Дипломный проект по обогащению полезных ископаемых
Характеристика сырьевой базы и вещественного состава сырья криворужского железорудного бассейна. Увеличение добычи полезных ископаемых посредством освоения гравитационных методов обогащения. Показатели работы цикла дробления. Расчет шламовой схемы.
Технологический эффект и классификация процессов обогащения. Дробление и измельчение, грохочение и подготовительные процессы. Основные методы обогащения полезных ископаемых. Концентраты и промежуточные продукты. Потеря, граница и глубина обогащения.
реферат, добавлен 16.09.2014
Расчет количественной схемы дробления, грохочения и измельчения и выбор основного оборудования. Расчет первой стадии дробления. Определение схемы измельчения и выбор оборудования для измельчения и классификации. Выбор спиральных классификаторов.
курсовая работа, добавлен 24.05.2016
Методы обогащения коренных золотосодержащих руд. Расчет схемы дробления с выбором оборудования. Расчет гравитационного передела. Выбор оборудования для грохочения, отсадки и перечистки, магнитной сепарации. Расчет водно-шламовой схемы рудоподготовки.
дипломная работа, добавлен 24.06.2012
Технологический эффект обогащения. Дробление и измельчение. Раскрытие зёрен полезных компонентов. Грохочение и классификация. Основные (обогатительные) процессы. Заключительные операции в схемах переработки полезных ископаемых. Продукты обогащения.
контрольная работа, добавлен 23.08.2013
Актуальность проведения исследований, направленных на изыскание эффективных способов добычи, переработки полезных ископаемых. Сущность и значение геотехнологических методов добычи полезных ископаемых. Технология скважинной гидродобычи полезных ископаемых.
статья, добавлен 21.02.2018
Основные положения теории и методики исследований обогащения нерудных полезных ископаемых — гравитационной, флотационной, магнитной. Изучение технологии обогащения меднопорфировых, медномолибденовых руд. Магнитная сепарация сильно и слабомагнитных руд.
методичка, добавлен 25.05.2015
Специфические особенности качественно-количественной и водно-шламовой схемы обогащения алмазо-содержащих руд. Выбор и определение мельниц, спиральных классификаторов, рентгенолюминесцентных сепараторов, отсадочных машин и обесшламливающих воронок.
курсовая работа, добавлен 26.04.2012
Особенности термохимических методов добычи полезных ископаемых. Основные изменения классических горных технологий добычи полезных ископаемых. Характеристика и применение метода подземного сжигания серы. Химические процессы в подземных коллекторах.
статья, добавлен 21.02.2018
Понятие открытого и замкнутого цикла измельчения полезных ископаемых. Флотационые реагенты, их классификация и назначение. Магнитные свойства минералов и факторы, влияющие на процесс обогащения. Классификация руд по содержанию ценного компонента.
контрольная работа, добавлен 18.02.2017
Закономерности разрушения горных пород ударом как необходимое условие проектирования процессов бурения и обогащения полезных ископаемых. Особенности процесса динамического разрушения горных пород при разработке месторождений полезных ископаемых.
автореферат, добавлен 14.08.2018
Источник
Характеристика сырьевой базы и вещественного состава сырья криворужского железорудного бассейна. Увеличение добычи полезных ископаемых посредством освоения гравитационных методов обогащения. Показатели работы цикла дробления. Расчет шламовой схемы.
Подобные документы
Расчет качественно-количественной схемы дробления и грохочения золотосодержащего флотационного концентрата. Описание водно-шламовой схемы измельчения и гравитационного процессов. Выбор дробильного, измельчительного и классифицирующего оборудования.
дипломная работа, добавлен 03.04.2020
Полезные ископаемые как минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства. Взаимосвязь технологических процессов добычи и обогащения ископаемых.
реферат, добавлен 19.07.2015
Происхождение каменных углей и антрацитов, их классификация и показатели качества. Классификация методов и процессов обогащения углей, их эффективность. Методы и процессы гравитационного обогащения углей. Обогащение угольных шламов по смачиваемости.
учебное пособие, добавлен 07.02.2017
Распределение и запасы минерального сырья в мире и России. Использование недр человеком. Классификация полезных ископаемых. Направления государственной программы геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы на 2006—2010 годы в РФ.
статья, добавлен 03.06.2014
Оценка динамики развития добычи полезных ископаемых на территории РФ за временной промежуток между 1999 и 2009 годами. Выявление субъектов РФ, наиболее прогрессирующих и регрессирующих в данной отрасли. Роль добычи полезных ископаемых в промышленности РФ.
курсовая работа, добавлен 02.02.2016
Применение механических классификаторов и гидроциклонов для обезвоживания полидисперсных шламов агломерационного и доменного производств. Использование диафрагмовой отсадочной машины для гравитационного обогащения в водной среде полезных ископаемых.
контрольная работа, добавлен 23.02.2016
Испытание способов переработки руд: гравитационные способы, флотация, цианирование. Изучение вещественного состава проб руды. Рациональный анализ руды на золото. Цианирование исходной руды и продуктов обогащения (флотоконцентрата): методика проведения.
диссертация, добавлен 31.07.2015
Роль и значение добычи полезных ископаемых в общественном хозяйстве. Понятие о разработке месторождений, основные производственные процессы и особенности их механизации. Технология и принципы открытой разработки месторождений полезных ископаемых.
лекция, добавлен 26.08.2013
Классификация минеральных ресурсов, возможности и проблемы освоения по причине неравномерного размещения по территории страны. Оценка минерально-сырьевой базы России. Образование метаморфических пород. Степень изученности запасов полезных ископаемых.
курсовая работа, добавлен 23.11.2017
Специфические особенности поисков месторождений полезных ископаемых. Сведения по истории поисков золота в Башкирии. Современные технологии обогащения руд. Выщелачивание металлов с использованием биологических агентов. Прогноз месторождений нефти и газа.
курс лекций, добавлен 06.02.2015
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Обогащение полезных ископаемых предполагает комплексное использование минерального сырья и повышение технологических показателей. Особое внимание при этом уделяется качеству выпускаемой продукции, а также охране окружающей среды.
Бурное развитие техники обусловило рост добычи полезных ископаемых. Но добытые полезные ископаемые, как правило, бедны ценными компонентами и не могут быть непосредственно использованы потребителями с достаточной эффективностью. Поэтому полезные ископаемые подвергаются обогащению, основной задачей которого является отделение ценных компонентов от так называемой пустой породы и вредных примесей.
Объектами изучения могут быть: процессы обогащения, машины, использование оборотной воды, очистка сточных вод, исследование руды на обогатимость и т.д.
