Что такое полезная нагрузка в авиации

Шаттл «Индевор» с открытым отсеком полезной нагрузки

Поле́зная нагру́зка (англ. payload[1]) — термин, который применяется во многих областях науки и техники.

Часто вводится параметр «эффективности», как отношение «веса» полезной нагрузки к полному «весу» системы. При этом «вес» может измеряться как в килограммах/тоннах, так и битах (при передаче пакетов по сети), или минутах/часах (при расчёте эффективности процессорного времени), или в других единицах.

Примеры областей использования термина[править | править код]

В грузо-, пассажиро-доставке и перевозке. При расчёте транспортируемого веса обычно выделяют: конструкцию и полезную нагрузку. Иногда отдельно выделяют топливо, особенно в авиации, космонавтике (в наземном транспорте топливо выделяют реже).

В качестве «полезной нагрузки» могут выступать люди, грузы, вооружение, оборудование для проведения исследований и т. п. (например, оборудование для аэрофотосъёмки или оборудование для измерения параметров полёта при тестировании новых транспортных средств).

В качестве транспортного средства (средства доставки, перевозки, транспортировки) могут выступать:

  • Самолёт
  • Ракета-носитель
  • и другие транспортные средства

В артиллерии:

  • снаряды могут быть как без полезной нагрузки (цельный сплошной снаряд), так и с полезной нагрузкой (взрывчатое вещество, отравляющие вещества, листовки и т. д.); (см., например, Снаряд)

В программировании, вычислительной технике и информатике:

  • В описании протоколов передачи данных — часть пакета данных без служебной информации (без заголовка, битов синхронизации и т. п.), собственно полезные данные (см., например, IP, Плезиохронная цифровая иерархия)
  • В описании вирусов — часть червя, которая производит деструктивные действия с данными, копирование информации с заражённого компьютера и т. д. (в отличие от «транспортной части червя» («инфекционной» части, эксплойта), которая занимается его доставкой на атакуемую машину и заражением машины) (см. Сетевые черви)
  • При описании быстродействия компьютерной системы — та часть процессорного времени, которая тратится на сами полезные вычисления (в отличие от времени, которое тратится, например, на согласование в многопроцессорной системе, либо на различные служебные вычисления, например, связанные с работой операционной системы, или времени, когда полезных вычислительных задач нет и процессор простаивает) (см. Т-Система)

В строительстве и архитектуре:

  • та часть нагрузки, которая приходится на «несомые» части конструкции, за вычетом нагрузки (веса) самих «несущих» конструкций (см. Железобетон)

В электронике и электротехнике:

  • Часть тока, которая тратится на полезную работу
  • Элемент электрической сети, включённый в общую электрическую цепь, который делает полезную работу (в отличие от остальных частей электрической схемы, то есть за вычетом проводов, источников питания и т. д.) (например: лампа, двигатель)

Полезная нагрузка космического аппарата[править | править код]

Наиболее часто термин «полезная нагрузка» применяется при описании космических аппаратов. При этом в качестве полезной нагрузки выступают спутники, космические корабли (с грузами, либо с космонавтами) и т. д.

Необходимо учитывать, что «вес, выводимый на орбиту» (например, спутник связи) и «вес, доставляемый к МКС» — это разные вещи. Ведь при доставке к МКС необходимо доставить на орбиту собственную двигательную установку космического корабля (вместе с топливом для неё), систему управления, сам корпус космического корабля и т. д. Так, например, масса КК «Союз» составляет чуть больше 7 тонн, но до МКС «долетает» обычно всего 2,5 тонны груза из выведенных на орбиту 7 тонн.

Поэтому, в зависимости от типа космических аппаратов, существует два толкования этого термина: ПН космических аппаратов и ПН ракет-носителей. Используя пример с КК «Союз», ПН «Союза» составляет 2,5 тонны, в то время как ПН ракеты-носителя — 7 тонн.

