Что обозначают знаки береги полезные ископаемые
МОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа №1»
Томская область
Зырянский район
С.Зырянское
Артёмова Татьяна Борисовна
Тема занятия: «Почему надо беречь полезные ископаемые»
3 класс
Интегрированные предметы: окружающий мир, история, география.
Продолжительность занятия – 1 урок.
Цель: показать значимость полезных ископаемых в жизни человека.
Задачи: научить работе с информационным материалом, умение делать
выводы, обобщать, отвечать на поставленные вопросы;
воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым;
развивать мышление, логику, воображение.
Оборудование: коллекции полезных ископаемых, карточки с заданиями,
карта Томской области.
Литература: Хочу всё знать. Тайны и загадки Земли. М.2001г.
Энциклопедия «Всё обо всём».
Я познаю мир. Экология. М.2002г.
Граубин Г. Моя страна Сибирь М.1983г.
Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М.1998г.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте. Я рада видеть всех вас. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и пожелайте удачи. Садитесь.
2. Введение в тему.
Как согреться нам без вас,
Уголь, нефть, горючий газ?
Что вас на стройке заменит:
Глина, мел, песок, гранит?
Полям, садам и огородам –
Нужны чуть меньше, чем вода –
Торф и железная руда.
Без соли скучно за столом:
И стол не стол, и дом не – дом!
Нам всем необходимо братцы.
Беречь природные богатства!
Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
Да, мы будем говорить о том, почему надо беречь полезные ископаемые.
(слайд №1)
Назовите полезные ископаемые, о которых шла речь в стихотворении.
(слайд №2)
Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них потребовались миллионы лет. У каждой из ценных пород своя загадочная история. У одних она начинается в глубинах морей, океанов, озёр и болот (уголь, песок, глина).
(слайд №3)
История других начинается в недрах планеты. Там, глубоко в Земле, находится раскалённое вещество – магма. Из неё образовались гранит, рудные полезные ископаемые.
(слайд №4)
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. На их образование ушли миллионы лет, а человек расходует их очень быстро. И их нельзя восстановить как, например, лес, после вырубки.
Историческая справка.
Жители Вавилонии после того, как уничтожили свои леса, успешно применяли в домашнем хозяйстве выступающую на поверхность нефть. В древней Персии использовали горючий газ. Китайцы добывали горючий газ, уголь, нефть ещё 2 тысячи лет назад. Индейцы знали уголь ещё до прибытия европейцев. Они называли его «камень, который горит».
3. План действий учителя и учащихся.
Наш урок пройдёт в виде конференции. Вы все представляете «Комитет по охране полезных ископаемых» (надпись на слайде)
Работать будем в группах. Каждая группа – отдел по охране.
(слайд №5)
4. Задача урока.
Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в разделе «Полезные ископаемые». Вам придётся самостоятельно сделать выводы по охране полезных ископаемых и отразить это в определённых знаках. Каждая группа получает карточки с заданиями. Внимательно читайте задания, обсуждайте, затем каждая группа защитит свою работу.
1 группа: Отдел по охране твёрдых полезных ископаемых.
- Отгадать загадку.
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
- Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на
альбомный лист.
3. Нарисовать значок, которым его изображают.
4. Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)
Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или путём осушения болот).
Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы расскажем о …»
5.Найдите торф в коллекции природных ископаемых.
(слайд №6)
Торф легче воды. За год образуется 1 кг торфа. Чтобы образовались целые залежи, нужны годы. 1кг торфа впитывает 20 кг влаги, поэтому его используют как подстилку для животных. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают микробы.
2 группа: Отдел по охране жидких полезных ископаемых.
- Отгадать загадку.
Без неё мы не поедем
На такси или мопеде.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на альбомный лист.
- Нарисовать значок, которым его изображают.
- Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)
Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или из скважины).
Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы расскажем о …»
- Найдите нефть в коллекции природных ископаемых.
(слайд № 7)
Учёные считают, что нефть образовалась глубоко в земле из останков растений и животных, которые жили миллионы лет назад. Для добычи строят буровые вышки и бурят скважины. По ним нефть сначала поднимается из земли, а потом её поднимают. Для этого в скважину нагнетают пар или воздух, который выталкивает нефть.
3 группа: Отдел по охране газообразных полезных ископаемых.
- Отгадать загадку.
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.
- Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на альбомный лист.
3. Нарисовать значок, которым его изображают.
4. Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)
Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или из скважины).
Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы
расскажем о…»
- Найдите газ в коллекции природных ископаемых.
(слайд №8)
Газ легче воздуха. Чтобы добыть газ из земли, бурят скважины. Прокладывают газопроводы, по которым газ поступает в города и сёла. Природный газ может быть опасным, если с ним обращаться неосторожно.
Опасна утечка газа из газовой плиты. Сам газ не имеет запаха, но к нему добавляют пахучие вещества, чтобы можно было обнаружить утечку газа.
