Что относится к полезным ископаемым почва

Что относится к полезным ископаемым почва thumbnail

Сдам Сам

Почва – поверхностный слой земной коры. Почва (согласно учению В.В.Докучаева) представляет собой естественное природное обра­зование в виде поверхностного плодородного слоя земли, сформированного под совокупным воздействием внешних условий: климата, рас­тительности, почвообразующих пород, условий рельефа и жизнедея­тельности организмов (особенно микроорганизмов). Для формирования почвы необходимы тысячелетия взаимодействия почвообразующих элементов. Почва — незаменимый природный ресурс.

Мощность почвы (тол­щина почвенного слоя), в зависимости от типа, колеблется в пределах от нескольких миллиметров до 2 — 3 м при средней величине 18 — 20 см.

Почвенные ресурсы являются одной из самых необходимых предпосылок обеспечения жизни на Земле. Однако их роль в настоящее время недооценивается.

Структура почвы. Почва состоит из нескольких горизонтов (слоев с одина­ковыми признаками), возникающих в результате сложного взаимодействия материнских горных пород, климата, растительных и животных организмов (особенно бактерий), рельефа местности. Для всех почв характерно умень­шение содержания органических веществ и живых организмов от верхних горизонтов почв к нижним.

Горизонт Al – темно-окрашенный, содержащий гумус, обо­гащен минеральными веществами и имеет для биогенных про­цессов наибольшее значение.

Горизонт А2 – элювиальный слой, имеет обычно пепельный, светло-серый или желтовато-серый цвет.

Горизонт В – элювиальный слой, обычно плотный, бурый или коричневой окраски, обогащенный коллоидно-дисперсными минералами.

Горизонт С – измененная почвообразующими процессами материнская порода.

Горизонт В – исходная порода.

Поверхностный горизонт состоит из ос­татков растительности, составляющих основу гумуса, из­быток или недостаток которого определяет плодородие по­чвы.

Гумус – органическое вещество, наиболее устойчи­вое к разложению и поэтому сохраняющееся после того, как основной процесс разложения уже завершен. Постепенно гумус также минерализуется до неорганического вещества. Перемешивание гумуса с почвой придает ей структуру. Обо­гащенный гумусом слой называется пахотным, а нижеле­жащий слой – подпахотным. Основные функции гумуса сводятся к серии сложных обменных процессов, в которых участвуют не только азот, кислород, углерод и вода, но и различные минеральные соли, присутствующие в почве. Под гумусовым горизонтом располагается подпочвенный слой, соответствующий выщелоченной части почвы, и горизонт, отвечающий материнской породе.

Почва состоит из трех фаз: твердой, жидкой и газообразной. В твердой фазе преобладают минеральные образо­вания и различные органические вещества, в том числе гумус, или перегной, а также почвенные коллоиды, имею­щие органическое, минеральное или органоминеральное происхождение. Жидкую фазу почвы, или почвенный ра­створ, составляет вода с растворенными в ней органически­ми и минеральными соединениями, а также газами. Газовую фазу почвы составляет «почвенный воздух», включающий газы, заполняющие свободные от воды поры.

Важным компонентом почвы, способствующим изменению ее физико-химических свойств, является ее биомасса, включающая кроме микроорганизмов (бактерии, водоросли, грибы, одноклеточные) еще и червей и членистоногих.

Образование почв происходит на Земле с момента возникно­вения жизни и зависит от многих факторов.

Субстрат, на котором образуются почвы. От характера материнских пород зависят физические свойства почв (пористость, водоудерживающая способность, рыхлость и т. д.). Они определяют водный и тепловой режим, интенсивность пе­ремешивания веществ, минералогический и химический соста­вы, первоначальное содержание элементов питания, тип поч­вы.

Растительность – зеленые растения (основные создате­ли первичных органических веществ). Поглощая из атмосферы углекислоту, из почвы воду и минеральные вещества, используя энергию света, они создают органические соединения, пригод­ные для питания животных.

С помощью животных, бактерий, физических и химических воздействий органическое вещество разлагается, превращаясь в почвенный гумус. Зольные вещества наполняют минеральную часть почвы. Неразложившийся растительный материал созда­ет благоприятные условия для действия почвенной фауны и ми­кроорганизмов (устойчивый газообмен, тепловой режим, влаж­ность).