Примечания[править | править код]

Источник

  Ñâÿçü âçëåòíîé ìàññû ñàìîëåòà ñ òðåáîâàíèÿìè ÒÇ ñõåìàòè÷íî ïðåäñòàâëåíà íà ðèñ. 9.1.
  Ïîëíóþ âçëåòíóþ ìàññó ñàìîëåòà ìîæíî âûðàçèòü â âèäå

 Çäåñü  (íà ïðèìåðå ïàññàæèðñêîãî ñàìîëåòà):

mï.í       ìàññà ïîëåçíîé (êîìåð÷åñêîé) íàãðóçêè (ïàññàæèðîâ, èõ áàãàæà, ãðóçîâ è ïî÷òû), êîòîðóþ ñàìîëåò
äîñòàâëÿåò â ìåñòî íàçíà÷åíèÿ;
mñí       ìàññà ñíàðÿæåíèÿ è îáîðóäîâàíèÿ, êîòîðîå îáåñïå÷èâàåò îïðåäåëåííûå óñëîâèÿ

Что такое полезная нагрузка в авиации

Ðèñ. 9.1. Ñâÿçü âçëåòíîé ìàññûñàìîëåòà ñ òðåáîâàíèÿìè ÒÇ

êîìôîðòà ïîëåçíîé íàãðóçêè íà áîðòó. Ìàññà ñíàðÿæåíèÿ ñîñòàâëÿåò íå òîëüêî îáîðóäîâàíèå (êðåñëà, êóõíè è ïèòàíèå, ñèñòåìû êîíäèöèîíèðîâàíèÿ
è ò.ä.), íî è ìàññà ýêèïàæà è ëåòíî-ïîäúåìíîãî ñîñòàâà (áîðòïðîâîäíèêîâ), êîòîðûå îáñëóæèâàþò ïàññàæèðîâ. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî
mñí ñóùåñòâåííî çàâèñèò îò çàäàííûõ ÒÇ óñëîâèé ýêñïëóàòàöèè è ïðèìåíåíèÿ.
   
Ïðåäïîëàãàåòñÿ ýêñïëóàòàöèÿ ñàìîëåòà
ñ ýëåìåíòàðíî ïîäãîòîâëåííûõ àýðîäðîìîâ, â ñîñòàâ îáîðóäîâàíèÿ äîëæíû áûòü
âêëþ÷åíû âñòðîåííûå òðàïû è âñïîìîãàòåëüíàÿ ñèëîâàÿ óñòàíîâêà,
îáåñïå÷èâàþùàÿ ðàáîòó ñèñòåìû êîíäèöèîíèðîâàíèÿ âî âðåìÿ ñòîÿíêè ñàìîëåòà
è ïîäãîòîâêè åãî ê ïîëåòó. Òàêîå æå ðåøåíèå ìîæåò áûòü ïðèíÿòî, åñëè
òðåáóåòñÿ îáåñïå÷èòü íåçàâèñèìîñòü ñàìîëåòà îò àýðîäðîìíûõ ñðåäñòâ
îáñëóæèâàíèÿ äàæå â âûñîêîêëàññíûõ àýðîïîðòàõ;

