Что такое киберспорт чем он полезен
На чтение 10 мин. Опубликовано 30.08.2019
В последнее время часто можно услышать слово киберспорт. Однако не все знают, что же такое киберспорт. Если говорить в двух словах – это соревнования по компьютерным играм. Поговорим о нем более подробно.
В последнее время часто можно услышать слово киберспорт. Однако не все знают, что же такое киберспорт. Если говорить в двух словах – это соревнования по компьютерным играм. Поговорим более подробно о том, что такое киберспорт и чем он полезен, как стать участником таких соревнований, можно ли делать на них ставки и в какие игры на них играют.
Что такое киберспорт?
Киберспорт (изредка его еще называют компьютерным спортом) – это спортивное соревнование на основе различных видеоигр. Оно может быть:
- командным – в этом случае соревнуются две или более команды;
- индивидуальным – каждый игрок играет сам за себя.
История киберспортивных турниров берет свое начало в 1997 году. Тогда как раз начали набирать популярность онлайн-шутеры. Американцу Эйнджелу Муньезу пришла в голову идея сделать процесс игры захватывающим зрелищем. Он решает заняться организацией публичных соревнований и их прямой трансляцией, демонстрирующей летсплей, для чего 26 июня 1997 года создает организацию под названием Cyberathlete Professional League (CPL), которое можно перевести примерно как «киберспортивная профессиональная лига». Первой игрой, которая превратилась в спортивную дисциплину, стал популярный многопользовательский шутер Quake. Затем СPL стала организовывать турниры по известной игре Countre Strike 1.6.
Затея Муньеза оказалась весьма успешной: соревнования привлекли огромное количество игроков, зрителей, спонсоров и рекламодателей. Поэтому вслед за СPL появились и другие лиги. Одними из первых были World Cyber Games и Electronic Sports World Cup. Сегодня киберспортивное сообщество насчитывает сотни различных организаций, проводящих соревнования.
В настоящее время виртуальные турниры — официальный вид спорта. В России их тоже признали таковым.
Киберспорт способствует развитию игровой индустрии, поскольку турниры и другие мероприятия привлекают множество инвесторов и рекламодателей. Деньги, полученные от них, идут в том числе на создание новых игровых тайтлов.
Самый большой призовой фонд в киберспорте
Профессиональные киберспортсмены не играют «на интерес». Они получают средства от спонсоров и рекламодателей. Кроме того, каждое соревнование предусматривает приз для победителя, в роли которого может выступать один отдельно взятый игрок или команда. Призовые фонды турниров весьма солидные и могут насчитывать от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.
Встречаются и совсем астрономические суммы. Например, на соревнованиях по Dota 2 The International 2019 общий размер призового фонда составляет 3 000 000 долларов. Эта цифра является самой крупной в истории киберспорта. Однако не следует думать, что все эти деньги достанутся одной команде. Их разделят между победителями в разных дисциплинах, а также между командами, занявшими разные места. Тем не менее, выигрыш будет все равно довольно солидный.
Мобильный киберспорт
В последнее время все большую популярность приобретают игры, разработанные для мобильных. Это связано с тем, что начинка смартфонов с каждым годом становится все мощнее и на современные сотовые телефоны по мощности аналогичны стационарным компьютерам середины 2000-х годов. Это сделало возможным разработку полноценных игровых тайтлов для этих устройств, а также портирование игр, созданных для ПК. Вполне естественно, что по этим играм начали проводить соревнования.
Следует отметить, что участвовать в мобильных киберспортивных соревнованиях гораздо сложнее, чем в обычных. Это связано прежде всего с особенностями управления игровым персонажем с помощью сенсорного экрана – оно не очень удобное и сильно отличается не только от управления с помощью клавиатуры и мыши, но и от управления посредством геймпада. Конечно, можно использовать специальный джойстик, подключающийся к смартфону, однако согласно правилам большинства спортивных мероприятий этот девайс запрещен.
Сообщество женщин в киберспорте
Игры проводят не только среди мужчин, но и среди женщин. Однако представительниц прекрасного пола среди киберспортсменов по статистике довольно мало. С чем это связано – непонятно.
Обычно соревнования проводят только между командами, члены которых одного пола (все как в настоящем оффлайновом спорте). Это связано с отличиями в физиологии и психической деятельности мужчин и женщин. У последних обычно не такая быстрая реакция, поэтому если против женской команды выставить мужскую, силы будут попросту неравны. Тем не менее, девушки также заняли в киберспорте прочную позицию.
