Что можно сделать полезного для города
Тактический урбанизм шагает по планете! Этот инструмент активно применяют в крупных городах, когда есть сомнения по поводу того, что именно должно появиться на каком-то участке улицы или когда по тем или иным причинам там можно создать только временное общественное пространство.
Очередной пример приводит издание Houston Chronicle. Жители Хьюстона решили успокоить трафик на перекрёстке, а также повысить безопасность улицы для пешеходов. Люди взяли цветную клейкую ленту, спрей и трафареты и буквально за 10 минут улучшили пространство вокруг себя! Результат был моментальным: водители машин научились останавливаться, не доезжая до обновлённого перекрестка, а пешеходам стало спокойнее переходить дорогу.
Многие участники проекта поначалу задавались вопросом: «А нам вообще позволено это делать?»
Могут ли жители города клеить что-то на дорогу, самостоятельно рисовать разметку?
Идея подобных проектов – малобюджетных, быстрых и работающих по принципу «сделай сам» –далеко не нова. Сам термин «тактический урбанизм» стал широко использоваться примерно с 2010 года, когда специалист по городскому планированию Марк Лайдон начал замечать, что всё больше и больше обычных жителей преобразовывают городское пространство под свои нужды: организовывают самодельные велосипедные дорожки, пешеходные переходы с улучшенной видимостью, общественные пространства. Всё это – способы отобрать город у транспорта и вернуть его жителям.
В Хьюстоне никогда не было нормальной инфраструктуры для пешеходов, поэтому очень удачно, что жители решились на некоторые изменения.
Я уже неоднократно рассказывал про Таймс-сквер, которую сделали пешеходной зоной в 2009 году. Произошло это после того, как в департаменте транспорта Нью-Йорка проанализировали дорожную ситуацию и поняли, что на Таймс-сквер случается слишком много аварий. Людям дали возможность как-то решить эту проблему. Они забаррикадировали Бродвей, расставили складные стулья, и аварий стало меньше! В результате улицу сделали пешеходной – теперь нью-йоркцы даже не могут представить, что по Таймс-сквер когда-то ездили машины.
А вот другой пример из Далласа: два жителя получили согласие властей, привлекли добровольцев и на собранную тысячу долларов за выходные преобразовали часть дороги в общественную зону.
Из четырёхполосной дороги убрали две полосы, и сразу появилась куча свободного места: тут вам и велодорожка, и кафе, и озеленение, и даже пианино.
Но вернёмся в Хьюстон. Здесь это уже не первый случай внедрения тактического урбанизма. Над улучшением городской среды в городе работает ряд некоммерческих организаций и даже особый Департамент трансформации Хьюстона!
Большой вклад в развитие городской среды внёс коренной житель Хьюстона, архитектор и ландшафтный дизайнер Чарльз Тейпли. Одним из его проектов стало преобразование невзрачного устья городской речки в пышную и благоустроенную мини-набережную, которую даже назвали в его честь.
На заболоченной и заброшенной местности сделали красивое благоустройство, что отразилось даже на природе! Там теперь обитают разные виды птиц и даже аллигаторы.
А в 2013-м на одной из центральных улиц Хьюстона сделали парклет. Владельцы машин негодовали: как так, их лишили законного парковочного места!
Несмотря на свой размер, парклет стал очень популярным! Отличный пример копеечного благоустройства, которое понравится всем.
Идём дальше! Самый длительный пример тактического городского урбанизма в Хьюстоне – проект Cigna Sunday Streets.
Проводится уже четвёртый год подряд. Идея простая: каждое воскресенье на одной из улиц перекрывают движение на несколько часов, чтобы люди могли гулять и кататься на велосипедах.
Тут важно отметить, что подобная инициатива – не просто возможность покататься на велике. Проект Cigna Sunday Streets позволил людям посмотреть на городскую среду по-новому, обратить внимание на то, что их окружает, задуматься, почему большую часть года они лишены права на улицы. Неудивительно, что спрос на улучшенную инфраструктуру для пешеходов и велосипедов вырос!
Сначала проект был не очень популярен, но постепенно привлек внимание и мэрии, и крупных частных спонсоров! Здесь кроется суть тактического урбанизма: каждое краткосрочное действие задумано как нечто, что может привести к долгосрочным изменениям.
