Что можно сделать полезного для школы

Что можно сделать полезного для школы thumbnail

Что можно сделать полезного для школы

Творчество — это спасение для учёбы. Творческие классы не просто выглядят иначе, они качественно отличаются от всех остальных. Они создают среду, в которой дети выражают свои идеи, думают нестандартно, учатся быстрее и эффективнее. Автор телеграм-канала creativity101 рассказывает главные тезисы из статьи Анны Гуерреро «19 способов сделать обучение в вашем классе более творческим». Иногда для этого достаточно даже просто сменить плакат возле доски.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Авторы международного исследования Teaching and Learning International Survey пришли к выводу, что система российского образования самая бюрократизированная в мире. Исследователи выяснили, что российский учитель трудится больше 46 часов в неделю и тратит целых 15 часов на заполнение планов и отчётов, а также на подготовку к урокам. В общем, российские преподаватели оказались самыми загруженными среди коллег из 36 стран.

В наших школах трудно изменить что-то быстро. Но давайте представим, что всё хорошо и никто не мешает экспериментировать. Ниже несколько советов, которые можно внедрить уже сегодня, и для этого не нужно ждать реформ.

1. Создайте в классе место для визуального мышления

Это может быть отдельная стена в классе или аудитории, на которую можно клеить стикеры, на которой можно рисовать маркерами и фиксировать полученные знания в визуальной форме, а также просто выражать своё отношение к происходящему.

Что можно сделать полезного для школы

Пример визуального размышления учеников на тему отличия «фиксированного шаблонного мышления» от «открытого мышления»

Визуальное мышление даёт ученикам возможность более глубоко понимать информацию. Поощряя учеников связывать полученные знания с «визуальными ассоциациями» на доске, вы даёте им прекрасную возможность для более открытого мышления.

2. Внедряйте обучение через практику

Практическое обучение — отличный способ более глубоко понять традиционное содержание программы и вовлечь учеников на более глубоком эмоциональном уровне, сформировав сильное запоминание.

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».

Конфуций

Математика. Вот несколько отличных примеров «практической математики» на сайте The Guardian. Одно из заданий — попросить учеников сделать бумажный самолётик и попробовать измерить скорость его движения. Правда же, такой урок может запомниться лучше, чем зубрёжка?

Изучение языка и литературы. Вместо домашнего чтения попробуйте практиковать групповое чтение в классе, сделайте так, чтобы каждый ученик имел возможность прочитать свой отрывок произведения и затем обсудите классом услышанное.

3. Сделайте классное пространство более гибким

В рамках вашей школьной программы ученики могут работать над групповыми проектами, индивидуальными задачами, просмотром презентаций, а также другими видами деятельности. У вас же сейчас так?

И вот для поддержки творческого потенциала и повышения мотивации вы можете адаптировать ваш класс в лучший формат для текущей работы. Да, это потребует скорее всего переоборудования, но можно сначала показать эффективность метода, а затем пойти к директору и показать, как круто это сработало и можно сделать ещё лучше, давайте поменяем стулья и парты.

Что можно сделать полезного для школы

На сайте Teach Thought (снова английский) представлено интересное решение для повышения «гибкости» рассадки для фокусировки на разных зонах и разных задачах.

А вот ещё один классный пример — Flexible Learning Environments. Про то, как сделать детям хорошо и повысить комфорт и мотивацию к обучению. И не надо говорить, что «наши балбесы быстро колёсы пооткрутят» — изменить это в вашей власти.

4. Внедряйте нетрадиционные обучающие материалы

Вообще — мой фаворит из предложенных идей. Сегодня один из самых простых к внедрению, помогает развить у учеников «мышление вне коробки» и сильно вовлечь в тематику.

И тут снова небольшой список идей на английском, как сделать процесс обучения более интерактивнвм и интересным. А вот самые доступные и современные способы.

TED talks. Один из лучших образовательных и мотивирующих проектов с тысячами видео-выступлений, очень много с русскими субтитрами. Можно найти практически любую тему. Кстати, TED очень хорошо представлен в России (точно есть в крупных городах) и ребята из команды Российских представителей TED открыты к любому сотрудничеству. Можно попробовать пригласить в вашу школу и провести какой-нибудь TED Kids (придумал на ходу).