Киберспортивные игры
На матчах играют во все игры. Однако чаще всего предпочтения отдают тем, в которых требуется проявление каких-либо навыков (быстрой реакции, применения определенной тактики, командной работы, стратегического мышления). Поэтому чаще всего соревнуются в шутерах и стратегиях. Ниже приведен топ наиболее популярных в сфере киберспорта в 2019 году у спортсменов тайтлов.
CS GO (Countre Strike Global Affwncive, КС ГО)
Проверенный временем шутер от первого лица, основной акцент в котором сделан на командную работу, быструю реакцию и точную игру. Несмотря на то, что некоторые механики в нем на сегодняшний день уже устарели (например, большая часть оружия не позволяет полноценно прицелится), он все еще имеет широкую популярность.
DOTA 2 (ДОТА 2)
MOBA стратегия в реальном времени в фэнтезийном антураже. Ее отличительная особенность – необходимость слаженного командного взаимодействия и стратегического мышления.
Players Unknowns Battlegrounds (также известна как PUBG, ПУБГ или ПАБГ)
Относительно недавно вышедшая корейская игра в жанре баттлрояль (королевская битва, то есть сражение всех против всех или нескольких команд друг против друга на выживание). Требует применения тактики, просчитывания своих действий на несколько шагов вперед, быстрой реакции, а при командной игре – хорошего взаимодействия членов команды.
Fortnite (Фортнайт)
Еще один баттлрояль. В отличие от PUBG здесь используются необычные механики, позволяющие строить защитные укрепления от врагов.
Overwatch (Овервотч)
Популярный онлайн-экшн, требующей слаженного командного взаимодействия, а также очень хорошей реакции игроков.
Популярная MMO RPG, включающая в себя элементы стратегии в реальном времени. Здесь, как и во всех ролевых играх, победа зависит не только от реакции и стратегического мышления, но и от «прокачки» персонажа.
Tom Clancy ’s Rainbow six siege
Многопользовательский шутер от первого лица с элементами MOBA (каждый персонаж имеет свой класс и свои особенности). Отличительная особенность геймплея заключается в том, что одна команда нападает на другую. При этом обороняющаяся команда за короткий промежуток времени должна построить укрепления, помогающие в обороне.
MOBA для Андроид смартфонов. Несмотря на название, схожее с League of legends, не имеет с ней ничего общего.
World of Tanks (Ворлд оф тэнкс, WOT)
Популярная игра, посвященная танковым сражениям.
Hearthstone (Хартстоун)
Карточная компьютерная игра по мотивам Warcraft.
Warface (Варфейс)
Игра на движке от немецкой студии CryTech, разработанная отечественной компанией Мейл.ру Групп. Представляет собой многопользовательский шутер от первого лица. Акцент в игровом процессе сделан прежде всего на быструю реакцию игроков – командная работа здесь не очень важна.
FIFA 19 (ФИФА 19)
Популярный симулятор футбольного матча. Тут все зависит от продуманной командной игры и четко выработанной стратегии.
Так что если среди названных есть ваша любимая игра, и вы в ней – настоящий мастер, можете попробовать применить свои игровые достижения в рамках киберспортивных соревнований.
Как попасть в киберспорт?
Если вы хотите стать профессиональным участником киберспортивной команды, то скажем сразу – ни в каких специальных игровых школах, курсах, секциях или кафедрах институтов этому не обучают. Попасть в команду можно только по приглашению от одного или нескольких его участников либо от менеджера. Чтобы получить такое приглашение, нужно прежде всего проявить себя на различных непрофессиональных онлайн-турнирах как способного игрока, занимать ведущие места на матчах. Кроме того, неплохо наладить связи в игровом сообществе. При этом никакого обучения киберспорту попросту не существует.
Есть и другой способ пробиться на профессиональный уровень и вступить в команду. Это участие в бесплатных соревнованиях. Некоторые турниры для начинающих киберспортсменов требуют внесения определенной платы за доступ к ним. Стоимость везде разная, но обычно она не очень высока. Записаться на подобные матчи можно на официальных сайтах их организаторов или в соответствующих группах в социальных сетях.
А вот стать одним из специалистов, организующих соревнования и сопровождающих их деятельность, гораздо проще. В числе таких специалистов:
- менеджеры;
- маркетологи;
- медиаспециалисты;
- комментаторы;
- журналисты;
- редакторы;
- программисты.
