Что полезно для души человека православие

Фото взято с гугл картинок

Составляющие человека — это душа, дух и тело, именно по данной причине люди часто путают понятия душевность и духовность, дух и душа. Дух и душа имеют разную природу и отличаются друг от друга, но в то же время они едины.

Что в православии означает душа

Душа — это дуновение Бога, именно он вдохнул душу в человеческое тело. Именно он и забирает душу после смерти человека — это значит, что душа бессмертна. Душа наполняет тело человеческое во время зачатия. А вот куда душа попадет после смерти — это напрямую зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души. Человек без души не имеет ни разума ни чувств. Душевная составляющая человека лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.

Происхождение души

Душа создается Богом, она не перерождается и не переселяется из одного тела в другое. Она появляется сразу после зачатия, а после смерти теряет телесную оболочку и ждет Страшного суда. Очень длительное время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, но, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.

Основные составляющие души

От состояния человеческой души зависит разум, воля и чувства, поэтому важно понять, какие душевные силы принадлежат к разумным, а какие к неразумным.

К разумным составляющим души относятся:

  • ум;
  • чувства;
  • воля.

Данные составляющие контролируются высшими силами.

Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, именно благодаря им бьется человеческое сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство.

Человеческим разум не способен контролировать неразумную субстанцию, все происходит своим чередом. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все эти процессы не зависят от человеческого разума.

Душевный подарок Творца состоит в том, что Он наполняет людей чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает им свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры. Важными составляющими человеческой души есть сознание и совесть, именно этим мы и отличаемся от животных.

Душевная составляющая человека, в отличие от животных, обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать.

Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, именно ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.

Господь наполняют людей эмоциями, чувствами, сознанием, желаниями. Именно он дает свободу выбора.

Человеческие эмоции производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в земные страсти:

  • гнев;
  • ярость;
  • ревность к добру и злу.

Многие священнослужители утверждают, что настоящее назначение раздражительной силы — это возможность гневаться на сатану. Желательная или деятельная сила рождает человеческую волю, позволяющую выбирать между добром и злом.

Три силы сосредоточены в одной жизни, в одном теле и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь способна обуздать раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.

В подчинении духовному познанию и созерцании Господа все три душевные составляющие находятся в единстве. Человеческая душа невидима, она существует независимого от состояния тела.

Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства. По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.

Как влияет на человека дух

Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Творец не предоставил такой чести называться Божьим храмом. Во время крещения в человека вселяется дух Божий, который на протяжении всей жизни может быть вытеснен другими силами. Это будет возможно в том случае, когда человек сам откроет свою душу злу.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей. Несмотря на то, что Бог наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом и состоит свобода выбора, Бог не создает роботов, Он создает людей по своему подобию.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни человеческой, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного. Дух — это та составляющая человека, которая отличает его от животного. Созданные Господом твари не имеют духовного наполнения.

Духовная составляющая неотъемлемая от душевной, она является высшей стороной, сущностью. У человека отсутствуют такие чувства, которые смогли бы позволить познать духовное наполнение. Святые отцы утверждают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.

Дух нельзя увидеть или узнать, но зато когда человек духовный, его сразу видно окружающим. Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.

В письме святителя Феофана Затворника написано, что духовная наполняющая — это сила, которую Господь вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.

Вместе с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим сознаньем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным. Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.

Проявляющиеся составляющие духа

Все христиане знают, что всем в мире управляет Господь, и что именно ему подчиняются живые существа. Духовное наполнение ведет человека к Господу, Он одновременно и Спаситель и Судья, который по справедливости наказывает и милует. Символом христианства являются Святая Троица, Бог Отец, Сын Божий и святой Дух. Страх Божий — это основная составляющая духовного наполнения.

Если человек любит власть, деньги, бурные развлечения, поддается гневу, значит, он по собственной воле поддается сатане и не боится Божьего наказания. Главная направляющая духовная сила человека — это совесть. Именно она заставляет людей бояться Бога, угождать ему и выполнять его указания. Совесть управляет душевными качествами верующего человека, направляет их к познанию святости, благодати и правды. Именно благодаря чувству совести верующий человек может понять, что угодно Богу, а что он не одобряет.

Читайте также:  Что сделать своими руками полезное для дома

Таким образом исполнять Божий закон могут только те, в ком живет чувство совести. Духовная составляющая ведет набожных христиан к жажде Господа, это происходит из-за того, что ни одно творение человека не может дать такой благодати, какую можно обрести в общении с Господом.

