Делил науки на нужные полезные вредные
Василий Никитич Татищев (1686—1750) — создатель многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Российский», был автором и ряда интереснейших педагогических сочинений — «Записка об учащихся и расходах на просвещение России», «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» и др.
В.Н. Татищев был представителем светского направления в русской педагогике XVIII в. в сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» он одним из первых поставил перед образованием сугубо светские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания.
В 1721 г. по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. В Екатеринбурге, возникшем на базе основанного В.Н. Татищевым металлургического завода, была организована центральная горнозаводская школа, явившаяся своеобразным административным и методическим центром для всех подобных школ. Можно даже утверждать, что уральские профессиональные школы, видоизменяясь, но сохраняя первоначальное назначение, существовали до конца XIX столетия.
В.Н. Татищев был представителем светского направления в русской педагогике XVIII в. в сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» он одним из первых поставил перед образованием сугубо светские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания.
В.Н. Татищев считал, что уже с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу, что является основной задачей второго этапа обучения — собственно профессионального. В инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» (1736), составленной Татищевым на основе изучения им школьного дела в Швеции и собственного педагогического опыта, содержались методические рекомендации учителям. Татищев высказывает убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя, что достигается только с помощью науки. Познание себя и внешнее, телесное, и внутреннее, духовное, необходимо для будущего и настоящего благополучия, а следовательно, наука практически полезна всем. А так как в то время науку уважали очень мало, то Татищев считает нужным доказать пользу науки для государства вообще и для отдельных сословий в частности, опровергнуть мнение, что науки могут быть вредны в религиозном отношении и порождать ереси. Пользу наук Татищев доказывает такими соображениями.
«Говорят, что науки удаляют от Бога, порождают ереси, что Бог скрыл таинство веры от премудрых и разумных, а открывает ее младенцам, т.е. неученым. Татищев разъясняет необходимость науки для правильного понимания веры, так как не знающие наук искажают веру…
Истинная философия нужна для познания Бога и служит на пользу человеку…»
Татищев объясняет пользу наук для разумного управления государством, для правящего класса, а также и для простого люда, для правильного ведения им своих дел и для укрепления в нем добрых нравов. Незнание же или глупость вредит успеху и личности, и общества. Народная глупость и в делах веры, и в делах правления приносит зло; вследствие «неучения» народ не знает ни естественного, ни божеского закона, а потому нередко и бунтует; народною глупостью он объясняет бедствия времен междуцарствия, когда «семь плутов» обманывали народ, выдавая себя за разных царевичей; тою же причиной он объясняет и другие народные беды. Сущность науки заключается в ее практической полезности. Поэтому и науки Татищев разделяет на нужные, полезные, щегольские или увеселяющие, любопытные или тщетные и вредные. Нужные науки — это домоводство, врачество, Закон Божий, умение владеть оружием, логика, богословие; полезные: письмо, грамматика, красноречие или витийство, изучение иностранных языков, история, генеалогия, география, ботаника, анатомия, физика, химия; щегольские: стихотворство (поэзия), музыка, танцы, живопись; любопытные: астрология, физиотомия, хиромантия, алхимия; вредные: гадания и волшебства разного рода, некромантия (через мертвых провещание) и др.
Педагогика Татищева была не только утилитарна, но и сословна. Конечно, главные его заботы были об образовании дворянства и педагогика его была дворянская, аристократическая.
При составлении образовательного курса Татищев проявляет двойственность: с одной стороны, он допетровский педагог, по обилию указываемых им занятий религиозно-церковного характера, а с другой — он новатор: вводит в курс неслыханные до Петра I предметы. Рассмотрим обе стороны педагогики Татищева.
В «Духовной моему сыну» Татищев заявляет, что главнейшее в жизни есть вера, что в Законе Божием от юности до старости нужно поучаться и день и ночь, и ревностно познавать волю Творца. Для этого нужно читать Библию и Катехизис, книги учителей церковных, прежде всего Иоанна Златоуста, потом Василия Великого и др.