Ещё важный момент: тактический урбанизм – отличная площадка для тестирования и последующего внедрения идей, как было, например, с Таймс-сквер. Это способ достучаться до власти и дать им возможность оценить успех долгосрочных изменений в сжатые сроки. Что немаловажно, сами жители влияют на то, что в итоге получится! А это укрепляет доверие между ними и руководством города, что в дальнейшем помогает их идеям быть услышанными.
Чиновникам нужно просто выйти на улицу и ощутить на себе положительный эффект такого благоустройства, а он не заставит себя ждать! Для этого не надо организовывать скучные конференции, прямые линии и прочую ерунду. Выйти на улицу и увидеть своими глазами! Только так.
Сразу скажу: в Хьюстоне пришли к такому пониманию не за один день! Все помнят ураган Харви в конце августа? Это ужасная трагедия. Но жителей Хьюстона ураган заставил задуматься о том, как спроектирован их город, как можно его улучшить, чтобы лучше справляться с подобными событиями в будущем.
Тактический урбанизм мобилизует людей на изменения. Он позволяет тестировать идеи с расчётом на долгосрочную перспективу и вовлекает в этот процесс власти. Хьюстон уже созрел для подобного рода инициатив.
Как думаете, а в наших городах такое возможно?
Источник
Городская среда предназначена для удобства людей. И в этом направлении работают кучи умнейших изобретателей, которые постоянно что-то придумывают новое — от мелочей до масштабных проектов, лишь облегчить нашу с вами жизнь, сделать ее интереснее, комфортнее и удобнее. Все для людей. Может и мы скоро доберемся до подобного?
Место для ребенка, чтобы у вас была возможность сходить в туалет
Источник:
Удобное меню, чтобы вы видели, как выглядит пицца
Источник:
Мелочь, но такая нужная — прорезь для сумок
Источник:
Это «стоянки» для велосипедистов — встал на подножку, отдохнул
Источник:
И еще для велосипедистов
Источник:
В маленьком городе Павловск Воронежской области установили на площади станцию технического ремонта велосипедов с питьевым фонтаном и зоной отдыха.
Источник:
Источник:
Отверстия в перилах для слабовидящих людей — чтобы было понятно на каком вы этаже
Источник:
В галерее Флоренции есть объемные копии работ, чтобы слабовидящие люди тоже могли насладиться искусством
Источник:
Сингапур — фонтанчики-увлажнители воздуха
Источник:
Подушка для тех, кто лежит в очках
Источник:
Скамейка с откидной крышей
Источник:
Детские площадки
Источник:
Источник:
Источник:
Свет для всех
Источник:
Городская зарядка на солнечных батареях для мобильных и прочей техники
Источник:
Источник:
Источник:
И к вопросу о мусоре — важнейшая мелочь
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник
Жители глубинки вряд ли оценят экзотику. Но будут искренне благодарны вам за нужные вещи по доступным ценам.
Вести бизнес в городе с населением менее 50 тысяч человек — совсем не то же самое, что делать это в миллионнике. Ещё на этапе планирования нужно учесть местную специфику, в которой есть свои плюсы и минусы. Вот основные:
- Невысокая покупательная способность. Люди в глубинке в среднем зарабатывают меньше, чем в крупных городах. Вряд ли они станут тратиться на продукцию класса люкс, а также на всевозможную «экзотику». Так что бутик брендовых украшений, веганский ресторан или VIP‑парикмахерская с солидным чеком рискуют не найти своих клиентов.
- Проблемы с квалифицированными кадрами. Это может стать барьером для запуска высокотехнологичного бизнеса: вы просто не найдёте нужных специалистов. А переманить их из большого города будет непросто.
- Низкий порог вхождения. И это несомненный плюс. Начать дело в маленьком городке дешевле, чем в мегаполисе, благодаря щадящим расходам на аренду, рекламу и оплату труда.
- Невысокая конкуренция. Нередко в маленьком населённом пункте сложно или даже негде приобрести нужные товары и услуги. Приходится пользоваться единственной альтернативой или вообще ездить в областной центр. И этот фактор может сыграть вам на руку.
Подробно изучив, чего именно не хватает жителям городка, вы сможете занять пустующую нишу, а со временем расширить бизнес и на соседние районные центры. Предлагаем для начала рассмотреть несколько проверенных идей.
1. Точка по продаже шаурмы
Шаурма (шаверма) — любимый многими вариант перекуса на ходу. Её приготовление не требует особых кулинарных навыков, а цена приемлема даже для людей с невысоким заработком.
