Что такое общественно полезный труд это

Что такое общественно полезный труд это thumbnail

«ПРИНЯТО»:

Управляющим советом

МОБУ Новобурейской школы № 3

Протокол № _____ от  ___________ года

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

МОБУ Новобурейской школы № 3

№ _________   от _____________  года

«ПРИНЯТО»:

Педагогическим советом МОБУ Новобурейской школы № 3

 Протокол №____ от _______________года

Положение

о привлечении обучающихся к общественно-полезному труду,

не предусмотренному образовательной программой

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:

— ч.4 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

— постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;

— постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;

—  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

1.2. Общественно-полезный труд является совокупностью действий образовательных отношений, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в среде образовательной организации и во внешней социальной среде, закрепляющих у подростков социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно-воспитательного процесса. 

Общественно-полезный труд обучающихся организуется в соответствии с Уставом школы, внутренними локальными актами, договором с родителями (законными представителями), настоящим Положением.

1.3. Общественно-полезный труд обучающихся — составная часть общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, способствующая личностному и профессиональному становлению обучающихся. Это добровольная деятельность обучающихся с согласия их родителей (законных представителей), с 14 лет — с согласия самих обучающихся на благо общеобразовательной организации и муниципального образования.

1.4. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха, соответствующие их возрасту и состоянию здоровья.

1.5. От общественно полезной работы могут быть освобождены обучающиеся на основании медицинских справок и иных уважительных причин (по заявлению родителей).

2. Основные задачи

Основными задачами общественно-полезного труда обучающихся являются:

2.1.        Формирование у обучающихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к окружающему миру, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и учебной дисциплины.

2.2.        Ознакомление обучающихся на практике с основами современного производства, формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, профильной и общеобразовательной подготовки.

2.3.        Формирование представлений об особенностях профессий своего муниципального образования (региона), их востребованности на современном рынке труда.

2.4.        Самообслуживание обучающихся по наведению чистоты и порядка в здании общеобразовательной организации и классных кабинетах.

2.5.        Оказание обучающимися общеобразовательных организаций посильной помощи в благоустройстве школы и прилегающей к ней пришкольной территории.

3.        Содержание и организация общественно-полезного труда

3.1.        Социально-значимая деятельность, общественно-полезный труд обучающихся основаны на следующих принципах:

— учет интересов и возрастных особенностей обучающихся;

— единство учебной и воспитательной работы;

— общественно полезная направленность;

— творческая инициатива и самостоятельность обучающихся.

3.2. Главными направлениями общественно полезного труда являются:

— общественная работа — активное участие в работе класса, в организации школьных и классных мероприятий, художественной самодеятельности, спортивной работе;

— дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закрепленной территории;

— овладение основами экономики и организации сельскохозяйственной опытнической работы (работа на учебно-опытном участке (при его наличии): перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);

— участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, уборка мастерских);

— генеральная уборка школьных помещений после каждой четверти (мытьё стен, подоконников, школьной мебели);

Читайте также:  Какие продукты полезны для селезенки человека

3.3. При организации работы следует учитывать возрастные особенности учащихся.

3.4. В начальных классах допускается следующая работа:

— в 1классе — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях;

— во 2-4 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях;

— в 5 — 7 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски, наведение порядка и чистоты в классе), дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы, работа на учебно-опытном участке (при его наличии): посадка, прополка, уход за растениями, сельскохозяйственная опытническая работа, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий;

— в 8, 9, 10, 11 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной жизни школы, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы,

3.2.        В течение учебного года общественно-полезный труд обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей и обучающихся. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью:

— для обучающихся 1- 4 классов — не более 30 мин.;

— для обучающихся 5 -9 классов — не более 40 мин.;

— для обучающихся 10-11 классов — не более 60 мин.

3.3. Письменное согласие родителей об участии детей в общественно — полезном труде берётся ежегодно, в период начала нового учебного года и действует до конца текущего учебного года.

3.4. Письменное согласие обучающихся об участии в общественно-полезном труде может быть получено при достижении ими возраста 14 лет.

3.5. Общественно-полезный труд организуется и проводится классным руководителем, заместителями директора по воспитательной и завхозом.