mî.ó       ìàññà îáîðóäîâàíèÿ óïðàâëåíèÿ, êîòîðîå îáåñïå÷èâàåò ýêñïëóàòàöèþ ñàìîëåòà â çàäàííûõ óñëîâèÿõ
(ïèëîòàæíî-íàâèãàöèîííîå îáîðóäîâàíèå, ñèñòåìà ñàìîëåòîâîæäåíèÿ è ýíåðãåòè÷åñêîå îáîðóäîâàíèå äëÿ ðàáîòû âñåõ ñèñòåì). Ñîñòàâ è ìàññà
îáîðóäîâàíèÿ óïðàâëåíèÿ òàêæå ñóùåñòâåííî çàâèñÿò îò óñëîâèé ýêñïëóàòàöèè è ïðèìåíåíèÿ ñàìîëåòà, ñîñòàâà è âîçìîæíîñòåé íàçåìíîãî
îáîðóäîâàíèÿ, îáåñïå÷èâàþùåãî íàâèãàöèþ â ðàéîíå àýðîïîðòà íàçíà÷åíèÿ è ïî âñåé òðàññå ïîëåòà;
mc.ó      
ìàññà ñèëîâîé óñòàíîâêè
(äâèãàòåëÿ, òîïëèâíûõ ñèñòåì), îáåñïå÷èâàþùåé íåîáõîäèìóþ ñêîðîñòü ïîëåòà äëÿ äîñòàâêè ïîëåçíîé
íàãðóçêè çà âðåìÿ Ò íà ðàññòîÿíèå L;
mT       ìàññà òîïëèâà íà áîðòó;
mK       ìàññà êîíñòðóêöèè ñàìîëåòà (ôþçåëÿæà, êðûëà, îïåðåíèÿ, øàññè, ñèñòåìû óïðàâëåíèÿ ðóëÿìè è ýëåðîíàìè).

  Êîíñòðóêöèÿ ñàìîëåòà ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì êîìïîíåíòîì, îáúåäèíÿþùèì âñå ñèñòåìû â åäèíûé êîìïëåêñ, îïðåäåëÿþùèé îáëèê
ñàìîëåòà.
   Õàðàêòåðíûå ìàññû ñàìîëåòà ïîêàçàíû íà ðèñ. 9.2.

Что такое полезная нагрузка в авиации

Ðèñ. 9.2. Õàðàêòåðíûå ìàññû ñàìîëåòà

  Êàê ìû óæå îòìå÷àëè, äëÿ ïðèäàíèÿ ñàìîëåòó êàêèõ-ëèáî ñâîéñòâ (êà÷åñòâ), íåîáõîäèìûõ äëÿ âûïîëíåíèÿ ÒÇ, ñëåäóåò çàòðàòèòü
(«âëîæèòü» â ñàìîëåò) íåêîòîðóþ ìàññó. Çàïèñàííîå äëÿ m0 óðàâíåíèå ôàêòè÷åñêè îòðàæàåò ñâÿçü âçëåòíîé ìàññû ñàìîëåòà
ñ åãî ËÒÕ, ýêñïëóàòàöèîííûìè è ïðîèçâîäñòâåííûìè õàðàêòåðèñòèêàìè, ïîýòîìó åãî íàçûâàþò óðàâíåíèåì ñóùåñòâîâàíèÿ
ñàìîëåòà
(óðàâíåíèåì âåñîâîãî áàëàíñà).
   Äåéñòâèòåëüíî, êðûëî ñ îïðåäåëåííûìè ïàðàìåòðàìè, ìàññà êîòîðîãî âõîäèò ñîñòàâëÿþùåé â ìàññó êîíñòðóêöèè, îáåñïå÷èâàåò
ñîçäàíèå ïîäúåìíîé ñèëû Y. Åñëè âî âñåì äèàïàçîíå ïîòðåáíûõ ËÒÕ óäîâëåòâîðÿåòñÿ ñîîòíîøåíèå (áàëàíñ ñèë)
Y = nýmg ìåæäó ïîäúåìíîé ñèëîé è èíåðöèîííîé ñèëîé (ñèëîé òÿæåñòè ïðîåêòèðóåìîãî ñàìîëåòà
nýmg ñ ó÷åòîì ýêñïëóàòàöèîííîé ïåðåãðóçêè ný), òî ñàìîëåò ñïîñîáåí âûïîëíèòü îñíîâíûå
òðåáîâàíèÿ ÒÇ ïî ëåòíî-òåõíè÷åñêèì õàðàêòåðèñòèêàì.
   Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ïðàêòè÷åñêè âñå âõîäÿùèå â óðàâíåíèå ñóùåñòâîâàíèÿ ìàññû çàâèñÿò îò âçëåòíîé ìàññû ñàìîëåòà
m0. Òàê, ñóùåñòâóåò âåñüìà ñèëüíàÿ è ñëîæíàÿ çàâèñèìîñòü ìåæäó è
m0. ×åì áîëüøå âçëåòíàÿ ìàññà ñàìîëåòà, òåì, î÷åâèäíî, ïðèäåòñÿ çàòðàòèòü áîëüøå ìàòåðèàëà äëÿ îáåñïå÷åíèÿ
ïðî÷íîñòè è æåñòêîñòè åãî êîíñòðóêöèè, ò. å. óòÿæåëèòü åå, è, ñîîòâåòñòâåííî, óòÿæåëÿÿ êîíñòðóêöèþ, ìû óâåëè÷èâàåì âçëåòíóþ ìàññó ñàìîëåòà.
   Òàêèì îáðàçîì, óðàâíåíèå ñóùåñòâîâàíèÿ íåâîçìîæíî ðåøèòü îòíîñèòåëüíî m0 â ÿâíîì (êîíå÷íîì) âèäå.  ïðàêòèêå
ïðîåêòèðîâàíèÿ îïðåäåëåíèå m0 âåäåòñÿ ìåòîäîì ïîñëåäîâàòåëüíûõ ïðèáëèæåíèé ñ èñïîëüçîâàíèåì îòíîñèòåëüíûõ ìàññ:
   Â ýòîì ñëó÷àå óðàâíåíèå ñóùåñòâîâàíèÿ çàïèñûâàåòñÿ â âèäå

