Что такое общественно полезный труд детей
Татьяна Пахмутова
Исследовательская работа «Общественно-полезный труд в процессе воспитания детей дошкольного возраста»
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выбранная тема в настоящее время особо актуальна, так как дошкольный пepиoд являетcя очень вaжным в жизни вcex дeтeй. Участие дошкольников в общественно-полезном труде представляет собой необходимое условие воспитания в любом обществе. Общественно-полезная направленность всей трудовой деятельности призывает к воспитанию высоких моральных качеств с раннего детства.
Проблема исследования: какова совокупность педагогических условий, когда наиболее эффективно осуществляется воспитательный процесс детей дошкольного возраста в общественно-полезном труде?
Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Цeль: определить педагогические уcлoвия эффективного осуществления воспитательного процесса в общественно-полезном труде у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели в работерешались следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы трудового воспитания в
образовательной программе дошкольного учреждения;
2. Выявить особенности организации общественно-полезного труда
дошкольников в условиях детского сада и семьи;
3. Рассмотреть методические рекомендации по организации детского
труда, оценить степень ee эффективности.
В примерной образовательной программе «От рождения до школы»
выделяются следующие виды труда:
1. Самообслуживание (самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать постельные принадлежности).
2. Хозяйственно – бытовой труд (убрать игрушки, собрать листочки на участке).
3. Дежурство по столовой и занятиям.
4. Труд в природе (учатся поливать растения, сажать лук).
5. Ручной труд (починка, подклеивание книг, пришивание оторванных пуговиц).
Основными формами труда детей дошкольного возраста являются:
1. Поручение;
2. Дежурство;
3. Коллективно — трудовая деятельность.
Организация исследования: МБДОУ «Детский сад №27» «Рябинка» г. Новочебоксарск Чувашской Республики.
В данном детском саду мною было проведено наблюдение за организацией трудовой деятельности воспитанников старшей группы «Солнышко». Воспитатель предложил детям прорастить зеленый лук из луковицы. Дети активно включились в работу и с интересом высаживали луковицы в землю. Ежедневно поливали и наблюдали за прорастанием лука.
Проанализировав наблюдение, сделала вывод, что у детей сформировывается положительное отношение к труду и гордость от результата выполненной работы.
Значимость трудового воспитания заключается также в том, что дети,
умеющие трудиться, знают цену трудовых усилий, уважая свой и чужой
труд. Поэтому так важно с раннего детства приучать детей к труду как в
семье, так в дошкольных учреждениях.
Первоочередной задачей трудового воспитания детей дошкольного
возраста ставится в постепенном развитии интереса к труду, желания
трудиться, навыков элементарной трудовой общественно-значимой деятельности, трудолюбия.
Организация общественно-полезного труда у детей начинается с 1-й младшей группы, формируются навыки самообслуживания и выполнение
поручения.
Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе используются во всех возрастных группах, а ручной труд – в старшей и подготовительной группах.
Рассмотрим некоторые методические рекомендации по организации детского труда дошкольников:
— продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда;
— данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка;
-воспитатель должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять проявление настойчивости.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Одновременно дежурят 2-3 ребенка из группы.Дежурных подбирают следующим образом: вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурят дети с недостаточно сформированными навыками трудовой деятельности.
Таким образом, общественно-полезный труд дошкольников является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.
Источник
Некоторые родители и дети, услышав об усилении внимания к общественно полезному труду школьников, возмутятся: «Когда? Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия, помощь по дому. Времени на общественно полезный труд у них нет».
Но сами мамы и папы когда-то в школе убирали класс, ухаживали за пришкольным участком, разводили в классе цветы, собирали макулатуру, более того — металлолом, приводили в нормальное состояние книги и учебники в школьной библиотеке и многое другое. Разве не с теплыми чувствами вспоминаете эти моменты школьного периода жизни?
