Что полезного сделать на воскресной школе

Помочь недавно пришедшим к Творцу людям предназначена воскресная школа при храме. Уроки в ней рассчитаны как на детей, подростков, так и взрослых. Для каждой возрастной группы разработана своя программа, помогающая вникнуть в законы и правила Православной Церкви.
Православная школа для детей не только наполнит детские души познанием Иисуса, но и отвлечет их от улицы и гаджетов.
Почему называют школу «воскресной»
Воскресными школы называют не по дню недели, они работают и в будние дни, а в память Воскресения Господнего.
Обучающие заведения при храмах стали массово открываться в конце XX века согласно постановлению Архиерейского Собора.
Уроки в церковных школах проходят несколько раз в неделю, время их регулируется самыми педагогами — наставниками. Воскресная школа — это церковно-приходское учебное заведение, где дети приобретали навык служения в храме на протяжении шести дней в неделю по специальной программе, в которую были включены и общеобразовательные предметы.
Православная воскресная школа для детей — идеальный помощник духовного воспитания подрастающего поколения, взрослые в школах при храме глубже познают глубину православия.
Православное обучение и воспитание детей:
- Православные гимназии и школы для детей
- Православные фильмы для детей
- Что читать детям о православии и какие книги выбрать
В чем отличие воскресной школы для детей от обычной
Общеобразовательные заведения не защищают детей от пропаганды насилия, наркотиков, алкоголя и добрачных связей. У школьников еще не выработан иммунитет от мирской «грязи», поэтому в этом случае ответственность за воспитание каждого дитяти несут родители и церковь, если ей это доверят.
Детские служения не заменят семью и родителей, но они покажут маленькому человеку, что есть другие ценности, светлый мир добра и любви под именем «Православие». Важность церковного детского служения трудно переоценить. Основными инструментами духовного воспитания детей является Слово Библии и молитвенное служение за детей.
Православные школы принимают детей в возрасте от 6 лет. Уроки в церковных заведениях могут посещать как малыши, так и подростки до совершеннолетия.
Основными предметами церковных занятий являются:
- изучение Святого Писания — Библии, Закона Божьего; Катехизиса, Истории Церкви;
- церковное пение и православный этикет;
- вероучение по православию, изучение церковнославянского языка;
- правила поведения на богослужениях, младшие дети приходят к началу Литургии, ибо им сложно простоять на ногах три часа.
Целью занятий при храмах является приобщение детей к познанию благодати православной жизни и подготовка к переходу во взрослую жизнь.
Внимание! Для проведения уроков в учебных заведениях при храмах составлены специальные программы. Они коренным образом отличаются от занятий в общеобразовательных школах.
В прихрамовых учебных заведениях работают специально подготовленные педагоги, которые прекрасно понимают психику детей и их отношение к обычной учебе. Основным отличием от мирских учреждений является атмосфера добра, принятия и общей радости.
Занятия в группах малышей проводятся в игровой форме или в виде сказки, а для подростков разработаны разнообразные квесты по Библии, викторины и даже КВНы.
Воспитанники старшей группы привлекаются к краеведческой работе, собирают материал, касающийся истории церкви и святых икон, жизни святых.
Главная задача воскресной школы для детей привить своим воспитанникам любовь к Творцу и человечеству, к церкви и службам в ней через знания, творческие занятия, образовательные игры, театрализованные спектакли, путешествия по святым местам и жертвенный труд.
Подростки с радостью отправляются в паломнические поездки, возвращаясь из них духовно обновленными и закаленными. Православные праздники, крестные ходы, церковные концерты — открытые площадки для развития подрастающего поколения служителей Церкви. Воскресные учреждения при храмах призваны пробудить в детях жажду к общению с Богом через рисование, пение, игры, просмотры христианских фильмов.
Воскресная школа порой может помочь изменить характер ребенка, живущего в атмосфере лжи, пьянства, лицемерия и недоверия к Богу.
Воскресное заведение для взрослых
Катаклизмы в природе, войны, неизлечимые болезни ясно показывают на пришествие последнего времени. Многие люди, считавшие себя православными только по обряду крещения в детстве, начинают задумывать о том, для чего мы живем и чем истина этой жизни.
