Чтобы досуг молодежи был интересным и полезным
На сегодняшний день молодежь становится все более активной, появляются новые технологии, расширяется спектр возможностей для подрастающего поколения. Но у молодых людей по-прежнему существует свободное время, которым они распоряжаются самостоятельно. Возникает ряд вопросов. Чем занимается современная молодежь (14-17 лет) в свое свободное время? Чем полезны эти формы досуга? Для того чтобы получить ответы, мы решили провести социологическое исследование и опросить молодежь в возрасте 14-17 лет. Выбрали мы такой возраст не случайно, ведь от того, какую досуговую деятельность ведет молодой человек в данный возрастной период, зависит его психологическое и умственное развитие, уровень социализации. Это влияет как на его будущую жизнь, так и на жизнь окружающих.
Для начала разберемся, что такое «досуг». Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуются определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. А в наше время досуг – это свободное от трудовых и/или учебных занятий время, это совокупность личностных занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека. Досуг включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно-зрелищного характера, а также отдых и развлечения. В том числе это физически активный и пассивный виды отдыха, общение, развлечение в компании, пустое времяпровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (распитие спиртных напитков, азартные игры и др.), случайные занятия без целей, желаний и потребностей. Отсюда возникает проблема регулирования свободного времени, так как общество и сама деятельность молодежи прямым образом воздействуют на духовное и физическое развитие личности. В то же время досуг выступает относительно самостоятельной сферой, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Это обусловлено увеличением возможностей выбора занятий и дефицитом свободного времени. Проблема его ценности встает каждый раз, когда молодой человек совершает самостоятельный выбор, принимает какое-либо решение.
В нашем социологическом исследовании приняло участие 75 молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет, отдыхающих в ребячьем лагере «Новое поколение» (Пермский край, деревня Дворцовая Слудка). Исследование содержало три блока вопросов, один из которых посвящен свободному времени подростков в общем, второй – досугу в летний период времени, а третий блок был о лагерных мероприятиях. Что касается первого блока вопросов, то 98% опрошенных в свободное время любят встречаться и общаться с друзьями (Рис. 1), 93% проводят время за компьютером, в интернете, 84% любят слушать музыку. Самым непопулярным занятием в свободное время стало получение дополнительного образования – всего 9%. Подумать только, всего 9% молодежи проводят свой досуг образовываясь. Исходя из данных, полученных с помощью первого блока вопросов, мы можем сделать вывод, что у молодежи в таком возрасте существует сильная потребность в коммуникации, поэтому необходимо больше площадок, где молодые люди могли бы общаться друг с другом. Однако не стоит забывать про «мозги», новые умения и навыки, которые потребуются молодежи как в настоящем, так и в будущем, поэтому необходимо внедрять интеллектуальные, познавательные аспекты в досуг молодежи с помощью различных интерактивных, игровых форм.
«Чем занимается молодежь в свободное время?»
По результатам второго блока вопросов в летний период времени молодежь в основном любит (Рис. 2) больше проводить время с друзьями (97%), ходить в кинотеатры (83%), отдыхать с родителями (75%) и в лагере (71%), а меньше всего времени уделяется просмотру телевизора (11%).
«Как молодежь проводит лето?»
По результатам третьего блока вопросов можно сделать вывод, что больше всего молодежи нравятся спортивные (97%) и развлекательные (94%) мероприятия, а менее всего привлекают мероприятия интеллектуального характера (12%). Можно сказать, что у молодежи больше потребность в двигательной активности, нежели в мозговой.
«Какие мероприятия больше нравятся в лагере?»
Исходя из проведенного исследования, мы можем сделать вывод, что молодежи необходима организация свободного времени и досуга с упором на взаимодействие молодых людей в активной и подвижной форме. Можно сформулировать требования к организации и проведению досуга молодежи. Такие требования состоят в том, что он, несомненно должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Однако, рассматривая результаты нашего исследования, мы видим, что молодежь совсем не хочет «напрягать мозги». Поэтому очень важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, но не стоит забывать о будущем молодежи, так как стране нужна развитая во всех сферах молодежь, в том числе и в интеллектуальной. Единственный способ обеспечить именно такой досуг – это предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений. Наиболее удобные формы для этого уже выработаны жизнью: любительские объединения и клубы по интересам.
