скатиться в «Камеди Клаб».

Позвольте своим ученикам придумывать шутки по пройденному материалу, помогайте им. Нарисуйте плакаты или напечатайте постеры лучших каламбуров класса. Сделайте цифровые форматы для постинга в соцсети, дети активно ими пользуются. Вы не знали?

Что можно сделать полезное для школы

Вот небольшой пример каламбура на английском, отлично впишется в уроки языка

Использование юмора в вашем классе ограничено только вашей фантазией, если не знаете что и как сделать, но очень хотите, пишите в наш Креативный чат, поможем.

Читайте также:  Полезно ли есть мед на тощак

9. Повышайте мотивацию с помощью наград

Признание достижений ученика является важной частью процесса творческого обучения. Придумайте грамоты или сертификаты, можно для каждого предмета отдельно. Сделайте «Доску почёта и уважухи» в классе и вешайте сертификаты там, это придаст ученикам стимул продолжать стараться.

Что можно сделать полезное для школы

Начал искать «креативный сертификат в средней школе» и заплакал. Если будете делать свой собственный, привлекайте к его разработке учеников, они сделают круто и ещё будут гордиться своей работой.

10. Заведите видеодневник вашего класса

Главная установка творческого мышления — процесс обучения никогда не заканчивается. Помогите ученикам ретроспективно смотреть на себя, для этого снимайте видеодневник на протяжении всего цикла занятий. Снимать можно как сам процесс, так и короткую рефлексию про прошедшее занятие.

Вот несколько вопросов, которые можно задавать ученикам при записи видеодневника:

  • Что сейчас волнует вас больше всего?
  • Что самое сложное вам нужно сделать прямо сейчас?
  • Кто и чему помогли вам научиться на этой неделе?
  • Было ли это интересно или скучно?
  • Что можно было добавить или убрать?

Эти вопросы добавляют эмоции в процесс обучения, позволяя ученикам стать более вовлечёнными.

11. Визуализируйте цели и задачи с указанием сроков

Внедрите «доску самостоятельного планирования», на которой каждый ученик на день или неделю пишет для себя задачи, с которыми он хочет справиться.

Ставить себе цели и публично заявлять о них — невероятная мотивационная практика. Цели всегда должны быть достижимы.

Что можно сделать полезное для школы

Доска, конечно же, не из российской школы, но принцип передаёт отменно

12. Используйте мотивационные постеры и плакаты

Этот пункт продолжает многие из уже перечисленных. И про цвет, и про юмор, и про мотивацию, но его можно вынести отдельно. Он прост и очень быстро внедряется на уровне класса, если вы всё ещё боитесь выйти за рамки регламентированного учебного процесса и плана или попросить новую мебель в класс, то вот это можете сделать уже сегодня.

Помните над каждой доской надпись «Учиться, учиться и ещё раз учиться. В. И. Ленин»? Это как раз такой пример, только устаревший.

Просмотрите потрясающий список из 50 вдохновляющих плакатов (снова на английском, да что же это такое?), выберите получше и распечатайте их для своего класса.

Что можно сделать полезное для школы

Например такой — «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Правда, это не перевод, а просто по смыслу очень подходит.

13. Проводите классные командные игры

Самое главное здесь — нет правильных или неправильных ответов, важна стратегия и командная игра. Совместные игры позволяют ученикам узнать себя со стороны, развить творческое мышление, улучшить навыки общения и сотрудничества.

14. Используйте дизайн-мышление или ТРИЗ

Сегодня про дизайн-мышление и ТРИЗ не слышал только ленивый. Шутка, вы вполне могли не слышать об этих методологиях, а вас никто не имеет права обвинить в этом. Поэтому я просто заинтересую, если получится.

Дизайн-мышление сегодня — это основа для преподавания творчества и инноваций в школах и университетах по всему миру. Оно позволяет разбить проблему на части и работать поэтапно с каждой из них.

Что можно сделать полезное для школы

Основные этапы дизайн-мышления и обратные связи между ними

Про ТРИЗ картинки нет, есть упрощённый список шагов (алгоритм):

  1. Определить задачу и сформулировать её (как поставлена проблема и как вы её понимаете — разные вещи).
  2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (понять проблему ситуации, найти узкое место).
  3. Выделить ресурсы, которыми обладаем (рассмотреть ресурсы не только в самой системе, но и в подсистемах и надсистемах).
  4. Применить один из приёмов решений (на основе накопленных данных и разработанных таблиц).
  5. Проанализировать решение, подумать, можно ли его улучшить.

Предлагаю подробнее почитать про дизайн-мышление и про ТРИЗ.

