Что такое рудные полезные ископаемые 4 класс
Предмет
Познание мира
Класс 4
урок
Тема урока:
Рудные полезные ископаемые.
Общая цель:
изучить понятие, что такое руды черных и цветных металлов.
Задачи:
Знакомство с рудами цветных металлов, их месторождениями, применением в жизни, развитие речи учащихся, мышления, наблюдательности, воспитание бережного отношения к полезным ископаемым и их
рационального использования;
Ожидаемые результаты обучения
Познакомятсяс условными обозначениямичерных и цветных металлов, их названиями
Установят различия между черными и цветными металлами
Научатся определять месторождения полезных ископаемых на карте
Смогут обосновать применение рудных полезных ископаемых в жизни человека
Подходы в преподавании:методы и приемы
Мозговой штурм, тест, метод «Кластер Паук», заполнение таблицы ИНСЁРТ, заполнение инструктивной карты, метод « Карусель», выпуск газеты, работа с картой «Коллаж».
Основные идеи, отработанные на уроке
Овладение новыми терминами и понятиями
( Чугун, сталь, металлургический завод, Соколовско-Сарбайское месторождение, Жезказган, Аркалык, Каражал)
Источники, оснащение, оборудование:
Учебник “Познание мира” 4 класс, Издательство “Атамура”, Алматы, 2011; интернет-ресурсы, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/test-poleznye-iskopaemye.
Межпредметные связи
Литературное чтение, изобразительное искусство, физическая культура, русский язык.
Этапы
время
Виды заданий и действия участников занятия
Процесс
оценивания
Ресурсы
Организационный момент
3мин
Эмоциональный настрой « Моё настроение»
ФО:похвала
Музыкальное сопровождение
Вызов
16мин
Мозговой штурм .
Дети отгадывают загадки о полезных ископаемых.
ФО:взаимоо-ценивание
Смайлики
Тест « Пятёрочка» -дифференцированный А, В, С.
А 1.Месторождения-это… 2.Из недр земли добывают… 3.Что получают из руды? 4.Где происходит обогащение руды? 5.Какие два вида относятся к нерудным? |
В 1.Место разработки полезных ископаемых называют.. 2.В доменных печах на металлургических заводах руду… 3.Куда вывозят пустую породу? 4.Рудные полезные ископаемые делятся на… 5.Нефть, природный газ, каменный уголь относятся к…. |
С 1.Как можно назвать все ископаемые? 2.Как называются места разработки полезных ископаемых? 3.Где добывают полезные ископаемые? 4.Как называются породы, которые содержат металлы? 5.Какая страна богата полезными ископаемыми? |
Самооце-нивание
Карточки с тестами.
ИКТ
Слайды с ответами
Смайлики
Просмотр презентации «Полезные ископаемые» для обобщения и закрепления.
ИКТ Презентация
« Полезные ископаемые»
Деление на группы..
ФО: похвала
Условные обозначения
полезных ископаемых
Работа в группах.
Составление «кластера Паук»
«Полезные ископаемые»
Презентация кластеров.
ФО:Взаимооценивание
Листы А-3,
маркеры,
фломастеры,
смайлики
Физминутка
ФО: похвала
Музыкальное сопровождение
Осмысление
10мин
Индивидуальная работа. Самостоятельное чтение новой темы « Рудные полезные ископаемые».
ФО: похвала
Учебник
Заполнение таблицы ИНСЁРТ
Работа в парах.
ФО: поддержка
Самооцени-
вание
взаимооце-нивание
Таблица,
смайлики
Индивидуальная работа. Самостоятельное чтение новой темы «Рудные цветные металлы»
ФО:похвала и поддержка
Индивидуальное заполнение
« Инструктивной карты»
Название | Основ-ные свойства | Использование |
Проверка методом
« Карусель»
ФО:самооценивание
Взаимооценивание
смайлики
Дифференциация проверка знаний учащихся
10мин
Просмотр презентации
« Рудные полезные ископаемые».
ИКТ Презентация
« Рудные полезные ископаемые»
Дети А и В –готовят к выпуску газету
« Полезные ископаемые»,
С-работают с картой, обозначая условными знаками месторождения полезных ископаемых.