Почему же теперь дети не могут оказывать посильную помощь школе, а по сути — самим себе. И не только тем, что делают родной город, поселок, деревню, школу и пришкольный участок красивее, комфортнее для себя и других, но и тем, что ощущают свою нужность, причастность к делам всей страны. Они приобретают важный жизненный опыт. Причем результат виден сразу. Посадили в парке аллею лип — приятно и самим там погулять, и другим людям тоже. Собрали макулатуру, а на вырученные деньги усовершенствовали школьную спортивную площадку и т.д.
Можно работать в учебных мастерских, изготавливая предусмотренную учебной программой продукцию не только для себя, но и для школы. Ремонтные бригады могут производить мелкий ремонт, например, школьной мебели, садового инвентаря (грабли, лопаты и т.д.).
В начале учебного года было бы полезно руководству школы рассказать ученикам и родителям, какие именно виды общественно полезного труда планируются и что станет его результатом. Например, если собирают макулатуру, то для чего, с какой целью, а потом рассказать, сколько собрали, какую сумму получили и как ее расходовали.
И не общими словами отчитаться о расходе общественных денег, например, на ремонт школы (что это такое — никто не знает, но каждый год на эту статью уходят большие суммы), а конкретно: в кабинете номер 2 заменили старые стулья на новые и на это ушла такая-то сумма, также оборудовали баскетбольную площадку около школы, на что было потрачено столько-то денег. Осталось столько-то, их можно потратить на закупку новых интересных книг в школьную библиотеку. Тогда мотивация участия в таких делах будет более высокая.
Можно объявить конкурс на предложения добрых дел или повесить специальный почтовый ящик в школе для подобных предложений. Что еще могут ученики сделать? Помочь немощным людям с уборкой и покупкой продуктов, сделать игрушки для детского сада, показать им интересный спектакль и т.д. Это развивает в школьниках инициативность, чувство ответственности не только за себя, но и за все, что происходит вокруг. Такие ребята никогда не станут равнодушными, безучастными.
Тема трудовых лагерей более проблемная. И вовсе не потому, что дети должны будут во время летних каникул работать на школьных участках, оказывать посильную помощь библиотекам, благоустраивать родную школу, класс. Летом многие родители берут отпуск, и не всегда заранее могут определить, как будут его проводить. Отказываться от долгожданной поездки, путешествия, переезда на месяц на дачу из-за необходимости отработки в летнем трудовом лагере никому не хочется. Скажете, что нужно просто записаться на месяц, когда у родителей точно не предусматривается отпуск. Но почему-то получается так, что равномерно распределить учеников на выполнение общественно полезного труда по летним месяцам не получается: либо всем нужно в начале лета, либо в середине, либо в конце августа.
Некоторые родители на все лето отправляют любимое чадо к дедушкам и бабушкам или другим родственникам в пригород или деревню, чтобы ребенок мог отдохнуть на свежем воздухе, набраться сил к новому учебному году. Что делать с ними? Ведь они могут отработать либо в начале июня, либо в конце августа. А если таких половина школы? Где взять столько работы на это время и кто будет работать в остальные месяцы?
Родителей беспокоит также, не принесет ли выполняемая работа вред здоровью их ребенку? Рассказывают ли детям про технику безопасности? Как обстоит дело с медицинской помощью? Будут ли мамы и папы в курсе, к каким конкретно работам будет привлекаться их ребенок? Не придется ли пропускать дополнительные занятия?
При привлечении детей к общественно полезному труду, естественно, необходимо учитывать посильность нагрузки, а также состояние здоровья. Если выявились ученики, которым по медицинским показаниям нельзя заниматься физическим трудом, они могут принести пользу, занимаясь облегченным или интеллектуальным трудом: помощь в библиотеке, составление графиков и т.д.
Ясный, понятный инструктаж по технике безопасности должен проводиться с учащимися при выполнении любых видов работ. Они должны понимать, как правильно выполняется то или иное действие, что может случиться, если нарушить данные инструкции и какие должны быть эффективные действия в этом случае.
