Что такое полезные ископаемые 6 класс кратко
Инфоурок
›
География
›Презентации›География 6 класс.Тема» Полезные ископаемые»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности.
3 слайд
Описание слайда:
Выделяют три группы полезных ископаемых: Топливные(горючие) полезные ископаемые. Это горные породы, которые могут гореть. Они используются человеком для получения тепла и света.
4 слайд
Описание слайда:
Главными топливными полезными ископаемыми являются: каменный уголь, нефть, природный газ.
5 слайд
Описание слайда:
Рудные полезные ископаемые. Это горные породы, в состав которых входят металлы. Металлов очень много и не все они одинаково нужны человеку, но есть главные. Железо, медь, алюминий, свинец, цинк, золото, серебро, олово.
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Из земной коры добывают не сам металл, а его руду. А металл потом выделяют из руды на металлургических заводах.
8 слайд
Описание слайда:
Нерудные полезные ископаемые. Это очень разнообразная группа полезных ископаемых. Они имеют разнообразные свойства и применение. Т.е. эти полезные ископаемые используют в том виде, в котором они существуют в природе.
9 слайд
Описание слайда:
Это строительные материалы:
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
ДАВАЙТЕ ЗАПОМНИМ! В зависимости от характера использования выделяют топливные, рудные, нерудные полезные ископаемые.
13 слайд
Описание слайда:
Топливные полезные ископаемые по своему происхождению являются осадочными. Их запасы сосредоточены на равнинах. Нефть и газ образуются в морских условиях. Каменный уголь возникает там, где раньше были дремучие леса.
14 слайд
Описание слайда:
Рудные полезные ископаемые имеют главным образом магматическое происхождение(базальт, гранит, драгоценные камни) Метаморфическое происхождение(мрамор, известняк) Осадочное(глина, песок, соли)
15 слайд
Описание слайда:
Поиск полезных ископаемых- это сложный процесс. При поиске полезных ископаемых нужно знать особенности рельефа, геологическую историю территории. Чтобы можно было предположить есть ли здесь полезные ископаемые. Этот сложный процесс называется геологической разведкой.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-373039
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
- Бизнес статьи
- Полезные ископаемые: понятие, характеристика, классификация. Виды полезных ископаемых (таблица)
Полезные ископаемые – это образования земной коры, состоящие из минералов, химические и физические свойства которых позволяют применять их в производственно-бытовой сфере. Без многообразия веществ, которыми богата Земля, наш мир бы не был таким разнообразным и развитым. Технический прогресс был бы недостижим и непомерно сложен. Рассмотрим понятие, виды полезных ископаемых и их характеристику.
Понятия и термины, относящиеся к теме
Прежде чем разбирать виды полезных ископаемых, необходимо знать специфические определения, касающиеся этой темы. Так будет легче и проще со всем разобраться. Итак, полезные ископаемые – это минеральное сырье или образования земной коры, которые могут иметь органическое или неорганическое происхождение и применяться в производстве материально-вещественных предметов.
Месторождением полезных ископаемых называют скопление некоторого количества минерального вещества на поверхности или в недрах Земли, которые разделяют на категории в зависимости от области применения в промышленности.
Рудой называют минеральное образование, возникшее в природных условиях и состоящее из таких компонентов и в таком соотношении, что ее использование возможно и целесообразно для промышленно-технической сферы.
Когда начали добывать полезные ископаемые?
Доподлинно неизвестно, когда именно произошла первая добыча ископаемых. По данным историков, открыли завесу древние египтяне. Экспедиция была отправлена на Синайский полуостров в 2600 году до нашей эры. Предполагалось, что они добудут слюду. Однако произошел прорыв в знаниях древних жителей о сырье и материалах: была найдена медь. О добыче и обработке серебра известно из истории Греции. Римляне узнали о такие металлах, как цинк, железо, олово и свинец. Основав шахты от Африки до Британии, Римская империя осуществляла их добычу, а затем использовала для изготовления орудий.
В XVIII веке после промышленной революции полезные ископаемые стали остро необходимы. В связи с чем их добыча развивалась быстрыми темпами. Современные технологии основываются на открытиях именно того периода. В XIX веке произошла знаменитая «золотая лихорадка», в ходе которой было добыто огромное количество драгоценного металла – золота. В тех же местах (Южной Африке) открыли несколько месторождений алмазов.