При совершенствовании технологии переработки минерального сырья основными направлениями являются следующие.
- 1. Подготовка руд к обогащению. Технологические показатели при обогащении полезных ископаемых во многом определяются подготовительными операциями, связанными с раскрытием минеральных зерен и крупностью частиц. Перспективными являются самоизмель- чение руд и рудно-галечное измельчение. Целесообразно применение предварительной концентрации извлекаемых компонентов, например, методом обогащения руд в тяжелых суспензиях.
- 2. Гравитационное обогащение. Известно, что гравитационными методами обогащается более 50% всего горнорудного сырья. Перспективно применение тяжелых сред в статическом и динамическом условиях. В тяжелых суспензиях обогащаются угли, строительные материалы, фосфориты, руды черных и цветных металлов.
- 3. Флотационное обогащение. Методом флотации извлекается около 100 минералов. Обогащается более 90% руды цветных металлов и других полезных ископаемых. Осваиваются новые виды флотации: вакуумная, электрофлотация, пенная сепарация и др. Основная тенденция совершенствования флотации — увеличение верхнего предела крупности обогащаемого минерального сырья и повышение селективности. Исследуются: предварительная обработка материалов реагентами, место их подачи; электрохимическое окисление; раздельное кондиционирование песков и шламов, а также их обогащение. Перспективна межцикловая флотация.
Существенные изменения наметились в области конструирования флотационных машин, воздействия на обработку пульпы. Так, пред- з ставляют интерес флотационные машины вакуумной и флокулярной флотации, струйного аэрирования. Совершенствуются конструктивные элементы флотационных машин: форма камер, импеллеры, пено- съем, привод и т.д. Изучаются свойства жидкой фазы и прежде всего наличие остаточной концентрации реагентов, что позволяет оптимизировать их расход при автоматической подаче в процесс.
4. Магнитная и электрическая сепарации. Магнитная сепарация находит широкое применение при обогащении магнетитовых руд и при разделении коллективных гравитационных концентратов. В большинстве случаев применяют мокрые процессы измельчения и обогащения полезных ископаемых. Однако эффективно и предварительное сухое обогащение руд.
Выделяют такие направления магнитной сепарации: увеличение разделяющих сил (магнитной и центробежной); повышение напряженности поля; нейтрализация поверхностных сил, вызывающих адгезионную флокуляцию, и др. Осваивается конструирование новых, более эффективных сепараторов.
5. Электрические методы обогащения используются самостоятельно, например для обогащения редкометалльных песков, а также в комбинации с магнитным, обжигмагнитным и другими методами.
В первой главе даны сведения о минеральном сырье, показателях обогащения. В остальных главах приводятся характеристики процессов обогащения, технологии переработки, применяемое оборудование и его расчет.
Целью учебного пособия является формирование у обучающихся знаний о процессах обогащения полезных ископаемых. В процессе изучения студенты должны освоить теоретические основы процессов обогащения, конструкции применяемого оборудования и методики расчета технологических схем.
При освоении дисциплины обучающийся должен демонстрировать результаты образования, базирующиеся на знании:
- • методов гранулометрического анализа минерального сырья (ПК-7, -10, ПКС-6-1);
- • влияния различных факторов на процесс грохочения (ПК-6, -10);
- • теории процесса дробления, устройства и принципа работы применяемого оборудования (ПК-7, ПКС-6-4);
- • конструктивных особенностей, принципа работы мельниц различных типов (ПК-7, -10 ПКС-6-4);
- • технологии процессов дробления, грохочения и измельчения (ПК-7, ПКС-6-2).
Студент должен уметь:
• составлять схемы обогащения руд с учетом требований по качеству конечного продукта переработки минерального сырья (ПК-7, ПКС-6-2);
- • делать расчет качественно-количественной и водно-шламовой схемы обогащения минерального сырья (ПК-7, ПКС-6-3);
- • обосновывать, выбирать и рассчитывать производительность применяемого оборудования (ПК-9, ПКС-6-4).
Студент должен владеть:
• анализом условий работы и обслуживания узлов и оборудования фабрики для классификации основных операций и определения главных неисправностей технологических узлов (ПК-8, -9, ПКС-6-4).
Учебное пособие создано авторским коллективом кафедры «Горное дело» МАМИ в соответствии с планом по заочному обучению. К.И. Лукиной написаны главы 1,4,5, приложение; В. П. Якушкиным — главы 2 и 6; А.Н. Муклаковой — главы 3 и 7.
Источник
Мероприятия по выбору и обоснованию технологии обогащения для заданного сырья, на основе анализа вещественного состава и технологических свойств минералов, входящих в состав исследуемого сырья. Расчет качественно-количественной и водно-шламовой схемы.
Физические свойства сырья ингулецкого месторождения. Вертикальная мощность коры выветривания железистых пород. Оценка производительности обогатительной фабрики. Результаты расчета качественно-количественной схемы обогащения. Антивирусные программы.
дипломная работа, добавлен 06.12.2012
Выбор и обоснование схемы измельчения, классификации и обогащения руды. Вычисление выхода продукта и содержания в нем металла. Расчет качественно-количественной и водно-шламовой схемы. Методы контроля технологического процесса средствами автоматизации.
курсовая работа, добавлен 23.10.2011
Изучение вещественного состава руды. Выбор и расчет мельниц первой и второй стадий измельчения, гидроциклонов, магнитных сепараторов. Расчет дешламатора для операции обесшламливания. Требования к качеству концентрата. Расчет водно-шламовой схемы.
курсовая работа, добавлен 15.04.2015
Расчет баланса продуктов обогащения. Выбор оборудования обогатительной фабрики. Характеристики гидроциклонов и особенности их применения. Внутрифабричный транспорт и складское хозяйство. Расчет челнокового и горизонтально-наклонного ленточного конвейера.
дипломная работа, добавлен 16.05.2017
Сырьевая база и качественная характеристика угля, поступающего на переработку. Проектная мощность обогатительной фабрики. Технологическая схема обогащения. Принцип работы колосниковых и инерционных грохотов, центрифуг, гидроциклонов, ленточных конвейеров.
отчет по практике, добавлен 12.10.2015
Разработка схемы обогащения медно-цинковых руд Абызского месторождения. Технико-экономическое обоснование строительства обогатительной фабрики. Основные технологические и проектные решения. Генеральный план, транспорт и рекультивация нарушенных земель.
дипломная работа, добавлен 18.03.2015
Современные направления в развития измельчения. Характеристика сырья Шатыркульской группы месторождения. Обогащение и гидрометаллургическая обработка руд. Разделительный процесс и оборудования при измельчении. Расчет водно-шламовой схемы, баланс воды.