Выполнение любых работ школьниками должно быть обеспечено доступной медицинской помощью, которая в случае необходимости сразу же должна быть оказана.
К общественно-полезному труду привлекать школьников можно только с письменного согласия его родителей или законных представителей.
Родители понимают необходимость общественно полезного труда. Однако опасаются, что эти работы пойдут в разрез с графиком школьных и дополнительных занятий ребенка, установленным с огромными усилиями к октябрю. В наше время необходимо учитывать тот факт, что многие учащиеся, если не все, активно посещают курсы, факультативы, спортивные секции, кружки, тренинги, музыкальные или художественные школы. Дополнительные занятия стали полноправной важной частью качественного образования. Это нужно обязательно учитывать при привлечении школьников к общественно полезному труду.
Likes(2)Dislikes(2)
Источник
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Городское методическое объединение
воспитателей средних групп северной территориальной зоны
Доклад из опыта работы
Трудовое воспитание в средней группе – полезная и увлекательная деятельность.
Выполнила воспитатель
МДОУ №41 «Золотой петушок»
Ремизова Татьяна Алексеевна
Г.о.Подольск
2019г.
(Слайд 1).
Формирование человеческой личности начинается в раннем детстве. Маленький дошкольник с удивлением и радостью познаёт окружающий мир, а задача родителей и педагогов — сделать так, чтобы стремление к созиданию стало его жизненной позицией. Труд оказывает огромное влияние как на умственное, так и на нравственное развитие ребёнка, и войти в его жизнь он должен как можно раньше. Поэтому современная дошкольная педагогика очень большое внимание уделяет именно этому направлению. Что касается средней группы, то в этот дошкольный период заметно вырастает объём трудовых задач, которые ставятся перед детьми. Ребята активно овладевают самыми различными навыками, которые помогут им стать более взрослыми и самостоятельными.
В средней группе мы реализуем следующие задачи.
Образовательные задачи трудовой деятельности в средней группе:
- Учим малышей самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать (в кабинку, на стульчик) предметы гардероба, приводить одежду в надлежащий вид под присмотром взрослого (сушить, чистить), прививаем стремление к опрятности.
- Учим дошкольников подготавливать рабочее место к продуктивной деятельности, а также убирать его по завершении работы (промывать кисточки, непроливайки, протирать стол и т. д.).
- Формируем умение содержать в порядке своё групповое помещение (уборка игрушек), участок (подбирать мусор, в зимнее время расчищать снег), содействовать педагогу в мелком ремонте книг, коробок и т. д.
- Учим дошкольников дежурству по столовой: объясняем, как правильно расставлять чашки и блюдца, глубокие тарелки, салфетницы, хлебницы, раскладывать столовые приборы в определённом порядке.
- Закладываем основы правильного ухода за комнатными растениями: аккуратно поливать их, рыхлить землю, протирать пыль на листьях. Также учим малышей кормить птиц накладывать для них корм в кормушки (все эти действия осуществляются при помощи воспитателя).
- Приобщаем ребят к работе на огороде, в цветнике (высевать семена, поливать клумбу, грядки, помогать взрослым или старшим дошкольникам в сборе урожая).
- Учим помогать педагогу приводить в порядок инвентарь, который используется в процессе трудовой деятельности (чистить и просушивать его, относить в положенное место).
- Учим выполнять поручения — как индивидуальные, так и коллективные.
- При выполнении коллективного задания учим дошкольников распределять обязанности, стремиться своевременно завершить совместную работу.
- Расширяем представления дошкольников о трудовой деятельности взрослых, различных профессиях, вызываем интерес к тому, какие профессии у родителей. (Слайд 2,3).
Развивающие задачи трудовой деятельности в средней группе:
- Трудовая деятельность помогает развитию мыслительных операций, познавательной активности: в процессе труда малыши узнают для себя много нового, интересного, приобретают важные знания, начинают их анализировать, сравнивать, сопоставлять.
