Детям о полезных ископаемых 1 класс
Модель-конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Авторы учебника: Плешаков А.А., Крючкова Е.А., УМК «Школа России»
Тема: «Полезные ископаемые»
Задачи:
Сформировать у детей представление о различных видах полезных ископаемых, выявлении их основных свойств, раскрыв проблемы экологии и практической значимости для человека.
Продолжить формирование специальных учебных действий – умений работать с натуральными объектами – образцы полезных ископаемых; интеллектуально-познавательных УУД: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; коммуникативных: уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи, оформлять свои мысли в устной форме; регулятивных: оценивать свою деятельность и уметь ее корректировать.
Продолжить становление целостного взгляда на окружающий мир на основе установления причинно-следственных связей между типом рельефа и размещением полезных ископаемых; формировать основы экологической культуры на основе природоохранного, социально-экономического аспектов эковоспитания; воспитывать любовь к родной природе.
Методы по источникам знаний:
Словесные: рассказ, беседа
Наглядные: иллюстративный; технические средства
Практические: работа с текстом учебника, моделирование
Методы контроля: тестирование
Средства обучения:
Плоскостные: статические (слайды и фотографии)
Натуральные: полезные ископаемые (набор)
Вербальные: текст учебника
Тип урока по дидактической цели: комбинированный с поэтапным закреплением материала.
Ход урока
Этапы и методические особенности уроков
(формы, методы, приемы)
Содержательные линии
Планируемые
результаты
Деятельность учащихся
УУД
Предметные учебные действия
1.Организационно-
мотивационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
(Слайд 1) Титульный лист
(Слайд 2) Приветствие!
— Ребята, сядьте на своих местах поудобнее. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страничку в книге знаний.
Не бойтесь проявлять любознательность, задавать вопросы.
Регулятивные:
самоорганизация, готовность активно участвовать в уроке
Коммуникативные:
Умение слышать и понимать речь учителя.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Изучение нового материала
Словесный метод
(беседа с элементами практической деятельности)
Словесный метод
(беседа)
Словесный метод
(рассказ фактологический)
Словесный метод
(беседа)
Словесный метод
(рассказ фактологический)
Практический метод (работа в рабочей тетради)
Элементы моделирования
Словесный метод
(рассказ фактологический)
Наглядный метод
(иллюстративный)
Практический метод (работа с натуральными объектами)
Наглядный метод
(иллюстративный)
Практический метод (работа в рабочей тетради)
Элементы моделирования
– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.
– Для того. чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:
(Слайд 3)
РЕБУС
–Правильно! (Геолог)
Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).
– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!
– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания.
— А теперь, ребята, я хочу чтобы вы догадались о чем конкретно мы будем с вами беседовать. Послушайте загадки:
(Слайд 4) Приветствие!
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
2.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
3.Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4.На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
5.Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
(Слайд 6)
6. Оно варилось долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)
7.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
8.Покрыают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
9. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф).
10.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.
-Как назвать все эти отгадки?
(Слайд 7) Тема
— Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
(Слайд 8)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
— Итак, ребята, что же такое полезные ископаемые? Чем они полезны для человека?
— Недра Земли и ее поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или с ее поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Давайте самостоятельно или при помощи учебника ответим на вопрос: «Что такое полезные ископаемые?»
(Слайд 9) Полезные ископаемые
— Полезные ископаемые – это все виды природных богатств, которые используют или может использовать человек в хозяйственной деятельности.
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности
Одни полезные ископаемые используют в строительстве: гранит, песок, глину, известняк. Другие используют как топливо — это горючие полезные ископаемые: каменный уголь, торф, нефть, газ. Из третьих выплавляют разные металлы — это руды. К полезным ископаемым относятся и соли, например, поваренную соль человек использует для приготовления пищи и хранения продуктов питания.
— Поэтому я вам сейчас предлагаю в нашу печатную тетрадь поместить схему: «Виды полезных ископаемых»
(Слайд 10) Схема
— Вы отлично справились с заданием!
— Ребята, а каким образом и откуда на строительную площадку поступает песок или цемент?
(Слайд 11) Месторождения
-Верно, места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.
Изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения геологи. Нередко они по многу месяцев проводят вдали от дома: в тайге, в горах или в пустыне. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолёты и вездеходы, радиосвязь и фотографии Земли, сделанные из космоса.
Полезные ископаемые добывают по-разному: одни — в открытых котлованах — карьерах, другие — в шахтах. А для того чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины. Нефть и газ добывают как на суше, так и в
море.
— Давайте поближе познакомимся с нашими полезными ископаемыми.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТА
-Ребята, в фильме говорилось о том, что у каждого полезного ископаемого есть свойства, которые так ценны для человечества. Давайте перечислим их (состояние, цвет, блеск, твердость, хрупкость, вязкость, горючесть).
(Слайд 12) Таблица
-А давайте с вами попробуем исследовать те образцы, которые у нас есть в классе? А результаты нашего исследования мы как настоящие ученые оформим в виде таблицы.