15. Празднуйте победы

Про сертификаты и грамоты уже было, но это немного о большем. Празднование побед — это не только окончание четверти, семестра или года обучения, это и пройденная тема, сданные тесты или экзамен, выполненный проект, собранная модель, подготовленный проект, поставленная миниатюра. Как видите, почти всё, что можно себе представить, имеет начало, конец и критерий оценки, а значит можно и победу отпраздновать.

Разрешите ученикам самим придумать, как они будут праздновать победу, пусть они спланируют целую церемонию, хотя можно ограничиться и фотографией со смешными физиономиями…

Например, на окончание года можно сделать целый журнал, в который войдут лучшие моменты с ваших мест визуального мышления, досок настроений, тематических «настроенных» уголков, видеодневника.

Это может быть очень интересно, творчески и уникально.

Что можно сделать полезное для школы

Тут конечно совсем крутой пример, можно и проще. But who knows?

Небольшой тест на закрепление

Предлагаю ответить на вопрос, выбрать один вариант ответа:

Если вы сделаете свой класс более творческим сегодня, завтра вас:

(а) уволят
(б) полюбят
(в) заметят
(г) что-то другое

Есть на западе такой термин «learning journey» — обучающее путешествие или путешествие во время обучения. Хочется, чтобы и наши школы были больше про добро, творчество, самореализацию, уважение, эмпатию и доброе путешествие.

И вот в этом всём роль учителя — главная.

Фото на обложке: Shutterstock (Pressmaster)

Источник

Вам знакомо выражение – «стены давят»? Чаще всего эту досадную фразу можно услышать от людей, работающих в безликих, мало приглядных и лишённых индивидуальности местах. Подобная обстановка непроизвольно сковывает сознание человека и совсем не располагает к творчеству, отдыху и плодотворному труду. Всё это касается взрослых людей. А если в такие условия поместить ребёнка? Особенно, если он только-только вышел из детского сада, где на стенах были разноцветные картинки, вокруг стояли цветы и поделки, было тепло, уютно и комфортно? Так что же необходимо сделать, чтобы школа стала лучше?

Среднестатистическая школа, к сожалению, выглядит не слишком радостно и привлекательно. Ребёнок теряется: новый коллектив, педагоги и завершают картину – безликие школьные помещения. Далеко не все дети способны в подобных условиях раскрыться перед окружающими, показать свои таланты, идти в школу с радостью и желанием. Удручает то, что ребёнок будет проводить здесь по 5 — 7 часов своей жизни 5 — 6 дней в неделю. Многие детки начинают стесняться, грустить и пытаться раствориться в общей массе, кто-то бунтует и прогуливает школу, кто-то просто «течёт по течению».

Читайте также:  Время действия патента на полезную модель

Как же переломить эту ситуацию?

Хочется, чтобы школьники каждый день торопились в школу не потому что «надо», а потому что там они узнают что-то новое, интересное, необычное и полезное. В этом может помочь создание особой «интеллектуальной» атмосферы в классах и помещениях школы. Сделать каждое из них особенным, необычным, со своей яркой индивидуальностью.

