Что нужно чтобы быть полезным школе

Что нужно чтобы быть полезным школе thumbnail

Вам знакомо выражение – «стены давят»? Чаще всего эту досадную фразу можно услышать от людей, работающих в безликих, мало приглядных и лишённых индивидуальности местах. Подобная обстановка непроизвольно сковывает сознание человека и совсем не располагает к творчеству, отдыху и плодотворному труду. Всё это касается взрослых людей. А если в такие условия поместить ребёнка? Особенно, если он только-только вышел из детского сада, где на стенах были разноцветные картинки, вокруг стояли цветы и поделки, было тепло, уютно и комфортно? Так что же необходимо сделать, чтобы школа стала лучше?

Среднестатистическая школа, к сожалению, выглядит не слишком радостно и привлекательно. Ребёнок теряется: новый коллектив, педагоги и завершают картину – безликие школьные помещения. Далеко не все дети способны в подобных условиях раскрыться перед окружающими, показать свои таланты, идти в школу с радостью и желанием. Удручает то, что ребёнок будет проводить здесь по 5 — 7 часов своей жизни 5 — 6 дней в неделю. Многие детки начинают стесняться, грустить и пытаться раствориться в общей массе, кто-то бунтует и прогуливает школу, кто-то просто «течёт по течению».

Как же переломить эту ситуацию?

Хочется, чтобы школьники каждый день торопились в школу не потому что «надо», а потому что там они узнают что-то новое, интересное, необычное и полезное. В этом может помочь создание особой «интеллектуальной» атмосферы в классах и помещениях школы. Сделать каждое из них особенным, необычным, со своей яркой индивидуальностью.

  1. shkola-stala-luchsheТолько представьте себе класс рисования, где вместо парт – мольберты. На стенах висят репродукции картин Шишкина, Репина, Серова. На стеллажах — различные виды красок, мелков и карандашей. А в коридорах школы устраиваются выставки самых интересных и талантливых работ учеников.
  1. shkola-stala-luchsheКабинеты физики и химии должны быть наполнены всеми инструментами и приспособлениями, которые помогают освоить эти науки. Чем больше, тем лучше. Представьте себе, что они вдруг стали похожими на одну из супер-лабораторий, которые так любят показывать во всевозможных фильмах для детей про злых или добрых учёных. Подобная обстановка поможет им разобраться для чего нужны эти предметы, как всё это устроено и работает.
  1. Кабинет географии может стать своеобразным кораблём, на котором ребята открывают новые земли, горы, реки и станы. В этом им помогут карты, измерительные приборы глубины и высоты, гидрологические приборы и прочие необходимые инструменты. Для каждого из кабинетов можно придумать что-то в интерьере своё, особенное и при этом очень полезное.
  1. Есть и другие пути, чтобы сделать интерьер в школах более радужным и радостным. Применение цветотерапии уже давно известно человечеству и всё чаще применяется во всевозможных областях:
  • красный цвет будоражит, настраивает человека на активное времяпровождение. Красный цвет, в разумных пределах, необходимо использовать в кабинетах точных наук, где надо быть сосредоточенным;
  • пастельные оттенки в интерьере успокаивают и расслабляют. Их лучше всего применять в кабинетах психологической разгрузки, в кабинетах для творчества, отдыха;
  • золотистые и жёлтые оттенки – дают ощущение радости и тепла, повышают работоспособность;
  • цвет весенней зелени даёт ощущение обновления, новизны, мотивирует к движению вперёд, к знаниям;
  • синие цвета дают ощущения холода. Их, как и черно-коричневую палитру, используют минимально, поскольку помещения, оформленные в таких тонах, угнетают. Используйте эти не хитрые правила при оформления школьного интерьера, а также при выборе цветовой гаммы для формы учеников.
  1. shkola-stala-luchsheСовсем недавно появилось и новое течение – экологический дизайн. Это современное направление призывает нас соблюдать 5 основных правил:
  • Первое – свободное пространство. Не загромождайте помещения массивной мебелью.
  • Второе – освещение. Самое лучшее освещение – естественное или созданное при помощи современных энергосберегающих ламп.
  • Третье – цветовая палитра тёплых природных оттенков. Основные цвета в интерьере – это цвета земли, песка, дерева.
  • Четвёртое – декоративные природные элементы. В этом помогут аквариумы или комнатные растения.
  • И пятое – материалы. Натуральная деревянная мебель, текстиль, каменные вазы. Этот стиль становится всё более востребованным и модным.
  1. Обращайте внимание и на внешний вид учителей, который тоже является частью школьного интерьера. Не зря существует выражение «встречают по одёжке». Дети это очень тонко чувствуют и реагируют, подмечают малейшие детали и соответственно выстраивают своё отношение к педагогу. Вспомните, как одевались гувернантки во времена аристократов. Костюм преподавателя того времени сочетал в себе строгость и элегантность, красоту и сдержанность, поэтому необходимо прилагать некоторые усилия и учителю, чтобы выглядеть достойно, одновременно строго, но и не отталкивающе.

