Что такое прирост запасов полезных ископаемых

Что такое прирост запасов полезных ископаемых thumbnail

Справка

В целях совершенствования исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществления в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, а также уточнения порядка проведения государственной экспертизы и учета оперативного изменения запасов месторождений твердых полезных ископаемых приказываю:

1. Внести в Приказ Роснедра от 30.09.2008 № 812 «О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых» следующие изменения:

а. Приложение к Приказу Роснедра от 30.09.2008 № 812 «О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых» изложить в редакции согласно приложению к настоящему Приказу.

б. Признать утратившим силу пункт 2 Приказа Роснедра от 16.02.2010 г. № 111 «О внесении изменений в Приказ Роснедра от 30.09.2008 № 812 «О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых».

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Роснедра В.Н. Бавлова.

Руководитель А.А. Ледовских

Приложение
к Приказу Федерального агентства
по недропользованию
ОТ 15 сентября 2010 г. № 1045

Порядок
проведения государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет процедуру и условия проведения государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов твердых полезных ископаемых, необходимость выполнения которой определена Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г. № 215 («Собрание законодательства РФ», 1996, № 12, ст. 1110) и Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществлению в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списанию с государственного баланса, утвержденным приказом Минприроды России от 14.07.2009 г. № 207 («Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 2010, № 2).

Полномочия по выполнению государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых возложены на Роснедра Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение» («Собрание законодательства РФ», 21.02.2005, № 8, ст. 651).

2. Государственной экспертизе подлежат оперативные изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых, состоящих на учете на Государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации и территориальных балансах запасов полезных ископаемых, произошедшие в результате геологоразведочных работ и переоценки этих запасов.

II. Объекты государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых

3. Объектами государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г. № 215 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации» и от 11.02.2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение», приказа МПР России от 09.07.1997 г. № 122 «Об утверждении Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса», приказа Минприроды России от 14.07.2009 г. № 207 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» и Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной распоряжениями МПР России от 18.07.1997 г. № 121-1 и Госгортехнадзора России от 17.09.1997 г. № 28, являются:

Читайте также:  Полезные свойства меда для женщин в косметологии

3.1. Прирост запасов полезных ископаемых, полученный в результате проведения геологоразведочных работ на разведываемых и разрабатываемых месторождениях.

3.2. Списание запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение в результате:

— выявления усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий;

— оставления запасов полезных ископаемых в предохранительных целиках под промышленные сооружения, жилые и общественные здания, памятники истории и культуры, природные объекты и т.п.;

— выявления нецелесообразности отработки ранее разведанных запасов по технико-экономическим причинам.

3.3. Неподтверждение запасов полезных ископаемых в результате проведения последующих геологоразведочных работ и/или разработки месторождения.

4. В случаях, указанных в пунктах 3.1, 3.2 и 3.3 настоящего Порядка, разовое или суммарное количество балансовых запасов полезных ископаемых, списанных и/или намечаемых к списанию, не должно превышать 20%, а суммарный прирост балансовых запасов не должен превышать 50% от количества балансовых запасов, переданных недропользователю по лицензии на право пользования недрами,

При превышении вышеуказанных пределов изменение запасов не относится к категории «оперативных изменений» т.к. требуется проверка правильности выполненных ранее технико-экономических расчетов и соответствия утвержденных кондиций изменившемуся объему запасов. В этих случаях недропользователь должен провести геолого-экономическую переоценку и пересчет запасов в границах предоставленного ему в пользование участка недр и их утверждение в органах государственной экспертизы запасов полезных ископаемых Роснедра в порядке, установленном Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение».

III. Сроки представления материалов на государственную экспертизу, их содержание и условия оплаты за ее проведение

5. Материалы по обоснованию оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых представляются на государственную экспертизу в сроки, определенные в лицензионных соглашениях, а также в любой другой момент по желанию недропользователя, когда, в соответствии со ст. 29 закона Российской Федерации «О недрах», геологические материалы позволяют дать объективную оценку предлагаемым изменениям количества и качества запасов полезного ископаемого, их народно-хозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

6. Содержание материалов, обосновывающих оперативные изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых, должно соответствовать требованиям, которые определены Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации» с учетом действующего регламента проведения государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых, утвержденного ФГУ «ГКЗ».

Материалы, обосновывающие оперативные изменения запасов твердых полезных ископаемых по разрабатываемым и разведываемым месторождениям, представляются на государственную экспертизу в соответствующие территориальные органы Роснедра в формате, принятом недропользователем для ведения оперативного учета изменения запасов полезных ископаемых в контурах, сопоставимых с контурами подсчета запасов, переданных недропользователю по лицензии на право пользования соответствующим участком недр.

Материалы, представляемые недропользователем, обосновывающие оперативные изменения запасов твердых полезных ископаемых, включая подсчет изменившихся запасов, должны обеспечивать возможность выполнения их проверки без участия авторов.