Характеристика полезных ископаемых по физическому состоянию
Из уроков физики известно, что вещества способны находиться в одном из четырех агрегатных состояний: жидком, твердом, газообразном и плазматическом. В обычной жизни каждый без труда может пронаблюдать первые три. Полезные ископаемые, как и любые другие химические соединения, могут быть обнаружены на поверхности Земли или в ее недрах в одном из трех состояний. Таким образом, виды полезных ископаемых в первую очередь делятся на:
- жидкие (минеральные воды, нефть);
- твердые (металлы, угли, руды);
- газообразные (природный газ, инертный газ).
Каждая из групп – важная и неотъемлемая часть промышленной жизни. Многообразие ресурсов позволяет странам развиваться в технической и экономической сфере. Количество залежей полезных ископаемых – показатель богатства и благополучия страны.
Промышленные виды, классификация полезных ископаемых
После обнаружения первых минеральных пород, человек серьезно задумался о том, какую пользу они могут принести в его жизнь. С зарождением и развитием промышленности была сформирована классификация месторождений полезных ископаемых на основе их использования в технической сфере. Рассмотрим эти виды полезных ископаемых. Таблица содержит полную информацию об их характеристике:
Тип месторождения ископаемого | Группы в его составе | Виды ископаемых |
Горючие (топливные) | Твердое состояние | Торф, уголь |
Жидкое/газообразное состояние | Газ, нефть | |
Металлические | Металлы черные | Марганец, хром, титан, железо |
Металлы цветные | Свинец, медь, кобальт, алюминий, никель | |
Металлы благородные | Платина, золото, серебро | |
Металлы редкие | Олово, тантал, вольфрам, ниобий, молибден | |
Радиоактивные соединения | Торий, радий, уран | |
Неметаллические | Сырье горнорудное | Слюда, магнезит, тальк, известняк, графит, глины, пески |
Сырье химическое | Флюорит, фосфорит, барит, соли минеральные | |
Строительные материалы | Мрамор, гипс, гравий и песок, глины, облицовочные камни, цементное сырье | |
Камни самоцветные | Камни драгоценные и поделочные |
Рассмотренные виды полезных ископаемых вместе с запасами пресной воды являются главной характеристикой богатств земли или отдельной страны. Это типовая градация минерально-сырьевых ресурсов, при помощи которой все природные вещества, используемые в промышленно-бытовой сфере, сгруппированы в зависимости от физических и химических свойств. Познакомимся с каждой категорией отдельно.
Горючие ископаемые
К какому виду полезных ископаемых относится нефть? А газ? Полезное ископаемое чаще представляется твердым металлом, нежели непонятной жидкостью или газом. С металлом знакомы с раннего детства, тогда как понимание, что такое нефть или даже бытовой газ, приходит немного позже. Итак, к какому виду, согласно уже изученных классификаций, стоит отнести нефть и газ? Нефть – к группе жидких веществ, газ – к газообразным. Исходя из их применения, однозначно, к горючим или, по-другому, топливным полезным ископаемым. Ведь нефть и газ используются в первую очередь в виде источника энергии и тепла: на них работают двигатели машин, ими отапливаются жилые помещения, с их помощью готовят еду. Сама энергия высвобождается за счет горения топлива. А если посмотреть еще глубже, то этому способствует углерод, который входит во все горючие ископаемые. К какому виду полезных ископаемых относится нефть, разобрались.
Какие еще вещества сюда относятся? Это твердые топливные соединения, образующиеся в природе: каменный и бурый уголь, торф, антрацит, горючий сланец. Рассмотрим краткую их характеристику. Виды полезных ископаемых (горючие):
- уголь – первое горючее, которое начал использовать человек. Основной источник энергии, используемый в масштабных размерах на производстве, именно благодаря этому ископаемому произошла промышленная революция. Образуется он за счет остатков растений без доступа воздуха. В зависимости от удельной массы углерода в угле различают его разновидности: антрациты, бурый и каменный уголь, графиты;
- горючий сланец был образован на дне морском около 450 млн лет назад из остатков растительности и животных. Состоит из минеральной и органической части. При сухой перегонке образует смолу, которая близка к нефти;
- торф – скопление не полностью разложившихся остатков растений в условиях болот, более половины его состава – углерод. Используется в качестве горючего, удобрения, теплоизоляции.
