Что мы делали полезного для нашего города
Тактический урбанизм шагает по планете! Этот инструмент активно применяют в крупных городах, когда есть сомнения по поводу того, что именно должно появиться на каком-то участке улицы или когда по тем или иным причинам там можно создать только временное общественное пространство.
Очередной пример приводит издание Houston Chronicle. Жители Хьюстона решили успокоить трафик на перекрёстке, а также повысить безопасность улицы для пешеходов. Люди взяли цветную клейкую ленту, спрей и трафареты и буквально за 10 минут улучшили пространство вокруг себя! Результат был моментальным: водители машин научились останавливаться, не доезжая до обновлённого перекрестка, а пешеходам стало спокойнее переходить дорогу.
Многие участники проекта поначалу задавались вопросом: «А нам вообще позволено это делать?»
Могут ли жители города клеить что-то на дорогу, самостоятельно рисовать разметку?
Идея подобных проектов – малобюджетных, быстрых и работающих по принципу «сделай сам» –далеко не нова. Сам термин «тактический урбанизм» стал широко использоваться примерно с 2010 года, когда специалист по городскому планированию Марк Лайдон начал замечать, что всё больше и больше обычных жителей преобразовывают городское пространство под свои нужды: организовывают самодельные велосипедные дорожки, пешеходные переходы с улучшенной видимостью, общественные пространства. Всё это – способы отобрать город у транспорта и вернуть его жителям.
В Хьюстоне никогда не было нормальной инфраструктуры для пешеходов, поэтому очень удачно, что жители решились на некоторые изменения.
Я уже неоднократно рассказывал про Таймс-сквер, которую сделали пешеходной зоной в 2009 году. Произошло это после того, как в департаменте транспорта Нью-Йорка проанализировали дорожную ситуацию и поняли, что на Таймс-сквер случается слишком много аварий. Людям дали возможность как-то решить эту проблему. Они забаррикадировали Бродвей, расставили складные стулья, и аварий стало меньше! В результате улицу сделали пешеходной – теперь нью-йоркцы даже не могут представить, что по Таймс-сквер когда-то ездили машины.
А вот другой пример из Далласа: два жителя получили согласие властей, привлекли добровольцев и на собранную тысячу долларов за выходные преобразовали часть дороги в общественную зону.
Из четырёхполосной дороги убрали две полосы, и сразу появилась куча свободного места: тут вам и велодорожка, и кафе, и озеленение, и даже пианино.
Но вернёмся в Хьюстон. Здесь это уже не первый случай внедрения тактического урбанизма. Над улучшением городской среды в городе работает ряд некоммерческих организаций и даже особый Департамент трансформации Хьюстона!
Большой вклад в развитие городской среды внёс коренной житель Хьюстона, архитектор и ландшафтный дизайнер Чарльз Тейпли. Одним из его проектов стало преобразование невзрачного устья городской речки в пышную и благоустроенную мини-набережную, которую даже назвали в его честь.
На заболоченной и заброшенной местности сделали красивое благоустройство, что отразилось даже на природе! Там теперь обитают разные виды птиц и даже аллигаторы.
А в 2013-м на одной из центральных улиц Хьюстона сделали парклет. Владельцы машин негодовали: как так, их лишили законного парковочного места!
Несмотря на свой размер, парклет стал очень популярным! Отличный пример копеечного благоустройства, которое понравится всем.
Идём дальше! Самый длительный пример тактического городского урбанизма в Хьюстоне – проект Cigna Sunday Streets.
Проводится уже четвёртый год подряд. Идея простая: каждое воскресенье на одной из улиц перекрывают движение на несколько часов, чтобы люди могли гулять и кататься на велосипедах.
Тут важно отметить, что подобная инициатива – не просто возможность покататься на велике. Проект Cigna Sunday Streets позволил людям посмотреть на городскую среду по-новому, обратить внимание на то, что их окружает, задуматься, почему большую часть года они лишены права на улицы. Неудивительно, что спрос на улучшенную инфраструктуру для пешеходов и велосипедов вырос!
