Что такое полезные знания сочинение огэ
Отличия сочинения от эссе и изложения
Давайте разбираться!
Сочинение — это письменная творческая работа по заданной теме. Выполняется в виде описания, повествования, рассуждения или анализа чего-либо — от художественного текста и литературных образов до общечеловеческих концепций.
Важно не путать сочинение с эссе, оно отличается от сочинений тем, что подразумевает аргументированное рассуждение, содержащее субъективную авторскую позицию — как правило, по социально значимым и философским вопросам. Эссе пишется по другим шаблонам и оценивается иначе, нежели сочинение.
А изложение — письменный пересказ текста, сжатая и сокращённая интерпретация услышанного или прочитанного.
Зачем писать сочинения
В школе сочинения пишут с начальных классов. Сначала это описания картины или вида из окна. В средней школе начинаются рассуждения на вечные темы: дружба, любовь, жизнь и смерть, выбор профессии. Школьники пишут сочинения не только по литературе, но и по истории, обществознанию, иностранным языкам. Так что умение писать сочинение незаменимо в учёбе.
Вот несколько плюсов написания сочинений:
- Сочинения учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать, искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный опыт.
- Сочинения учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их.
- Сочинения развивают логическое мышление. Тексты имеют структуру: вступление, основная часть, заключение. Все части текста должны быть связаны главной мыслью. Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом и в студенчестве, и в работе.
- Сочинения пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы написать что-то по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию. Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями.
Писать сочинения придётся ещё и на государственных итоговых аттестациях (ОГЭ и ЕГЭ). На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение. Также сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.
В школе часто не поощряют уникальное мышление в сочинениях. Преподаватели в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда», наоборот, приветствуют авторскую позицию, помогают в развитии стиля и дают интересные темы для текстов. А ещё для подготовки к экзаменам можно узнать, как правильно писать сочинения на ОГЭ и ЕГЭ, на специальных курсах.
Виды сочинений
Чтобы написать крутое сочинение, надо понимать, какие цели преследуются. Есть несколько типов работ:
- сочинение-описание (характеристика),
- сочинение-повествование,
- сочинение-рассуждение.
Как лучше писать сочинения? Сразу определиться с видом будущей работы. Как только поймёте, что подходит — описание, повествование или рассуждение, — будет легче наметить структуру работы.
В сочинении-описании нужно изобразить какое-либо явление и раскрыть его признаки. Частые темы — внутренние и внешние портреты, состояния героев, природа и так далее.
В сочинении-повествовании от школьника требуется перечислить последовательные действия, рассказать о событиях в их временной последовательности. Нужно включить такие компоненты как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия).
А сочинение-рассуждение подразумевает различные жанры — от отзыва о прочитанной книге до литературно-критической статьи. Здесь нужно выносить проблему, поставленную в прочитанном произведении, на обсуждение.
Что такое тема сочинения
Тема текста — то, о чём текст.
Написание сочинений лучше начинать с обдумывания темы и основной мысли, которая станет лейтмотивом работы. Если тема размыта или сформулирована некорректно, вы сразу потеряете баллы, а сочинение выйдет неудачным.
Часто школьники не понимают, как написать сочинение на тему, заданную в школе. По сути, всё, что требуется, — раскрыть её в соответствии со структурой.
Структура сочинений
Из чего состоит сочинение? Вот «скелет» школьной работы.
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
Это стандартная схема. Один из секретов, как писать хорошие сочинения, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования.
Во вступлении нужно познакомить читателя с доставшейся вам темой и наметить, как планируете её развивать. Как правило, вступление занимает около 20% от основного текста.
Основная часть — главная часть сочинения, где полностью раскрывается тема и разъясняется суть текста.
В заключении подводятся итоги. Постарайтесь сделать объём заключения равноценным вступлению. Кроме того, следите, чтобы основная часть была больше других частей — она на то и основная.
С чего начать сочинение
Часто ребята впадают в ступор, не зная, как начинать школьное сочинение. Страх «белого листа» велик, и не всегда ясно, как взяться за написание.
Вот несколько универсальных вариантов для вступления — и неважно, какая досталась тема:
- Краткие сведения об авторе произведения. Расскажите, где родился автор, дайте краткую характеристику его творчеству.
- Перечислите ключевые слова, которые ассоциируются с прочитанным произведением. Например, «Дружба, любовь и взросление — вот основные понятия, которые поднимаются в “Гарри Поттере”».