Горючие природные вещества являются важнейшими видами полезных ископаемых. Благодаря им человечество научилось вырабатывать и использовать энергию, а также создало множество отраслей промышленности. В настоящее время потребность в топливных ископаемых стоит очень остро для большинства государств. Это крупный сегмент мировой экономики, от которого зависит благополучие стран всего мира.
Металлические полезные ископаемые: виды, характеристика
Нам известны виды полезных ископаемых: топливные, рудные, нерудные. Первая группа успешно изучена. Продвигаемся дальше – рудные, или металлические, ископаемые – то, ради чего вообще зарождалась и развивалась промышленность. Еще с древних времен человек понял, что металл дает в повседневной жизни гораздо больше возможностей, чем его отсутствие. В современном мире уже невозможно представить жизнь без какого-либо металла. В бытовой технике и электронике, в домах, в ванной комнате, даже в маленькой лампочке – он повсюду.
Как добывают? Лишь благородные металлы, которые из-за своих химических свойств не вступают в реакцию с другими простыми и сложными веществами, можно найти в чистом виде. Остальные же активно взаимодействуют друг с другом, превращаясь в руду. Смесь металлов при необходимости разделяют или оставляют без изменений. Сплавы, образованные природой, «прижились» благодаря смешанным свойствам. Железо, например, можно сделать более твердым, если добавить к металлу углерод, получится сталь – прочное соединение, выдерживающее большие нагрузки.
В зависимости от индивидуальных характеристик, а также области применения рудные полезные ископаемые делятся на группы: черные, цветные, благородные, редкие и радиоактивные металлы.
Черные металлы
Черные металлы — это железо и его разнообразные сплавы: сталь, чугун и другие ферросплавы. Применяется в производстве самого различного направления: военном, судостроении, авиастроении, машиностроении.
Многие изделия из железа используются в повседневной жизни: из стали изготавливают кухонную утварь, ею покрывают многие элементы сантехники.
Цветные металлы
В группу цветных металлов входит большое количество полезных ископаемых. Название группы произошло от того, что многие металлы имеют специфический цвет. Например, медь — красная, алюминий — серебристый. Оставшиеся 3 вида полезных ископаемых (благородные, редкие, радиоактивные), по сути, являются подвидом цветных металлов. Многие из них смешивают в сплавы, т. к. в таком виде они обладают лучшими свойствами.
Цветные металлы классифицируют на:
- тяжелые – высокотоксичные с большим атомным весом: свинец, олово, медь, цинк;
- легкие, обладающие малой плотностью и весом: магний, титан, алюминий, кальций, литий, натрий, рубидий, стронций, цезий, бериллий, барий, калий;
- благородные в связи с высокой стойкостью практически не вступают в химические реакции, красивы на вид: платина, серебро, золото, родий, палладий, рутений, осмий;
- малые (редкие) – сурьма, ртуть, кобальт, кадмий, мышьяк, висмут;
- тугоплавкие обладают высокой температурой плавления и стойкостью к износу: молибден, тантал, ванадий, вольфрам, марганец, хром, цирконий, ниобий;
- редкоземельные – группу составляют 17 элементов: самарий, неодим, лантан, церий, европий, тербий, гадолиний, диспрозий, эрбий, гольмий, иттербий, лютеций, скандий, иттрий, тулий, прометий, тербий;
- рассеянные встречаются в природе только в виде примесей: теллур, таллий, индий, германий, ренний, гафний, селен;
- радиоактивные самостоятельно излучают поток радиоактивных частиц: радий, плутоний, уран, протактиний, калифорний, фермий, америций и другие.
Особое значение для человечества представляют алюминий, никель и медь. Развитые страны стремятся к увеличению их производства, т. к. количество этих цветных металлов напрямую влияет на технический прогресс в авиастроении, космонавтике, атомных и микроскопических приборов, электротехнике.
