Чувства полезные и вредные урок по психологии
Деятельность психолога
Деятельность участников
- Вводная часть.
— Здравствуйте! Мы с вами встретились сегодня на тренинговом занятии, которое посвящено нашим чувствам и эмоциям.
1) Сбор ожиданий участников.
— Что вам было бы важно, интересно узнать в рамках этой темы?
2) Разминка «Найди плюсы и минусы».
— Я сейчас предложу вам ситуацию, а ваша задача – постараться найти в ней плюсы и минусы.
- Вы собирались поехать в гости к другу (подруге) и очень ждали этой встречи, но вдруг в последний момент все сорвалось.
- Вы давно мечтали о новой компьютерной игре и наконец родители купили вам ее.
— Какие сложности были у вас при выполнении этого упражнения?
— Удалось ли вам посмотреть на ситуацию, которая вас расстраивала, с положительной точки зрения и наоборот?
— Я хотела поделиться с вами одним высказыванием, которое мне очень нравится. «Все и вся стоят на вашей стороне, если вы решите так смотреть на вещи» (Х.Корнелиус)
- Основная часть.
3) Упражнение «Клубок чувств».
— А сейчас я предлагаю вам встать. У меня есть 2 клубка. Я сейчас держу в руках розовый клубок, часть ниточки наматываю себе на палец, называю какое-то очень приятное для меня чувство, которое мне очень нравится испытывать, и кидаю клубочек кому-то из вас. Тот, у кого, черный клубок, должен назвать какое-то самое негативное, неприятное для вас чувство, которое бы вы никогда не хотели испытывать, и тоже передать клубок следующему участнику и так до тех пор, пока у каждого не побывают оба клубочка.
— А теперь давайте положим то, что у нас получилось, на пол. На что это похоже?
4) Упражнение «Польза и вред эмоций»
— Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение и для этого разделиться на группы. У нас будет 3 группы по 4 человека. Постарайтесь выбрать себе в партнеры тех людей, с которыми вы общались меньше, чем с остальными. Найдите себе партнеров и организуйте свое пространство для обсуждений, а потом я расскажу, что мы будем делать дальше.
— Сейчас каждой команде я предложу по 3 эмоции. Ваша задача сформулировать пользу и вред каждой. Свои выводы оформите, пожалуйста, на отдельных листах в виде таблички.
Название эмоции | |
Ее польза | Ее вред |
— Давайте развесим то, что вы наработали в своих группах и обсудим, что же у нас получилось.
— Какие сложности были у вас при выполнении этого упражнения? Удалось ли вам поменять привычный угол зрения и увидеть в отрицательной эмоции ее пользу и наоборот?
— Посмотрите на наш ковер, который мы сделали в начале занятия. Там как будто все тесно переплетено – положительные, отрицательные чувства. Так же и в жизни – нельзя испытывать только положительные чувства, мы с вами сейчас разобрали, что отрицательные( или те, которые принято так называть) тоже нам для чего-то нужны, сигнализируют нам о чем-то важном (страх, например). Представьте себе, если бы мы еще раскрасили каждую эмоцию в свой цвет, то у нас бы получилась палитра жизни, ведь в жизни в природе не бывает только белого и черного, а рядом сосуществуют разные цвета и оттенки.
- Подведение итогов.
— Что для вас сегодня было самым важным, что вы положите в свою копилочку опыта и как вы это сможете использовать в жизни?
Формулируют свои ожидания
Записывают «плюсы» и «минусы»
Обсуждают
Называют одно позитивное чувство и одно негативное
Делятся на малые группы
Работают в группах и оформляют выводы
Обсуждают
Обсуждают
Источник
Çàíÿòèå ¹ 12. Ýìîöèè è ÷óâñòâà
Öåëü: àêòóàëèçàöèÿ îïûòà è çíàíèé, îòíîñÿùèõñÿ ê ýìîöèîíàëüíîé ñôåðå. Òðåíèðîâêà óìåíèÿ âûðàæàòü ñâîå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå.
1. Ðèòóàë ïðèâåòñòâèÿ
2. Ïàëüöû
Äåòè îáðàçóþò êðóã. Êàæäûé ñæèìàåò ðóêó â êóëàê, è ïî êîìàíäå âåäóùåãî âñå «âûáðàñûâàþò» ïàëüöû. Ãðóïïà ñòðåìèòñÿ ê òîìó, ÷òîáû âñå ó÷àñòíèêè íåçàâèñèìî äðóã îò äðóãà «âûáðîñèëè» îäíî è òî æå ÷èñëî.
