Что полезного есть в классической литературе
Классическая литература вызывает у людей разные эмоции. Кому-то она надоела еще со школы и бесконечного «списка книг для чтения летом», кому-то пришлось столкнуться с ней и в университете.
К сожалению, учебные программы часто составлены так, что в них попадают далеко не самые интересные произведения, поэтому учащиеся приходят к выводу, что классика — скучна и бесполезна.
На самом деле это далеко не так. Мы научим, как полюбить классическую литературу, расскажем, какую пользу она приносит и порекомендуем список интересных книг.
Если хотите регулярно получать больше полезных советов и мотивирующих статей, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу.
Что мне дает классическая литература?
Есть люди, которые читают классику ради удовольствия: их привлекает эпоха ХІХ или первой половины ХХ столетия, нравятся яркие герои, трагичные судьбы.
Но есть и другие ответы на вопрос «почему полезно читать классическую литературу?». Классические произведения литературы:
- благотворно влияют на интеллект;
- учат концентрировать внимание;
- развивают память;
- формируют грамотность;
- делают читателя эрудированным;
- дают ответы на «вечные» вопросы.
Как полюбить классическую литературу?
Есть проверенные способы чтобы «наладить отношения» с классикой. Для лучшего эффекта их применяют в комплексе.
Объединяйте литературу и историю
Классические книги часто кажутся скучными потому, что читатель плохо представляет себе время и условия, в которых жили персонажи. Если вы предварительно изучите главные исторические сведения об эпохе, то лучше поймете поступки героев и их мотивацию.
Это поможет и изучению самой истории: исторические факты лучше усваиваются, если воспринимать их через призму интересного персонажа.
Знакомьтесь с другими сферами искусства
Чтобы лучше проникнуться ощущением эпохи, обратите внимание на ее культурные компоненты.
- Посмотрите картины того времени.
- Послушайте популярные в те годы музыки,
- Обратите внимания на типичный облик живших тогда людей.
После этого вы лучше поймете смысл книги, сможете наглядно представить героев и условия их жизни.
Смотрите экранизации
Часто интерес к произведению вызывает снятый по нему фильм. Посмотрев его, вы поймете, насколько интересен сюжет книги и персонажи. После этого, прочтя оригинал, сравните его с кинофильмом.
В книгах герои раскрываются более полно, в сюжете больше линий и важных деталей, так что сравнение часто оказывается не в пользу киноленты.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Книги можно закачать на смартфон, так вы сможете читать чаще
Лучшие книги классической литературы
Предлагаем список альтернативных книг от знаменитых авторов. Они не успели надоесть в школе, поэтому знакомство с классикой лучше начать именно с этих произведений.
Русская классическая литература
1. А. С. Пушкин «Повести Белкина»
Небольшие по объему рассказы отличаются динамичным сюжетом и яркими героями. Мотивация персонажей гораздо проще, чем в «Евгении Онегине», поэтому их поступки кажутся логичными и понятными.
2. Л. Н. Толстой «Анна Каренина»
Роман о сложных отношениях нескольких семей читается гораздо легче, чем знаменитая «Война и мир».
3. Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»
Семейная сага, в которой нашлось место даже загадочному убийству. Моральных вопросов автор поднимает не меньше, чем в «Преступлении и наказании», но детективная интрига делает чтение интереснее.
4. И. С. Тургенев «Дворянское гнездо»
Здесь, в отличие от известных «Отцов и детей» нет никакого нигилизма и острого конфликта поколений. Это, в первую очередь, роман о чувствах: любви, уважении, честности, принципиальности, ответственности.
5. А. Н. Островский «Бесприданница»
История главной героини этой пьесы не менее трагична, чем Катерины из «Грозы». В то же время «Бесприданница» наполнена множеством событий: здесь кипят страсти, а любовь борется с желанием спокойной обеспеченной жизни.
Зарубежная классика
1. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Вместо сложных и объемных романов Ч. Диккенса можно прочесть посвященную той же эпохе «Ярмарку тщеславия». Ее сюжет более динамичный, в нем больше интриг и любовных линий.
2. Ш. Бронте «Джен Эйр»
В отличие от своей предшественницы, Дж. Остин, Ш. Бронте уделяет внимание не только чувствам и переживаниям героинь, но и размышляет о положении женщине в обществе, что делает произведение более ярким.