Самое главное в светском или научном образовании — умение правильно и складно писать; затем должны следовать арифметика, немецкий язык, русская история и география, законы гражданские и воинские своего отечества и многое другое. Этот курс довольно широк и отличается не только математическо-реальным, но и профессиональным характером, имеются в нем такие учебные предметы, как артиллерия, фортификация, воинские законы.
Нравственное воспитание дворянские дети должны были получать в домашних условиях под влиянием родственников.
Качества личности, которые следовало у них воспитывать, В.Н. Татищев ставил в зависимость от будущего рода деятельности: у будущих военных следовало воспитывать храбрость, но не безрассудство, послушание начальству, но не раболепие, рассудительность и все то, что помогает достижению благополучия в жизни и успеху по службе. Если же дворянский отпрыск предназначался для гражданской службы, то в первую очередь у него следовало воспитывать такие нравственные качества, как справедливость, отсутствие корыстолюбия, прилежание, терпеливость, самостоятельность в делах и т.п. Программу воспитания дворянина, таким образом, В.Н. Татищев строил в духе гуманистических идей эпохи Просвещения.
Татищев не против просвещения и народных масс: по его мнению, крестьянских детей обоего пола от 5 до 10 лет нужно обучать грамоте и письму, а от 10 до 15 лет — ремеслам. Он говорит об учреждении для элементарного обучения во всех городах от 120 до 200 мужских и женских семинарий «для начинания в научении»; за ними должны следовать школы для предуготовления «к высоким наукам» и, наконец, две академии или два университета, предназначенные «для произведения в совершенство в богословии и философии, и со всеми частями», а еще «корпус кадетов» и академия наук. Образование он рассматривал с практическо- профессионольной точки зрения, в частности, образование крестьян как подготовку хорошей рабочей силы для помещика, как средство создать «доброгорукодельница», полезного самому себе и своему барину.
Следует заметить, что пока еще теоретические педагогические знания мало принимались во внимание практикой, т.е. они не имели широкого распространения и признания. Однако тот круг идей, который содержался в педагогических высказываниях Посошкова, Татищева и других деятелей просвещения XVIII в., явился исходной точкой для последовавшего в дальнейшем становления научной педагогики. А отдельные высказывания педагогов того времени не утратили значения и для современности.
Источник:
История педагогики (История образования и педагогической мысли) (Латышина Д.И.)
История педагогики и образования (под ред. А. И. Пискунова)
Идеи и взгляды
В. Н. Татищева
Загрузка…
Источник
Тест по истории отечественной педагогики
1. Видный деятель просвещения в России, много сделавший в области образования. При его содействии в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома с госпиталем для рожениц, коммерческое училище, училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий (кроме крепостных), Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок. Путём воспитания он стремился создать «новую породу людей» – дворян и представителей других сословий, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством. Он выступал против физических наказаний.
- Н.А. Бердяев
- И.И. Бецкой
- П.П. Блонский
- К.Н. Вентцель
2. Горнозаводские школы на Урале были созданы:
- М.В.Ломоносовым
- Л.Ф.Магницким
- Ф.Прокоповичем
- В.Н.Татищевым
3. Дидактика — это
- раздел педагогики, изучающий воспитание
- наука о закономерностях развития личности
- раздел педагогики, изучающий обучение и образование
- теория социализации личности
4. По мнению К.Д. Ушинского, в основе отечественной педагогики должна лежать идея:
- взаимосвязи педагогической теории и практики
- народности
- совместного воспитания
- трудового воспитания
5. По мнению К.Д. Ушинского, в дидактике одним из важнейших является принцип
- автодидактизма
- единства обучения и воспитания
научности
- свободы
- народности
6. Основоположник русской школы научной педагогики:
- К.Д.Ушинский
- Я.А.Коменский
- И.И.Бецкой
- М.В.Ломоносов
7. Делил науки на нужные(домоводство, мораль, религия), полезные(письмо, языки, верховая езда), вредные(ворожба, чернокнижие):
- Д.Локк
- Я.А.Коменский
- В.Н.Татищев
- Л.Н.Толстой
8. Установите соотвествие между названием работы и её автором-педагогом:
- А. Н.Н.Пирогов
б «Записка об учащихся и расходах га просвещение в России»
- Б. В.Н.Татищев д «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола»
- В. К.Д.Ушинский а «Вапросы Жизни»
- Г. Л.Н.Толстой г Педагогический журнал»Ясная поляна»
- Д. И.И.Бецкой в «Детский мир». «Родное слово»
9. Какую часть своего фундаментального труда «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский не успел закончить:
- педагогическую
- психологическую
- физиологическую
- философскую
10. В открытом в 1755 г. Московском университете в не было факультета:
- богословского
- медицинского
- юридического
- философского
11. К.Д.Ушинский говорил, что «в школе должна царствовать серьезность, допускающая .., но не превращающая всего дела в …».