Неметаллические природные элементы
Подведем небольшой итог. Основные категории из таблицы «Виды полезных ископаемых» (топливные, рудные, нерудные) изучены. Какие же элементы относят к нерудным, т. е. неметаллическим? Это группа твердых или мягких полезных ископаемых, встречающихся в виде отдельных минералов или горных пород. Современной науке известно более сотни таких химических соединений, являющихся ничем иным, как продуктом природных процессов.
По масштабам их добычи и использования нерудные ископаемые опережают только топливные виды полезных ископаемых. Таблица ниже содержит основные породы и минералы, составляющие неметаллическую группу природных недр, и их краткую характеристику.
Группа неметаллических минералов/пород | Вид породы/минерала | Характеристика |
Сырье горнорудное | Асбест | Несгораемая горная порода. Применяют для изготовления огнестойких материалов, кровель, тканей противопожарных. |
Известняк | Осадочная горная порода, широко используется в строительстве. При его обжиге получается негашеная известь. | |
Слюда | Породообразующий минерал. По химическому составу подразделяется на алюминиевые, магнезиально-железистые литиевые слюды. Применяется в современной технике. | |
Сырье химическое | Калийные соли | Осадочные горные породы, в состав которых входит калий. Используется в качестве сырья для химической промышленности и при изготовлении калийных удобрений. |
Апатит | Минералы, содержащие большое количество фосфорных солей. Применяют для изготовления удобрений, а также в производстве керамики. | |
Сера | Встречается в виде руды самородной серы и в соединениях. Используется в основном для производства серной кислоты, при вулканизации каучука. | |
Строительные материалы | Гипс | Сульфатный минерал. Применяется в различных сферах деятельности человека. |
Мрамор | Горная порода, основанная на кальците. Используют в электротехнике, для изготовления штукатурки и мозаики, памятников. | |
Камни самоцветные | Драгоценные | Обладают красивым рисунком или цветом, блестят, легко поддаются шлифовке и огранке. Применяются для изготовления ювелирных украшений и прочего декора. |
Полудрагоценные | ||
Поделочные |
Нерудные виды полезных ископаемых очень важны для разных отраслей производства, строительства, а также необходимы в повседневной жизни.
Классификация ресурсов по исчерпаемости
Помимо градации полезных ископаемых по их физическому состоянию и характеристикам, рассматривают показатели их исчерпаемости и возобновляемости. Основные виды полезных ископаемых подразделяют на:
- исчерпаемые, которые в определенный момент могут закончиться и будут недоступны к добыче;
- неисчерпаемые – относительно неиссякаемые источники природных ресурсов, например, солнечная и ветровая энергия, океаны, моря;
- возобновимые – ископаемые, которые на определенном уровне исчерпаемости могут быть частично или полностью восстановлены, например, леса, почва, вода;
- невозобновимые – если ресурсы были полностью исчерпаны, возобновить их, как правило, не удается;
- заменимые – ископаемые, которые можно при необходимости заменить, например, топливные виды.
- незаменимые – те, без которых жизнь будет невозможной (воздух).
Природные ресурсы требуют бережного отношения и рационального использования, так как большинство из них имеют исчерпываемый предел, а если и будут возобновимы, то очень нескоро.
Полезные ископаемые играют важную роль в жизни человека. Без них не было бы технических и научных открытий, да и привычной жизни в целом. Результаты их добычи и переработки окружают нас повсюду: здания, транспорт, коммунально-бытовые блага, медикаменты.
Источник
желаемый результат учебной деятельности ученика и способы его достижения.
Образовательный аспект цели урока
Дать представление учащимся о полезных ископаемых; сформировать умение различать виды полезных ископаемых по их основным признакам, раскрыть их значение через применение в хозяйственной деятельности человека.
Развивающий аспект цели урока
Развивать умение использовать различные источники информации для решения учебной задачи; умения составлять таблицы, кластеры; умения сравнивать, делать выводы, составлять вопросы, отвечать на вопросы; развивать коммуникативные умения- умения вести диалог, учитывая разные мнения, умения строить понятные для одноклассников высказывания.
Воспитательный аспект цели
Раскрыть значимость знаний о полезных ископаемых как самой важной для человека богатств литосферы и необходимости их рационального использования.