3. Г. Джеймс «Женский потрет»
Не слишком известный в нашей стране, но на западе писатель пользуется заслуженной популярностью. В его книгах психологический реализм соединен с мистическими нотками, а герои совершают непредсказуемые поступки.
4. Э. Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой»
Одна из самых жизнерадостных книг писателей «потерянного поколения», поэтому начинать знакомство с их творчеством лучше именно с нее.
5. Дж. Оруэлл «Скотный двор»
Относится к современной классической литературе. Как и «1984», «Скотный двор» посвящен тоталитарному обществу. Но читать его гораздо проще, т. к. действие происходит не в непонятном будущем, а на обычной ферме.
А если вы слишком увлеклись классической литературой и забыли про учебу, не беда. Ведь есть студенческий сервис, специалисты которого готовы всегда прийти на помощь и решить все учебные проблемы.
Источник
Научиться поддерживать диалог любого уровня сложности, начать лучше разбираться в людях, постичь искусство преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути, и просто получать удовольствие от вечеров наедине с самим собой — всему этому нас способны научить не только бизнес-коучи и психотерапевты, но и классическая литература. И порой даже в большей степени, чем перечисленные профессионалы своего дела!
Лучше понимать людей
Чтение классики не только способствует духовному развитию, но и знакомит вас с азами психологии. Задумайтесь: прочитав монументальные произведения Гончарова, Тургенева, Кафки, Уайлда, вы начнете понимать причины и следствия того или иного поведения, узнаете поближе человеческие характеры и постигнете непростую науку взаимодействия с окружающим миром.
Герой нашего времени Михаил Лермонтов Твердый переплет417 ₽В корзину
Великие писатели предлагают читателю практически универсальные типы личностей: Дон Жуан, Тартюф, Макбет, Печорин и многие-многие другие, которые наверняка попадаются каждому из нас в жизни. Ведь если задуматься, несмотря на кажущуюся уникальность, человеку в большинстве случаев свойственно действовать по сложившемуся сотни лет назад шаблону. Читая классику, вам удастся не только с легкостью разгадывать поведенческие мотивы собеседников, но и подбирать к каждому характеру свой «ключик». Хотите стать мастером переговоров? Обратитесь за помощью к великим писателям.
Развивать культуру речи
Ни для кого не секрет, что чтение любой качественной литературы, будь то современная проза или классика из школьной программы, помогает развить в себе креативные способности, улучшить мыслительный процесс и пополнить словарный запас (подробнее об этом мы писали здесь). А еще классические произведения способны разнообразить вашу речь. Новые обороты и несправедливо забытые слова родного языка помогут вам яснее и грамотнее выражать собственные мысли.
Эффективно решать насущные проблемы
Многие люди ошибочно полагают, что классические произведения безнадежно устарели: времена и нравы изменились, а советы, данные несколько веков назад, потеряли свою актуальность. Мы готовы с этим поспорить! Главное достоинство качественной литературы как раз и заключается в том, что истины, некогда озвученные великими писателями, вечны, они не зависят от текущего столетия. Даже специалисты в области психотерапии настоятельно рекомендуют обращаться к классическим романам в поисках ответов на насущные вопросы, ведь размеренное чтение хороших книг способно не только вернуть утраченную гармонию, но и помочь взглянуть на ситуацию со стороны и даже найти из нее выход.
Евгений Онегин Александр Пушкин Твердый переплет406 ₽451 ₽-10%В корзину
Согласитесь, что проблемы каждого современного человека, за редким исключением, типичны, а значит, и набор их решений довольно ограничен. Сюжеты «Анны Карениной», «Евгения Онегина» или шекспировского «Короля Лира» по-прежнему присутствуют в нашей жизни, достаточно лишь переодеть главных героев в современные наряды. И хорошо изучив великие произведения, вы сможете с легкостью выходить из самых непростых ситуаций.
Получать удовольствие
Способность воспринимать классическую литературу как источник вдохновения, а не школьный урок, как правило, возникает в зрелом возрасте. После тридцати (а иногда и позже) появляется любовь не только к лихо закрученному сюжету, но и к философии, которая для школьника подчас оказывается недоступной. Читая произведения Шекспира, Гёте, Диккенса, вы откроете для себя принципиально новые горизонты. Они позволят вам отвлечься от быта, духовно развиться и познакомиться с лучшими образцами писательского искусства.
