Что такое разрешение на добычу полезных ископаемых

Что такое разрешение на добычу полезных ископаемых thumbnail

Согласно законодательству РФ, недра являются собственностью государства. Их невозможно купить или унаследовать, принять в дар или использовать в качестве недвижимого залогового имущества.

Но вполне реально получить у государства эксклюзивное право на исследование и добычу хозяйственных и производственных ресурсов, залегающих в глубине этих недр. Для этого предпринимателю нужно лишь оформить соответствующие документы.

Основанием для проведения геологических и производственных работ, связанных с исследованием и добычей природных ресурсов, служит государственная лицензия на пользование участком недр.

Она является подтверждением заключенного между предпринимателем и государством соглашения о передаче прав на использование участка недр от одной стороны к другой на определённый срок. Длительность этого срока, а также другие условия договора, перечисляются обычно в текстовых и графических приложениях, которые являются неотъемлемой частью лицензионного соглашения.

Виды лицензии

Сколько существует способов использования земных недр, столько и видов лицензий. Государством выдаются документы, разрешающие гражданину:

Проводить геологические исследования недр. В этом случае предприниматель имеет право вести поиск месторождений полезных ископаемых и оценивать их предполагаемые объёмы. Изучение объектов земной коры, которые могут использоваться для эксплуатации и возведения подземных сооружений, функционально не связанных с добычей ресурсов, также относится к этому типу лицензирования. Лицензия на геологическое изучение недр не даёт права на детальную разведку месторождений. Разрешается изучать только те виды ископаемых, которые перечислены в приложении к документу.

Добывать полезные ископаемые. Владелец этой лицензии получает право на разведку и добычу природных ресурсов, а также на переработку отходов производства в пределах предоставленного ему компетентными органами горного отвода. Геологическое исследование недр может проводиться предпринимателем без оформления дополнительной лицензии, но с согласия экологического контроля и органов горного и санитарного надзора.

Строить и эксплуатировать сооружения, не предназначенные для добычи и разведки природных ресурсов. Это могут быть, например, объекты для хранения нефтепродуктов и газа, сброса хозяйственных вод, захоронения токсичных отходов производства и т. д.

Заниматься организацией образования особо охраняемых государством объектов, которые имеют важное научное, лечебно-оздоровительное, эстетическое, культурное или иное значение. К ним относятся учебные полигоны, экологические и геологические заповедники, природные памятники и т. д.

Лицензии на право добычи и разведки природных ресурсов, строительство сооружений и образование охраняемых объектов выдаются только на те участки земных недр, которые прошли официальную экспертизу.

В каких случаях нужно приобретать и кто может получить?

Получение лицензии на недропользование понадобится вам, если:

  • собираетесь начать бизнес, связанный с добычей и исследованием месторождений полезных ископаемых;
  • необходим участок для возведения подземных сооружений, предназначенных для захоронения производственных отходов, хранения ресурсов и т. д.;
  • предприятию нужен собственный источник водоснабжения. Подземные воды являются таким же природным ресурсом, как нефть или газ. Поэтому для их добычи и использования в коммерческих целях необходимо наличие лицензии;
  • занимаетесь организацией природного заповедника, научно-исследовательского полигона, оздоровительной зоны и т. д.

Если общераспространённые полезные ископаемые, расположенные на территории земельного участка, планируется использовать в хозяйственных (некоммерческих) целях, то его владельцы и арендаторы могут делать это без оформления лицензии.

Стать пользователем недр и получить государственную лицензию соответствующего образца могут:

  • индивидуальные предприниматели;
  • участники простого товарищества (без образования юр. лица);
  • юридические лица, созданные гражданами РФ самостоятельно или с привлечением иностранных инвестиций.

Если для реализации некоторых видов деятельности, тесно связанных с использованием земных недр, необходима отдельная лицензия (ведение работ по добыче и захоронению радиоактивных и высокотоксичных веществ и т. д.), потенциальный пользователь обязан предварительно получить и её.

Какие требования предъявляются, в какие органы обращаться?

Лицензии на недропользование выдаются обычно в конкурсном или аукционном порядке. Вне конкурса документ может быть выдан предпринимателю в исключительных случаях на основании решения специальной комиссии, созданной федеральным органом управления госфондом недр. В её состав должны также входить представители действующей исполнительной власти региона РФ.