Подводя итоги, можно сказать, что школьные помещения, их интерьер, общее впечатление от них создают многие составляющие. Здесь нет мелочей, нужно обратить внимание на всё: и на детали интерьера, и на цветовую гамму помещений, школьную форму самих учеников, внешний вид педагогов. Всем известно – чем больше своей души мы вложим в воспитание и развитие детей, тем больший и лучший результат нас ждёт в будущем.

Источник

В каждой школе есть учителя, которые отмечают, что новое поколение учеников все хуже и хуже успевает по предметам. Объясняют это отсутствием воспитания и дисциплины, иногда снижением способностей. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Избавимся от мысли, что молодежь глупеет сама по себе.

Читайте также:  Запасы полезных ископаемых в западной сибири

Может дело в системе образования? Давно понятно, что программы обучения в школах и университетах устарели и не соответствуют запросам времени, не выполняют никакого социального заказа. Если во времена индустриализации были необходимы ответственные квалифицированные кадры для производства, то сегодня экономика постиндустриальная — нужны люди с другой мотивацией и квалификацией. Нужные другие знания и другой подход к обучению.

Школа дает минимум полезных знаний для взрослой жизни. Учителя успокаивают себя тем, что готовят учеников к ЕГЭ и следующей ступени; думают, что в вузе их научат чему-то полезному. На самом деле нет. В связке «школа-университет» настолько мало полезных знаний для адаптации в жизни, что ими можно пренебречь. Учитель или преподаватель, проработав все время в бюджетной организации, не знает конкуренции, поэтому не понимает жизни; не знает, что на самом деле важно для успеха. Он не выполняет никакой социальный заказ, поэтому теряет уважение окружающих и самоуважение из-за бессмысленности работы.

Молодое поколение чувствует бесполезность школьных знаний, поэтому пренебрежительно относится к занятиям и учителям. Идея — чтобы быть успешным в этой жизни, нужно хорошо учиться в школе и институте, — не отражает действительности. Школьники смотрят вокруг себя и не находят подтверждение этой мысли. Они понимают, что знания нужны, но не находят их в государственной системе образования.

Но есть дети, которые поверили взрослым, что хорошо учиться — путь к успеху. Они стали отличниками. Для хорошей успеваемости в школе нужно: зубрить, подчиняться, всему верить, быть примерным в поведении. Они поверили в пользу изучения того, что было полезно десятки лет назад, поэтому в жизни сталкиваются с большими трудностями. Отличники — доверчивые жертвы, которые попали в ловушку устаревшей системы образования. Они научились подавлять желания, не доверять себе, быть исполнителями инструкций и чужой воли. Но сегодня нужны другие качества — инициатива, умение принимать решения и брать ответственность, самостоятельное мышление, навыки поиска информации, адаптивность к быстрым переменам. Отличники в зоне риска — потенциальные неудачники, которые не найдут применение исполнительности в новом мире.

Есть дети, которые стали двоечниками и троечниками. Не берем в расчет жертв патологического воспитания и детей с нарушениями развития. Я говорю о бунтарях — обычных детях, которые сопротивляются правилам. Они интуитивно чувствуют обман, неискренность со стороны учителей и не принимают предмет. Им ясно — это не то, что пригодится. Они любознательные и творческие; им интересно учиться, но не в школьном классе. Они не успевают в школе, потому что снижена способность к подавлению своих интересов.