Ответ на этот вопрос можно найти только в познании Бога. Сам Спаситель сказал, что Он пришел открыть людям истину. (Иоан.18:37)
Люди, прежде не искавшие Бога, все чаще задумываются о теории Дарвина, говорящей, что человечество произошло от обезьяны. Мало кто знает, что перед смертью великий ученный отказался от своей теории и признал существование божественной природы человека. Люди, впервые попавшие на служения в храме, чувствуют себя глухими, слышат звук, а смысла не понимают.
Самостоятельно познать тайны великого Бога, силу спасения и откровения, данные в Библии и законе Божьем практически невозможно.
Главная задача школы для взрослых при храме состоит в том, чтобы доступными методами и способами помочь порой далеко не молодым людям ориентироваться в православной жизни, найти свою духовную тропинку, научиться читать слово Божье и «питаться» им.
В стенах храма неважен ни уровень интеллекта, ни степень образования, ни материальное положение. Здесь на уроках можно задавать самые разнообразные вопросы из церковной, так и обыденной жизни.
Цель занятий со взрослыми состоит в том, чтобы помочь им по-настоящему почувствовать себя в Христовой Семье под опекой Святой Троицы, Богоматери, святых и всей Православной Церкви.
О духовной жизни в православии:
- Почему болит душа и хочется плакать
- Существует ли душа у человека
- Почему в церкви хочется плакать
После получения основных знаний, обретения способности ориентироваться в традициях и поклонении Святому Творцу, понимая истинный смысл постов и молитв, люди получают возможность войти в открытые двери радости в вечности. Они по-другому видят жизнь и стараются исправить прежние жизненные ошибки.
Каждый православный только тогда обретает веру, когда имеет крепкое основание учения Иисуса. (Луки 1:4)
Многие взрослые представляют православие, как мрачный мир с запретами и ограничениями. Забывая, что Бог есть любовь и в Библии 365 раз сказано «Радуйся!» Посещение воскресной школы откроет для некоторых прихожан новый увлекательный мир познания веры Христовой.
Атмосфера доверия царит на занятиях, носящих характер просвещения. Здесь нет отметок и экзаменов, а только добрая воля и желание понять и познать Тайны Церкви. В стенах храма люди обретают единомышленников и друзей, при этом их общение строится не на бизнесе, сексе или торговле, а на общих понятиях, новых ценностях, которые приобретаются во время учебы.
Именно церковные уроки помогут взрослым людям открыть свои таланты. Некоторые здесь начинают рисовать, другие петь, третьи понимают, что могут помогать бедным и больным, занимаясь благотворительностью.
Братья и сестры из церковных учебных заведений не только учатся, они вместе участвуют в паломничествах, церковных праздниках, помогают при храме. Некоторые потом сами становятся учителями в школах при церквях. Посещение церковных уроков раскроет жизнь во всей красоте, сотворенной Богом.
Воскресная школа: Выбор жизненного пути
Источник
- Молитесь о будущей Воскресной школе.
Прежде, чем приступить к выбору будущих работников, пастор и директор школы должны вместе молиться о помощи Божьей. А когда они приглашают работников на ту или иную должность, то те, в свою очередь, должны иметь время, чтобы просить у Господа совета и поддержки. В течение всего процесса организации школы необходимо часто пребывать в молитве, особенно если возникает много трудностей.
- Составьте структуру Воскресной школы
Определите число групп в вашей школе, учитывая все особенности церкви. Используя все вышеизложенные рекомендации, подсчитайте, сколько работников вам необходимо в самом начале
- Директор Воскресной школы.
- Учителя для детей до 3-х лет – не меньше 2 человека.
- Учителя для 3-6 летних детей – 2 человека.
- Учителя для 6-12 летних детей – 2 человека.
- Учитель для подростков.
В нашей церкви мы имеем несколько команд учителей для каждой группы, которые меняются каждую неделю, чтобы у остальных была возможность не пропускать собрание. Получается, что каждая группа проводит урок только 1 воскресенье в месяц, а остальные дни может посещать собрание, как и рядовые члены церкви.
- Выявите возможных кандидатов.