Перечень материалов, обосновывающих оперативные изменения запасов твердых полезных ископаемых по каждому разрабатываемому или разведываемому месторождению, при необходимости согласовывается соответствующим территориальным органом государственной экспертизы запасов полезных ископаемых Роснедра (ТКЗ).

7. Материалы по обоснованию оперативных изменений запасов твердых полезных ископаемых за отчетный период представляются на государственную экспертизу в четырех экземплярах на бумажном носителе и в одном экземпляре в электронном виде.

Ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных материалах, несет недропользователь в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации.

8. Государственная экспертиза материалов по оперативному изменению состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых в соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 г. № 69, осуществляется на платной основе за счет пользователей недр. Порядок и размер взимания платы за проведение государственной экспертизы определен указанным Положением.

Читайте также:  Где обитает рыба минтай и чем она полезна

Копия платежного документа об оплате за проведение государственной экспертизы представляется одновременно с материалами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка (реквизиты банковского счета для оплаты проведения государственной экспертизы и образец платежного поручения приведены в приложениях 1 и 2 к настоящему Порядку).

IV. Организация проведения государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых

9. Подготовка заключений государственной экспертизы по представленным недропользователями материалам, обосновывающим оперативные изменения состояния запасов полезных ископаемых, осуществляется территориальными филиалами Федерального государственного учреждения «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ»).

10. Материалы по обоснованию оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых представляются недропользователем в соответствующие территориальные органы Роснедра, которые в срок не более 3 дней со дня их получения осуществляют проверку комплектности представленных материалов и передают их соответствующему филиалу ФГУ «ГКЗ» для организации проведения государственной экспертизы.

В случае некомплектности представленных материалов территориальный орган Роснедра в срок не более 5 дней со дня их получения извещает недропользователя о невозможности проведения государственной экспертизы ввиду некомплектности представленных материалов и недропользователю представленные им материалы для доработки.

11. Государственная экспертиза материалов по оперативному изменению состояния запасов производится в срок не более 50 календарных дней (55 календарных дней — при проведении государственной экспертизы территориальным отделом ФГУ «ГКЗ», расположенном в ином субъекте Российской Федерации) со дня представления территориальным органом Роснедра комплектных материалов в территориальный филиал ФГУ «ГКЗ».

12. Решения по результатам проведения государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых принимаются территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых (далее — ТКЗ) территориальных органов Роснедра, соответствующими месту расположения объекта экспертизы, и оформляются в форме протоколов ТКЗ. Заключение территориального филиала ФГУ «ГКЗ» по результатам государственной экспертизы является неотъемлемой частью протокола ТКЗ.

Протоколы ТКЗ утверждаются и рассылаются в порядке, установленном приказом Роснедра от 22.12.2005 г. № 1332 «О территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых».

13. Решения (протоколы) ТКЗ по результатам проведения государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых являются основанием для внесения соответствующих изменений в территориальные балансы запасов полезных ископаемых и в Государственный баланс запасов полезных ископаемых.

Внесение изменений состояния запасов в территориальные балансы и в Государственный баланс запасов полезных ископаемых, произошедших в результате добычи полезных ископаемых и их потерь при добыче, осуществляется без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

14. Решения (протоколы) ТКЗ по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых в результате проведения геологоразведочных работ и разработки месторождений представляются недропользователями в соответствующие территориальные фонды геологической информации и в ФГУНПП «Росгеолфонд».

Приказ Федерального агентства по недропользованию от 15 сентября 2010 г. № 1045 “О внесении изменений в Приказ Роснедра от 30.09.2008 № 812 «О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых»

Текст приказа официально опубликован не был

Пересмотрен порядок проведения госэкспертизы оперативных изменений состояния запасов твердых полезных ископаемых. Как и ранее, она осуществляется Роснедрами. Экспертизе подлежат изменения состояния запасов, учтенных в Государственном и территориальных балансах, произошедшие в результате геологоразведочных работ и их переоценки.

К оперативным изменениям относятся прирост запасов в результате геологоразведки; списание утративших промышленное значение; неподтверждение запасов. Количество балансовых запасов, намечаемых к списанию (списываемых), не должно превышать 20%, а их суммарный прирост — 50% переданных недропользователю по лицензии. В противном случае проверяется правильность выполненных ранее технико-экономических расчетов и соответствие утвержденных кондиций изменившемуся объему запасов. Для этого недропользователь проводит геолого-экономическую переоценку и пересчет запасов в границах предоставленного участка недр и их утверждение в органах Роснедр.

Материалы по обоснованию оперативного изменения состояния запасов представляются на экспертизу в территориальные органы Роснедр (ранее — в филиалы ФГУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ»)). Документы подаются в 4 экземплярах на бумажном носителе и в 1 на электронном. Сроки представления определены в лицензионных соглашениях. Это можно сделать и в любой другой момент.

