Для автомобиля своими руками полезные схемы
Схема плавной регулировки скорости вентилятора для печки в авто
Описана схема электронного регулятора, который управляется переменным резистором и позволяет плавно регулировать частоту вращения вентилятора печки, чтобы установить наиболее комфортный режим его работы. В большинстве недорогих автомобилей скорость вращения вентилятора печки управляется при помощи …
253
0
Схема включения стоп-сигнала, сигнализатора включения фар ближнего света
Летом когда стоишь в пробке на подъеме или спуске приходится постоянно держать педаль тормоза нажатой. Но лампы стоп-сигнале в автомобильных задних фонарях обычно мощнее ламп габаритов В результате задние фонари перегреваются и начинают плавиться. На рисунке 1 показана простая схема, которая …
174
0
Схема таймера для управления подогревом заднего стекла в автомобиле (CD4060)
Во многих автомобилях задние стекла с подогревом, — на стекле тонкие полоски металлизации, которые нагреваются при подаче тока. Это очень хорошо что есть подогрев заднего стекла, потому что оно частенько запотевает или покрывается льдом в зимнее время. Но есть и один недостаток — уж очень …
140
0
Схема устройства управления стояночными огнями автомобиля (К561ЛЕ10, BS170)
Вот сейчас все интересуются ходовыми огнями для автомобиля, но, как показала жизнь, в южных регионах нужны так же и стояночные огни. А дело в том, на юге ночи очень темные, особенно летом. И стоящая во темном дворе многоэтажки машина практически не видна. Она вряд-ли будет повреждена другими …
141
0
Схема таймера для подогрева зеркал в автомобиле
У многих автомобилей есть внешние зеркала сэлектроподогревом, обычно они подключаются через отдельный выключатель, либо параллельно обогревателю заднего стекла. Последний вариант наихудший потому что очень сильно увеличивает нагрузку на аккумулятор, генератор за счет лишней нагрузки на нагрев …
1
130
0
Очень простая схема управления дневными ходовыми огнями авто
Действующие в РФ правила дорожногодвижения требуют чтобы на движущемся автомобиле всегда были включены фары, в любое время года и суток, как в населенном пункте, так и на шоссе или магистрали. Исполнять это требование несложно. Но есть два неприятных момента. Во-первых, фары это достаточно …
212
0
Схема самодельного двухцветного повторителя СТОП-сигнала на светодиодах (BA6125)
Как сделать дополнительный двухцветный стоп-сигнал к автомобилю, схема устройства и его описание. Многие автолюбители на свои транспортные средства устанавливают повторители стоп-сигналов, — дополнительные устройства световой сигнализации, которые располагаются за задним стеклом автомобиля …
1
665
0
Выключатель ближнего света фар, схема на одном транзисторе
Согласно требованию ПДД при движении по загородному шоссе у автомобиля, даже днем, должны быть включены фары. Возможно это требование скоро будет распространено и на движение по городу. На страницах радиолюбительских журналов уже были схемы автоматических выключателей ближнего света …
1
506
0
Схема устройства для подогрева автомобильного аккумулятора с помощью лампы на 220В
Владельцы «жигулей» и многих других автомобилей зимой при морозе ниже -20°C могут испытывать проблемы с утренним пуском двигателя. Чаще всего это связано со снижением пускового тока замерзшего аккумулятора. Если автомобиль ночует во дворе возле дома, при таком морозе, аккумулятор, обычно …
435
0
Схема коммутатора контактного зажигания на транзисторах (KF507, BU931T)
В чешском журнале Amaterske Radio pro konstruktery №6 за 2007 год приводится описание транзисторного коммутатора для улучшения контактных («классических») систем зажигания автомобилей «Шкода» и «Жигули». Этот коммутатор можно установить практически на любой отечественный автомобиль с …
571
0
Радиодетали, электронные блоки и игрушки из китая:
Источник
Как сделать палатку на крышу автомобиля своими руками
Авто самоделки
05-июл, 2020
127
Уже прошло пол лета, пошла жара, а это, когда во время автомобильных путешествий можно не останавливаться в отелях, а…
Шумоизоляция дверей автомобиля: выбор материалов
Авто самоделки
14-июн, 2020
445
Благодаря шумоизоляции дверей автомобиля в салон ограничивается проникновением минимального шума из улицы…
Перетяжка сидений авто своими руками
Авто самоделки
24-апр, 2020
1304
Из-за потертого салона от автомобиля, как правило, остаются весьма скверные впечатления, даже если внешне он вполне…
Детский самодельный карт с приводом от шуруповерта
Авто самоделки
15-мар, 2020
1127
Чем обрадовать ребенка на Новый год? Лучшее решение – подарком, сделанным собственноручно. Отличный пример — картинг….