Ó÷àñòíèêàì çàïðåùåíî äîãîâàðèâàòüñÿ, ïåðåìèãèâàòüñÿ èëè ïûòàòüñÿ ñîãëàñîâàòü ñâîè äåéñòâèÿ äðóãèìè «íåçàêîííûìè» ñïîñîáàìè. Èãðà ïðîäîëæàåòñÿ äî òåõ ïîð, ïîêà íå äîñòèãíåò ñâîåé öåëè.
Àíàëèç.
Ìîæíî âûÿâèòü ëèäåðîâ (òåõ, êòî ïîñòîÿííî «âûáðàñûâàåò» ñâîå ÷èñëî ïàëüöåâ) è òåõ, êòî ïîä íèõ ïîäñòðàèâàåòñÿ. Âîçìîæíî ïîÿâëåíèå «íåãàòèâèñòà», óïîðíî ãíóùåãî ñâîþ ëèíèþ äàæå ïîñëå òîãî, êàê ìåæäó îñòàëüíûìè ó÷àñòíèêàìè óæå äîñòèãíóòî îïðåäåëåííîå ñîãëàñèå.
3. Ýìîöèè
Ýìîöèè (îò ëàòèíñêîãî emoveo ïîòðÿñàþ, âîëíóþ) îòðàæàþò îêðóæàþùèé ìèð â ôîðìå íåïîñðåäñòâåííîãî ïåðåæèâàíèÿ ÿâëåíèé è ñèòóàöèé, îáóñëîâëåííîãî òåì, íàñêîëüêî ïîñëåäíèå óäîâëåòâîðÿþò íàøè ðàçíîîáðàçíûå ïîòðåáíîñòè.
Ëþáàÿ íîâàÿ ñèòóàöèÿ, èíôîðìàöèÿ, êîòîðàÿ ñïîñîáñòâóåò óäîâëåòâîðåíèþ ïîòðåáíîñòåé (èëè ïîâûøàåò âåðîÿòíîñòü èõ óäîâëåòâîðåíèÿ), âûçûâàåò ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè, à èíôîðìàöèÿ, ñíèæàþùàÿ ýòó âåðîÿòíîñòü, íåèçáåæíî âûçûâàåò îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè. Ïîýòîìó â îäíèõ ñëó÷àÿõ ìû âûáèðàåì òàêîå ïîâåäåíèå, êîòîðîå ïîìîãàåò óñèëèòü, ïîâòîðèòü ðàäîñòü, âîñõèùåíèå, èíòåðåñ; â äðóãèõ òàêîå, êîòîðîå îñëàáëÿåò èëè ïðåäîòâðàùàåò ñòðàõ, îãîð÷åíèå, ãíåâ. Òàê ýìîöèè ðåãóëèðóþò íàøå ïîâåäåíèå.
Èçìåíåíèå îáùåãî ýìîöèîíàëüíîãî ôîíà ìû íàçûâàåì íàñòðîåíèåì.
Âûñøåé ôîðìîé ðàçâèòèÿ ýìîöèé ÿâëÿþòñÿ ÷óâñòâà ïî îòíîøåíèþ ê ÷åìó-ëèáî, ê êîìó-ëèáî, ñâÿçàííîìó ñîîòâåòñòâåííî ñ âûñøèìè ïîòðåáíîñòÿìè ÷åëîâåêà. Îíè áîëåå ñëîæíû è ìîãóò áûòü äàæå ïðîòèâîðå÷èâûìè. ×óâñòâî ëþáâè ìîæåò âêëþ÷àòü â ñåáÿ ãîðäîñòü çà ëþáèìîãî ÷åëîâåêà è ðàäîñòü îò åãî óñïåõîâ â ñî÷åòàíèè ñ æàëîñòüþ ê íåìó, ñòðàõîì çà åãî æèçíü è îïàñåíèåì ïîòåðÿòü åãî ëþáîâü. Èíîãäà ëþäè ñ óäèâëåíèåì îáíàðóæèâàþò, ÷òî èíîãäà èñïûòûâàþò ãíåâ è íåíàâèñòü ïî îòíîøåíèþ ê ëþáèìîìó.