Чтобы участвовать в конкурсе или аукционе, предприниматель должен своевременно подать заявку и представить конкурсной комиссии все необходимые документы, указанные в сопроводительном списке к официальному объявлению о проведении мероприятия.

При конкурсной системе выдачи лицензии победителем признаётся участник, предложение которого признано комиссией наиболее экономически выгодным и соответствующим всем технологическим и экологическим требованиям. При аукционной – участник, предложивший наибольшую сумму за право использования недр.

Лицензии на недропользование выдаются Министерством экологии и природных ресурсов РФ. Отвечает за этот процесс Федеральное агентство по вопросам недропользования (Роснедра). Как правило, в процессе организации конкурса или аукциона по выдаче лицензии участвуют также представители исполнительной власти регионов и областей РФ.

Если речь идёт о лицензировании права на разработку месторождений федерального значения, к оценке заявки подключается Правительство РФ. Разрешение на эксплуатацию и строительство подземных сооружений для осуществления деятельности, не связанной с добычей природных ресурсов, принимается после согласования с Госгортехнадзором.

Какие нужны документы?

Для участия в конкурсе нужно, прежде всего, заполнить заявку. В ней должна быть указаны следующие сведения:

  • о заявителе (место основной коммерческой деятельности предприятия, хозяйственные взаимоотношения с производственными и финансовыми партнёрами и т. д.);
  • о владельцах компании-заявителя, составе руководства и представителях на аукционе/конкурсе;
  • о финансовых возможностях компании-заявителя, которые бы подтверждали её способность выполнить намеченный план работ;
  • о научно-технической базе предприятия и о технологических возможностях подрядчиков, если они будут привлекаться компанией для реализации указанного ею проекта;
  • о предыдущих проектах заявителя. Обязательная составляющая – список государств, в которых компания осуществляла коммерческую и/или производственную деятельность в течение 5-ти последних лет;
  • проект пользования недрами, разработанный компанией-заявителем, включающий в себя конкретные предложения по его реализации.

К заявке нужно приложить заверенные печатью организации или нотариально копии следующих документов:

  • свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юр. лиц компании-заявителя;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации (или перерегистрации) организации;
  • справки из налоговой о постановке на учёт и уплате платежей всех уровней;
  • устава предприятия;
  • бухгалтерского баланса компании-заявителя (как за год, предшествующий подаче заявки, так и за последний отчётный период). Баланс должен быть принят налоговыми органами и содержать соответствующие отметки.

Более подробно ознакомиться со списком документов в каждом конкретном случае можно, изучив официальное объявление о проведении аукциона или конкурса по предоставлению лицензии на недропользование. Размещается оно обычно на государственном сайте, посвящённом проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (www.torgi.gov.ru).

Отказ в приёме заявки

Предпринимателю могут отказать в приёме заявки на участие в аукционных торгах или конкурсе на получение лицензии на пользование недрами, если:

  • заявка подана с нарушением установленных законодательно требований, её содержание не соответствует условиям торгов;
  • заявитель не может доказать наличие у него необходимых технических и финансовых средств для реализации проекта;
  • заявитель пытался обмануть конкурсную комиссию, предоставляя о себе неверные сведения;
  • передача заявителю права на пользование недрами нарушает антимонопольное законодательство РФ;
  • заявитель не отвечает всем требованиям, предъявленным к конкурсантам на основании условий проведения торгов.
Читайте также:  Как пить и не пьянеть хитрости и полезные советы

Механизм выдачи и сроки

Порядок получения лицензии на недропользование следующий:

  1. Правительством РФ или администрацией субъекта РФ, при участии Федерального агентства по вопросам недропользования, принимается решение о проведении конкурса либо аукциона по выдаче лицензии на пользование недрами.
  2. Объявление об этом решении размещается на официальном сайте по проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (за 90 дней – до даты конкурса, за 45 дней – до даты аукциона).
  3. Участники заполняют заявки и представляют комиссии необходимую документацию.
  4. Проводится аукцион или конкурс. Если мероприятие признано состоявшимся, в течение 30 дней принимается решение об официальном утверждении его результатов. Победитель торгов получает лицензию на добычу недр.