курсовая работа, добавлен 28.05.2014
Геологическая характеристика Учалинского месторождения. Нормы и параметры процессов дробления и грохочения. Технологический процесс обогащения руд на Учалинской обогатительной фабрике. Теоретические основы процесса измельчения и классификации руды.
курсовая работа, добавлен 13.11.2011
Характеристика железных руд и концентратов. Группа магнетитовых руд осадочно-метаморфического происхождения. Рекомендуемое оборудование, гравитационный метод обогащения. Комплексность использования сырья в Ковдорском ГОКе. Охрана окружающей среды.
курсовая работа, добавлен 07.08.2013
Построение качественно-количественной схемы подготовительных операций дробления, грохочения железной руды: выбор метода, выход продуктов. Обзор рекомендуемого оборудования. Магнитно-гравитационная технология и флотационное обогащение железной руды.
курсовая работа, добавлен 09.01.2012
Источник
(Назад) (Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра обогащения полезных ископаемых Курсовая работа
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. ТЕХНОЛОГИЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХСтудент Шифр: 8061344
Специальность 130405 — Обогащение полезных ископаемых год
ЗАДАНИЕ:
«Разработать технологию обогащения полезного ископаемого и сделать расчеты качественно-количественной и водно-шламовой схем».
В качестве исходного сырья — железная руда.
Часовая производительность по руде равна: Qфч = 1000 тонн в час;
Расчетные показатели берем на основании задания:
W — влага, 4%;
γ — выход продукта, %;
α — содержание ценного компонента в руде, 35%;
β — содержание ценного компонента в продукте обогащения, 65%;
ε — извлечение, 88%
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
. Обоснование и выбор схемы обогащения
1.1 Минеральный состав руды (полезного ископаемого)
.2 Анализ технологии отечественных и зарубежных предприятий, перерабатывающих аналогичное сырье
.3 Требования к качеству концентрата
.4 Технология обогащения полезного ископаемого, принятая в работе
2. Технологический расчет
2.1 Расчет качественно-количественной схемы обогащения
.2 Расчет водно-шламовой схемы
Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Основными направлениями при разработке новых технологий обогащения полезных ископаемых являются повышение извлечения полезных компонентов из добываемых руд, увеличение содержания полезного компонента в концентратах, комплексность использования минерального сырья, внедрение более эффективных, менее энергоемких и экологически чистых процессов.
Как бы велики не были запасы природных ресурсов, крайне необходимо учитывать их постепенное сокращение и вовлечение в переработку, в связи с этим, все более бедных по содержанию полезного компонента руд. Исходя из этих условий, предстоит постоянно искать наиболее более рациональные методы добычи полезных ископаемых, разрабатывать и внедрять малоотходную и безотходную технологию обогащения руд.
Повышение эффективности обогащения железных руд является одной из важнейших проблем в области переработки минерального сырья и в значительной мере зависит от совершенства методов и критериев, на основе которых принимаются решения по выбору техники и технологии обогащения.
Процессы магнитного обогащения, основанные на различии магнитных свойств разделяемых компонентов, находят широкое применение для обогащения руд черных, редких и цветных металлов.
Основными объектами магнитного обогащения являются магнетитовые, окисленные железные, сидеритовые, хромитовые и марганцевые руды.
В настоящее время разделение материалов по магнитным свойствам осуществляется главным образом в постоянном магнитном поле. Наряду с магнитными свойствами разделяемых частиц на показатели обогащения оказывают влияние их плотность, крупность, структурно-текстурные характеристики перерабатываемых руд, а также конструктивные особенности магнитных сепараторов. 1. ОБОСНОВАНИЕ И ВЫБОР СХЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ 1.1 Вещественный состав руды Минеральный состав Ковдорской руды довольно сложен. Кроме магнетита — окисла железа — в руде
Источник
Òåõíîëîãè÷åñêèé ýôôåêò è êëàññèôèêàöèÿ ïðîöåññîâ îáîãàùåíèÿ. Äðîáëåíèå è èçìåëü÷åíèå, ãðîõî÷åíèå è ïîäãîòîâèòåëüíûå ïðîöåññû. Îñíîâíûå ìåòîäû îáîãàùåíèÿ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Êîíöåíòðàòû è ïðîìåæóòî÷íûå ïðîäóêòû. Ïîòåðÿ, ãðàíèöà è ãëóáèíà îáîãàùåíèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îáîãàùåíèå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ — ñîâîêóïíîñòü ïðîöåññîâ ïåðâè÷íîé îáðàáîòêè ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ, èìåþùàÿ ñâîåé öåëüþ îòäåëåíèå âñåõ öåííûõ ìèíåðàëîâ îò ïóñòîé ïîðîäû, à òàêæå âçàèìíîå ðàçäåëåíèå öåííûõ ìèíåðàëîâ.
Îáùàÿ èíôîðìàöèÿ
Ïðè îáîãàùåíèè âîçìîæíî ïîëó÷åíèå êàê êîíå÷íûõ òîâàðíûõ ïðîäóêòîâ (èçâåñòíÿê, àñáåñò, ãðàôèò è äð.), òàê è êîíöåíòðàòîâ, ïðèãîäíûõ äëÿ äàëüíåéøåé õèìè÷åñêîé èëè ìåòàëëóðãè÷åñêîé ïåðåðàáîòêè. Îáîãàùåíèå — íàèâàæíåéøåå ïðîìåæóòî÷íîå çâåíî ìåæäó äîáû÷åé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ è èñïîëüçîâàíèåì èçâëåêàåìûõ âåùåñòâ.  îñíîâå òåîðèè îáîãàùåíèÿ ëåæèò àíàëèç ñâîéñòâ ìèíåðàëîâ è èõ âçàèìîäåéñòâèÿ â ïðîöåññàõ ðàçäåëåíèÿ — ìèíåðàëóðãèÿ.
Îáîãàùåíèå ïîçâîëÿåò ñóùåñòâåííî óâåëè÷èòü êîíöåíòðàöèþ öåííûõ êîìïîíåíòîâ. Ñîäåðæàíèå âàæíûõ öâåòíûõ ìåòàëëîâ — ìåäè, ñâèíöà, öèíêà — â ðóäàõ ñîñòàâëÿåò 0,3-2 %, à â èõ êîíöåíòðàòàõ — 20-70 %. Êîíöåíòðàöèÿ ìîëèáäåíà óâåëè÷èâàåòñÿ îò 0,1-0,05 % äî 47-50 %, âîëüôðàìà — îò 0,1-0,2 % äî 45-65 %, çîëüíîñòü óãëÿ ñíèæàåòñÿ îò 25-35 % äî 2-15 %.  çàäà÷ó îáîãàùåíèÿ âõîäèò òàêæå óäàëåíèå âðåäíûõ ïðèìåñåé ìèíåðàëîâ (ìûøüÿê, ñåðà, êðåìíèé è ò. ä.). Èçâëå÷åíèå öåííûõ êîìïîíåíòîâ â êîíöåíòðàò â ïðîöåññàõ îáîãàùåíèÿ ñîñòàâëÿåò îò 60 äî 95 %.
