Дидактическая игра на тему полезные продукты
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11 «Улыбка»
Картотека дидактических игр «О здоровом питании, здоровом образе жизни дошкольникам»
2016
Картотека дидактических игр «О здоровом питании, здоровом образе жизни дошкольникам»
1 «Что сначала — что потом (режим дня)»
Закреплять представления о том, что соблюдение режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия.
2 «Составляем меню»
Формировать представления о зависимости здоровья от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Развивать зрительное восприятие, умение анализировать заданную ситуацию.
3 «Лабиринты здоровья»
Закреплять представления о предметах личной гигиены, их предназначении. формировать умение видеть границы рисунка, в данном случае дорожки,
Закреплять умение вести линии пальцем не отрывая его от картинки; мысленно строить маршрут «путешествия».
4 «Готовим салат (суп, компот)»
Формировать представления о совместимости продуктов, о компонентах и составляющих то или иное блюдо, о предназначении посуды для приготовления и употребления конкретных блюд
5 «Узнай на ощупь»
Формировать умение узнать овощи, фрукты, ягоды на ощупь, по запаху. формировать представления о пользе разных видов продуктов, необходимых для разных органов человека
6 «Узнай по описанию»
Формировать умение классифицировать продукты по существенному признаку, обобщать, на основе чего находить лишнюю карточку
7 «Четвертый лишний» Формировать представления о мерах, способах профилактики и охраны здоровья.
10 «Подбери признак»
Закреплять знания о вещах необходимых для соблюдения гигиены, зарядки, при болезни.
11 «Вредно – полезно»
Формировать представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья.
12 «Всё что мне необходимо»
Формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья; умение определять причинно-следственные связи.
13 «Почему заболели ребята?»
Закреплять представления о предметах и правилах личной гигиены, правилах здорового образа жизни, правильном питании.
14 «Найди лишнее»
Формировать навыки здорового образа жизни, познакомить с витаминной ценностью продуктов, с действием витаминов на организм.
15 «Чудесный мешочек» Формировать представления о компонентах входящих в состав блюд для завтрака, обеда, ужина; делать выводы о витаминной ценности составленного блюда.
16 «Витаминный бильярд» Формировать представления о происхождении продуктов питания (крупа, мука, овощи,фрукты) о их пользе для организма человека, о блюд в состав которых они входят.
17 «Поварята» Формировать представления о зависимости здоровья человека от питания; формировать умение осознанно подходить к своему здоровью, питанию, уметь противостоять рекламе. Познакомить с историей происхождения появления на Руси овощей и фруктов.
18 «Где растет каша».
Формировать умения о компонентах составляющих пищевые продукты: жирах, белках, углеводах, витаминах,раскрыть их роль в жизни человека.
Познакомить со способами сохранения и укрепления здоровья через желание правильно питаться.
19 «Во фруктовом царстве, овощном государстве»
Формировать представления о разновидностях витаминов, о том какие витамины содержатся витаминах в овощах и фруктах
20 «Что изменилось ?»
Цель:Воспитывать наблюдательность, развивать память.
Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т. д.) и предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.
21 « Как вырасти здоровым»
Цель игры:Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; Воспитывать сообразительность, развивать быстроту реакции.
Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом,
б) выполнение физических упражнений,
в) приём здоровой пищи,
г) игры на улице, д) сон, е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми, ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).
Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия.
Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.
22 « Подбери предметы»
Цель:Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.
Детям предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.
23 «Что такое хорошо, что такое плохо».
Цели: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.
Дети рассматривают иллюстрации, оценивают поступки героев. Если поступок хороший – поднимают зеленый круг, плохой – красный.
24 «Пищевое лото.»
Цель: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.
Оборудование: большие карты (витамины, белки, жиры, углеводы); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов.
Дети раскладывают маленькие карточки на большие карты. Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).
25 «Полезная и вредная еда»
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные фишки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).
Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной. Верное решение игровой задачи поощряется фишкой.
26 «Опасно – не опасно».
Цели: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения ; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.
27 «Мой день».
Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
28 «Найди опасные предметы».
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды,соду, хлорку;
Опасно одному выходить на балкон.
29 « Отгадай загадку по картинке».
Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
30 «Этикет – школа изящных манер».
Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.
Оборудование: предметные картинки.
Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.
Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.