ФО: взаимооценивание
Смайлики
Зачитывание загадок для другой группы.
Взаимооце-нивание
Карточки-загадки
Анализ и самооценивание урока
2 мин
— Урок был…
-На уроке я чувствовал себя….
-Я доволен своей работой, потому что…
-Я не совсем доволен своей работой, потому что…
Самооце-нивание
Звёзды и облачко
Рефлексия
2 мин
Прикрепляют смайлики:
Урок понравился
Урок хороший
Урок не понравился
Смайлики
Итоги урока, чтение домашнего задания
2 мин
Д/З:
С-прочитать, ответить на вопросы
В- прочитать, пересказать
А-подготовить вопросы по теме
Источник
Тема урока: Рудные полезные ископаемые. 2 урок | Школа: КГУ » Гимназия № 2″ г. Рудного | ||
Дата: 29 сентября | ФИО учителя: Жила Ирина Васильевна | ||
Класс: 4 «А» | Количество присутствующих: 24 | Количество Отсутствующих: | |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | изучить понятие железной руды и руды цветных металлов | ||
Цели обучения | Все учащиеся смогут : осмыслить содержание прочитанного, составить таблицу отличительных особенностей. Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой. Некоторые учащиеся: находить основные месторождения чёрных и цветных металлов на карте, обозначать их условными знаками. | ||
Критерии успешности | Познакомится с условными обозначениями черных и цветных металлов, их названиями Установить различия между черными и цветными металлами. Научиться определять месторождения рудных полезных ископаемых на карте. Могут обосновать применение рудных полезных ископаемых в жизни человека. | ||
Языковая цель | Учащиеся могут: объяснять прочитанное, доказывать, анализировать, составлять, соотносить. | ||
Ключевые слова и фразы: чугун, сталь, медь, латунь, бронза, алюминий, полиметаллическая руда, бокситы, свинец, цинк. | |||
Стиль языка, подходящий для диалога: работа в парах и группах | |||
Предыдущее обучение | Полезные ископаемые. | ||
Ресурсы | учебник, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал, образцы полезных ископаемых, карта полезных ископаемых РК, коллекция » Рудные полезные ископаемые» | ||
План |
Планируемые
сроки
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Модули программы
1. Вызов.
Деление на группы
Определение темы, целей и задач урока
Проверка дом.задания
Эмоционально психологический настрой
Игра – приветствие.
«Здравствуй мир! Это я,
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит
А у ног земля лежит.
Я легко к земле нагнусь,
по округе пробегусь
Здравствуй же, страна моя,
Здравствуй мир! А вот и я!
Ученики вытягивают разрезанный лист с определенным цветом на котором ребус (руда), формируют группу по цвету.
— Правила работы в группах, распределение ролей.
-Ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о рудных полезных ископаемых),
а свои предложения проверим, сыграв в игру
« Собери слова»
Игра «Собери слова» (рудные полезные ископаемые)
— Давайте поставим цель нашего урока.
— Что мы должны на уроке знать, уметь, чему должны научиться?
-Но о каких рудных полезных ископаемых, узнаем позже, а сейчас повторим, то что изучили.
Закончи предложение:
1. Полезные ископаемые — …………………..
2. Группы полезных ископаемых — …………….
3. Места скопления полезных ископаемых — …
4. Способы добычи — ………, …………….
— Творческое задание. Некоторые ребята приготовили «информационный кейс» о полезном ископаемом .
— Ученики подготовили загадки, сказки о полезных ископаемых.
Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность.
Учащиеся выбирают листок, отгадывают ребус и формируют группу по цвету( 4 группы по 6 человек)
Работают в группах, собирают слова, получают полное название темы урока, называют её.
Учащиеся сами формулируют цель и задачи урока.
Цель: познакомиться с железной рудой и рудными полезными ископаемыми
Задачи:
Знать: руды черных и цветных металлов, как человек их использует.
Уметь: отличать рудные полезные ископаемые, находить их на контурной карте, обозначать условными знаками
Научиться: определять место добычи.
Учащиеся работают самостоятельно на отдельных листах, свои ответы сравнивают с модельным ответом на доске, самооценивают по критериям.
