Что нарисовать по теме полезные ископаемые
Юлия Харламова
Конспект занятия по формированию целостности картины мира «Полезные ископаемые»
Конспект занятия по формированию целостности картины мира.
Тема «Полезные ископаемые».
Цели:
• продолжать знакомить детей с понятием «полезные ископаемые», рассказать о полезных ископаемых, их свойствах, применении и способах добычи;
• обосновать необходимость экономно расходовать полезные ископаемые;
• развивать речь, память, внимание,логическое мышление:
• прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.
Материалы и оборудование:
• картинка крота
• презентация «Полезные ископаемые»;
Методика проведения.
1. Организационный момент.
— Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. А кто это вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нем. (Крот)
— Верно, ребята, это крот. (Вывешиваю картинку крота)
2. Введение в тему.
— Ребята, крот, живет под землей и говорит, что под землей очень много богатств. Что это за богатства? (Полезные ископаемые)
— Верно. Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми«? (Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям)
— Молодцы ребята, правильно! В недрах земли скрыты от наших глаз волшебные сокровища. Тот, кто найдет эти сокровища, сможет легко выстроить и обогреть дом (слайд 2, сделать посуду и приготовить еду (слайд 3). Много пользы для человека несут в себе подземные сокровища, потому они и называются «полезные ископаемые».
— А что относится к полезным ископаемым?
— Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда (слайд 4). Все полезные ископаемые создает сама природа. Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Например, гранит – это маленькие кусочки разрушенных гор, а из остатков растений и мелких камешков получается глина. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.
— Полезные ископаемые находятся глубоко в земле и достать их непросто. Открытием и добычей полезных ископаемых занимаются специальные люди – геологи (слайд 5). Они знают много способов, как поднять природные богатства на поверхность. Например, для добычи нефти в земле делают буровую скважину (слайд 6, гранит добывают в карьере с помощью бульдозеров и экскаваторов (слайд 7, а уголь – в шахте (слайд 8).
— Полезные ископаемые делятся на 3 вида: твердые, жидкие и газообразные (слайд 9).
3. Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем все на привале.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь,
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, вы ребятишки!
Замедляем тихо шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно:
Нам еще работать нужно!
4. Полезные ископаемые.
Каменный уголь (слайд 10)
— Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. За твёрдость его называют каменным. Каменный уголь добывают в карьерах или шахтах в зависимости от глубины его залегания в земле. Работа шахтёров очень нужна людям, но она очень опасна.
— Свойства каменного угля.
Чаще всего он имеет чёрный цвет. Довольно твёрдый, но хрупкий — при ударе разбивается на куски. Главное свойство каменного угля — он хорошо горит, выделяя много тепла.
— Главным образом каменный уголь используется как топливо для получения тепла и электроэнергии. Свет в дома приходит с электростанций, где сжигают уголь. Горячая вода для людей часто нагревается в котельных, работающих на угле. Поезда на железных дорогах и станки на заводах работают на электроэнергии, полученной при сжигании угля.
Железная руда (слайд 11)
— Железную руду добывают в шахтах или карьерах, откуда она привозится в доменные печи, где из неё выплавляют чугун. Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из него варят сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжёл.
— (слайд 12)Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, оружие и многие другие нужные предметы.
Гранит (слайд 13)
— Гранит — одно из самых распространённых полезных ископаемых на земле и часто образует целые горы. Гранит — слово не русское (итальянское) и переводится как «зернистый». Зёрна, из которых состоит гранит, это кварц, полевой шпат и слюда — они разного цвета.
— (слайд 14) Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.
Песок и глина (слайд 15)
— Песок и глина — очень распространенные полезные ископаемые. Они образуются при разрушении твердых пород, например, гранита.
— (слайд 16) Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла, только не желтый, а белый. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью.
Известняк (слайд 17)
— Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка.
— (слайд 18) Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены). Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.
Торф (слайд 19)
— Это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений.
— (слайд 20) Он используется как топливо в жилых домах. Для этого его спрессовали в небольшие бруски — брикеты. На фермах торф служит подстилкой для животных. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.
Торф еще и хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.
Нефть (слайд 21)
— Нефть — жидкость бурого или тёмного цвета, с резким запахом, она легче воды, но главное её достоинство — она хорошо горит, за что её и ценят.