Подкасты. Автор ориганальной статьи приводит список 50 educational podcasts, полный идей для вдохновения вашего учебного плана. А я приведу интересный проект, в котором принимал участие в прошлом году — «Будет сделано!», уверен, ученикам школ и студентам вузов он придётся по душе.

5. Поощряйте обсуждения

Избежать бессмысленной болтовни учеников на уроках — трудная задача для учителя. Но, с другой стороны, если вы модерируете обсуждение, то это создаст благостную почву для генерации новых идей и высказывания своего мнения учениками. Если только вы не сторонник «засунь себе своё мнение, я тут говорю».

Открытые дискусси помогают ученикам:

  • мыслить критически относительно материала;
  • сдругие мнения и оценивать их вклад и силу идей;
  • даёт возможность осмыслить идеи друг друга и спланировать совместные действия.
Читайте также:  Полезно ли смотреть фильмы на английском

Да, это потребует от учителя полной отдачи, но вознаграждение будет бесценным!

6. Поощряйте больше цветов

Цвет в классе — прерогатива не только начальной школы. Добавьте больше цвета не совсем традиционными способами — сделайте вместе с учениками вдохновляющие плакаты и развесьте их в классе, создайте тематические «настроенные» углы.

Позволяйте ученикам использовать больше цветов при конспектировании, а не только синий. Кто вообще придумал это глупое правило одного цвета? Вы будете удивлены тому, как быстро ученики начинают поглощать и запоминать новую информацию при использовании нескольких цветов.

Что можно сделать полезного для школы

7. Не ограничивайте выполнение задания одним форматом

Разрешите ученикам выбирать формат собственных заданий, позвольте им исследовать задачу, используя формат, который импонирует им больше всего. Например, представьте, что ученики должны написать изложение по какому-нибудь программному произведению. Вместо этого представьте им другие форматы выполнения задания — презентация, документальный фильм, публичное выступление, разработка групповой игры, комикс, инфографика, плакат, коллаж…

Если только вы не боитесь сильных работ.

8. Добавьте юмор в школьную программу

Юмор — важная часть создания творческой атмосферы в классе. Вы можете добавлять его и контролировать процесс, чтобы не скатиться в «Камеди Клаб».

Позвольте своим ученикам придумывать шутки по пройденному материалу, помогайте им. Нарисуйте плакаты или напечатайте постеры лучших каламбуров класса. Сделайте цифровые форматы для постинга в соцсети, дети активно ими пользуются. Вы не знали?

Что можно сделать полезного для школы

Вот небольшой пример каламбура на английском, отлично впишется в уроки языка

Использование юмора в вашем классе ограничено только вашей фантазией, если не знаете что и как сделать, но очень хотите, пишите в наш Креативный чат, поможем.

9. Повышайте мотивацию с помощью наград

Признание достижений ученика является важной частью процесса творческого обучения. Придумайте грамоты или сертификаты, можно для каждого предмета отдельно. Сделайте «Доску почёта и уважухи» в классе и вешайте сертификаты там, это придаст ученикам стимул продолжать стараться.

Что можно сделать полезного для школы

Начал искать «креативный сертификат в средней школе» и заплакал. Если будете делать свой собственный, привлекайте к его разработке учеников, они сделают круто и ещё будут гордиться своей работой.

10. Заведите видеодневник вашего класса

Главная установка творческого мышления — процесс обучения никогда не заканчивается. Помогите ученикам ретроспективно смотреть на себя, для этого снимайте видеодневник на протяжении всего цикла занятий. Снимать можно как сам процесс, так и короткую рефлексию про прошедшее занятие.

Вот несколько вопросов, которые можно задавать ученикам при записи видеодневника:

  • Что сейчас волнует вас больше всего?
  • Что самое сложное вам нужно сделать прямо сейчас?
  • Кто и чему помогли вам научиться на этой неделе?
  • Было ли это интересно или скучно?
  • Что можно было добавить или убрать?