Просмотрите списки членов церкви и отметьте каждого активного члена, как потенциального работника Воскресной школы. Задавайте себе следующий вопрос: может ли этот кандидат вести работу с малышами, подростками и т.д.? Может оказаться полезным устроить церковный совет, а затем и общее собрание, где рассказать членам церкви о том, какие работники нужны для школы. Спрашивайте у кандидатов, хотели бы они работать в Воскресной школе, и чувствуют ли они себя способными на ту или иную работу.
- Оповестите церковь о планах и нуждах В.Ш.
Просите всю церковь молиться о том, чтобы нашлись достойные работники для воскресной школы. Это повысит чувство ответственности за школу и заинтересованность верующих. По мере того, как будут молиться о помощи, многие могут прийти к решению предложить свою кандидатуру на ту или иную должность.
- Составьте список необходимых работников.
Каждая работа требует определенной квалификации. В преподавании детям основные требования к работнику – это преданность Христу и любовь к детям. Если воскресная школа только что организована при вашей церкви, возможно, поначалу трудно будет найти подготовленных и опытных преподавателей. Поэтому, важным требованием к будущему работнику будет его согласие и желание учиться и приобретать нужную квалификацию.
- Распределите работников по должностям.
Вначале просмотрите список детей и подберите для каждой группы учителя. Это может занять достаточно много времени, но от правильности решения зависит успех всего дела. Затем подберите кандидатов по спискам имеющихся должностей, пока не найдете лучшие соответствия. Составьте окончательный список кандидатов, которых вы рекомендуете церкви, и об успехе которых будете молиться Господу.
- Предложите должность будущему работнику.
Приходит момент, когда пастор и директор школы предлагают кандидатам ту или иную должность. Очень важно отдельно беседовать с каждым будущим работником.
Подробно разъясните будущему работнику его обязанности по подготовке и проведению занятий, расскажите о необходимости постоянного контакта со всеми учащимися, о перспективах евангелизации, о возможностях специального обучения для сотрудников школы Разговор пройдет успешнее, если сразу изложить все ваши требования к кандидату, не скрывая, что он берет на себя большую ответственность. Ибо тот, кто, зная об этой ответственности, согласится принять на себя соответствующие обязанности, несомненно, окажется надежным работником. Ведь это Божие дело, поэтому и подход к нему должен быть серьезным и ответственным
- Обучайте и воодушевляйте работников.
Прежде, чем преподаватели приступят к работе, хорошо организовать для них предварительную подготовку Устройте специальное занятие по рассмотрению учебных материалов и по методам ведения занятий Помогите работникам ознакомиться с особенностями каждой возрастной категории.
Продолжение обучения преподавателей и их поддержка
Составляйте учебный план и еженедельно обсуждайте его со своими сотрудниками. Это можно делать на собрании или во время совместных встреч. Воодушевляйте преподавателей тщательно готовиться к занятиям Устраивайте совместные встречи с сотрудниками для обсуждения и решения назревших проблем, совместных молитв, общения.
Продолжайте во всем поддерживать и воодушевлять сотрудников.
Обучайте сотрудников на семинарах, курсах, в Библейских школах. Поощряйте к самообразованию.
- Место для занятий
Прежде всего, давайте сформулируем один важный принцип: чем моложе учащиеся в Воскресной школе, тем больше места им нужно.
сли у вас имеются дополнительные комнаты помимо зала собраний, начните с малышей и предоставьте эти комнаты им. Это облегчит и преподавание малышам, и преподавание в других группах. Если у вас имеется зал для мероприятий или какое-нибудь подвальное помещение, можно на время занятий ставить там временные передвижные перегородки, где будет заниматься группа детей (которые легко убрать, когда понадобится все помещение). Это очень удобно, почти также удобно, как иметь отдельные помещения для Воскресной школы.
Все детские группы лучше поместить в одном месте, например, в углу зала, отгородив его скамьями. Важно, чтобы у них было достаточно пространства. Даже если они сидят на полу, хорошо, чтобы дети сидели рядом, как на уроке.
Группы подростков также можно разместить в одном месте. Подростки любят вольную, неформальную обстановку.
Если все или несколько групп занимаются в большом зале, придумайте какие-либо перегородки между ними.
- Оборудование и материалы
Сразу трудно подыскать для Воскресной школы все необходимое оборудование и материалы, поэтому нужно сосредоточиться на самом необходимом, и постепенно приобретать остальное. Приведем список предметов, полезных для Воскресной школы.