Источник

На вопросы редакции сайта Липецкой митрополии отвечает председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.

Владыка, в этом году Липецкая епархия впервые принимает у себя выставку-форум «Радость слова». Расскажите, пожалуйста, как давно реализуется данный проект Издательского совета Русской Православной Церкви и можно ли говорить о достижении определенных результатов?

– Выставка «Радость Слова» проходит уже семь лет. За это время она побывала в десятках городов нашей страны, включая Сибирь и Дальний Восток, а также в ближнем и дальнем зарубежье. На Дальнем Востоке можно отметить Хабаровск, Благовещенск, Сахалин и Чукотку, а в других регионах такие города, как Горно-Алтайск, Уфа, Ташкент. Для жителей этих мест это было большим событие. Представьте, привозят новинки духовной литературы, и не десяток книжечек, а шестьсот, девятьсот, тысячу наименований. Это книги о вере, нравственности, ответы на вопросы о духовной жизни, детская литература, художественные произведения современных авторов – лауреатов Патриаршей литературной премии имени равноапостольных Кирилла и Мефодия. Но на выставке обычно представлены не только книги, ей сопутствует целая программа. На выставку-форум приезжают известные писатели, богословы. Они выступают с лекциями, рассказывают о своем творчестве, отвечают на вопросы. Главное – это общение, причем пользу от общения имеют не только местные жители, но и авторы. Общаясь с людьми, они чувствуют, что надо читателю, и это вдохновляет их на новые произведения.

– Как родилась идея создания данного проекта? В чем особенность книжной выставки «Радость слова»?

– Идея проекта родилась из необходимости расширения церковного книгораспространения. Ситуация в этой сфере такая: в последние 15-20 лет издается много православной литературы, но, к сожалению, она не доставляется в российскую глубинку. Выставка «Радость слова» – проект достаточно мобильный. Мы собираем самые лучшие книжные новинки, появившееся за последние год-полтора, и привозим их в регионы. Приходя на выставку, каждый читатель может найти для себя что-нибудь нужное и полезное.

Я уже сказал, что выставка-форум имеет и интересную культурную программу. В Липецк, например, приехали два замечательных писателя. Это прозаик, лауреат Патриаршей литературной премии, воин-афганец Виктор Николаев и историк Дмитрий Володихин. И в эти дни здесь пройдут «круглые столы», семинары, творческие встречи.

– Как выбрать необходимое из всего представленного разнообразия книг?

– Выбор книги зависит от духовного уровня человека и его запросов: насколько он воцерковлен и что его интересует. Всегда актуальны духовные наставления наших христианских подвижников, таких как Феофан Затворник. Издательский совет исследует его обширное наследие, оно богато и современно. Святитель Феофан хотя и жил сто двадцать лет назад, но его слово было направлено к тем, кто находился вне Церкви. Революция 1917 года зарождалась во второй половине XIX века, тогда в обществе цвели богоборческие идеи, жизнь столиц захлестывала безнравственность, царило недоверие к власти и Церкви, и слово святителя было отрезвляющим и научающим. Я с удовольствием читаю его слова и письма и вижу их актуальность для нас.

Еще стоит обратить внимание на издания, которые в разные годы становились победителями конкурса «Просвещение через книгу». Сегодня пользуются спросом также произведения писателей, ставших лауреатами или номинантами Патриаршей литературной премии. А это широкий круг авторов: Владимир Крупин, Олеся Николаева, Александр Сегень, Алексей Варламов, протоиерей Николай Агафонов, Ирина Богданова. У них интересные сюжеты и темы современные.

– Сегодня большинство православных книг доступно для чтения в сети интернет. Каким вы видите будущее печатной книги? Есть ли различие в воздействии на читателя бумажной книги и ее электронного варианта?

– Бумажная и электронная книга дополняют друг друга. Каждая имеет свои плюсы и минусы. Когда нам нужно получить общее представление о книге, ее можно «пробежать глазами» и в интернете. А для более углубленного погружения в текст нужна бумажная книга. Она приучает нас к вдумчивому и неспешному чтению. Кто-то любит делать пометки на полях, кто-то ценит эстетические достоинства книги, обращает внимание на иллюстрации, шрифт, верстку. Убежден, что нужно иметь домашнюю библиотеку, которую можно передать своим детям. Я думаю, что печатная книга будет занимать свою нишу и в дальнейшем.

