Д и фельдштейн общественно полезная деятельность
Школа и учение по-прежнему занимают большое место в жизни подростка, но на ведущие позиции, как считает Д. И. Фельдштейн, выходит не учение, а общественно полезная деятельность, в которой реализуется его потребность в самоопределении, самовыражении, признании взрослыми его активности (участие в спортивных, творческих кружках, секциях и факультативах, посещение студий, участие в молодежных общественных организациях и т.д.).
Разные авторы вкладывают разный смысл в понятие общественно полезной деятельности. Одни полагают, что это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других людей, коллектива и общества в целом. Другие считают, что общественно-полезный характер приобретает любая деятельность, выполняемая для коллектива, общества. Третьи думают, что это деятельность, которая исключает производственные цели, а имеет лишь воспитательные. Все это обусловлено тем, что подростковый период сензитивен к той стороне деятельности, которая касается отношений с людьми, усвоения норм, правил, моделей этих отношений.
Формы общественно полезной деятельности могут быть любыми — трудовая, учебная, художественная, общественная, спортивная и т.д. Однако, если учебная деятельность систематизирована и организована для подростков, общественно полезная часто игнорируется или организуется на формальном уровне.
Д. И. Фельдштейн отмечает следующие факты:
1) общественно полезная деятельность школьников часто не является обязательным компонентом воспитательного процесса, не учитывается ее значимость для подростков;
2) общественно полезная деятельность не дифференцирована по возрастам;
3) общественно полезная деятельность часто ограничена рамками классного или школьного коллектива, что деформирует ее развивающее и воспитательное воздействие;
4) формально производимая общественно полезная деятельность не затрагивает мотивационную сферу подростков. Эти и другие факты обусловливают «отчуждение» подростков от этой деятельности, прививают отношение к ней как к чему-то постороннему, не нужному и не оцениваемому взрослыми.
Попытки выделить структуру общественно полезной деятельности с тем, чтобы ее формировать, предпринимались неоднократно. Лучше всего это удалось. Леонтьеву, различавшему в общественно полезной деятельности несколько компонентов: 1) ее мотивом является личная ответственность за порученное дело как реализация потребности в самовыражении себя в обществе; 2) ее содержанием является общественно полезное дело (особенно эффективным оказывается включение в трудовую, производственную деятельность, поэтому сейчас так много говорят о том, чтобы узаконить работу подростков после школьных занятий); 3) ее структура задается многоплановыми, определяемыми поставленными целями взаимоотношениями подростка в системе различных групп. Это значит, что во главу угла построения общественно полезной деятельности ставится задача сформировать систему мотивов на основе потребности подростков в самовыражении в общественно оцениваемых делах, потребности в общении, вовлекающем его в систему социальных отношений.
Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений со взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность, не считаясь с его интересами, требованиями, желаниями. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми, отражающий асимметричное, неравноправное положение ребенка, становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлениям о собственной взрослости. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, т.е. на признание взрослыми его равноправия с ними.
Источник: Сапогова Е.Е. «Психология развития человека»
Источник
153
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ
ПОДРОСТКОВ
Л. И. УМАНСКИЙ
Кострома
Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. —
М.: Педагогика, 1982. — 224 с.
Актуальность проблем воспитания, значение исследования
условий, путей, механизмов, закономерностей формирования человека как личности
обусловливают повышенное внимание к каждой новой работе, где ставятся и
решаются эти вопросы. Рассматриваемая монография представляет собой
фундаментальную работу в области возрастной и педагогической психологии, где
сформулирован ряд принципиально новых важных положений.
Исследование специфики формирования
личностных качеств на разных возрастных этапах занимает важное место в общем
процессе оптимизации воспитания подрастающего поколения. В подростковом
возрасте происходит, наиболее активное присвоение ребенком человеческих норм
взаимоотношений. Поэтому в задачи воспитания входит подготовка подростков к
новым, более высоким уровням общественных отношений.
Монография базируется на кардинальных
положениях советской психологической науки. Имеется в виду, во-первых,
деятельностный принцип, определяющий процесс формирования личности как
развитие, преобразование иерархических отношений деятельностей; во-вторых,
современная, периодизация психического развития, базирующаяся — на вычленении
специфических для каждого периода детства ведущих типов деятельности;
в-третьих, выделение в едином процессе деятельности двух разных сторон ее
существования: предметной (практической и познавательной) и деятельности,
направленной на развитие взаимоотношений с людьми, обществом, обеспечивающей
формирование социальной активности ребенка.
