Что полезно ребенку в утробе матери
Оказывается, способности детей можно формировать до рождения – тогда, когда малыш находится еще в утробе матери. Такое воспитание называется пренатальным.
К появлению собственного ребенка надо готовиться с самого детства, и не только с точки зрения сохранения здоровья, но и с психологической. Например, игры в дочки-матери – не что иное, как обучение навыкам материнства. Очень важно, чтобы беременность была желанной как для матери, так и для отца. Многолетние наблюдения показали, что те дети, появление которых родители ожидали с радостью, в жизни гораздо более открыты, жизнерадостны и успешны, чем «случайные» малыши.
Нежеланным крохам всю оставшуюся жизнь будет не хватать тепла, такой ребенок будет требовать любви от окружающих и страдать от ее недостатка, а иногда это может привести даже к озлоблению и мизантропии.
Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод. Первый – непосредственное влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д. Второй – эмоциональное восприятие окружающего мира матерью. В первом случае яркая картина будет влиять на плод как определенное цветовое пятно (цветотерапия), а во втором – положительные эмоции мамы передадутся малышу вместе с гормоном счастья – эндорфином. Именно эмоции мамы являются определяющими для развития центральной нервной системы малыша, его мышления и памяти.
Как на малыша, находящегося в утробе, может воздействовать цвет?
Дело в том, что каждый цвет поглощается тканями организма, которые отзываются на него определенным образом. Не случайно во время беременности женщины интуитивно предпочитают определенные цвета, даже те, которые раньше им не нравились. Например, во время анемии у беременных очень полезно смотреть на оранжевый и красный цвета, а также использовать эти тона в одежде. При повышенном давлении хорошо подходят желтый, зеленый и синий цвета.
Что еще оказывает позитивное влияние на развитие малыша?
Во время беременности женщина может заниматься чем угодно – от вязания до танцев, лишь бы ей это доставляло удовольствие. Рутина и скука недопустимы. Музыка, живопись, любой вид искусства, который привлекает беременную, улучшают физическое состояние плода, положительно влияют на его сосуды и двигательную активность.
Беременной женщине стоит найти время для занятий спортом, кроме экстремальных его видов. Всем без исключения подойдет лечебная физкультура и плавание, которыми надо заниматься вплоть до родов. Многим нравится специализированная йога для беременных, которая не только укрепляет мышцы и растягивает связки, но и гармонизирует внутреннее состояние женщины. Кроме того, беременным полезен массаж, ароматерапия, натуропатия, цветотерапия и т. д.
Эмоциональное состояние мамы очень важно для будущего ребенка. Ваше хорошее и плохое настроение, радости и печали передаются малышу. Он все чувствует – помните об этом!
А есть все-таки род деятельности, который считается более предпочтительным для беременных?
В древности беременным предписывались занятия музыкой и ритуальным танцем, но и то, и другое использовалось прежде всего для медитации и релаксации.
Современной женщине необходимо освоить хотя бы элементарную технику релаксации для достижения гармонии с будущим ребенком. Тем более, что это несложно.
Нужно сесть или лечь, включить спокойную музыку и попытаться забыть обо всех проблемах, расслабить тело и убрать все суетные мысли. Затем надо представить себе малыша (это называется визуализировать) и найти с ним контакт, постараться достичь гармонии с ним, мысленно окутывая его любовью, пожелать счастья и здоровья. Так закладываются взаимоотношения «мать – дитя». Ребенок запоминает приятные ощущения, настраивается на любовь и не боится этого мира.
В дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя в жизни, доверять людям. Дети, чьи мамы регулярно релаксировали во время беременности и были настроены на позитив, рождаются с более устойчивой психикой, меньше подвержены стрессам, не так часто болеют, намного лучше спят.
Все просто: малыш, находясь в животе, понимает, что если маме плохо, значит и мир плохой, если маме хорошо, то и мир хороший. Поэтому крайне важно научить находящегося в утробе ребенка получать удовольствие и жить в гармонии с собой и окружающими.
Полезно рисовать, используя все краски спектра. Таким образом беременная не только усиливает воздействие цвета на организм, но и творит. А любое творчество будущей мамы позитивно и полезно для внутриутробного развития малыша. Вообще, процесс созидания вызывает исключительный прилив положительных эмоций и все того же гормона счастья – эндорфина.