Животные организмы, выполняющие функцию пре­образования органического вещества в почву. Сапрофаги (зем­ляные черви и др.), питающиеся мертвыми органическими ве­ществами, влияют на содержание гумуса, мощность этого го­ризонта и структуру почвы. Из наземного животного мира на почвообразование наиболее интенсивно влияют все виды грызу­нов и травоядные животные.

Микроорганизмы (бактерии, одноклеточные водоросли, вирусы) разлагающие сложные органические и минеральные ве­щества на более простые, которые в дальнейшем могут исполь­зоваться самими микроорганизмами и высшими растениями.

Одни группы микроорганизмов участвуют в превращени­ях углеводов и жиров, другие – азотистых соединений. Бак­терии, поглощающие молекулярный азот воздуха, называют азотофиксирующими. Благодаря их деятельности, атмо­сферный азот могут использовать (в виде нитратов) другие живые организмы. Почвенные микроорганизмы принимают уча­стие в разрушении токсических продуктов обмена высших расте­ний, животных и самих микроорганизмов в синтезе витаминов, необходимых для растений и почвенных животных.

Климат влияет на тепловой и водный режимы почвы, а значит и на биологические и физико-химические почвенные про­цессы.

Рельеф перераспределяет на земной поверхности тепло и влагу.

Хозяйственная деятельность человека в настоящее время становится доминирующим фактором в разрушении почв, сни­жении и повышении их плодородия. Под влиянием человека ме­няются параметры и факторы почвообразования — рельефы, ми­кроклимат, создаются водохранилища, проводится мелиорация.

Значение почвы, как элемента биосферы, заключается в обеспечении биохимической среды для человека, животных и растений, среды, обладающей высокой буферностью и энергоемкостью, значительным резервом механизмов для самоочищения, важных для поддержания сбалансированного прямого и косвенного взаимодействия почвенной биоты и человека. Она является средой обитания многих живых организмов. Только почвой могут быть обеспечены полноценные условия для производства продуктов питания, корма для животных. Неотъемлемыми функциями почвы как природного тела является накопление атмосферных осадков и регулирование водного баланса, концентрация элементов питания растений, образование и обеспечение чистоты подземных вод, трансформация или мобилизация загрязняющих компонентов.

Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов. Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет разрушено, то сложившееся функционирование биосферы необратимо нарушится. Именно поэтому чрезвычайно важно изучение глобального биохимического значения почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности.

Главное свойство почвы – её плодородие, которое определяется наличи­ем в ней гумуса. Плодородием почвы называют её способность обеспечивать растения необходимым количеством питательных элементов, воды и воздуха. Почва – основа для получения урожая сельскохозяйственных культур.

С образованием достаточно развитого почвенного покрова биосфера становится целостной завершенной системой, все части ко­торой тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга.

Полезные ископаемые. Помимо почвы к ресурсам литосферы относятся полезные ископаемые, находящиеся в недрах Земли. Они подразделяются на три группы: твердые (металлические и неметалличе­ские руды, нерудные ископаемые, грунты и горные породы), жидкие (минеральные воды) и газообразные.

К ресурсам литосферы относятся также запасы энергетического сырья (угля, нефти, природного газа и др.), которые ввиду их особой значимости выделены в группу энерге­тических ресурсов.

Практически нет ни одной отрасли хозяйства, где бы ни требовались полезные ископаемые. Минеральные ресурсы относятся к категории не возобновляемых. Запасы их по мере использования не восстанавливаются.

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.

Источник

«ПОЧВА И ЕЕ СОСТАВ»

Цели:

  1. Расширить знания детей о составе почвы, её плодородии.

  2. Формировать у учащихся представление о почвообразующих факторах, об образовании почвы в природе, о её значимости для живой природы и человека.

  3. Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Расширить кругозор учащихся, пополнить словарный состав.

  4. Воспитывать ощущение причастности детей к природе.

Мотивационный этап.

— Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на уроке.

Повторение. Актуализация знаний.

— Какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке?

— Что такое полезные ископаемые?

— Почему они называются ископаемыми?

— Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

— Перед проверкой д/з проведём небольшую разминку.

— Решим несколько географических задач.

1. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она началась в воде у других – в пламени. Как вы это понимаете?