ВО ЧТО?
ШУТКУ
12. Проблему о педагогике как науке и как искусстве К.Д.Ушинский рассматривает в статье:
- «О камеральном образовании»
- «О народности в общественном воспитании»
- «О пользе педагогической литературы»
- «Родное слово»
13. В своей статье «Воспитание и образование» Л.Н.Толстой писал, что школа должна:
- воспитывать и обучать детей
- заниматься только воспитание
- заниматься только обучением тому, что интересует детей
не обучать и не воспитывать, а быть местом для игр и общения
14. Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем…». «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды». Природу человека Он рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая.
- К.Д.Ушинский
- М.В. Ломоносов
- В.Н.Татищев
- Н.И.Пирогов
15. Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое мировоззрение, разграничение науки и религии. Был организатором науки и просвещения. Написал первую грамматику русского языка
- В.Н.Татищев
- Т.Мор
- В.К.Львова
- М.В. Ломоносов
16. Основные начала предпринятой им воспитательной реформы изложены им в докладе: «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», утверждённом императрицей Екатериной II (12) марта 1764 года. В «Генеральном учреждении» — общими афористическими выражениями, а в уставах — по пунктам, в приложении к практическим надобностям, изложены педагогические воззрения западноевропейского рационализма. Его взгляды на методы воспитания были прогрессивны для своего времени: воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом склонностей ребёнка, не применять телесных наказаний.
- Р.Оузн
- В.Татищев
- И.И. Бецкой
- В.Г.Белинский
17. Все педагогические явления и теоретические положения он рассматривал с позиций антропологизма. Он понимал антропологию как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды. Основную роль в формировании личности ребенка Он отводил воспитанию.Доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. «Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется — распадается»,— писал он. Выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, воспитания и образования.
- П. Ф. Лесгафт
- А.И.Герцен
- Я.А.Коменский
- В.Татищев
18. Гуманистическая педагогика…
- Стремится изменить воспитанника
- Исходит из приоритетности знаний педагога
- Не стремится к изменению ныне существующей целевой установки школы
- Принимает воспитанника таким, каким он есть
19. ОН сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он всемерно распространял педагогическую науку, написал несколько работ в этой области, в том числе знаменитый трактат “О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия” (1783). Стержнем педагогических взглядов Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия. Ярким событием в жизни юных россиян стало издание Новиковым журнала “Детское чтение для сердца и разума” (1785-1789), выходившего каждую субботу как бесплатное приложение к газете “Московские ведомости”.
- П. Ф. Лесгафт
- Н.И. Новиков
- М.В.Ломоносов
- М.Н.Катков
20. Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, которую портят несовершенное общество и взрослые с их «фальшивой» культурой, ОН утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться. Дело учителя — следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отражение в его педагогических статьях и его учебных книгах для начальной школы.
- Н.Н.Пирогов
- Б. В.Н.Татищев
- В. К.Д.Ушинский
- Л.Н. Толстой
Источник
Преобразования царя-новатора шли с невиданным размахом: стремительно развивалась промышленность (особенно – металлургия), военное и морское дело; наука, дипломатия. Россия укрепляла свои позиции «на всех рубежах и фронтах», переходя от старозаветного застоя к положению мощной державы, с которой отныне все в мире вынуждены будут считаться всерьез.
