Для чего изучают полезные ископаемые в школе

Для чего изучают полезные ископаемые в школе thumbnail

Тема: Повторение темы: «Что мы узнали о полезные ископаемые».

Цель урока: Систематизация имеющихся у обучающихся знаний о полезных ископаемых.

Задачи урока:

  1. Закрепить и повторить знания учащихся о разнообразии полезных ископаемых, о необходимости их охраны и защиты, а также об охране окружающей среды;

  2. Развивать умения заполнения таблиц; развивать логическое мышление.

  3. Воспитывать любовь к знаниям, уважение к людям труда, любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока.

1. Организационный момент.Стадия побуждения.

— Мы сегодня снова будем наблюдать,

выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Ребята, у нас сегодня обобщающая тема «Что мы узнали о полезных ископаемых», мы вспомним как много на нашей планете различных полезных ископаемых, на какие группы они делятся, где и как их добывают. (слайд 1)

II. Работа по теме урока.

Юрий Алексеевич Гагарин когда впервые увидел землю из иллюминатора космического корабля, был поражён её красотой. Я предлагаю вам на неё посмотреть. (слайд 2)

Наша земля очень богата. На ней можно увидеть – луга, поля, степи.

(слайд 3)

Но богатства есть не только на поверхности, но и в недрах нашей земли. Это полезные ископаемые. (слайд 4)

Давайте вспомним, какие полезные ископаемые вы знайте. Для этого отгадайте загадки.

(слайд 5)

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

(слайд 6)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

(слайд 7)

3.Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

(слайд 8)

4.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

(слайд 9)

5.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

(слайд 10)

6. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

(слайд 11)

7.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

Сам он удобрение. (Известняк)

(слайд 12)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

(слайд 13)

10.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются на слайдах.

— Как назвать все эти отгадки?

— Тема нашего сегодняшнего урока «Что мы узнали о полезные ископаемые»

Что же такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые это все тела и вещества, которые люди добывают из земли, выкачивая или выкапывая их. (слайд 14) А полезными их называют за то, что они нужны, полезны для человека. Все полезные ископаемые можно разделить на несколько групп:

— строительные полезные ископаемые. (слайд 15) Из этих материалов делают цемент, кирпичи, плиты для стен и тротуаров.

— горючие полезные ископаемые. (слайд 16) Их используют в качестве топлива, а из нефти получают много различных горючих жидкостей: бензин, керосин, мазут, техническое масло. А так как на этой жидкости работает много техники (самолёты, вертолёты, автомобили) не зря нефть называют «чёрным золотом».

Ещё одна группа полезных ископаемых – руды. Что же такое руда?

Полезные ископаемые, из которых получают металлы, называют рудой.

Встречаются различные виды руд: железная, медная, оловянная. (слайд17)

Все полезные ископаемые можно разделить на три группы твердые, жидкие, газообразные. (слайд18)

В настоящее время люди с помощью машин добывают в большом количестве разнообразные полезные ископаемые. (слайд19)

Месторождения полезных ископаемых – это места, где они залегают.

(слайд20)

Как называют специалистов которые ведут разведку новых месторождений. (Геологи) (слайд21)

Существует два способа добычи полезных ископаемых – открытый и закрытый. (слайд 22) Специалисты отмечают эти районы на карте. Затем там для рабочих и их семей строят посёлки, завозят необходимую технику и оборудование. (слайд 23) На месте таких рабочих посёлков нередко возникают большие города, например

Поселок Кангалассы возник в 1929 г. как шахтерский поселок в 35 км., ниже по течению реки Лена от г. Якутска. Первоначально добыча угля осуществлялась штольнями с берега реки Лена. Указом Президиума Верховного Совета Якутской АССР от 30 октября 1957 года шахтерский поселок Кангалассы был отнесен к категории рабочих поселков.

Магнитогорск, основан в июне 1929 на месте казачьей станицы Магнитной как первый социалистический город на Урале. Начало городу положил рабочий посёлок, возникший на строительстве Магнитогорского металлургического комбината.

Апатиты в Географическом словаре Мурманской области (автор-составитель В.Г. Мужиков. Мурманск. 1996.), читаем: «Апатиты, город. Центр химической промышленности Мурманской области. Образован 7 июля 1966 г. Датой основания считается 1924 г., когда у ж/д станции возник колонизационный поселок Белореченский. В черту города вошли населенные пункты Белая Речка, Молодежный, Энергетик, ст. Апатиты и одноименный рабочий поселок.