31 « Угадай, кто позвал?»
Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
32 «Умею — не умею».
Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Оборудование: мяч.
Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
33 « Найди пару».
Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).
Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.
Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определить на ощупь разные материалы.
Источник
Дидактическая игра.
Овощи и фрукты –полезные продукты.
Витамины нам нужны — для здоровья всем важны.
Нужно с витаминами дружить
Надо овощи любить
Все без исключения
В этом нет сомнения.
Тот, кто много ест морковки
Станет сильным, крепким, ловким
А кто любит, дети, лук –
Вырастает быстро вдруг
Кто капусту очень любит
Тот всегда здоровым будет.
Цель игры:
Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах (Закрепить у детей знания о том, что в продуктах содержаться важные для здоровья вещества-витамины.)
Для формирования здорового образа жизни учить ребенка заботиться о своем организме, не вредить ему. Воспитывать желание у детей есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Задачи:
1 Закреплять знание о пользе овощей и фруктов для здоровья.
2 Закреплять умение классифицировать фрукты-овощи.
3 Вызывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
4 Развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
5 Формировать интерес к работе с цветом.
6 Развивать точность цветовосприятия,
7 Коррекция возбудимости, тревожности, гиперактивности с помощью цветотерапии. 8 Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Варианты игры.
- Помоги Красной шапочке собрать витаминные продукты для бабушки.
- Овощ, фрукт в свою корзинку, где живёт его витаминка.
( Предложить ребенку разложить овощи, фрукты в соответствии с витаминами, которые в них содержаться.)
- Придумать салаты из овощей, фруктов.
- Отгадай загадку-найди отгадку.
- Классификация «Овощи -фрукты»
- Найди такой же по цвету, форме, размеру
- Что лишнее?
1 Вариант
«Помоги Красной шапочке собрать витаминные продукты для бабушки»
Красная Шапочка:
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Красная Шапочка. У меня есть любимая бабушка, она старенькая и часто болеет. Вот и сейчас она простудилась. Не рассказывает мне сказки, не вяжет чулочки, не печёт пироги, а всё время чихает, охает и ахает. Когда бабушка болеет, мы с мамой приносим ей гостинцы. Что бы ей собрать в гостинец на этот раз, чтобы она поскорее выздоравливала? Как ей помочь?
Педагог:
— Думаю, Красная Шапочка, что мы с ребятами сможем тебе помочь собрать полезный и вкусный гостинец для бабушки. Правда, ребята?
Красная Шапочка:
-Буду очень благодарна.
Педагог:
-Действительно иногда бывает так, что люди болеют, но надо стараться быть здоровыми. Если вы хотите быть здоровыми, веселыми, крепкими, работоспособными, если хотите бороться с разными микробами, не поддаваться никаким болезням – каждый день надо: заниматься зарядкой, гулять на улице, кушать больше полезных продуктов.
-Ребята, какие полезные продукты вы знаете? (ответы детей).
-Почему мы называем их полезными? (ответы детей).
-Да действительно ягоды, овощи и фрукты – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. В природе витамины образуют в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи – источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый фрукт, ягодку, овощ и погаснет, но не пропадет, с его помощью в каждой ягодке, в каждом фрукте, в каждом овоще возникнут необходимые витамины.
-Давайте каждый из вас положит в корзинку Красной Шапочки тот гостинец для бабушки, который он считает самым полезным и назовет нам витамин, который в нём содержится. (ответы детей, например; «Я кладу морковь – это овощ, в ней содержится витамин А, он полезен для зрения, кожи, зубов и костей).
-Молодцы ребята, как много витаминных гостинцев вы приготовили для бабушки.
Красная Шапочка:
-Какие вы умные ребята, теперь и я знаю про полезные витаминные продукты, и всегда буду приносить их бабушке, чтобы она не болела.
2 Вариант
«Овощ, фрукт в свою корзинку, где живёт его витаминка»
(Предложить ребенку разложить овощи, фрукты в соответствии с витаминами, которые в них содержаться.)
Педагог:
-Солнышко помогает нашим фруктам, ягодам, овощам поспеть. Давайте и мы с вами представим что мы все одно большое солнышко. (Дети берутся за руки, образуют большой круг, выполняют команды педагога. Вытянули ручки-лучики вверх, дотянулись, обняли друг друга и т.д.