- Труд совершенствует способности к концентрации внимания, развивает сообразительность и творческое воображение.
- Выполнение того или иного вида работы способствует социализации дошкольников, помогает учиться выстраивать отношения со взрослыми и ровесниками, договариваться, оказывать взаимопомощь. (Слайд 4).
Воспитательные задачи трудовой деятельности в средней группе:
- Трудовая деятельность воспитывает в детях такие важные качества, как уверенность в себе, самостоятельность, усидчивость, силу воли, умение планировать своё время, формирует активную жизненную позицию.
- В процессе труда затрагиваются и вопросы эстетического характера: малыши учатся видеть красоту природы, рукотворных вещей, замечать некоторые недостатки в окружающей среде и стремиться их устранить. (Слайд 5).
Виды трудовой деятельности в детском саду и формы их организации.
В среднем дошкольном звене трудовое воспитание представляет собой следующие виды деятельности:
- углубление и расширение представлений о рабочей деятельности взрослых людей;
- самообслуживание (удовлетворение своих повседневных потребностей);
- хозяйственно-бытовой труд (приведение в порядок группового помещения и участка);
- ручной труд (простейший ремонт игрушек, подклеивание книжек и коробок);
- трудовые задания в природе (работа на огороде, цветнике, в экологическом уголке комнаты группы). (Слайд 6).
В процессе реализации этих видов деятельности мы используем разнообразные формы организации детского труда:
- поручения (индивидуальные либо же объединяющие нескольких человек);
- дежурства;
- коллективные задания;
- игры (подвижные, дидактические, речевые). (Слайд 7).
Расширяем представление о профессиональной деятельности взрослых.
В среднем дошкольном звене мы продолжаем знакомить малышей с трудом взрослых, при этом воспитываем позитивное отношение к труженику. Такие занятия представляют собой наблюдения за тем, как работает представитель определённой профессии. Проще всего это сделать в пределах детского сада. Например, ребята отправляются на кухню и смотрят, как повар варит вкусную кашу, в другой раз — как он нарезает овощи или готовит аппетитные котлетки. (Слайд 8).
Таким образом, подводим малышей к пониманию сущности труда определённой профессии (помимо повара это также труд воспитателя, прачки, няни, музыкального работника, дворника). Подобные наблюдения обязательно воплощаются в сюжетно-ролевых играх, которые становятся более глубокими по содержанию («Мы — поварята», «Прачечная»), дидактических («Кому что нужно для работы»), подвижные («Съедобное — несъедобное»). Также предлагаем малышам картинки для рассматривания, а ещё периодически читаем художественные произведения, пословицы и поговорки, загадки на тему профессий, прививая тем самым уважительное отношение к любой работе.
Самообслуживание.
Основной вид самостоятельной трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте — это самообслуживание. Мы продолжаем стимулировать к нему детский интерес, совершенствовать имеющиеся у ребят трудовые навыки (умывание, мытьё рук, одевание и раздевание), прививаем новые (причесаться, помыть за собой чашку). Дошкольников этого возраста учим называть, в каком порядке они снимают и надевают одежду. Также перед детьми ставим и более сложные задачи: собираясь на прогулку, они должны стараться сами завязать себе шарфик, пробовать зашнуровать ботиночки.
В средней группе у дошкольников часто появляется желание научить чему-то товарища. Мы, конечно же, поддерживаем это стремление для воспитания у детей важных навыков взаимопомощи и доброжелательности. Однако нельзя допускать, чтобы одни ребята злоупотребляли помощью других. (Слайд 9).
Хозяйственно-бытовой труд.
В жизни детей 4–5 лет всё большее значение уделяем элементарному бытовому труду. Как и в более раннем возрасте, основной его формой остаётся выполнение поручений. Поскольку ребята ещё недостаточно хорошо владеют соответствующими навыками, мы даём задание одному ребёнку либо же небольшой группе (из 2–3 человек). Конкретные примеры: протереть влажной тряпочкой полки, вымыть в тазике игрушки, снять с кукол одежду и постирать её. Коллективные поручения (на всех) только начинают практиковаться, при этом мы всячески помогаем воспитанникам, распределяем между ними обязанности. (Слайд 10).
