Что такое превентивная программа полезные навыки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Табарсукская средняя общеобразовательная школа
Общеобразовательная
превентивная программа
для работы с несовершеннолетними
«Полезные привычки»
1 – 4 классы
Пояснительная записка
Курение, употребление алкоголя, приобщение подростков и молодежи к наркотикам, ВИЧ- инфекция стали широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все большее количество семей сталкивается с проблемой детского алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфицирования. Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение социально-негативных заболеваний – важная задача школы. Существует несколько подходов к школьной профилактике или превентивному обучению. Традиционными подходами считается информационный, нравственный, эмоциональный и организация досуга. Более современные подходы – это так называемые «психологические прививки», направленные на формирование навыков сопротивления давлению и развитие личностной и социальной компетентности. Потребность педагогической общественности в программах профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) и распространения ВИЧ/СПИДа с использованием современных подходов может быть удовлетворена за счет внедрения превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, — «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», «Все цвета, кроме черного», и программы утвержденной областным экспертным советом – «Я и моя будущая семья».
Теоретическую основу данных программ составляют современные научные представления о факторах риска приобщения несовершеннолетних к употреблению ПАВ, заражения ВИЧ и защитных факторов, позволяющих сопротивляться неблагоприятным условиям социального окружения. В рамках этих программ реализуются принципы позитивной профилактики, ориентированные на потенциал здоровья, освоение ресурсов психики и личности, на поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии. Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании физически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Стимуляция личностного роста и развития психики позволяет успешно справляться со многими возрастными трудностями.
Обучение школьников по программам «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» предполагает:
- Предоставление учащимся научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ и ВИЧ/СПИДе;
- Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
- Обучение навыкам ответственного безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационного принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления;
- Формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС).
Учебные пособия «Полезные привычки», «полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» созданы авторским коллективом российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю. Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной) и построены с учетом двух принципов: преемственности и спирали – профилактическая работа, начатая в начальной школе, продолжается и дополняется в средней ступени, затем в старшей ступени. По мере обучения с 1-11 класс повторяющиеся темы усложняются и развиваются, а поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.
Сквозная учебная программа «Полезные привычки, навыки, выбор» охватывают учащихся с 1-11 класс и посвящена профилактики употребления ПАВ детьми и подростками. Программа включает в себя 92 урока. 50 из них направлены на формирование личностной и социальной компетентности (ЛСК), связанных с развитием таких основных жизненных навыков, как общение, самопознание, управление эмоциями и стрессом, принятием решений, критическое мышление и креативность. Оставшиеся 42 урока программы формируют специфические жизненные навыки, способствующие выработки критического отношения к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, инфекциям, передающимся половым путем, ВИЧ- инфекции, насилию. В случаи, если учитель поставил своей целью формирование личностной и социальной компетентности учащихся вне конкретного профилактического контекста, он может ограничится 50 базовыми уроками, направленными на формирование основных жизненных навыков.
Учебно-методическим комплектом обеспечены также федеральная программа «Все цвета, кроме черного» для учащихся 2-11 классов и областная программа «Я и моя будущая семья» для старшеклассников (9-11 классы).
Нормативно – правовые документы.
Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.
- Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.
- Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
- Закон Иркутской области «О профилактики наркомании и токсикомании в Иркутской области» от 07.10.2009 г.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010
- Письмо Министерства образования Иркутской области «О внедрении превентивных образовательных программ» от 19.05.2010 г.
Полезные привычки 1-4 класс.
Программа «Полезные привычки» предназначена для учащихся 1-4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.
Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующим возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;
- Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;
- Помочь школе и родителям в предупреждении приобщении учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Программа «Полезные привычки» содержит 32 урока. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока, по 2 урока в каждом. Первые тир блока (6 уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей (ЛСК), последние два урока 4 блока содержит информацию о табаке и алкоголе, доступной ученикам начальной школы по возрасту.
Для формирования специфических жизненных навыков предусмотрено 12 уроков.