Материалы для детей до 5- ти лет:
- Библии, детские книги, раскраски, вырезалки
- Сок, печенье, пластиковая посуда
- Детские коврики, стульчики, столики
- Качалки, куклы, мягкие игрушки, погремушки, кубики
- Музыкальные инструменты (бубны, трещётки)
- Цветной картон, бумага для рисования, цветные карандаши, ножницы (детские)
- Призы для поощрения (шарики, конфетки, печенье…)
- Шишки, ракушки (не острые!) и другие интересные предметы.
Материалы для 6-12 летних детей:
- Библии, детские книги, раскраски, вырезалки
- Головоломки, игрушки, куклы, игры
- Коврики, стулья, столы
- Библейские карты, фланелеграф
- Цветной картон, карандаши, ножницы, клей, пластилин, резинки, бумага, скотч, нитки
- Музыкальные инструменты (бубны, трещётки)
- Призы для поощрения (наклейки, конфетки, шарики…)
Материалы для подростков:
- Новые Заветы, Библии, христианские книги
- Доска, мел, столы, стулья
- Головоломки, кроссворды, игры
- Карты Палестины, Библейские карты, фланелеграф
- Музыкальные инструменты (бубны, трещётки, гармошки…)
- Картонные листы для прикрепления иллюстраций, фломастеры, резинки
- Цветной картон, карандаши, ножницы, клей, пластилин, бумага, скотч, нитки
- Призы для поощрения (наклейки, конфетки, шарики…)
Многое можно сделать самим: предложите это членам церкви. Например, люди с воображением могут сделать для детей игрушки из картонных коробок и других подручных материалов. Если в церкви есть умельцы, они могут соорудить шкафы для учебных материалов. Оповестите церковь о нуждах Воскресной школы и молитесь о них.
теперь пора начинать практическую работу по организации Воскресной школы. О том, как теорию претворить в практику рассказывается в следующем разделе.
Вам предстоит много практики и много радости!
Источник
Добро пожаловать!
Итак, Вы попали в сообщество посвященное воскресной школе.
Здесь мы будем собирать/делиться/обмениваться различными материалами, которые будут полезны для проведения уроков (примеры уроков, поделки, полезные книги, сайты, ресурсы, полезные мероприятия для учителей воскресок и т.д.)
Очень надеюсь, что для кого-то это сообщество станет полезным и будет помощью в служении!
п.с. в комментариях к этой записи можно написать о себе (откуда Вы, какую группу воскресной школы ведете, как долго и т.д.)
Урок. Кого Бог записывает в Книгу Жизни?
Авторский урок Елены Микулы. Скачать можно по этой ссылке.
Аудиоспектакль «Все краски»
Аудио версия спектакля, который проходил в 2013 год на ежегодном фестивале журнала «Тропинка».
Каждый из нас немного художник, каждый что-то «творит» в своей жизни. И каждый использует для этого разные краски. Кто-то возьмет больше розовой, потому что он очень мечтательный. Кто-то все раскрасит зеленым, потому что любит все свежее, новое. Кто-то использует серый, потому что не верит, что его жизнь хоть кому-то интересна. А кто-то и вовсе готов залить все черным цветом…
Когда мы рассматриваем картинки, цвета помогают, они дополняют мысль автора. Так уж сложилось, что черный никто не ассоциирует с чем-то хорошим или радостным. В спектакле черный цвет — это совокупность всего плохого, что делают люди. Черный — это грех.
Трое друзей, каждый из которых хотел бы по-настоящему красиво изображать жизнь на картинах, отправятся в гости к художнику. От него им предстоит узнать, что на некоторых картинах цвета могут ссориться, а на некоторых нет… Почему так? Послушайте и узнаете 😉
послушать можно тут
Приключение Тото и ее друзей
автор: Пауль Уайт
рисунки: Петр Орам
Короткие рассказы про обезьянку Тото и ее друзей.
Каждый рассказ оформлен в виде комикса, т.е. в книге очень много картинок 🙂
она будет интересна даже самым маленьким
Если Вы преподаватель в ясельной группе, то эта книга очень подходит именно для Вас.
Как вариант, можно разыгрывать кукольные сценки (мягкими игрушками), используя истории из этой книжки.