Хорошисты. У них есть выбор — либо скатиться до «отличников», либо подняться до «двоечников». Среди хорошистов тоже много способных людей, но таланты их в зачатке и в школе обычно не проявляются. Зато в зрелом возрасте, бывает, выстреливают. Но часть так и остаются хорошистами, потому что не знают себя до конца, не верят, что могут больше.

А что происходит с детьми, которым в детстве не навязывают представление о том, что обучение в школе и университете необходимое условие успеха в жизни? Они с детской мудростью забивают на школу, потом на университет. Как правило, они слушают только тех учителей, которые нравятся, изучают предметы, которые интересны. У них много свободного времени на дела, которые прикалывают. Пробуют — бросают, пробуют новое — бросают. Постепенно находят свои любимые занятие и продвигаются в них. Так молодой человек к 17-18 годам владеет набором необходимых знаний и навыков в интересующей области. В 19-20 лет он уже специалист своего дела. Ему остается научиться продавать свои знания и навыки. Обычно, это быстро удается, так как профессионалов всегда видно. Такие молодые люди занимаются тем, что нравится, у них нет проблемы самоопределения. К сожалению, такой молодежи очень мало. Не у всех мудрые родители, и не каждому хватает внутренней силы сопротивляться давлению среды.

Чем старше ребенок, тем хуже его творческий потенциал, тем хуже у него интуиция, тем меньше он доверяет себе. К выпуску это уже апатичный, управляемый раб. Чем старше класс, тем хуже здоровье у ребят. Таким образом, современная школа «инвалидизирует» детей. После такого «образования» остается мало молодых людей способных что-то осознавать и к чему-то стремится. Естественно, в таких условиях пробиваются только самые сильные и энергичные ребята.

Сегодня нельзя делать ставку на образование, которое предлагает государство. Даже в МГУ большинство факультетов не отличаются качеством и не дают конкурентных преимуществ. Образование — личная ответственность каждого человека. Чтобы прожить интересную жизнь, необходимо учиться тому, что вам нравится. Чтобы была мотивация развития нужно выбирать занятие в соответствии со своими склонностями. Чтобы встроиться в новое время и быть успешным, необходимо понимать что происходит в мире.

Чтобы понимать происходящее в мире и находить перспективные направления применения склонностей, рекомендую прочитать статьи:
Психология в постиндустриальном обществе
Система профориентации умерла. Что придет ей на смену?

Читайте также:  Чем полезен мед и как его выбирать

Чтобы понять как происходит самопознание через опыт, рекомендую прочитать статьи:
Разница между тем, что вы думаете о себе и тем, какой вы на самом деле.
Полная инструкция для выбора подходящей профессии в любом возрасте.

Читать статью на сайте — humanscan.ru

Источник

Большинство в нашем мире живёт стереотипами. И работают эти установки во всех сферах жизни, включая и образование: т.е. сначала ребёнок должен посещать детский сад, затем школу, потом обязательно поступить в институт. А дальше что? Потом, кому повезёт больше, устроятся на хорошо оплачиваемую должность и будут работать до пенсии, во время которой заслуженно отдохнут, отдав государству свой честный гражданский долг. Этот шаблон закладывают с самого детства настолько глубоко, что, когда уже взрослым говоришь, что вообще-то есть альтернатива такой жизни, на тебя начинают смотреть косо. Давайте же попробуем сломать некоторые стереотипы.

Интересно было бы посмотреть на статистику: сколько из имеющих дипломы работают по специальности? И ещё сколько желающих при возможности заниматься чем-то другим, к чему лежит душа, но вынужденных сидеть не на своём месте? К сожалению, шаблонное мышление и устаревшая система образования не располагают к раскрытию талантов и развитию, совершенствованию человека. Поэтому если сам ребенок и его родители не будут в этом заинтересованы, то он будет вынужден следовать стереотипам, получит «корочку», устроится на работу, как все, но будет ли счастлив при этом?