Без усвоения норм взаимоотношений
невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой
происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им
своего места в системе отношений «я я мои сверстники», «я ц взрослые», «я и
общество». Для подростка характерны осознание своих растущих возможностей,
интенсивное стремление к самостоятельности, к утверждению себя среди
окружающих,, потребность в признании со стороны взрослых его прав, его
потенциальных возможностей. Но для такого утверждения необходимы условия,
обеспечивающие активную позицию подростка в системе общества. А это возможно
только в деятельности, получающей признание других людей, положительную
общественную оценку.
В книге Д. И. Фельдштейна общественно
полезная деятельность рассматривается как особый тип деятельности. Ее мотив —
польза для общества — отвечает потребности самовыражения себя как личности,
творчески относящейся к общему делу. Речь здесь идет о формировании личной
ответственности подростка как формы проявления его общественной сущности,
осознания единственно возможного пути включения себя в общество. Автор
подчеркивает, что критерием оценки общественно полезной деятельности подростка
является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень
сформированности ответственного отношения к общему делу.
Нам представляется, что проведенный в
рецензируемой книге анализ общественно полезного типа деятельности как
психологического явления имеет большое и теоретическое, и практическое
значение, ибо речь идет о типе деятельности, заключающем в себе особые
возможности воспитания подростков, формирования
154
социальных установок растущих людей.
В рецензируемой книге убедительно
показано, что в общественно полезной деятельности подростков создаются условия
формирования определенной иерархии мотивов, где ведущим становится мотив личной
ответственности перед обществом. Однако возможности активной глубокой
перестройки мотивационно-потребностной сферы подростка в наибольшей степени
реализуются только в особом, специально задаваемом типе общественно полезной
деятельности. К сожалению, проведенный автором анализ показал, что
организованная в школе общественно полезная деятельность не формирует стойких
мотивов, отвечающих ее целевой направленности, хотя и играет важную роль в
нравственном воспитании. В книге обобщенно представлен многолетний опыт
специальной организации общественно полезной деятельности подростков,
базирующейся на четко разработанных принципах, на учете психологических
особенностей детей.
Монография хорошо структурирована,
отличается логической стройностью и последовательностью изложения основных
положений. Во «Введении» автор четко излагает исходные методологические посылки
построения психологических основ особого типа общественно полезной
деятельности. В первой главе рассмотрены проблемы деятельности как основы формирования
личности растущего человека, показано значение разных типов деятельности,
выступающих ведущими в психическом развитии ребенка на разных этапах
онтогенеза, но особо вычленяются и подробно анализируются психологические
основы общественно полезной деятельности детей. Во второй главе рассматриваются
психологические особенности ребенка в подростковом периоде развития,
раскрываются специфика его развернутой общественно полезной деятельности, а
также особенности отношения 10—16-летних школьников к ее различным видам.
Приводимые в книге материалы показывают, что развитие этой деятельности в целом
идет от «я вместе со всеми» у младшего подростка до «я для всех» у старшего
подростка, моделируя новую систему отношений, обеспечивающих выход подростка на
реальные гражданские позиции. Третья глава посвящена анализу детского
коллектива как формы и условия построения общественно полезной деятельности
подростков.
В целом три первые главы по сути
представляют собой теоретическую основу, на базе которой автором проведено
гипотетическое построение модели общественно полезной деятельности. Последние
четыре главы книги посвящены психолого-педагогическим аспектам реальной
организации системы общественно полезной деятельности подростков,
психологическим особенностям их вхождения в эту заданную систему и
психологическим механизмам ее воздействия на развитие социальной активности,
самосознания подростка.
Особую ценность данной книги мы видим в том,
что ее автор, не ограничиваясь развернутым теоретическим анализом, значительное
место уделяет опытно-экспериментальным материалам практического построения
общественно полезной деятельности, что очень существенно для педагогической
практики.
Хотелось бы высказать автору ряд
пожеланий. Определяя общественно полезную деятельность как особую форму
деятельности по развитию взаимоотношений, автор подчеркивает ее тесную
взаимосвязь с потребностью подростка в социальной активности, в
самоутверждении. Однако потребность в самоутверждении может проявляться не
только в социальной, но и в антисоциальной активности, что находит, в
частности, отражение в поведении трудных подростков. Поэтому было бы интересно
острее показать возможные варианты проявления потребности подростков в
социальной активности, раскрыть сложный спектр этих проявлений (от оптимально
положительного, со знаком плюс, до крайне отрицательного, со знаком минус), что
позволит глубже познать это явление.