- Задайте риторические вопросы. «Что мешает человеку быть честным с самим собой?»
Источник: unsplash.com / @hudsoncrafted
Как полюбить писать сочинения
Если ваша цель — не просто узнать, как писать сочинения по русскому языку и литературе, но и полюбить это делать, то вот несколько простых советов, которые вам помогут.
Выбирайте интересные темы
Тема «Как я провёл лето» приелась? Придумайте другую! Напишите отзыв на книгу или фильм. Сочините свою фэнтезийную историю. Пишите о том, что вам интересно прямо сейчас. А когда набьёте руку, можно будет переходить к обязательным темам школьной программы.
Заведите личный дневник или блог
Описывайте свой день, людей, которых встречали, события и впечатления от них. Такие записи — тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.
Избавьтесь от шаблонов и штампов
Для облегчения написания сочинений в учебниках часто дают шаблоны для сочинений. Например: «Прочитанный мною текст затрагивает важные проблемы» или «В заключение хочется сказать, что…». Писать так очень скучно. Постарайтесь полностью убрать из своей письменной речи эти формулировки. Выражайте свои мысли простым красивым языком.
Читайте книги
Чтение книг, особенно классики, — огромное подспорье для тех, кто хочет правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют нас думать. От книги будет больше эффекта, если вы после прочтения напишите на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию.
Запишитесь в кружок
Есть школы писательского мастерства, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых вас научат красиво и грамотно писать. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания, темы и призы помогут пробудить интерес к сочинительству.
Источник
Учимся писать сочинение
(Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Государственная итоговая аттестация по русскому языку — это итог работы и учеников и учителя в течение всех лет учебы в основной школе. К окончанию 9-го класса ученики наряду с определенной суммой знаний должны обладать и необходимыми умениями, в числе которых умение определять тему и идею текста, формулировать проблему, строить устное и письменное высказывание в определенном типе речи, владеть навыками решения тестовых заданий. Эти умения содержатся в требованиях к подготовке обучающихся, поэтому учитель обязан, планируя свою работу, работать над формированием данных умений на протяжении всех лет учебы. Но опыт показывает, что этого недостаточно. Необходимо уделить особое внимание тем видам работы, которые выносятся на экзамен. Хорошо, если в учебном плане школы предусмотрены часы из школьного компонента на курсы по выбору, которые можно использовать для подготовки к ГИА. Учитель может составить программу курса, ориентируясь на конкретный класс, и учесть необходимость работы над теми умениями, которым уделялось недостаточно внимания на уроках либо которые оказались недостаточно сформированными.
У меня такая возможность была в течение 8-9 класса. В 8 классе мы больше внимания уделили написанию сжатого изложения, в 9-м – сочинения-рассуждения, уделяя при этом внимание тестовым заданиям.
В части 3 требуется написать сочинение-рассуждение. Подготовка к написанию сочинения – традиционная форма работы учителя-словесника. Умение писать сочинение – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. Это означает, что учитель по-прежнему должен учить:
- правильному пониманию темы;
- четким формулировкам своих мыслей;
- умению последовательно и логично излагать материал;
- умению аргументировать свои высказывания;
- умению делать обобщения и выводы.
С 2015-2016 учебного года у выпускников есть возможность выбора одного из трех вариантов задания 15: задание 15.1 предполагает написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, 15.2- сочинение на морально-этическую тему, направленное на содержательный анализ текста, 15.3 — сочинение на морально-этическую тему по данному понятию. В процессе подготовки мы поработали с заданиями каждого типа, рассмотрели их особенности и пришли к общему выводу, что следует больше внимания уделить заданию типа 15.3.
Поделюсь некоторыми трудностями и находками. Надеюсь, что мой опыт подготовки к выполнению части 3 задания 15.3 будет вам интересен и полезен.
Над заданием 15.3. мы начали работать, уже поработав над заданиями 15.1. и 15.2., поэтому в первый раз дети получили задание внимательно прочитать задание и написать сочинение. Напомню, что задание сформулировано так: «Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое …..», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта».
Я ставила цель определить уровень подготовки на данный момент и выявить проблемы. Проблемы выявились. Проверка работ показала низкий уровень с точки зрения соответствия содержания требованиям задания.
Следующее занятие мы начали с разбора задания. Я предложила детям составить алгоритм выполнения задания. Замечу, что класс неслабый и к такому виду работу приучен, тем не менее, задание вызвало затруднение. Выяснилось, что в формулировке «Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение» дети не замечают слово «данное». На вопрос «Что надо сделать во-первых» дети отвечали:
-Прокомментировать.