Апати́т (от др.-греч. ἀπατάω «обманываю») — несколько минералов класса фосфатов, с общей химической формулой Ca10(PO4)6(OH,F,Cl)2.

Как правило, бледно-зеленоватого, голубого, желто-зелёного или розового цвета со стеклянным блеском.

Название минерала связано с тем, что он встречается в природе в разных видах, так что его часто путали с другими минералами (бериллом, диопсидом, турмалином).

(слайды 23-25)

В нашей стране постоянно ведутся поиски новых мест с залежами полезных ископаемых. Это делается потому, что старые постепенно истощаются. Однако не все из них сразу начинают разрабатывать, некоторые оставляют на будущее.

III. Закрепление изученного материала.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по рабочим карточкам.

Рабочая карточка

1. Полезные ископаемые это все тела и ______________________, которые люди добывают из ________________, выкачивая или __________________

их.

2. Перечислить строительные полезные ископаемые:

а) ____________________________

б) ____________________________

в) ____________________________

г) ____________________________

д) ____________________________

3. Выделить из представленных полезных ископаемых – горючие полезные ископаемые:

каменный уголь, золото, торф, железная руда, нефть, медная руда, природный газ.

4. Закончить определение:

Полезные ископаемые, из которых получают металлы, называют _________.

5. Перечислите виды руд:

__________________________

__________________________

__________________________

После выполнения работы проверяют (слайды 26 -30). За каждый правильный ответ ребята получают образцы полезных ископаемых.

IV. Подведение итога.

Подсчёт баллов, выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Узнать какие полезные ископаемые добывают в Тюменской области.

Источник

 Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 3класс

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Читайте также:  Что такое термические источники чем они полезны

Проблема: что такое полезные ископаемые?

Задачи: познакомить с разнообразием полезных ископаемых.

Предметные результаты

Научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатст в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные:

Действовать по плану, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

Коммуникативные:

учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Основные понятия и определения

Месторождения, геолог

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах добычи. Научимся разли­чать важнейшие полезные ископаемые.

Вспомни урок «Заглянем в кладовые Земли» во 2 классе. С какими горными породами и минералами мы познакомились? Как люди ис­пользуют богатства земных кладовых?

Изучение нового материала

 Полезные ископаемые

Полезные ископаемые — это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяй­стве. Большинство из них твёрдые. Нефть — жидкое полезное ископаемое, природный газ — газообразное.

ДЛЯ ЧЕГО ДОБЫВАЮТ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Добывая полезные ископаемые, люди пресле­дуют разные цели. Можно ли обходиться без строительных материалов, например кирпичей, бетона? Нет, конечно. Но для изготовления кир­пича и бетона людям приходится добывать в природе песок, глину, известняк.

Может ли экономика обойтись без угля, при­родного газа, бензина? Не может, это различные виды топлива. Уголь и газ добывают в природе. А бензин получают из нефти, которую нам тоже даёт природа.

Как много вокруг нас металлических предме­тов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра… А стан­ки на заводе, самолёты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы… Всё это из металлов! А металлы получены из руд, добытых в природе.

Для чего изучают полезные ископаемые в школе

Автозаправочная станция

КАК ДОБЫВАЮТ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Места, где в глубинах земли или на её по­верхности залегают полезные ископаемые, назы­ваются месторождениями

Изучают полезные ископаемые, отыскивают мес­торождения геологи. Нередко они по многу ме­сяцев проводят вдали от дома: в тайге, в горах или в пустыне. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолёты и вездеходы, радиосвязь и фотографии Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни — в открытых котлованах — карьерах, дру­гие — в шахтах. А для того чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят бу­ровые установки и бурят скважины. Нефть и газ добывают как на суше, так и в

море

Для чего изучают полезные ископаемые в школе

Шахта

Для чего изучают полезные ископаемые в школе

Карьер

Для чего изучают полезные ископаемые в школе

Нефтедобывающая платформа в мор

Осмысление и понимание полученных знаний

Практическая работа

1.Рассмотрите образец полезного ископаемо­го. По иллюстрациям учебника определите его название. При необходимости воспользуйтесь атласом-определителем.

Для чего изучают полезные ископаемые в школеДля чего изучают полезные ископаемые в школе
 

Железная руда. Каменный уголь. Известняк. Гранит. Глина. Нефть.

2.Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3.Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?

