Что такое превентивная программа полезные навыки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Табарсукская средняя общеобразовательная школа

Общеобразовательная

превентивная программа

для работы с несовершеннолетними

«Полезные привычки»

1 – 4 классы

Пояснительная записка

    Курение, употребление алкоголя, приобщение подростков и молодежи к наркотикам, ВИЧ- инфекция стали широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все большее количество семей сталкивается с проблемой детского алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфицирования. Все больше учителей  начинают понимать, что предупреждение социально-негативных заболеваний – важная задача школы. Существует несколько подходов к школьной профилактике или превентивному обучению. Традиционными подходами считается информационный, нравственный, эмоциональный и организация досуга. Более современные подходы – это так называемые «психологические прививки», направленные на формирование навыков сопротивления давлению и развитие личностной и социальной компетентности. Потребность педагогической общественности в программах профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) и распространения ВИЧ/СПИДа с использованием современных подходов может быть удовлетворена за счет внедрения превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, — «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», «Все цвета, кроме черного», и программы утвержденной областным экспертным советом – «Я и моя будущая семья».

     Теоретическую основу данных программ составляют современные научные представления о факторах риска приобщения несовершеннолетних к употреблению ПАВ, заражения ВИЧ и защитных факторов, позволяющих сопротивляться неблагоприятным условиям социального окружения. В рамках этих программ реализуются принципы позитивной профилактики, ориентированные на потенциал здоровья, освоение ресурсов психики и личности, на поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии. Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании физически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Стимуляция личностного роста и развития психики позволяет успешно справляться со многими возрастными трудностями.

     Обучение школьников по программам «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» предполагает:

  1. Предоставление учащимся научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ и ВИЧ/СПИДе;
  2. Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
  3. Обучение навыкам ответственного безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационного принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления;
  4. Формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС).

     Учебные пособия «Полезные привычки», «полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» созданы авторским коллективом российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю. Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной) и построены с учетом двух принципов: преемственности и спирали – профилактическая работа, начатая в начальной школе,  продолжается и дополняется в средней ступени, затем в старшей ступени. По мере обучения с 1-11 класс повторяющиеся темы усложняются и развиваются, а поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.

    Сквозная учебная программа «Полезные привычки, навыки, выбор» охватывают учащихся с 1-11 класс  и посвящена профилактики употребления ПАВ детьми и подростками. Программа включает в себя 92 урока. 50 из них направлены на формирование личностной и социальной компетентности (ЛСК), связанных с развитием таких основных жизненных навыков, как общение, самопознание, управление эмоциями и стрессом, принятием решений, критическое мышление и креативность.   Оставшиеся 42 урока программы формируют специфические жизненные навыки, способствующие выработки критического отношения к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, инфекциям, передающимся половым путем, ВИЧ- инфекции, насилию. В случаи, если учитель поставил своей целью формирование личностной и социальной компетентности учащихся вне конкретного профилактического контекста, он может ограничится 50 базовыми уроками, направленными на формирование основных жизненных навыков.

     Учебно-методическим комплектом обеспечены также федеральная программа «Все цвета, кроме черного» для учащихся 2-11 классов и областная программа «Я и моя будущая семья» для старшеклассников (9-11 классы).

Нормативно – правовые документы.

    Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.

  1. Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
  2. Концепция демографической политики РФ  на период до 2025 года.
  3. Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
  4. Закон Иркутской области «О профилактики наркомании и токсикомании в Иркутской области» от 07.10.2009 г.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010
  6. Письмо Министерства образования Иркутской области «О внедрении превентивных образовательных программ» от 19.05.2010 г.

Полезные привычки 1-4 класс.

   Программа «Полезные привычки» предназначена для учащихся 1-4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.

    Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующим возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Читайте также:  Полезна ли ходьба при ревматоидном артрите

    Задачи:

  1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;
  2. Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;
  3. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщении учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.

   Программа «Полезные привычки» содержит 32 урока. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока, по 2 урока в каждом. Первые тир блока (6 уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей (ЛСК), последние два урока 4 блока содержит информацию о табаке и алкоголе, доступной ученикам начальной школы по возрасту.

     Для формирования специфических жизненных навыков предусмотрено 12 уроков.

Учебно-тематическое планирование

 1 класс

№ урока

Тема урока

Обоснование

1

Я – неповторимый человек.

Показать уникальность каждого ученика

2

Культура моей страны и Я.

Показать культурные традиции ЗОЖ

3

Чувства.

Дать представление о различных чувствах людей и возможность управления ими.

4

О чем говорят чувства.

Показать способы предупреждения и преодоление отрицательных чувств.

5

Множество решений.

Показать многообразие принимаемых людьми решений

6

Решения и здоровье.

Способствовать формированию у детей отношения к здоровью как ценности.

7

Нужные и ненужные тебе лекарства.

Познакомить с понятиями «лекарства» и «яд»

8

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.

Дать информацию о вреде пассивного курения

Учебно-тематическое планирование

 2 класс

№ урока

Тема урока

Обоснование

1/9

Вкусы и увлечения.

Показать разнообразие вкусов и увлечений

2/10

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

Показать, что у одноклассников можно многому научиться

3/11

О чем говорят выразительные движения.

Познакомить с выразительными движениями как средствами невербального общения

4/12

Учусь понимать людей.

Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения.

5/13

Опасные и безопасные ситуации.

Обсудить опасные и безопасные ситуации.

6/14

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

Способствовать рациональному принятию решений

7/15

Реклама табака и алкоголя.