Сначала проект был не очень популярен, но постепенно привлек внимание и мэрии, и крупных частных спонсоров! Здесь кроется суть тактического урбанизма: каждое краткосрочное действие задумано как нечто, что может привести к долгосрочным изменениям.
Ещё важный момент: тактический урбанизм – отличная площадка для тестирования и последующего внедрения идей, как было, например, с Таймс-сквер. Это способ достучаться до власти и дать им возможность оценить успех долгосрочных изменений в сжатые сроки. Что немаловажно, сами жители влияют на то, что в итоге получится! А это укрепляет доверие между ними и руководством города, что в дальнейшем помогает их идеям быть услышанными.
Чиновникам нужно просто выйти на улицу и ощутить на себе положительный эффект такого благоустройства, а он не заставит себя ждать! Для этого не надо организовывать скучные конференции, прямые линии и прочую ерунду. Выйти на улицу и увидеть своими глазами! Только так.
Сразу скажу: в Хьюстоне пришли к такому пониманию не за один день! Все помнят ураган Харви в конце августа? Это ужасная трагедия. Но жителей Хьюстона ураган заставил задуматься о том, как спроектирован их город, как можно его улучшить, чтобы лучше справляться с подобными событиями в будущем.
Тактический урбанизм мобилизует людей на изменения. Он позволяет тестировать идеи с расчётом на долгосрочную перспективу и вовлекает в этот процесс власти. Хьюстон уже созрел для подобного рода инициатив.
Как думаете, а в наших городах такое возможно?
Источник
Ýòî ïåðåâîä ñòàòüè êàíàäñêîãî óðáàíèñòà Áðåíòà Òîäåðèàíà ‘5 steps to making better cities’, âûïîëíåííûé «Ãîðîäñêèìè ïðîåêòàìè». Îí ãîâîðèò î 5 ïðîñòûõ øàãàõ, êîòîðûå ìîæåò ñäåëàòü ëþáîé ãîðîä, ÷òîáû ñòàòü ëó÷øå, ñîâðåìåííåå è êîìôîðòíåå. Ëþáîïûòíî, ÷òî âàíêóâåðåö Òîäåðèàí îçâó÷èâàåò íåêîòîðûå îøèáêè, êîòîðûå äî ñèõ ïîð ïðîäîëæàþò ñîâåðøàòü äàæå çàïàäíûå ãîðîäà è êîòîðûõ ìû ìîãëè áû ñðàçó èçáåãàòü íà èõ ïðèìåðå.
Äàëåå ïîâåñòâîâàíèå îò åãî ëèöà:
❝Îäèí èç ñàìûõ ÷àñòûõ âîïðîñîâ, êîòîðûå ìíå çàäàþò: «Êàêèå ãîðîäà ÿâëÿþòñÿ ëó÷øèìè â ìèðå?» Ó ìåíÿ åñòü íåñêîëüêî âàðèàíòîâ îòâåòîâ, íî îáû÷íî ÿ ñòàðàþñü ïåðåéòè íà äðóãóþ òåìó ê âîïðîñó, êîòîðûé ìíå êàæåòñÿ áîëåå èíòåðåñíûì: «êàêèå ãîðîäà ïðÿìî ñåé÷àñ äåëàþò âñ¸ âîçìîæíîå, ÷òîáû ñòàòü ãîðàçäî ëó÷øå?»
Ïîñêîëüêó áîëüøàÿ ÷àñòü ìîåé ðàáîòû, ñâÿçàííîé ñ êîíñóëüòàöèÿìè ãîðîäîâ ïî «ïðîäâèíóòîìó óðáàíèçìó» ýòî, ïðîñòûìè ñëîâàìè, ïîìîùü ãîðîäàì ñòàòü ëó÷øå, òî âäîõíîâëÿþùèå ïðèìåðû óñïåøíûõ ãîðîäñêèõ èçìåíåíèé ïðîñòî íà âåñ çîëîòà. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ãîðîäà, êîòîðûå è òàê ïðåêðàñíû óæå äîëãîå âðåìÿ, íå òàê ïîäõîäÿò â êà÷åñòâå ïðèìåðîâ, ïîòîìó ÷òî öèíèêè ñ ë¸ãêîñòüþ ïîñòàâÿò íà íèõ êðåñò. Êàê ÷àñòî ìîæíî óñëûøàòü: «Äà ëàäíî, [âñòàâüòå èìÿ ãîðîäà] âñåãäà òàêèì áûë! Ìû íèêîãäà íå ñòàíåì êàê [ýòîò ãîðîä]!»
