Что такое общественно полезный труд это
«ПРИНЯТО»: Управляющим советом МОБУ Новобурейской школы № 3 Протокол № _____ от ___________ года | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом директора МОБУ Новобурейской школы № 3 № _________ от _____________ года |
«ПРИНЯТО»: Педагогическим советом МОБУ Новобурейской школы № 3 Протокол №____ от _______________года |
Положение
о привлечении обучающихся к общественно-полезному труду,
не предусмотренному образовательной программой
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:
— ч.4 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
— постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
— постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
— постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
1.2. Общественно-полезный труд является совокупностью действий образовательных отношений, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в среде образовательной организации и во внешней социальной среде, закрепляющих у подростков социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно-воспитательного процесса.
Общественно-полезный труд обучающихся организуется в соответствии с Уставом школы, внутренними локальными актами, договором с родителями (законными представителями), настоящим Положением.
1.3. Общественно-полезный труд обучающихся — составная часть общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, способствующая личностному и профессиональному становлению обучающихся. Это добровольная деятельность обучающихся с согласия их родителей (законных представителей), с 14 лет — с согласия самих обучающихся на благо общеобразовательной организации и муниципального образования.
1.4. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха, соответствующие их возрасту и состоянию здоровья.
1.5. От общественно полезной работы могут быть освобождены обучающиеся на основании медицинских справок и иных уважительных причин (по заявлению родителей).
2. Основные задачи
Основными задачами общественно-полезного труда обучающихся являются:
2.1. Формирование у обучающихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к окружающему миру, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и учебной дисциплины.
2.2. Ознакомление обучающихся на практике с основами современного производства, формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, профильной и общеобразовательной подготовки.
2.3. Формирование представлений об особенностях профессий своего муниципального образования (региона), их востребованности на современном рынке труда.
2.4. Самообслуживание обучающихся по наведению чистоты и порядка в здании общеобразовательной организации и классных кабинетах.
2.5. Оказание обучающимися общеобразовательных организаций посильной помощи в благоустройстве школы и прилегающей к ней пришкольной территории.
3. Содержание и организация общественно-полезного труда
3.1. Социально-значимая деятельность, общественно-полезный труд обучающихся основаны на следующих принципах:
— учет интересов и возрастных особенностей обучающихся;
— единство учебной и воспитательной работы;
— общественно полезная направленность;
— творческая инициатива и самостоятельность обучающихся.
3.2. Главными направлениями общественно полезного труда являются:
— общественная работа — активное участие в работе класса, в организации школьных и классных мероприятий, художественной самодеятельности, спортивной работе;
— дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закрепленной территории;
— овладение основами экономики и организации сельскохозяйственной опытнической работы (работа на учебно-опытном участке (при его наличии): перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);
— участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, уборка мастерских);
— генеральная уборка школьных помещений после каждой четверти (мытьё стен, подоконников, школьной мебели);
3.3. При организации работы следует учитывать возрастные особенности учащихся.
3.4. В начальных классах допускается следующая работа:
— в 1классе — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях;
— во 2-4 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях;
— в 5 — 7 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски, наведение порядка и чистоты в классе), дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы, работа на учебно-опытном участке (при его наличии): посадка, прополка, уход за растениями, сельскохозяйственная опытническая работа, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий;
— в 8, 9, 10, 11 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной жизни школы, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы,
3.2. В течение учебного года общественно-полезный труд обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей и обучающихся. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью:
— для обучающихся 1- 4 классов — не более 30 мин.;
— для обучающихся 5 -9 классов — не более 40 мин.;
— для обучающихся 10-11 классов — не более 60 мин.
3.3. Письменное согласие родителей об участии детей в общественно — полезном труде берётся ежегодно, в период начала нового учебного года и действует до конца текущего учебного года.
3.4. Письменное согласие обучающихся об участии в общественно-полезном труде может быть получено при достижении ими возраста 14 лет.
3.5. Общественно-полезный труд организуется и проводится классным руководителем, заместителями директора по воспитательной и завхозом.
3.6. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся.