Для этого нужно поступить на соответствующий факультет высшего учебного заведения, а затем посетить в поисках вакансий компании, занимающиеся организацией турниров. Готовят подобных специалистов множество ВУЗов или колледжей в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России (МГУ, РНУ, РУДН, и другие). Там можно получить профильное образование. Необходимо учитывать, что получение каждой из перечисленных профессий требует сдачи разных предметов на ЕГЭ и разных проходных баллов. Также немаловажным фактором является цена обучения.
Отметим, что для работы на стартовых позициях достаточно степени бакалавра, а вот для карьерного продвижения потребуется магистратура. Также следует сказать, что наиболее востребованная профессия, сопровождающая киберспорт – это менеджмент.
Факультет киберспорта
Несмотря на то, что большинство учебных заведений не готовят специалистов в области киберспорта, два российских университета все-таки это делают. Это:
- Университет Синергия;
- РГУФК.
Правда, готовят не непосредственно игроков, а специалистов в сопутствующих областях, о которых мы говорили выше (менеджеров, маркетологов и других). Однако, в отличие от традиционной подготовки, здесь сделан акцент на особенности работы, связанной с подготовкой, организацией и проведением киберспортивных соревнований.
Работа в киберспорте
Как мы уже говорили, попасть на работу в киберспорт относительно просто при наличии профильного образования и соответствующих вакансий в одной из компаний, проводящих турниры.
Фильмы про киберспорт
Киберспорт стал темой нескольких фильмов и сериалов. Ниже приведен небольшой список из наиболее популярных лент, имеющих положительные отзывы критиков и посмотревших их людей.
- Волшебник. Британская кинолента про то, как зарождался киберспорт. В ней рассказано о первых в истории турнирах по играм на только что появившихся игровых приставках от Nintendo. Действие ленты разворачивается в 1989 году.
- Фильм World Cyber Games от канала National Geographic. Этот документальный фильм рассказывает о прошлом и настоящем мирового киберспорта и отвечает на много интересных для фанатов вопросов: когда зародился киберспорт? почему он стал так популярен? какие игры в него входят? что значит тот или иной термин? где состоялось первое соревнование?
- Гамер. Украинский художественный фильм о подростке, который часами напролет играл в компьютерном клубе в онлайн-шутеры и достиг в этом немалых успехов, после чего был замечен менеджером одной из киберспортивных лиг и стал членом профессиональной команды.
- Дорога на чемпионат мира. Документальный фильм, который рассказывает о подготовке команд, входящих в число лучших, к чемпионату мира по различным киберспортивным дисциплинам. Он показывает не внешнюю оболочку, которую видят зрители, решившие смотреть турниры, а трудоемкий процесс, который всему этому предшествует. Вы увидите тренировки на развитие реакции, совместные занятия, подготовку на оффлайн-тренажерах – иными словами все то, что составляет работу профессионального киберспортсмена.
- Обратная сторона экрана. Документальная лента, посвященная масштабным соревнованиям по DOTA 2, состоявшимся в 2014 году. Игроки и комментаторы, которые туда приехали, делятся своими впечатлениями, а также рассказывают о своей работе и повседневной жизни.
Ставки на киберспорт
Поскольку киберспорт официально признан спортивной дисциплиной, букмекерские конторы принимают ставки и на него. Правила их совершения аналогичны правилам совершения всех остальных ставок.
В настоящее время российские букмекеры дают возможность поучаствовать в пари, касающихся практически всех игровых событий, происходящих в мире.
Напомним, что участвовать в спортивных пари имеют право только совершеннолетние россияне, прошедшие процедуру подтверждения своей личности в букмекерской конторе или на ее официальном сайте.
Среди контор, которые принимают ставки на киберспортивные события, можно отметить:
- GGbet (перейти на сайт)
- Фонбет;
- Лига ставок;
- Пари Матч;
- 1XBet (перейти на сайт).
Следует отметить, что этими букмекерами список далеко не ограничивается. И некоторые из них предоставляют бонусы, например 1XBet, по промокоду GEEKPLUS вы получите бонус на депозит.
Заключение
Киберспорт – это соревнования по компьютерным играм. Сегодня в большинстве стран мира (в том числе в Российской Федерации) они признаны официальной спортивной дисциплиной. Соревнуются в основном в шутерах и стратегиях, среди которых CS GO, PUBG, DOTA 2, Overwatch. Попасть в киберспортивную команду можно только по приглашению. А вот стать специалистом, сопровождающим турниры (например, менеджером), куда проще – нужно закончить профильный ВУЗ. О киберспортсменах снято множество художественных и документальных фильмов. Как и на другие спортивные события, ан игровые турниры принимаются ставки.