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1 | Я – неповторимый человек. | Показать уникальность каждого ученика |
2 | Культура моей страны и Я. | Показать культурные традиции ЗОЖ |
3 | Чувства. | Дать представление о различных чувствах людей и возможность управления ими. |
4 | О чем говорят чувства. | Показать способы предупреждения и преодоление отрицательных чувств. |
5 | Множество решений. | Показать многообразие принимаемых людьми решений |
6 | Решения и здоровье. | Способствовать формированию у детей отношения к здоровью как ценности. |
7 | Нужные и ненужные тебе лекарства. | Познакомить с понятиями «лекарства» и «яд» |
8 | Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. | Дать информацию о вреде пассивного курения |
Учебно-тематическое планирование
2 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1/9 | Вкусы и увлечения. | Показать разнообразие вкусов и увлечений |
2/10 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия. | Показать, что у одноклассников можно многому научиться |
3/11 | О чем говорят выразительные движения. | Познакомить с выразительными движениями как средствами невербального общения |
4/12 | Учусь понимать людей. | Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения. |
5/13 | Опасные и безопасные ситуации. | Обсудить опасные и безопасные ситуации. |
6/14 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях. | Способствовать рациональному принятию решений |
7/15 | Реклама табака и алкоголя. | Познакомить с рекламными приемами |
8/16 | Правда об алкоголе | Рассказать о действии алкоголя на организм |
Учебно-тематическое планирование
3 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1/17 | Мой характер | Способствовать анализу детьми собственных личностных качеств |
2/18 | Учусь оценивать себя. | Разговор о самооценке |
3/19 | Учусь взаимодействовать. | Способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений во взаимодействии с другими. |
4/20 | Учусь настаивать на своем. | Научить настаивать на интересах в неагрессивной форме |
5/21 | Я становлюсь увереннее . | Способствовать преодолению учениками неуверенности в себе |
6/22 | Когда на меня оказывают давление. | Объяснить, что давление это одна из форм влияния на людей |
7/23 | Курение (часть 1) | Показать вредное влияние табачного дыма на организм |
8/24 | Курение (часть 2) | Показать последствие курения на организм |
Учебно-тематическое планирование
4 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1/25 | Самоуважение. | Способствовать самоуважению детей |
2/26 | Привычки. | Способствовать анализу своих привычек |
3/27 | Дружба (часть 1) | Поговорить о дружбе |
4/28 | Дружба (часть 2) | Рассмотреть дружбу и влияние друзей |
5/29 | Учусь сопротивляться давлению | Обсудить давление и способы сопротивления давлению |
6/30 | Учусь говорить «НЕТ» | Научить отказываться в опасных ситуациях |
7/31 | И снова алкоголь. | Повторить информацию об алкоголе и его рекламе |
8/32 | Алкоголь в компании. | Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании |
Источник
«Концептуальные основы реализуемой превентивной программы».
Программа классного руководителя «Полезные навыки».
Концепция
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т. е. практически каждого пятогожителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные навыки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.
И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
Актуальность
Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Форма проведения – классный час.
Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
3. Научить детей эффективно общаться.
4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам.
Принципы программы:
- принцип природосообразности;
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- принцип сотрудничества;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход;
- возрастной подход.
Воспитательное значение — воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.
Просветительное значение — расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.
Профилактическое значение — сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна — как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил.
Методы обучения по программе «Полезные навыки»
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.
Упражнения — энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.
Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:
В рамках когнитивного компонента | Расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях, расширение знаний о полезных и вредных привычках; ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы |
В рамках ценностного и эмоционального компонентов | Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, позитивной моральной самооценке, т.е. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения. |
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента | Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умению конструктивно разрешать конфликты; противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ. |
Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов:
Регулятивные
— ученик научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
— ученик научится принимать решения в проблемной ситуации;
— ученик получит возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;
— ученик получит возможность владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;
— ученик научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ
Коммуникативные
— ученик получит возможность сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
— ученик получит возможность спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-ученик научится задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе.
Личностные
— ученик научится формулировать собственное мнение и позицию;
— ученик получит возможность повышать уровень социально-психологической компетенции;
Реализация программы может способствовать достижению следующих предметных результатов:
— ученик получит возможность научиться осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
— ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;
— ученик научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Ожидаемые результаты:
- У обучающихся должны сформироваться навыки эффективного общения в разнообразных ситуациях.
- Формирование навыков рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуации группового давления.
Оценка достижения результатов
Личностные результаты внеурочной деятельности оцениваются с использованием такого метода, как наблюдение, анкетирование родителей. Самооценку ребенка рекомендуется осуществлять с помощью дневника самонаблюдений. Метапредметные и предметные результаты оцениваются с помощью включенных тестовых заданий.
Формы подведения итогов: Тесты, брейн-ринг, игры.
Методическое оснащение и сопровождение:
- пособие для учителя; рабочие тетради для учащихся; брошюры для родителей;
- компьютер; проектор; экран.
Количество часов: программа рассчитана на 8 часов.
Содержание программы:
Тема 1: «Тревожность» (1ч.)
Понятие тревожности. Ситуации, вызывающие тревожность.
Тема 2: «Преодоление тревожности» (1ч.)
Способы преодоления тревожности.
Тема 3: «Как начать разговор?» (1ч.)
Знания об общении. Формирование навыка вступления в контакт.
Тема 4: «Как поддерживать и завершать разговор?» (1ч.)
Условия эффективного общения.
Тема 5:« Манипулирование» (1ч.)
Понятие манипулирование. Различные виды поведения.
Тема 6: «Манипулирование и давление» (1 ч.)
Манипулирование как одно из видов давления.
Тема 7: «Наркотики» (1ч.)
Последствия употребления наркотиков. Навык ответственного поведения.
Тема 8: «Итоговое занятие в форме брейн — ринга» (1ч.)
Тематическое планирование
6класс | ||
1 | Тревожность | 1 |
2 | Как преодолеть тревожность | 1 |
3 | Как начать разговор | 1 |
4 | Как поддерживать и завершать разговор | 1 |
5 | Манипулирование | 1 |
6 | Манипулирование и давление | 1 |
7 | Наркотики | 1 |
8 | Брейн – ринг | 1 |
Нормативно – правовые документы.
Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.
- Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.
- Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
- ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06. 1999 г.
- Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением. (От 14.10.2015 г.).
Список литературы:
1.Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
4.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
5.Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
6.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
7.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.
8.Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
9.Кинчер Дж. Книга о тебе. — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
10.Материалы для учителя. «Полезные навыки».
11.Рабочая тетрадь «Полезные навыки».
12.Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
Источник