Ýìîöèîíàëüíûé îïûò ÷åëîâåêà îáîãàùàåòñÿ â ïðîöåññå ëè÷íîñòíîãî ðîñòà ÷åðåç ñîïåðåæèâàíèå, âîçíèêàþùåå ïðåæäå âñåãî â îáùåíèè ñ äðóãèìè ëþäüìè. Ýìîöèè è ÷óâñòâà âàæíåéøèé ðåãóëÿòîð ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåíèÿ.
4. «Èìåíà» ÷óâñòâ
Êàæäûé ïîäðîñòîê çàïèñûâàåò ñòîëüêî «èìåí» ÷óâñòâ, ñêîëüêî ñìîæåò. Ïîäðîñòîê, çàïèñàâøèé íàèáîëüøåå êîëè÷åñòâî, çà÷èòûâàåò, à ïñèõîëîã â ýòî âðåìÿ çàïèñûâàåò ñëîâà íà äîñêå. Çàòåì ïîäñ÷èòûâàåòñÿ êîëè÷åñòâî ñîâïàäåíèé ýòèõ ñëîâ è ñëîâ äðóãèõ äåòåé.
Àêòóàëèçèðóþòñÿ íàèáîëåå èçâåñòíûå (à çíà÷èò, ïðåäïîëîæèòåëüíî, íàèáîëåå èñïîëüçóåìûå) ýìîöèè è ýìîöèîíàëüíûå ñîñòîÿíèÿ, îáúÿñíÿåòñÿ ðàçíèöà ìåæäó ýìîöèåé è ýìîöèîíàëüíûì ñîñòîÿíèåì.
Äåòè çàíîñÿò â òàáëèöó ÷óâñòâà, êîòîðûå äëÿ íèõ õàðàêòåðíû, è òå ÷óâñòâà, êîòîðûå îíè èñïûòûâàþò ñåãîäíÿ.
 ïåðâîé êîëîíêå âûïèñûâàþòñÿ «èìåíà» ÷óâñòâ. Çàòåì âûáèðàåòñÿ ÿ÷åéêà, ñîîòâåòñòâóþùàÿ ìåñòó, ãäå ýòî ÷óâñòâî âîçíèêàåò (ìåñò ìîæåò áûòü íåñêîëüêî), â ÿ÷åéêàõ ïðîñòàâëÿþòñÿ êðåñòèêè.
 ïåðâîé ÷àñòè òàáëèöû çàïèñûâàþòñÿ ÷óâñòâà, êîòîðîå ÷àùå âñåãî èñïûòûâàëèñü çà ïîñëåäíèå ïîëãîäà, âî âòîðîé ÷óâñòâà, êîòîðûå ó÷àñòíèê èñïûòûâàë ñåãîäíÿ.
Ìîæíî ïî 510-áàëëüíîé ñèñòåìå îöåíèòü èíòåíñèâíîñòü ÷óâñòâà.
Äåòÿì ïðåäëàãàåòñÿ âûÿñíèòü, êàê îêðóæàþùèå ëþäè ïîíèìàþò íàøè ÷óâñòâà.
5. Çåðêàëî
Îäèí ÷åëîâåê ïîêàçûâàåò êàêóþ-ëèáî ãðèìàñó ñîñåäó. Òîò, â ñâîþ î÷åðåäü, «ïåðåäðàçíèâàåò» åãî êàê ìîæíî òî÷íåå è ïåðåäàåò äàëüøå ñâîåìó ñîñåäó. «Ãðèìàñà» ïåðåäàåòñÿ ïî êðóãó.
Óïðàæíåíèå çàêàí÷èâàåòñÿ, êîãäà ãðèìàñà âîçâðàùàåòñÿ ê ïåðâîìó ó÷àñòíèêó.
Òàêèì æå îáðàçîì «ïåðåäàþòñÿ» åùå íåñêîëüêî ýìîöèé.
Îáñóæäåíèå.
Êàêîâ ìåõàíèçì óçíàâàíèÿ ÷óâñòâà?
Êàêèå ìûøöû çàäåéñòâîâàíû?
×òî âû ÷óâñòâóåòå, êîãäà âèäèòå ìèìè÷åñêîå èçîáðàæåíèå ýìîöèè?