Вывод

Хозяйственная деятельность людей невозмож­на без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топли­вом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Расскажи о разнообразии полезных ископа­емых

2.Для чего люди добывают полезные ис­копаемые? На чём основано их применение?

3.Какие способы добычи полезных ископаемых тебе известны?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: месторождение, геолог

2.В краеведческом музее узнайте, какие по­лезные ископаемые добывают в вашей местности.

3.С помощью атласа-определителя подго­товь сообщение о каком-нибудь полезном иско­паемом (по своему выбору).

Полезныеископаемые:

Горючиеполезныеископаемые

Как добываются некоторые полезные ископаемые летом

Полезныеископаемые

ПолезныеископаемыенатерриторииРоссии

Впоискахполезныхископаемых

Источники информации:

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

— https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Источник

Полезные ископаемые

Термины-понятия: ПИ, геологи, месторождения, карьер, шахта.

I. Организационный момент

(Представление.)

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

II. Актуализация знаний

Перед тем, как начать изучение новой темы, давайте вспомним то, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Экономика). Может ли экономика обойтись без угля, природного газа, бензина? Не может, это различные виды топлива. Уголь и газ добывают из нефти, которую нам тоже дает природа.

III. Определение темы урока.

(СЛАЙД) Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности, а другие спрятаны глубоко в земле.

Я предлагаю вам разгадать загадки, из которых мы с вами поймём о чем же мы будем сегодня говорить: (СЛАЙД)

  1. Это топливо, сырьё

Из земли качают.

«Черным золотом» его

Люди величают. (Нефть)

  1. Не кладут ее в варенья,

Но кладут ее в соленья,

Но кладут ее в борщи,

В пюре, котлеты, рыбу, щи. (Каменная соль)

  1. Он нужен очень детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже. (Песок)

  1. Становлюсь собой в плену огня.

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни коньков,

Ни автомобилей, ни станков. (Железо)

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какое общее понятие объединяет эту группу слов? (полезные ископаемые) (СЛАЙД)

— Как сказал один известный ученый: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». (СЛАЙД)

— А может кто-нибудь из вас уже знает почему их называют полезными?

Полезные ископаемые— это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют в хозяйстве . (СЛАЙД)

— Мы с вами узнаем какие подземные богатства прячутся под землей.

Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные); твердые, жидкие, газообразные. (СЛАЙД)

Горючие: нефть, торф(это ПИ, образованное скоплением остатков растений) , каменный уголь, природный газ.

Рудные (металлические): железная руда, алюминиевые руды, бокситы.

Нерудные (строительные): песок, гранит, глина, мрамор, известняк, слюда.

Твердые: песок, гранит, мрамор, глина, известняк, слюда, каменный уголь, торф, гранит, Алмаз.

Жидкие: нефть, минеральная вода.

Газообразные: природный газ.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Мы с вами разобрали наиболее известные ПИ, их св-ва (состояние), к какой группе они относятся, А теперь я вам предлагаю поработать на листочках. (работа на карточках; правильно соединить название — св-ва) ( нефть, песок, природный газ) (проверка ответов на слайде)

Читайте также:  Чем полезен гриб и как его пить

IV. Физминутка

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке

И по это же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем!

И опять работать мы пойдем!

(СЛАЙД) ПИ добывают по-разному: одни добывают- в открытых котлованах. Открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые, называется карьером; другие- в закрытых- в шахтах.

— Скажите пожалуйста, как вы думаете, а может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Почему ПИ играют главную роль в жизни человека?

(СЛАЙД) Людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения ПИ, называют геологами. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолеты и вездеходы, с помощью которых они сообщают о своих находках. А скажите, зачем это все людям? (для чего нужно узнавать месторождения, залежи ПИ?).

А вот для чего: (Фронтальная работа)

Например, для того, чтобы изготовить стекло и сделать из него стакан, нужен особый песок- и это является полезным ископаемым. Как вы думаете, из чего строят дома, школы, различные заводы? (для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка). А из чего делают автомобили, самолеты? (для того, чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий). Хорошо, но вот построили автомобили, самолеты, только тут снова проблема: они сами не поедут и не полетят. Что еще нужно для их движения? (( топливо) нужно горючее, которое получают из нефти). Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Какие полезные ископаемые используют в качестве топлива, по-другому их называют горючими? (уголь, торф, нефть, природный газ). Все эти ПИ залегают на разной глубине в недрах земли и на ее поверхности.Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добывать. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с ее поверхности- называютископаемыми.