Вид
Состояние
Цвет, блеск
Твердость, сыпучесть, хрупкость, вязкость
Р-н добычи
Формы рельефа
Использ в хоз. целях
— Ребята, вы настоящие геологи!
Теперь с помощью этой таблицы мы можем ответить на любые наши вопросы, а также сравнить свойства полезных ископаемых для разных сфер использования.
— Ребята, а сейчас давайте с вами совершим путешествие по нашей необъятной Родине. Мы узнаем каких и где месторождений п/и больше всего.
— Но по окончании фильма, я хочу чтобы вы ответили на вопрос: «Как влияет форма рельефа на местонахождение того или иного месторождения?»
ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТА
-Ну что ребята, как вы думаете, почему одни п/и располагаются в горах, а других на равнинных частях суши?
(Ответы учащихся)
-Да, действительно, форма рельефа имеет не последнее влияние на расположение п/и. Теперь мы знаем, что одни п/и располагаются на равнинах, а другие в горах, т.е. существуют не изолировано. Этот вывод мы тоже можем оформить в виде опорно-логической схеме в нашей рабочей тетради.
(Слайд 13) Схема
– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкульт.минутку.
Познавательные: умение находить нужную информацию в различных источниках,
анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями.
Регулятивные: умения принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания; умение слышать и понимать речь учителя.
Работа с натуральными объектами – образцы полезных ископаемых
Учащиеся разгадывают ребус
Отгадывают загадки
Отвечают на вопросы.
Определяют цели и задачи урока, участвуют в беседе.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя.
Работают в печатной тетради.
Учащиеся высказывают предположения
Слушают учителя.
Учащиеся смотрят видеофрагмент
Называют свойства п/и.
Исследуют свойства п/и и оформляют результаты в виде таблицы.
Учащиеся смотрят видеофрагмент
Отвечают на вопросы.
Работают в печатной тетради.
Физкультминутка
Организовать эмоциональную разрядку (разминка)
(Слайд 14)
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
– Отдохнули?
– Продолжим работу.
Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений.
Выполняют упражнения.
Закрепление нового материала
Групповая форма работы
Тестирование
(Слайд 14) Задание:
К иллюстрациям объектов (кухня, народное хозяйство, строительство) прикрепить образец полезного ископаемого.
Представьте, как изменится наша жизнь, если вдруг исчезнут все полезные ископаемые:
I группа – на кухне
II группа – в строительстве
III — в народном хозяйстве
(Слайд 14) Тест
— Вы отлично справились и с этим заданием!
— Итак, с каким понятием мы сегодня познакомились?
Оцените свою работу на уроке.
Учитель раздает листы самоконтроля.
1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
1) врачи;
2) геологи;
3) строители.
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
1) песок, глина;
2) гранит, торф;
3) каменный уголь, поваренная соль.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
1) оловянная и медные руды;
2) каменный уголь, природный газ;
3) графит, сера.
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
1) мрамор, гранит;
2) природный газ, нефть;
3) золото,
5.3ачем мы собираем металлолом?
1) мы сохраняем запасы руды;
2) очищаем территорию от мусора;
3) участвуем в соревновании между классами.
– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.
– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.
Познавательные:
умение обобщать полученную информацию.
Коммуникативные:
умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.
Выполняют работу в группе.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют тестовую работу.
Выполняют проверку.
Формулируют общий вывод урока.
Рефлексия. Оценка работы детей.
– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?
Оценка работы учащихся.
— Ребята, оцените свою работу на уроке. Перед вами лежат смайлики, но нет личика. Вам необходимо нарисовать лицо если вы поработали на «отлично», то нарисуйте улыбку. Если вы знаете, что можете активнее работать, то улыбка вниз. Если были пассивны, то «ровная» улыбка.
Регулятивные: умение оценивать результаты деятельности.
Оценивают свою работу на уроке.
6. Задавание д/з с аннотацией
— Запишите, пожалуйста, ваше домашнее задание –
Прочитать текст с. 60-64, ответить на вопросы.
Выполнить задание в рабочей тетради –
№ 6, с. 42
Коммуникативные:
умение слышать и понимать речь учителя.
Осознают приемы выполнения домашнего задания.
Логическая завершенность урока
— Наш урок окончен. Спасибо вам большое за урок.
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания.
Оценивают значимость изученной темы.
Источник
Слайд 1
Полезные ископаемые Красивые камни в нашем доме часть 2
Слайд 2
Кремень известен человечеству с древних времен, него начался каменный век. Кремень раскалывается на обломки с острыми режущими краями. Древний человек изготовлял из него свои первые орудия; благодаря способности давать искры кремень использовался для извлечения огня. Окраска минерала может быть белой, темно или светло коричневой с разными оттенками. Имеет стеклянный блеск. Кремень найти очень просто. Он похож на сильно застывший, пластилин или мыло.