Лицензия на пользование недрами предоставляется:

  • на 5 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ;
  • на 7 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ в границах Республики Саха, Красноярского края, Камчатского края, Хабаровского края, Магаданской, Сахалинской и Иркутской областей, Ямало-Ненецкого АО;
  • на 10 лет – при проведении геологического исследования недр континентального шельфа и внутренних морских вод;
  • на 25 лет – для добычи и использования подземных вод;
  • на время полной отработки месторождения – для добычи полезных ископаемых;
  • бессрочно – для эксплуатации и строительства сооружений, расположенных под землёй и по своему назначению не связанных с добычей природных ресурсов, для образования особо охраняемых государством объектов, для размещения в пластах попутных вод и вод для технологических нужд, и т. д.

Срок действия соглашения может продлеваться недропользователем при необходимости завершения разработки или оценки месторождений, если во время проведения работ он не допускал нарушения условий соглашения.

Лицензия на право пользования недрами считается действительной с момента официальной государственной регистрации.

Стоимость

За оформление и использование документа предприниматель выплачивает следующие платежи:

  • единовременный сбор за участие в аукционных торгах или конкурсе. Вносится всеми заявителями, является одним из обязательных этапов регистрации заявки. Сумма определяется Федеральным агентством (Роснедра) для каждого конкретного случая;
  • разовые платежи за использование недр. Не менее 10% от величины налога на добычу природных ресурсов (не менее 5%, если речь идёт о разработке газовых и нефтяных месторождений). Окончательная сумма по результатам конкурса или аукциона фиксируется в лицензии;
  • регулярные платежи за использование недр. Расчёт суммы проводит Федеральное агентство по недропользованию. Ставка устанавливается за 1 км² площади разрабатываемого участка.

Если лицензия на использование недр оформляется предпринимателем вне конкурса или аукциона, он оплачивает установленную законодательством пошлину. Так, получение лицензии на воду обойдётся компании в 6 000 рублей. Оформление сопроводительной документации также потребует дополнительных финансовых вложений, размер которых варьируется от случая к случаю.

Наказание за использование недр без лицензии

За нарушение условий использования земных недр законодательством предусматривается административная ответственность. Сумма штрафа за отсутствие лицензии:

  • для гражданских лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 800 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Сумма штрафа за нарушение условий, предусмотренных лицензией и техническим проектом:

  • для гражданских лиц – от 2 тыс. рублей до 3 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Можно заняться оформлением лицензии на пользование недрами самостоятельно, подключив к этому процессу штатных сотрудников предприятия. А можно – делегировать выполнение задачи сторонней юридической компании. Какой способ выбрать в вашем случае, решать вам. Но не забывайте, что подготовка документов, заполнение заявки и участие в конкурсе или аукционных торгах – процесс сложный и хлопотный. Если штатные юристы уже нагружены работой, с лицензированием они могут не справиться.

Вести разработку или исследование месторождений полезных ископаемых без лицензии – себе дороже. Вместе со штрафом вам будут предъявлены иски о возмещении государству убытков, причинённых вашей компанией во время незаконного использования недр. Поэтому не экономьте на лицензии. И не откладывайте процесс оформления заявки на последний момент: чем позже вы подадите документы, тем сложнее будет получить одобрение комиссии.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 938-59-45 (Москва) 
Это быстро и бесплатно!

Источник

Источник: Журнал «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»

Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.

Общие требования

Исходя из ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны:

  • иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
  • привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).

На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах).

Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.

Читайте также:  Какое вино полезней красное или сухое

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.

Исключение из общего правила

Статьей 19 Закона о недрах собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков предоставлено право по своему усмотрению в границах этих участков в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществлять:

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 №1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 №39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.

Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

Ключевой момент

Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.

Привлечение к административной ответственности

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами – административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, заключающаяся в наложении на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб.