Планируемые образовательные результаты
предметные
освоенные умения и способы деятельности по предмету
Учащиеся умеют различать виды полезных ископаемых по их использованию в хозяйственной деятельности человека
метапредметные
освоенные общеучебные умения и способы деятельности
Умеют выявлять основания для сравнения фактов, планировать свою деятельность под руководством учителя, использовать различные источники информации для решения учебной задачи, составлять таблицы, кластеры, задавать вопросы, отвечать на вопросы, делать выводы.
личностные
личностные качества учащихся
Осознают роль человека в изменении поверхности Земли
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность
РЕЗУЛЬТАТ и формы диагностики
учителя
учащихся
I. МОТИВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ
1 этап. Постановка общей дидактической цели (познавательной задачи), создание у школьников положительной мотивации к её решению, принятие задачи учащимися.
Актуализация
Мотивация
Постановка учебной задачи
Планирование решения учебной задачи состоит в проектировании дальнейшей деятельности
Приветствует обучающихся.
Проверяет усвоение предыдущего учебного материала.
Ответьте на вопросы теста — с. 87 учебника (письменно):
1.Горные породы, возникшие в результате разрушения других горных пород, называются:
а) метаморфические;
б) осадочные;
в) магматические;
г) органические.
2. К метаморфическим горным породам относятся:
а) гранит;
б) мрамор;
в) песок;
г) уголь.
3.Изверженной горной породой является:
а) гранит;
б) базальт;
в) гнейс;
г) нефть.
Вопрос: Знаете ли вы, что объединяет нефть и поваренную соль?
— Дома нас окружают привычные предметы – телевизор, компьютер, бытовая техника; на улице – автомобили, красивые здания, грузы перевозит самолёт.
— А задумывались ли вы, из чего изготовлены эти разные и такие привычные нам вещи?
—Из какого сырья получают металл, кирпич, пластмассу?
— Чтобы изготовить разнообразные машины, самолеты необходимы чугун, сталь, медь, алюминий, их выплавляют из железной, алюминиевой и медной руды.
Для отопления жилых домов нужно топливо и нефть, каменный уголь и горючий торф. Чтобы изготовить стекло, нужен специальный песок. Это всё полезные ископаемые. Чтобы суп был соленый — нужна соль. И это также полезное ископаемое.
-Что же такое – полезное ископаемое? Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни людей?
Планируем совместно изучение темы.
Сформулируйте вопросы, которые помогут нам ответить на поставленный вопрос.
—Где найдём информацию?
-Как будем работать?
Задание:
В тексте, выданном каждому, поставьте знак «+» там, где утверждение верное и знак «-» там, где неверно.
Приём « верно — неверно». В тексте имеются утверждения:
— полезные ископаемые — это плодородный слой земли,
— топливные полезные ископаемые могут гореть,
— к топливным полезным ископаемым относят нефть, бензин, торф,
— рудные полезные ископаемые – горные породы, в состав которых входят металлы,
— поваренная соль – это полезное ископаемое,
— в Нижегородской области добывают строительный песок, глину, торф,
— поиском полезных ископаемых занимаются шахтёры.
Учитель успокаивает школьников, объясняет, что к концу урока мы вернёмся к этим вопросам и дадим верные ответы.
Организуют рабочее место.
Рассказывают о видах горных пород своей местности. Представляют план статьи «Виды горных пород».
В тетрадях отвечают на вопросы теста, в случае затруднения обращаются к материалу домашнего параграфа и сличают свои ответы с правильными.
Правильные ответы:
1б, 2б, 3б.
Высказывают предположения.
Высказывают мнения о том, из чего изготовлены многие предметы, окружающие нас – из металла, кирпича, пластмассы.
Высказывают предположение, что это могут быть горные породы.
Формулируют вопросы, которые дальше переводим в задачи:
Что такое полезные ископаемые (научиться давать определение)
Какие бывают виды полезных ископаемых (научиться различать и описывать виды полезных ископаемых)
Где применяются (осознать значимость полезных ископаемых для человека)
Почему их надо охранять (осознать необходимость охраны полезных ископаемых)
— учебник, ЭОР.
Самостоятельно, совместно с учителем.