Как сделать новый бампер своими руками
Авто самоделки
29-янв, 2020
1301
Как модернизировать бампер для вашего автомобиля описано в этой статье….
Изготовление браслетов противоскольжения поэтапно
Авто самоделки
09-янв, 2020
1473
Недавно пришлось увидеть в магазине противоскользящую цепь. Оказалось, конструкция довольно простая, но цена конечно…
Багги: изготовление своими руками, пошаговое фото, видео
Конструкция этого мини багги очень проста, здесь нет подвески и сложных узлов, поэтому собрать такое авто сможет каждый…
Щетки стеклоочистителя с подогревом своими руками
Авто самоделки
01-мая, 2019
1768
Автомобилисты хорошо знают, как во время езды зимой на щетках или дворниках машины накапливается снег и наледь….
Как подключить розетку фаркопа автомобиля самостоятельно?
Авто самоделки
13-мар, 2019
1873
Подключить фаркоп (грузовой прицеп авто) можно в весьма простой способ. Для подсоединения прицепа к машине не нужны…
Как сделать детский электромобиль своими руками
Авто самоделки
10-мар, 2019
3613
Какому отцу не хотелось бы сделать своему ребенку подарок в виде автомобиля – соответственно с детскими габаритами и…
Самодельный прибор для проверки свечей зажигания
Если вы хотите избежать лишних денежных трат, тогда воспользуйтесь самодельным прибором для проверки свечей зажигания….
Самостоятельная установка люка на авто
Авто самоделки
06-дек, 2018
1261
Самостоятельная установка люка на свое авто – абсолютно реальная задача. Здесь просто нужна смелость и прямые руки, так…
Ремонт глушителя своими руками
Авто самоделки
27-ноя, 2018
1482
Ремонт глушителя своими руками. Как отремонтировать глушитель холодной сваркой? Ремонт при мощи герметика. Керамическая…
Как затонировать автомобильные стекла своими силами
Авто самоделки
24-ноя, 2018
1588
Для тонировки автомобильных стекол своими руками нужны определенные навыки, но в первую очередь – аккуратность и…
Многие автолюбители непрерывно стремятся улучшить технические характеристики своей машины, улучшить ее внешний вид, внести изменения в конструкцию для облегчения ремонта, и все это – с помощью самоделок. Будь-то в случае с точечным тюнингом или глубоким рестайлингом, владельцам авто может понадобиться сделать своими руками подсветку, установить аудиосистему, зарядку для аккумулятора или пусковое устройство.
Элементом тюнинга может выступать лебедка или органайзер, сигнализация или обвесы, да и вполне возможно самостоятельно собрать целое транспортное средство – такое как квадроцикл или снегоход. Все эти самоделки для автолюбителей, и многие другие, с детальными описаниями и фото можно найти на нашем сайте.
Источник
Каждый владелец легкового автомобиля по мере своих возможностей старается улучшить свой автомобиль. Причем, чем машина старше, тем желание сделать из нее суперкар, оснащенный самыми последними достижениями науки и техники, сильнее.
Все хорошо, но в меру. Это понимаешь, когда видишь копейку не первой свежести, обвешанную мигалками, отбойниками и навороченными охранными системами. Мы не станем предлагать оснащать Таврию бортовым компьютером или лепить автоматическую систему контроля устойчивости на девятку.
Вы можете купить проблесковые маячки и мигалки на машину тут: elekt-m.ru/categories/probleskovye-mayaki
Содержание:
- Самодельная электроника в авто
- Долой катализатор
- Проверка свечи зажигания
- Простейшее зарядное устройство
Самодельная электроника в авто
Мы представим, что можно сделать полезного для своего автомобиля, если мы хоть немного разбираемся в электронике и умеем держать паяльник. Полезная электроника для авто своими руками установленная и на себе испытанная может пригодиться не только нам, поэтому предлагаем небольшой дайджест простых устройств, которые упрощают жизнь автомобилиста.