Сейчас время летних каникул, основная часть подростков Пермского края распланировала свой отдых. На сегодняшний день активно проходят различные тематические, в том числе образовательные смены в детских лагерях. Так, например, необычный лагерь «Нечайка» (https://nechayka.ru/), миссия которого раскрыть творческий потенциал детей; летний городской лагерь «РОБОПАРК» (https://roboperm.center/summer-camp) с изучением возможностей образовательного Lego и с подготовкой творческих проектов; молодежный профильный лагерь «Отдых в стиле КВН» – творческий лагерь, благодаря которому есть возможность перебороть свои страхи и выступить перед аудиторией, в вечерних шоу тренеры и организаторы в шуточной форме предлагают ребятам найти выход из самых разных жизненных ситуаций, а в процессе подготовки к выступлениям учат не только правильно писать шутки, а еще и отличать смешное от не очень смешного, правильно составлять сценарий, ставить спектакль, развивать актерское мастерство и делать многое другое – все это с использованием такого средства, как КВН, с помощью которого можно очень просто, легко и весело получить все эти навыки. Подробную информацию о детских летних лагерях можно найти на сайте «Пермские каникулы» (https://camps.perm.ru).
Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет на его производственно-трудовую сферу деятельности. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора различных форм, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать различную деятельность.
Анастасия Гилева, ПГНИУ
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!
Источник
Молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет долгое время находились под наблюдением исследователей, которые желали узнать о досуге современных подростков. Результаты оказались весьма интересными. Многие думали, что компьютеры и смартфоны делают школьников и студентов одинокими, эмоционально замкнутыми. На самом деле все иначе.
1. Низкий уровень культуры
Эксперты пришли к выводу, что добрая половина подростков не интересует культурной жизнью страны. Молодежь не посещает театр, выставки, художественные галереи и бесплатные лекции.
А опросы показали крайне низкие знания истории и культуры России и мира. Так, например, большинство ребят были удивлены тем, что Третьяковская галерея имеет несколько корпусов, а уж до названий картин и их авторов дело и вовсе не дошло.
Любовь к искусству надо прививать с детства // Фото: womo.ua
2. Миф о занятости
Исследователи отметили, что 9 из 10 подростков полностью свободны в выходные (суббота и воскресенье) и лишь некоторые отметили, что посещают в эти дни репетиторов или спортивные секции. Вопреки расхожему мнению о чрезвычайной занятости современной молодежи, примерно половина из них отметила, что по будням имеют 3-6 часов свободного времени, и лишь четверть ребят загружены делами на постоянной основе.
Полностью загружены учебой лишь 22% опрошенных // Фото: woxpopuli.kz
3. Главное — общение
Не менее распространенным мифом является тезис о том, что большинство современных студентов и школьников сидят в интернете, не общаются со сверстниками, а потому испытывают чувство тоски и одиночества.
Наблюдения экспертов показали, что, как и в прежние времена, основная задача любого подростка — общаться с друзьями. Это может выражаться в разных формах: совместные компьютерные игры, переписка в социальных сетях, видеозвонки и традиционные прогулки по городу.
Фото: mucamp.com
4. «Гулять, гулять и еще раз гулять!»
Согласно проведенному опросу, 91% школьников по-прежнему предпочитает проводить все свободное время вне дома. Ребята отвечали, что гуляют во дворе, парках и торговых центрах. Некоторые сообщили, что любят экстремальные прогулки — например, по заброшенным домам или стройкам.
Достаточно часто молодежь проводит время в кафе, кинотеатрах и магазинах. Причем делают они это не в одиночестве, а обязательно с друзьями, по большей части — сверстниками. Среди совершеннолетних студентов немало тех, кто проводит выходные в ночных клубах или барах. Печально то, что практически нет ребят, которые добровольно ездят отдыхать на природу.
В погоне за необычными кадрами молодежь посещает самые разные места // Фото: yandex.ru
5. Интернет
Да, в последние годы подростки только и делают, что сидят в интернете. Впрочем, сегодня там «зависают» и родители: мамы обмениваются с подругами открытками, а папы сморят видео про автомобили. Школьники и студенты ежедневно проводят в социальных сетях 1,5-3 часа, причем большинство времени уходит на чтение новостей и виртуальное общение.