6. Ïèêòîãðàììà
Ñåé÷àñ ÿ ðàçäàì íåêîòîðûì èç âàñ êàðòî÷êè, íà êîòîðûõ îáîçíà÷åíû òå èëè èíûå ýìîöèîíàëüíûå ñîñòîÿíèÿ. Ïîëó÷èâøèå êàðòî÷êè ïðî÷èòàþò, ÷òî íà íèõ íàïèñàíî, íî òàê, ÷òîáû íàäïèñü íå âèäåëè äðóãèå ÷ëåíû ãðóïïû, è çàòåì ïî î÷åðåäè èçîáðàçÿò ýòî ñîñòîÿíèå. Ìû âñå áóäåì ñìîòðåòü è ïîñòàðàåìñÿ ïîíÿòü, êàêîå ñîñòîÿíèå èçîáðàæåíî.
7. Î ïîëüçå è âðåäå ýìîöèé
À. Îáñóæäåíèå.
Áûâàþò ëè áåñïîëåçíûå èëè ñòîïðîöåíòíî âðåäíûå ÷óâñòâà?
Áûâàþò ëè ÷óâñòâà, íå ïðèíîñÿùèå àáñîëþòíî íèêàêîãî âðåäà?
Á. Ó÷àñòíèêè ðàçáèâàþòñÿ íà ãðóïïû ïî 35 ÷åëîâåê, æåëàþùèå ìîãóò ðàáîòàòü è ïàðàìè, è â îäèíî÷êó, è çàïîëíÿþò òàáëèöó:
ß ïðåäëàãàþ äëÿ èññëåäîâàíèÿ äâà ÷óâñòâà: ëþáîâü è ëåíü. Åñëè ãðóïïà çàõî÷åò ïðîäîëæèòü ðàáîòó, âûáåðèòå ëþáîå òðåòüå ÷óâñòâî ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ.
8. Ñêóëüïòîð ãëèíà
Âñå äåòè äåëÿòñÿ íà ïàðû. Êàæäàÿ ïàðà äîãîâàðèâàåòñÿ, êòî áóäåò «ñêóëüïòîðîì», à êòî «ãëèíîé». Êàæäûé «ñêóëüïòîð» äîëæåí çàäóìàòü êàêîå-òî ÷óâñòâî, çàïèñàòü åãî íà êàðòî÷êó, ñïðÿòàòü åå â êàðìàí è íèêîìó íå ïîêàçûâàòü.
Ïîñëå òîãî êàê íàçâàíèå ñêóëüïòóðû çàãàäàíî, «ñêóëüïòîð ðàçìèíàåò ãëèíó»: äåëàåò «ëåãêèé ìàññàæ», ÷òîáû èç ìÿãêîé, ïîäàòëèâîé ãëèíû âûëåïèòü çàäóìàííóþ ñêóëüïòóðó.
Çàòåì ñêóëüïòîð ñòàâèò ñòàòóþ â íóæíóþ ïîçó, ïðèäàåò åå ëèöó íóæíîå âûðàæåíèå è ïðîèçíîñèò ìàãè÷åñêóþ ôîðìóëó: «Øåäåâð çàêîí÷åí!» Îò «ñêóëüïòóðû» òðåáóåòñÿ òîëüêî îäíî: íàçâàòü ñåáÿ, ò. å. óêàçàòü, êàêîå ÷óâñòâî âûðàæàåòñÿ äàííîé ïîçîé è ìèìèêîé. Ïîëó÷èâ îò «ñêóëüïòóðû» îòâåò, «ñêóëüïòîð» äîñòàåò êàðòî÷êó ñ òàéíîé çàïèñüþ. Åñëè îòâåò ñîâïàäåò ñ çàìûñëîì, «ñêóëüïòóðà» îòïðàâèòñÿ íà âûñòàâêó øåäåâðîâ.
Ïîñòàìåíòàìè ñëóæàò ñòóëüÿ, à âîñõèùåííûìè çðèòåëÿìè ìîãóò áûòü âñå æåëàþùèå óãàäàòü íàçâàíèå ñêóëüïòóðû. Åñëè çðèòåëè òîæå óãàäûâàþò íàçâàíèå, àâòîð øåäåâðà ïîëó÷àåò çâàíèå «Ëó÷øèé âûðàçèòåëü ÷óâñòâ».
Êàæäûé ó÷àñòíèê äîëæåí ïîëó÷èòü âîçìîæíîñòü èñïûòàòü ñåáÿ êàê â ðîëè «ñêóëüïòîðà», òàê è â ðîëè «ãëèíû».