Íó è áóäåì ÷åñòíûìè: îòëè÷íûå ãîðîäà ñïîêîéíî ìîãóò ïî÷èâàòü íà ëàâðàõ, âûåçæàÿ çà ñ÷¸ò óìíûõ ðåøåíèé, ïðèíÿòûõ äåñÿòêè èëè äàæå ñîòíè ëåò íàçàä. Ïðåäñòàâüòå Íüþ-Éîðê äî Áëóìáåðãà èëè Ïàðèæ äî Äåëàíîý è Èäàëüãî. Èëè, ìîæåò, ó âàñ åñòü äðóãîé ïðèìåð. Âäîõíîâëÿþò èìåííî ãîðîäà, êîòîðûå ïðèíèìàþò õðàáðûå, êðåàòèâíûå ðåøåíèÿ, ÷òîáû ñòàòü ëó÷øå (äàæå åñëè îíè åù¸ íå ñðàáîòàëè), è èõ æå òðóäíî èãíîðèðîâàòü äðóãèì.
Êàæäûé ãîðîä ìèðà ïîñòåïåííî ïðèîáðåòàåò îïûò, íå ïîêëàäàÿ ðóê ñòàðàåòñÿ ñòàòü ëó÷øå, õîòÿ ñòàðòîâûå ïîçèöèè ó âñåõ ðàçíûå. Äåéñòâèòåëüíî, ìîæíî ñïîðèòü î òîì, êàê ýòî «ëó÷øå» (âêëþ÷àÿ òàêîé íåìàëîâàæíûé ìîìåíò, êàê «äëÿ êîãî ëó÷øå?»), è äàæå êîãäà óæå äîêàçàíà ðàçíèöà ìåæäó òåì, ÷òî ëó÷øå è ÷òî õóæå, íåêîòîðûå ãîðîäà ïîñòóïàþò íåïðàâèëüíî (íå õîòèòå ëè íåìíîãî ìàãèñòðàëåé?). Íî ìíå êàæåòñÿ, ÷òî äàæå ãîðîäà ñ ÷¸òêèì ïîíèìàíèåì òîãî, ÷òî áóäåò ëó÷øå, íå çíàþò, êàê ýòî ñäåëàòü, è ïóòü ê óñïåõó ïîëó÷àåòñÿ äîëãèì.
Çà ìíîãèå ãîäû ðàáîòû ñ ãîðîäàìè ÿ ïðèäóìàë, êàê íà÷èíàòü ðàçãîâîð íà ýòó òåìó «5 øàãîâ, êîòîðûå ñäåëàþò ãîðîä ëó÷øå». Äóìàþ, ýòî ïîìîæåò ñäåëàòü ïåðâûé øàã ê èçìåíåíèÿì, åñëè ëþäè ïîíèìàþò, ñ ÷åãî èì íà÷èíàòü.
Øàã 1: äåëàåì íåïðàâèëüíî
Ê ñîæàëåíèþ, ìíîãèå ãîðîäà âñ¸ åù¸ íàãëÿäíî äåìîíñòðèðóþò, ÷òî îíè íà ýòîì øàãå: ýòî ëþáîé ãîðîä, îò Äàëëàñà äî Ìåëüáóðíà, êîòîðûé ñòðîèò øîññå â ãîðîäå è ÷åðåç íåãî, ðàñøèðÿåò è áåç òîãî øèðîêèå äîðîãè èëè ñòðîèò ðàéîíû ñ íèçêîé ïëîòíîñòüþ è òîðãîâûå öåíòðû, ïîâûøàÿ çàâèñèìîñòü îò àâòîìîáèëåé. Ñóùåñòâóþò ìíîãî÷èñëåííûå äàííûå î çàòðàòàõ è ïîñëåäñòâèÿõ ýòèõ îøèáî÷íûõ äåéñòâèé, íî òå, êòî ïðèíèìàåò ðåøåíèÿ, ïðîäîëæàþò ýòî äåëàòü çà÷àñòóþ èç-çà íåêîððåêòíûõ ïðàâèë è ïðîöåäóð, äèíàìèêè ðûíêà, óçîñòè âçãëÿäîâ èëè ïðîñòî íåóìåíèÿ óïðàâëÿòü. ×òîáû íà ñàìîì äåëå ñäåëàòü ãîðîä ëó÷øå, íóæíî íå òîëüêî íà÷àòü äåëàòü ïðàâèëüíûå âåùè, íî è ïðåêðàòèòü äåëàòü íåïðàâèëüíûå íî çà÷àñòóþ ýòî ñëîæíåå.