Например, Ископаемое топливо является ценным сырьем для химической промышленности. (СЛАЙД) Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля— делают краски, духи, также лекарства. Из природного газа делают Пластмассы.

Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды— чугун, сталь. Из медной руды— медь.

(СЛАЙД) Самые необходимые человеку ПИ это каменный уголь и нефть.

(СЛАЙД) А для того, чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины.

Места, где в глубинах земли или на ее поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.

ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО КАРТЕ:

На физических картах месторождения ПИ изображают условными обозначениями. Сейчас объединитесь в группы, я раздам вам карты. Перед вами физическая карта РБ в левом углу есть сноска, называется она «Месторождения полезных ископаемых» . Вам нужно найти по одному месторождению: Нефть, Каменный уголь, Природный газ.

V. Итог урока

Итак, что же называют полезными ископаемыми? На какие группы можно разделить полезные ископаемые? Без какого ПИ невозможно приготовить пищу?

Рефлексия

Перед вами три вопроса, на какой один из них вы бы хотели ответить?

1.Чему я научился сегодня на уроке? 2.Что мне было трудно? 3.Что я запомнил?

Источник

Нэлли Журавель
Урок-исследование в 3 классе «Полезные ископаемые»

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать:

— названия полезных ископаемых, добываемых в Республике Беларусь, их основные свойства, роль в деятельности человека;

уметь:

— составлять и вести таблицы, раскрывать взаимосвязь между добычей и необходимостью бережного использования ископаемых полезных.

Задачи урока:

-содействовать развитию у учащихся умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;

— поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

— способствовать воспитанию толерантности.

Оборудование: мультимедийная система, физическая карта Беларуси, коллекция полезных ископаемых, знаки полезных ископаемых, коробки с полезными ископаемыми, стекло, лупы, стакан с водой, воронки, банки.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.

2. Актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала.

– На нашей планете есть много существ, которые живут в царстве «Земли».

– Кого из наземных жителей вы знаете?

– А еще есть подземный мир, в котором есть свои жители, свои богатства.

– Каких подземных жителей вы знаете?

3. Изучение нового материала

– Сегодня на урок в черном ящике я принесла подземных жителей. Предлагаю поиграть и узнать, что в черном ящике.

1. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

2. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

3. С буквой Т пирог он с кремом,

С буквой Ф он кормит почву

И отапливает домик. (Торф)

– Как, одним словом назвать эти вещества?

– В старые времена люди верили, что во многих местах под землей хранятся драгоценные клады-сокровища, зарытые кем-то в землю.

Все рассказы о заколдованных кладах просто сказки, которым уже никто не верит. Но все же люди были правы. В земле действительно есть несметные сокровища и называются они полезные ископаемые.

– Чтобы объяснить значение термина «полезные ископаемые» обратимся к этимологии слова. Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?

Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая 2) отваливая землю, делать углубления.

Значит, можно сказать, что полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли.

– Обратимся к научной литературе, в нашем случае к учебнику,

и проверим наши предположения.

– Наше предположение верно.

– Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.

– Сегодня на уроке мы проведем исследование, предметом которого будут полезные ископаемые, распространенные в Республике Беларусь. Во время исследования нам необходимо доказать: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение

Читайте также:  Чем полезен и вреден мед каждый день

в хозяйственной деятельности человека».

– В ходе исследования мы изучим основные свойства полезных ископаемых, узнаем, каким способом они добываются и как человек

их применяет.

– Каждый из вас внесет свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждет успех в конце урока.

– Каждый из вас работает в разном темпе, поэтому у вас есть дополнительное задание: кроссворд, который поможет закрепить полученные знания. Ребята, которые к концу урока выполнят это задание, за свою работу получат отметку.

– На уроке сегодня у нас присутствуют научные сотрудники, которые будут работать в своей научной лаборатории, и о результатах работы доложат попозже. Для вас приготовлен лист с заданиями, можете приступать к выполнению.

– Но для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться,

их еще нужно найти. И этим нелегким делом занимаются геологи. Словно древние кладоискатели, неутомимо ходят они по дремучей тайге

и ущельям, бродят по заболоченным местам, плывут по бурным рекам.

В руках у них геологические молотки, карты, сложные научные приборы и дневники. И мы с вами будем сегодня геологами, и во время исследования будем вести геологический дневник, работать с картой. Геологи работают в команде, так поступим и мы. У каждой команды свой предмет исследования.