Эти вопросы добавляют эмоции в процесс обучения, позволяя ученикам стать более вовлечёнными.

11. Визуализируйте цели и задачи с указанием сроков

Внедрите «доску самостоятельного планирования», на которой каждый ученик на день или неделю пишет для себя задачи, с которыми он хочет справиться.

Ставить себе цели и публично заявлять о них — невероятная мотивационная практика. Цели всегда должны быть достижимы.

Что можно сделать полезного для школы

Доска, конечно же, не из российской школы, но принцип передаёт отменно

12. Используйте мотивационные постеры и плакаты

Этот пункт продолжает многие из уже перечисленных. И про цвет, и про юмор, и про мотивацию, но его можно вынести отдельно. Он прост и очень быстро внедряется на уровне класса, если вы всё ещё боитесь выйти за рамки регламентированного учебного процесса и плана или попросить новую мебель в класс, то вот это можете сделать уже сегодня.

Помните над каждой доской надпись «Учиться, учиться и ещё раз учиться. В. И. Ленин»? Это как раз такой пример, только устаревший.

Просмотрите потрясающий список из 50 вдохновляющих плакатов (снова на английском, да что же это такое?), выберите получше и распечатайте их для своего класса.

Что можно сделать полезного для школы

Например такой — «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Правда, это не перевод, а просто по смыслу очень подходит.

13. Проводите классные командные игры

Самое главное здесь — нет правильных или неправильных ответов, важна стратегия и командная игра. Совместные игры позволяют ученикам узнать себя со стороны, развить творческое мышление, улучшить навыки общения и сотрудничества.

14. Используйте дизайн-мышление или ТРИЗ

Сегодня про дизайн-мышление и ТРИЗ не слышал только ленивый. Шутка, вы вполне могли не слышать об этих методологиях, а вас никто не имеет права обвинить в этом. Поэтому я просто заинтересую, если получится.

Дизайн-мышление сегодня — это основа для преподавания творчества и инноваций в школах и университетах по всему миру. Оно позволяет разбить проблему на части и работать поэтапно с каждой из них.

Читайте также:  Какая печенка полезнее куриная или свиная

Что можно сделать полезного для школы

Основные этапы дизайн-мышления и обратные связи между ними

Про ТРИЗ картинки нет, есть упрощённый список шагов (алгоритм):

  1. Определить задачу и сформулировать её (как поставлена проблема и как вы её понимаете — разные вещи).
  2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (понять проблему ситуации, найти узкое место).
  3. Выделить ресурсы, которыми обладаем (рассмотреть ресурсы не только в самой системе, но и в подсистемах и надсистемах).
  4. Применить один из приёмов решений (на основе накопленных данных и разработанных таблиц).
  5. Проанализировать решение, подумать, можно ли его улучшить.

Предлагаю подробнее почитать про дизайн-мышление и про ТРИЗ.

15. Празднуйте победы

Про сертификаты и грамоты уже было, но это немного о большем. Празднование побед — это не только окончание четверти, семестра или года обучения, это и пройденная тема, сданные тесты или экзамен, выполненный проект, собранная модель, подготовленный проект, поставленная миниатюра. Как видите, почти всё, что можно себе представить, имеет начало, конец и критерий оценки, а значит можно и победу отпраздновать.

Разрешите ученикам самим придумать, как они будут праздновать победу, пусть они спланируют целую церемонию, хотя можно ограничиться и фотографией со смешными физиономиями…

Например, на окончание года можно сделать целый журнал, в который войдут лучшие моменты с ваших мест визуального мышления, досок настроений, тематических «настроенных» уголков, видеодневника.

Это может быть очень интересно, творчески и уникально.

Что можно сделать полезного для школы

Тут конечно совсем крутой пример, можно и проще. But who knows?

Небольшой тест на закрепление

Предлагаю ответить на вопрос, выбрать один вариант ответа:

Если вы сделаете свой класс более творческим сегодня, завтра вас:

(а) уволят
(б) полюбят
(в) заметят
(г) что-то другое

Есть на западе такой термин «learning journey» — обучающее путешествие или путешествие во время обучения. Хочется, чтобы и наши школы были больше про добро, творчество, самореализацию, уважение, эмпатию и доброе путешествие.