Детям среднего дошкольного возраста можно давать задания, которые, казалось бы, не будут иметь ощутимого результата (к примеру, куда-нибудь сходить, подойти к няне и что-то ей сказать). Однако они очень важны для формирования самостоятельности, ответственности.
Элементарный бытовой труд предлагаем малышам в любое время дня: и утром, и вечером, включая часы, проведённые на прогулке. Дети учатся поддерживать порядок в окружающей среде наравне со взрослыми. К примеру, на участке воспитатель предлагает ребятам очистить скамейки или беседку от снега, мотивируя свою просьбу тем, что нужно помочь дворнику (одному ему никак не справиться). (Слайд 11). При выполнении хозяйственно-бытового труда крайне важно, чтобы ребята научились доводить начатое дело до конца, делая при этом волевое усилие. Поручая детям те или иные задания, нельзя допускать перенапряжения: оно чревато переутомлением и, как следствие, негативным отношением к труду. Продолжительность непрерывной рабочей деятельности для малышей 4–5 лет не должна превышать 10 минут.
Дежурство по столовой в среднем дошкольном возрасте практикуется с начала года. При этом первое время обстоятельно объясняем дежурным все приёмы работы. Например, чашку нужно брать за ручку, а тарелки нести двумя руками. Поскольку малышам до шести лет трудно координировать свои действия с работой других детей, каждый стол всегда сервирует один ребёнок. (Слайд 12).
Ручной труд.
В средней группе дети уже довольно хорошо работают с бумагой, могут смазать большую поверхность клеем, учатся пользоваться ножницами и линейкой. Поэтому при участии воспитателя ребёнок уже может подклеить книгу или коробку. В этом возрасте малышам также можно доверить заточить карандаши с помощью точилки. Ручной труд также учит дошкольников бережно относиться к вещам. (Слайд 13).
Труд в природе.
В детском саду мы показываем дошкольникам пример заботливого отношения к миру природы, одновременно вовлекая их в трудовую деятельность. Осенью малыши участвуют в сборе урожая на огороде дошкольного учреждения. Зимой же они с радостью будут подкармливать пернатых на участке. (Слайд 14).
Кормить птиц нужно не эпизодически, а каждый день, чтобы дошкольники осознали важность этой работы и ответственно относились к живым существам.
В весенний период воспитанники средней группы наблюдают, как взрослые перекапывают огород, цветник, обрезают кустарники, сажают цветы и овощи. Показываем малышам, как воспитанники старшего звена сами высевают семена. Всё это вызывает у них стремление самим активно поучаствовать в трудовой деятельности. Мы предоставляем детям такую возможность: например, мы вырывает сорняки, а ребята аккуратно складывают их в кучку. Летом малыши вполне могут ухаживать вместе со взрослыми за цветущей клумбой — поливать растения из леечек.
Важное направление трудовой деятельности в природе — привлечение детей к уходу за комнатными растениями. Хотя дежурство в групповом уголке природы начинается лишь со старшей группы, малыши четвёртого-пятого года жизни могут под присмотром воспитателя поливать цветы, рыхлить землю, аккуратно протирать листочки. Вместе с ребятами мы регулярно осматривает экологическую зону в группе, чтобы они учились видеть происходящие там изменения. (Слайд 15).
Приёмы, актуальные для работы с малышами средней группы.