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Арбитражный судРеквизиты постановления
ФАС ВСО от 13.11.2013 по делу № А19-22913/2012
АС ДВО от 30.09.2014 № Ф03-4233/2014
от 11.06.2014 № Ф03-1823/2014
ФАС ЗСО от 24.04.2014 по делу № А70-8268/2013
ФАС МО от 08.07.2014 № Ф05-6460/2014
от 11.06.2014 № Ф05-11034/2013
  от 03.03.2014 № Ф05-1021/2014
ФАС ПО от 24.10.2013 по делу № А65-5453/2013
АС СЗО от 23.09.2014 по делу № А05-1726/2014
ФАС СЗО от 03.03.2014 по делу № А56-26703/2013
ФАС УО от 20.05.2014 № Ф09-2698/14
от 17.12.2013 № Ф09-13670/13

Штрафных санкций удастся избежать, если наказание будет назначено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок (два или три месяца) начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 поименованной статьи). (Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии, как правило, признается длящимся административным правонарушением – постановления ФАС ВСО от 12.05.2014 по делу №А78-7630/2013, ФАС ДВО от 21.10.2013 №Ф03-4244/2013, ФАС ЗСО от 19.11.2013 по делу №А03-19388/2012.) В свою очередь, днем обнаружения длящегося правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения данного правонарушения (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2). Так, в деле, дошедшем до судей АС ВВО, факт незаконной добычи песка был выявлен прокуратурой в ходе проверки 04.09.2013 с составлением соответствующего акта. Постановление о назначении административного наказания было принято 05.11.2013, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Поэтому арбитры признали незаконным оспариваемое постановление административного органа и отменили его (Постановление от 24.09.2014 по делу №А39-5717/2013). Примеры опоздания привлечения к административной ответственности приведены и в постановлениях ФАС ВВО от 10.02.2014 по делу №А38-2856/2013, ФАС ЦО от 19.07.2013 по делу №А14-79/2013.

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

Арбитражный судРеквизиты постановления
ФАС ДВО от 20.03.2014 № Ф03-624/2014
ФАС ЗСО от 06.03.2013 по делу № А27-14372/2012
ФАС МО от 04.04.2014 № Ф05-2243/2014
ФАС УО от 25.06.2014 № Ф09-3963/14
ФАС ВВО от 02.04.2013 по делу № А38-2787/2012

В противном случае в действиях компании будет усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Арбитражный судРеквизиты постановления
ФАС ВСО от 28.05.2013 по делу № А19-20447/2012
ФАС ВВО от 28.05.2014 по делу № А79-6492/2013
ФАС ДВО от 20.03.2014 № Ф03-624/2014
ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А27-6302/2013
от 15.02.2013 по делу № А27-13222/2012
ФАС ПО от 03.04.2014 по делу № А65-14649/2013
от 04.03.2014 по делу № А65-14450/2013

Еще одно обстоятельство, при наличии которого постановление о привлечении к административной ответственности судом будет признано незаконным, – нарушение проверяющими лицами порядка привлечения к ответственности: например, составление протокола в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления (Постановление ФАС СЗО от 09.06.2014 по делу №А56-50239/2013), или отсутствие доказательств надлежащего заблаговременного извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (Постановление АС УО от 07.10.2014 №Ф09-6513/14).

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

Возмещение вреда

На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 №564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Читайте также:  Чем полезна горчица для организма мужчины

Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу №33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу №33-2180).

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо, где:

– стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р, где:

Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Уплата НДПИ

На основании ст. 334 НК РФ плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Такие лица подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Объектом обложения указанным налогом в силу пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование согласно законодательству РФ.

Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 №ММ-6-21/816@).

Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 №1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 №845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 №Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).

В связи с появлением Постановления Правительства РФ №564, которое, в отличие от Распоряжения Правительства РФ №1214-р, является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ №1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу №А52-3535/2013).

Ключевой момент

При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.

* * *

Добыча полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии признается самовольным пользованием недрами, кроме ситуации, когда лицензия не нужна (действует исключение из общего правила). Пользование недрами без лицензии – административно наказуемое деяние, за совершение которого на юридическое лицо накладываются достаточно высокие штрафы (в размере от 800 000 до 1 000 000 руб.). Привлечение нарушителя к административной ответственности не освобождает виновное лицо от еще одной меры ответственности – возмещения государству причиненного вреда, что осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Причем добровольная уплата в бюджет НДПИ при добыче полезных ископаемых без лицензии с 16.07.2013 не считается возмещениеaм нанесенного вреда. Безлицензионное пользование недрами не порождает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДПИ.

Источник