И вот в этом всём роль учителя — главная.

Фото на обложке: Shutterstock (Pressmaster)

Источник

У многих учителей есть идеи, как прокачать учеников и улучшить образовательную систему в целом. Но они часто просто не знают, с чего начать и к кому обратиться за поддержкой их идей. Мы поговорили с победителями конкурса «Рыбаков Фонда», которые уже изменили жизнь детей в своих школах, о том, как придумать и реализовать смелый проект.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Создать пространство для свободного общения

Дарья Абрамова, 29 лет, учитель английского языка — проект по созданию коворкинга, Малая Дубна:

Школьных классов и даже зон отдыха недостаточно, чтобы и детям, и учителям было комфортно находиться в школе. Поэтому мы с коллегами задумались о свободном пространстве, где все могли бы общаться в расслабленной обстановке. Школе не хватало неформальности, глотка свежего воздуха: ученики привыкли, что им вещают, а они внимают. Специальная зона с лекторием изменила эту систему.

С появлением общих зон дети стали более открыто общаться, не стесняются попросить помощи у старших, дружат с ними, задают вопросы по учёбе. Бывают классные уголки, а это — уголок целой школы.

Что можно сделать полезного для школы

Несколько раз в месяц к нам приходят спортсмены, врачи, менеджеры крупных компаний, волонтёры общественных организаций. Специалисты рассказывают о себе, о работе, а дети задают им вопросы. Плюс мы приглашаем родителей проводить мастер-классы: ребята уже научились делать скворечники, мастерить цветы из фоамирана (декоративный пенистый материал для рукоделия), лепить из глины. Приходят поделиться знаниями и выпускники — рассказывают о студенчестве, подготовке к экзаменам.

В итоге формируется сообщество. Пообщаться приходят родители, выпускники, просто друзья и родственники учеников. Мы живём в сельской местности, школа теперь — центр социума.

Сначала мы изучали чужой опыт. Чтобы отличить жизнеспособную идею от фантазии, нужно интересоваться, что же происходит в образовании. А когда заполняешь заявку на конкурс, всегда стоит посмотреть на проекты победителей прошлых лет.

В команде мы сразу разделили обязанности, но все прислушивались друг к другу, и обязательно — к детям. Очень важно было узнать, чего они хотят, чтобы не было отстранённости, когда ребята не понимают, для кого это делают. Проект ради проекта работать не будет.

2. Создать сообщество выпускников

Александр Кузьмин, 42 года, директор школы — проект «Лаборатория выпускников», Павловск

Сейчас наши выпускники ведут у ребят курсы по выбору, организуют школьные события, например 20-летие школы, пополняют фонд целевого капитала. Ещё они учредили премию «ДельтаПлан» за успехи в учёбе: если ученик демонстрирует существенный прирост образовательных результатов, то может бесплатно пройти любой интересный ему онлайн-курс.

«Лаборатория» — это и конкретное место, где могут встречаться выпускники, их офис, и пространство генерации идей, общения и сотворчества. Сейчас «Лаборатория» работает по шести направлениям: организация школьных событий, проведение элективных курсов, участие в образовательных программах, наставничество, продвижение школы, фандрайзинг.

Читайте также:  Какие витамины в голубике и чем она полезна

Что можно сделать полезного для школы

Многие выпускники, которые приняли участие в проекте, говорят, что давно хотели вернуться в школу, но не знали, как это сделать. Они не учителя и не наставники, а просто люди, у которых есть ценный опыт. Например, те, кто сейчас учится в МФТИ, ведут курсы по точным наукам. Недавно мастер-класс провёл выпускник журфака, который работает в кино. До этого выступал сотрудник «ВК», рассказывал о специфике трудоустройства в IT-компании.

Самым крупным проектом выпускников стала программа пополнения фонда целевого капитала. У нас маленькая школа с очень строгим отбором, и родители возмещают фактические затраты на обучение своих детей. Не все к такому готовы. Чтобы больше семей могли позволить себе недешёвое образование, на средства, полученные от инвестиции целевого капитала, в 2020 году выпускники запустят программу грантов.