Если почувствуешь запах газа, вызови газовую службу по 04, открой форточку и проветри помещение. Отключи все электроприборы и проверь, чтобы краны были закрыты.
4 группа: Информационный отдел.
Прочитать статью, вырезать из неё и приклеить на альбомный лист те абзацы, в которых говорится о том, почему надо беречь и охранять полезные ископаемые.
Придумать и нарисовать знаки «Береги полезные ископаемые».
(образец можно посмотреть в тетради на стр.8)
5. Защита групп.
Спасибо, вы хорошо поработали. Кто из вас догадался, почему мы говорили про торф, нефть и газ?
Правильно. Все эти полезные ископаемые добывают в нашей Томской области.
(слайд №9)
Посмотрите, вот перед вами карта Томской области. Как много у нас месторождений этих полезных ископаемых. По производству торфа наша область занимает второе место в стране. А по производству газа второе место в мире, по производству нефти – первое.
Человек получил в дар природные богатства: из природных ископаемых состоят некоторые горы. Есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их, но порой очень неэкономно, необдуманно. Всё это может исчезнуть и восстановить это нельзя.
6. Рефлексия (итог).
(все листы проекта на доске).
Какое решение вы приняли для себя по отношению к полезным ископаемым?
Домашнее задание: я предлагаю вам задание по выбору; кто хочет, может ответить на вопросы викторины, а кто-то ответить на вопросы теста. На следующем уроке мы их обсудим.
Источник
Автор УМК: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые?»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить знания о полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Планируемые достижения:
Предметные:
— научатся правильно расходовать полезные ископаемые.
Метапредметные:
Личностные:
У обучающегося будут сформирован интерес к учебному материалу.
Регулятивные:
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные:
Обучающийся научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторить, что такое полезные ископаемые, горные породы, минералы.
Показать необходимость охраны полезных ископаемых.
Развивающие.
1. развивать устную речь;
2. развивать логическое мышление, память, внимание.
3. закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
Осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
Уважение к мнению других учащихся;
Ресурсы: учебник по окружающему миру О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть.
Здравствуйте ребята.
Навели порядок на партах.
Садитесь.
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
Словесный.
Повторение изученного
5
— Уже несколько уроков подряд вы работаете по теме «Полезные ископаемые».
— Давайте же вспомним, что такое полезные ископаемые?
— Почему их так называют?
— Какие 3 группы полезных ископаемых вы знаете?
— Что такое горные породы?
— Большинство из них какие?
— Приведите примеры твердых горных пород.
— Какие еще бывают горные породы?
— Приведите примеры жидких горных пород.
— Теперь примеры газообразных.
— Из чего состоят горные породы?
— Что такое минералы?
— Какой минерал является самым твердым?
— Как добывают полезные ископаемые?
— Кто занимается поиском полезных ископаемых?
Сейчас я вам загадаю загадки, а вам предстоит их отгадать.
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
3. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
4. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
5. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
6. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички.
7. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
— Молодцы, мы с вами повторили про полезные ископаемые.
— Полезные ископаемые- это горные. породы и минералы, которые. человек использует в хозяйстве.
— Потому что они приносят пользу.
— Осадочные, магматические и метаморфические.
— Это поверхность Земли.
— Твердые.
— Гранит, слюда, кварц, полевой шпат.
— Жидкие. – Газообразные.
— Ртуть, нефть.
— Природный горючий газ.
— Из минералов.
— Алмаз.
-Гранит;
— Песок
— Нефть
— Глина
— Уголь
— Газ
— Мел
Словесный: опрос, беседа
-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Изучение нового материала
15
— Откройте учебники на стр. 26.
— Сегодня мы с вами узнаем, зачем нужно беречь полезные ископаемые.
— Кто желает прочитать текст?
— Какие полезные ископаемые появились на дне водоемов?
— А какие из магмы?
— Сколько требуется времени для образования полезных ископаемых?
— Верно. На образование большинства полезных ископаемых по требовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования.
— Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Какие способы экономного использования полезных ископаемых мы узнаем, прочитав дальше текст.
— Какие способы для экономного использования полезных ископаемых предлагают нам учёные?
— Для чего разрабатываются новые способы выплавки железных руд?
— Как нам может помочь вторичное использование отходов?
— Какого?
— Как используются отходы при переработке нефти в бензин?
— Для чего создаются новые искусственные материалы?
— Много ли вокруг нас предметов, сделанных из пластмасс?
— Приведите примеры.
— Отлично.
— Источником чего являются нефть и топливо из каменного угля?
— На что их заменяют?
— Верно. За счет чего работают ГЭС И ЭС?
— Поднимают руки.
— Чтение абзацев.
— Известняки, торф, каменный и бурый уголь, песок и глина.
-Гранит, базальт, рудные полезные ископаемые.
— Миллионы лет.