Øàã 2: óëó÷øàåì íåïðàâèëüíîå
Âîò ýòîò øàã îáû÷íî ïðîâîöèðóåò áóðíûå äèñêóññèè â ìýðèÿõ è íå òîëüêî. Ãîðîäà ìîãóò ïðèêëàäûâàòü ìíîæåñòâî óñèëèé, ÷òîáû íå îòêàçûâàòüñÿ îò òîãî, ÷òî îíè äåëàþò, è ìîæåò áûòü ñîáëàçíèòåëüíî ïðîñòî ïîõâàëèòü ñåáÿ çà íàéäåííûé ñïîñîá ñäåëàòü íåïðàâèëüíîå ëó÷øå. Ëþáèìûé ïðèìåð: ýëåêòðè÷åñêèå è áåñïèëîòíûå àâòîìîáèëè, äðóãèìè ñëîâàìè, áîëåå ëó÷øèå àâòîìîáèëè êîãäà ïðàâèëüíûé îòâåò «ìåíüøå àâòîìîáèëåé». Èëè, ðàç óæ íà òî ïîøëî, èäåÿ Èëîíà Ìàñêà ïîñòðîèòü áîëåå ëó÷øèå òîííåëè áîëåå ëó÷øèì áóðèëüùèêîì, ÷òîáû ïåðåìåùàòü áîëåå ëó÷øèå àâòîìîáèëè (â ãîðàçäî áîëüøåì êîëè÷åñòâå) ïîä ãîðîäàìè. Ñëèøêîì ìíîãî ìýðîâ ìíå çàÿâëÿþò, ÷òî íå íóæíî ôèíàíñèðîâàòü îáùåñòâåííûé òðàíñïîðò, ïîòîìó ÷òî ìû âñå «÷åðåç íåñêîëüêî ëåò áóäåì åçäèòü íà áåñïèëîòíûõ àâòîìîáèëÿõ» (íåò).
Äðóãèå ïðèìåðû â êîíòåêñòå ãîðîäñêîãî äèçàéíà øèðîêèå àðòåðèàëüíûå äîðîãè ñ áëàãîóñòðîåííûìè ðàçäåëèòåëüíûìè ïîëîñàìè èëè îãðîìíûå ïàðêîâêè, ãäå îáÿçàòåëüíî áëàãîóñòðàèâàòü ïðîñòðàíñòâî ìåæäó ïàðêîâî÷íûìè ìåñòàìè (ÿ áîðîëñÿ çà òàêèå â Êàëãàðè, ïîòîìó ÷òî â òî âðåìÿ ÿ íå ìîã äîáèòüñÿ ïðàâèëüíîãî ðåøåíèÿ çíà÷èòåëüíîãî ñíèæåíèÿ êîëè÷åñòâà ïàðêîâîê). Çíà÷èìûå ëþäè âðîäå òîãî æå Ìàñêà ìîãóò áûòü çíà÷èìûìè ïðîâîäíèêàìè èäåè «óëó÷øèòü íåïðàâèëüíîå», îòâëåêàÿ ïðèíèìàþùèõ ðåøåíèÿ îò ïðàâèëüíûõ äåéñòâèé, íàïðèìåð, ïðàâèëüíîãî çåìëåóñòðîéñòâà è óìíûõ èíâåñòèöèé â ìóëüòèìîäàëüíóþ èíôðàñòðóêòóðó.