Правда, что с будущим ребенком можно разговаривать?
Ребенка можно и нужно вызывать на общение. Например, звать голосом в одно и то же время, сопровождая зов легкими постукиваниями по животу. Малыш постепенно начнет отвечать ударом ножки или определенным шевелением. Но не стоит слишком часто «дергать» ребенка и стимулировать его повышенную чувствительность.
Выйти на контакт с плодом помогает музыка. Проведенные исследования доказали, что малыши в утробе матери предпочитают классику и народные песни. Особенно благотворно влияет на нервную систему ребенка и формирование мозга музыка Моцарта и Вивальди. А вот рок-музыка или диссонансные музыкальные произведения, напротив, приводят плод в нехорошее возбуждение. Порой от особо сильных пассажей лицо малыша может искажать гримаса страха. Слух – известно, что плод начинает слышать в возрасте нескольких недель (сначала на звуки реагирует кожа), – играет большую роль во внутриутробном развитии.
Поэтому разговаривать с ребенком просто необходимо. Но еще лучше, если вы будете малышу петь, причем делать это нужно не только матери, но и отцу. Материнский голос – это по преимуществу высокие частоты. Они способствуют развитию верхней половины туловища малыша (мозг, легкие, моторика рук), положительно сказываются они и на сердечной деятельности. А низкие частоты отцовского голоса благотворно влияют на ножки, репродуктивную систему.
Дети, с которыми до рождения занимались родители, легче переносят осложнения в родах, у них в дальнейшем лучше память, выше интеллект.
Значит ли это, что дети запоминают все, что с ними происходит до появления на свет?
Безусловно. Эти процессы усиливаются после 34–35-й недели беременности. С этого времени дети четко запоминают мелодии, запахи, вкус. Например, если каждый вечер вы ложились спать под определенную музыку, то после появления малыша, его будет проще уложить в кроватку именно под эту мелодию.
На каком месяце беременности стоит уделить повышенное внимание занятиям с будущим ребенком?
Определенных правил не существует, главное, чтобы мама делала то, что вызывает лично у нее положительные эмоции. Но все же есть определенные рекомендации с учетом этапов развития ребенка в утробе матери. Например, считается, что четвертый месяц беременности «отвечает» за будущий характер ребенка, его интеллектуальные способности, лень. Поэтому в этот период маме стоит вести активный образ жизни, ходить в кино, театр, читать книги, общаться с людьми. Пятый месяц очень важен для формирования связи с отцом, а шестой оказывает влияние на внешние данные, дурной или хороший вкус. Именно в этот период стоит побольше ходить по картинным галереям, наслаждаться прекрасными видами природы. А вот на девятом месяце малышу можно «привить» силу духа и даже гениальность. В этот период главное для будущей мамы – не предаваться унынию, не давать воли тревогам, слезам и обидам.
Давай поговорим?
Думаете, что малыш, находясь в животике у мамы, еще не слышит ее голоса, не чувствует ее интонацию, не может «поболтать» со своим папой? Напротив, шестимесячный плод прекрасно слышит: внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые откладываются у него в памяти. Звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их всем телом.
За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (между прочим, некоторые ученые считают, что мужской голос, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).
Учеными установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Они понимают интонацию, настроение собеседников: если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, и, наоборот, частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится более спокойным.
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что ребенок фиксирует язык, на котором говорят вокруг. Если малыша усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его мать.
Описан эксперимент, проведенный отцом над своим еще неродившимся сыном. Отец читал вслух отрывок из «Одиссеи» Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.
Читайте своему малышу стихи, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, хвалите его. Объясняйте ему, что происходит вокруг (особенно это важно, если вы взволнованы или расстроены чем-то). Расскажите ребенку, как сильно вы его любите, ждете, расскажите о себе, о своих интересах и привычках, о том, что вам нравится, о том, как вы будете жить вместе. Попросите его дать вам знать, хорошо ли он себя чувствует, что бы ему хотелось «покушать», просите его сообщать, если что-то не так.
Маленькие слушатели
В своем интервью американский дирижер Борис Брот так ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Впервые знакомясь с определенным произведением, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Он рассказал об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.