Примерно шестая часть молодежи постоянно слушает музыку, сидят в приложениях и ищут новые знания. Кстати, компьютерные игры стремительно теряют популярность — в них играет лишь 40% опрошенных.
Фото: techtoday.in.ua
6. Расходы
Деньги — непростая тема для каждого подростка. Абсолютное большинство не имеет собственного заработка, а потому вынуждено просить помощи у родителей. В среднем московские школьники тратят 600-1200 рублей в неделю.
Большая часть идет на еду, кино и другие развлечения. Некоторые ответили, что стараются экономить, чтобы не быть обузой для мамы и папы.
Успехов!
Не забудьте поставить палец вверх и подписаться на канал!
Больше интересного на единственном в Telegram профильном канале для студентов @forstudentss
Источник
Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Вадинск
Пензенской области
Всероссийская акция «Я – гражданин России»
Социальный проект
по организации занятости молодёжи в с. Вадинск
«Досуг современной молодёжи»
Руководитель:
учитель Золотова Ю.В.
с. Вадинск
2014 год
Выявление проблемы.
Основанием для разработки проекта послужила организация Всероссийской акции «Я – гражданин России». Разработчики проекта – учащиеся 5 класса. При работе над проектом была организована инициативная группа из 10 учащихся: Данильченко Антон, Костин Данил, Потапов Павел, Маслова Арина, Сударева Алина, Болдырева Татьяна, Ямашев Сергей, Сердюк Кристина, Старцева Татьяна, Маслова Наталья.
В ходе беседы мы пришли к выводу, что нам нужно выбрать ту проблему, которая была бы реально выполнима. В решении проблемы нам могли бы помочь родители и все заинтересованные лица. И такой стала проблема отсутствия инициативных организаторов досуга молодёжи в вечернее время в с. Вадинск. Мы исходили из того, что у большинства из нас есть старшие братья или сестры, которым часто негде провести свободное время. Необходимо, чтобы их досуг был организован правильно и с пользой для здоровья.
На сегодняшний день во многих учреждениях нашего села (школах, учреждениях дополнительного образования и др.) организована работа секций и кружков, проводятся мероприятия разной направленности, но уровень охваченности молодёжи, на наш взгляд, не достаточно велик.
Определяя проблему, мы провели опрос жителей нашего села в возрасте от 14 до 30 лет. Им предстояло ответить на вопрос «Нужны ли изменения в организации занятости молодёжи в нашем селе?».
Из результатов опроса видно, что большинство считает необходимым изменение ситуации с организацией досуга молодёжи.
При обсуждении проблемы мы исходили из критериев:
реальность решения;
минимум материальных затрат при выполнении поставленных задач;
способствование воспитанию культуры здорового образа жизни.
Форму нашей работы над проблемой можно графически представить в такомвиде.
Разработка идеи: социальный опрос молодёжи с. Вадинск и реализация её досуговых потребностей
Постановка цели: провести в течение 6 месяцев по 2 мероприятия в месяц, на которых будет задействовано не менее 30% молодёжи села Вадинск.
Учёт критериев
Разработка этапов реализации проекта
Проблема: отсутствие инициативных организаторов досуга молодёжи в вечернее время.
Прогнозирование ожидаемых результатов
Разработка методов компенсации рисков
Учёт рисков
II. Сбор информации по проблеме.
Почему эта проблема стала актуальной на данный период? В чем ее важность? Такие вопросы встали перед инициативной группой после того, как была выбрана проблема, над которой предстояло работать. Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно было собрать и проанализировать информацию по заинтересовавшей нас проблеме.
Мы разделились на группы в работе:
группапроводила социальный опрос и анкетирование жителей села в возрасте от 14 до 30 лет.
группа вошла во взаимодействие с представителями Молодёжного парламента при Собрании представителей Вадинского района для получения аналитической информации об организации досуга молодёжи в с. Вадинск.
группа изучала возможные источники помощи при решении проблемы, способы включения населения в этот процесс и возможные риски при реализации проекта.
группа занималась моделированием оснащения помещения с привлечением населения.
группа занималась разработкой видов мероприятий по организации досуга молодёжи.
III . Определение темы проекта.