Îïåðàöèè îáðàáîòêè, êîòîðûì ïîäâåðãàþò íà îáîãàòèòåëüíîé ôàáðèêå ãîðíóþ ìàññó, ïîäðàçäåëÿþò íà: îñíîâíûå (ñîáñòâåííî îáîãàòèòåëüíûå); ïîäãîòîâèòåëüíûå è âñïîìîãàòåëüíûå.
Âñå ñóùåñòâóþùèå ìåòîäû îáîãàùåíèÿ îñíîâàíû íà ðàçëè÷èÿõ â ôèçè÷åñêèõ èëè ôèçèêî-õèìè÷åñêèõ ñâîéñòâàõ îòäåëüíûõ êîìïîíåíòîâ ïîëåçíîãî èñêîïàåìîãî. Ñóùåñòâóåò, íàïðèìåð, ãðàâèòàöèîííîå, ìàãíèòíîå, ýëåêòðè÷åñêîå, ôëîòàöèîííîå, áàêòåðèàëüíîå è äð. ñïîñîáû îáîãàùåíèÿ.
Òåõíîëîãè÷åñêèé ýôôåêò îáîãàùåíèÿ
Ïðåäâàðèòåëüíîå îáîãàùåíèå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ïîçâîëÿåò:
óâåëè÷èòü ïðîìûøëåííûå çàïàñû ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ çà ñ÷¸ò èñïîëüçîâàíèÿ ìåñòîðîæäåíèé áåäíûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ñ íèçêèì ñîäåðæàíèåì ïîëåçíûõ êîìïîíåíòîâ;
ïîâûñèòü ïðîäóêòèâíîñòü òðóäà íà ãîðíûõ ïðåäïðèÿòèÿõ è ñíèçèòü ñòîèìîñòü äîáûâàåìîé ðóäû çà ñ÷¸ò ìåõàíèçàöèè ãîðíûõ ðàáîò è ñïëîøíîé âûåìêè ïîëåçíîãî èñêîïàåìîãî âìåñòî âûáîðî÷íîé;
ïîâûñèòü òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè ìåòàëëóðãè÷åñêèõ è õèìè÷åñêèõ ïðåäïðèÿòèé ïðè ïåðåðàáîòêè îáîãàù¸ííîãî ñûðüÿ çà ñ÷¸ò ñíèæåíèÿ çàòðàò òîïëèâà, ýëåêòðîýíåðãèè, ôëþñîâ, õèìè÷åñêèõ ðåàêòèâîâ, óëó÷øåíèÿ êà÷åñòâà ãîòîâûõ ïðîäóêòîâ è ñíèæåíèÿ ïîòåðü ïîëåçíûõ êîìïîíåíòîâ ñ îòõîäàìè;
îñóùåñòâèòü êîìïëåêñíîå èñïîëüçîâàíèå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ïîòîìó ÷òî ïðåäâàðèòåëüíîå îáîãàùåíèå ïîçâîëÿåò èçâëå÷ü èç íèõ íå òîëüêî îñíîâíûå ïîëåçíûå êîìïîíåíòû, íî è ñîïóòñòâóþùèå, êîòîðûå ñîäåðæàòñÿ â ìàëûõ êîëè÷åñòâàõ;
ñíèçèòü çàòðàòû íà òðàíñïîðòèðîâêó ê ïîòðåáèòåëÿì ïðîäóêöèè ãîðíîãî ïðîèçâîäñòâà çà ñ÷¸ò òðàíñïîðòèðîâàíèÿ áîëåå áîãàòûõ ïðîäóêòîâ, à íå âñåãî îáú¸ìà äîáûòîé ãîðíîé ìàññû, ñîäåðæàùåé ïîëåçíîå èñêîïàåìîå;
âûäåëèòü èç ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ âðåäíûå ïðèìåñè, êîòîðûå ïðè äàëüíåéøåé èõ ïåðåðàáîòêå ìîãóò óõóäøàòü êà÷åñòâî êîíå÷íîé ïðîäóêöèè, çàãðÿçíÿòü îêðóæàþùóþ ñðåäó è óãðîæàòü çäîðîâüþ ëþäåé.
Ïåðåðàáîòêà ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ îñóùåñòâëÿåòñÿ íà îáîãàòèòåëüíûõ ôàáðèêàõ, ïðåäñòàâëÿþùèõ ñîáîé ñåãîäíÿ ìîùíûå âûñîêîìåõàíèçèðîâàííûå ïðåäïðèÿòèÿ ñî ñëîæíûìè òåõíîëîãè÷åñêèìè ïðîöåññàìè.
Êëàññèôèêàöèÿ ïðîöåññîâ îáîãàùåíèÿ
Ïåðåðàáîòêà ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ íà îáîãàòèòåëüíûõ ôàáðèêàõ âêëþ÷àåò ðÿä ïîñëåäîâàòåëüíûõ îïåðàöèé, â ðåçóëüòàòå êîòîðûõ äîñòèãàåòñÿ îòäåëåíèå ïîëåçíûõ êîìïîíåíòîâ îò ïðèìåñåé. Ïî ñâîåìó íàçíà÷åíèþ ïðîöåññû ïåðåðàáîòêè ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ðàçäåëÿþò íà ïîäãîòîâèòåëüíûå, îñíîâíûå (îáîãàòèòåëüíûå) è âñïîìîãàòåëüíûå (çàêëþ÷èòåëüíûå).
Ïîäãîòîâèòåëüíûå ïðîöåññû
Ïîäãîòîâèòåëüíûå ïðîöåññû ïðåäíàçíà÷åíû äëÿ ðàñêðûòèÿ èëè îòêðûòèÿ ç¸ðåí ïîëåçíûõ êîìïîíåíòîâ (ìèíåðàëîâ), âõîäÿùèõ â ñîñòàâ ïîëåçíîãî èñêîïàåìîãî, è äåëåíèÿ åãî íà êëàññû êðóïíîñòè, óäîâëåòâîðÿþùèå òåõíîëîãè÷åñêèì òðåáîâàíèÿì ïîñëåäóþùèõ ïðîöåññîâ îáîãàùåíèÿ. Ê ïîäãîòîâèòåëüíûì îòíîñÿò ïðîöåññû äðîáëåíèÿ, èçìåëü÷åíèÿ, ãðîõî÷åíèÿ è êëàññèôèêàöèè.
