Деревья и полезные знания о них
Экологический проект
«Жизнь деревьев, и их значение в жизни человека»
Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.
Участники: воспитатель, дети старшей группы (возраст 5-6 лет, родители воспитанников, сотрудники детской библиотеки
Продолжительность: средней продолжительности.
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи:
• Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
• Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
• Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
• Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
• Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
• Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
• Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
• Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
• Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Актуальность.
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства.
Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Ожидаемый результат:
• Повышение уровня экологической грамотности детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
• Создание художественно – эстетической среды;
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Взаимодействие участников проекта.
Этапы работы над проектом.
Этапы: Деятельность педагогов. Деятельность детей. Деятельность родителей
Подготовительный. Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.
Постановка проблемы (погружение в проблему). Формируют проблему: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья, понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.
Практическая деятельность. Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности: посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, работе выставочного зала «Радуга», в посадке саженцев деревьев, уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, поделок к выставке «Дары осени», помогают детям определить последовательность работы.
Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ. Изготавливают поделки для выставки из природного материала на тему «Дары осени». Составляют гербарий листьев. Участвуют в организации выставки поделок «Дары осени». Принимают участие в подготовке новых проектов.
Примерная схема осуществления проекта «Деревья вокруг нас».
Разделы программы Виды детской деятельности
Социально – личностное и познавательно – речевое развитие.
Физическое и познавательно – речевое развитие.
Художественно – эстетическое развитие. Сюжетно – ролевые игры:
«Поездка в лес», «Путешествие в лес в поисках интересных семян и листочков».
Настольно – печатные игры:
«Как зовут тебя, деревце? », «Что растёт в лесу? », «Выложи дерево», «Четвёртый лишний».
Словесно – дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Найди дерево по описанию», «Что будет, если? ».
Рассматривание иллюстрированного материала по теме.
Составление альбома со стихами и загадками «Моё любимое дерево».
Создание в группе макета «Деревья и кустарники участка нашего детского сада».
Составление рассказов о бережном отношении к деревьям.
Речевые логические задачи: «Что за дерево такое? ».
Уроки мышления: «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ».
Составление и решение задач на сложение и вычитание.
Классификация «Лиственные, хвойные деревья».
Составление плана – схемы «Деревья нашего детского сада».
Подвижные игры на участке:
«Найди дерево по листу», «Найди пару».
Экскурсия по участку детского сада, в сквер на «Набережную космонавтов».
Занятие «Пернатые друзья деревьев».
Рассматривание семян различных деревьев.
Беседы: «О видах деревьев», «Деревья – доктора», «Люблю берёзку русскую», «Что происходит с лесами на нашей планете? », «Деревья «Красной книги Саратовской области», «Почему желтеют и опадают листья? ».
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Уборка участка после зимы, посадка саженцев деревьев. Уход за молодыми саженцами.
Составление гербария деревьев участка.
Консультация на тему «Природа как воспитатель.
Участие родителей в акции «Посади дерево».
Изготовление совместных поделок с детьми «Дары осени».
Украшение уголка природы красивыми растениями.
Посещение выставочного центра «Радуга» — «Деревья глазами художников» (И. Шишкин, И. Левитан) .
Посещение детской библиотеки (филиал №2) – «Поэты и писатели о природе».
Изготовление оригами – «Ёлочка».
Мозаика – «Дерево».
Пословицы, поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях: Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».
Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж».
Лепка «Листик».
Аппликация «Осенний ковёр».
Слушание: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», заучивание песен о деревьях.
Экологические наблюдения.
Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации (дерево, кустарник, внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности.
Экологические экскурсии.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Уроки мышления.
Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют осенью свой цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья?». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.
Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты.
Цель – развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Формы работы с родителями.
Полученный результат:
В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»:
• у детей возрос интерес к природе ;
• закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках ;
• появилось желание больше узнать о деревьях ;
• сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
• возросла умственная и речевая активность;
• дети научились самостоятельно делать выводы;
• сформировался эстетический вкус;
• знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности ;
• родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев;
• в организации выставки поделок из природного материала;
• Анкетировании; На основе данного проекта возможна разработка других экологических проектов, таких как: «От семечки — к дереву», «Обитатели садов и лесов».
Используемая литература:
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
9. Т. С. Комарова, В. В. Гербова, М. А. Васильева «Основная программа воспитания и обучения в детском саду» Издание 3е исправленное и дополненное, Москва «Мозаика – Синтез» 2005.
Источник
Деревья — это наши лучшие друзья !!! Если Вы сомневаетесь в этом, тогда представляем вашему вниманию 20 главных причин, из-за которых стоит сажать, ухаживать и защищать деревья.