Петр I | wikimedia commons
Все это требовало огромного притока молодых, энергичных и образованных людей. Но этих людей – людей новой формации – еще надо было обучить. Старые системы образования и воспитания для таких масштабных задач совершенно не годились, и потому нужно было придумывать новые схемы.
Это поразительно, но Петру Великому в очень сжатые сроки удалось найти и «мобилизовать» целую плеяду блестящих педагогов и наставников с такими же незашоренными взглядами, как и у него самого. Эти новаторы, по сути, и стали основателями современной педагогики.
Семь педагогических фактов, которые потрясли Россию
Факт 1. В стране впервые появилась периодическая пресса, в частности – вышла в свет первая газета «Ведомости», был налажен достаточно массовый для тех лет выпуск светской оригинальной и переводной литературы. Для того чтобы печатное слово стало доступно всем желающим, был введен гражданский алфавит.
И, пожалуй, самое главное и неслыханное – контроль над образованием переходит от церкви к государству. Это касается даже созданных впоследствии архиерейских школ, где обучались служители церкви.
wikimedia commons
Факт 2. В 1698 году государство открывает первую «русскую» или гарнизонную школу в Преображенском полку. Отныне дети самых простых солдат и матросов получают возможность научиться грамоте, счету, артиллерийскому делу. С 1721 года такие школы были созданы в каждом полку. То есть, по сути, каждый ребенок «низшего сословия» получал неплохие стартовые возможности. Школы назывались «русскими» потому, что преподавание там велось на русском языке.
Факт 3. В 1701 в Москве открылась артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил ею математик и астроном Яков Брюс. Школа делилась на две ступени: в нижней обучались письму, чтению и счету, а в верхней изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, черчение, фортификацию и артиллерию.
По сути это было первое реальное училище в Европе, причем – государственное и бесплатное, в котором ежегодно обучалось до 500 человек. Таких училищ в России затем было создано еще немало. Для сравнения: открытое в 1708 году в Галле (Германия) подобное заведение было частным и имело всего 12 слушателей.
Факт 4. В 1707 в Москве открыта Хирургическая школа при военном госпитале. Там впервые за всю историю Руси начали выпускать дипломированных врачей. В курс дисциплин входили: анатомия, хирургия, фармакология, латынь и рисование. Обучение велось преимущественно на латыни, а теоретическая подготовка сочеталась с практикой в госпитале.
Трудно переоценить это событие для страны, где до того население было начисто лишено квалифицированной медицинской помощи. Кстати, сначала будущих врачей обучали иностранцы, но очень скоро им на смену пришли «отечественные кадры».
Фотобанк lori.ru
Факт 5. В начале XVIII века открываются первые государственные общеобразовательные школы. В 1714 году по всей империи рассылается указ об открытии «цифирных училищ», задача которых – подготовка квалифицированного персонала для государственной и военной службы. Дети всех сословий (за исключением крепостных) проходили там грамоту, письмо и арифметику, а также начала точных наук.
В 1718 году подобных училищ было уже 42. Неплохой прогресс для страны, в которой еще недавно о светских школах никто и не слыхал… Правда, зачисление в «цифирки» нередко шло в добровольно-принудительном порядке: нужное количество желающих постигать книжную премудрость набиралось не всегда.
Факт 6. В 20-х годах XVIII века создается прообраз современных профтехучилищ. В 1721 году на Урале открывается первая горнозаводская школа под руководством ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева. Сюда принимали и детей обедневших дворян, и люд попроще.
Юноши, уже работающие на заводе или в шахте, могли при желании приобрести хорошую рабочую специальность и стать мастерами, а еще они получали приличную общеобразовательную подготовку. Позже подобные школы были открыты при всех уральских государственных заводах.
Факт 7. Для жизнеспособности системы образования Петром I было сделано еще немало нужного и актуального для своего времени: проведена реформа духовного обучения, открыты школы для подготовки канцелярских служащих, кадетские корпуса для дворянских детей, широко распространились иностранные пансионы и т.д.