Долой катализатор
При удалении катализатора своими руками можно столкнуться с некоторыми трудностями. На некоторых моделях автомобилей нет возможности удалить первичный катализатор, или же вы не хотите делать перепрошивку ЭБУ. В таком случае, есть простое устройство, которое введет в заблуждение хитрый ЭБУ так, что при удаленном катализаторе контрольная лампа сбоя в системе управления двигателем гореть не будет.
Это простейшее устройство подогнано под номинальные показатели катализаторов на всех Мицубиси, Шевроле Лацетти, Ниссан Премьера. Для других автомобилей нужно просто подобрать нужный номинал радиодеталей по осциллограмме. В этом нет ничего сложного – есть куча справочников.
Вот принципиальная схема устройства и его внешний вид.
Номиналы деталей:
- резистор на 150 кОм;
- конденсатор на 1 мкФ.
После пропайки всей конструкции, обрабатываем ее изолирующим лаком и заключаем в термокембрик. Больше контрольная лампа о себе напоминать не будет.
Проверка свечи зажигания
Очень полезное и простое устройство. Для его изготовления нам понадобится только старая пьезо-зажигалка. При пробитой на корпус свече искра на контактах появляется периодически, а проявляется это в нестабильной работе мотора. Для проверки свечи зажигания есть специальные приборы, но их нет в арсенале, то всегда найдется замена.
Достаем из зажигалки пьезоэлемент, удлиняем провода и изолируем, чтобы не щекотало током. Установим прибор на свечу так, как показано на рисунке, нажмем на кнопку и внимательно посмотрим на контакты. Если искра проскочила – значит, свеча 100% рабочая.
Простейшее зарядное устройство
Наверняка каждый автомобилист с опытом сталкивался с ситуацией, когда нужно подзарядить АКБ, а зарядного устройства под руками не оказалось. Такое зарядное устройство, схему которого мы предлагаем, можно вполне возить с собой в багажнике. Оно может пригодиться в далеких поездках, там, где нет доступа к полноценному зарядному устройству. Главное – чтобы была розетка.
Схема его чрезвычайно проста. Она выполнена на бестрансформаторной основе, поэтому прибор получился компактный и легкий. Устройство не греется и может работать как угодно долго. Есть у него один недостаток – он не имеет гальванической развязки. То есть ток от сети поступает напрямую на аккумулятор через конденсаторный блок.
Для преобразования переменного тока в постоянный служит выпрямитель – диодный мост. Его вполне возможно отыскать готовым, а можно и собрать самому. Мост должен быть рассчитан на напряжение не менее 400 В при силе тока не менее 3 А. Конденсаторный блок в сумме должен показывать суммарную емкость 8 мкФ.
Для того, чтобы схема разряжалась после выключения, на выходе установлен резистор 220-810 кОм. Вместо набора конденсаторов можно использовать один, но емкий – 10 мкФ. На выходные провода можно поставить аккумуляторные зажимы для удобства использования. Схема очень компактна и поместится в любой корпус. Это не идеальное зарядное устройство, но как спасительная крайность может пригодиться не раз.
Для умелого паяльника всегда найдется работа в создании приятных мелочей для комфорта, для безопасности, для создания дополнительного освещения. Главное – знать, что это необходимость. И тогда любой прибор или устройство будет полезным и приятным дополнением к конструкции автомобиля.
Читайте также Вебасто — принцип работы, Обходчик иммобилайзера своими руками
Источник
ТОП-10 электро-самоделок для авто:
Номер 10. Вольтметр на автомобиль своими руками.
Наверно, это самая популярная электро самоделка для автомобиля. Жаль, китайцы отняли у нас возможность сделать её своими руками! Теперь остается только купить готовый китайский вольтметр и установить его в понравившееся место. Вещь очень важная, особенно для старых иномарок — такой вольтметр покажет неисправность генератора на ранней стадии:
Номер 9. Тюнинг приборной панели на ВАЗ своими руками
Еще одна популярная электросамоделка — конечно же, это тюненг панели приборов! Ну, там, шкалы белые установить, светодиодиков поставить, под карбон отдельные элементы раскрасить.
Опять же, в наше время нужно просто купить в магазине готовую панель и поставить её в авто:
Не пытайтесь это повторить ))
Номер 8. Красивая сигнализация своими руками на трансформаторе Теслы
Трансформаторы Теслы или катушки Тесла, запатентованы ещё в 1896 году, их под силу изготовить любому электролюбителю, даже с гуманитарным образованием.