Äðîáëåíèå è èçìåëü÷åíèå
Äðîáëåíèå è èçìåëü÷åíèå — ïðîöåññ ðàçðóøåíèÿ è óìåíüøåíèÿ ðàçìåðîâ êóñêîâ ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ (ïîëåçíîãî èñêîïàåìîãî) ïîä äåéñòâèåì âíåøíèõ ìåõàíè÷åñêèõ, òåïëîâûõ, ýëåêòðè÷åñêèõ ñèë, íàïðàâëåííûõ íà ïðåîäîëåíèÿ âíóòðåííèõ ñèë ñöåïëåíèÿ, ñâÿçûâàþùèõ ìåæäó ñîáîé ÷àñòè÷êè òâ¸ðäîãî òåëà.
Ïî ôèçèêå ïðîöåññà ìåæäó äðîáëåíèåì è èçìåëü÷åíèåì íåò ïðèíöèïèàëüíîé ðàçíèöû. Óñëîâíî ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ÷òî ïðè äðîáëåíèè ïîëó÷àþò ÷àñòèöû êðóïíåå 5 ìì, à ïðè èçìåëü÷åíèè — ìåëü÷å 5 ìì. Ðàçìåð íàèáîëåå êðóïíûõ ç¸ðåí, äî êîòîðîãî íåîáõîäèìî ðàçäðîáèòü èëè èçìåëü÷èòü ïîëåçíîå èñêîïàåìîå ïðè åãî ïîäãîòîâêå ê îáîãàùåíèþ, çàâèñèò îò ðàçìåðà âêëþ÷åíèé îñíîâíûõ êîìïîíåíòîâ, âõîäÿùèõ â ñîñòàâ ïîëåçíîãî èñêîïàåìîãî, è îò òåõíè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé îáîðóäîâàíèÿ, íà êîòîðîì ïðåäïîëàãàåòñÿ ïðîâîäèòü ñëåäóþùóþ îïåðàöèþ ïåðåðàáîòêè ðàçäðîáëåííîãî (èçìåëü÷¸ííîãî) ïðîäóêòà.
Ðàñêðûòèå ç¸ðåí ïîëåçíûõ êîìïîíåíòîâ — äðîáëåíèÿ èëè (è) èçìåëü÷åíèÿ ñðîñòêîâ äî ïîëíîãî îñâîáîæäåíèÿ ç¸ðåí ïîëåçíîãî êîìïîíåíòà è ïîëó÷åíèÿ ìåõàíè÷åñêîé ñìåñè ç¸ðåí ïîëåçíîãî êîìïîíåíòà è ïóñòîé ïîðîäû (ìèêñòà). Îòêðûòèå ç¸ðåí ïîëåçíûõ êîìïîíåíòîâ — äðîáëåíèå èëè (è) èçìåëü÷åíèÿ ñðîñòêîâ äî âûñâîáîæäåíèÿ ÷àñòè ïîâåðõíîñòè ïîëåçíîãî êîìïîíåíòà, ÷òî îáåñïå÷èâàåò äîñòóï ê íåìó ðåàãåíòà.
Äðîáëåíèå ïðîâîäÿò íà ñïåöèàëüíûõ äðîáèëüíûõ óñòàíîâêàõ. Äðîáëåíèåì íàçûâàåòñÿ ïðîöåññ ðàçðóøåíèÿ òâåðäûõ òåë ñ óìåíüøåíèåì ðàçìåðîâ êóñêîâ äî çàäàííîé êðóïíîñòè, ïóòåì äåéñòâèÿ âíåøíèõ ñèë, ïðåîäîëåâàþùèõ âíóòðåííîå ñèëû ñöåïëåíèÿ, ñâÿçûâàþùèå ìåæäó ñîáîé ÷àñòèöû òâåðäîãî âåùåñòâà.
Ãðîõî÷åíèå è êëàññèôèêàöèÿ
Ãðîõî÷åíèå è êëàññèôèêàöèÿ ïðèìåíÿþòñÿ ñ öåëüþ ðàçäåëåíèÿ ïîëåçíîãî èñêîïàåìîãî íà ïðîäóêòû ðàçíîé êðóïíîñòè — êëàññû êðóïíîñòè. Ãðîõî÷åíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ ðàññåâàíèåì ïîëåçíîãî èñêîïàåìîãî íà ðåøåòî è ñèòàõ ñ êàëèáðîâàííûìè îòâåðñòèÿìè íà ìåëêèé (ïîäðåø¸òíûé) ïðîäóêò è êðóïíûé (íàäðåø¸òíûé). Ãðîõî÷åíèå ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ ðàçäåëåíèÿ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ïî êðóïíîñòè íà ïðîñåâíûõ (ïðîñåèâàþùèõ) ïîâåðõíîñòÿõ, ñ ðàçìåðàìè îòâåðñòèé îò ìèëëèìåòðà äî íåñêîëüêèõ ñîòåí ìèëëèìåòðîâ.
Ãðîõî÷åíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ ñïåöèàëüíûìè ìàøèíàìè — ãðîõîòàìè
Êëàññèôèêàöèÿ ìàòåðèàëà ïî êðóïíîñòè ïðîèçâîäèòñÿ â âîäíîé èëè âîçäóøíîé ñðåäå è áàçèðóåòñÿ íà èñïîëüçîâàíèè ðàçëè÷èé â ñêîðîñòÿõ îñåäàíèÿ ÷àñòè÷åê ðàçíîé êðóïíîñòè. Áîëüøèå ÷àñòè÷êè îñåäàþò áûñòðåå è êîíöåíòðèðóþòñÿ â íèæíåé ÷àñòè êëàññèôèêàòîðà, ìåëêèå ÷àñòè÷êè îñåäàþò ìåäëåííåå è âûíîñÿòñÿ èç àïïàðàòà âîäíûì èëè âîçäóøíûì ïîòîêîì. Ïîëó÷åííûå ïðè êëàññèôèêàöèè êðóïíûå ïðîäóêòû íàçûâàþòñÿ ïåñêàìè, à ìåëêèå — ñëèâîì (ïðè ãèäðàâëè÷åñêîé êëàññèôèêàöèè) èëè òîíêèì ïðîäóêòîì (ïðè ïíåâìîêëàññèôèêàöèè). Êëàññèôèêàöèÿ èñïîëüçóåòñÿ äëÿ ðàçäåëåíèÿ ìåëêèõ è òîíêèõ ïðîäóêòîâ ïî çåðíó ðàçìåðîì íå áîëåå 1 ìì.