Классика поможет вам расслабиться после напряженного рабочего дня, пересмотреть свои взгляды на насущные проблемы и, вполне вероятно, начать воспринимать жизнь иначе.
Источник
Классическая литература—словосочетание, которое пугает многих людей. Когда слышишь эти два слова, сразу же представляешь огромные толстые книги, многим приходят на ум четыре тома ,,Войны и Мир’’ Толстого, отчего у некоторых людей пробрасываются мурашки по коже. Поэтому в последнее время создается тенденция критиковать ее, говорить, что классическая, даже художественная литература пустая трата времени. Что она не несет ничего полезного, что читая классику нам просто рассказывается нравоучительный сюжет, который ничему нас не может научить, а только развлекает нас. Почему такое странное мнение массово вселилось в головы людей, мы сейчас и постараемся разобраться.
Для начала обратимся к терминологии, классический (от лат. classicus — образцовый) — в широком смысле «показательный». Значит ли это что классическая литература является эталоном своего искусства? Определенно. Как это можно определить? Легко. В классической литературе поднимаются вечные темы: жизненных ценностей, любви, самопознания, те вопросы на которые человечество навряд ли сможет когда-нибудь найти ответ. Но вы возразите, скажете что существует уйма литературы, которая поднимает жизненные вопросы. Да и литература такого рода, в большинстве случаев, должна пройти проверку временем. Ведь если 200 лет назад было написано произведение, а мы его проходим и сейчас. Это значит, что через поколения произведение все еще волнует читателей и они находят в нём что-то для себя. Отличным примером может послужит ,,Дон Кихот’’, ,,Гамлет’’ и ,,Отелло’’, которые были написаны в первом десятилетии 17 века, но читатели все еще восхищаются великолепно сыгранной иронии Сервантеса и умело поставленным страстям в сюжетах Гамлета. Именно такая литература, несмотря на ее возраст, которая с умелой руки своего создателя (писателя) умело играет с нашими чувствами. Которая может помочь нам переосмыслить многие вещи и заставить задуматься, именно такая литература и достойна ярлыка классической.
Главный сатир Испании 17 века
Что означает классическая литература мы уже разобрались, теперь думаю настало время поведать вам почему же я считаю, что ее стоит читать.
Сперва хотел бы сказать, что читать литературу можно по-разному. Читая ,,Старик и море’’ можно просто прочитать повесть с интересным сюжетом о том как старик ловил рыбу, а можно прочитать прекрасно написанную историю о борьбе мужчины с жизненными трудностями и о преодолении себя. Когда ты читаешь классику это не просто чтиво с интересным сюжетом — это в первую очередь идея и мысли которые хотел донести до нас автор. Это книга полная метафор и афоризмов, книга полная жизненной философии. Поэтому, читая литературу, надо заходить за грани сюжета и понимать какие уроки и наставления дает нам писатель через персонажей. Это и есть самая главная причина для чтения классики — обретение своей жизненной позиции и особого отношения к разным жизненным вопросам путем анализа действий персонажей и усвоения жизненных уроков автора. Поэтому литература может сделать из человека настоящую личность. Читая ,,Преступление и наказание’’ , мы получим наставление от Фёдора Михайловича Достоевского, что каждый поступок имеет последствия, читая ,,Вишневый сад’’ Чехова, мы ужасаемся искренности Антона Павловича с его посылом об уходящем времени, а читая ,,Войну мир’’, Мону Лизу от мира литературы, мы поймем как много тем может подниматься в одном произведении.
Великий и Ужасный
Литература — главный ключ, чтобы познать себя.
В заключение статьи я бы хотел сказать, что каждый шедевр может существовать в любой форме, хоть это будет кино или песня, главное чтобы массы нашли в этом произведении частичку себя.
Спасибо за то что дочитали до конца, если вам понравилась статья, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал.