   Ïðè çàäàííûõ â ÒÇ mï.í, mñí, mî.ó, ò. å. ïðè
èçâåñòíîì ñîñòàâå îáîðóäîâàíèÿ, îáåñïå÷èâàþùåãî êîìôîðò ïàññàæèðîâ íà áîðòó è ýêñïëóàòàöèþ ñàìîëåòà â çàäàííûõ óñëîâèÿõ, â ïåðâîì
ïðèáëèæåíèè ìàññó ñàìîëåòà ìîæíî îïðåäåëèòü êàê

ãäå mñ.ó, mò, mê — èçâåñòíûå èç ïðàêòèêè ïðîåêòèðîâàíèÿ (ñòàòèñòèêè)
äîâîëüíî ñòàáèëüíûå äëÿ îïðåäåëåííîãî òèïà ñàìîëåòîâ è óðîâíÿ èõ òåõíè÷åñêîãî ñîâåðøåíñòâà çíà÷åíèÿ îòíîñèòåëüíûõ ìàññ, ïîêàçûâàþùèå, êàêîé
ïðîöåíò âçëåòíîé ìàññû ñàìîëåòà îíè ñîñòàâëÿþò.
  Òàê, äëÿ äàëüíèõ ìàãèñòðàëüíûõ ïàññàæèðñêèõ ñàìîëåòîâ:

  Íåòðóäíî çàìåòèòü, ÷òî åñëè

òî m0 < 0, èëè m = ?, ò. å. èçáðàííàÿ ïðîåêòèðîâùèêàìè êîìáèíàöèÿ ïàðàìåòðîâ íå ìîæåò áûòü
ðåàëèçîâàíà è íåâîçìîæíî ðàçðàáîòàòü ñàìîëåò, îáåñïå÷èâàþùèé âûïîëíåíèå ïîñòàâëåííîãî ÒÇ.
   Ïîýòîìó óðàâíåíèå ñóùåñòâîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ ñîîòíîøåíèé, îïðåäåëÿþùèõ òåîðèþ è ïðàêòèêó ïðîåêòèðîâàíèÿ
ñàìîëåòîâ.
   Åñòåñòâåííî , ÷òî ïðè ïîñëåäóþùèõ èòåðàöèÿõ (áîëåå äåòàëüíîé ïðîðàáîòêå ïðîåêòà) çíà÷åíèÿ âçëåòíîé ìàññû è åå ñîñòàâëÿþùèõ
áóäóò íåïðåðûâíî óòî÷íÿòüñÿ â ïðîöåññå îáúåìíî-âåñîâîé êîìïîíîâêè, êîãäà íà îñíîâå âûáðàííûõ ïðè
àýðîäèíàìè÷åñêîé êîìïîíîâêå ôîðìàõ è ðàçìåðàõ ñàìîëåòà ñ ó÷åòîì íåîáõîäèìîãî ýêñïëóàòàöèîííîãî
ðàçáåãà öåíòðîâîê îïðåäåëÿþòñÿ îáúåìû è âçàèìíîå ðàñïîëîæåíèå îòñåêîâ äëÿ ðàçìåùåíèÿ ïîëåçíîé íàãðóçêè è âñåõ ñèñòåì ñàìîëåòà.
   Â çàêëþ÷åíèå îòìåòèì, ÷òî èíæåíåð ëþáîé ñïåöèàëèçàöèè, ðàáîòàþùèé â àâèàêîñìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè, âñåãäà äîëæåí
ñòðåìèòüñÿ ê ïîèñêó ðåøåíèé, îáåñïå÷èâàþùèõ ìèíèìàëüíî âîçìîæíóþ ìàññó èçäåëèÿ, àãðåãàòà, óçëà, äåòàëè.

Источник

Полезная нагрузка является пропускной способностью в авиационном или ракете — носителе , как правило , измеряется в единицах массы. В зависимости от характера полета или миссии, полезная нагрузка автомобиля может включать в себя груз , пассажир , летный экипаж , боеприпасы , научные инструменты или эксперименты, или другое оборудование. Дополнительное топливо, когда необязательно проводят, также рассматривается как часть полезной нагрузки. В коммерческом контексте (то есть, авиакомпания или авиаперевозка несущей ), полезная нагрузка может относиться только к приносящей доход груза или платежеспособных пассажиров.

Для ракеты, полезная нагрузка может быть спутник , космический зонд , или космический корабль несущий людей, животных или грузов. Для баллистической ракеты , полезная нагрузка представляет собой один или более боеголовки и связанные с ними системы; общий вес этих систем называется вбрасывания веса .

Часть полезной нагрузки к общей массе отрыва воздуха или космического аппарата известен как « полезной фракции ». Когда вес полезной нагрузки и топлив рассматриваются вместе, он известен как « полезная нагрузка фракция ». В космическом корабле, «массовая доля» обычно используются, который представляет собой отношение полезной нагрузки ко всему прочему, включая структуру ракеты.

Зависимость дальности и полезной нагрузки

Существует естественный компромисс между полезной нагрузкой и диапазоном воздушного судна. Диапазон полезной нагрузки диаграмма (также известная как «локтевой» график) иллюстрирует компромисс.

Верхняя горизонтальная линия представляет собой максимальную полезную нагрузку. Оно ограничено конструктивно с максимальным весом нулевой топлива (MZFW) летательного аппарата. Максимальная полезная нагрузка представляет собой разность между максимальным весом нулевого топлива и эксплуатационным весом пустым (ОЭР). Перемещение влево-вправо вдоль линии показывает постоянную максимальную полезную нагрузку по мере увеличения радиуса действия . Больше топлива должно быть добавлено для более диапазона.

Вертикальная линия представляет собой диапазон , при котором общий вес самолета, максимальной полезной нагрузки и необходимого топлива достигает максимального взлетного веса (МВМ) воздушного судна. Если диапазон увеличивается за тот момент, полезная нагрузка должна быть принесена в жертву для топлива.

Максимальный взлетный вес ограничивается сочетанием максимальной полезной мощности двигателей и отношение подъема / сопротивления крыльев. Диагональная линия после точки диапазона на-максимальной-полезную нагрузке показывает, как сокращение полезной нагрузки позволяет увеличить топлива (и диапазон) при взлете с максимальной взлетной массой.