Øàã 3: ïûòàåìñÿ ñåñòü íà îáà ñòóëà
Ãîðîäà, êîòîðûå ïåðåøëè íà ýòîò øàã, íà÷èíàþò èíâåñòèðîâàòü â ïðàâèëüíûå âåùè âðîäå îáùåñòâåííîãî òðàíñïîðòà è âåëîèíôðàñòðóêòóðû, èäòè âåðíûì êóðñîì íàïðèìåð, ïðèíèìàòü ïðàâèëüíûå ðåøåíèÿ ïî èñïîëüçîâàíèþ çåìëè. Íî â òî æå âðåìÿ îíè ïðîäîëæàþò äåëàòü íåïðàâèëüíûå âåùè, è, îáû÷íî, â åù¸ áîëüøåì îáú¸ìå. Ìîé ëþáèìûé ïðèìåð ðåøåíèå Äåíâåðà ïîñòðîèòü òðàìâàéíóþ ëèíèþ è â òî æå âðåìÿ ðàñøèðèòü õàéâåé ðÿäîì ñ íåé, ñòðîÿ ãèãàíòñêèå ïàðêîâêè ðÿäîì ñ îñòàíîâêàìè òðàìâàÿ. Èëè âîò àâñòðàëèéñêèé Áðèñáåí, ãäå èíâåñòèðóþò â ñêîðîñòíîé àâòîáóñ è âåëîøîññå ïîä ìàãèñòðàëüþ íà ýñòàêàäå, ïðîõîäÿùåé íàä íàáåðåæíîé (êîòîðóþ èì ïî-õîðîøåìó íóæíî ñíåñòè), à âñå îñòàëüíûå äåíüãè, âûäåëåííûå íà òðàíñïîðò, èñïîëüçóþòñÿ äëÿ îáëåã÷åíèÿ æèçíè àâòîìîáèëèñòîâ. Ãîðîäà, çàñòðåâàþùèå íà ýòîì øàãå, âûáèâàþòñÿ èç êîëåè, ïîòîìó ÷òî íå âèäÿò ïðîãðåññà ëþäè íå ïåðåñàæèâàþòñÿ ñ èãëû àâòîìîáèëåé íà îáùåñòâåííûé òðàíñïîðò. Íî ýòî íåóäèâèòåëüíî, ïîòîìó ÷òî æ¸ñòêèõ ðåøåíèé, êîòîðûå ñäåëàþò ãîðîä òàêèì, êàê åãî ïðåäñòàâëÿþò â ïëàíàõ, íå ïðèíèìàåòñÿ.
Øàã 4: äåëàåì ïðàâèëüíî, íî ïëîõî
Ýòîò øàã ÿ äîáàâèë ñîâñåì íåäàâíî ïîñëå ìíîãî÷èñëåííûõ ðàçãîâîðîâ. Îí î òîì, ÷òî äåëàòü ïðàâèëüíûå âåùè ïëîõî õóæå, ÷åì âîîáùå íè÷åãî íå äåëàòü. Ïîäóìàéòå îá ýêñïåðèìåíòàõ ñ âåëîäîðîæêàìè èëè òðàíñïîðòîì, êîòîðûå áûëè ïëîõî ïðîäóìàíû èëè âåëè èç íèîòêóäà â íèêóäà. Êîãäà îíè ïðîâàëèâàëèñü èëè íå ðàáîòàëè äîëæíûì îáðàçîì, â êàêîì êëþ÷å âåëèñü äàëüíåéøèå ðàçãîâîðû? Äåéñòâèòåëüíî, åñëè ÷òî-òî ñäåëàíî ïëîõî, ýòî ìîæåò îòîäâèíóòü õîðîøóþ èäåþ íà äîëãèå ãîäû. («Âèäèøü? Ãîâîðèë æå, ÷òî ýòî ïëîõàÿ èäåÿ! Ìû íèêîãäà áîëüøå íå áóäåì ýòîãî äåëàòü!») Íî òàêæå ïðàâäèâî è òî, ÷òî óìíûå ãîðîäà, ìûñëÿùèå ñòðàòåãè÷åñêè, ïðîâîäèëè óñïåøíûå ýêñïåðèìåíòû è ïèëîòíûå ïðîåêòû èëè æå ïðîñòî ó÷èëèñü îò îáû÷íûõ êàæäîäíåâíûõ îøèáîê, áóäó÷è â ðàìêàõ êóëüòóðû, ïîîùðÿþùåé ðèñêè è áûñòðîå îáó÷åíèå. Áûñòðî ó÷èòüñÿ è ïîïðàâëÿòü îøèáêè ýòî òî ñàìîå íåîáõîäèìîå èçìåíåíèå, íàä êîòîðûì íàäî ïîðàáîòàòü ìíîãèì ìýðèÿì.  òî æå âðåìÿ, ÿ áû ïðåäïî÷¸ë, ÷òîáû ãîðîäà äåëàëè ïðàâèëüíûå âåùè ïëîõî (ïîíà÷àëó), à íå ïðîäîëæàëè äåëàòü ëó÷øå ïëîõèå.