Младенцы прекрасно относятся к классической медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно – наверняка, ребенок даст понять, что ему нравится, своими движениями. Нередко дети начинают шевелиться и толкаться в такт музыке. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты – колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым!
Самое большое влияние на ребенка имеет голос самой матери: он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы. Потому у многих народов популярно пение во время беременности и даже родов. Пойте малышу как можно чаще, разучите простые детские колыбельные песни.
Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, у него разовьется слух. Замечено, что у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.
Развивайте у малыша чувство ритма: в будущем оно пригодится ему в освоении речи, музыки, спортивных упражнений, пения, танцев. Выполняйте ритмические упражнения, танцуйте, покачивайтесь из стороны в сторону под музыку. Упражнения под музыку и танцы поднимут настроение вам обоим и помогут «быть в форме».
Хорошо, если вы каждый день будете слушать небольшие музыкальные отрывки. Попробуйте включать «Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, произведения Шопена, Моцарта. Выбирайте то, что вам по душе. Но избегайте слишком драматических музыкальных произведений, которые могут напомнить о страданиях, неразделенной любви, смерти – малыш может проявлять беспокойство.
Источник
Как только яйцеклетка встречается со сперматозоидом, начинается интенсивный процесс ее видоизменения. Сначала образуется зигота, потом бластоциста, по окончании эмбриональной стадии начинается фетальный (плодный период). Малыш меняется с каждым днем, и эти метаморфозы требуют огромного количества энергии и питательных веществ. Как и чем питается кроха в материнской утробе на разных стадиях своего развития, мы расскажем в этом материале.
Особенности питания крохи
Способы питания зависят от стадии развития малыша. На любой стадии ребенку необходимы кислород, основные минералы, витамины, глюкоза, гормоны. Эти вещества обеспечивают обменные процессы, рост и деление клеток в тканях и органах, рост костной и мышечной ткани. Вот только получает малыш эти вещества на разных сроках беременности по-разному.
В первом триместре
Через 7-10 дней после оплодотворения бластоциста, в которую превратилась яйцеклетка, добирается до полости матки и «внедряется» в функциональный слой эндометрия. На этой стадии эмбриону достаточно малого количества калорий, которые содержатся в цитоплазматической жидкости мужской и женской половых клеток. После имплантации ворсинки хориона начинают постепенно сплетаться с кровеносными сосудами эндометрия матки. Так начинается зарождение важного органа – плаценты.
Но пока «детского места» нет, его обязанности выполняет хорион. У зародыша есть отдельный «продовольственный склад» – желточный мешочек, который образуется из эндобластического пузырька примерно через две недели после зачатия. До 6 недели беременности этот «склад» питательных веществ по размерам превосходит и зародыш, и все остальные эмбриональные структуры. К окончанию первого триместра в желточном мешочке нет необходимости, поскольку роль кормильца берет на себя плацента.
Желточный мешочек продуцирует важные для роста и развития малыша белки. Если размеры мешочка недостаточные или он прекращает свое функционирование раньше, чем в дело вступит плацента, плод может погибнуть. Кислород, необходимые витамины и микроэлементы малыш на этом этапе развития получает из материнской крови через ворсинки хориона.
Во втором и третьем триместре
На 12-14 неделе беременности вместо хориона начинает функционировать молодая плацента. Она обеспечивает малыша питанием, защищает его, вырабатывает ряд важных для продолжения беременности гормонов, а также выполняет роль «ассенизатора», выводя продукты жизнедеятельности малыша обратно в материнский организм.
Процесс этот довольно сложный. За поступление к малышу материнской крови, насыщенной кислородом, витаминами и минералами, отвечает вена. По двум артериям от малыша через плаценту выводятся мочевина, углекислый газ, креатин и креатинин. Продукты метаболизма утилизируются материнскими почками и печенью.
В привычном нам понимании ребенок на этом сроке не ест, он получает все необходимое сразу в кровь. Зато плод отлично «тренирует» пищеварительную систему – заглатывает амниотическую жидкость вместе с содержащимися в ней питательными веществами, а также отшелушившимся клетками эпителия, волосиками-лануго. Эти «примеси» не перевариваются и откладываются в кишечнике плода в виде темно-зеленого кала, который носит название «меконий».