9. Äîìàøíåå çàäàíèå
Ïåðåä çåðêàëîì âûëåïèòü èç ñàìîãî ñåáÿ ñêóëüïòóðó ïîä íàçâàíèåì «Áîäðîñòü, óâåðåííîñòü, ñèëà, æèçíåðàäîñòíîñòü». Çàïîìíèòü ïîçó è ìèìèêó. «Íàäåâàòü è íîñèòü» ýòó ïîçó òðè ðàçà â äåíü.
10. Ðèòóàë ïðîùàíèÿ
Источник
Тренинговое занятие
Тема: «Принятие чувств ребенка»
Цель: обучение навыкам активного слушания.
Приветствие
Упражнение № 1. «Здравствуйте!»
Процедура проведения: участники сидят в кругу. Ведущий выходит в круг, выбирает следующего человека, подходит к нему, здоровается, пожимая руки. Вышедший участник свободной рукой приветствует другого. Образуется цепочка, в которой игроки держаться за руки. По команде ведущего громко говорят друг другу «Здравствуйте!».
Входная рефлексия:
— с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?
— чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?
Разминка
Упражнение № 2. «Комплименты»
Процедура проведения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Катя, у тебя замечательная прическа» и др. Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику тренинговой группы.
Информационный блок
«Психологические механизмы подавления чувств»
Ведущий рассказывает о психологических механизмах подавления чувств и компенсации составляется в соответствии с образовательным уровнем участников. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную силу. Название и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».
Упражнение № 3. «Памятник чувству»
Процедура проведения: это вариант известной техники «Скульптор», являющейся одновременно и разминочным упражнением, и хорошим введением в тему. Родители работают в парах, один выполняет роль «глины», другой — «скульптора». «Скульпторы» получают карточки с названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера.
На этапе обсуждения родителям предлагается ответить на два дополнительных вопроса:
1. Когда вы испытываете данное чувство по отношению к своему ребенку?
2. Когда, по вашему мнению, ребенок испытывает его по отношению к вам?
Упражнение 4. «Принятие чувств»
Процедура проведения: участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:
- «Не смей его бить! Это же твой брат! / «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».
- «Не бойся. Собака тебя не тронет»/ «Симпатичный пес…Но если боишься – давай перейдем на другую сторону».
- «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» / «Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?».
- «Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты…»/ «Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь меня за руку».
В процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся с понятием «активного слушания». Слушать активно – значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой. Навык активного слушания невозможно выработать одним упражнением, на одном занятии. Поэтому к этой теме необходимо возвращаться на протяжении всего курса.
Домашнее задание
Родителям предлагаются вопросы для определения степени их осведомленности в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома.
Вот примерный перечень вопросов для школьников и родителей:
- Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.
- Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.
- Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.
- В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как…, а не нравится и т.д.
Завершение
Упражнение № 5. «Полянка
Процедура проведения: родители рисуют ромашки, лепестки по количеству присутвующих. Рисунки запускаются по кругу, где участники записывают пожелания друг другу.
Выходная рефлексия:
— Чем полезна именно для вас данная встреча?
— Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
— Какие конкретные приемы вы будете использовать?
— Ваши пожелания на следующее занятие.
Источник
Занятия по программе «Тропинка к своему Я» для 7 класса
Тема: «Почему нам нужно изучать чувства»
Цель: обратить внимание подростков на важность эмоциональной сферы в жизни человека.
1. Ритуал приветствия.
2. Введение в тему.
-Каждый человек на Земле задавал себе вопрос: Кто я? Для чего живу? Что чувствую по отношению к себе и другим?
-Сегодня мы поговорим об эмоциональной сфере человека.
Постараемся ответить на вопрос: «Почему нам нужно изучать чувства?»
Подумайте и скажите, чем может эта тема вам быть полезной.
Вывод:
— уметь контролировать свои чувства, сдерживаться в случае необходимости;
— понимать себя;
— понимать окружающих;
— общаться без конфликтов.
Человек по-разному относится к предметам, явлениям, событиям, другим людям, своей личности.
Что-то радует его, что-то печалит или возмущает. Это эмоциональное проявление личности. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, положительные и отрицательные эмоции, чувства, настроения и стресс.
