Детям о полезных ископаемых в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Людмила» комбинированного вида

Организованная

образовательная деятельность.

Область «Познание»

(ознакомление с окружающим миром)

тема: «Полезные ископаемые»

(для детей подготовительной к школе группы)

г. Королёв

2014 г.

Цели и задачи:

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов, где используются свойства магнитов в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

Посылка, образцы полезных ископаемых, емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магниты, лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками), заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), кусочек пенопласта, портновская игла, цветная бумага, презентация «Полезные ископаемые» (в приложении).

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: — Дети, к нам сегодня приходил почтальон и принёс посылку.

Давайте посмотрим что там. Записка. (Внутри записка и небольшая коробочка.)

Записка:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка». На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста!

                                                                                             С уважением, Крот»

Воспитатель: — Что же находиться в коробке? (открывает её)

Дети: — Полезные ископаемые.

Воспитатель: — Почему они так называются?

Дети: — Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.

Воспитатель: — Какие виды полезных ископаемых вы знаете?

Дети: — Твердые, жидкие и газообразные.

Воспитатель: — Какими способами их добывают?

Дети: — Открытым (карьер) и закрытым (шахта).

Воспитатель: — Давайте разберемся какие полезные ископаемые в этой коробке. Чтобы назвать их, нужно отгадать загадки.

1.Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

Дети: — Гранит.

Воспитатель: — Какую пользу приносит гранит?

Дети: — Он используется в строительстве.

Воспитатель:

2. Раз огромнейший насос

Ухватил меня за нос.

Посадил меня в трубу

По трубе теперь бегу.

Прибегу я на завод —

Там меня нагреют.

Вот такие вот продукты:

Не конфеты и не фрукты.

Керосин, бензин, мазут…

Из меня произведут.

Без меня не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это?

Дети: — Нефть.

Воспитатель: — Что изготавливают из нефти?

Дети: — Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.

Воспитатель:

3.Он несет в дома тепло,

   От него кругом светло,

   Помогает плавить стали,

   Делать краски и эмали.

   Он черный, блестящий,

   Помощник настоящий.

Дети: — Уголь.

Воспитатель: — Какую пользу он приносит людям?

Дети: — Это топливо.

Воспитатель:

4. Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А чтобы сделать миску или вазу,

    Она понадобится сразу.

Дети: — Глина.

Воспитатель: — Для чего она используется?

Дети: — Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина).

Воспитатель:

5.Росли на болоте растения,

   Стали топливом и удобрением.

Дети: — Торф.

Воспитатель: — Какую пользу он приносит?

Дети: — Это топливо и удобрение.

Воспитатель:

6. Покрывают им дороги,

    Улицы в селениях.

    А еще он есть в цементе.

    Сам он — удобрение.

Дети: — Известняк.

Воспитатель: — Где используется известняк?

Дети: — Используется в строительстве. Из него делают мел.

Воспитатель:

7. На кухне у мамы помощник отличный.

    Он синим цветком расцветает от спички.

Дети: — Газ.

Воспитатель: — Чем полезен газ?

Дети: — Это топливо, которое обогревает жилище, помощник в приготовлении пищи.

Воспитатель: 

8. Не зря она варилась в доменной печи.  На славу получились ножницы, ключи…

Дети: — Это руда.

Воспитатель: — Что делают из железной руды?

Дети: — Ножницы, гвозди, рельсы, магнит.

Воспитатель: — Вы сказали магнит. А что вы о нем знаете?

Дети: — Он притягивает железные предметы.

Воспитатель: — Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну магнитов, где вы узнаете о свойствах магнитов и способах их применения. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.

Читайте также:  Чем полезен медовый массаж на спину

Физкультминутка

Руки в стороны — в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели.

А потом наоборот —

Назад помчался самолёт.

Воспитатель: — Вот мы и в волшебной стране магнитов. Давайте посмотрим что может магнит.

Опыты:

  1. Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование: Емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магнит.

Ход опыта:

В емкость с водой опустить рыбок. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта:

Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом, их можно легко достать, не замочив рук.

Воспитатель: — Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Дети: — Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Воспитатель: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

  1. Игра-опыт «Бумажные гонки»

Оборудование: Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),

Заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), ножницы и скотч (можно клей и кисти), магниты.

Ход опыта:

Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши. Установить автомобили на старте. Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

Результат опыта:

Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Поле магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

Воспитатель: — Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Дети: — Сила магнита действует через картон и бумагу.

Воспитатель: — Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

  1. Игра-опыт «Магнитная регата»

Оборудование: Кусочек пенопласта в виде лодочки, портновская игла для мачты, цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); магнит, миска или таз с водой.