Îñíîâíûå (îáîãàòèòåëüíûå) ïðîöåññû
Îñíîâíûå (îáîãàòèòåëüíûå) ïðîöåññû ïðåäíàçíà÷åíû äëÿ ðàçäåëåíèÿ èñõîäíîãî ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ ñ ðàñêðûòûìè èëè îòêðûòûìè ç¸ðíàìè ïîëåçíîãî êîìïîíåíòà íà ñîîòâåòñòâóþùèå ïðîäóêòû.  ðåçóëüòàòå îñíîâíûõ ïðîöåññîâ ïîëåçíûå êîìïîíåíòû âûäåëÿþò â âèäå êîíöåíòðàòîâ, à ïîðîäíûå ìèíåðàëû óäàëÿþò â âèäå îòõîäîâ, êîòîðûå íàïðàâëÿþò â îòâàë.  ïðîöåññàõ îáîãàùåíèÿ èñïîëüçóþò îòëè÷èÿ ìèíåðàëîâ ïîëåçíîãî êîìïîíåíòà è ïóñòîé ïîðîäû â ïëîòíîñòè, ìàãíèòíîé âîñïðèèì÷èâîñòè, ñìà÷èâàåìîñòè, ýëåêòðîïðîâîäíîñòè, êðóïíîñòè, ôîðìå ç¸ðåí, õèìè÷åñêèõ ñâîéñòâàõ è äð.
Ðàçëè÷èÿ â ïëîòíîñòè ìèíåðàëüíûõ ç¸ðåí èñïîëüçóþòñÿ ïðè îáîãàùåíèè ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ãðàâèòàöèîííûì ìåòîäîì. Åãî øèðîêî ïðèìåíÿþò ïðè îáîãàùåíèè óãëÿ, ðóä è íåðóäíîãî ñûðüÿ.
Ìàãíèòíîå îáîãàùåíèå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ îñíîâûâàåòñÿ íà íåîäèíàêîâîì âîçäåéñòâèè ìàãíèòíîãî ïîëÿ íà ìèíåðàëüíûå ÷àñòè÷êè ñ ðàçíîé ìàãíèòíîé âîñïðèèì÷èâîñòüþ è íà äåéñòâèè êîýðèöèòèâíîé ñèëû. Ìàãíèòíûì ñïîñîáîì, èñïîëüçóÿ ìàãíèòíûå ñåïàðàòîðû, îáîãàùàþò æåëåçíûå, ìàðãàíöåâûå, òèòàíîâûå, âîëüôðàìîâûå è äðóãèå ðóäû. Êðîìå òîãî, ýòèì ñïîñîáîì âûäåëÿþò æåëåçèñòûå ïðèìåñè èç ãðàôèòîâûõ, òàëüêîâûõ è äðóãèõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ïðèìåíÿþò äëÿ ðåãåíåðàöèè ìàãíåòèòîâûõ ñóñïåíçèé. îáîãàùåíèå èñêîïàåìîå ãðîõî÷åíèå
Ðàçëè÷èÿ â ñìà÷èâàåìîñòè êîìïîíåíòîâ âîäîé èñïîëüçóåòñÿ ïðè îáîãàùåíèè ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ôëîòàöèîííûì ñïîñîáîì. Îñîáåííîñòüþ ôëîòàöèîííîãî ñïîñîáà ÿâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü øòó÷íîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ñìî÷åííîñòè è ðàçäåëåíèÿ î÷åíü òîíêèõ ìèíåðàëüíûõ ç¸ðåí. Áëàãîäàðÿ ýòèì îñîáåííîñòÿì ôëîòàöèîííûé ñïîñîá ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç íàèáîëåå óíèâåðñàëüíûõ, îí èñïîëüçóåòñÿ äëÿ îáîãàùåíèÿ ðàçíîîáðàçíûõ òîíêîâêðàïëåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ.
Ðàçëè÷èÿ â ñìà÷èâàåìîñòè êîìïîíåíòîâ èñïîëüçóåòñÿ òàêæå â ðÿäå ñïåöèàëüíûõ ïðîöåññîâ îáîãàùåíèÿ ãèäðîôîáíûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ — â ìàñëÿíîé àãëîìåðàöèè, ìàñëÿíîé ãðàíóëÿöèè, ïîëèìåðíîé (ëàòåêñíîé) è ìàñëÿíîé ôëîêóëÿöèè.
Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå, êîìïîíåíòû êîòîðûõ èìåþò ðàçëè÷èÿ â ýëåêòðîïðîâîäíîñòè èëè èìåþò ñïîñîáíîñòü ïîä äåéñòâèåì òåõ èëè èíûõ ôàêòîðîâ ïðèîáðåòàòü ðàçíûå ïî âåëè÷èíå è çíàêó ýëåêòðè÷åñêèå çàðÿäû, ìîãóò îáîãàùàòüñÿ ñïîñîáîì ýëåêòðè÷åñêîé ñåïàðàöèè. Ê òàêèì ïîëåçíûì èñêîïàåìûì îòíîñÿòñÿ àïàòèòîâûå, âîëüôðàìîâûå, îëîâÿííûå è äðóãèå ðóäû.
Îáîãàùåíèå ïî êðóïíîñòè èñïîëüçóåòñÿ â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ïîëåçíûå êîìïîíåíòû ïðåäñòàâëåíû áîëåå êðóïíûìè èëè, íàîáîðîò, áîëåå ìåëêèìè ç¸ðíàìè â ñðàâíåíèè ñ ç¸ðíàìè ïóñòîé ïîðîäû.  ðîññûïÿõ ïîëåçíûå êîìïîíåíòû íàõîäÿòñÿ â âèäå ìåëêèõ ÷àñòè÷åê, ïîýòîìó âûäåëåíèå êðóïíûõ êëàññîâ ïîçâîëÿåò èçáàâèòüñÿ îò çíà÷èòåëüíîé ÷àñòè ïîðîäíûõ ïðèìåñåé.