Сытный и незатейливый перекус вполне способен заменить полноценный обед и пользуется стабильным спросом. Главное — найти удачное место для торговли. Это может быть автобусная остановка, рынок, парк. Впрочем, благодаря мобильности вы сможете поэкспериментировать с разными локациями и обязательно найдёте самую выгодную.
2. Пиццерия
Сложно представить более популярное блюдо, чем пицца. Её заказывают и на обед в будний день, и для праздничного стола. Даже если в городке уже есть заведение, которое специализируется на этом блюде, благодаря большому спросу вы сможете найти свою клиентуру.
Этот бизнес имеет несколько форматов. Самый выгодный — пицца с доставкой. Вам не нужно открывать торговую точку: принимаете заказы по телефону или в интернете и привозите блюдо на дом. Второй вариант — киоск или мини‑заведение на пару‑тройку столиков, где продают пиццу навынос.
Третий формат — полноценная пиццерия — предполагает серьёзные вложения и наличие опыта в сфере ресторанного бизнеса. Но игра стоит свеч: в маленьком городке подобное заведение общепита может стать любимым местом для семейного отдыха, проведения дней рождений и праздников.
3. Мини‑пекарня
Кроме традиционного хлеба, такая пекарня может предложить покупателям лаваши, багеты, лепёшки, булочки, пирожки с самой разной начинкой. А лучшей рекламой станет аромат свежей выпечки. Но нужно помнить, что у этой продукции очень короткий срок хранения. Раскупать её должны мгновенно, поэтому важно выбрать место с гарантированно высоким потоком людей.
4. Ремонтная мастерская
Из‑за невысоких зарплат жители маленьких городов не торопятся относить сломанные вещи на помойку. Починить их обычно дешевле, чем купить новые. Поэтому мастерские по ремонту техники, одежды и обуви, а также предоставление услуг по перетяжке мягкой мебели сулят гарантированную прибыль.
5. Мастерская по изготовлению ключей
Этот бизнес не требует больших вложений, но вам понадобятся навыки слесаря‑инструментальщика, чтобы качественно выполнять заказы.
Для открытия рекомендуется выбирать людное место: рядом с остановкой общественного транспорта, на территории рынка или супермаркета. Также необходимо убедиться, что по соседству нет мастерских, предоставляющих аналогичные услуги. Впрочем, можно попробовать переманить клиентуру выгодными ценами или более быстрым сервисом.
6. Точильная мастерская
Вопреки расхожему мнению, услуги по заточке нужны не только одиноким женщинам. Ими охотно пользуются и мужчины, которые хотят продлить срок службы ножей, свёрл, топоров и пил.
Среди других потенциальных клиентов — парикмахерские и салоны маникюра, кафе и столовые, а также любые производства, где в ходу режущие инструменты. При этом конкуренция на рынке относительно невысока, а во многих городках подобный сервис вообще отсутствует.
7. Магазин секонд‑хенд
В секонде часто встречается одежда на порядок качественнее, чем на рынке. И при этом она по карману даже пенсионерам. Кроме стационарного магазина, можно рассмотреть вариант выездной торговли в ближайших деревнях и городках. Тут важно создать чёткий график и следовать ему, чтобы ваши покупатели знали, когда вас ждать.
8. Магазин формата «Всё по одной цене»
Магазины товаров по фиксированной цене привлекают не только дешевизной, но и широким выбором. Тут, как правило, можно купить массу полезных мелочей — от настольных ламп до канцтоваров и детских игрушек. В данном случае проще воспользоваться франшизой с уже готовым ассортиментом.
9. Небольшой фитнес‑клуб
Идеи здорового образа жизни проникли даже в самые глухие уголки страны. Но не все они охвачены соответствующими услугами. Уютный фитнес‑клуб с абонементом по доступной цене и грамотными инструкторами может привлечь немало благодарной публики. Особенно если ваш спортзал единственный на много километров вокруг.
10. Салон красоты с низкими ценами
Даже мужчины иногда тратятся на стрижку. А женщины — независимо от места жительства — и подавно готовы вкладываться в маникюр, аккуратные брови, макияж и модную причёску. Дополнительным источником дохода может стать продажа профессиональной косметики, которую сложно найти в маленьких городках.