Источник
Польза классической литературы
Вы замечали, что в школе многие дети читать не любят, особенно классическую литературу, а во взрослом возрасте это восприятие меняется (ну только, если все желание читать не было отбито учителями). Классическая литература притягательна тем, что описывает ситуации и людей так, что приходит понимание об «одинаковости» человека в любые времена. Удивительно, что любовь, дружба, предательство, подвиг существовали всегда. Поведенческая линия любого здорового, как умственно, так и физически, человека не должна меняться со временем.
Классическая литература, да и вообще литература в целом, является самым лучшим зеркалом исторических, политический событий, простой жизни и быта. Можно изучить кучу учебников, энциклопедий по истории Отечественной Войны 1812 года с Наполеоном и ничего не понять, а можно просто внимательно прочесть «Войну и Мир» Л.Н Толстого и так проникнуться ко всей той атмосфере, что уже никогда из памяти не выкинешь.
Как уже говорилось выше, люди одинаковы всегда. Да, немного меняются обстоятельства, язык, манеры, но поступки и реакция одна и та же. Например, нечестный бизнесмен, наживший свое богатство путем убийств, напоминает нам Макбета. Или ревнивый муж, убивший свою неверную супругу в пятиэтажке в Подмосковье мало чем отличается от всем известного Отелло. Вывод то нужно делать один, прочитав эти классические произведения: если ты будешь убивать, изменять, то закончишь плохо.
В классических произведениях можно найти массу знаний, которые в современном мире получили названия и по которым пишутся учебники, проводятся курсы. Например, язык жестов. Сейчас очень модно смотреть сериалы на эту тему, угадывать о желаниях по мимике и т.д. Но, читающий классическую литературу человек, а именно Лермонтова или Бунина, уже давно стал экспертом в этом виде «наук». Тонкие психологи, каковыми были эти гении, без всяких сериалов и учебников, так тонко чувствовали людей, что нам бы у них только поучиться.
Классическая литература учит понимать людей вокруг и самого себя. И что самое интересное – перечитывая классику, вы открываете все новые и новые грани человеческого поведения. Литература способна научить действовать тем или иным образом в различных ситуациях. Причем, в произведении эти ситуации могут быть доведены до своего пика, а разрешение конфликта происходит кардинально, зачастую трагически. Лучше об этом узнать заранее, нежели чем попасть в подобное.
Современная литература (если речь идет не о бульварных книжонках) тоже не так плоха, она просто другая. Она отражение сегодняшнего дня. Классику же можно считать своеобразной точкой опоры в мире человеческих ценностей.
Сюжеты классической литературы настолько разнообразны, что подобрать интересующий жанр не сложно. Прочитать все, конечно, не получится, но уделить внимание мировым шедеврам надо, особенно, если речь идет о подрастающем поколении. Конечно, школьники читают классиков не потому что им интересно, а потому что надо. Если вы, как взрослый и читающий человек ответственны за воспитание своих детей, не ленитесь, обсуждайте прочитанное в школе. Поверьте, это придаст сил и желания молодежи продолжать читать.
Кстати, еще один балл в корзину классики. Британские ученые доказали, что мозг человека работает по-разному при чтении серьезной классической литературы и простой легкой бульварной или адаптированной. Группа студентов читала разные произведения во время проведения МРТ, где отслеживалась активность работы мозга. Так вот, эксперимент показал, что при чтении современной литературы мозг не так старается, а вот для восприятия художественных образов классики требуется гораздо больше мозговых усилий. Как известно, чем лучше работает голова, тем лучше жизнь! А ливерпульские ученые утверждают, что никаких учебников по самосовершенствованию человеку не надо, если он является заядлым читателем классической литературы. И это немудрено, классики, как правило, были гениями, чей язык был богат и красноречив. Художественные образы мировой литературы настолько многогранны, что каждый человек воспринимает их по-разному. Обсуждая то или иное произведение, люди, споря, приходят к пониманию и, наконец, истине.
Обсуждение статьи «Польза классической литературы» Благодарю! Отличная статья! Я переведу на немецкий и выступлю перед собранием! Тот, что выше написал-сам читает классику и пишет гадости от нечего делать.
10.03.2020 (02:02)
«вы и интерес не разбудит и вообще натирать вызовите» — простите, это автоматический перевод чьей-то крылатой фразы?