Источник
1- не чем не отличается от работы в офисах, так же сидишь за компьютером по 8 часов в день, только имея профессию киберспорстмена данный вид работы уже делаешь на удовольствие, ведь приятнее играть в игру чем часами считать расходы своего офиса на ту же самую бумагу.
2- Плюсы в киберспорте имеет и денежное значение, тебе будут оплачивать каждую проведенную тренировку в каком либо ином клубе, или же уже трансферы игроков будут происходить по контрактам от которого ты получаешь больший процент денег чем сам клуб.
3- Влияние на организм? Говорят если сидеть за компьютером по 8 часов или даже больше часа то портиться зрение, это совсем не так, ведь ученые опровергли тот же факт с телевизором, доказали что при просмотре телевизора зрение не ухудшается, но есть одно но, если у человека с детства плохое зрение и тому подобные проблемы, у них уже могут быть проблемы с зрением.
4- Что на счет возраста? Не имеет значение, да турниры проф сцены могут быть не доступны пока не будет 18 лет либо же 16, допустим что в составе NAVI.Junior появился новый игрок, которому всего 14 лет, а он уже имеет 10-ый уровень на FaceIT’е. Его зовут Илья Осипов (m0NESY), и парню выпал классный шанс. Да, пока он не может выступать на турнирах в силу возраста, но только представьте, как его поднатаскают за это время. И это доказательство того, что возраст не решает. Вы можете стать профессионалом в 14, а можете в 18. Все зависит только от усилий, которые вы прилагаете прямо сейчас. Это история вовсе не про удачу, а про другие приоритеты и цели в жизни. Парень старался – парень сделал.
Кстати, ссылочки на Илью:
ВК: https://vk.com/m0nesyof
Twitch: https://www.twitch.tv/m0nesyof
Instagram: https://www.instagram.com/m0nesy13/
5- Самый важный фактор любых школьников, Многие не хотят учиться, но чтобы быть в киберспорте, высшее образование не нужно, не считая разных киберспортивных школ.
6- Наверно самый важный фактор, это физическое развитие, т.е. не смотря на игры, они развивают большую часть реакции, есть случае в играх где развивают мышление(НЕТ, не кроссворды и шахматы, а именно принятие быстрого решения, когда остаешься один из всей команды против полной команды противников, и тут надо принимать быстрое решение что делать и как). ходят слухи что многие игры развивают настоящую стрельбу в реальной жизне, разве не круто? Но это всего лишь слухи.
Думаю плюсов достаточно но стоит учитывать и минусы
1-потеря огромного количества времени на одну игру.
Чтобы достичь приличного результата, нужно много играть и тренироваться. Нужно поддерживать связь с другими игроками и фанатами. Вести активную социальную жизнь, чтобы быть замеченным. Киберспорт может постепенно занять всю жизнь игрока.
2- Угроза здоровью и хорошему самочувствию.
Геймеры много часов в день ежедневно проводят в сидячем положении. Их глаза напрягаются, а мышцы тела атрофируются.
Цитата министра спорта РФ В. Мутко: «Чтобы исключить гиподинамию, киберспортсменов нужно обязать сдавать нормы ГТО». С чем я соглашусь
3-Серьезные траты на регулярный апгрейд компьютера.
Мощный комп, актуальная видеокарта, жесткий диск, эргономичная мышь… Перечислять можно бесконечно. Кроме того, нужны качественные наушники, микрофон. Одним словом, всегда найдется на что потратить свои кровные
Исходя от этого какой вывод можно сделать?
Киберспорт – это новинка 21 века. Он открывает перед любым человеком неограниченные возможности. Новичков, естественно, привлекают большие деньги и известность. А профессиональные геймеры уже успели ощутить на себе все минусы «виртуального спорта». Каждый сам принимает решение о своей судьбе и деятельности, но для объективного выбора, нужно учитывать и плюсы и минусы этой новой сферы.
Источник
Пока российских педиатров не просят выписать ребенку справку для занятий в секции компьютерных игр. Но похоже, это счастливое время не за горами. В России в 2016 году киберспорт официально был признан спортивной дисциплиной, а с зимы 2018-го мы начали присваивать разряды, например, мастера или кандидата в мастера по киберспорту. Все это ставит новые вопросы и вызовы медицинскому сообществу. О реакции врачей на стремительный рост империи киберспорта мы поговорили с педиатром, кандидатом медицинских наук Марией Корневой.