Чтобы труд приносил воспитаннику средней группы радость, не превратился в скучное однообразное действие, мы используем различные приёмы и методические находки. В процессе занятия рекомендуется задействовать различных игровых персонажей. Например, предупреждаем детей, что сегодня Мишка проверит, как они моют руки, не намочит ли кто-нибудь рукава из-за того, что плохо их подвернёт. А кукла Катя, оказывается, мечтает стать поваром и хочет побольше узнать об этой важной профессии. Задача ребят — отвечать на её вопросы. Кроме того, в структуру занятия включаем собственно игры (дидактические, речевые, сюжетно-ролевые, подвижные). Например, с помощью куклы организуем с дошкольниками игру «Что изменилось?». Дети запоминают, во что она одета, а потом закрывают глаза. Воспитатель в это время снимает один предмет одежды либо меняет его на другой. Задача ребят — определить, что поменялось. Ремонт же книг можно реализовать в сюжетно-ролевой игре «Больница», где книжки будут пациентами, а дети — докторами. (Слайд 16).
Чтобы расширить кругозор детей, педагог знакомит их с разными гигиеническими средствами. В средней группе при обучении детей самообслуживанию очень важна наглядность. Используя алгоритм, детям будет проще запомнить последовательность одевания (Слайд 17).
У малышей 4–5 лет ещё не развито абстрактное мышление, поэтому в ходе трудового воспитания мы приводим конкретные примеры, иллюстрирующие мысль, которую хотим донести до воспитанников. Например, ребёнку объясняем, что если он долго не может найти после прогулки свою сменную обувь, то это потому, что он не убрал сразу её на место, а рубашка мятая, поскольку он не повесил её аккуратно на спинку стула перед тем, как отправиться спать. Нужно постоянно подчёркивать для малышей значимость их работы. К примеру, если я хочу попросить детей аккуратно расставить на полочке строительный материал, то говорю, что доверяю им очень важное дело, а после этого излагаю просьбу. В процессе выполнения работы хвалю детей, сообщаю им о конкретных результатах их действий (например, «Маша хорошо завязала шарфик, и теперь она не простудится»), поощряю их к самоанализу («Давайте проверим, правильно ли мы надели варежки»).
Трудовое воспитание неразрывно связано с использованием индивидуального подхода. Он начинается с учёта личностных особенностей каждого ребёнка, уровня его трудовых навыков. Это очень важно — если требования педагога завышены, то дети быстро устанут, потеряют уверенность в себе. Также при реализации индивидуального подхода учитываются нравственные качества ребёнка (активность или, наоборот, застенчивость). Трудовое воспитание ребёнка должно осуществляться при тесном взаимодействии педагогов с семьёй: требования воспитателей и родителей не должны противоречить друг другу. Воспитатель рекомендует мамам и папам, чтобы и у себя дома ребята имели определённые обязанности. (Слайд 18).
К концу учебного года, мы считаем, что дети овладели умениями и навыками по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому и ручному труду, уходу за растениями и животными. У ребят сформированы качества личности, как гуманность, трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых, чувство дружбы, самостоятельность, инициативность, отзывчивость, сознательность. Наш коллектив не стоит на месте. Продолжается поиск новых форм и методов работы по проблеме трудового воспитания, являющейся одной из важнейших в процессе социализации и становления личности ребенка.
Важно помнить, что ребенка 5 лет больше привлекает сам процесс труда, чем результат. (Слайд 19).
Список использованной литературы:
1. Т.А. Шорыгина , Беседы о профессиях, М. — Издательство «Творческий центр «Сфера», 2018 г., 128 с.
2. Иванова А. А., Лабутина Н.В., Гусева Н.П., Трудовое воспитание дошкольников, СП — Вентана – Граф, 2016 г., 76 с.
3. Р. С. Буре, Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания, М. — Мозаика – Синтез, 2011 г., 136 с.
4. Т. Комарова, Л.В. Куцакова, Л. Павлова, Трудовое воспитание в детском саду, М. — Мозаика – Синтез, 2009 г., 80 с.
5. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей мл. группы дет сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
6. Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет: метод. рекомендации для воспитателей/ Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова, И. Г. Галянт и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2012. – 178 с.: ил. – (Радуга).
7. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 189 с
Источник