(На дне водоёмов образовались песчаники, известняк, глина. Они осадочного происхождения. Другие образовались из расплавленной магмы)

2. Почему после дождя на песке лужи не образуются, а на глинистых дорожках лужи остаются долго?

(У песка крупные частицы, вода легко проходит между ними, а у глины – маленькие плоские крупинки, и вода просачивается очень медленно)

3. Является ли минеральная вода полезным ископаемым?

(Да, т.к. её добывают из-под земли, и она используется человеком)

4. Почему глину и песок можно образно назвать “детьми гранита”?

(Они образованы в результате разрушения гранита)

— Какие виды полезных ископаемых знаете?

(Горючие, рудные, нерудные)

— Отгадайте загадки:

Он чёрный, блестящий, 
Помощник настоящий. 
Он несёт в дома тепло, 
От него кругом светло.

(Каменный уголь)

Покрывают им дороги,
улицы в селении.
А ещё он есть в цементе,
Сам он — удобрение.

(Известняк)

— К какому виду относятся эти полезные ископаемые?

— Назовите их основные свойства.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

— Чтобы быстро проверить ваши знания полезных ископаемых, я раздам вам таблички, которые вы в течение 5 мин. Заполните. Оценки за домашнее задание получит каждый из вас.

1 вариант

Название

Свойства

Использование

Место добычи
в Казахстане

Условные
обозначения

Каменный уголь

Топливо
Лекарство

Серовато-белого цвета,
очень твёрдый

Каратау

Газ

Топливо 
Каучук-резина
Краски, лекарства

2 вариант

Название

Свойства

Использование

Место добычи
В Казахстане

Условные
обозначения

Железная руда

Центральный Казахстан 
Рудный Алтай

Маслянистая жидкость 
тёмного цвета

Гранит

Аркалык
Жельтау

Обобщение: Где вам пригодятся знания о полезных ископаемых?

Более подробно полезные ископаемые мы будем изучать в 4-м классе.

ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП

— А теперь попробуйте отгадать загадку и определить тему нашего урока.

Чёрная, сыпучая,
В поле насыпана кучами.
Если хочешь, можешь брать и сажать.

(Почва)

— О чём на уроке пойдёт речь?

— А нам необходимы знания о почве? Если да, то для чего?

— Вы слышали такое выражение “Земля – кормилица”?

— Как вы его понимаете?

— Земля и почва – это одно и то же? Всегда ли земля – это почва? (Земля – это земной шар, суша.)

— Сегодня мы будем работать как учёные. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. Каждая группа учёных будет добывать знания, проводить опыты, анализировать, делать выводы. И каждая группа будет стремиться добыть больше знаний и быстрее, чем другие.

— У вас на партах лежат оценочные листы. Возьмите их, прочитайте, по каким параметрам вы будете оценивать свои знания, свою работу на уроке. 

Оценочный лист

1. Вспомнил ли я состав почвы?

2. Умею ли я находить новую информацию в тексте?

3. Умею ли я делать выводы?

4. Справился ли я с кроссвордом?

5. Активно ли я работал на уроке?

6. Подведи итог своей работы.

Желаю удачи на уроке!

1. Повторение знаний о почве.

— Работу начнём с того, что нам уже известно о почве из 2-го класса, из собственного опыта.

— Что вы уже знаете о почве? (…)

— Составьте кластер о почве.

На партах заготовки:

Дети работают в группах, вписывают в кружки слова: песок, глина, вода, воздух, плодородие, перегной. Группа, закончившая составлять кластер, вывешивает его на доску. Сверка с доской.

— Всё ли вспомнили, записали? Оцените себя.

— Почему у меня на доске слово ПЛОДОРОДИЕ выделено другим цветом? (Это основное свойство почвы, остальное – её состав.)

— Откуда в почве песок и глина? (От разрушения гранита и других горных пород.)

— От чего зависит плодородие почвы? (От перегноя.)

— Что такое перегной?

— Рассмотрите почву под лупой. Что видите в ней? (Остатки корней, волокна растений.)

— Как можно проверить наличие в почве воздуха, воды? (Опыты, проводимые во 2-м классе, демонстрирую рисунками.)

Обобщение:

  1. Как вы считаете, всё ли мы знаем о почве?