В рецензируемой книге справедливо
отмечается значение общественно полезной деятельности подростков как важнейшего
коллективообразующего фактора. Представляется, что целесообразно акцентировать
последующие исследования на выявлении психологической роли различных форм
совместной деятельности детей: совместно-индивидуальной,
совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей, определив пути и
условия построения общественно полезной деятельности именно в форме
совместно-взаимодействующей.
Развернутым формам общественно полезной
деятельности тесно в рамках школы. Не случайно она получает такой размах в
различных внешкольных объединениях подростков — клубах, штабах, разновозрастных
отрядах по месту жительства и пр. Рассматриваемая книга дает теоретическое
обоснование для построения целенаправленной деятельности всей этой
многоплановой системы. Хотелось бы предложить автору, развивая исследования в
этом направлении, шире, освещать психологическое значение работы подростков в
разновозрастных группах, где, особенно при руководстве младшими детьми, реально
укрепляется новая социальная позиция подростка, который персонифицирует себя в
младших товарищах. Вероятно, в будущих исследованиях автор сможет специально
остановиться и на особенностях отношения и участия в общественно полезной
деятельности подростков разного возраста и пола.
Теоретическая разработка проблемы, анализ
большого фактического материала о путях развития личности в подростковом
возрасте, практическая ценность работы, проверенная в «острой» ситуации на
трудных подростках, делают книгу Д. И. Фельдштейна необходимой не только для
дальнейшего развития психологической науки, но и для практической работы школы,
учителя.
Источник
Д.И.Фельдштейн
ОСОБЕННОСТИ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА1
Главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, но не эгоистически лишь для себя, а через социально значимые дела. Ибо индивидуальность может выражаться как в отторжении, отчуждении от общества, так и в стремлении проявить свое «Я» в обществе. Проводимые нами исследования позволили получить ряд важных данных о структуре, содержании и направленности развития индивидуальных творческих возможностей ребенка подросткового возраста. В частности, установлено, что наблюдаемый, например, сейчас в нашей стране всплеск индивидуализма подростков, вернее, ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как общественно ориентированных субъектов. Приводимые в массовой печати данные о растущей потере общесоциальной заинтересованности молодежи, о росте группового эгоизма и пр., не только неполно отражают внутренний мир современного молодого человека, но неправомерно противопоставляют общественное и индивидуальное, не отличая индивидуальное от индивидуалистического, т.е. эгоистического. При этом некорректно смешиваются принципиально различные состояния и понятия, во-первых. Во-вторых, забывается элементарная истина — растущий человек в той мере индивидуализируется в обществе, в какой он социализуется. В этом плане интересны данные, полученные нами при сравнении мотивов деятельности подростков конца 60-х и конца 90-х годов. Оказалось, что современные подростки, с одной стороны, отдают предпочтение индивидуальному выполнению социально важных дел, далеко не всегда идентифицируя себя при этом с группой, коллективом, а пытаясь самоутвердиться в таких делах, выполняемых самостоятельно, по собственному решению. С другой стороны, подростки конца 90-х годов отличаются от своих сверстников 60-х годов возросшей самокритичностью. Перспективу своей полезности обществу они видят в обогащении собственной индивидуальности, стремясь выработать черты характера, необходимые для самостоятельной жизни, утверждения своего «Я», завоевания определенной социальной позиции и реализации себя в ней. Поэтому, в настоящее время, когда качественно изменились оценки, нормы отношений между людьми, особенно возросла значимость поиска новых видов и форм социально признаваемой и социально одобряемой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения и самовыражения современных подростков. Вроде бы перед нами парадокс — в обществе усиливается накопительская психология, а личностное саморазвитие подростка требует развертывания социально признаваемой и социально одобряемой деятельности. Но, как показывают данные, полученные нами в 1992— 1994 гг., с одной стороны, действительно наблюдается значительное увеличение прагматической направленности деятельности подростков, «смятость» проявления их самоутверждения. Тем не менее, с другой стороны, имеет место явно выраженная тенденция развития самоутверждения и самовыражения в социально значимых формах. Это проявляется в самими подростками найденных видах, типах деятельности: отрядах зеленых, создании независимой детской газеты и прочих. Обращает на себя внимание и такое явление — для многих подростков сегодня оказывается не столь важным признание значимости их действий группой, сколь собственное осознание социальной нужности, социальной полезности выполняемой деятельности, объективно признаваемой в мире взрослых. Именно участие в социально признаваемой и одобряемой деятельности позволяет подростку осознать и самооценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости и при этом адекватно отнестись к оценкам других, развивая общественно направленную мотивацию. Не случайно идея общественной направленности деятельности является центральной и у скаутов, и у ротари, жирафов и других подростковых объединений в странах Запада, вовсе не выступая идеологическим атрибутом ушедшего в прошлое советского воспитания.