02.01.2016 (03:20)
Ваш текст о том, как прекрасна классическая литература и к много она может дать, но ни слова о том, к все таки добиться ее прочтения. Все, о чем Вы пишите, верно только в одном случае: читающей перенесен читаемый текст. Интерес — вот альфа и омега возможности впитать бесценные знания. Если интереса нет, то и не впитать ничего. Более того: заставляя читать недозревшего до произведения человека вы и интерес не разбудит и вообще натирать вызовите. Потом эту книгу человек в руки не возьмет. Я например уже давно взрослый, читать люблю, но на моей книжной полке нет классической литературы, кроме может быть Мертвых душ да Булгакова.
01.01.2016 (21:18)
Благодарю! Отличная статья! Я переведу на немецкий и выступлю перед собранием! Тот, что выше написал-сам читает классику и пишет гадости от нечего делать.
10.03.2020 (02:02)
«вы и интерес не разбудит и вообще натирать вызовите» — простите, это автоматический перевод чьей-то крылатой фразы?
02.01.2016 (03:20)
Ваш текст о том, как прекрасна классическая литература и к много она может дать, но ни слова о том, к все таки добиться ее прочтения. Все, о чем Вы пишите, верно только в одном случае: читающей перенесен читаемый текст. Интерес — вот альфа и омега возможности впитать бесценные знания. Если интереса нет, то и не впитать ничего. Более того: заставляя читать недозревшего до произведения человека вы и интерес не разбудит и вообще натирать вызовите. Потом эту книгу человек в руки не возьмет. Я например уже давно взрослый, читать люблю, но на моей книжной полке нет классической литературы, кроме может быть Мертвых душ да Булгакова.
01.01.2016 (21:18)
Все статьи рубрики «Литература»
Источник
Нынче только и говорят о вреде классической литературы. Чаще с призывами выкинуть пыльные тома, поскольку чтение классики — это смерть, тупик и пустая трата времени. Большой вклад тут внес специалист по всем вопросам жизнедеятельности Александр «Глебыч» Невзоров, внезапно выплывший из трясины девяностых и начавший промывать мозги населению по поводу ненужности родины, ужасности православия и омерзительности русской литературы. Спасибо Александру Глебычу за поднятие интереса к важным вещам и несение просвещенческой миссии, пусть и от противного. Но давайте к литературе.
В чем обвиняют отечественную классику критики? Во-первых, ей пеняют в том, что она устарела. Конечно же, это полный бред. Сюжеты, придуманные Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым были актуальными и будут актуальными все время, пока существует человечество (может перестанут быть таковыми, когда нас тут всех заменят роботами). Почему?
Потому что почти все сюжеты наших классиков о жизни, о простой повседневной жизни. Они показывают, что мы одиноки, мир жесток, власть уродлива, а сегодняшние проблемы суть те же проблемы, что и в 19 веке, просто несколько видоизмененные. У Толстого есть совершенно великая вещь на 50 страниц под названием «Смерть Ивана Ильича». И как все великое и гениальное эта повесть до смехотворного проста. Чиновник средней руки жил себе и жил, старался всем нравиться, исповедовал умеренные взгляды, выгодно женился, стал проводить ремонт в новой квартире, неудачно упал и стал умирать. Тут начинаются 30 холодных и жутких страниц, где показывается вся жалость, хрупкость и бессмысленность жизни простого человека. Ивану Ильичу безумно страшно – он осознает, что прожитое было ни о чем. Самое крупное достижение – покупка квартиры, все знакомства с непростыми людьми, которым он старался нравиться – бессмысленны, он им не нужен. Он вообще никому не нужен, как и любой в этом мире. И прочитав эту вещицу вы очень многое поймете про жизнь, как бы это комично не звучало. 50 страниц такого мощнейшего, мистического, исключительного и нужного опыта, который вам никто не покажет и не расскажет, кроме бородатого русского гения.
Сюда же относятся и упреки по адресу разрабатывания темы маленького человека. Как ни удивительно, мир и состоит из маленьких людей. Извините, но мы тут все люди маленькие. Таких Фигур, как, например, Эдуард Лимонов рождается немного. Мало кто может стать французским интеллигентом, начиная свой путь харьковским гопником, прожить до 74 лет на съемных квартирах и спокойно отказаться от французского гражданства. Нас всех волнуют наши мелкие проблемы: устроиться на теплое место, получить премию, заработать репутацию у начальника, купить памперсы по скидке и съездить в Турцию по горящей путевке. И, кстати, именно поэтому школьники должны читать такую литературу, потому что она про них. И прочитав тексты про себя они будут обладать необходимым знанием, которое не даст им потеряться в огромном море жизни. А тот, кто родился особенным и так будет особенным, и «Шинель» ему в этом никак не помешает.