Реализовать проект «Лаборатория выпускников» системно помогло именно участие в конкурсе «Рыбаков Фонда». Пока готовишь заявку и структурируешь свои идеи, лучше понимаешь, что дальше делать.

3. Дать ученикам выбор (и возможность заработать)

Юрий Малиновский, 44 года, заместитель директора школы — малое инновационное предприятие «Территория будущего», пос. Большое Исаково

Мы предлагаем ученикам попробовать одну или несколько из 56 разных профессий — от дизайнера или маркетолога до оператора фрезерного станка. Дети выполняют реальные заказы и получают за них честную оплату. Начинается всё с того, что к нам приходит заказчик с заданием — нарисовать и распечатать визитки, отлить наградные кубки, сделать деревянные игрушки и так далее. Ребята выбирают задачу по душе, собирают команду и приступают к работе.

Мы учим детей управляться с инструментами, на которых работают настоящие специалисты. В специальном классе, который появился благодаря грантовой поддержке, установлены фрезерные станки, 3D-принтеры, станки для лазерной резки.

Наша задача — чтобы ребята из села смогли избавиться от ярлыка, который на них навесили: вовсе не обязательно становиться аграриями, трактористами, доярками

Это сложно. У местных часто нет мотивации. Рядом нет большого города, дети даже не понимали, какие у них есть перспективы, чем можно в жизни заняться.

Что можно сделать полезного для школы

Зато уже в конце прошлого года наших детей позвали учиться в МЭИ, когда они выиграли соревнования по робототехнике. В команде было три человека: программист, инженер, пилот. Ребята создали с нуля робота, и он обошёл даже те модели, которые стоили в десять раз больше. Теперь их ждут в Москве.

Большое Исаково сегодня — элитный посёлок. Оказалось, что достаточно одной школы, которая станет центром социума. Цена земли выросла раза в четыре. Местные бабушки радуются: они теперь миллионерши.

Сейчас мы работаем только с компаниями в Калининградской области, но планируем расширить производство, чтобы ребята смогли брать заказы из других регионов. Отправлять отсюда продукцию достаточно дорого, но можно разработать макет в школе, договориться с заводом в регионе заказчика, чтобы он изготовил детали по нашим чертежам. Я рассказываю детям о таких возможностях, чтобы они понимали — границ в глобальном мире нет.

4. Позволить старшеклассникам быть учителями

Светлана Погадаева, директор школы — проект профориентации школьников как педагогов «Открытая школа активного действия», Междуреченск:

Мы хотели дать школьникам возможность попробовать себя в роли учителей и почувствовать драйв от работы с детьми. Чтобы ребята, которые до этого даже не рассматривали профессию учителя, задумались о ней и кто-то в итоге захотел бы вернуться туда, где ему впервые понравилось учить и учиться.

Что можно сделать полезного для школы

Всего подали заявки 60 учеников. Понятно, что не все они станут педагогами или пойдут учиться на этот профиль. Например, один мальчик сомневался, хочет он быть учителем или программистом. После работы с детьми понял: преподавать здорово, но программирование ему интереснее. Это тоже полезный опыт — избежать ошибок при выборе профессии. Но после целого года в роли учителей 20 человек убедились, что хотят заниматься этим и дальше, — теперь планируют учиться в педагогическом

Во время проекта ребята продолжали учиться в своих школах, а после занятий приходили к нам. Кураторы помогали им оформлять идеи в полноценные курсы для детей с первого по седьмой классы. Учителям самим было чему поучиться: ребята лучше понимали, как заинтересовать других детей, увлечь их материалом.

Меня особенно удивил курс «Здоровье в наших руках», на котором детей учили готовить смузи и слушать своё тело. Стало ясно, что они поднимают вопросы, которые волнуют их самих. Помощь педагогов-кураторов делает этот процесс легче, структурирует его.

Сейчас идёт приём заявок на конкурс «Школа» «Рыбаков Фонда», и если у вас или вашей школьной команды есть новаторская идея или уже реализованный проект, которым вы хотите поделиться с миром, отбросьте сомнения и принимайте участие!

Источник