3.6. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся.

3.7. Освобождение обучающихся, занимающихся в спортивных, музыкальных, художественных школах, от общественно-полезного труда осуществляется приказом директора общеобразовательной организации. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду обучающиеся по согласованию с родителями (законными представителями) могут привлекаться к работе в библиотеке, оформительской и иной посильной деятельности.

3.8. В ходе организации общественно-полезного труда могут проводиться акции, направленные на:

— профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;

— профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, злоупотребления ПАВ и социально опасных заболеваний;

-развитие волонтерского движения, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности;

— проведение шефской и тимуровской работы по оказанию посильной помощи социально-незащищенным слоям населения (ветеранам военных действий, участникам трудового фронта, одиноким пожилым людям);

— организацию работы кружков культурно-эстетической, экскурсионно-краеведческой, спортивно-секционной и физкультурно-массовой направленности.

4. Общие требования безопасности

4.1. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха.

4.2. При выполнении общественно-полезной работы должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

4.3. При несчастном случае руководитель общественно-полезной работы (пострадавший или очевидец несчастного случая) обязаны сообщить об этом в администрацию общеобразовательной организации.

4.4. В процессе работы обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь и инструмент, соблюдать правила техники безопасности.

4.5. Руководитель общеобразовательной организации организует общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, несёт личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.

Читайте также:  Гиалуроновая кислота для лица полезные свойства

4.6. Обучающиеся допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале установленной формы.

4.7. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещёнными органами Роспотребнадзора, опасными растениями, с подъёмом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы для подростков), а также в эпидемиологическом отношении.

4.8. Запрещается привлечение обучающихся к работам в ночное время и праздничные дни. Ответственные должностные лица несут личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся, их жизнь и здоровье.

4.9. Формы организации общественно-полезного труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объёма, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При выходе из строя рабочего инструмента и инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

5.2. При получении травмы сообщить об этом руководителю работ, который обязан оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации общеобразовательной организации, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

6. Нормативно-организационное обеспечение общественно-полезного труда

6.1.Организация и реализация общественно-полезного труда сопровождается наличием следующих документов:

приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственного за организацию общественно-полезного труда;

приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственных за организацию общественно-полезного труда по отдельным направлениям (блокам работы);

план-график общественно-полезного труда на текущий учебный год и летний период, согласованный с Управляющим советом общеобразовательной организации и утвержденный приказом директора;

функциональные обязанности ответственных лиц по направлениям деятельности;

инструкции по технике безопасности при выполнении видов практической деятельности;

протоколы педагогических советов, заседаний Управляющего совета, родительских собраний, собраний (классных часов) обучающихся, на которых рассматриваются вопросы организации общественно-полезного труда;

заявления-согласия несовершеннолетних их родителей (законных представителей);

журналы проведения инструктажей по технике безопасности; журнал учета времени практической деятельности обучающихся.

Приложение № 1

Заявление родителей на согласие привлечения ребенка к 

общественно-полезному труду в школе

Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову

Я,________________________________________________________________

                                (Ф.И.О. родителя или законного представителя)

Родитель (законный представитель) ученицы (ка)___________класса, школы №3

______________________________________________________________________________

(Ф.И.О. учащегося)

Согласен на привлечение моего ребенка к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью.

Срок действия согласия: с 1сентября___________года до конца учебного года. Фамилия__________________(подпись)_____________ Дата _________

Приложение № 2

Заявление

обучающегося (старше 14 лет) на согласие для привлечения его к общественно-полезному труду в школе

Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову

Я, __________________________________________________________________

(Ф.И.О. учащегося)

Ученица(к) _____ класса согласна(ен), на участие в общественно-полезном труде, не связанном с учебной деятельностью.