Критерии.
1. — 1 балл
2. — 1 балл
3. — 1 балл
4. — 1 балл
Всего: 4 балла
Учащиеся презентуют свои выступления.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Новые подходы в обучении.
Возрастные и индивидуальные особенности.
Лидерство в обучении.
Развитие критического мышления.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Обучение критическому мышлению.
Формативное оценивание (похвала)
Новые подходы в преподавании и обучении.
Саморегуляция учащихся.
Критериальное самооценивание
Обучение талантливых и одарённых.
Лидерство в обучении.
Критериальное формативное взаимооценивание
2. Осмысление.
Побуждение к осмыслению новой темы.
Проведение опыта
Физминутка
Чтение статьи учебника
стр. 30 — 34
Презентация материала учителем.
Закрепление
Кубик «Блума»
Приём
«Круг по воде»
например
Обобщение
— Перед вами образцы различных предметов, в чашке. Найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки).
— Покажите эти предметы.
Как вы определили? По каким признакам, свойствам?
— Возьмите магнит , положите скрепку на листок бумаги и подвигайте.
— Что происходит со скрепкой?
— Запишем на доске все названые свойства металлов.
— А откуда люди берут железо? (Из железной руды)
— А все ли металлы притягиваются магнитом?
— Сегодня мы с вами давайте подтвердим или опровергнем названные вами свойства металлов, еще познакомимся с разнообразием и с использованием металлов.
музыкальная
— Работа по группам
Составление кластера «Паук»
1- 4 группа — Железная руда с.31-32
2 группа -Медь с.33
3 группа — Алюминий, полиметаллические руды. с. 33-34
По плану:1. Название
2. Свойства
3. Применение, значение
4. Обозначение на карте.
5. Месторождение ( критерии)
— По ходу выступления групп все ученики заполняют индивидуальную
» Инструктивную карту»
— Показ презентации по теме о рудных полезных ископаемых, деление их на группы — рудные и цветные, основные свойства рудных полезных ископаемых.
— Рассказ подготовленных учащихся об открытии Соколовско- Сарбайского месторождения.
— Придумать вопросы другой группе, два «тонких и два толстых» вопроса по теме нашего урока.
«Как», «Назови», «Где », «Объясни» «Придумай», «Что будет, если…»
— Подобрать на каждую букву слово, любая часть речи, итог исследования по данной теме,
Можно в середине слова.
Р — руда (железная, цветная)
У — Сургутанов или чугун
Д — медь, добывают
А — алюминий, и т.д.
— заполнение листов оценивания, подсчёт баллов, перевод их в оценку
— Возвращаемся в задачам урока, достигли ли мы цели на уроке?
Цель: познакомиться с железной рудой и рудными полезными ископаемыми
Задачи:
Знать: руды черных и цветных металлов, как человек их использует.
Уметь: отличать рудные полезные ископаемые, находить их на контурной карте, обозначать условными знаками
Научиться: определять место добычи
Проводят опыты в группах.
Определяют свойство рудных полезных ископаемых.
1. Обладают магнитными свойствами.
Высказывают свои предположения.
Работа со статьёй учебника, чтение и составление кластера о полезном ископаемом.
Работа с коллекцией полезных ископаемых, рассматривают образцы, выбирают своё полезное ископаемое, проверяют свойство магнитом.
Спикер презентует работу всему классу.
Заполняют таблицу индивидуально.
( приложение к уроку)
Проверка методом » Карусель» в группе
Учащиеся закрепляют и обобщают полученную информацию.
Метод «Кругового взаимодействия»
Учащиеся составляют вопросы и задают следующей группе.
Учащиеся вспоминают слова по теме урока и расшифровывают ключевое слово.
Заполняют листы оценивания, переводят баллы в оценку.
Проговаривают результаты начиная со слов:
Я знаю:…..
Я умею…………
Я научился……..
Диалог » Ученик- ученик»
Диалог » Учитель- ученик»
Обучение критическому мышлению.
Формативное оценивание(похвала)
ИКТ, учет возрастных особенностей
Новые подходы в обучении.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
Диалог » Ученик -ученик»
Саморегуляция учащихся.