Второй излом на кривой представляет собой точку, в которой достигается максимальная емкость топлива. Полет дальше, чем этот момент означает, что полезная нагрузка должна быть уменьшена дополнительно, для еще меньшего увеличения диапазона. Абсолютный диапазон, таким образом, диапазон, при котором самолет может летать с максимально возможным топливом без проведения какой-либо полезной нагрузки.

Примеры

Примеры грузоподъемности:

  • АН-225 Мрия : 250000 кг
  • Сатурн V :

    • Полезная нагрузка на околоземную Orbit 118000 кг
    • Полезная нагрузка на лунной орбите 47000 кг
  • Space Shuttle :

    • Payload к низкой околоземной орбите 24400 кг (53700 фунтов)
    • Полезная нагрузка на геостационарную переходную орбиту 3810 кг (8,390 фунтов)
  • Trident (ракета) : 2800 кг
  • Автоматический грузовой корабль

    • Полезная нагрузка: 7,667 кг 8 стоек с 2 х 0,314 м3 и 2 х 0,414 м3
    • Конверт: каждые 1,146 м3 в передней части 4 из этих 8 стоек
    • Грузы масса: Сухогруз: 1500 — 5500 кг
    • Вода: 0 — 840 кг
    • Газ (азот, кислород, воздух, газы, 2 / полет): 0 — 100 кг
    • МКС Заправочный пропеллент: 0 — 860 кг (306 кг топлива, 554 кг окислителя)
    • ISS повторно наддув и управление ориентацией пропеллент: 0 — 4700 кг
    • Общий объем загрузки грузов: 7,667 кг

Структурно мощность

Для воздушных суден, вес топлива в крыльевых баках не способствует в значительной мере способствует изгибающему моменту крыла , как это делает вес в фюзеляже. Таким образом , даже когда самолет был загружен с максимальной полезной нагрузкой , что крылья могут поддержать, он все еще может нести значительное количество топлива.

Грузоподъёмность ограничения

Запуск и транспортная система различаются не только на полезной нагрузке , которая может быть осуществлена , но и в напряжениях и других факторах , размещенные на полезной нагрузке. Полезная нагрузка не должна быть снята только к своей цели, он также должен прибыть благополучно, то ли в другом месте на поверхности Земли или определенной орбите. Чтобы обеспечить это полезный груз, такой как боеголовка или спутник, разработан , чтобы выдерживать определенное количество различных видов «наказания» на пути к месту назначения. Большинство ракетных полезных нагрузок установлены в обтекатель , чтобы защитить их от динамического давления высокоскоростного перемещения через атмосферу, а также улучшить общую аэродинамику ракеты — носителя. Большинство самолетов полезной нагрузки осуществляется в фюзеляже по аналогичным причинам. Негабаритный груз может потребовать фюзеляж с необычными пропорциями, такие как Супер Гуппи .

Различные ограничения , предъявляемые к системе запуска можно условно разделить на те , которые вызывают физические повреждения полезной нагрузки и те , которые могут повредить его электронный или химический состав. Примеры физических повреждений включают в экстремальных ускорений более коротких временных масштабах , вызванных атмосферной тряски или колебаний, экстремальных ускорений в течение более длительных временных масштабах , вызванных ракетной тяги и силы тяжести, а также резкие изменения в величине или направлении ускорения , вызванные как быстро двигатели дросселирование и закрыли и т.д. электрические, химические или биологические полезные нагрузки может быть повреждение экстремальных температурах (горячих или холодных), резким изменениям температуры или давления, контакт с быстро движущихся потоков воздуха , в результате чего ионизации и облучения от космических лучей , то ван Аллен ремень , или солнечный ветер .

Смотрите также

  • Тяжеловесная ракета-носитель
  • Средней грузоподъемности ракеты-носителя
  • Формула Циолковского

Рекомендации

внешняя ссылка

  • Шеннон Эккерт (апрель 2013). «Самолет Анализ Payload-Range для финансисты» (PDF) . Aircraft Monitor.
  • «Использование Payload / Range и Взлет Поле Длина Графики в самолете Характеристики для документов планирования аэропорта» (PDF) . Boeing Commercial Airplanes. 12 февраля 2014.