-Молодцы, ребята. А теперь, закроем глаза, вместе скажем: «Красное солнышко ярко свети, нам подарки принеси». (педагог выносит разнос с овощами, фруктами и ягодами).
-Вот посмотрите на это блюдо – здесь собрались разные овощи, ягоды и фрукты. А вот корзины, в которых живут витаминные продукты (педагог рассказывает и раскладывает продукты по корзинам в зависимости от содержания витаминов)
Первая корзина-Витамин А: полезен для кожи, зрения, зубов, костей, встречаюсь в…
Вторая корзина-Витамин В: укрепляет организм, необходим для работы нервной системы, Третья корзина-Витамин С: закаливает организм, оказывает благоприятное действие на зубы и кости, встречается в…
-Вот и разбежались все продукты по своим корзиночкам.
3 Вариант
«Отгадай загадку-найди отгадку»
Педагог:
-В природе витамины образуют в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи – источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый фрукт, ягодку, овощ и погаснет, но не пропадет, с его помощью в каждой ягодке, в каждом фрукте, в каждом овоще возникнут необходимые витамины.
-Давайте поиграем в игру «Подарки Красного солнышка». (дети отгадывают загадки и выкладывают на солнечные лучики отгадки-подарки.)
4 Вариант
«Дошколята-поварята»
Придумать салаты из овощей, фруктов.
Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Красная Шапочка. У меня есть любимая бабушка, она старенькая и часто болеет. Вот и сейчас она простудилась. Не рассказывает мне сказки, не вяжет чулочки, не печёт пироги, а всё время чихает, охает и ахает. Когда бабушка болеет, мы с мамой приносим ей гостинцы. Что бы ей собрать в гостинец на этот раз, чтобы она поскорее выздоравливала? Как ей помочь?
— Думаю, Красная Шапочка, что мы с ребятами сможем тебе помочь собрать полезный и вкусный гостинец для бабушки. Правда, ребята?
А ещё Красная Шапочка, наши ребята расскажут тебе, что ты можешь приготовить из этих продуктов для бабушки. Правда, ребята?
-Скажите ребята, что можно приготовить из овощей? (ответы детей).
-Что можно приготовить из фруктов? (ответы детей).
-Что можно приготовить из ягод? (ответы детей).
-Молодцы ребята! Сколько полезных и вкусных блюд назвали.
5 Вариант
Классификация «Овощи -фрукты»
6 Вариант
Найди такой же по цвету, форме, размеру
7 Вариант
Что лишнее?
Загадки.
Овощи и фрукты-полезные продукты.
В летнем солнечном саду
Зреют фрукты на виду.
Только нужно не лениться,
Отгадать их потрудиться.
Далеко на юге где – то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий … (ананас).
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
Но на вкус – кислейший он,
А зовут его … (лимон).
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин –
Это спелый … (апельсин).
Близнецы на тонкой ветке,
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий … (виноград).
Все о ней боксеры знают,
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа … (груша).
Чтоб здоровым, сильным быть
Нужно с витаминами дружить
Надо овощи любить
Все без исключения
В этом нет сомнения.
Тот, кто много ест морковки
Станет сильным, крепким, ловким
А кто любит, дети, лук –
Вырастает быстро вдруг
Кто капусту очень любит
Тот всегда здоровым будет,
Вот стручок – огромный дом,
Поселились братцы в нем.
Каждый братец – скоморох,
А стручок этот — … (горох).
Под землей живет семья:
Папа, мама, деток тьма.
Лишь копни ее немножко –
Вмиг появится … (картошка).
Спит на грядке под листом,
Да еще храпит притом.
Видит пятый сладкий сон
Лежебока — … (патиссон).
Наш лиловый господин
Среди овощей один.
Он французский граф де Жан,
А по-русски — … (баклажан).
Кто разлегся среди грядки,
Кто играть не любит в прятки?
Вот Емеля – простачок,
Белобокий … (кабачок).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ….(капуста)
Я — Королева среди овощей,
Без меня не сварить вкусных щей,
А какие вкусны Пироги капустные! (Капуста)
Я — приправа в каждом блюде
И всегда полечен людям Угадали?
Я — наш друг
Я — простой зелёный лук.
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней …(помидора)
Про меня рассказ не длинный
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
Будешь строен и высок (Морковь)
Источник