Ход опыта:

Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

Результат опыта.

Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Воспитатель: — Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Дети: — Сила магнита действует даже на расстоянии.

Воспитатель: — Благодаря свойству магнитов воздействовать на предмет можно на расстоянии и через растворы. Их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается.

4. Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару): два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта:

В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Воспитатель: — Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения). Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

Воспитатель: — Ребята, вам понравилось проводить опыты ?

Дети: — Да.

Воспитатель: — А теперь нам пора вернуться домой. Давайте снова встанем в круг и отправимся в детский сад.

Физкультминутка

Руки в стороны — в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели.

А потом наоборот —

Назад помчался самолёт.

Воспитатель: — Вот мы и вернулись. Понравилось наше путешествие?

Дети: — Да.

Воспитатель: — Ребята, мы много сегодня с вами узнали о полезных ископаемых и о магнитах. Что вам больше всего понравилось?

Читайте также:  Чем полезна ячневая каша при беременности

(Ответы детей)

Воспитатель: — Я предлагаю вам на память о сегодняшних новых знаниях о полезных ископаемых, разукрасить фигурки из глины, которые потом вы заберете домой.

Источник

Татьяна Рыбинцева
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группы «Ознакомление с полезными ископаемыми»

Цель: закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Задачи: продолжать формировать представления о внутреннем содержании земли — полезных ископаемых;

познакомить с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами и применением в жизни человека;

развивать память, мышление, речь и исследовательскую деятельность;

самостоятельно оценивать ответы детей и высказывания других детей.

Оборудование.

Карта земли, образцы полезных ископаемых (гранит, уголь, песок, глина – на каждого ребенка, увеличительные стекла, 2 сосуда – лейки, молоток, стаканчики на каждого ребенка, лист бумаги.

Ход занятия.

Воспитатель.

Ребята, мы с вами поговорим о богатствах, которые находятся глубоко под землей. Как они называются? (полезные ископаемые). Какими словами их можно еще назвать? (сокровища земли, недра земли, хранилище земли и т. д.). Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин Земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве. Какие полезные ископаемые вы знаете? (глина, каменный уголь, соль, мрамор и т. д.). Это только часть полезных ископаемых, а в природе их гораздо больше. Сейчас давайте рассмотрим коллекцию с полезными ископаемыми. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадайте и найдите этот экземпляр в нашей коллекции, если он присутствует.

Если встретишь на дороге.

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу. (Глина)

Он очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы, станут и заметны. (Гранит)

Он очень нужен детворе,

Он на дорогах есть и во дворе. (Песок)

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий,

Он несет в дом тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь)

Правильно, дети. Молодцы! Отгадали все загадки и отыскали их в коллекции.

Скажите мне, а какими бывают полезные ископаемые? (Твердые, жидкие, газообразные).

А какие вы знаете жидкие полезные ископаемые? (Нефть, минеральная вода).

А газообразные? (Природный газ).

Наша коллекция, к каким ископаемым относится? (К твердым).

А теперь давайте рассмотрим образцы полезных ископаемых которые у вас на столах.

(На столах у детей подносы с образцами) .

Воспитатель.

Сначала мы свами рассмотрим песок и глину, проведем несколько экспериментов и выясним их свойства, чем они отличаются друг от друга.

Опыт №1.

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (легко)

А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? (песок)

Почему? (Песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Песок – рыхлый, в отличие от глины).

Опыт №2.

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек – песчинок). Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?

Теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? (в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички). Следовательно, песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

Опыт №3.

Берем две прозрачные емкости со вставленными в них воронками с песком и глиной. Наливается в воронки вода. Дети наблюдают, как в емкость через песок быстро просачивается вода. А в емкость, где воронка с глиной – медленно. На поверхности глины долго остается вода. Делают вывод, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.

Общий вывод: глина состоит из мелких частичек, во влажном состоянии не рассыпается, пластична, плохо пропускает воду. Песок рассыпается, состоит из полупрозрачных крупинок, хорошо пропускает воду.

Воспитатель.

А теперь давайте чуть- чуть отдохнем.

Физкультминутка.

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой все их принесли.

Воспитатель.

Проходим и присаживаемся на свои места.

Читайте также:  Правда ли что сперма полезна для девушек

Теперь мы с вами будем сравнивать уголь и гранит.

Опыт №1

Посмотрите на гранит. Какого он цвета?