Конечно, сегодня изменяется стиль чтения – людям нравится скользить по текстам, выхватывать самое главное, переходить по ссылкам. Педагоги отмечают, что нынешнее поколение школьников с трудом читает романы-эпопеи, большие прозаические произведения. Все – и взрослые, и дети – страдают от информационных перегрузок. Но не будем пессимистами. Сегодня многое делается, чтобы поддерживать культуру чтения, и это дает результаты. Уставая от потоков информации, которые льются из телевизора и интернета, человек все равно возвращается к себе, откладывает в сторону гаджеты, берет в руки хорошую книгу и читает в тишине. И он чувствует, как исчезает ощущение «хаоса» нашей повседневной жизни и как рождаются новые мысли.

– Владыка, Вы со школьной скамьи приняли решение посвятить свою жизнь служению Богу. Какая из книг, прочтенных в те годы, произвела на Вас набольшее впечатление?

– Я родился в послевоенное время. Вся наша семья была верующей, и родители нас воспитали в церковной традиции, хотя времена были атеистические и Хрущев грозился закрыть все храмы. В нашем доме всегда читалось Евангелие, акафисты, жития святых. Эти книги и формировали мое мировоззрение с раннего детства. Я помню, духовник нашей семьи архимандрит Тихон (Агриков), когда мне было около тринадцати лет, сказал, что я должен прочитать до 14 лет четыре раза полностью все Евангелие, т.е. Евангелие от всех четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Вот эта Книга произвела на меня самое глубокое впечатление.

Читайте также:  Информация о полезных ископаемых мирового океана

В то время духовная литература не издавалась. Кроме Евангелия у нас дома было еще книг двадцать духовного содержания. Это и Библейская история, Священная история Нового Завета, жития святых. Мы все их читали. Но была и традиция обмениваться книгами. Мы кому-то давали книги и сами брали почитать у знакомых. Напротив нас жили две монахини – Михаила и Питирима. У них большая была библиотека, книг двести. Вот мы и просили у них почитать. Помню, перед летним праздником преподобного Серафима Саровского я взял у них его житие и целую неделю эту книгу не выпускал из рук. Она очень интересной была для меня.

– Сохранилось ли сегодня в православной среде такое же трепетное отношение к духовным книгам, каким оно было у верующих в советский период?

– Думаю, да. В Церковь все время приходят новые люди, новые поколения. Период первых шагов и неофитства как раз отмечен тем, что человек с огромным рвением начинает знакомиться с основами христианской веры, хочет разобраться в богословии, узнать больше о церковной истории. И, конечно, он много читает.

Родители, которые занимаются воспитанием детей, обязательно покупают для них книги: это и детская Библия, и рассказы о святых. Интеллигенция также остается читающим сословием и прекрасно разбирается в том, что происходит в церковном книгоиздании. А здесь появляются новые авторы. Очень популярна проза священников, таких как Ярослав Шипов, Андрей Ткачев, Валериан Кречетов. Кому-то нравятся миссионерские новеллы писателя Александра Ткаченко, рассказывающего о своем пути к Церкви и отцовском опыте в семейной жизни.

– Владыка, можете ли Вы сказать, насколько серьезные духовные книги интересуют современную молодежь?

– Молодость – особый период в жизни человека, когда он ищет свое призвание, учится, работает, осваивает окружающий мир. Многое зависит от того, в какой семье воспитывался человек, какие педагоги встретились ему в школе, что для него является нравственным ориентиром. Мы знаем, что наша сфера образования претерпела за прошедшие годы множество трансформаций. Из нее пытались убрать воспитательный компонент. Тревожит, что современные выпускники школ не так хорошо знают русскую классику, как знали ее старшие поколения, «поколение гаджетов» плохо ориентируется в событиях отечественной истории, в именах, датах. Иногда невежество просто зашкаливает.

Но есть и другие примеры – много замечательных умных ребят, которые ценят литературу, историю, православную культуру. Я сужу по опыту епархиального архиерея и работы в Издательском совете. Уже несколько лет Издательский совет проводит конкурс для школьников «Лето Господне». Ребята присылают замечательные работы, из которых следует, что их интересуют серьезные книги. Ведь они пишут о любимых писателях, о русских святых прошлых столетий и новомучениках ХХ века, о своей малой родине, ее храмах и обителях. По этим литературным работам видно, что они много читают, и не только электронные тексты.