  2. Давайте проверим себя по учебной литературе.

  3. Прочитаем сведения о почве в учебнике на стр. 67.

2. Работа по учебнику.

Самостоятельное чтение.

— Прочитайте, отметьте, что нового узнали из статьи.

3. Беседа после чтения.

— Смогли ли вы найти новую информацию в статье? Поделитесь своими находками в группе. (Мельчайшие организмы перерабатывают остатки пищи, дождевые черви, насекомые и личинки, бактерии удобряют её.)

— Ответьте на 1, 2, 3 вопросы после текста.

— Оцените себя, сумели ли вы найти в статье новую информацию…

Физминутка.

— Как вы думаете, теперь вам всё известно о почве?

— Сейчас я вам докажу, что вы не всё ещё знаете о составе почвы.

4. Опыт.

Положим в стакан 2–3 ложки почвы, нальём в него немного дистиллированной или чистой дождевой воды и хорошо размешаем. Вода в стакане станет мутной. Профильтруем мутную воду через бумажный фильтр. Профильтрованная вода станет чистой и прозрачной. Нанесём 2–3 капли воды на кусочек стекла и осторожно нагреем его над пламенем спиртовки. Когда вода испарится, на стекле останется осадок в виде белого пятна. Это соли, которые были в почве.

— Как вы думаете, что это? Сделайте вывод.

Вывод: В составе почвы есть ещё какое-то вещество.

— Какое вещество оставляет белые пятна? (Предположения учащихся.)

— Об этом веществе вы узнаете из информационного листа, который находится у вас на столе.

5. Работа по информационному листу.

— Прочитайте самостоятельно текст, выделите устно новую информацию.

6. Вопросы после чтения:

— Какое вещество ещё входит в состав почвы?

— Ответьте на вопросы с обратной стороны листа.

Обобщение:

— Как образуются минеральные соли?

— В какой почве больше минеральных солей?

— Для чего нужны минеральные соли?

7. Создание новой проблемной ситуации. Практическая работа.

— Не хотите ли вы как учёные создать сами почву?

— Давайте выполним практическую работу.

— Что нам для этого понадобится?

— Работать будем по плану в группе.

План.

1. Поместите в лоток песок, глину. Перемешайте.

2. Добавьте листья, сорняки, насекомых, червей. Перемешайте.

3. Добавьте воды. Перемешайте.

— Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой.

— Сравните полученную смесь с настоящей почвой. Сделайте вывод.

Вывод: Искусственно почву получить нельзя, потому что…

— Оцените себя по 3 пункту: умеете ли вы делать выводы…

8. Работа по информационному листу 2.

— Сейчас, прочитав текст, вы узнаете, почему нельзя получить почву в лаборатории, искусственно.

— Что узнали, прочитав текст? (На доске таблица) 

— О чём говорят эти расчёты учёных? (Нельзя допускать разрушения почвы, уничтожать её, почву нужно беречь.)

9. Обобщение, выход на следующую тему урока: Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

— Объясните, почему?

— Можете определить следующую тему урока.

Обобщение:

— Что теперь знаете о почве?

Контроль: Проверьте себя, заполнив кроссворд:

1. Как называется вещество, повышающее плодородие почвы, состоящее из перегнивших растений, животных, насекомых. (Перегной)

2. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

3. Какая рыхлая, сыпучая водопроницаемая горная порода входит в состав почвы? (Песок)

4. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)

5. Почву рыхлят для того, чтобы это вещество помогало корням дышать. (Воздух)

6. Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми? (Микробы)

7. Эти вещества получаются в почве из перегноя под действием воды и микробов. (Соли)

— Если у вас получилось на выделенной полоске слово ПЛОДОРОДИЕ, значит, вы хорошо усвоили состав почвы.

— Оцените себя.

Итог: — Подведите итоги своей работы: Если у вас все звёздочки, поставьте в последней графе 5, если есть хоть один квадратик – 4, если есть среди звёздочек и квадратов треугольник – 4, если треугольников много, пока не ставьте ничего. Вам нужно эту тему проработать хорошо по учебнику. Оцените работу в группе. Какая группа работала лучше, активнее всех?

Домашнее задание:

1. Пересказ статьи в учебнике с. 67–68, выписать определения в тетрадь.