— Насколько стремительно меняется мнение медицинского сообщества о вреде компьютерных игр?
— Компьютерные игры пришли в нашу жизнь достаточно давно, но до последнего времени у детских врачей не было повода сомневаться в необходимости ограничения времени взаимодействия ребенка с компьютером. Но прямо сейчас наступила новая эра, которая штурмует классические представления о пользе и вреде компьютера для детей.
— Почему?
Школьники проводят все больше и больше времени за компьютерами, у них вся жизнь там. Они выполняют школьные тесты и олимпиады, создают проекты, презентации, занимаются в кружках по программированию. Что уж говорить о компьютерных играх, к которым неминуемо тянет каждого ребенка. И вот теперь официальное признание киберспорта полностью узаконило чрезмерное потребление компьютеров. Все это превратило слова детских врачей, что «необходимо ограничивать ребенку время за компьютером» в пустой звук. Хорошо это или плохо — пока не знаю. Но уже однозначно можно говорить: у мирового медицинского сообщества нет методов борьбы против настоящей империи киберспорта с многомиллионными доходами и гигантской аудиторией.
Мария Корнева, кандидат медицинских наук, педиатр с 22-летним стажем
— Насколько часто к вам приходят родители и жалуются: мой ребенок все время сидит перед компьютером?
— На приеме у педиатра родители озвучивают подобные жалобы постоянно. Естественно, они волнуются, не наносит ли компьютер вреда детскому здоровью. Пока мы не сталкиваемся с просьбами родителей выписать ребенку справку для занятий в секции компьютерных игр. Но, вероятно, это время не за горами.
— И что же нам делать?
— В первую очередь, надо понимать вот что: в настоящее время нет полного понимания физических и психо-неврологических изменений, которые происходят в организме ребенка при длительном взаимодействии с цифровыми технологиями, в частности, с компьютерной игрой. Сейчас только ведутся исследования в области когнитивной психологии и нейронауки. Да, есть работы, свидетельствующие о положительном влиянии ряда компьютерных игр на умственные способности ребенка.
— Но, видимо, есть и прямо противоположные исследования?
— Точно. Например, Марк Д. Гриффитс — английский психолог, профессор Ноттингемского университета, один из ведущих мировых специалистов по изучению поведенческой и игровой зависимости в своих работах поднимает много интересных проблем. Он утверждает, что как на психологическом, так и на поведенческом уровне азартные игры и видеоигры имеют много общего. Механизм получения удовольствия («вознаграждения») при этих играх совершенно другой, чем, например, при занятии классическими видами спорта. Он более возбуждает нервную систему и потенциально ведет к формированию зависимости. Кто хочет разобраться, может почитать про дофаминергический механизм получения удовольствия нашим мозгом.
— Противники видеоигр и киберспорта кричат о том, что “стрелялки” сильно калечат детскую психику.
— Могу подтвердить это большим числом исследований. Они связывают злоупотребление играми с такими расстройствами, как синдром гиперактивности и дефицита внимания, тревожное расстройство, депрессия, повышенная агрессия и психоз. Патологический гейминг был включен в раздел III последнего издания Американского диагностического и статистического руководства по психическим нарушениям DSM-5 под названием Internet gaming disorder. Пока еще не как заболевание, но как состояние, требующее внимания и изучения. Врачи и исследователи всего мира всерьез озабочены проблемой по предотвращению чрезмерного игрового поведения в уязвимых группах населения, в первую очередь, среди детей. Но при этом страшно рады тому, что киберспортивное сообщество является отличной модельной средой и поставляет концентрированный материал, на котором можно исследовать влияние компьютерных технологий на мозг человека.
— Еще раз: я правильно понимаю, что исследования противоречивы? Одни говорят, что компьютеры развивают мышление, а другие, что от них один вред.
— Да. Пока я скажу так: если кто-то вас будет убеждать в исключительной полезности компьютерной игровой деятельности для вашего ребенка, вы должны включить критическое мышление. Помните, что доказательных научных работ на этот счет никак не больше, чем тех, которые указывают на негативное влияние чрезмерного гейминга. Слишком молод еще этот вид спорта, чтобы делать какие-то кардинальные выводы. Это нам не легкая атлетика со времен Древней Греции или шахматы с тысячелетней историей.
Киберспорт — это многочасовое, напряженное и по большому счету, малоподвижное взаимодействие с компьютером. Мы сами с вами прекрасно представляем, как чувствуем себя после рабочего дня. Поэтому какие бы выдающиеся когнитивные (мыслительные) способности мы в ходе этой деятельности не развили у ребенка, следует внимательно взвесить все «за» и против» погружения в эту деятельность.