Если же не дать подростку прививку русского реализма, то он останется инфантилом. Он не будет знать, что такое смерть, любовь, страдание, радость, печаль и трагедия. То есть он будет дегенератом. Уберите из рациона Достоевского, и он никогда не поймет, что юношеский максималистический порыв может быть ужасен, что надо себя смирять и, попросту говоря, думать головой. Подсуньте вместо что-нибудь из приключенческой литературы, и вы получите дурака, который будет размышлять в категориях круто-не круто, рефлексия будет не его лучшим качеством. Такому будет легче и закладки попрятать, и на Донбасс поехать, и человека убить. А че, движ!
Конечно, я сгущаю краски, но смысл верен. Без русской классики вы не будете обладать глубиной и мудростью, оставленной в подарок предками. Кстати, мудрость эта не всегда печальна и грузна, по сложившемуся стереотипу. Чехов, Гоголь, Достоевский авторы серьезные, но вы найдете у них и немало веселых вещей. «Медведь», «Село Степанчиково», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Коляска» и еще много-много легких и смешных и литературных шедевров поднимут настроение и порадуют тонкостью и остроумием.
Отдельно коснемся Достоевского. Уж ему не повезло больше всех. Сложился образ Достоевского как мракобеса, повернутого на религии и безумно занудного писателя. Что, безусловно, чушь чушь чушь. Возьмем один из основных романов «Братья Карамазовы», в лихости которому уступил бы самый горячий номер газеты «Спид-инфо». Все начинается с рассказа о том, как старик женится на девушке 16-ти лет и устраивает оргии с проститутками прямо при ней, а его сын-монах, когда уже совсем разнос пошел, покидает дом, а далее, сходу, начинается рассуждение о роли церкви в государственной жизни и отличиях нарциссизма от настоящего самопожертвования. Неплохо, да?
Еще про актуальность. В современной российской культуре с упорством Натальи Поклонской обходится вопрос денег и имущественных отношений. Про это было занимательное исследование «Коммерсанта», из которого следует, что в наших сериалах не обсуждаются темы наследства, долгов, деньги если присутствуют, то несут с собой негатив . Очевидно, тут сыграла роль идеологическая промывка мозгов в советские годы. Мы же двигались к коммунизму, а там таких низких вещей как деньги не должно было быть по определению. Время, как обычно, все поставило на свои места и дела материальные все больше волнуют людей: бабушки умирают, оставляя в наследство квартиры, которые делят злые родственники; пары разводятся, и бесчисленная армия мужчин платит алименты бывшим женам, а в мегаполисах все больше плодится средний класс, у которого вопрос имущества находится на первом месте (многие стараются купить квартиру, а они сейчас недешевые). Здесь нельзя не отметить гениальность и чутье Юрия Дудя, постоянно спрашивающего своих гостей про деньги. Это абсолютно верное попадание, это слом барьера, порожденного советским временем, когда о заработке спрашивать было неприлично. Это то, что интересно людям. Вопрос «сколько ты сейчас зарабатываешь?» тараном пробил застенчивость русского человека и вознес передачу спортивного журналиста на вершину рейтингов.
Вернемся к Достоевскому. Один из конфликтов «Братьев Карамазовых» — спор между отцом и сыном насчет наследства, сама ситуация не вызывает ни у кого удивления и воспринимается совершенно спокойно. Денежным отношениям отводится места чуть ли не больше, чем вопросам секса и духовности. И скажите, что это не актуально. Актуальней некуда. А по телевизору вам про такое не расскажут, зато расскажут про добрых ментов и сильное государство с населением-дурачком.
И напоследок приведу вам пример бессмертного текста, который всегда будет лозунгом любого приличного человека. Пушкин «Из Пиндемонти».
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…
Читайте русскую классику и будьте здоровы.
Источник