3.7. Освобождение обучающихся, занимающихся в спортивных, музыкальных, художественных школах, от общественно-полезного труда осуществляется приказом директора общеобразовательной организации. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду обучающиеся по согласованию с родителями (законными представителями) могут привлекаться к работе в библиотеке, оформительской и иной посильной деятельности.
3.8. В ходе организации общественно-полезного труда могут проводиться акции, направленные на:
— профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;
— профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, злоупотребления ПАВ и социально опасных заболеваний;
-развитие волонтерского движения, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности;
— проведение шефской и тимуровской работы по оказанию посильной помощи социально-незащищенным слоям населения (ветеранам военных действий, участникам трудового фронта, одиноким пожилым людям);
— организацию работы кружков культурно-эстетической, экскурсионно-краеведческой, спортивно-секционной и физкультурно-массовой направленности.
4. Общие требования безопасности
4.1. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха.
4.2. При выполнении общественно-полезной работы должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
4.3. При несчастном случае руководитель общественно-полезной работы (пострадавший или очевидец несчастного случая) обязаны сообщить об этом в администрацию общеобразовательной организации.
4.4. В процессе работы обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь и инструмент, соблюдать правила техники безопасности.
4.5. Руководитель общеобразовательной организации организует общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, несёт личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.
4.6. Обучающиеся допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале установленной формы.
4.7. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещёнными органами Роспотребнадзора, опасными растениями, с подъёмом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы для подростков), а также в эпидемиологическом отношении.
4.8. Запрещается привлечение обучающихся к работам в ночное время и праздничные дни. Ответственные должностные лица несут личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся, их жизнь и здоровье.
4.9. Формы организации общественно-полезного труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объёма, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. При выходе из строя рабочего инструмента и инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.
5.2. При получении травмы сообщить об этом руководителю работ, который обязан оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации общеобразовательной организации, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
6. Нормативно-организационное обеспечение общественно-полезного труда
6.1.Организация и реализация общественно-полезного труда сопровождается наличием следующих документов:
приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственного за организацию общественно-полезного труда;
приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственных за организацию общественно-полезного труда по отдельным направлениям (блокам работы);
план-график общественно-полезного труда на текущий учебный год и летний период, согласованный с Управляющим советом общеобразовательной организации и утвержденный приказом директора;
функциональные обязанности ответственных лиц по направлениям деятельности;
инструкции по технике безопасности при выполнении видов практической деятельности;
протоколы педагогических советов, заседаний Управляющего совета, родительских собраний, собраний (классных часов) обучающихся, на которых рассматриваются вопросы организации общественно-полезного труда;
заявления-согласия несовершеннолетних их родителей (законных представителей);
журналы проведения инструктажей по технике безопасности; журнал учета времени практической деятельности обучающихся.
Приложение № 1
Заявление родителей на согласие привлечения ребенка к
общественно-полезному труду в школе
Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову
Я,________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителя или законного представителя)
Родитель (законный представитель) ученицы (ка)___________класса, школы №3
______________________________________________________________________________
(Ф.И.О. учащегося)
Согласен на привлечение моего ребенка к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью.
Срок действия согласия: с 1сентября___________года до конца учебного года. Фамилия__________________(подпись)_____________ Дата _________
Приложение № 2
Заявление
обучающегося (старше 14 лет) на согласие для привлечения его к общественно-полезному труду в школе
Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову
Я, __________________________________________________________________
(Ф.И.О. учащегося)
Ученица(к) _____ класса согласна(ен), на участие в общественно-полезном труде, не связанном с учебной деятельностью.
Срок действия согласия: с 1сентября _____ года до конца учебного года. Фамилия________________________(подпись)_____________ Дата ________
Источник
Расстановка ударений: ОБЩЕ`СТВЕННО ПОЛЕ`ЗНЫЙ ТРУД учащихся
ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД учащихся — разнообразная трудовая и общественная деятельность школьников, направленная непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющая целью содействовать всестороннему развитию личности, формированию коммунистич. отношения к труду; важнейший фактор нравственного воспитания и физического воспитания. Дети начинают свой жизненный путь как потребители общественного продукта, и для того, чтобы у них не выработалось потребительское отношение к жизни, детей и подростков необходимо возможно раньше вовлекать в посильный труд на общую пользу. В речи на III съезде комсомола В. И. Ленин указывал: «Надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде» (Соч., т. 31, с. 274). И далее, обращаясь к комсомолу, он призывал «…все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» (там же).