Слайд 3
Агат — полудрагоценный камень. Его отличительной чертой является полосчатость . Разные по цветовой гамме волнистые полосы образуют невероятные узоры, в которых иногда можно разглядеть целые картины: пейзажи, замки, озера и горы. С глубокой древности агат применялся для изготовления печатей, различных сосудов, декоративных и ювелирных изделий. Чаще всего встречаются агаты серого, голубого и белого оттенков. Наиболее ценные расцветки – изумрудный и розовый.
Слайд 4
Кахолонг — камень завораживающей красоты, отличается разнообразием цветов и оттенков этого минерала. Его цвет может варьировать от чистого белого до зеленого. В мире известно более ста оттенков этого минерала. В современном мире этот камень нашел применение в ювелирных изделиях. Его вставляют в кольца и серьги, хотя сам по себе кахолонг не является дорогостоящим, несмотря на это, с ним очень любят работать ювелиры.
Слайд 5
Чароит Камень свое название получил от реки Чара в Сибири, но, учитывая его потрясающий цвет, наименование камня вполне могло бы происходить от слова «очаровывать». На сегодня чароит — самый редкий и экзотический самоцветный камень в мире . Чароит легко полируется и очень хорошо смотрится в ювелирных изделиях. Поэтому он широко применяется при изготовлении вставок в кольца, бус и прочих недорогих украшений.
Слайд 6
Авантюрин Авантюриновое стекло и авантюрин внешне очень похожи, существует лишь одно отличие – присутствие большого количества блестящих вкраплений в авантюриновом стекле. В настоящее время этот материал (авантюриновое стекло) широко используют для мозаики, для создания предметов интерьера.
Слайд 7
Скарн Название скарн связано со шведским словом « skarn », означающим « грязь ». В зависимости от происхождения скарна различаются и варианты его окраски. Так, встречаются зеленые, зеленовато-серые, бурые, белые экземпляры, реже – буровато-розовые. Как правило, камень имеет неоднородную, пятнистую или полосатую текстуру, сочетающую в себе несколько оттенков.
Слайд 8
Змеевик Название камня связано с его цветом – зеленый, оливковый, оттенки с многочисленными полосками, вкраплениями и пятнышками напоминает кожу змеи. Змеевик – это такой камень, свойства которого привлекают мастеров и умельцев, потому что он очень мягкий, прекрасно шлифуется и обрабатывается. В наше время камень змеевик используют для отделки стен, потолков, полов. Змеевик помогает создать определенный интерьер в ванных комнатах, в бассейнах.
Слайд 9
Пегматит Залежи пегматита имеются на всех континентах земного шара, а размер залежей может быть от нескольких квадратных метров до пары километров. Пегматитовые изделия – непременная атрибутика работников умственного труда. Из них изготовляют всевозможные амулеты и талисманы, а так же канцелярские принадлежности. Также пегматит в последнее время пытаются использовать как отделочный материал. Пегматит широко распространён.
Слайд 10
Лазурит Этот самоцвет называют камнем небес, так как в нем загадочным образом отображается сияние звездного неба. Лазурит завораживал ценителей еще с древних времен. Интересно, что с виду это самый обычный минерал: в нем нет прозрачности и блеска, однако, по-настоящему ценен он благодаря своему необыкновенному цвету.
Слайд 11
Тигровый глаз Этот камень имеет красивую золотисто-жёлтую или золотисто-коричневую окраску и шелковистый отлив на полированной поверхности. Тигровый глаз отличается от минералов эффектом «кошачьего глаза ». Сравнительно недорогой поделочный камень, популярный материал для всевозможных ювелирных украшений и мелких резных художественных изделий.
Слайд 12
Лепидолит Как и другие минералы группы слюд, камень состоит из отдельных слоев, напоминающих чешуйки, которые довольно легко отделяются друг от друга. Отсюда и название минерала (греч. » лепидос » — «чешуя»). Цвет камня варьирует от белого, серого и желтого до розоватого, сиреневого и белого. Его тонкие пластинки обладают эластичностью и, в какой-то степени, даже упругостью: их можно немного согнуть, но через некоторое время форма восстановится.
Слайд 13
Обсидиан Он известен людям с давних времен и является одним из первых камней, которые люди начали обрабатывать и использовать в собственных целях. Камень обсидиан образуется при застывании лавы. Окраску имеет разнообразную, но преимущественно темную . В нынешнее время обсидиан является полудрагоценным камнем и из него изготавливаются различные украшения, ювелирные изделия, статуэтки.
Слайд 14
Льдистый кварц — один из самых распространённых минералов в земной коре. В чистом виде кварц бесцветен или имеет белую окраску из-за внутренних трещин. Кварц используется в оптических приборах, в генераторах ультразвука , в телефонной и радиоаппаратуре ,в электронных приборах . Многие разновидности используются в ювелирном деле.
Слайд 15
Презентацию выполнила: Юдина Н.Н. ГБОУ НОШ № 992
Источник