Что относится к полезным ископаемым кирпич бензин
Презентация на тему: » 1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают… а) археологи; б) геологи; в) строители. 2. К полезным ископаемым относятся… а) кирпич, бетон, бензин;» — Транскрипт:
1
2
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают… а) археологи; б) геологи; в) строители. 2. К полезным ископаемым относятся… а) кирпич, бетон, бензин; б) станки, вазы, ножницы; в) нефть, газ, глина. 3. Металлы получают из… а) каменного угля, янтаря, мела; б) жемчуга, известняка, торфа; в) железной руды, медной руды. 4. При помощи буровых установок добывают … а) нефть, природный газ; б) калийную соль, алмазы; в) мрамор, гранит. 5. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести… а) алмаз, известняк, графит; б) каменный уголь, торф, нефть; в) железная руда, поваренная соль, мел. 6. В строительстве используются… а) торф, железная руда, самоцветы; б) каменный уголь, малахит, антрацит; в) песок, глина, гранит. 7. В шахтах добывают… а) каменный уголь, антрацит, железную руду; б) поваренную соль, жемчуг, графит; в) известняк, ракушечник, гранит.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Василий Васильевич Докучаев
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
е р г е н о й г н а и д с в у о о в п д з к х а е о б р д и о к ы и е л м и с о п л
Источник
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
Источник
Природоведение.
Конспект урока развития творческих способностей в 4 классе по теме:
«Урок – обобщение «Наши подземные богатства».
Учитель:
Образовательные задачи:
Систематизировать и обобщить знания учащихся о подземных богатствах, их применением, свойствами, способами добычи, охраной.
Развивающие задачи:
Применяя индивидуальные, фронтальные, проблемно-поисковые методы, способствовать развитию у учащихся речи, умению сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство любви к природе, желание охранять и приумножать богатства родного края.
I. Разминка (общая для всех тем)
1. Графический диктант.
— Если согласны с моим утверждением, знак + («да»), а если это не так – знак —
(«нет»)
— Человек – властелин и покоритель природы (-)
— Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды (+)
— Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают (+)
— Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны (+)
— Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли (-)
— Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается (-)
— Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов
— Месторождения ископаемых является «кладом» (+)
Взаимопроверка
II. Развитие психических механизмов как основы РТС (память, внимание, воображение, наблюдательность)
Игра «Узнай меня»
(На столе учителя карточки с описанием свойств полезных ископаемых и коллекция)
Узнать полезное ископаемое по описанию и показать
1. Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф) |
2. Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда) |
3. Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь)
4. Прочная, тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит)
5. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк)
6. Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть)
7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок)
8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина)
III. Слуховая память.
Найдите ошибку и обоснуйте.
Зачитывается текст с ошибкой 2 раза.
Полезные ископаемые относятся к живой (неживой) природе. Многие из них образовались из остатков растений (живых организмов), которые были на Земле миллионы лет назад. Не существует (существует) тесная связь между живой и неживой природой и человеком. Если относится к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть.
Ответы говорят устно по желанию, на полях записывают количество найденных ошибок.
IV. Частично – поисковые задачи.
1. Тест «Наши подземные богатства»
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают …
а) археологи;
б) геологи;
в) строители.
2. К полезным ископаемым относятся…
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина.
3. В строительстве используются…
а) торф, железная руда, самоцветы;
б) песок, глина, гранит;
в) мрамор, каменный уголь, малахит.
4. Металлы получают из…
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, торфа;
в) железной руды, медной руды.
5. При помощи буровых установок добывают…
а) нефть, природный газ;
б) калийную соль, алмазы;
в) мрамор, гранит.
6. В шахтах добывают…
а) каменный уголь, антрацит, железную руду;
в) поваренную соль, жемчуг, графит.
7. В карьерах добывают…
а) известняк, песок, глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь.
8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это…
а) алмаз, известняк, графит;
б) железная руда, поваренная соль, мел;
в) каменный уголь, антрацит, торф.
Проверка (ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-в, 5-а, 6-б, 7-а, 8-в)
2. Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства (на доске)
Жидкое
Горючее Нефть
Газообразное
Маслянистое Газ
С резким запахом
Легче воды Железная руда
Тяжелее воды
Пластичное Глина
Плавкое
3. Указать лишнее слово и обосновать:
Песок – глина – бетон – гранит (используют при строительстве)
Каменный уголь – антрацит – бурый уголь (используют как топливо)
V. Творческие задачи.
1. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
Гранит – в твердом, нефть – в жидком, природный газ – в газообразном.
Таблица.
2. Дополнить группу и заполнить таблицу. Самостоятельная работа в тетради.
Полезные ископаемые | |
Рудные | Нерудные |
Строительные | Горючие |
Железная руда Медная руда | Алмаз, рубин, малахит, яшма |
Гранит, известняк, песок, глина | Уголь, торф, нефть, природный газ |
(Ответ) 1.Железная руда, медная руда — рудные.
2.Гранит, известняк, песок, глина — строительные.
3.Уголь, торф, нефть, природный газ — горючие.
4.Алмаз, рубин, малахит, яшма-драгоценные камни.
Проверка и обобщение
VI. Итог.
— Предлагаю разгадать этот кроссворд. Угадайте полезные ископаемые, о которых мы сегодня говорили.
4 | |
6 | 7 |
По горизонтали: По вертикали:
1. Очень прочен и упруг, 1. Если встретишь на дороге,
Строителям надежный друг. То увязнут сильно ноги.
Дома, ступени, постаменты А сделать миску или вазу,
Красивы станут и заметны. Она понадобится стразу.
(гранит) (глина)
3. Белый камешек растаял, 2. Покрывают им дороги
На доске следы оставил. Улицы в селениях.
(мел) А еще он есть в цементе.
4. Он очень нужен детворе Сам он – удобрение.
Он на дорожках во дворе (известняк)
Он и на стройке, и на пляже, 7. Росли на болоте растения,
И он в стекле расплавлен даже. Стали топливом и удобрением. (песок) (торф)
5. По трубе течет 9. Он несет в дома тепло,
Пироги печет. От него кругом светло,
(газ) Помогает плавить стали,
6. Без нее не побежит Делать краски и эмали.
Ни автобус, ни такси, Он черный, блестящий,
Не поднимется ракета Помощник настоящий.
Отгадайте же, что это? (уголь)
(нефть)
8. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи.
(руда)
Источник