В соответствии с Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958) О. п. т. включён в уч. план, является составной частью всей учебно- воспитательной работы школы. Связь обучения с О. п. т. стала одним из ведущих принципов организации учебно-воспитательной работы в сов. школе.
О. п. т. педагогически оправдан и эффективен, если он удовлетворяет ряду условий: является обязательным для всех здоровых детей и охватывает весь коллектив; проводится систематически; способствует физич. и умственному развитию уч-ся; посилен, но в то же время достаточно сложен, требует известного напряжения; соответствует нормам санитарии, гигиены и техники безопасности детского труда; отвечает совр. требованиям науки и техники к процессу производства; тесно связан с трудом взрослых.
Воспитание коммунистич. отношения к труду как первой жизненной потребности возможно только на основе созидательного О. п. т. Чем выше общественное значение результатов детского труда, чем это очевиднее и убедительнее для детей, тем легче они осознают необходимость О. п. т. Однако осознание необходимости труда, являясь обязательной предпосылкой для воспитания коммунистич. отношения к труду, еще не обеспечивает коммунистич. поведения. Соответствующие навыки вырабатываются в процессе длительных упражнений в трудовой деятельности на общую пользу (см. Трудовое воспитание, Трудовое обучение).
Воспитательное значение О. п. т. школьников определяется не только тем, что и как они делают, но и тем, для кого предназначен результат их труда. По этому признаку можно различать три вида О. п. т.:
1) Труд, результат к-рого предназначен для нужд своего коллектива: уборка классных помещений, ремонт школьной мебели, изготовление приборов и оборудования уч. кабинетов, устройство спортивных площадок на пришкольных участках, дежурства по классу и школе и др. В процессе такого труда растёт самосознание и укрепляется дисциплина уч-ся, причём критерий обязательности трудовой деятельности определяется самим школьным коллективом. Не выполнив, или плохо выполнив работу, коллектив несёт ответственность лишь перед самим собой (см. Самообслуживание).
2) Труд, результат к-рого предназначен для нужд др. коллективов: шефство над детскими садами, дежурства в клубах, кинотеатрах, выступления с лекциями, докладами, концерты художественной самодеятельности на предприятиях и в колхозах, участие в озеленении и благоустройстве района и др. виды труда в зоне пионерского действия и т. д. Уч-ся несут моральную ответственность за результат труда не только перед своим, но и перед др. коллективами.
3) Труд, результат к-рого предназначен для всего общества, — производство товарной продукции.
Для младших классов сначала характерен труд по самообслуживанию, затем возрастает роль труда 2-го вида. В старших классах всё большее значение приобретает производительный труд.
Применение того или иного конкретного вида труда определяется местными условиями.
Лит.: Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т. 31; его же, О политехнич. образовании. Заметки на тезисы Н. К. Крупской, там же, т. 36; Крупская Н. К., К вопросу об общественно необходимой работе школы, Пед. соч., т. 3, М., 1959; её же, Коммунистич. воспитание детей и подростков, там же, т. 4, М., 1959; её же, К вопросу об отмене детского труда, там же; Макаренко А. С., Трудовое воспитание. [Сост. Л. Ю. Гордин], М., 1964; Бушли А. К., Нравственное воспитание уч-ся-подростков в общественно полезном труде, М., 1960; Свадковский И. Ф., О воспитании трудолюбия у детей, 2 изд., М., 1959; Гордин А. Ю., Производительный труд уч-ся в восьмилетней школе, «Школа и производство», 1963, № 10; его же, Труд в городской восьмилетней школе, «Сов. педагогика», 1964, № 5.
А. Ю. Гордин. Москва.
Источники:
- Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.
Источник