Пользуясь случаем, приглашаю учеников 6-12 классов из Липецка присылать свои творческие эссе на конкурс «Лето Господне» – прием работ ведется до 1 декабря.

– Владыка, в чем Вы видите преимущество православной духовной литературы перед светскими произведениями, даже в их лучших вариантах, представленных классикой?

– Я думаю, что есть такая иерархия: Евангелие, святые отцы, духовная литература, светские произведения. Читать Евангелие – это обращаться к глаголам вечной жизни, дышать кислородом вечности. В Евангелии есть все ответы, необходимые человеку для спасения души, объясняется, как строить свою земную жизнь. Труды святых отцов помогают нам лучше понимать Священное Писание. А светская литература – это сфера художественного творчества. И здесь каждый ищет что-то свое: кто-то наслаждается стилем автора, красотой языка, кому-то нравятся герои и увлекательное повествование.

– Называют разные мотивации к чтению: кому-то интересен процесс,  кто-то желает узнать новое, сверить свое понимание каких-то вопросов с мыслями выдающихся людей. Есть люди, которые признаются, что пытаются просто «убить время», читая книгу. Как правильно относиться к чтению православным людям? Что наиболее важное может почерпнуть для себя молодой человек, открыв православную книгу?

– Вы задали очень интересные вопросы, только формулировка «убить время» меня огорчила. Ни в коем случае это не может быть мотивацией. Человек очень бережно должен относиться к своему времени, ценить каждое мгновение. И наполнять его молитвой, трудом, заботами о ближнем, духовно развиваться. Православные книги помогают нам формировать христианское мировоззрение. Мы ищем в них ответы на все вопросы, как онтологические, так и частные. А человека волнуют самые разные темы: сотворение вселенной, приход в мир Спасителя, тайна загробной жизни, а также множество личных вопросов – как бороться с грехами и развивать добродетели, как создать православную семью и воспитывать детей. Кому-то хочется больше узнать о традициях святости и благочестия. Могу порекомендовать вам и свою книгу «Вечные вопросы. Беседы о Боге, творении и человеке». В ней я касаюсь разных сюжетов Ветхого и Нового Заветов, сложных богословских вопросов, которые волнуют каждого христианина, например, для чего создан человек? В чем причина страданий? А также многих других.

– Владыка, сегодня активно навязывается мнение о так называемой «свободе творчества», предполагающей, прежде всего, свободу от критериев нравственности, соответствия историческим реалиям. Во главу угла ставится «самовыражение» автора. Как Вы прокомментируете подобную ситуацию?

– Вопрос о свободе творчества – очень сложный и многогранный. Художник должен руководствоваться своими представлениями о красоте, чувством меры и какой-то высокой идеей. Творить ради самовыражения, ради провокаций, ради скандальной славы – это не самый достойный пусть. Если в культурной сфере появляются какие-то резонансные, «знаковые» произведения, где затрагивается религиозная тема или наши святыни, христиане должны откликаться на это, участвовать в дискуссиях, высказывать свою точку зрения. У нас масса замечательных православных публицистов и полемистов среди мирян – их голос слышен. И мы умеем отстаивать свою позицию.

Читайте также:  Вытяжка из виноградных косточек для чего полезна

– К сожалению, люди зачастую не понимают всей опасности информационной пропаганды, направленной на расшатывание нравственных устоев общества, а авторы не сознают всю полноту ответственности за произнесенное или написанное слово. Как видится Вам возможность повысить ответственность авторов за общественный резонанс их произведений? И должна ли быть такая ответственность?

– Именно широкая общественная дискуссия дает нам возможность выносить суждения о спорных произведениях искусства. У каждого известного художника, писателя, режиссера есть свои ценители, группы поддержки. Есть и маркетинговые технологии, которые используются для «раскрутки» книги или фильма. Мы видим, как это работает, как переплетено творчество и его реклама, пиар. Возьмем режиссера Андрея Звягинцева. Все его недавние картины вызывали острые споры, будь то лента «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь». Кому-то нравится его стиль, кто-то считает, что у него слишком мрачный взгляд на российскую действительность. Мы не вправе что-то указывать творческому человеку, но в своих рецензиях, в ток-шоу, в видео-блогах, дискуссиях в интернете мы можем выносить суждение, отстаивать свой взгляд на чье-то творчество.