Это важно. Конечно, жизнь в России никогда не была легкой и безоблачной для всех, но благодаря усилиям царя-реформатора и его единомышленников дети всех сословий, кроме крепостных, получали реальную возможность обеспечить себе лучшее будущее, чем у своих родителей. Для этого требовались лишь способности и желание учиться. При этом в вопросах образования Петр I был так же крут нравом и нетерпим, как и во многих других.
Фотобанк lori.ru
Яркий пример тому – Школа математических и навигационных наук в Москве. Будущих моряков, инженеров и артиллеристов не только учили бесплатно, но и выплачивали им «кормовые» деньги, то есть стипендию, однако за прогулы грозил немалый штраф, а за побег – и вовсе смертная казнь.
«Птенцы гнезда Петрова» в образовании
Те люди, которые создавали новую педагогику России, имели взгляды, очень схожие с идеями французского Просвещения: они задумывались о воспитании и обучении свободного и счастливого гражданина своего Отечества, который служит стране и народу, благодаря своему осознанному выбору. Каждый из таких педагогов привнес в систему образования свои ноу-хау.
Так, Иван Тихонович Посошков (1652-1726), автор педагогических сочинений «Завещание отеческое сыну» и «Книги о скудости и богатстве», стремился объединить идеи современной государственной школы и духовные ценности древнерусского воспитания.
«Книга о скудости и богатстве» | wikimedia commons
Он же создал весьма смелый для своего времени проект об открытии общедоступных школ для крестьянства. Талантливый мыслитель-самоучка был уверен, что просветить русский народ невозможно без всеобщей грамотности, и настаивал на создании системы доступных каждому общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.
Другой соратник Петра – Леонид Филиппович Магницкий (1669-1739) – произвел настоящую революцию в точных науках. В 1703 году он написал самый популярный в России учебник «Арифметики», и постоянно разрабатывал свои собственные оригинальные методики обучения. Именно благодаря Магницкому математика в русских школах изучалась последовательно – от простого к сложному, причем теория тесно увязывалась с практикой, а математические расчеты – с профессиональной подготовкой.
Кроме того, именно Магницкий предложил широко использовать в процессе обучения наглядные средства (макеты, таблицы, схемы и т.д.). Известный математик и теоретик был еще и практикующим педагогом – долгое время он преподавал в Школе математических и навигационных наук в Москве.
Глава «ученой дружины» Петра I, Феофан Прокопович (1681-1736), был известным церковным деятелем, что совершенно не помешало ему стать активным проводником петровских реформ вообще и светского образования в частности.
Феофан Прокопович | wikimedia commons
Он написал «Букварь» для школ, и другие остро необходимые учебные пособия, настаивал на научном характере обучения и расширении числа предметов, сделал многое для того, чтобы библиотеки в учебных заведениях стали обязательными, и содействовал широкому распространению школьных театров. Также Феофан Прокопович был видным благотворителем: на свои средства он открыл частную школ для сирот и бедных детей.
Василий Никитич Татищев (1686-1750) – ученый, педагог и государственный деятель, был смелым реформатором. Он делил науки на нужные (домоводстве мораль, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда) и вредные (ворожба, чернокнижие и т.д.).
Василий Татищев | wikimedia commons
Кроме того, именно Татищев способствовал становлению в России истории как науки, став автором многотомной «Истории Российской» и других трудов. Как и другие реформаторы «петровского призыва», он был человеком очень многосторонним: именно по инициативе Татищева в 1721 г. была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть профессиональных учебных заведений.
В «ученую дружину» Петра Великого входило еще немало одаренных и ярких людей, благодаря инициативе которых стала возможна реализация самой смелой мечты царя-реформатора на ниве образования: в 1724 году в Петербурге была открыта Академия наук, благодаря которой российская наука и педагогика вышли на качественно новый уровень.
Здание Петербургской академии наук | Фотобанк lori.ru
Деятельность Академии тесно связанна с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), «Петром I от науки», который с честью поддержал высокие стандарты, заданные преобразователем России. О том, что сделал Ломоносов и его соратники для дальнейшего развития педагогики, об их взаимодействии с властями, о реформах Екатерины II и об открытии Московского Университета, мы расскажем в следующий раз.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Источник