Такой генератор представляет собой два настроенных на одинаковую частоту колебательных контура с магнитной связью между индуктивностями. Благодаря резонансу генерирует очень высокое напряжение, проявляющееся в виде красивых искр. Схем полно в интернете, при установке на машину смотрится очень красиво:
Номер 7. Энергия из выхлопных газов с помощью элементов Пельтье
Выхлопные газы обладают значительной тепловой энергией. Вместе с выхлопными газами из мотора уносится около 50% общей тепловой энергии, выделяемой топливом при сгорании в цилиндрах мотора.
Эти огромные запасы энергии улетают в атмосферу земли, а вместо её использования на машине установлен электрогенератор с низким КПД, который отъедает у двигателя около 3л.с или 500 грамм горючего на каждые 100 км.
Тepмoэлeктpичecкий гeнepaтop не инновация, принцип работы этого устройства основан на применении эффекта Пельтье, который был открыт еще в 1821 году. Суть эффекта заключается в возникновении электродвижущей силы в замкнутой электрической цепи, состоящей из двух последовательно соединенных разнородных материалов при условии, что на местах контактов будет поддерживаться разность температур. Тepмoэлeктpичecкий гeнepaтop, благодаря этому явлению, способен превращать тепловую энергию в электрическую.
Элементы Пельтье доступны и в интернете и много их сохранилось ещё с советских времен!
Если одну поверхность тepмoэлeктpичecкого гeнepaтopа направить к кaтaлитичecкoму дoжигaтeлю, чья температура может достигать 700 градусов по Цельсию, а другую сторону оставить холодной с помощью специального материала с низкой теплопроводностью, то удастся добиться достаточной разности температур, которая благодаря эффекту Пельтье обеспечит эффективную выработку электроэнергии.
Номер 8. Плавное включение и выключение ламп ближнего света фар.
Многие думают, что плавное включение света фар это понты и игрушки! Типа, красиво, конечно, когда фары плавно разгораются или плавно гаснут, но пользы от этого нет! Это совершенно не так! Все дело в том, что сопротивление холодной вольфрамовой проволоки очень не велико, раз в 5 меньше, чем у раскаленной…. Это приводит к печальному результату, взгляните на график:
На графике нет чисел, так как важно понимание процесса — вы видите десятикратный всплеск тока в начале желтого графика? Пусть он и длится доли секунды, но «ударная» нагрузка в эти мгновения приводит к ускоренной деградации спирали (нити накаливания) — если убрать этот момент, лампы смогут работать почти вечно!
В интернете полно схем решения этой проблемы, от простых, до самых сложных. Я считаю, что оптимальным вариантом являются схемы с использованием ШИМ — они наиболее экономичны, эффективны и надежны! Вот одна из таких схем:
В двух словах о логике работы этой конструкции:
1. В дежурном режиме ток потребления не превышает нескольких миллиампер, он тратиться стабилизатор в холостом режиме. Реле обесточено, лампа не горит. На входах 2 и 3(Pb3, Pb4) контроллера +5 В, на выходах 5 и 6 (Pb0, Pb1) «0» .
2. При включении штатным выключателем ближнего света, на вход оптопары поступает питание, транзистор отпирается, на входе Pb3 появляется «0» и запускается ШИМ, который начинает подавать сигнал на выход Pb0. Напряжение изменяется плавно от «0» до 5 вольт. 3. Через транзистор VT1, сигнал поступает на затвор силового Pcan MOSFET транзистора. Тут пожалуй стоит сказать о необходимости VT1. Ёмкость затвора мощных MOSFET-ов достаточно велика, и вполне может выжечь выход контроллера, и по сему использован такой своеобразный драйвер на маломощном транзисторе. Конечно схему вполне моно несколько упростить, исключив VT1, и нагрузку просто включить через Ncan MOSFET. Затвор тогда надо включить через резистор. Но такая схема имеет ряд недостатков. Во-первых, получается не стандартная схема включения ламп (обычно в машинах один из выводов ламп брошен на массу), и во-вторых, при работе ШИМ будут «тянуться» фронты импульсов, что будет приводить к разогреву силового транзистора.
4. После того, как напряжение на нагрузке достигнет напряжения питания, и ШИМ прекратит работу, т.е. на выходе Pb0устанвится +5 В, через 200 мС, +5В появится и на выходе Pb1. Сработает реле Rel1, и своими контактами «закоротит» переход сток-исток силового транзистора. С точки зрения автора, такое решение значительно повышает надёжность всей конструкции в целом. Реле работает в очень «лёгком» режиме, и транзистор тоже разгружается.