Ðàçëè÷èÿ â ôîðìå ç¸ðåí è êîýôôèöèåíòå òðåíèÿ ïîçâîëÿåò îòäåëÿòü ïëîñêèå ÷åøóé÷àòûå ÷àñòè÷êè ñëþäû èëè âîëîêíèñòûå àãðåãàòû àñáåñòà îò ÷àñòè÷åê ïîðîäû, êîòîðûå èìåþò îêðóãëóþ ôîðìó. Ïðè äâèæåíèè ïî íàêëîííîé ïëîñêîñòè âîëîêíèñòûå è ïëîñêèå ÷àñòè÷êè ñêîëüçÿò, à îêðóãëûå ç¸ðíà ñêàòûâàþòñÿ âíèç. Êîýôôèöèåíò òðåíèÿ êà÷åíèÿ âñåãäà ìåíüøå êîýôôèöèåíòà òðåíèÿ ñêîëüæåíèÿ, ïîýòîìó ïëîñêèå è îêðóãëûå ÷àñòè÷êè äâèæóòñÿ ïî íàêëîííîé ïëîñêîñòè ñ ðàçíûìè ñêîðîñòÿìè è ïî ðàçíûì òðàåêòîðèÿì, ÷òî ñîçäà¸ò óñëîâèÿ äëÿ èõ ðàçäåëåíèÿ.
Ðàçëè÷èÿ â îïòè÷åñêèõ ñâîéñòâàõ êîìïîíåíòîâ èñïîëüçóåòñÿ ïðè îáîãàùåíèè ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ñïîñîáîì ôîòîìåòðè÷åñêîé ñåïàðàöèè. Ýòèì ñïîñîáîì îñóùåñòâëÿåòñÿ ìåõàíè÷åñêîå ðóäîðàçäåëåíèå ç¸ðåí, èìåþùèõ ðàçíûé öâåò è áëåñê (íàïðèìåð, îòäåëåíèå ç¸ðåí àëìàçîâ îò ç¸ðåí ïóñòîé ïîðîäû).
Îòëè÷èÿ â àäãåçèîííûõ è ñîðáöèîííûõ ñâîéñòâàõ ìèíåðàëîâ ïîëåçíîãî êîìïîíåíòà è ïóñòîé ïîðîäû ëåæèò â îñíîâå àäãåçèîííîãî è ñîðáöèîííîãî ñïîñîáîâ îáîãàùåíèÿ çîëîòà è àäãåçèîííîãî îáîãàùåíèÿ àëìàçîâ (ñïîñîáû ïðèíàäëåæàò ê ñïåöèàëüíûì ñïîñîáàì îáîãàùåíèÿ).
Ðàçíûå ñâîéñòâà êîìïîíåíòîâ ïîëåçíîãî èñêîïàåìîãî âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ õèìè÷åñêèìè ðåàãåíòàìè, áàêòåðèÿìè è (èëè) èõ ìåòàáîëèòàìè îáóñëàâëèâàåò ïðèíöèï äåéñòâèÿ õèìè÷åñêîãî è áàêòåðèàëüíîãî âûùåëà÷èâàíèÿ ðÿäà ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ (çîëîòî, ìåäü, íèêåëü).
Ðàçíàÿ ðàñòâîðèìîñòü ìèíåðàëîâ ëåæèò â îñíîâå ñîâðåìåííûõ êîìïëåêñíûõ (ñîâìåù¸ííûõ) ïðîöåññîâ òèïà äîáû÷à-îáîãàùåíèå (ñêâàæèííîå ðàñòâîðåíèå ñîëåé ñ äàëüíåéøèì âûïàðèâàíèåì ðàñòâîðà).
Èñïîëüçîâàíèå òîãî èëè èíîãî ìåòîäà îáîãàùåíèÿ çàâèñèò îò ìèíåðàëüíîãî ñîñòàâà ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ôèçè÷åñêèõ è õèìè÷åñêèõ ñâîéñòâ ðàçäåëÿåìûõ êîìïîíåíòîâ.
Çàêëþ÷èòåëüíûå îïåðàöèè
Çàêëþ÷èòåëüíûå îïåðàöèè â ñõåìàõ ïåðåðàáîòêè ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ïðåäíàçíà÷åíû, êàê ïðàâèëî, äëÿ ñíèæåíèÿ âëàæíîñòè äî êîíäèöèîííîãî óðîâíÿ, à òàêæå äëÿ ðåãåíåðàöèè îáîðîòíûõ âîä îáîãàòèòåëüíîé ôàáðèêè.
Îñíîâíûå çàêëþ÷èòåëüíûå îïåðàöèè — ñãóùåíèå ïóëüïû, îáåçâîæèâàíèå è ñóøêà ïðîäóêòîâ îáîãàùåíèÿ. Âûáîð ìåòîäà îáåçâîæèâàíèÿ çàâèñèò îò õàðàêòåðèñòèê ìàòåðèàëà, êîòîðûé îáåçâîæèâàåòñÿ, (íà÷àëüíîé âëàæíîñòè, ãðàíóëîìåòðè÷åñêîãî è ìèíåðàëîãè÷åñêîãî ñîñòàâîâ) è òðåáîâàíèé ê êîíå÷íîé âëàæíîñòè. ×àñòî íåîáõîäèìîé êîíå÷íîé âëàæíîñòè òðóäíî äîñòè÷ü çà îäíó ñòàäèþ, ïîýòîìó íà ïðàêòèêå äëÿ íåêîòîðûõ ïðîäóêòîâ îáîãàùåíèÿ èñïîëüçóþò îïåðàöèè îáåçâîæèâàíèÿ ðàçíûìè ñïîñîáàìè â íåñêîëüêî ñòàäèé.
Äëÿ îáåçâîæèâàíèÿ ïðîäóêòîâ îáîãàùåíèÿ èñïîëüçóþò ñïîñîáû äðåíèðîâàíèÿ (ãðîõîòû, ýëåâàòîðû), öåíòðèôóãèðîâàíèÿ (ôèëüòðóþùèå, îòñàæèâàþùèå è êîìáèíèðîâàííûå öåíòðèôóãè), ñãóùåíèÿ (ñãóñòèòåëè, ãèäðîöèêëîíû), ôèëüòðîâàíèÿ (âàêóóì-ôèëüòðû, ôèëüòð-ïðåññû) è òåðìè÷åñêîé ñóøêè.
Êðîìå òåõíîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, äëÿ íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îáîãàòèòåëüíîé ôàáðèêè äîëæíû áûòü ïåðåäóñìîòðåíû ïðîöåññû ïðîèçâîäñòâåííîãî îáñëóæèâàíèÿ: âíóòðåöåõîâîé òðàíñïîðò ïîëåçíîãî èñêîïàåìîãî è ïðîäóêòîâ åãî ïåðåðàáîòêè, ñíàáæåíèÿ ôàáðèêè âîäîé, ýëåêòðîåíåðãèåé, òåïëîì, òåõíîëîãè÷åñêèé êîíòðîëü êà÷åñòâà ñûðüÿ è ïðîäóêòîâ ïåðåðàáîòêè.