11. Точка с детскими развлечениями
В небольших населённых пунктах не так уж много вариантов развлечений для детей. Далеко не везде есть парки аттракционов. Вы можете занять эту нишу, открыв точку проката мини‑автомобилей или мини‑батут в парке, сквере, на городской площади. Для такого бизнеса не нужно обладать специфическими знаниями. А доход будет выше, если у вас есть грузовой автомобиль, на котором можно перевозить оборудование.
12. Магазин детских товаров
Всё, что связано с детьми, пользуется спросом. Изучите предложения конкурентов и прикиньте, чего не хватает местным родителям. Возможно, это одежда для малышей до двух лет или развивающие игрушки. Лучше, если в вашем магазине будут представлены несколько групп товаров, включая самые ходовые — памперсы, детское питание. Сразу откажитесь от дорогих брендовых вещей или предлагайте их доставку исключительно под заказ.
13. Курсы английского для детей и подростков
Родители, которые пекутся об образовании детей, понимают важность английского. А в школах с этим предметом сейчас большие проблемы — даже в городах‑миллионниках. Удобные по расположению курсы помогут восполнить пробелы образования и к тому же станут источником дополнительного заработка для учителей. С какой стороны ни посмотри, дело благородное. И прибыльное.
Источник
Думаю, вы не раз замечали, что города за границей выглядят гораздо лучше, чем наши. Это связано с тем, что мы мало знаем об урбанистике — науке о развитии городских систем. В советское время города строились одинаковыми и мало менялись. А тем временем мегаполисы в Европе и Северной Америке прошли тернистый путь, всё время совершенствуясь.
В европейской урбанистике были промахи. И сейчас наша страна повторяет тот же путь проб и ошибок вместо того, чтобы поучиться на чужих. Ведь существует много исследований о городском благоустройстве и примеры Запада. Как раз об ошибках в устройстве наших городов и о возможных улучшениях и пойдёт речь далее.
Автобусные карманы
Автобусный карман
Каждый россиянин знает, что перед автобусной остановкой существует расширение проезжей части за счёт тротуара. Это называется автобусным карманом. Этот карман, по идее, помогает автобусам быстрее обслуживать людей, чтобы трафик не мешал автобусу. Но на самом деле эти карманы работают в точности до наоборот. Вместо быстрого обслуживания автобусы передвигаются медленнее, чем если бы кармана не было вовсе. Это происходит из-за того, что автобусу нелегко снова влиться в трафик, особенно в час пик. Кроме того, и некоторые безответственные люди любят парковать машины в автобусных карманах. В отдельных странах делают даже антикарманы, чтобы такие горе-автомобилисты не мешали пассажирам садиться в автобус. Но и здесь есть свои минусы. Так что лучшее решение — не делать карман вовсе. Тогда автобус подъедет к остановке, заберёт пассажиров и без проблем сольётся с трафиком.
Широкие автомагистрали
У нас во всех крупных городах улицы превратились в широкие автомагистрали. Расширяют дороги для того, чтобы пробок было меньше. И часто на этих улицах убирают светофоры и пешеходные переходы. Но в итоге все такие улицы и стоят в пробках, только ещё больших. Расширяя дороги, мы делаем город неудобным для пешеходов и способствуем автомобилизации города, провоцируя таким образом жуткие пробки. Так что надо не расширять улицы и магистрали, а напротив — сужать. Тогда жителям будет удобнее передвигаться пешком и на велосипеде, а машин станет меньше. Светофоры же, наоборот, помогают регулировке трафика и уменьшают пробки.
Приоритеты
Думаю, если вы часто ходите пешком по улице, то вы не раз задавались вопросом, почему город — такой неудобный? А ответ максимально простой — неверные приоритеты. Существует четыре способа перемещения в городе: пешком, на велосипеде, общественным транспортом и на машине. Сейчас приоритет в наших городах отдан автомобилям. Но это в корне неправильно! Автомобили могут себе позволить не так уж много людей. Большинство же ходит пешком. Поэтому приоритет должен быть отдан в первую очередь пешеходам. Не стоит ущемлять права большинства. Тогда и города будут удобны. Следующие по «рангу» велосипедисты. Это те же пешеходы, но с велосипедом. И часто им неудобно перемещаться вместе с машинами или пешеходами. Лучший выход — выделить для них велодорожку. Или обеспечить хотя бы минимальный комфорт для велосипедистов — обустроить съезды на дорогу на пешеходных переходах и велостоянки. Далее преимущество перед частным транспортом должен иметь общественный. За день общественный транспорт перевозит людей гораздо больше, чем машины. Для общественного транспорта было бы хорошо выделять полосу движения. И лишь в последнюю очередь урбанисты должны заботиться о комфорте автомобилистов.