#1: Борются с парниковым эффектом
Глобальное потепление стало результатом избытка парниковых газов, созданных при горении ископаемого топлива и истребления тропического леса. Солнечное тепло, отражаясь от Земли, попадает в ловушку из слоя парниковых газов, в результате чего, уровень мировой температуры постоянно растет. Углекислый газ (CO2) считается одним из главных парниковых газов. Деревья, в процессе фотосинтеза, перерабатывают СО2 на кислород. В течение одного года, акр взрослых деревьев поглощает количество CO2, которое вырабатывает автомобиль проехавший 26000 миль.
#2: Очищают воздух
Деревья поглощают запахи и газы загрязняющих веществ (оксиды азота, аммиак, диоксид серы и озон), а также фильтруют твердые частицы из воздуха, путем захвата их на листья и кору.
#3: Обеспечивают нас кислородом
За один год, акр зрелых деревьев, может обеспечить кислородом 18 человек.
#4: Остужают улицы и города
В течение последних 50 лет из-за масштабного строительства и снижения количества зеленых насаждений средняя температура в городах заметно увеличилась. Деревья способны понизить температуру на несколько градусов Цельсия, за счет создания тени для наших домов и улиц, разбивая городские «тепловые острова» и выпуская водяной пар в воздух через листья.
#5: Экономят энергию
Три дерева, правильно размещенные вокруг дома, могут сократить летние потребности в кондиционировании воздуха на 50 %. При снижении спроса на энергию, для охлаждения наших помещений, уменьшаются выбросы двуокиси углерода и других загрязняющих веществ от электростанций.
#6: Экономят воду
Многим саженцам нужно около 15 галлонов воды в неделю. Тень от деревьев замедляет испарение воды из почвы и увеличивает влагу в атмосфере.
#7: Предотвращают загрязнение воды
Деревья уменьшают сток, разбивая осадки, что позволяет замедлить скорость потока воды. Это предотвращает попадание загрязняющих веществ и мусора в океан. Еще деревья действуют как губка, которая фильтрует грунтовые воды.
#8: Предотвращают эрозию почвы
Деревья своей корневой системой скрепляют почву, удерживая ее на месте, а также замедляют скорость ветра и поток воды.
#9: Защищают детей от ультрафиолетовых лучей
Рак кожи является самой распространенной формой рака в странах с жарким и солнечным климатом. Деревья снижают воздействие ультрафиолетовых лучей примерно на 50 %, обеспечивая тем самым защиту детей на школьных дворах и детских площадках, где они проводят много времени.
#10: Обеспечивают нас питанием
Яблоня может дать около 400-600 кг плодов в год. Помимо пропитания людей, деревья обеспечивают пищей птиц и диких животных.
#11: Исцеляют
Исследования показали, что пациенты в палатах с видом на деревья выздоравливают значительно быстрее и с меньшим количеством осложнений. У Детей с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) было замечено меньшее проявление симптомов заболевания, когда они имели доступ к природе. Созерцание на зеленые деревья расслабляет и снижает уровень умственной усталости.
#12: Уменьшают насилие
Дома, которые не имеют деревьев, показали значительный уровень насилия среди их владельцев, чем их озелененные аналоги. Еще деревья помогают уменьшить уровень страха.
#13: Дают представление о времени года
Это зима, весна, лето или осень? Взгляните на деревья и сразу станет ясно!
#14: Создают экономические возможности
Фрукты, собранные в саду можно продать, тем самым обеспечив доход. Неплохие перспективы для зеленого бизнеса возникают в городах, которые в наше время нуждаются в озеленении, как никогда раньше. Профессиональные курсы обучения людей, заинтересованных в работе по озеленению, также являются отличным способом получения экономической выгоды.
#15: Учителя и товарищи по играм
Дома для детей или места творческого и духовного вдохновения для взрослых. Деревья предоставляют нам уютное пространство для игр, общения, работы или учебы.
#16: Объединяют различные группы людей вместе
Посадка молодых деревьев предоставляет возможность участия групп людей различных возрастов, полов и взглядов в коллективных мероприятиях, что улучшает взаимопонимание и приводит к новым интересным знакомствам.
#17: Служат защитой и средой обитания для животных
Дуб и каштан являются одними из многочисленных видов городских деревьев, которые обеспечивают жильем и укрытием насекомых, птиц, белок и других животных.
#18: Украшают
Деревья могут маскировать неприглядные виды, а также приглушать звуки и создавать приятный, и успокаивающий зеленый занавес для глаз.
#19: Обеспечивают древесиной
В пригородных и сельских районах, древесина может быть использована в качестве топлива для обогрева помещений или приготовления пищи.
#20: Увеличивают стоимость недвижимости
Красота от хорошо посаженых и ухоженных деревьев около дома может поднять его стоимость на целых 15 %.
Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту
Источник