Познакомить с рекламными приемами

8/16

Правда об алкоголе

Рассказать о действии алкоголя на организм

Учебно-тематическое планирование

 3 класс

№ урока

Тема урока

Обоснование

1/17

Мой характер

Способствовать анализу детьми собственных личностных качеств

2/18

Учусь оценивать себя.

Разговор о самооценке

3/19

Учусь взаимодействовать.

Способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений во взаимодействии с другими.

4/20

Учусь настаивать на своем.

Научить настаивать на интересах в неагрессивной форме

5/21

Я становлюсь увереннее .

Способствовать преодолению учениками неуверенности в себе

6/22

Когда на меня оказывают давление.

Объяснить, что давление это одна из форм влияния на людей

7/23

Курение (часть 1)

Показать вредное влияние табачного дыма на организм

8/24

Курение (часть 2)

Показать последствие курения на организм

Учебно-тематическое планирование

 4 класс

№ урока

Тема урока

Обоснование

1/25

Самоуважение.

Способствовать самоуважению детей

2/26

Привычки.

Способствовать анализу своих привычек

3/27

Дружба (часть 1)

Поговорить о дружбе

4/28

Дружба (часть 2)

Рассмотреть дружбу и влияние друзей

5/29

Учусь сопротивляться давлению

Обсудить давление и способы сопротивления давлению

6/30

Учусь говорить «НЕТ»

Научить отказываться в опасных ситуациях

7/31

И снова алкоголь.

Повторить информацию об алкоголе и его рекламе

8/32

Алкоголь в компании.

Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании

Источник

 «Концептуальные основы  реализуемой превентивной программы».

Программа классного руководителя  «Полезные навыки».

Концепция

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т. е. практически каждого пятогожителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Читайте также:  Чем полезна маракуйя и как ее едят

Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные навыки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

Актуальность

    Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией  наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Форма проведения – классный час.

Цель программы:    овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. 

Задачи:

1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем. 

2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. 

3. Научить детей эффективно общаться. 

4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. 

5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам. 

Принципы программы:

  • принцип природосообразности;
  •  принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  • принцип сотрудничества;
  •  деятельностный подход;
  •  личностно-ориентированный подход;
  • возрастной подход.

 Воспитательное значение — воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.

Просветительное значение — расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.

Профилактическое значение — сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна — как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил.

Методы обучения по программе «Полезные навыки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения — энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:

В рамках когнитивного компонента

  Расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях, расширение знаний о полезных и вредных привычках;  ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы

В рамках ценностного и эмоционального компонентов

 Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, позитивной моральной самооценке, т.е. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента

Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;  умению конструктивно разрешать конфликты; противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.

Читайте также:  Полезные ископаемые россии и экспорт в европу

Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов:

Регулятивные

— ученик научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

— ученик научится принимать решения в проблемной  ситуации;

— ученик получит возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;

— ученик получит возможность владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;

— ученик научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ

 Коммуникативные

— ученик получит возможность сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

— ученик получит возможность спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

-ученик научится задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе.

Личностные

— ученик научится формулировать собственное мнение и позицию;

— ученик получит возможность повышать уровень социально-психологической компетенции;

Реализация программы может способствовать достижению следующих предметных результатов:

— ученик  получит возможность научиться осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;

— ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;

— ученик научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Ожидаемые результаты:

  1. У обучающихся должны сформироваться навыки эффективного общения в разнообразных ситуациях.
  2. Формирование  навыков рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуации группового давления.

Оценка достижения результатов  

Личностные результаты внеурочной деятельности оцениваются с использованием такого метода, как наблюдение, анкетирование родителей. Самооценку ребенка рекомендуется осуществлять с помощью дневника самонаблюдений. Метапредметные и предметные результаты оцениваются с помощью включенных  тестовых заданий.

Формы подведения итогов: Тесты, брейн-ринг, игры.

 Методическое оснащение и сопровождение:

  • пособие для учителя; рабочие тетради  для учащихся; брошюры для родителей;
  • компьютер; проектор; экран.

Количество часов: программа рассчитана на 8 часов.  

Содержание программы:

 Тема 1: «Тревожность» (1ч.)

  Понятие тревожности. Ситуации,  вызывающие тревожность.

 Тема 2: «Преодоление тревожности» (1ч.)

 Способы преодоления тревожности.

 Тема 3: «Как начать разговор?» (1ч.)

 Знания об общении. Формирование навыка вступления в контакт.

 Тема 4: «Как поддерживать и завершать разговор?» (1ч.)

 Условия эффективного общения.

 Тема  5:« Манипулирование» (1ч.)

 Понятие манипулирование. Различные виды поведения.

 Тема 6: «Манипулирование и давление» (1 ч.)

 Манипулирование как одно из видов давления.

 Тема 7: «Наркотики» (1ч.)

 Последствия употребления наркотиков. Навык ответственного поведения.

 Тема 8: «Итоговое занятие в форме  брейн — ринга» (1ч.)

 Тематическое планирование

6класс

1

Тревожность

1

2

Как преодолеть тревожность

1

3

Как начать разговор

1

4

Как поддерживать и завершать разговор

1

5

Манипулирование

1

6

Манипулирование и давление

1

7

Наркотики

1

8

 Брейн – ринг

1

Нормативно – правовые документы.

    Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.

  1. Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
  2. Концепция демографической политики РФ  на период до 2025 года.
  3. Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
  4.  ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06. 1999 г.
  5. Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением. (От 14.10.2015 г.).

                                           Список литературы:

1.Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000

4.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.

5.Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.

6.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.

7.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.

8.Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых  — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

9.Кинчер Дж. Книга о тебе. — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

10.Материалы для учителя. «Полезные навыки».

11.Рабочая тетрадь «Полезные навыки».

12.Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.

Источник