Узнайте его название, расшифровав запись. Вычеркните буквы, которых нет в русском языке.

R RH J D S Е V ФN NТ Z Ь

ПVNЕJLGС WQО К

RГYЛ IИJН А

SGLТFОWРQФ

ГZVNР W АUI Н D И NZSТ

(вывешиваются на доску)

– Как обозначаются эти полезные ископаемые и как много

их месторождений разрабатывается? Ответ на этот вопрос найдем с помощью физической карты Республики Беларусь.

– Каждая группа находит условный знак своего полезного ископаемого и считает количество месторождений, обозначенных

на карте.

Песок 18

Нефть 5

Торф 22

Глина 23

Гранит 1

– Слушая выступление своих товарищей, вы заносите данные

по другим полезным ископаемым в свои геологические дневники. Эти знания понадобятся при доказательстве нашей гипотезы.

Отчет групп

– Какой вывод можем сделать? Какие полезные ископаемые наиболее распространены на территории Республики Беларусь? (глина, торф и песок)

«Это интересно»

– В настоящее время в недрах Земли выявлено и разведано всего около 5 тысяч месторождений, представляющих 30 видов минерального сырья.

– Ответы вопросы: какими свойствами обладают исследуемые нами полезные ископаемые и как эти свойства использует человек? Найдем

в следующей части нашего исследования.

4. Закрепление изученного материала.

– Сейчас вы, геологи-исследователи, проведете самостоятельную работу, которую вам поможет выполнить инструкция. Инструкцию необходимо выполнять четко, не нарушая последовательности. Задача каждого из вас – отработать самостоятельно инструкцию, занести данные по своему предмету исследования в геологический дневник. Результатом вашей самостоятельной работы будет мини-сообщение о полезном ископаемом через игру «Дополни предложение». При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:

Все участвуют в работе.

Все друг другу помогают.

Споры решаются мирным путем.

Когда один говорит, все внимательно слушают.

(Во время выступления групп каждый из учеников заполняет свой геологический дневник.)

– Выполнив самостоятельную работу и послушав друг друга, можно утверждать, что мы доказали нашу гипотезу: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».

– А сейчас предоставим слово нашим научным сотрудникам.

– Нашим заданием было составить пазлы и узнать, какими способами добывают полезные ископаемые.

– А сейчас геологи будьте внимательны! Научные сотрудники называют способ добычи, а вы, если считаете, что он подходит вашему полезному ископаемому, поднимаете свою карточку.

– Существует три способа добычи полезных ископаемых:

скважина. Этим же способом удается добыть часть каменной соли, предварительно ее растворив в воде.

шахта. Такой способ добычи подходит для полезных ископаемых, которые залегают на большой глубине.

карьер, или открытый способ. Большие карьеры достигают протяженности в несколько километров и глубины в сотни метров.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться

к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Дома

вы продолжите работу по этой теме.

5. Домашнее задание.

• Прочитать статью в учебнике на страницах 33-35, ответить на вопрос №5.

Дополнительно (по желанию учащихся)

• Исследовать литературу в библиотеке и узнать, какие полезные ископаемые добывают на территории Минской области.

• Нарисовать плакат «Берегите полезные ископаемые!»

6. Подведение итогов.

– А сейчас каждый из вас покажет результат своей деятельности

на уроке. Для этого необходимо правильно выполнить тестовое задание. Свой вариант ответа записывайте в таблицу.

1 2 3 4 5

Тест

1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

у) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, песок с) нефть, торф

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) гранит, песок б) уголь, руда п) нефть, газ

4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители е) геологи в) шахтеры

5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чем идет речь?

н) о песке х) о торфе ш) о глине

– Какое слово получилось? УСПЕХ

Дополнительное игровое задание «Узнай меня»

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?

Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят

на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным.

Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? (Глина.)

2. Какое слово пропущено в пословице «Куй., пока горячо». (Железо.)

3. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. (Торф.)

4. Образуется при разрушении гранита. (Песок.)

5. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? (Гранит.)

6. Без него не может обойтись учитель на уроке. (Мел.)

7. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)

6. Рефлексия.

– В конце нашего урока поиграем в игру «Светофор». Выберите

и зажгите свой цвет светофора в соответствии с предложенными вариантами высказываний: урок был увлекательным (зеленый, свое мнение (желтый, на уроке было трудно (красный).

Источник