Учащиеся ставят «+» там, где они считают утверждение верным и «-» там, где неверно. Многие делают ошибки в ответах, правильно ответить на все вопросы не удаётся.
Учатся определять и формулировать задачи урока совместно с учителем.
Учатся планировать решение учебной задачи совместно с учителем.
Формы диагностики: тест, верные – неверные утверждения.
II. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2 этап. Предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения.
3-й этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня.
2этап.
Организует ознакомление с полезными ископаемыми в ходе демонстрации ЭОР «Минералы и горные породы на службе человека».
Задание:
Просмотрите текст и иллюстрации файла «Использование минералов и горных пород человеком» ЭОР «Минералы и горные породы на службе человека» и найдите ответы на вопросы:
1. Где используются минералы и горные породы?
2.Почему их называют полезными ископаемыми?
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009e5-1000-4ddd-e324-320047fe09ad/drofa.swf
3 этап. Организация освоения учебного материала о полезных ископаемых и их видах.
Организует работу с текстом учебника – страница 89.
-Найдите ответ на вопрос в тексте:
1.На какие 3 группы делят полезные ископаемые по их применению?
-2.Какие из них относят к топливным полезным ископаемым?
—Задание:
Прочитайте текст на стр.89 — «топливные полезные ископаемые» и приступите к заполнению таблицы «Виды полезных ископаемых и их использование для человека».
—Задание:
Изучите образцы из коллекции полезных ископаемых ЭОР и дополните таблицу, заполнив графы «использование» и «основные свойства».
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ca811f4-7aea-42ca-b5da-534dfd445e6c/PoleznyeIskopaemye.htm
Задание:
Используя данные таблицы «Виды полезных ископаемых и их использование в хозяйственной деятельности человека» сравните топливные полезные ископаемые. Придумайте основания для сравнения.
Задание: сделайте обобщение: что объединяет полезные ископаемые торф, каменный уголь, нефть, природный газ?
Учитель даёт задание:
Найдите в тексте стр. 89, что такое рудные полезные ископаемые.
С давних пор человек ищет месторождения руд, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра; а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из руд, добытых в земной коре.
Задание:1. Найдите в коллекции полезных ископаемых руды металлов и занесите их в таблицу.
2. Познакомьтесь с историей железа, его применением и впишите в таблицу названия других видов руд.
3. Используя файл «Великий труженик» ответьте на вопрос:
Что было бы, если всё железо исчезло на земле и не осталось ни одного грамма этого элемента?
Демонстрирует ЭОР «Железо. История открытия, свойства, применение». https://fcior.edu.ru/card/26775/zhelezo-istoriya-otkrytiya-svoystva-primenenie.html
Объясняет, какие полезные ископаемые относят к нерудным.
Задание:
Прослушав объяснение, назовите нерудные полезные ископаемые.
Нерудные полезные ископаемые имеют самые разные свойства и самое разное применение. Это строительные материалы: гранит, базальт, мрамор, известняк, глина, песок. Это химическое сырьё, которое используется для получения разных химических веществ. К нему относят разнообразные соли, сера. И конечно, в состав нерудных полезных ископаемых входят драгоценные и поделочные камни.
Задание:
В материалах ЭОР « Коллекция полезных ископаемых» найдите и выпишите в таблицу используемые в строительстве горные поды и минералы.
Вопрос:
Как делятся полезные ископаемые в зависимости от использования?
Задание:
1.Прочитайте текст статьи «Поиск полезных ископаемых» на стр.89- 91 учебника.
2. Составьте 2-3 вопроса к статье.
3.Задайте свои вопросы соседу по парте и ответьте на его вопросы.
Вопрос: какие полезные ископаемые имеются в Нижегородской области?
Организует школьников на освоение материала о необходимости охраны полезных ископаемых на основе приёма «ассоциация».
—Вопрос:
Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание «охрана полезных ископаемых»?
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить, иначе потомкам ничего не останется.
Рассматривают иллюстрации, читают текст файла «Использование минералов и горных пород человеком» ЭОР «Минералы и горные породы на службе человека», находят ответ на вопросы и устно отвечают.
1. Использование минералов и горных пород человеком:
-изготовление посуды
— в строительстве
— в производстве металлов
— как топливо
— для производств?