Îñíîâíûå ìåòîäû îáîãàùåíèÿ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ
Ïî âèäó ñðåäû, â êîòîðîé ïðîèçâîäÿò îáîãàùåíèå, ðàçëè÷àþò îáîãàùåíèå:
ñóõîå îáîãàùåíèå (â âîçäóõå è àýðîñóñïåíçèè),
ìîêðîå (â âîäå, òÿæ¸ëûõ ñðåäàõ),
â ãðàâèòàöèîííîì ïîëå,
â ïîëå öåíòðîáåæíûõ ñèë,
â ìàãíèòíîì ïîëå,
â ýëåêòðè÷åñêîì ïîëå.
Ãðàâèòàöèîííûå ìåòîäû îáîãàùåíèÿ îñíîâûâàþòñÿ íà ðàçëè÷èè â ïëîòíîñòè, êðóïíîñòè è ñêîðîñòè äâèæåíèÿ êóñêîâ ïîðîäû â âîäíîé èëè âîçäóøíîé ñðåäå. Ïðè ðàçäåëåíèè â òÿæ¸ëûõ ñðåäàõ ïðåèìóùåñòâåííîå çíà÷åíèå èìååò ðàçíèöà â ïëîòíîñòè ðàçäåëÿåìûõ êîìïîíåíòîâ.
Äëÿ îáîãàùåíèÿ íàèáîëåå ìåëêèõ ÷àñòèö ïðèìåíÿþò ñïîñîá ôëîòàöèè, îñíîâàííûé íà ðàçíèöå â ïîâåðõíîñòíûõ ñâîéñòâàõ êîìïîíåíòîâ (èçáèðàòåëüíîé ñìà÷èâàåìîñòè âîäîé, ïðèëèïàíèè ÷àñòèö ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ ê ïóçûðüêàì âîçäóõà).
Ïðîäóêòû îáîãàùåíèÿ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ
 ðåçóëüòàòå îáîãàùåíèå ïîëåçíîå èñêîïàåìîå ðàçäåëÿåòñÿ íà íåñêîëüêî ïðîäóêòîâ: êîíöåíòðàò (îäèí èëè íåñêîëüêî) è îòõîäû. Êðîìå òîãî, â ïðîöåññå îáîãàùåíèÿ ìîãóò áûòü ïîëó÷åíû ïðîìåæóòî÷íûå ïðîäóêòû.
Êîíöåíòðàòû
Êîíöåíòðàòû — ïðîäóêòû îáîãàùåíèÿ, â êîòîðûõ ñîñðåäîòî÷åíî îñíîâíîå êîëè÷åñòâî öåííîãî êîìïîíåíòà. Êîíöåíòðàòû â ñðàâíåíèè ñ îáîãàùàåìûì ìàòåðèàëîì õàðàêòåðèçóþòñÿ çíà÷èòåëüíî áîëåå âûñîêèì ñîäåðæàíèåì ïîëåçíûõ êîìïîíåíòîâ è áîëåå íèçêèì ñîäåðæàíèåì ïóñòîé ïîðîäû è âðåäíûõ ïðèìåñåé.
Îòõîäû
Îòõîäû — ïðîäóêòû ñ ìàëûì ñîäåðæàíèåì öåííûõ êîìïîíåíòîâ, äàëüíåéøåå èçâëå÷åíèå êîòîðûõ íåâîçìîæíî òåõíè÷åñêè èëè íåöåëåñîîáðàçíî ýêîíîìè÷åñêè. (Äàííûé òåðìèí ðàâíîçíà÷åí óïîòðåáëÿâøåìóñÿ ðàíåå òåðìèíó îòâàëüíûå õâîñòû, íî íå òåðìèíó õâîñòû, êîòîðûå, â îòëè÷èå îò îòõîäîâ, ïðèñóòñòâóþò ïðàêòè÷åñêè â êàæäîé îïåðàöèè îáîãàùåíèÿ)
Ïðîìåæóòî÷íûå ïðîäóêòû
Ïðîìåæóòî÷íûå ïðîäóêòû (ïðîìïðîäóêòû) — ýòî ìåõàíè÷åñêàÿ ñìåñü ñðîñòêîâ ñ ðàñêðûòûìè ç¸ðíàìè ïîëåçíûõ êîìïîíåíòîâ è ïóñòîé ïîðîäû. Ïðîìïðîäóêòû õàðàêòåðèçóþòñÿ áîëåå íèçêèì â ñðàâíåíèè ñ êîíöåíòðàòàìè è áîëåå âûñîêèì â ñðàâíåíèè ñ îòõîäàìè ñîäåðæàíèåì ïîëåçíûõ êîìïîíåíòîâ.
Êà÷åñòâî îáîãàùåíèÿ
Êà÷åñòâî ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ è ïðîäóêòîâ îáîãàùåíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ ñîäåðæàíèåì öåííîãî êîìïîíåíòà, ïðèìåñåé, ñîïóòñòâóþùèõ ýëåìåíòîâ, à òàêæå âëàæíîñòüþ è êðóïíîñòüþ.
Îáîãàùåíèå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ èäåàëüíîå
Ïîä èäåàëüíûì îáîãàùåíèåì ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ (èäåàëüíûì ðàçäåëåíèåì) ïîíèìàåòñÿ ïðîöåññ ðàçäåëåíèÿ ìèíåðàëüíîé ñìåñè íà êîìïîíåíòû, ïðè êîòîðîì ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóåò çàñîðåíèå êàæäîãî ïðîäóêòà ïîñòîðîííèìè äëÿ íåãî ÷àñòè÷êàìè. Ýôôåêòèâíîñòü èäåàëüíîãî îáîãàùåíèÿ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ñîñòàâëÿåò 100 % ïî ëþáûì êðèòåðèÿì.
×àñòè÷íîå îáîãàùåíèå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ
×àñòè÷íîå îáîãàùåíèå — ýòî îáîãàùåíèå îòäåëüíîãî êëàññà êðóïíîñòè ïîëåçíîãî èñêîïàåìîãî, èëè âûäåëåíèå íàèáîëåå ëåãêî îòäåëÿåìîé ÷àñòè çàñîðÿþùèõ ïðèìåñåé èç êîíå÷íîãî ïðîäóêòà ñ öåëüþ ïîâûøåíèÿ êîíöåíòðàöèè â í¸ì ïîëåçíîãî êîìïîíåíòà. Ïðèìåíÿåòñÿ, íàïðèìåð, äëÿ ñíèæåíèÿ çîëüíîñòè íåêëàññèôèöèðîâàííîãî ýíåðãåòè÷åñêîãî óãëÿ ïóò¸ì âûäåëåíèÿ è îáîãàùåíèÿ êð?