Øàã 5: äåëàåì õîðîøî è ïðàâèëüíî
Äàæå åñëè âû íàêîíåö äîáåð¸òåñü äî òîãî ìîìåíòà, êîãäà áóäåòå äåëàòü ïðàâèëüíûå âåùè õîðîøî, íàêîïëåíèå îïûòà íà ýòîì íå ïðåêðàòèòñÿ. Íóæíà êóëüòóðà íåïðåðûâíîãî îáó÷åíèÿ è ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ. Õîðîøàÿ íîâîñòü: «ñîáëàçí óñïåõà» ïîìîãàåò. Ïðîñòî çàäóìàéòåñü, êàê ìíîãî ãîðîäîâ ïî âñåìó ìèðó, êîòîðûå ñ÷èòàþòñÿ óñïåøíûìè, âðîäå Áàðñåëîíû, Ëîíäîíà, Âåíû, Áóýíîñ-Àéðåñà, Íüþ-Éîðêà, Ñòîêãîëüìà, Ìåëüáóðíà, Âàíêóâåðà è Êîïåíãàãåíà, î÷åíü ñòàðàþòñÿ ïðåâçîéòè äðóã äðóãà è ñòàòü åù¸ ëó÷øå. Òàì ëþáÿò ðåçóëüòàòû ñâîåé ðàáîòû (è âíèìàíèå, êîòîðîå îíè ïðèâëåêàþò) è õîòÿò èäòè åù¸ äàëüøå!
À íà êàêîì øàãå âàø ãîðîä? Ïðåæäå ÷åì îòâåòèòü, ïîìíèòå, ÷òî ýòè øàãè íå ÿâëÿþòñÿ ïîëíûìè îïèñàíèÿìè êàêîãî-òî ãîðîäà. Ãîðîä ìîæåò ñèäåòü íà âñåõ ïÿòè ñòóëüÿõ îäíîâðåìåííî ïðè îáñóæäåíèè ðàçíûõ ýëåìåíòîâ ãðàäîñòðîèòåëüñòâà.
Êàæäûé ãîðîä ìîæåò âûáèðàòü ðàçëè÷íûå ðåøåíèÿ è òî, êàê åìó èçìåíÿòüñÿ. Ïåðâûé øàã çà÷àñòóþ âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïðÿìîé ðàçãîâîð î òåêóùåì ïîëîæåíèè äåë è ïåðñïåêòèâàõ ãîðîäà, åñëè îí áóäåò èäòè òåêóùèì êóðñîì. Íàäåþñü, ýòè 5 øàãîâ è ïîñëåäóþùèå îáñóæäåíèÿ ïîìîãóò âàøåìó ãîðîäó❞.
Íà êàêîì øàãå ñåé÷àñ íàõîäèòñÿ âàø ãîðîä?