  1. shkola-stala-luchsheТолько представьте себе класс рисования, где вместо парт – мольберты. На стенах висят репродукции картин Шишкина, Репина, Серова. На стеллажах — различные виды красок, мелков и карандашей. А в коридорах школы устраиваются выставки самых интересных и талантливых работ учеников.
  1. shkola-stala-luchsheКабинеты физики и химии должны быть наполнены всеми инструментами и приспособлениями, которые помогают освоить эти науки. Чем больше, тем лучше. Представьте себе, что они вдруг стали похожими на одну из супер-лабораторий, которые так любят показывать во всевозможных фильмах для детей про злых или добрых учёных. Подобная обстановка поможет им разобраться для чего нужны эти предметы, как всё это устроено и работает.
  1. Кабинет географии может стать своеобразным кораблём, на котором ребята открывают новые земли, горы, реки и станы. В этом им помогут карты, измерительные приборы глубины и высоты, гидрологические приборы и прочие необходимые инструменты. Для каждого из кабинетов можно придумать что-то в интерьере своё, особенное и при этом очень полезное.
  1. Есть и другие пути, чтобы сделать интерьер в школах более радужным и радостным. Применение цветотерапии уже давно известно человечеству и всё чаще применяется во всевозможных областях:
  • красный цвет будоражит, настраивает человека на активное времяпровождение. Красный цвет, в разумных пределах, необходимо использовать в кабинетах точных наук, где надо быть сосредоточенным;
  • пастельные оттенки в интерьере успокаивают и расслабляют. Их лучше всего применять в кабинетах психологической разгрузки, в кабинетах для творчества, отдыха;
  • золотистые и жёлтые оттенки – дают ощущение радости и тепла, повышают работоспособность;
  • цвет весенней зелени даёт ощущение обновления, новизны, мотивирует к движению вперёд, к знаниям;
  • синие цвета дают ощущения холода. Их, как и черно-коричневую палитру, используют минимально, поскольку помещения, оформленные в таких тонах, угнетают. Используйте эти не хитрые правила при оформления школьного интерьера, а также при выборе цветовой гаммы для формы учеников.
  1. shkola-stala-luchsheСовсем недавно появилось и новое течение – экологический дизайн. Это современное направление призывает нас соблюдать 5 основных правил:
  • Первое – свободное пространство. Не загромождайте помещения массивной мебелью.
  • Второе – освещение. Самое лучшее освещение – естественное или созданное при помощи современных энергосберегающих ламп.
  • Третье – цветовая палитра тёплых природных оттенков. Основные цвета в интерьере – это цвета земли, песка, дерева.
  • Четвёртое – декоративные природные элементы. В этом помогут аквариумы или комнатные растения.
  • И пятое – материалы. Натуральная деревянная мебель, текстиль, каменные вазы. Этот стиль становится всё более востребованным и модным.
  1. Обращайте внимание и на внешний вид учителей, который тоже является частью школьного интерьера. Не зря существует выражение «встречают по одёжке». Дети это очень тонко чувствуют и реагируют, подмечают малейшие детали и соответственно выстраивают своё отношение к педагогу. Вспомните, как одевались гувернантки во времена аристократов. Костюм преподавателя того времени сочетал в себе строгость и элегантность, красоту и сдержанность, поэтому необходимо прилагать некоторые усилия и учителю, чтобы выглядеть достойно, одновременно строго, но и не отталкивающе.

Подводя итоги, можно сказать, что школьные помещения, их интерьер, общее впечатление от них создают многие составляющие. Здесь нет мелочей, нужно обратить внимание на всё: и на детали интерьера, и на цветовую гамму помещений, школьную форму самих учеников, внешний вид педагогов. Всем известно – чем больше своей души мы вложим в воспитание и развитие детей, тем больший и лучший результат нас ждёт в будущем.

Источник

Круто было на новогодних каникулах, правда? Но вот снова школа, бесконечно тянущиеся уроки и куча домашнего задания. И очень-очень мало свободного времени. Может, все не так плохо, как кажется? 😉

Текст:
Ольга Свирина, Анна Архипенко·10 января 2019

Мы подготовили для тебя полезные советы, как сделать так, чтобы школьные будни перестали быть скучными и однообразными.

Начинай свой день правильно

Конечно, если ты просыпаешься с мыслью: «Ну вот, опять в холод и снег тащиться в эту дурацкую школу», такое настроение будет преследовать тебя весь день. Подумай лучше о том, какая вкусная шоколадка лежит у тебя на кухне, куда вы с подружкой отправитесь после школы и о том, что пора бы надеть то классное новое платье, которое ты купила на выходных. И еще: не забудь сделать зарядку!

Если ты ненавидишь школу и все, что с ней связано, то встаешь наверняка за 10 минут до выхода и натягиваешь что попало. Даже если у тебя форма, можно быть модной девчонкой – было бы желание 🙂 Поменяй свое отношения к школьным фифочкам, которые постоянно поправляют волосы, обновляют блеск для губ и болтают о шопинге.

Хорошо выглядеть – не значит быть тупой.

Когда ты чувствуешь себя красивой, твое настроение сразу поднимается, окружающие видят это и с удовольствием болтают с тобой. Как результат – все на позитиве. Красота спасет мир, короче говоря!

Закупись прикольными канцелярскими принадлежностями

Читайте также:  Сдача крови полезна для организма или нет

Блокноты, блоки с разноцветными листочками, красивые тетради, прикольные ручки – все это сделает твои будни красочнее.

Самое время применить арсенал фломастеров, гелевых ручек и маркеров, которые ты накупила для школы. Обязательно украшай свои конспекты звездочками, сердечками и всякими забавными рисунками. Противный препод не разделяет твоей любви к искусству? Поговори с ним об этом. Если ты отлично знаешь предмет, то его не должны смущать сердечки на полях.

Найди свое место в классе и не парься

Серьезно, просто не парься, что думают о тебе окружающие. Тебя считают девочкой-ботаном или пацанкой? Круто!

Войди в образ и активно поддерживай свою легенду.