Добывается нефть нефтяниками под землёй, откуда её по скважинам выкачивают насосами – качалками. От скважин по трубам — нефтепроводам, нефть подаётся на нефтеперерабатывающие заводы, где из неё изготавливают различные вещества.
— (слайд 22) Главным образом нефть идёт на изготовление горючего для машин: бензин, керосин, солярка, а также масел для смазки деталей. Из нефти также делают спирт, различные пластмассы, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски, ткани.
Газ (слайд 23)
— Газ бесцветный, легкий, горит голубым пламенем.
— (слайд 24) Природный газ очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.
5. Рефлексия. Аукцион загадок по теме.
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А ещё он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (Известняк)
Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи. (Железная руда)
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (Нефть)
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички,
По трубе течёт,
Пироги печёт. (Газ)
Источник
Мастер – класс
по теме « Полезные ископаемые».
Цель моего мастер – класса: создать атмосферу интеллектуального поиска и творческой деятельности путем формирования представления о роли полезных ископаемых в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
Раскрыть значение использования полезных ископаемых для человека.
Организовать постановку задач исследования, изучение свойств полезных ископаемых.
Развивающие:
1.развитие критического мышления
2.развивать познавательную активность, умение сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, излагать мысли логически верно.
3. развивать исследовательские навыки через изучение свойств полезных ископаемых.
Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Воспитательные: формировать представление о важности и значимости использования полезных ископаемых в жизни человека.
Методы обучения: словесный
ИКТ – презентация
Наглядно – демонстрационный
Метод критического мышления – кластер.
Практический
Метод стимулирования интереса к учению: познавательные игры, интеллектуальные задачи в виде решения ребусов.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Приемы работы: разгадывание ребусов, составление кластера
Планируемый результат:
Выполнять частично поисковую деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной исследовательской деятельности.
Быть внимательным и наблюдательным.
Планируемые результаты.
Предметные:
1. Давать определение полезные ископаемые, понятий исчерпаемые неисчерпаемые, природные ресурсы;
2. Классифицировать полезные ископаемые;
3. Приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной и хозяйственной деятельности человека на основе составления кластера;
4. Уметь видеть в окружающей среде на основе использования строительных полезных ископаемых -результаты труда людей.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
2. Анализировать и обобщать тематическую информацию;
3. Осуществлять поиск информации для решения учебных задач по теме урока.
1. Коммуникативные УУД:
1) Организовывать работу фронтальную и индивидуальную.;
2) Активно участвовать в групповой практической работе, излагать свое мнение, прислушиваясь к мнению других .
2. Личностные УУД:
1) Аргументировано оценивать свою работу и работу участников в группе;
3. Регулятивные УУД:
1)Определять самостоятельно цель и тему урока;
2) Выдвигать гипотезы предположения;
3) Устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные результаты:
1)Осознание целостности мира;
2)Понимание значения полезных ископаемых в жизни человека
3)Формирование познавательного интереса к профессии геолог.
1.Уважаемые коллеги, мне хочется начать свой мастер – класс с вопроса:
В чем сходство между работой учителя и хозяйкой, засолившей эти огурцы.
Ответ: Хозяйка создала необходимые условия для засолки огурцов, также и учитель должен создавать комфортные условия для формирования развивающего образовательного пространства в условиях реализации системно – деятельностного подхода.
Ведь развивающее образовательное пространство – это специально созданная учителем, учащимися атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса. Она предполагает в себе новое содержание образования, инновационные педагогические технологии. Развивающее образовательное пространство создает условия для формирования не только прочных знаний и умений, а создает возможность формирования универсальных общеучебных навыков, знакомство с методами познания, со способами приобретения знаний.
2.Посмотрите, пожалуйста, на слайд что мы здесь видим?
Ответ: Изображение солнца, воды, нефть, ветер, гранит, соль, известняк.
Что объединяет данные объекты?
Ответ: это все природные ресурсы.
3.Разделим эти природные ресурсы на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые.
Составим систему понятий:
Природные ресурсы.
исчерпаемые неисчерпаемые
4. Как можно по-другому можно назвать исчерпаемые природные ресурсы?
Ответ: полезные ископаемые.
5. Работа над понятием « полезные ископаемые».
Сейчас мы с вами и поработаем исследователями, для того чтобы исследовать понятие « полезные ископаемые».