Давайте рассмотрим гранит через увеличительное стекло. Что вы видите? (вкрапления трех цветов: белый, черный, розовый). Воспитатель объясняет,что это составные части гранита: кварц, слюда, полевой шпат. Оттенок камня зависит от того, какого составляющего больше.

Теперь давайте рассмотрим уголь. Какого он цвета? (черного).

Рассмотрим уголь через увеличительное стекло. (блестящий, слоистый).

Опыт №2

Возьмите в одну руку уголь, а в другую гранит. Сожмите сильно – сильно.

Сломались ли наши уголь и гранит? (нет) Значит, о них можно сказать, что они твердые.

А как вы думаете прочные или нет? (ответы, предположения детей).

Давайте проверим.

Завернем уголь и гранит в платочки и ударим по ним молотком.

Что произошло с гранитом? (ничего)

А что произошло с углем? (он раскрошился).

Значит, о граните можно сказать, что он прочный, а уголь – хрупкий.

Общий вывод: гранит – твердый, прочный, имеет неоднородную окраску; уголь – твердый, хрупкий, черный.

Воспитатель.

Ребята скажите, где используют песок, глину, уголь, гранит? (ответы детей)

А нужно ли беречь их?

Воспитатель.

«Дети мои, любите и берегите Землю-матушку. И она ответит вам щедростью и заботой о вас!

Источник

Алла Буева
Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми»

Познание. Старшая группа.

Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад№3д. Ясенцы.

Конспект НОД.

Тема: » Знакомство с полезными ископаемыми«

Цель: Продолжение знакомство с полезными ископаемыми России (углем, мелом, песком, глиной, солью).Уточнение представления о свойствах песка и глины в сравнении (песок состоит из песчинок, угля и мела, соли их свойства и различия. Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств. Развитие сенсорных ощущений, интереса, развитие словаря и активизация речи. Воспитание чувства гордости к своему отечеству.

Средства: тарелочка с песком, глиной, углем, мелом, соль, баночки с водой, молоточек, черный лист бумаги, глобус.

Ход:

на столе в тарелочках разложены: уголь, песок, глина, мел, соль

— Дети, мы сегодня поговорим с вами о природных богатствах Земли.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины Земли и с её поверхности — это полезные ископаемые.

Наша страна богата различными полезными ископаемые (показ воспитателем на глобусе месторождения). Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве.

_ Как вы думаете, какие полезные ископаемые используются в строительстве?

— глина, песок, известняк

-Другие служат топливом. Какие?

— торф, каменный уголь, газ, нефть.

— Сегодня мы поговорим с вами о песке и глине — самых распространенных природных ископаемых, которые образуются под воздействием разрушения гор.

-Давайте сравним песок и глину:

-дети рассматривает, ощупывают, бросают

После экспериментирование дети делают выводы:

— Глина — мягкая, из неё можно лепить, она плохо пропускает воду.

— Песок -, сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, песок хорошо пропускает воду.

— Дети, вы хотите узнать, из чего состоит песок? Возьмите черный лист бумаги и положите немного песка.

-дети делают выводы: песок состоит из мельчайших песчинок, поэтому он сыпучий

Затем обращаю внимание на каменный уголь

Предлагаю эксперименты: положить кусочек угля в воду, ударить молоточком, начертить на бумаге.

-Какой он?

— он черный, блестит на солнце, твердый, тонет в воде, при ударе распадается, оставляет следы.

— Основное свойство угля — горючий (показ воспитателя — как уголь горит)

Затем показываю на глобусе некоторые месторождения угля

— уголь идет на отопление жилых домов, как топливо на заводах и фабриках. из каменного угля получают краски, лекарства (активированный уголь) и др. полезные вещества.

Затем предлагаю обратить внимание на мел. Мел изготавливают из ракушечника, который добывают вблизи моря, из него делают школьные мелки.

дети рассматривают мел: рисуют, бросают воду, ломают)

— Дети делают выводы: он бывает разного цвета, ломкий, раскалывается, размыкает, он оставляет следы — можно рисовать.

-Затем рассмотрим соль: для чего она нужна? где её можно найти (показ месторождений в России)

Какими свойствами обладает соль? как можно проверить?

— После экспериментирования (пробуют на вкус, бросают в воду, из чего состоит? раскалывают молоточком)

— Соль: белая на цвет, соленая, хрупкая, состоит из кристаллов, нужна для приготовление пищи.

Уточнение знаний детей:

1. Какие полезные ископаемых вы знаете?

2. Для чего нужны полезные ископаемые?

В заключение занятия предлагаю рисовать, тема » Зимний пейзаж»(мелом на черном листе бумаги)

Источник