скачать в аудио формате можно здесь 🙂
зимние открытки
Так как зима у нас никак не хочет заканчиваться, то еще актуальными остаются такие пейзажи 🙂
( Collapse )
оригинал находится здесь
«Почему не летают лягушки?»
Автор: Елена Микула
издательство : Світло на Сході (Украина)
Интересная книга, с поучительными историями. Каждый рассказ не длиннее пары страниц, что очень удобно при чтении детям. Они не успевают устать или потерять интерес к истории.
Рассказы очень успешно можно использовать, как дополнение к библейскому уроку.
Лично я люблю иногда перечитывать эту книжку 🙂
она такая добрая и детская, что придется по вкусу даже самому строгому взрослому, не то что ребенку.
Вопросы — ответы
Интересная игра для детей, которые уже продолжительное время ходят на воскресную школу, вопросы — ответы.
На карточках с одной стороны записан вопрос, с другой стороны количество балов за правильный ответ. У учителя такие же карточки, только еще и с правильным ответом.
Можно подготовить приз тому, кто наберет наибольшее количество балов.
Карточки могут выглядеть примерно так:
Вот такие вопросы можно задавать детям:
- Какое имя встречается в Библии наиболее часто? Ответ: Захария
- Сколько окон имел ковчег? Ответ:1
- Где записан этот Библейский стих: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное Ответ: Мф. 5:3
- Какая птица принесла Ною масличный лист в своем клюве? Ответ:голубь
- Где записан этот Библейский стих: Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Ответ:1 Кор. 5:17
- В послании к Римлянам написано, что Бог одного человека возненавидел. Кто это? Ответ: Исав
- Где записан этот Библейский стих: Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся.
Ответ:Ис. 40:30-31
Наказанный поощрением
Пару лет назад я посетила семинар с таким необычным названием (аналогично названию поста). Хочу поделиться с Вами своим конспектом.
Награда должна быть наградой, а не манипуляцией.
Награда — это инструмент действующий очень короткий промежуток времени.
Награды могут убить дух творчества.
Хотите быть творческим — не думайте о награде.
Почему награды не срабатывают?
— награды могут наказывать (они исходят из одной среды — желание контролировать).
Лучший способ ничего не обещать наперед.
награждайте НЕОЖИДАННО
награждайте по-разному
— награды могут разрывать отношения (дети становятся конкурентами друг для друга)
удаляйте дух соревнования
чем больше они соревнуются, тем меньше они мотивируются
учитель должен быть safe place для детей
награда является препятствием (дети хотят сделать что-то, чтобы получить внимание или чтобы не быть наказанными)
мир итак наполнен такими «наградами»
церковь должна отличаться!!!
— награды могут игнорировать истинные причины.
в процессе наказания или раздачи наград мы забываем узнать почему дети ведут себя именно так. Может есть причины, которые нужно решить. Может есть проблемы…
— награды препятствуют человеку пойти на какой-то риск (ребенок не будет пытаться использовать все возможности)
— награды снижают нашу внутреннюю мотивацию.
чем больше вы хотите получить награду, тем меньше творчества и внутренней мотивации вы используете.
награда должна соответствовать заданию.
следует предлагать награды после выполнения задания.
мы должны наблюдать какой масштаб соревнования присутствует в группе. Возможно стоит перевоспитать своих учеников…
Похвала не приносит успеха если
— задание не сложное (любой может сделать это)
— нереалистичные ожидания от похвалы (скрытая манипуляция)
— угнетает внутреннюю мотивацию
Следует хвалить поступок, а не человека;
Похвала должна быть наиболее конкретной;
Избегайте ложной похвалы;
Обращайте внимание почему и когда вы говорите «молодец!»
Когда хвалите кого-то, не вызывайте соперничество в группе;
Когда хвалите человека, обращайте внимание когда вы это делаете. Возможно стоит хвалить лично, а не при всех.
Когда мы верим в какие-то способности в ребенке — нужно их развивать.
конфетный человечек
Простая идея для праздничного подарочка имениннику в Воскресной школе.
Программа «Елим» для Воскресной школы
Очень хорошее пособие по воскресной школе.
Рассчитано на два года.
Файлы в формате MS Word можно скачат здесь
Источник