-Что?
— Определение?
-Какое?
Только тогда приходило понимание, что его сначала надо дать.
Составляем план:
1.Дать определение понятия.
2.Прокомментироваь данное определение.
3.Привести аргументы:
а) пример-аргумент из прочитанного текста,
б) пример-аргумент из Вашего жизненного опыта.
После этого раздаю тетради и предлагаю проверить свои работы на соответствие составленному нами плану и карандашом отметить те части, которые есть.
В результате проверки ученики с удивлением обнаруживают, что ни у кого работа не соответствует плану полностью: у кого-то нет комментария, у кого-то только один аргумент, у кого-то нет самого определения, и соответственно нечего комментировать.
В двух работах не было соблюдено ни одного(!) требования. Написано вполне приличное рассуждение на заданную тему, но оно совершенно не отвечает требованиям задания.
Дети получают домашнее задание – переписать сочинение в соответствии с составленным паном и отметить цифрами части.
После этого работаем с каждой частью. Читаем примеры из сочинений, класс оценивает. При чтении выясняем, что не всегда части соответствуют требованиям. Например, автор считает, что он дал определение понятия, а класс считает, что определение дано неправильно. В скобках замечу, что по литературе мы работали по программе и учебнику А.Г.Кутузова, и дети приучены свои творческие работы выставлять на суд класса.
Несмотря на то что в 8 классе по развитию речи изучалась тема «определение понятия», трудности есть. Часто учащиеся сбиваются на выражения типа «дружба – это когда …», например «дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу».
И мы тренируемся в формулировке определений: выписываем определения из словарей, находим главные слова в определениях, например любовь – это чувство, дружба – это взаимоотношения, отзывчивость — это качество и т.д. Подбираем синонимы к данному слову, например: «дружба» — дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, побратимство. Затем учимся комментировать определения. Затем — формулировать аргументы. И периодически пишем сочинения. Я постоянно напоминаю ребятам наш главный принцип работы над сочинениями: «Чтобы научиться писать, надо писать». И мы пишем. Я проверяю, редактирую, отмечаю проблемы и трудности, и снова пишем.
Конечно, это большая нагрузка для учителя. Но если ты заинтересован в результате, такая работа результат дает. Несомненно, необходимо позаботиться о том, чтобы не оказались перегружены дети. Для этого при разработке рабочей программы планирую занятия таким образом, чтобы для тренировки умений в написании сочинения, изложения можно было использовать сочинения и изложения по литературе, по русскому языку. Еще один немаловажный момент – мотивация учащихся. Занятия на курсах по выбору не оценивается, а не секрет, что не все дети мотивированы на целенаправленную работу по подготовке к экзаменам. Поэтому строю свою работу так, чтобы умения, над которыми мы работаем на курсах, проверялись в ходе классных контрольных и проверочных работ и обязательно сообщаю и напоминаю об этом детям.(например «Сейчас мы учимся применению приемов сжатия текста, а через месяц у нас контрольное изложение, где вы покажете, чему научились»)
В процессе работы над сочинением-рассуждением отметила одну ещё проблему, удивившую меня. Аргумент из текста учащиеся находили путем анализа текста. С этим заданием справлялись успешно, потому что мы регулярно на уроках анализировали тексты, выделяли основную мысль. А вот с аргументами из жизненного опыта было гораздо сложнее: опыта у ребят, конечно, ещё очень мало. Дети приводили аргументы из художественной литературы, но при этом испытывали большие затруднения в поисках аргументов и не всегда находили подходящие. Если же приводили примеры непосредственно из своего жизненного, а не читательского опыта, то аргументы были, очень, мягко говоря, слабые.
Например, тема «отзывчивость», аргументы: «я перевёл старушку через дорогу», «у меня есть подруга, и я ей всегда помогаю» или «друг помог мне…»
Возник вопрос, в чём проблема.
Выяснила, что, во-первых, дети испытывают трудности с актуализацией имеющихся знаний.
Работаем с понятием «самовоспитание». Дети затрудняются привести аргументы, хотя я точно знаю, что знания есть, так как знаю, такие книги прочитаны не только в классе, но и самостоятельно (с 5 класса ведём дневники прочитанных книг).