На протяжении жизни человек учится по различным внешним признакам судить об эмоциональном состоянии других людей. Исходя из общепринятых в данном обществе правил и представлений о приличии, культуре поведения, мы вырабатываем адекватные средства речевой, мимической и жестикулятивной выразительности, способы самопрезентации, рассчитывая при этом что нас поймут и ответят взаимностью.
3. Тренинг «Что чувствовала Вика»
Предлагаю вам потренироваться в понимании чувств других людей.
Прослушайте сейчас диалог и запишите на листочках те чувства, которые девочка испытала во время этой беседы.
4. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
5. «Коллективный рисунок» на летнюю тему. Каждый изображает одну деталь летнего рисунка. Затем по команде передать другому. Придумать позитивное название картине, по желанию составить рассказ.
-Какие чувства испытали при выполнении работы?
6. Рефлексия
Почему нам нужно изучать чувства?
Диалог психолога и Вики
П.- Здравствуй, Вика. Ты какая-то не такая, как обычно. С тобой что-то случилось?
В. По большому счету со мной ничего не случилось. Но внутреннее состояние какое-то не такое, как обычно. У меня складывается впечатление, что я не такая, как все, что никто не хочет со мной общаться из-за моих недостатков, которых у меня море.
П. То что ты не такая, как все, — это хорошо, это говорит о твоей индивидуальности. Разве это плохо?
В. – То, что я не такая, как все, может быть, и не очень плохо. Просто очень не хочется выделяться и быть белой вороной среди своих одноклассников и друзей. Я думаю, что именно из-за этой, как вы сказали, непохожести у меня мало хороших друзей, на которых я могла бы положиться, а близкой подруги у меня вообще нет и никогда не было. И посекретничать не с кем.
П. – А ты не пыталась поговорить об этих трудностях с папой и мамой?
В. С моими предками вообще беда. По-моему им до меня нет никакого дела. Они полностью поглощены своей работой. Мы практически не общаемся. Так только за ужином. Да и то они интересуются только моими оценками. Но по большому счету мне всё равно. Не донимают меня нудными нотациями, и ладно. Я как-нибудь сама справлюсь со своими проблемами.
П. Ты уверена в том, что им безразлична твоя жизнь?
В. Да. Но даже если им хотелось бы что-нибудь узнать обо мне, я вряд ли рассказала бы им о своих трудностях. Сказала бы, что у меня всё в порядке, что меня всё устраивает. Дома я люблю посидеть одна, подумать, помечтать, наконец. Хотя может быть, я веду себя слишком эгоистично по отношению к окружающим.
П. В чем это проявляется?
В.- Наверное, в том, что я во всем и всегда хочу быть первой.
П. – А принесет ли тебе это радость? У тебя могут появиться завистники и соперники. Тебе этого хочется?
В. – Не знаю. Я уже сама запуталась, чего мне хочется на самом деле
(Вика замолчала и опустила голову)
П. Хорошо, давай поговорим о твоих недостатках. Лично я их не вижу.
В. Не может быть. Вы просто хотите мне поднять настроение. Вы только посмотрите на мой нос! Он огромный!!!!!
Ощущение такое, будто на лице, кроме него, ничего нет. А эти узкие, как щелочки глаза! А эти жуткие и кривые зубы! Улыбнуться страшно, не то что смеяться. И потом я самая аленькая в классе. Мне всегда кажется, что за спиной меня дразнят мелкотой.
П.По-моему, ты всё преувеличиваешь. Ты слишком пристально рассматриваешь себя в зеркале. И слишком критично и нетерпеливо относишься к происходящим в тебе перемены. Здесь нужно время. Главное, ты станешь по- другому воспринимать себя. Нужно научиться любить себя, а не ругать за то-то и то-то.
В. Может быть, вы и правы. Мне нужно подумать об этом.
Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
Дайте ответ «ДА» или «НЕТ»
1. Мне кажется, трудно подражать другим людям.
2. Я бы, пожалуй, мог при случае «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я преживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах, в учебе и в отношениях с друзьями, я стараюсь быть такими, каким меня ожидают увидеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми и друзьями.
10. Я всегда такой, каким кажусь.
Интерпретация
Начислите себе по 1 баллу за ответ «НЕТ» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «ДА» на все остальные.
Если вы отвечали искренно, то о вас можно сказать следующее.
0 – 3 У вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменить в зависимости от ситуации.
Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4 – 6 У вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться с окружающими людьми.
7 – 10 У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
Источник