Маршрутки
Каждый видел или регулярно пользуется у себя в городе таким видом транспорта, как маршрутки. Обычно это машины частных компаний, которые зарабатывают на том, что обеспечивают перевозки по маршрутам в час пик. Из-за этого страдают все. Всё бы ничего, если бы эти маршрутки ездили по расписанию, согласованным с городской администрацией. Но нет, компаниям-перевозчикам надо больше заработать. В идеале маршрутки должны ездить вечером, чтобы не мешать расписанию городского транспорта и забирать пассажиров, которые не успели уехать по этому расписанию.
Пёстрые знаки
В наших городах знаки несовершенны. Обычно их много, и они говорят об одном и том же. Например, на одном столбе висит огромный знак о запрете парковки, а ниже висит знак, что вашу машину эвакуируют в случае нарушения. Эти обозначения отвлекают водителя от управления. Вместо двух знаков можно было бы сделать один небольшой. Во время движения он не будет бросаться в глаза, а когда водитель решит припарковаться, то увидит, что парковка запрещена. Похожая ситуация с пешеходными переходами. Они выделяются знаком и цветными полосами. И вместо того, чтобы смотреть на дорогу, водитель отвлекается на знаки и полосы и может не заметить самого пешехода. Лучше делать пешеходные переходы приподнятыми и без разметки, или же выделять полосками по границам без разметки.
Пешеходная улица
Почти все улицы в мире — это компромисс между удобством пешеходов и автомобилистов. Но совсем недавно в городах начали делать полностью пешеходные улицы. Согласитесь, было бы приятно где-то в центре крупного города гулять по улице, где нет машин. Пешеходная улица — это некая альтернатива парка. И она должна быть в каждом крупном городе. Это сделает город приятней и удобней.
Платные парковки
Фото: tema.livejournal.com
Часто в больших городах весь центр заставлен машинами. И обычное явление в микрорайонах — дворы-парковки. И сейчас (благодаря широким автомагистралям!) каждый стремится купить себе машину. Никто не думает о том, что своим автомобилем он занимает место, территорию города. Введя платную парковку, мы добьёмся того, что люди начнут думать дважды, прежде чем покупать машину. Городу станет легче.
Микрорайоны
Фото: gre4ark.livejournal.com
Если вы житель крупного города, то вы обязаны знать о «муравейниках» или «человейниках». Так называют дома в микрорайонах на окраине мегаполиса. Микрорайоны активно строятся в наших странах. Тем временем в Европе почти везде такие районы были снесены, так как превратились в гетто. Основная проблема таких районов — отсутствие инфраструктуры и, как следствие, работы. Инфраструктура — это объекты, необходимые для жизни современного человека (магазины, школы, общественные места, дороги). Утром все жители такого района уезжают, стоя в пробках, на работу в город, район пустеет. Следовательно, нет смысла открывать здесь рестораны или магазины. Только пивнушки! Вечером в микрорайоне обычно тоже нечего делать. Не посидеть в парке (вместо него двор, стоянка или пустырь), не пойти в кафе или в кино. Всё находится в городе. Потихоньку люди уезжают из таких районов, и их заселяют самые низшие слои. Так и появляются гетто. Что же делать? Нужно сносить такие микрорайоны и делать квартальную застройку. Лучше всего, чтобы в квартале сочетались дома разной ценовой категории. Дворы должны представлять собой общественное пространство как для детей, так и для взрослых. Здесь должны быть места работы (офисы и т. д.) и образовательные учреждения (школы, садики). Малый бизнес (кафе, магазины) в таких местах сам по себе начнёт работать. В таком районе и жизнь будет кипеть.
Историческая среда
Историческая среда очень важная составляющая города. Ведь, согласитесь, приятнее видеть центр города с красивыми историческими зданиями, а не высотными современными. Исторические здания делают город привлекательней для туристов. Очень важно сохранять историю, а не уничтожать. И желательно, чтобы была историческая среда (много исторических зданий без современных построек), а не просто исторические здания (вперемешку исторические здания и современные).