Из полученной информации мы сделали вывод, что необходимо улучшать досуг молодых людей нашего села. Рациональный отдых, общение очень важны, ведь большую часть своего времени парни и девушки проводят за компьютерами, телевизором или просто толпятся на улицах без дела. В настоящее время нет места, где в уютной обстановке, в тепле они могли бы общаться, готовить концерты, заниматься спортом. Важно обеспечить максимальное включение молодёжи в работу по реализации проекта. Для этого мы решили создать группу активистов из числа молодёжи при взаимодействии с молодёжным парламентом и выстроить план её работы.
При реализации проекта «Досуг современной молодёжи» мы надеемся улучшить культурную обстановку в селе, способствовать интеллектуальному развитию молодёжи. Это главная причина, по которой мы выбрали именно эту тему. Во-вторых, работая над проектом, мы надеемся узнать много интересного и полезного, что может пригодиться нам в дальнейшем.
IV. Обоснование актуальности проекта.
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое провождение времени, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, спорт – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
Занятость части молодёжи в каких-либо секциях, кружках, студиях мало влияет на то, как они проводят свое свободное время. А любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность.
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждения от культуры и искусства молодёжи, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры. Использование свободного времени молодёжью является своеобразным показателем её культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. За последние годы среди молодежи значительно возросло употребление табака, наркотиков и алкоголя. Выросло количество правонарушений и преступлений, совершенных подростками, потому что разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, ценности. Современная социальная ситуация неизбежно приводит молодое поколение к необходимости взять ответственность за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. Необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации досуга молодежи. Поэтому наш проект «Досуг современной молодёжи» – проект, созданный решать социальные проблемы в молодежной сфере.
Цель: провести в течение 6 месяцев по 2 мероприятия в месяц, на которых будет задействовано не менее 30% молодёжи села Вадинск.
Задачи:
улучшение культурной обстановки в селе, способствование интеллектуальному развитию молодёжи;
развитие творческих способностей молодёжи и формирование активной жизненной позиции;
привлечение молодёжи к участию в организации своего досуга;
формирование у молодёжи ответственности за свое будущее.
V.Составление плана реализации проекта«Досуг современной молодёжи».
Выявив актуальность этой проблемы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, мы решили на практике реализовать свои планы. В ходе разработки этой стадии мы не только проанализировали собранную информацию, но и просчитали, каким образом можно решить проблему. Наметили для себя программу действий.
1.Работа групп по направлениям (4 месяца.)
2. Проведение мероприятий с целью организации досуга молодёжи (6 месяцев).
Форму реализации нашего проекта графически можно представить в таком виде.
Проект «Досуг современной молодёжи»
Опрос населения с целью изучения досуговых потребностей
Беседы с заинтересованными лицами
Моделирование оснащения помещения с привлечением населения
Разработка форм мероприятий
Проведение бесед, диспутов, акций
VI.Реализация плана действий
Своё исследование мы начали с анкетирования населения с целью изучения вариантов организации свободного времени молодёжи нашего села и пожеланий по организации досуга. Мы опросили 52 человека. Результаты оказались следующими:
На вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное время?» участники опроса дали такие ответы:
смотрю телевизор – 69%
провожу время в сети Интернет – 77%
занимаюсь спортом – 50%
читаю книги – 27%
гуляю с друзьями – 54%
хожу на дискотеки – 11,5 %
посещаю секции, кружки – 31%
посещаю концерты – 4%
провожу время в магазинах – 4%
посещаю библиотеку – 0%
ничем не занимаюсь – 0%
у меня нет свободного времени – 11,5%
На вопрос «Чего не хватает или мало в организации свободного
времени для молодёжи в Вадинске?» участники опроса ответили:
клуба (досугового центра)- 45%
кафе – 29%
бассейна – 2%
всё устраивает – 19%
бара- 5%
В классе мы проводили беседы «Как я отдыхаю», «Активный и пассивный отдых»
«Проблемы организации досуга в селе»
диспут «Спорт: вред или польза», акцию «Мы за спорт!».
Из средств массовой информации: газет, журналов, телевидения и сети Интернет мы узнали возможные формы организации досуга молодёжи, такие, как:
создание клубов по интересам;
проведение соревнований;
оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, профилактические мероприятия, занятия аэробикой;
конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВН, клубы эрудитов);
вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы);
камерные формы работы – литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные;
диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции;
экскурсионная работа – ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы;
встречи с интересными людьми, построенные в различных формах — беседы, программы по сюжетам телевизионных передач («Большая стирка», «Маска-откровение», «Моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы;
концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей.
постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.
Мы изучили специальную литературу, интернет, где есть много сайтов о дизайне помещений. Имея в виду здание клуба в микрорайоне МОУ ООШ с. Вадинск, мы отобрали несколько вариантов, которые можно воплотить в жизнь своими силами.
Также мы предлагаем собственные варианты, к разработке которых привлекли молодёжь нашего микрорайона (см. Приложение). При моделировании оснащения помещения мы опирались на данные опроса, который показал, что молодым людям нужно оборудованное место проведения досуга. Мы учитывали, что в помещении должно быть место для отдыха, занятий спортом, подготовки к концертам и прочее. Так, в фойе сельского клуба можно проводить разного рода выставки или организовать прокат лыж, коньков и т.д.; в одной из комнат можно оборудовать небольшой спортзал, а на сцене будет уместна подготовка к концертам и проведение дискотек, творческих гостиных.
Работу над нашим проектом мы разделили на три части: исследование, подготовка, реализация.
Исследование включает в себя исследование литературы, средств массовой информации, Интернета, анализ опроса.
Подготовка к реализации проекта предусматривает конкурс среди заинтересованных лиц на лучшую модель оснащения помещения, изучение ресурсов Интернета.
Реализация проекта: создание инициативной группы, сотрудничество с молодёжью села при оснащении помещения, составление предварительного плана мероприятий.
Проект по организации досуга молодёжи экономически выгоден, поскольку для его реализации рационально привлечение молодёжи и минимальные финансовые затраты. Инструменты и материалы нам предоставят инициативные люди из числа молодёжи, мы рассчитываем и на помощь молодёжного парламента и молодёжной администрации.
В ходе экскурсии и беседы с депутатом Собрания представителей Вадинского района Комковой Ольгой Николаевной мы выяснили, что помещение сельского досугового центра в микрорайоне основной школы с. Вадинск находится в хорошем состоянии, главной проблемой является отсутствие отопления.
Мы рассчитали минимальные финансовые затраты на подготовку 1 комнаты к функционированию:
Встретившись с заместителем Главы администрации Вадинского района Гуляевой Галиной Викторовной, мы узнали, что здание сельского досугового центра находится в собственности муниципального образования «Вадинский сельсовет».
VII. План реализации проекта.
Опрос населения об организации занятости молодёжи в вечернее время.
Ответственный: Костин Данил, Маслова Наталья
Время:10 дней (сентябрь)
Ресурсы: опросные листы.
2) Изучение рисков разработчиками проекта:
отсутствие желающих быть в составе инициативной группы;
отсутствие спонсоров, нежелание населения помочь;
малый процент участвующих в разработке моделей;
малый процент участвующих в оснащении помещения.
Мы проработали методы компенсации рисков (1 неделя) (сентябрь):
разработчики проекта– активные участники инициативной группы;
обращение к населению;
участие в конкурсах для получения средств на реализацию проекта.
Ответственный: вся группа
Время: (1 неделя) (сентябрь)
Ресурсы: —
Создание инициативной группы(из числа молодёжи).
Ответственный: Потапов Павел
Время: в течение работы над проектом
Ресурсы:-
Поиск финансирования (поиск спонсоров, работа с выпускниками основной школы с. Вадинск, привлечение населения микрорайона; оснащение помещения).
Ответственный: Данильченко Антон
Время:1 месяц (сентябрь-октябрь)
Ресурсы: денежные средства.
Моделирование оснащения помещения с привлечением населения.
Ответственный: Старцева Татьяна
Время:2 недели (октябрь)
Ресурсы: модели оснащения
Оснащение помещения с привлечением заинтересованных лиц.
Ответственный: Ямашев Сергей, Костин Данил
Время: 2 месяца (ноябрь-декабрь)
Ресурсы: оборудование, отделочные материалы
Общее затраченное время: 4 месяца
Проведение мероприятий созданной нами инициативной группой из числа молодёжи (6 месяцев)
Ожидаемый результат:
увеличение количества занятой молодёжи в течение 6 месяцев с момента начала мероприятий до 30%.
Оформление материалов проекта (оформление портфолио проекта, фотографий, создание презентации).
Источник