Читайте также:  Чем полезен лимон с водой и сахаром

Как и прежде, заключение экспертизы готовит филиал ФГУ «ГКЗ». Решение по ее результатам принимается территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых Роснедр.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 октября 2016;
проверки требуют 10 правок.

Запасы полезных ископаемых — количество полезных ископаемых, (минерального или органического происхождения) для данного месторождения, определенное по данным геологической разведки. Имеется несколько стандартов достоверности оценки запасов.

Категории запасов[править | править код]

В СССР и Российской Федерации запасы по степени достоверности делятся на 4 категории: А, В, C1 и C2.[1][2]

  • Категория «А» — Детально разведанные запасы полезных ископаемых. Границы, форма и строение тел полезных ископаемых должны быть полностью определены, известны типы и промышленные сорта сырья, а также геологические факторы, влияющие на условия их добычи.
  • Категория «В» — Предварительно разведанные запасы полезных ископаемых. Приблизительно определены контуры тел полезных ископаемых, точное пространственное положение природных типов сырья пространственно не отображены.
  • Категория «C1» — Запасы разведанных месторождений сложного геологического строения и слабо разведанные запасы полезных ископаемых. Применяется на новых площадях и на площадях, прилегающих к детально разведанным участкам. Оценка запасов категории C1 производится экстраполяцией геологических данных с детально разведанных участков месторождений.
  • Категории «C2» — Перспективные, неразведанные запасы. Оцениваются путем толкования геологического строения, с учётом аналогии сходных и подробно разведанных тел полезных ископаемых.

Изредка в расчетах используется обозначение «Д» для суммы накопленной добычи[3][нет в источнике]

В США используется[4]классификация минеральных ресурсов (Mineral resources) и резервов: Resource, Identified resource, Undiscovered resource, reserves. Выделяется три типа ресурсов:

  • измеренные (англ. measured), определяемые на основании замеров в горных выработках и буровых скважинах,
  • выверенные (англ. indicated), подсчитываемые при распространении данных горных работ и бурения за их пределы,
  • предполагаемые (англ. inferred), оцениваемые по общим геологическим данным.

В индустрии при оценке экономических параметров также используют понятия Proved, Probable, Possible[4].

Методика оценки запасов полезных ископаемых[править | править код]

  • Методика геологического фонда. Основными системами учета минерально-сырьевых ресурсов России являются ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых (далее — ГБЗ) и ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (далее — ГКМ)
  • Методика JORC — Австралийский (Австралоазиатский) Кодекс отчетности о результатах разведки, минеральных ресурсах и запасах руды[5]
  • Горное бюро США в 1975 г. создало систему изучения состояния мировых сырьевых ресурсов (MAS). В настоящее время оценка запасов производится в соответствии со стандартом NI 43-101
  • Национальный кадастр месторождений и запасов полезных ископаемых Индии (NMI)
  • Комитет CRIRSCO (Объединенный комитет по международным стандартам отчетности о запасах) разработал и опубликовал в 2006 г. международный шаблон отчетности по результатам геологоразведочных работ, минеральным ресурсам и запасам (CRIRSCO Template)
  • Кодекс Национальной Ассоциации по Экспертизе Недр. Введён в 2011 году в России[6]

См. также[править | править код]

  • Доказанные запасы
  • Вероятные запасы
  • Запасы нефти

Примечания[править | править код]

  1. Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Приказ от 11 декабря 2006 г. № 278.. Об утверждении классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. (DOCX). ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых».
  2. Сергеев И.С. Классификация запасов месторождений полезных ископаемых и их экономическая оценка // Экономика предприятия / Под ред. проф. Н.А Сафронова. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  3. ↑ https://naen.ru/upload/iblock/cb9/cb903e93d4527af5b8c6a76ae36fe070.pdf Ф. З. Хафизов, Новая методика оценки подтверждаемости запасов при переводе их в более высокие категории — Недропользование XXI век декабрь 2010 стр 16
  4. 1 2 MINERAL RESERVES, RESOURCES, RESOURCE POTENTIAL, AND CERTAINTY / Suggestions to Authors of the Reports of the United States Geological Survey. Seventh Edition. ed. WALLACE R. HANSEN USGS, 1909—1991
  5. ↑ Australasian Code for Reporting of Exploration Results, Minerals Resources and Ore Reserves, The JORC Code, Joint Ore Reserves Committee, 2012
  6. ↑ https://naen.ru Сайт НАЭН

Литература[править | править код]

  • В. И. Смирнов. Подсчёт запасов месторождений полезных ископаемых, М., 1960;
  • Классификация запасов месторождений твердых полезных ископаемых, М., 1960.
  • Запасы полезных ископаемых. Горная энциклопедия
  • В. И. Смирнов. ЗАПАСЫ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Ссылки[править | править код]

  • Основные системы учёта минерально-сырьевой базы в России
  • Перевод кодекса JORC на русский язык
  • Быть ли в России кодексу отчётности

Источник