Таким образом, с одной стороны, в подростковом возрасте существует устойчивая тенденция детей к самостоятельности, самоутверждению, самореализации, что ведет к укреплению и углублению стремления растущих людей участвовать в социально признаваемых и социально одобряемых, общественно полезных делах, обеспечивающих занятие социально значимой позиции. Именно эта тенденция имеет определяющее значение в развитии социальной активности подростка, актуализируя психологическую роль полезной обществу не оплачиваемой деятельности как условия развития его социальной сущности. С другой стороны, эта тенденция не находит достаточного отражения в мотивах участия части подростков в социально важных делах, что является следствием «ножниц», существующих между развивающейся потребностью 10—15-летнего ребенка в общественном утверждении, социальном проявлении, признании в мире взрослых и реальной ситуацией организации образовательно-воспитательного процесса, где отсутствует система полезной другим людям, не оплачиваемой деятельности.
Между тем определяющая роль такой деятельности в социальном развитии ребенка на этой ступени онтогенеза обусловливается потребностью подростка активно участвовать в жизни общества, в утверждении себя как социально выраженной личности. Именно эта деятельность, как показали наши многолетние теоретические и опытно-экспериментальные исследования, создает особое психологическое состояние подростка, обеспечивая формирование соответствующего мотива. Ее построение предполагает создание соответствующих условий, соблюдение определенных принципов и требований, таких, как принципы общественной оценки, всеобщности, целенаправленности, систематичности, преемственности, усложнения и взаимосвязи, равного вовлечения детей, четкого организационного построения, перспективности и др.
В процессе специально формируемой развернутой социально полезной деятельности, участвуя в которой подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, создаются оптимальные условия для реализации потребности в социальном признании, для усвоения социально значимых ценностей. Самоутверждение себя как личности, самоопределение происходит у подростка в значимой для всех, постоянно усложняющейся деятельности, где он получает удовлетворение от сознания своей социальной ценности. В такой деятельности происходит развитие адекватного ей мотива — от желания подростка показать, проявить себя, когда другие выступают лишь средством удовлетворения этого желания, до мотива принести пользу другим людям, где другие выступают целью его деятельности. Поэтому именно развернутая социально признаваемая и социально одобряемая деятельность, где разные ее виды (учебная работа, физический труд, художественное творчество, спортивные, организационные дела и др.) объединены на едином стержне — мотиве пользы для людей, общества, приобретает ведущее значение в психическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом. При этом личность формирует не само по себе участие в такой деятельности, а позицию растущего человека как самостоятельного и ответственного участника этой деятельности. Включение в полезную обществу неоплачиваемую деятельность обеспечивает развитие у детей к старшему подростковому возрасту положительного отношения к любому социально необходимому труду, потребность в этом труде, способность и готовность к нему. А на основе такой готовности к функционированию в обществе формируется осознанное стремление подростка применить свои возможности, проявить себя, внести свой вклад в общее дело, обостряя потребность в личностном, в том числе и профессиональном самоопределении.
Психологически дело обстоит таким образом, что развивающаяся и удовлетворяющаяся в общественно полезной деятельности потребность подростка в признании его «Я» со стороны общества, в реализации себя для других, перерастает в потребность самореализации, что ведет к «повороту на себя» — на построение своих жизненных планов, определение своей личностной и профессиональной перспективы. Данное положение позволяет осуществлять наиболее активное воздействие на развитие мотивационно-потребностной сферы растущего человека, который на протяжении подросткового периода проходит большой путь от приобщения себя к обществу в 10—11 лет, через самоопределение в общественно значимых делах в 12—13 лет, до выбора определенной социальной позиции в 14—15 лет.
Итак, подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает полезная обществу не оплачиваемая деятельность, потому что в ней подросток получает возможности не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «Я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой, необходимым внутренним условием дальнейшего развития его деятельности как формы выражения, сознания, самосознания, личностного, самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества. Внешне задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку социально признаваемая и социально одобряемая полезная обществу деятельность формирует адекватную ей мотивационно-потребностную сферу, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям, с другой — представляет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности.
1 Фельдштейн Д.И. Личностное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса. – М.: Наука. — 1994. – 226 с.
Источник