— Предлагают свои варианты ответов.
— Продолжают чтение.
— Новые способы выплавки железных руд;
— вторичное использование отходов; — создание искусственных материалов для замены металлов и горючих полезных ископаемых.
— Для того, чтобы изделия из металлов получались еще более прочными и долговечными.
— В изготовлении строительного материала.
— Шлакобетона.
— В производстве полиэтиленовой плёнки.
— Для замены металлов и полезных ископаемых.
— Да.
— Пластиковые окна, горшки для цветов…
— Источниками тепла.
— На другие источники тепла.
— Например: строятся ГЭС или ЭС.
— За счёт силы воды, ветра и солнечного тепла.
Словесные: опрос, беседа
допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
— проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Физминутка.
2
А теперь немножко отдохнем.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Встаньте прямо, улыбнитесь,
Быть хорошими старайтесь.
Садитесь.
Выполняют физминутку.
Наглядный.
Изучение нового материала
7
— Ребята, каждый из нас может внести вклад в дело охраны полезных ископаемых.
— Как вы думаете, каким образом?
— Ваши предположения верны.
— Например: следить за тем, чтобы без особой надобности не горели газовые или электрические приборы.
— Беречь тепло в холодное время года. Ведь на всё это расходуются горючие полезные ископаемые.
— Умеренно расходовать питьевую воду. Ее очистка и доставка в жилые дома по трубам невозможна без использования полезных ископаемых.
— Как вы знаете, наши родители платят за коммунальные услуги (газ, свет, тепло) и если мы будем умеренно расходовать все эти блага, мы не только сохраним полезные ископаемые, но и наши деньги.
— Откройте свои тетради для самостоятельной работы.
— Найдите задание 8.
— Рассмотрите представленные знаки.
-Как вы думаете, что они означают?
— Молодцы.
— Теперь посмотрите на задание 9. Нарисуйте свои знаки.
Каждый учащийся презентует свои знаки.
— Предлагают свои варианты ответов.
— Представлен знак «Собирай металлолом»;
Знак «Не жги свет, когда светло».
— Рисуют знаки.
Словесные: беседа, опрос
Объяснение
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
Итог урока
Домашнее задание
5
Наш урок подходит к концу.
— Что мы сегодня повторяли?
— Что нового вы узнали?
— Задание № 10.
— Про полезные ископаемые.
— Про способы экономного использования полезных ископаемых.
— Записывают задание.
Словесные: беседа
Рефлексия.
2
— Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?
— У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?
— Спасибо за урок. Вы отлично потрудились.
Самооценивание.
Источник
Технологическая карта
Учитель: Аносова Елена Викторовна
Предмет: окружающий мир
Тема: «Зачем нужно беречь полезные ископаемые?»
Задачи урока: закрепить знания учащихся о полезных ископаемых родного края и их использовании человеком; выявить понимание учащимися необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы; формировать универсальные учебные действия — работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, коллекции полезных ископаемых.
Фронтальная работа «Разделите на группы» (горючие, рудные, строительные, драгоценные и поделочные камни)
Работа по карте Московской области
Организация работы в парах
Организует работу по закреплению знаний о полезных ископаемых
Беседа о полезных ископаемых Московской области
Работают в паре.
Осуществляют самопроверку
Делят полезные ископаемые на группы
Называют месторождения полезных ископаемых
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других; умение работать в парах.
2) Этап включения в систему знаний и повторения.
Классическая беседа
Работа с учебником
Организовывает ряд вопросов с выходом на тему и цель урока
Организует работу по тексту учебника (1-4 абзацы)
Предполагают, называют тему урока
Читают текст по цепочке, отвечают на вопросы учителя. Формулируют предположения
Коммуникативные:высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные:ориентируются в своей системе знаний.
3) Этап локализации индивидуальных затруднений.
Работа с учебником (составление плана действий)
Продолжение чтения текста учебника
Читают, формулируют способы действий по сбережению полезных ископаемых и фиксируют в плане действий
Коммуникативные:
умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.
4) Этап реализации построенного проекта.
Диспут «Как сберечь полезные ископаемые»
Просмотр видео из учебника
задает ряд вопросов, поддерживающих беседу
Высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения.
Называют альтернативные источники энергии
Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы.
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Работа в группах
Организует работу в группах
Рисуют знаки, которые призывают беречь полезные ископаемые.
осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Составление коллажа
Давайте беречь полезные ископаемые
Выслушивает каждую группу
Представитель каждой группы защищает свой мини-проект
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
Работа в рабочей тетради
Организует работу в рабочей тетради (задание 8,9,10)
Выполняют задание в рабочей тетради
умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи зависимости между человеком и природой.
9) Этап рефлексии учебной деятельности.
Фронтальная работа
Беседа об актуальности данной темы
Высказывают свое мнение
проявление положительного отношения к учению.
Источник