Срок действия согласия: с 1сентября _____ года до конца учебного года. Фамилия________________________(подпись)_____________ Дата ________ 

Источник

Что такое общественно полезный труд это

Расстановка ударений: ОБЩЕ`СТВЕННО ПОЛЕ`ЗНЫЙ ТРУД учащихся

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД учащихся — разнообразная трудовая и общественная деятельность школьников, направленная непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющая целью содействовать всестороннему развитию личности, формированию коммунистич. отношения к труду; важнейший фактор нравственного воспитания и физического воспитания. Дети начинают свой жизненный путь как потребители общественного продукта, и для того, чтобы у них не выработалось потребительское отношение к жизни, детей и подростков необходимо возможно раньше вовлекать в посильный труд на общую пользу. В речи на III съезде комсомола В. И. Ленин указывал: «Надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде» (Соч., т. 31, с. 274). И далее, обращаясь к комсомолу, он призывал «…все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» (там же).

В соответствии с Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958) О. п. т. включён в уч. план, является составной частью всей учебно- воспитательной работы школы. Связь обучения с О. п. т. стала одним из ведущих принципов организации учебно-воспитательной работы в сов. школе.

Читайте также:  Дидактическая игра полезные и вредные привычки

О. п. т. педагогически оправдан и эффективен, если он удовлетворяет ряду условий: является обязательным для всех здоровых детей и охватывает весь коллектив; проводится систематически; способствует физич. и умственному развитию уч-ся; посилен, но в то же время достаточно сложен, требует известного напряжения; соответствует нормам санитарии, гигиены и техники безопасности детского труда; отвечает совр. требованиям науки и техники к процессу производства; тесно связан с трудом взрослых.

Воспитание коммунистич. отношения к труду как первой жизненной потребности возможно только на основе созидательного О. п. т. Чем выше общественное значение результатов детского труда, чем это очевиднее и убедительнее для детей, тем легче они осознают необходимость О. п. т. Однако осознание необходимости труда, являясь обязательной предпосылкой для воспитания коммунистич. отношения к труду, еще не обеспечивает коммунистич. поведения. Соответствующие навыки вырабатываются в процессе длительных упражнений в трудовой деятельности на общую пользу (см. Трудовое воспитание, Трудовое обучение).

Воспитательное значение О. п. т. школьников определяется не только тем, что и как они делают, но и тем, для кого предназначен результат их труда. По этому признаку можно различать три вида О. п. т.:

1) Труд, результат к-рого предназначен для нужд своего коллектива: уборка классных помещений, ремонт школьной мебели, изготовление приборов и оборудования уч. кабинетов, устройство спортивных площадок на пришкольных участках, дежурства по классу и школе и др. В процессе такого труда растёт самосознание и укрепляется дисциплина уч-ся, причём критерий обязательности трудовой деятельности определяется самим школьным коллективом. Не выполнив, или плохо выполнив работу, коллектив несёт ответственность лишь перед самим собой (см. Самообслуживание).

2) Труд, результат к-рого предназначен для нужд др. коллективов: шефство над детскими садами, дежурства в клубах, кинотеатрах, выступления с лекциями, докладами, концерты художественной самодеятельности на предприятиях и в колхозах, участие в озеленении и благоустройстве района и др. виды труда в зоне пионерского действия и т. д. Уч-ся несут моральную ответственность за результат труда не только перед своим, но и перед др. коллективами.

3) Труд, результат к-рого предназначен для всего общества, — производство товарной продукции.

Для младших классов сначала характерен труд по самообслуживанию, затем возрастает роль труда 2-го вида. В старших классах всё большее значение приобретает производительный труд.

Применение того или иного конкретного вида труда определяется местными условиями.

Лит.: Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т. 31; его же, О политехнич. образовании. Заметки на тезисы Н. К. Крупской, там же, т. 36; Крупская Н. К., К вопросу об общественно необходимой работе школы, Пед. соч., т. 3, М., 1959; её же, Коммунистич. воспитание детей и подростков, там же, т. 4, М., 1959; её же, К вопросу об отмене детского труда, там же; Макаренко А. С., Трудовое воспитание. [Сост. Л. Ю. Гордин], М., 1964; Бушли А. К., Нравственное воспитание уч-ся-подростков в общественно полезном труде, М., 1960; Свадковский И. Ф., О воспитании трудолюбия у детей, 2 изд., М., 1959; Гордин А. Ю., Производительный труд уч-ся в восьмилетней школе, «Школа и производство», 1963, № 10; его же, Труд в городской восьмилетней школе, «Сов. педагогика», 1964, № 5.

А. Ю. Гордин. Москва.

Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.

Источник