На доску вывешивается табличка со словом « полезные»
Подберите синонимы к слову « полезные»
Полезные ископаемые
Нужные
доставать
необходимые
копать
недры земли
ОДЕЖДА человеку
свет
еда
жилище воздух
тепло
деньги транспорт
вода
Проведем соответствие между словом « ископаемые» и « полезные».
У НАС ПОЛУЧИЛАСЬ СХЕМА. В ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ « КЛАСТЕР».
Теперь согласно составленному кластеру попробуем самостоятельно определить понятие « Полезные ископаемые».
Ответ: Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли.
Сравним наш ответ с толкованием в толковом словаре
Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в своем хозяйстве.
6. Кто занимается поиском и изучением полезных ископаемых?
геологи
поиск изучение
7.отгадывание ребусов.
Давайте вспомним, какие виды полезных ископаемых вы знаете?
Я предлагаю решить вам интеллектуальные задачи — разгадывание ребусов.
А=И
Т
Как называется это полезное ископаемое.
1.Это полезное ископаемое – плотная горная порода, залегает пластами; состоит из мелких частичек желтого, серого, коричневого, белого цвета; в воде намокает, при смачивании становится вязкой и пластичной; при прокаливании приобретает твердость, прочность, хрупкость. Используется для приготовления кирпича, посуды. ГЛИНА.
2.Это полезное ископаемое – рыхлая горная порода, залегает пластами; состоит из отдельных мелких частичек; в воде не растворяется, хорошо пропускает воду. Используется при строительстве дорог, для приготовления цемента и бетона. ПЕСОК.
3. Это осадочная порода, сложенная преимущественно карбонатом кальция – кальцитом. Благодаря широкому распространению, легкости обработки и химическим свойствам добывается и используется в большей степени, чем другие породы. Бывает разных цветов, включая черный, но чаще всего встречаются породы белого, серого цвета или имеет коричневатый оттенок. Это мягкая порода, царапающаяся лезвием ножа. В соответствии со своим осадочным происхождением имеет слоистое строение. Существует много разновидностей этой породы. Одной из самых распространенных является ракушечник.
Это ——————.
4.Итак, мы с вами нашли полезные ископаемые и исследовали их свойства.
А теперь применим наши найденные полезные ископаемые на практике.
( На доске вывешивается макет города – серого и невзрачного. Ребята должны подобрать шаблоны изделий из полезных ископаемых и наклеить их в город).
5. итог урока
Мы построили не только макет дома, в котором будет удобно и комфортно жить, но и создали развивающую среду в которой я надеюсь каждый найдет себя и сможет самореализоваться.
Игра в ассоциации:
Согласно выражению угадайте, о каком полезном ископаемом идет речь.
Крылатый материал — алюминий
Вулканическая пена – пенза
Черное золото – нефть
Синее топливо – природный газ
Обломок раковины – известняк – ракушечник
Ласточкин хвост (Часто встречается в виде сросшихся кристаллов, которые благодаря своей форме получили название «ласточкин хвост» — гипс
Летняя открытая обувь – сланцы
Азотная руда — торф
Обратная игра
Каменная Соль –
Торф –
Каменный уголь –
Алмаз —
Источник
Конспект НОД для детей подготовительной группы по естествознанию
«Использование человеком полезных ископаемых»
Цели и задачи: познакомить детей с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека. Учить узнавать условные обозначения ископаемых. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.
Предполагаемые результаты. Имеют элементарные представления о полезных ископаемых и их использование.
Предшествующая работа: беседы на тему полезные ископаемых. Рассматривание карты России с отмеченными месторождениями ископаемых (нефть, газ, каменный уголь, золото, соль, песок). Чтение книг: Феликса Кривина «Сказки, добытые из-под земли»; Белла Дижур «От подножья до вершин»; Виктор Левин «Вот она, какая, пластмасса»; Константин Лагунов «Как искали Тюменскую нефть»; энциклопедия «Почемучка» статьи:
- Что такое подземное богатства;
- Сказка о каменном угле;
- Из чего делают железо?
- Что крепче – железо ли сталь?
- Что внутри шахты?
- Откуда берется бензин.
Материал: выставка прочитанных книг. Дидактическая игра «угадай и назови» (картинки с изображением разных предметов и знаки обозначения полезных ископаемых). Кроссворд «Ископаемые». Сундучок с двойным дном, а в нем конфеты.
На столе у воспитателя: стакан с водой, бутылочка переработанного машинного масла (вместо бензина), птичье перо, кусок соли крупного помола, тарелочка с мелкой солью, деревянная ступка.