Формативное взаимооценивание.
Стикерами ( групп)
Формативное критериальное взаимооценвание
ИКТ, диалоговое обучение
» Учитель — ученик»
Обучение талантливых и одарённых.
Обучение критическому мышлению.
Диалог » Ученик — Ученик»
Обучение критическому мышлению.
Новые подходы в обучении.
Суммативное внешнее итоговое оценивание.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Саморегуляция.
Формативное самооценивание.
3. Рефлексия
— Что относится к рудным полезным ископаемым?
— Назовите виды черных металлов.
— Как из железной руды получают сталь и чугун?
— Какие изделия изготавливают из чугуна и стали?
— Назовите места, где добывают железную руду.
— Назовите руды цветных металлов.
Рефлексия “Букет настроения”.
Учащиеся отвечают на вопросы
» Мозговой штурм»
В конце урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и синие. На доске изображена ваза.
— Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился, и вы ничего не запомнили и не узнали – синий.
Развитие критического мышления.
Диалог » Учитель- Ученик»
Новые подходы в обучении.
Саморегуляция учащихся.
ИКТ
4. Д/з
1. Прочитать статью в учебнике с. 30 -34, пересказ
2. Подготовить дополнительный материал о рудном полезном ископаемом.
3. Составить кроссворд по теме » Рудные полезные ископаемые»
Выбирают уровень домашнего задания.
Работа включая всех.
Работа в одарёнными и талантливыми.
Дополнительная информация:
Дифференциация.
Как вы планируете поддержать учащихся?
Как вы планируете стимулировать способных учащихся?
Деление на группы.
Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся?
Листы оценивания, в конце итоговая оценка, выступление групп, работа в парах, диалог.
Межпредметные связи.
Соблюдение САНПИН, ИКТ компетентность, связи с ценностями.
Рефлексия
Итоговая оценка
1) Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо?
1
2
2) Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок?
1
2
3) Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
Название
Основные свойства
Что получают
Использование
человеком
Условный знак
1. Железная руда
2. Медь
3. Алюминий
4. Полиметал-
лические руды
» Инструктивная карта» для учеников
Источник
Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Задача:
формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные:
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
- Развитие интереса к исследовательской работе;
Регулятивные:
- Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- Умение слушать и понимать других;
- Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Оборудование:
1. Образцы полезных ископаемых.
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности
Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.
Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.
Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?
Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.
Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?
Ответы учащихся.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
3. Проблемная ситуация
Учитель: Что еще относится к природным богатствам?
Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые
Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:
Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Ответы учащихся.
Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)
Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
4. Усвоение новых знаний
Учитель: Что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Практическая работа.
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.
Работаем по плану на стр. 149
1. Название.
2. Основные свойства.
3. Использование.
4. Где добывают в нашем крае.
5. Что может быть из него сделано.
Каждая группа заполняет плакат.
Название | Основные свойства | Использование | Предметы |
1. Гранит | Твердый, прочный, хорошо полируется | Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. | Памятники |
2. Известняк | Твердый, белого или серого цвета | Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) | Мел |
3. Глина | Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая | Кирпичи, черепица, облицовочная плитка | Кирпич |
4. Каменный уголь | Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. | Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. | Лекарства |
5. Нефть | Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом | Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин | Мыло |
6. Железная руда | Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы | Металлы, основное сырье для машин | Ножницы |
Учитель дополняет ответы.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.
Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.
Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.
Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.
Название | Свойства | Применение |
Глина | Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая | Кирпичи, посуда |
Песок | Сыпучие крупинки серого цвета | Строительство, дороги, стекло |
Физминутка
Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.
Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.
5. Закрепление знаний.
Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:
1. Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2. О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.
3. Назовите горючие полезные ископаемые:
А – гранит
Б – нефть
В – газ
Г – каменный уголь
4. Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
2) торф
3) железная руда
4) нефть
5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина
2) известняк
3) торф
4) мрамор
6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) торф
7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
2) цвет
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:
8. О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
6. Рефлексия
Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?
Оцените свою работу на уроке.
7. Домашнее задание.
Дома:
1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159
2) выполните задание в тетради на стр. 52
Источник