Это касается книг и фильмов, которые вышли в этом году. Многие из них связаны с событиями столетней давности, когда произошла революция. И получилось так – кто-то написал книгу о Ленине, кто-то сделал сериал о Троцком, кто-то снял фильм о балерине. И это обсуждается. А христиане в этом году говорят о гонениях на Церковь, которые начались после революции. Для нас это трагическая страница истории, и мы рассказываем о новомучениках и исповедниках ХХ века, о последнем императоре-страстотерпце и его семье. Все они сохранили любовь к России, верность Христу и во всем полагались на Бога. Это наше слово обществу.

– Существует мнение, что современные СМИ, литература должны ориентироваться на запросы читателей. Владыка, как Вы считаете, действительно ли запросы современного российского общества настолько примитивны, насколько их пытаются удовлетворить многие средства массовой информации и культуры?

– Я не готов дать оценку всем СМИ и, конечно, запросы у людей разные. Сейчас всего так много, и есть возможность выбора. Не нравится смотреть криминальные новости, низкопробную юмористическую передачу или программу про колдунов – не смотри. На нашем телевидении появляются интересные исторические сериалы, проходят политические ток-шоу, работают каналы «Культура» и «Спас». В интернете можно смотреть канал «Царьград», можно слушать радио «Вера», читать православные сайты. Очень важно для христианина беречь себя от греха, а на многих телеканалах идет активное навязывание греховного образа жизни. Но человек свободен, он в любой момент может выключить телевизор, чтобы не сеялись в его сердце греховные помыслы.

– Владыка, формирование потребительского менталитета приводит к тому, что появляются люди, которые даже в Церковь приходят не ради спасения души, а в поиске своеобразной «развлекательной» информации. Как помочь им обрести правильное понимание значения православной веры в жизни человека?

– В современной Церкви есть и проповеди, и дела милосердия, и просвещение, и культурная работа. «Развлекать» мы, конечно, не должны. А вот находить современные форматы для миссионерской деятельности необходимо. Например, мы проводим для молодежи брейн-ринги по истории, организуем экскурсии по храмам, паломнические поездки, велоквесты, викторины, фестивали. Это привлекает многих невоцерковленных людей. Каждый год в начале весны во всех епархиях отмечается День православной книги. В нем участвуют писатели, библиотекари, педагоги, читатели разных возрастов. И это становится доброй традицией. Однако мы должны помнить, что не Церковь мы должны подгонять под «современность», а находить пути и методы, чтобы наших современников приводить ко Христу.

– В чем вы видите секрет «успеха» безнравственных СМИ? Как преодолеть зависимость от чтения «желтой прессы»?

– Секрет их успеха – потакание человеческим слабостям. «Желтая пресса» навязывает культ «звезд», потребления, погони за славой и богатством. Она тиражирует сплетни, слухи и «жареные факты». Читатели на это «подсаживаются», следят за жизнью знаменитостей, восхищаются, завидуют, мечтают подражать «кумирам». Чтобы преодолеть зависимость, надо думать о том, что полезно для души, а не хватать такой «информационный фаст-фуд». И главное, мы должны не забывать о нашем предназначении: для чего человек создан? Для чего мы родились в этом мире? Конечно не для того, чтобы поесть, попить, повеселиться, а потом… Человек призван для жизни с Богом!

– Какой Вы видите задачу современных православных авторов?

– Задача современных авторов – следовать пушкинскому завету: «чувства добрые лирой пробуждать». Создавать художественные произведения, в которых читатель может найти пищу для души и для сердца, оценить красоту русского языка, увидеть реалии нашей современной жизни и ее неприметных героев – праведников, бессребреников, людей, стойких в вере, добрых, благородных, ищущих правду, отзывчивых. Чтобы, читая книги современных авторов, человек становился патриотом Духа.

– Что должно измениться в человеке, пришедшем в Церковь?

– Очень многое. Он должен поставить в центр своей жизни Бога, возрастать в вере, жить по заповедям, избавляться от грехов, умножать добродетели, проявлять любовь. Каждое доброе дело он должен совершать ради Христа и бояться своими поступками оскорбить Бога.

– В завершение нашей беседы, Владыка, что бы Вы пожелали читателям нашего сайта?

– Верности Христу и Его Церкви, и пусть благословение и помощь Божия всегда сопутствуют всем на жизненном пути!

С митрополитом Климентом беседовала
главный редактор сайта Липецкой митрополии,
к. филос. н. Валентина Швайдак

Источник