В каждом из нас заложен огромный потенциал, который мы не всегда используем. Не бывает людей, лишённых таланта, просто надо его найти. И для того, чтобы реализовать его, совсем необязательно иметь стандартное образование или диплом. По крайней мере, не во всех областях он бывает необходим. А подтвердить это могут примеры знаменитостей, которые учились дома и занимались самообразованием. Поскольку их действительно очень много, и в одной статье обо всех не расскажешь, остановимся лишь на некоторых.

Вы, наверное, удивитесь, но самый богатый в мире человек за всю историю Джон Рокфеллер окончил всего лишь трёхмесячные бухгалтерские курсы. Он начал свою карьеру с помощника бухгалтера и стал крупнейшим бизнесменом в истории. Рокфеллер говорил: «…Диплом создаёт иллюзию, что у тебя вообще нет проблем. Внушая тебе ложное чувство превосходства над людьми без высшего образования и лишая чувства реальности. Начинает казаться, что всё получается, что завтра ты пойдёшь в гору и сможешь решить любую проблему, но это только иллюзия».

Генри Форд, к примеру, не имел никакого диплома, учился лишь в церковной школе, но это не помешало ему основать одну из крупнейших компаний Ford Motor Company с автомобильными заводами по всему миру и стать автором 161 патента. «Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются», — говорил он.

Стив Джобс, один из богатейших людей современности, также не имел высшего образования, бросил учёбу в университете, считая дальнейшее обучение в нём бессмысленным и впоследствии ни разу не пожалел об этом.

Получил домашнее образование изобретатель Томас Эдисон, который просто не смог вписаться в школьную систему, его там признали «необучаемым». Он не учился ни в колледже, ни в университете. И во многом добился успеха благодаря своей матери: «Меня сделала моя мать. Она была так тверда, так искренне верила в меня, что я чувствовал, у меня есть ради кого жить и я не должен ее разочаровывать». А сколько людей у нас учатся в ВУЗах ради «корочки», только лишь для того, чтобы оправдать надежды своих родителей?

Среди наших соотечественников тоже немало тех, которые учились дома. Один из известнейших хоумскулеровЛев Николаевич Толстой. Он считал, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 16 лет он поступил в Казанский университет, но его не окончил, а занялся самообразованием в Ясной поляне. «Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы я не нашёл цели для моей жизни — цели общей и полезной», — писал Л.Н.Толстой.

Обучался дома и Фёдор Иванович Тютчев — известный русский поэт, дипломат, публицист, член-корреспондент петербургской Академии Наук. Родители очень поддерживали его таланты и помогали ему творчески раскрыться. Уже в 14 лет он стал вольным слушателем в Московском университете, через год стал студентом, в 17 лет сдал последний экзамен и получил кандидатскую степень!

Получил домашнее образование знаменитый пианист Святослав Рихтер. С 11 до 14 лет он учился в школе, и это время он называл самой ужасной порой в его жизни: «Школу я ненавидел, и даже сейчас при одном воспоминании о ней меня бьёт дрожь. Всё в ней меня отвращало, и прежде всего то, что она была обязательна». В 22 года он поступил в консерваторию, но ему разрешили учиться вне программы и государственным экзаменом Рихтеру засчитали один из его концертов.

Читайте также:  Полезна ли вода в пластиковых бутылках

Сергей Павлович Королёв — основоположник практической космонавтики, одна из величайших фигур ХХ века, в школе тоже не учился. Но поступил в строительную профессиональную школу и занимался во многих кружках. В 17 лет стал автором проекта безмоторного самолёта К-5, который был официально защищён перед комиссией и рекомендован к постройке. Позже с блеском окончил МВТУ имени Н.Э.Баумана. Сергей Королёв — один из тех, кто сделал СССР передовой державой.

Как видите, обучение в школе — это не показатель успешности, получение диплома о высшем образовании — далеко не всегда путёвка в достойную жизнь. Каждый человек по-своему уникален, и поэтому задача родителей — не загрузить его школой, множеством кружков и любыми путями дать высшее образование. А их задача — увидеть талант ребёнка и помочь ему раскрыться, дать направление. Только в этом случае человек сможет найти своё призвание, которое сделает его счастливым и успешным.