Îðèãèíàë íà àíãëèéñêîì
Ïåðåâîä
Источник
Думаю, вы не раз замечали, что города за границей выглядят гораздо лучше, чем наши. Это связано с тем, что мы мало знаем об урбанистике — науке о развитии городских систем. В советское время города строились одинаковыми и мало менялись. А тем временем мегаполисы в Европе и Северной Америке прошли тернистый путь, всё время совершенствуясь.
В европейской урбанистике были промахи. И сейчас наша страна повторяет тот же путь проб и ошибок вместо того, чтобы поучиться на чужих. Ведь существует много исследований о городском благоустройстве и примеры Запада. Как раз об ошибках в устройстве наших городов и о возможных улучшениях и пойдёт речь далее.
Автобусные карманы
Автобусный карман
Каждый россиянин знает, что перед автобусной остановкой существует расширение проезжей части за счёт тротуара. Это называется автобусным карманом. Этот карман, по идее, помогает автобусам быстрее обслуживать людей, чтобы трафик не мешал автобусу. Но на самом деле эти карманы работают в точности до наоборот. Вместо быстрого обслуживания автобусы передвигаются медленнее, чем если бы кармана не было вовсе. Это происходит из-за того, что автобусу нелегко снова влиться в трафик, особенно в час пик. Кроме того, и некоторые безответственные люди любят парковать машины в автобусных карманах. В отдельных странах делают даже антикарманы, чтобы такие горе-автомобилисты не мешали пассажирам садиться в автобус. Но и здесь есть свои минусы. Так что лучшее решение — не делать карман вовсе. Тогда автобус подъедет к остановке, заберёт пассажиров и без проблем сольётся с трафиком.
Широкие автомагистрали
У нас во всех крупных городах улицы превратились в широкие автомагистрали. Расширяют дороги для того, чтобы пробок было меньше. И часто на этих улицах убирают светофоры и пешеходные переходы. Но в итоге все такие улицы и стоят в пробках, только ещё больших. Расширяя дороги, мы делаем город неудобным для пешеходов и способствуем автомобилизации города, провоцируя таким образом жуткие пробки. Так что надо не расширять улицы и магистрали, а напротив — сужать. Тогда жителям будет удобнее передвигаться пешком и на велосипеде, а машин станет меньше. Светофоры же, наоборот, помогают регулировке трафика и уменьшают пробки.
Приоритеты
Думаю, если вы часто ходите пешком по улице, то вы не раз задавались вопросом, почему город — такой неудобный? А ответ максимально простой — неверные приоритеты. Существует четыре способа перемещения в городе: пешком, на велосипеде, общественным транспортом и на машине. Сейчас приоритет в наших городах отдан автомобилям. Но это в корне неправильно! Автомобили могут себе позволить не так уж много людей. Большинство же ходит пешком. Поэтому приоритет должен быть отдан в первую очередь пешеходам. Не стоит ущемлять права большинства. Тогда и города будут удобны. Следующие по «рангу» велосипедисты. Это те же пешеходы, но с велосипедом. И часто им неудобно перемещаться вместе с машинами или пешеходами. Лучший выход — выделить для них велодорожку. Или обеспечить хотя бы минимальный комфорт для велосипедистов — обустроить съезды на дорогу на пешеходных переходах и велостоянки. Далее преимущество перед частным транспортом должен иметь общественный. За день общественный транспорт перевозит людей гораздо больше, чем машины. Для общественного транспорта было бы хорошо выделять полосу движения. И лишь в последнюю очередь урбанисты должны заботиться о комфорте автомобилистов.
Маршрутки
Каждый видел или регулярно пользуется у себя в городе таким видом транспорта, как маршрутки. Обычно это машины частных компаний, которые зарабатывают на том, что обеспечивают перевозки по маршрутам в час пик. Из-за этого страдают все. Всё бы ничего, если бы эти маршрутки ездили по расписанию, согласованным с городской администрацией. Но нет, компаниям-перевозчикам надо больше заработать. В идеале маршрутки должны ездить вечером, чтобы не мешать расписанию городского транспорта и забирать пассажиров, которые не успели уехать по этому расписанию.