5. Это был цикл включения — теперь рассмотрим то, как схема выключается: естественно, всё происходит в обратном порядке. Сначала отключается реле Rel1, и затем начинает отрабатывать ШИМ на уменьшение напряжения на нагрузке.
6. А вот теперь уже о «фишках» — режим «вежливая подсветка», задержка отключения фар ближнего света на запрограммированное время, что хозяин спокойно мог выйти из машины и дойти до дома не переломав ноги в темноте!
У контроллера есть вывод Pb4, и геркон. При каждой подаче на вход Pb4 сигнала «0» будет происходить переключение режимов «по кругу», а в подтверждение этого фары будут мигать столько раз, какой режим в данный момент инициализируется. То есть одно мигание- задержка равна =0, два мигания= 10 секунд горения фар, 3 мигания =25 секунд, 4 мигания 35 секунд, и так, по кругу….
Конструктивно для реализации схемы взят чуть ли не самый дешёвый и распространённый контроллер Tiny13, в корпусе SOIC8, и, кстати, лучше брать именно SOIC, по характеристикам микросхемы в этих корпусах имеют лучшие параметры по сравнению с DIP-ами. Собственно принципиальная схема по сравнению с предыдущей версией практически не изменилась. Смыслом новой разработки было как раз несколько упростить монтаж, сделать его более логичным и стандартным, отказаться от «экзотики», в частности от «рассыпухи» контактов программирования и довольно редкого, хоть и отличного по характеристикам реле. Диоды, и оптопару я тоже выбрал самые что ни на есть распространённые, и дешёвые. Так же в процессе монтажа и пробной эксплуатации оказалось что есть некоторые проблемы с кнопкой задачи интервалов «вежливой подсветки». Сделать её герметичной, целая задачка, по сему решено было просто поставить для управления этой функцией маленький геркон. Что бы переключить режимы ( что делать думаю придётся далеко не часто..) маленький магнитик найдётся всегда. Всё остальное вполне стандартное, и самое распространённое. Без особого ущерба для работоспособности конструкции и размеров транзисторы вполне можно заменить на обычные, в корпусах ТО92, и ТО220, так же и стабилизатор 7805, тоже на ТО92. Схему печати конечно при этом изменении лучше несколько изменить. Единственное, что видимо следует при такой переделке всю «навеску» зафиксировать термоклеем. Плата разработалась под абсолютно стандартный корпус для поделок. Все выводы выполнены авто-проводами, и использован герметичный авто-разъём.
Для программирования контроллера на плате удалось разместить стандартный разъём ISP, что оказалось очень удобным.
На схеме тонкими линиями обозначены ещё несколько элементов, необходимость в которых каждый решает для себя. Хотя на печатной плате возможность их установки предусмотрена. Светодиоды HL1, HL2, и их резисторы- индикация наличия питания на схеме, и питание контроллера. Сказать тут особо нечего- просто очень удобно. И блокирующие ёмкости по входам. Помешать не помешают, а вот от импульсных помех вас избавят.
Фотографии готового устройства:
Номер 5. Самодельный автономный подогреватель для автомобиля.
На пятом месте находится очень полезное и экономичное устройство — автономный подогреватель для автомобиля. Наверно, каждому приятно садиться в теплую машину и не изнашивать двигатель работой в мороз!
Схем и готовых устройств существует огромное количество — но мне больше всего нравится та, где в поддон с маслом погружают электрический нагреватель от стиральной машины. За 20-30 минут работы он достаточно прогревает масло, что двигатель легко заводится и прогревается буквально за минуту!
Номер 4. Электрический эжектор воды в цилиндры.
«Авто на воде» такими инструкциями забит интернет! Все дело в том, что 50% тепловой энергии вылетающей в трубу — лакомый кусочек для изобретателя.
Книг на эту тему написано много, если вы найдете способ подавать в мотор 10% воды (по отношению к количеству топлива), то вы улучшите тепловой режим, снимите зоны локального перегрева, лучше перемешаете топливо, и добьетесь его экономии!
Особенно важно это реализовать, если вы будете строить турбину Теслы у себя в глушителе — наличие пара сделает работу турбины особенно эффективной!