На столе у детей: по 3 прозрачных пластиковых стаканов, по чайной ложке, по тарелочки с крупной и мелкой солью, по тарелочки разноцветной соли для ванны, салфетки. Для каждого ребенка фартук и нарукавники.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель вместе с детьми рассматривает стенд с книгами, которые они прочитали о полезных ископаемых. Беседа о прочитанном.
Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте взрослые и дети. У меня большая беда.
Воспитатель. Здравствуй, Незнайка. Что случилось?
Незнайка. Мои друзья из Солнечного города, опять собираются в поход. Искать какие-то ис-ка-е-мые или ис-по-ка-е-мые, тьфу ты не помню. А меня брать не хотят. (плачет)
Воспитатель. Во-первых, ищут ископаемые. А почему они тебя с собой не берут? Что ты, Незнайка, опять натворил?
Незнайка. Да, они говорят: «Ты, Незнайка, ничего не знаешь. И опять что-нибудь перепутаешь!». И устроили мне настоящий экзамен, задавали разные вопросы и загадки. А я на них не смог ответить. Они мне дали неделю сроку, чтобы я нашел на них ответы и еще ума-разума набрался.
Воспитатель. А какие тебе загадки загадывали? Может тебе наши дети помогут их разгадать?
Незнайка. Правда, поможете? Я их записал в свою записную книжечку.
Воспитатель. Постараемся. Прочитай нам
Незнайка читает загадки:
- Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
Дети. Глина.
Незнайка. А я сказал – грязь.
- Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
он в стекле расплавлен даже.
Дети. Песок.
Незнайка. А я сказал – камни.
- Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Дети. Нефть.
Незнайка. А я сказал – человек.
- Ее варили долго
В доменной печи.
Чтобы из стали сделать:
Станки, машины и ключи.
Дети. Железная руда.
Незнайка. А я сказал – щи.
- Он черный и блестящий,
Помощник настоящий:
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить сталь.
Делать краски и эмаль.
Дети. Каменный уголь.
Незнайка. А откуда, дети, вы все знаете?
Дети говорят, что они знают из прочитанных книг и из рассказов воспитателей.
Незнайка. А причем глина, уголь, песок и ископаемые? Ведь ископаемые – это сундуки с золотом и серебром, которые спрятали пираты.
Воспитатель. Нет, Незнайка, мы как раз на нашем занятии хотели поговорить о полезных ископаемых. Присаживайся и послушай.
Дети и Незнайка садятся за столы. На столах лежит у каждого ребенка дидактическая игра «Угадай и назови».
Воспитатель рассказывает:
— Когда говорят: «Подземные богатства», «Сокровища недр», «Кладовые земли» — речь идет о полезных ископаемых. Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.
Вот когда-то давным-давно, на земле очень многого не было. Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров. Ну, раз на земле ничего не было, пришлось добывать из-под земли.
Сначала стали добывать чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…, самолеты и звездолеты. Космические корабли летают в космос, но добывали-то их из-под земли! Правда не в готовом виде. В готовом виде под землей даже простого гвоздя не найдешь – разве что его туда зароешь.
Почему они называются, полезными? А почему и ископаемыми?
Правильно, потому что приходится очень много земли копать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.
Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный…(Дети – песок). А это…(Дети – полезное ископаемое). Чтобы суп был соленый, нужна (Дети – соль). А это… (Дети – полезное ископаемое). Чтобы сделать фарфоровую тарелку для супа, нужна особая… (Дети – глина). А это… (Дети – полезное ископаемое).
И так – за что ни возьмись.
Дети, а какие еще полезные ископаемые вы знаете? (Дети называют).
Незнайка. Ой, как интересно. Спасибо, что вы меня научили.
Воспитатель. Незнайка, а полезные ископаемые обозначают определенными знаками. И наши дети некоторые знаки знают.
Дети по одному выставляют и называют знаки.
Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Угадай и назови». У вас на столе лежат картинки с изображением разных предметов, вы должны рядом с картинкой положить знаки ископаемых, из которых они сделаны.
Дети раскладывают. А Незнайка подходит к детям и спрашивает, почему они положили определенные знаки. Воспитатель и Незнайка хвалят детей. Незнайка предлагает поиграть. Дети встают и-за стола, выходят на середину зала.
Проводится физкультминутка:
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, отпустите.
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали.