Источник

Шаттл «Индевор» с открытым отсеком полезной нагрузки

Поле́зная нагру́зка (англ. payload[1]) — термин, который применяется во многих областях науки и техники.

Часто вводится параметр «эффективности», как отношение «веса» полезной нагрузки к полному «весу» системы. При этом «вес» может измеряться как в килограммах/тоннах, так и битах (при передаче пакетов по сети), или минутах/часах (при расчёте эффективности процессорного времени), или в других единицах.

Примеры областей использования термина

В грузо-, пассажиро-доставке и перевозке. При расчёте транспортируемого веса обычно выделяют: конструкцию и полезную нагрузку. Иногда отдельно выделяют топливо, особенно в авиации, космонавтике (в наземном транспорте топливо выделяют реже).

В качестве «полезной нагрузки» могут выступать люди, грузы, вооружение, оборудование для проведения исследований и т. п. (например, оборудование для аэрофотосъёмки, или оборудование для измерения параметров полёта при тестировании новых транспортных средств).

В качестве транспортного средства (средства доставки, перевозки, транспортировки) могут выступать:

  • Самолёт
  • Ракета-носитель
  • и другие транспортные средства

В артиллерии:

  • снаряды могут быть как без полезной нагрузки (цельный сплошной снаряд), так и с полезной нагрузкой (взрывчатое вещество, ОВ, листовки и т. д.); (см., напр., Снаряд)

В программировании, вычислительной технике и информатике:

  • В описании протоколов передачи данных — часть пакета данных без служебной информации (без заголовка, битов синхронизации и т. п.), собственно полезные данные (см., напр., IP, Плезиохронная цифровая иерархия)
  • В описании вирусов — часть червя, которая производит деструктивные действия с данными, копирование информации с заражённого компьютера и т. д. (в отличие от «транспортной части червя» («инфекционной» части, эксплойта), которая занимается его доставкой на атакуемую машину и заражением машины) (см. Сетевые черви)
  • При описании быстродействия компьютерной системы — та часть процессорного времени, которая тратится на сами полезные вычисления (в отличие от времени, которое тратится, например, на согласование в многопроцессорной системе, либо на различные служебные вычисления, например, связанные с работой операционной системы, или времени, когда полезных вычислительных задач нет и процессор простаивает) (см. Т-Система)

В строительстве и архитектуре:

  • та часть нагрузки, которая приходится на «несомые» части конструкции, за вычетом нагрузки (веса) самих «несущих» конструкций (см. Железобетон)

В электронике и электротехнике:

  • Часть тока, которая тратится на полезную работу
  • Элемент электрический сети, включенный в общую электрическую цепь, который делает полезную работу (в отличие остальных частей электрической схемы, т. е. за вычетом проводов, источников питания и т. д.) (например: лампа, двигатель)

Полезная нагрузка космического аппарата

Наиболее часто термин «полезная нагрузка» применяется при описании космических аппаратов. При этом в качестве полезной нагрузки выступают спутники, космические корабли (с грузами, либо с космонавтами) и т. д.

Необходимо учитывать, что «вес, выводимый на орбиту» (например, спутник связи) и «вес, доставляемый к МКС» — это разные вещи. Ведь при доставке к МКС необходимо доставить на орбиту собственную двигательную установку космического корабля (вместе с топливом для неё), систему управления, сам корпус космического корабля и т. д. Так, например, масса КК «Союз» составляет чуть больше 7 тонн, но до МКС «долетает» обычно всего 2,5 тонны груза из выведенных на орбиту 7 тонн.

Поэтому, в зависимости от типа космических аппаратов, существует два толкования этого термина: ПН космический аппаратов и ПН ракет-носителей. Используя пример с КК «Союз», ПН «Союза» составляет 2,5 тонны, в то время как ПН ракеты-носителя — 7 тонн.

Примечания

Источник

Читайте также:  Этот полезный финик хочется чего то