Номер 3. Электрическое мотор-колесо для движения в пробках и использовании энергии торможения.
Автомобиль массой одну тону при скорости 60кмч обладает кинетической энергией 140кДж (или 40вт*ч), но, энергию вы теряете при каждом торможении, ещё и колодки изнашиваются. И генератор постоянно работает, 3л.с. отъедает от мотора.
А ведь велосипедные и скутерные мотор-колеса существуют очень давно. Любое из них может выполнять роль генератора, возвращая тормозную энергию в сеть. А если поставить хорошую литиевую батарею, то накопленной энергии хватит, что бы ползти в пробке с черепашьей скоростью…. опять же используя это мотор-колесо.
Номер 2. Стартер-генератор, схема «старт-стоп»
Ещё один способ отказа от генератора, который отъедает невероятное количество энергии в силу своего низкого КПД — это переход к схеме «старт-стоп», когда на двигатель ставят специальный маховик, который выполняет роль и стартера и генератора.
Такие машины распространены в Евросоюзе и на авторазборке вполне можно купить части такого авто и установить на свою ласточку.
Эффект от использования такой системы очень большой! Дело не только в том, что в пробке или на светофоре двигатель будет выключен, но и в том, что современный стартер генератор гораздо более эффективен, чем старинный стартер и генератор на вашем авто!
Кроме того, вам понадобится довольно серьезное вмешательство в схему автомобиля, в процессе которого вы можете отказаться и от ключей зажигания, сделав модную кнопку, которую так же называют «старт-стоп» — это поможет и от угонщиков, они не угоняют машины с нестандартной электрикой, где в схему произвели серьезное вмешательство.
Кстати, возвращаясь к теме стартеров — сейчас доступны легкие бесколлекторные моторы для электро-квадроциклов или электро-веломобилей. При весе в 6 кг, они имеют мощность 750 вт и напряжение 48 вольт — прекрасно работают и в режиме генератора и в режиме двигателя. Выглядят они примерно так:
Если вы мечтали о 48 вольтовой бортовой электросистеме и хотите иметь легкий Li-Poly аккумулятор, который легко забирать зимой в кармане домой — то это отличная возможность перейти на 48 вольт.
Тут мы видим как одно улучшение тянет за собой другое — стоит сделать первую электросамоделку, как захочется переделать почти весь автомобиль!
Номер 1. Ламинарная турбина для утилизации энергии выхлопных газов.
Не трудно себе представить какая невероятная энергия вылетает «в трубу» в виде выхлопных газов — около 50% только по тепловой энергии, а есть же ещё кинетическая энергия выхлопных газов, которые продолжаю расширяться в выхлопной трубе.
Эту энергию прекрасно используют турбонагнетатели, которые с её помощью повышают давление воздуха на входе в мотор. Естественно, ею можно вращать и генератор — турбогенератор. Хотя, «автомобильная мафия» автоконцернов-производителей машин, не спешит ставить такие генераторы, они же имеют большую себестоимость, чем традиционные!
Кроме того, лопатки турбины создают противодавление на выходе газов из двигателя, что не есть хорошо! Однако, более 100 лет назад , гениальный Никола Тесла запатентовал ламинарную (или безлопастную) турбину — она не создает препятствия, так как вся состоит из щелей:
Если вы ничего не слышали о ней раньше, то наберите в поиске «турбина Теслы» и вы увидите кучу ссылок, начиная от Википедии и заканчивая сайтами энтузиастов.Турбинная эффективность (КПД) газовой турбины Тесла составляет выше 70% и достигает более 95%. Но не стоит путать турбинную эффективность с эффективностью двигателя, который использует эту турбину. Осевые турбины, которые сейчас используются в паровых установках и реактивных двигателях, имеют эффективность около 60-70%…
Принцип действия безлопастной турбины основан на том, что если направить поток жидкости, или газа по плоской поверхности, то этот поток начнет увлекать за собой эту поверхность. Такое поведение обусловлено тем, что самый первый слой молекул, прилегающих к плоскости – неподвижен. Следующий слой движется очень медленно, следующий чуть быстрее и так далее.
Это может показаться странным, но от выхлопных газов турбина разгоняется до нескольких тысяч оборотов в минуту и отлично забирает энергию выхлопных газов!
Теперь, только осталось решить, какие из самоделок для автомобиля вам по зубам — как видим, есть на любой уровень безумия, смелости и энтузиазма.
Источник