2. Нарисовать почву и всё, что в ней есть.

3. Написать мини-сочинение “Подземное путешествие червячка”.

Источник

ПОЧВА И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

ПОЧВА.

На распаханном поле мы видим черную или серую поверхность земли. Если на этом поле мы будем копать яму, то сверху мы увидим черный или серый слой земли. Этот верхний слой земли называется почвой.

На обрыве высокого берега реки или крутого склона оврага можно видеть не только слой почвы, но и лежащие под ним слои земли (рис. 1).hello_html_54dc85a3.jpg

Если внимательно рассмотреть слой почвы на разрезе, можно заметить в нем живые и отмершие корни растений, гниющие остатки прошлогодней травы, живых и мертвых жучков, червей и других мелких животных.

Ниже почва постепенно становится светлее и незаметно пере– ходит в лежащий под ней слой земли. Этот лежащий под почвой слой земли называется материнской породой, или подпочвой. Подпочву могут образовать различные породы: глина, песок,

известняк и т.д. На материнской породе из ее верхнего слоя и

образуется почва.

Еще ниже, под материнской породой лежат разные – другие слои земли.

Почва имеет очень большое значение в жизни растений, а стало быть и для сельского хозяйства. Урожай возделываемых нами растений во многом зависит от почвы.hello_html_m73947d35.jpg

Из чего состоит почва.

Рис. 2. Обнаружение воды в почве.

Чтобы узнать, из чего состоит почва, сделаем с ней следующие опыты.

и опустим в него небольшой комочек почвы. Из почвы, выходят и поднимаются в воде пузырьки воздуха. Вода вытеснила из почвы воздух. Значит, в почве есть воздух. Он необходим для растущих в ней растений.

Опыт 2. Положим в сухую пробирку ложечку почвы и будем нагревать ее на спиртовке, как показано на рисунке 2. Вскоре на внутренних стенках пробирки появятся капельки воды. Эта вода выделилась из почвы. Значит, в почве есть вода. Вода также необходима для растений. Растения всасывают воду из почвы своими корнями, без воды они засыхают.hello_html_1d668dba.jpg

Опыт 3. Положим в жестяную баночку ложечку почвы и будем прокаливать ее на примусе (рис. 3). Почва начнет тлеть и дымиться. Значит, в почве есть горючие вещества.

Рис. 3. Прокаливание

почвы.

Будем продолжать прокаливать почву. Под конец почва из темной станет сероватой или красноватой. Что же произошло с почвой? В ней выгорел перегной. Так называются находящиеся в почве перегнившие остатки растений и животных.

Опыт 4. Узнаем, из чего состоит получившийся у нас после прокаливания остаток почвы. Всыплем его в пузырек с водой, взболтаем и дадим отстояться.

Когда муть осядет, на дне пузырька будет видно два слоя: внизу – слой песка, а поверх его – слой глины.

Теперь попробуем отделить глину от песка. Для этого взболтаем

глину с песком в пузырьке с водой и образовавшуюся мутную воду сольем в стакан. После этого снова нальем в пузырек чистой воды, взболтаем и сольем мутную воду в стакан. Так будем делать до тех пор, пока вода в пузырьке перестанет мутиться. После этого дадим отстояться мутной воде в стакане. В пузырьке останется песок, а в стакане будет глина. Итак, кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Кроме того, в почве имеются разные соли. Чтобы добыть соли из почвы, сделаем такой опыт. Положим в стакан 2–3 ложки почвы, нальем в него немного чистой дождевой воды и тщательно размешаем. Выльем мутную воду из стакана в воронку, в которую вложен фильтр, сделанный из фильтровальной бумаги. Через бумажный фильтр протекает прозрачная вода. Соберем немного этой воды в фарфоровую чашечку или в чистую металлическую ложку и будем нагревать ее на спиртовке. Когда вода испарится, в чашечке останется осадок. Это соли, которые мы извлекли водой из почвы. Растворенные в воде соли растение всасывает своими корнями из почвы и питается ими.

Чтобы в почве было больше питательных солей, ее удобряют; в нее вносят различные удобрения, содержащие необходимые растениям соли.

Удобрение почвы повышает урожай культурных растений, поэтому в борьбе за урожай мы широко применяем удобрение почвы.

Источник