Выяснила, откуда взялись аргументы, приведенные выше, типа «у меня есть подруга, и я ей всегда помогаю», – из Интернета. На сайтах, посвященных подготовке к ГИА, к удивлению, много именно таких примеров.
Начинаем работу с аргументами. Объясняю детям, что не очень этично говорить о себе какая я добрая, отзывчивая и т.д. Примеры с другом или подругой – на самый крайний случай.
Предлагаю задание, которое я придумала в упорных попытках активизировать имеющиеся знания и которое нам очень помогло. Из сборника заданий я выбрала наиболее часто встречающиеся понятия. Делю класс на группы. Каждая группа получает два понятия («добро», «сострадание», «самовоспитание» и т.д.)
К каждому понятию нужно дать определение и подобрать 2-3 аргумента
1) из литературы;
2) из жизни.
На следующем занятии собираем материал. Одна группа докладывает, остальные записывают. В итоге у каждого должен собраться материал по шести понятиям. На первом занятии успешно дали определения, привели примеры из литературы, а вот с примерами из жизни возникло затруднение.
Стали выяснять, что может служить аргументом из жизненного опыта, кроме конкретного события из жизни. Выясняли сообща, что это могут быть исторические факты, научные данные, биографии, высказывания известных людей, факты, известные из СМИ и т.д.
Продолжаем работать. Одно из заданных понятий «отзывчивость» —
Приведите примеры. –Молчание.
Подсказываю, делая паузы в надежде, что дети сообразят: «Каждый четверг…..на пятом канале…… проходит акция….». — «День добрых дел»,- радостно заканчивают дети, потому что об этой акции они, несомненно, знают. И говорят об этой акции и о том, что их семьи тоже участвуют в ней. Вспоминаю об актрисе Чулпан Хаматовой и об основанном ею фонде «Подари жизнь». Оказывается, об этом тоже многие слышали. Напоминаю о том, что недавно в школе собирали средства в помощь Донбассу. Дети вспоминают об акции «Семейный пирог», также проводимой в школе, и т.д.
Берем понятие «самовоспитание». Вместе вспоминаем о Демосфере и его работе над собой, о Суворове, о Гумилеве. Я напоминаю о спортсменах – пара лимпийцах (привожу конкретный пример).
После этого дело сдвигается с мертвой точки. Еще в течение нескольких занятий мы накапливаем материал. Каждое занятие – 6 понятий.
По каждому получается примерно такая запись.
Отзывчивость — качество человека, легко откликающегося на чужие нужды; готовность помочь. | |
аргументы из литературы; | аргументы из жизни |
М.Шолохов «Судьба человека» А.Пушкин «Капитанская дочка» А.Гайдар «Тимур и его команда» Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» | акция….». — «День добрых дел»,- фонд «Подари жизнь» помощь Донбассу акция «Семейный пирог |
По желанию дети могут более подробно себе записать, о каком герое или эпизоде идет речь.
Очень помогают наши дневники прочитанных книг. Я не рассчитываю на то, что дети будут читать сами. Последняя оценка в четверти – за дневники, последний урок – обмен впечатлениями, рекомендации.
Ведение дневников позволяет расширить читательский кругозор и потренироваться в умении кратко излагать текст (т.е. готовимся к сжатому изложению). Постепенно накапливается определенный читательский багаж, в котором разнообразные произведения русской и зарубежной литературы. Оценили дети этот багаж именно при подготовке к экзаменам.
Продолжаем работу над сочинением. К 9 классу учащиеся уже умеют писать сочинения-рассуждения, надо только ещё раз напомнить структуру написания. Соотносим план написания сочинения-рассуждения с составленным нами планом сочинения задания 15.3
Вступление. Вступление.
I. Тезис Определение понятия
II. Аргументы Аргументы
1….. 1…….
2…… 2……..
3.
III Вывод Вывод
Заключение Заключение
Вспоминаем, с помощью каких фигур речи можно построить вступление. Чаще всего используем вопросно-ответное единство, именительный темы. Подбираем слова, выражения, с помощью которых можно связать между собой части сочинения, оформить вывод. И снова пишем.
Данная работа приносит результат. Успешная сдача ОГЭ, по моему мнению, зависит как от теоретической и практической подготовки учащихся, так и от психологического настроя. Считаю главным результатом нашей работы то, что все учащиеся шли на экзамен с твердой уверенностью в том, что они справятся. И действительно, все мои выпускники успешно сдали ОГЭ по русскому языку, 90% на «4» и «5».
Источник