Пёстрые знаки
В наших городах знаки несовершенны. Обычно их много, и они говорят об одном и том же. Например, на одном столбе висит огромный знак о запрете парковки, а ниже висит знак, что вашу машину эвакуируют в случае нарушения. Эти обозначения отвлекают водителя от управления. Вместо двух знаков можно было бы сделать один небольшой. Во время движения он не будет бросаться в глаза, а когда водитель решит припарковаться, то увидит, что парковка запрещена. Похожая ситуация с пешеходными переходами. Они выделяются знаком и цветными полосами. И вместо того, чтобы смотреть на дорогу, водитель отвлекается на знаки и полосы и может не заметить самого пешехода. Лучше делать пешеходные переходы приподнятыми и без разметки, или же выделять полосками по границам без разметки.
Пешеходная улица
Почти все улицы в мире — это компромисс между удобством пешеходов и автомобилистов. Но совсем недавно в городах начали делать полностью пешеходные улицы. Согласитесь, было бы приятно где-то в центре крупного города гулять по улице, где нет машин. Пешеходная улица — это некая альтернатива парка. И она должна быть в каждом крупном городе. Это сделает город приятней и удобней.
Платные парковки
Фото: tema.livejournal.com
Часто в больших городах весь центр заставлен машинами. И обычное явление в микрорайонах — дворы-парковки. И сейчас (благодаря широким автомагистралям!) каждый стремится купить себе машину. Никто не думает о том, что своим автомобилем он занимает место, территорию города. Введя платную парковку, мы добьёмся того, что люди начнут думать дважды, прежде чем покупать машину. Городу станет легче.
Микрорайоны
Фото: gre4ark.livejournal.com
Если вы житель крупного города, то вы обязаны знать о «муравейниках» или «человейниках». Так называют дома в микрорайонах на окраине мегаполиса. Микрорайоны активно строятся в наших странах. Тем временем в Европе почти везде такие районы были снесены, так как превратились в гетто. Основная проблема таких районов — отсутствие инфраструктуры и, как следствие, работы. Инфраструктура — это объекты, необходимые для жизни современного человека (магазины, школы, общественные места, дороги). Утром все жители такого района уезжают, стоя в пробках, на работу в город, район пустеет. Следовательно, нет смысла открывать здесь рестораны или магазины. Только пивнушки! Вечером в микрорайоне обычно тоже нечего делать. Не посидеть в парке (вместо него двор, стоянка или пустырь), не пойти в кафе или в кино. Всё находится в городе. Потихоньку люди уезжают из таких районов, и их заселяют самые низшие слои. Так и появляются гетто. Что же делать? Нужно сносить такие микрорайоны и делать квартальную застройку. Лучше всего, чтобы в квартале сочетались дома разной ценовой категории. Дворы должны представлять собой общественное пространство как для детей, так и для взрослых. Здесь должны быть места работы (офисы и т. д.) и образовательные учреждения (школы, садики). Малый бизнес (кафе, магазины) в таких местах сам по себе начнёт работать. В таком районе и жизнь будет кипеть.
Историческая среда
Историческая среда очень важная составляющая города. Ведь, согласитесь, приятнее видеть центр города с красивыми историческими зданиями, а не высотными современными. Исторические здания делают город привлекательней для туристов. Очень важно сохранять историю, а не уничтожать. И желательно, чтобы была историческая среда (много исторических зданий без современных построек), а не просто исторические здания (вперемешку исторические здания и современные).
Внешний вид зданий
Фото: msregion.ru
Скорее всего, в вашем городе здания увешаны рекламой и пёстрыми вывесками магазинов. Но это убивает красоту здания, особенно если оно историческое! За всем этим «мусором» здания теряются, да и общее ощущение отрицательное. Лучший выход — аккуратная реклама и общая стилистика вывесок. Таким образом улица станет в разы красивей. Также не стоит забывать о своевременной покраске зданий и починке ветхих.
Урбанистика очень важная современная наука. Благодаря популяризации урбанистики мы добьёмся того, что наши города станут не хуже европейских, а, может, и лучше. Не стоит пренебрегать удобством и внешним видом городов.
Читайте также: 5 особенностей климата Питера, о которых вы должны знать, если собираетесь сюда приехать
Источник