— Представим, что ребенок уже занялся киберспортом. К чему готовиться родителям?
— В первую очередь, к низкой двигательной активности ребенка, следите за этим! Да, в фотоотчетах с киберспортивных соревнований мы видим некоторых ребят с телосложением культуристов. И сейчас ведущие киберспортсмены уделяют очень много внимания физическим упражнениям, чтобы восстановиться после нагрузок и улучшить кровоснабжение всего организма. Но это, скорее, аргумент в пользу классической физкультуры, которая дает киберспортсменам возможность функционировать на более высоком уровне.
Наш организм эволюционно устроен так, что для гармоничного развития ребенку нужна значительная физическая активность, в ходе которой созревает нервная система, да и все основные системы детского организма. Имейте в виду, что карьера профессионального киберспортсмена мимолетна. Пик активности и высших достижений здесь — это 19-20 лет. А годы активных многочасовых тренировок как раз приходятся на детско-подростковый период, когда идет активное формирование нервной системы.
— А это опасно?
— Это, скажем так, очень волнительно. Пока непонятно, как факторы, однозначно возбуждающие и истощающие нервную систему (и с этим не будут спорить самые ярые поклонники киберспорта), будут влиять на психо-неврологический статус растущего организма ребенка и подростка. С активным движением в детском возрасте также связаны развитие счета, письма, мышления, и что очень важно — эмоционально-волевой сферы. Поэтому в связи с физиологической незрелостью этой самой эмоционально-волевой сферы ребенка бывает трудно отделить патологическую игроманию от киберспортивной активности.
— Что такое компьютерная зависимость и как ее распознать?
— Увлеченный компьютерными играми спортсмен всегда, в своем роде, зависим от своей деятельности. Но патологической эта зависимость становится тогда, когда нарушаются социальные взаимодействия, портится характер, нарастает уровень агрессивности. Если вы видите, что от избытка компьютерных игр ваш ребенок явно перевозбуждается, повышается агрессивность в поведении, страдает его физическое здоровье (нарушение осанки, проблемы со зрением, ожирение, частая заболеваемость), социальная активность (ухудшается учеба, контакты с родными, сверстниками), то вам надо принять ответственное решение. Причина патологической зависимости может заключаться в личных характеристиках юных геймеров, особенности нервно-психической конституции, семейном фоне, генетической предрасположенностью к формированию зависимостей. Главная черта поведенческой зависимости – это потеря контроля над поведением. Вот знак того, что становиться киберспортсменом ребенку не стоит.
— Давайте поговорим о допинге в киберспорте. В 2015 году американский киберспортсмен спокойно говорил: “мы все сидим на аддероле” (психостимулятор, запрещенный в России, — прим SportCloud).
— Да, а в документальном фильме о киберспорте 2008 года профессиональный игрок перечислил конкретные препараты амфетаминов, популярные среди геймеров. Еще возьмите австралийское исследование 2015 года, проведенное университетом Бонда и Ассоциацией интерактивных игр и развлечений. Оно показало, что многие увлеченно играющие в компьютерные игры ученики школ уже имеют рецепты на препараты, обладающие стимулирующим действием. Геймеры употребляют их для лучшей концентрации внимания и чтобы бодрствовать круглосуточно. Это как энергетики. В России подобные вещества запрещены к применению. В других странах их используют по показаниям для лечения определенных состояний. Сейчас на всех серьезных турнирах по киберспорту введен допинг-контроль, но все равно он еще не так строг, как в классическом спорте.
— Есть ли дети, которым подходит киберспорт?
— Конечно. Если ваш ребенок психо-неврологически стабилен, способен соблюдать режим дня, правильно питаться и имеет в характере сильный волевой компонент, то занятия компьютерными играми могут в дальнейшем принести ему пользу. Если говорить в принципе о достоинствах гейминга с медицинской точки зрения, то выделяют развитие умственных (когнитивных) способностей, скорости реакции, координации, концентрации внимания. Подтверждения этому факту есть.
— Еще говорят, что киберспорт дает возможность людям с проблемами социальных контактов позволить себе активную жизнь, общаться, реализовываться.
— Это, безусловно, верно, но есть и другая сторона. К погружению ребенка в мир компьютерных игр может вести ситуация, когда маленький человек стремится уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий (это называется эскапизм, или есть прекрасный английский термин daydreaming), что может, например, возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс. Можно попробовать с пом