С момента становления глотательного рефлекса кроха начинает писать, его моча попадает в амниотические воды обратно и участвует в процессе их обновления. Состав вод очищается каждые 3.5 часа.
Что из маминого рациона попадает к ребенку?
Эмбрион на ранних сроках беременности не различает вкусов и не имеет никаких гастрономических предпочтений. Однако со второго триместра кроха начинает «разбираться» в том, что кушает его мама. «Отголоски» вкусов присутствуют в околоплодных водах, которые так старательно заглатывает малютка. По мере развития вкусовых рецепторов малыш начинает отличать сладкое от горького, кислое от соленого. Естественно, уже в таком возрасте дети отдают предпочтение сладкому. Именно поэтому после съеденного мамой кусочка шоколада шевеления плода становятся более активными.
Если женщина будет есть слишком много сладкого, нагрузка по расщеплению глюкозы ляжет не только на ее собственную поджелудочную железу, но и на поджелудочную ее ребенка – ему тоже будет трудно справляться с обилием сахара. От обилия жирной пищи зависит не только вес самой беременной, но и липидный обмен ее малыша.
Плацента, которая представляет собой надежный барьер, максимально поглощает соли, часть токсичных веществ, не пропуская их к ребенку. Но ее возможности не безграничны, «детское место» при неправильном питании женщины и чрезмерном употреблении ею лекарств, алкоголя будет быстро стареть и утрачивать часть функций, что может привести к тому, что ребенок получит из материнского организма не самые полезные для него вещества.
Питание женщины должно быть сбалансированным, богатым витаминами, «медленными углеводами», белками, жирами и фруктозой. Обязательно должны присутствовать калий, кальций, магний, железо. Если чего-то в питании женщины будет не хватать, на ребенке это отразится, но не сразу. Природа устроила так, что малыш довольно долгое время может «компенсировать» недостающие ему вещества, забирая их из материнского организма.
Так, при недостаточном количество потребляемого мамой с пищей кальция, ребенок будет «отнимать» это вещество у родительницы, в результате ее зубы, волосы, ногти станут хрупкими, ломкими, а ноги по ночам будет сводить судорогой, вызванной нарушением фосфорного и кальциевого обмена.
При недостатке железа у будущей матери может развиться анемия, в результате малыш недополучит кислорода с кровью и начнет страдать гипоксией – состоянием, представляющим большую опасность для его развития и даже жизни.
Утверждение, что беременная должна кушать за двоих, ошибочно, с точки зрения медицины, оно даже опасно. Ребенок получает из материнской крови столько, сколько ему требуется, большего количества того же витамина С или витамина Е он просто не в состоянии усвоить. Зато большие объемы пищи способствуют патологической прибавке в весе у беременной, у малыша, что чревато проблемами в родах, поздним токсикозом (гестозом) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Что происходит при токсикозе?
Что происходит с малюткой, если у мамы токсикоз и она совсем не может есть, волнует каждую беременную, которая попала в такую неприятную ситуацию. Токсикоз с пищевыми расстройствами обычно встречается на ранних сроках беременности. В это время малыша «кормит» желточный мешочек, и отсутствие нормального и полноценного питания со стороны родительницы мало чем может навредить ребенку. Чуть позже малыш, как и в случае с дефицитом определенных веществ, будет добирать необходимое ему из материнского организма.
Токсикоз умеренный, при котором рвота не происходит каждый час, особой опасности для матери и плода не представляет. Но сильная, частая рвота, невозможность есть и пить, возникновение отечности или очень быстрая потеря веса – тревожные симптомы, при которых женщине зачастую показано стационарное лечение. В условиях больницы ей будут вводить необходимые витамины и минералы внутривенно или капельно, чтобы малыш не нуждался в них.
По мере сил женщина должна стремиться к тому, чтобы кушать даже при токсикозе – небольшими порциями, полезные и богатые витаминами продукты. Токсикоз – тот самый случай, в котором лучше качество, чем количество.
Обеспечить малыша необходимыми веществами для развития и роста помогут поливитаминные комплексы, разработанные специально для будущих мам. В них необходимые вещества содержатся в количестве, удовлетворяющем суточные потребности женского организма с учетом потребностей растущего ребенка.
О питании во время беременности, а также от чего зависит здоровье будущего ребенка, смотрите в следующем видео.
Источник