Ботаничка, значит? И ты такая приходишь в школу в карикатурных очках и бабушкином свитере. Воспринимай школу как театр. Вот только учиться надо по-настоящему 🙂

Участвуй в школьных мероприятиях

Если ты всегда держалась в стороне от всяких театральных кружков, самое время поменять свою позицию. Просто попробуй, и ты, скорее всего, втянешься. Наверняка у тебя в школе проводятся всякие конкурсы талантов, литературные вечера, КВН и прочее. Ты сможешь наладить отношения с одноклассниками и просто клево провести время. Ведь ничто так не сближает, как кружок по интересам. К тому же ты поднимешь свой авторитет в глазах учителей – им нравятся активисты.

Сплетничай на переменах и в столовке

Если кто-то когда-то сказал тебе, что сплетничать – это очень и очень плохо, а все сплетницы будут гореть в аду, то он был в корне не прав! Плохо говорить гадости за спиной и быть лицемеркой, а обсудить новую прическу Аньки и личную жизнь Васи с Машей – дело святое.

Тогда прийти в школу будет сродни просмотру нового эпизода сериала.

Только не увлекайся. Между безобидными сплетнями и вмешательством в чужую личную жизнь существует очень тонкая грань.

Бери вкусную еду в красивых ланч-боксах

Потому что вкусная еда – залог хорошего дня. Тут есть два варианта:

  1. «Ма-а-а-а-ам, а что ты приготовишь мне завтра в школу?»
  2. Сделай сама.

Для кулинарных гениев у нас есть несколько рецептов 🙂

Придумай забавные игры для перемен

Нет, не надо делать домашку на перемене! Тебе нужно отдохнуть от урока, дать мозгу переварить полученную информацию и подготовиться к поглощению новой – для этого перемену и придумали. Конечно, можно почитать книжку или просто посидеть где-то в уголке, залипнув в телефоне. Но круче всего придумать интересную игру вместе с одноклассниками. Пусть не со всем классом, но хотя бы с несколькими отличными ребятами.

Пришло время наконец-то разобраться с понятиями «тайм-менеджмент» и «прокрастинация». Тайм-менеджмент – это технология правильного распределения времени. Проще говоря «как успеть сделать все уроки и выжить». А прокрастинация – вредная привычка заниматься совершенно не актуальными в данный момент вещами вместо того, чтобы приступить к делу. Скажем, к завтрашнему дню тебе нужно решить 10 задач по алгебре, но ты готова сделать что угодно, лишь бы не садиться за уроки: убраться в комнате, сходить за молоком, поменять лампочку…

Пересиль себя, сделай дело – и ты свободна. Совесть чиста, домашнее задание готово – можно гулять!

Найди общий язык с учителями

Зачастую среди них встречаются ну о-о-очень интересные люди, которые смогут дать тебе не только знания по своему предмету, но и что-то жизненно важное. 

Погрузись с головой в свой любимый предмет

Ты терпеть не можешь приводить дроби к общему знаменателю, зато прочитала все и даже больше из списка школьной литературы? И уже даже прокрутила в голове все тезисы твоих будущих сочинений? Не может быть, чтобы в школе не было ни одного интересного тебе предмета! Прислушайся к себе, пойми, к чему лежит душа, и погрузись в этот предмет с головой. А если ты уже в 10–11 классе, то просто обязана разобраться в своих предпочтениях.

Чем раньше ты поймешь, что тебе действительно интересно, тем меньше риск ошибиться с будущей профессией.

Попробуй делать уроки вместе с друзьями

Ходите друг к другу в гости или собирайтесь в школьной столовке, чтобы совместными усилиями решать задачки по алгебре или готовиться к контрольной по биологии. Вместе и проще, и веселее. Конечно, если у вас получится сосредоточиться 🙂 А если вам не особо повезло с креативными учителями, можно разработать свою систему заучивания. Скажем, поставить у тебя дома спектакль по одной из тем учебника по истории.

Полюби тех, кого раньше ненавидела

Это очень полезно – постараться наладить общение с людьми, которые тебе неприятны. Стань миротворцем, подними белый флаг и предложи своим врагам сходить вместе на каток или в кино. Возможно, ничего хорошего из этого не выйдет, но всегда есть шанс, что вы подружитесь! Ты с большей радостью будешь ходить в школу, зная, что там тебя ждет одна большая семья. Есть тут правда и один минус… На выпускном ты будешь рыдать взахлеб.

В школе случается много как хорошего, так и плохого. Травля со стороны одноклассников и даже учителей, домогательства… Хочется еще раз напомнить тебе: если что-то не так, не молчи, говори, действуй. Только ты можешь все изменить!

Источник