Источник

Ну что же, дистанционное обучение в большинстве наших школ продолжается. А это значит, что немного отойдя от первого шока и учителя, и ученики, и конечно же родители, хочешь не хочешь, должны будут продолжать осваивать необходимые образовательные программы, получать свои оценки и заканчивать этот непростой учебный год.

Первая полноценная неделя в режиме дистанционного обучения прошла не просто нервно, а очень нервно! Проблемы с интернетом и нехваткой элементарного компьютерного оборудования дополнились живой и очень эмоциональной реакцией людей, которые оказались не готовы к такой учебе из-за элементарного непонимания, что и как делать в этой ситуации.

Не буду здесь делать акцент на технических трудностях. Это тема для отдельного разговора. Поговорим сегодня именно о понимании, с чем мы столкнулись и как решить эту проблему наиболее оптимальным образом.

Во-первых, нужно понять, что дистанционное обучение — это не школа! Ученик находится дома и с помощью родителей или самостоятельно (это будет зависеть от его возраста, конечно) осваивает содержание программы, а о результатах освоения сообщает удаленному преподавателю, чтобы тот скорректировал, оценил, выставил отметку.

Многие растерянные учителя, опираясь на распоряжения не менее растерянной администрации с первого же дня стали выдавать огромное количество заданий и требовать их решения в течение одного рабочего дня. Как будто мы находимся на уроке и обязаны получить результат сию минуту. Здесь мы стали заложниками реального школьного расписания, в соответствии с которым и действует наш «сверхдобросовестный» учитель.

На поверку же вышло, что каждый день у ребенка появлялось такое количество требуемого для освоения материала и необходимых заданий, что выполнить все это в полном объеме он не мог просто физически. Отсюда все эти истошные крики и возгласы доведенных до белого каления родителей, огласившие родительские чаты и дошедшие уже до начальства всех уровней власти.

Чтобы такого не происходило, нужно в корне изменить обычный режим работы. Главной временной категорией обучения должен быть не рабочий день, а рабочая неделя! Все задания ребенок должен получить именно на неделю.

В день должно быть два, максимум три урока!!!

Причем, родители здесь должны сыграть роль организаторов оптимальной работы. Нужно распланировать какие предметы, темы и задания лучше сделать в понедельник, во вторник… , а какие оставить на пятницу-субботу. В какой-то конкретный день один сложный предмет должен дополняться только простым! Тогда не будет ни гонки, ни стресса.

А как же быть учителю?
Понятно, что по учебному плану каждый учитель должен, как говорят, выдать положенное количество часов, для успешного выполнения программы. В условиях же дистанционного обучения очень большая нагрузка ложится на самостоятельно занимающегося ученика.

Ситуация, прямо скажем, непростая!

В идеале, конечно было бы неплохо проводить видео-уроки в виде лекций и консультаций, это придало бы ускорение процессу усвоения материала, но технические возможности наших учителей и семей учеников в основном оставляют желать лучшего. Так что это не выход. Получается, что без пересмотра и изменения рабочей программы не обойтись.

Урочное планирование должно стать тематическим!

Причем тема должна быть не на урок (день), а на неделю. Это могут быть блоки, зачеты и т. д. Именно с недельным, а если надо с двухнедельным циклом освоения!

В условиях дистанционного, а по факту домашнего обучения, каждый ребенок будет осваивать программу в своем, удобном для него режиме. И по мере выполнения ключевых заданий, может быть оценен учителем и эта оценка будет выставлена в электронный журнал тем числом, которым задание было выполнено и проверено.

Да, безусловно, нагрузка на учителя в этих условиях возрастает. Появляется много вопросов, которые потребуют дополнительных пояснений и консультаций. Но все мы надеемся, что массовая дистанционка это не навсегда! Потому что лучше живой школы с учителями, уроками, переменками и общением с одноклассниками пока еще ничего не придумано!

Если у вас есть мнение по теме, прошу в комментарии! Всем спасибо!

Источник