Вы, надеюсь не устали?
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.
Шире расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Влево, вправо.
Влево, вправо.
Получается на славу. Молодцы!
Воспитатель. Незнайка, а наши дети очень любят разгадывать кроссворды. Вот посмотри.
(Пока дети выполняют физ. Минутку и разгадывают кроссворд, помощник воспитателя готовит столы для опытов).
- Как назвать одним словом: нефть, уголь, газ… (ископаемое)
- Ее не едят и без нее мало что едят (соль)
- Слой земли, который используется при изготовлении стекла (песок)
- По доске он бегает.
Нужное дело делает
Порешал, пописал,
Раскрошился и пропал (мел)
- Жидкое горючее полезное ископаемое (нефть)
Незнайка. А мы в Солнечном городе, тоже любим разгадывать кроссворды. Надо записать, а потом предложить друзьям его разгадать. Вот они удивятся, что я теперь такое знаю!
Воспитатель. Незнайка, дети подойдите к столу, я вам что-то покажу. Вы уже знаете, для чего нужна нефть и что из нее делают (дети называют). А расскажите, какая она (дети – черная, маслянистая, плохо пахнет…). Нефть – это полезное ископаемое. Но с нефтью, как с другими полезными ископаемыми нужно обращаться осторожно. А почему? (ответы детей). Правильно! Если нефть попадет в море, озеро то одна будет плавать на поверхности воды и от этого погибнет много животных, птиц и растений. А если нефть загорится, то потушить такой пожар будет очень непросто. Вот посмотрите, у меня есть немного нефти (воспитатель предлагает детям и Незнайке понюхать). Если я налью немного нефти в стакан с водой, то посмотрите, что получится. Нефть будет плавать на поверхности воды. А теперь я возьму птичье перо и опущу его в стакан. На перышке осталась нефть. А, как мы с вами говорили, что это очень опасно для птиц. От этого они погибают. Значит с полезными ископаемыми нужно обращаться очень, Очень осторожно.
А у меня еще, что есть. Что это за камень? Да это пищевая соль. Соль – это тоже камень. Поэтому ее называют каменной. И используем в приготовлении еды именно пищевую соль. Ее добывают в горах, в специальных шахтах. Затем очищают, дробят, упаковывают и везут в магазин, где мы ее покупаем. Продают ее не в виде камня, а уже рассыпчатую и в пакетах, бывает крупная и мелкая.. а для этого, я уже говорила, ее дробят. (Воспитатель показывает, как от большого куска можно отделить маленькие). На заводах это делают большими дробильными машинами. А потом специальными жерновами размалывают. Поэтому и получается мелкая соль, а если правильно говорить – соль мелкого помола. (Воспитатель показывает в деревянной ступке, как из кусочка соли получается сначала крупная соль, а потом мелкая).
Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и нарукавники и сесть за свои столы.
Воспитатель. У вас на столах стоят стаканы с водой и в тарелочках соль крупного и мелкого помола. Давайте проведем опыты.
1 опыт. Сначала растворим в воде крупную соль.
2 опыт. А теперь растворим мелкую соль.
Какая быстрее растворилась? Правильно мелкая соль растворяется быстрее, поэтому хозяйки чаще используют соль мелкого помола.
А еще в магазинах и аптеках продается специальная морская соль и соли для ванн. Но это другие соли и использовать в пищу их нельзя. Морской солью, многие полощут горло, когда болеют. А как приятно принимать ванну, если в нее добавить специальную соль. Да, она еще бывает разного цвета, в зависимости от добавленных в них травяных настоев, еще приятно пахнет.
3 опыт. Воспитатель раздает тарелочки с разноцветной солью. Давайте, растворим в воде и посмотрим, что получится. Еще раз напоминаю, что это соль для ванны, есть ее нельзя!
Незнайка. Как здорово! Мне так понравилось! Во сколько интересного я узнал. Что я хочу подарить вам свои любимые камешки. Правда, красивые! Просто клад!
Воспитатель. Незнайка, у меня есть волшебный сундучок. Давай положим твои камешки в сундучок и посмотрим, что произойдет. (Незнайка кладет). А теперь вместе скажем волшебные слова: «КРИБЛЕ, КРАБЛЕ, БУМС…»
Воспитатель открывает сундучок, а там лежат конфеты.
Воспитатель и Незнайка раздают конфеты. Незнайка прощается и уходит.
Источник