Для чего нужна загадка чем она полезна 2 класс

Для чего нужна загадка чем она полезна 2 класс thumbnail

Прокачай свой мозг

Прокачай свой мозг

Люди любят разгадывать тайны, поэтому «детективщиков» всегда больше, чем ценителей сентиментальных и поучительных историй. Загадки были первыми маленькими детективами, в которых за иносказаниями скрывались знакомые вещи и явления. Неизвестно, кто первым придумал шифровать знания таким образом, но это и не важно. У каждого народа есть загадки и головоломки, и это еще раз подтверждает единство homo sapiens.

Эволюция загадок

Зачем нужны загадки? Очевидный ответ — чтобы скоротать время и дать неутомительную работу уму. Но для наших предков завуалированное описание событий и вещей имело более глубокий смысл.

В очень далеком прошлом охотники, земледельцы, скотоводы были уверены, что их окружают враждебные силы, и старались обмануть духов иносказаниями. Позже разгадывание загадок было частью свадебного обряда и других важных событий. Из сказок мы помним, как царевны предпочитали того претендента на половину царства, который умел разгадывать хитроумные загадки. Древние греки и норманны устраивали турниры, в которых недогадливый участник выбывал из дальнейших состязаний раз и навсегда — обычно его лишали жизни.

К счастью, со временем нравы смягчились. Того, кто не умеет проникнуть в смысл «шифровки» стали считать не очень сообразительным, над ним посмеивались и исключали из рейтинга местных интеллектуалов. Сейчас обычные загадки вытеснены компьютерными квестами, IQ-тестами и головоломками, но это не справедливо — мы за разнообразие жанров.

Гимнастика для ума

Мы получаем удовольствие от познания нового, даже если не осознаем, что решение кроссвордов, судоку или головоломок — часть этого процесса. Ломая голову над задачей, не имеющей практического применения, человек удовлетворяет любопытство, хочет найти разные пути решения и испытать радость победы. Маленькие открытия тешат самолюбие и пробуждают интерес к умственной работе.

  • Загадки полезны детям, познающим мир в форме игры. У ребенка формируется привычка к логическому мышлению, он запоминает новые понятия и слова.
  • Для взрослых людей активного возраста разгадывание головоломок — это возможность переключиться. Гимнастика для ума не менее полезна, чем физические упражнения, она снимает напряжение и помогает поддерживать интеллектуальную форму.

Периодически появляются новые виды головоломок. Когда-то на смену кроссвордам пришел кубик Рубика, потом мир увлекся сканвордами и судоку, тестами и компьютерными пасьянсами, лабиринтами и логическими задачами. Интерес к подобным занятиям не ослабевает, и это не может не радовать — значит, народу не чужды интеллектуальные развлечения.

В чем польза детских загадок

Угомонить почемучку, которая недавно научилась говорить и хочет знать все и сразу, сложно. Удовлетворить тягу к знаниям необходимо, чтобы дитятко получило достоверную информацию из компетентных источников — это проще, чем перезаполнять базу данных. Загадки и головоломки для ребенка — обучающая игра, в ходе которой все быстро запоминается и усваивается. В процессе поиска правильного ответа можно не только продуктивно общаться, но и прививать полезные привычки к решению проблем и логическим умозаключениям. В школьные годы и во взрослой жизни умение оценивать ситуацию и понимать иносказания обязательно пригодится.

1. Настойчивость

Детские загадки кажутся легкими только взрослым, от ребенка они требуют серьезных умственных усилий. Правильный ответ находится не сразу, приходится перебирать варианты, разбираться в деталях, группировать признаки. В процессе детеныш начинает понимать, что не все в жизни дается легко, иногда приходится хорошо постараться.

2. Креативность

Каждая загадка — это история с персонажами, их свойствами и особенностями. Ребенок учится суммировать информацию и делать выводы, формулировать суть вопроса и находить правильный ответ.

3. Творческие способности

Формируя в уме образы, описанные словами, ребенок гармонично развивается как мыслящая личность. Заинтересованность и внимательность лучше развивать в форме игры, а не утомительных уроков. Если предложить нарисовать ответ, заодно можно выявить склонность к изобразительному искусству.

4. Усидчивость и концентрация внимания

Важно, что детям нравится разгадывать загадки, они могут самостоятельно заниматься любимым делом не только дома, но и на прогулке. Даже непоседы снижают скорость, когда их мозг занят решением сложной задачи. Подведите ребенка к мысли, что решить задачу можно, сосредоточившись на ней. Постепенно это войдет в привычку и умение удерживать внимание будет очень полезным, когда ребенок пойдет в школу.

5. Социализация

Если загадки решает группа детей, например в саду или на детском празднике, у них развиваются навыки командной работы, готовность признавать чей-то успех и правильно реагировать на неудачи. Хорошо, если загадку будут обсуждать все вместе, тогда ребенок научится прислушиваться к мнению сверстников.

6. Расширение кругозора

Загадки о незнакомых явлениях нужно решать вместе. Одновременно родители могут рассказать о новом понятии и знания, усвоенные в такой форме, ребенок хорошо запомнит.

7. Развитие воображения и речи, пополнение словарного запаса

Сказочные персонажи, удивительные перевоплощения и метафоры превращают загадки в увлекательные истории. Ребенок рисует воображаемые картинки, учится проводить аналогии, а заодно узнает новые слова. Во время приготовления обеда можно загадывать ребенку головоломки о фруктах, овощах и других продуктах — это будет наглядно и понятно. Во время прогулки будут к месту загадки о растениях и животных.

Ребенок будет взрослеть, и вместе с этим загадки должны становиться сложнее и разнообразнее. В какой-то момент вы поймете, что не успеваете в разгадывании за вчерашним малышом.

Зачем загадки взрослым

Мы стремимся к познанию, ценим остроумие и развитой интеллект, обращаем внимание на неординарный ход мыслей. В простых загадках сконцентрированы элементарные знания, которые открывают мир ребенку, но и для взрослых найдется информация к размышлению.

Вряд ли уместно говорить о развивающих головоломках для взрослых, но можно использовать загадки для легкой интеллектуальной разминки. Уровень интеллекта, удовлетворение жизнью, общий настрой человека зависят от количества нейронных связей. Уже доказано, что на нейроны и синапсы можно влиять, постоянно подкармливая мозг информацией, над которой приходится потрудиться. Головоломки — один из примеров задачек, требующих не чрезмерных усилий, а кардинального переключения.

Для взрослых разгадывание загадок полезно, потому что они:

  • Стимулируют когнитивные способности.
  • Улучшают память.
  • Заставляют искать оригинальные решения и выходить за рамки шаблонов.
  • Развивают логическое мышление.
  • Отвлекают и развлекают.

Пока ученые продолжают спорить о ценности головоломок для взрослого человека. На двух полюсах мнений одна группа утверждает, что регулярные упражнения поддерживают мозговую деятельность, а другая уверена, что увлечение загадками развивает только умение их разгадывать. Например, многократное прохождение IQ-тестов существенно улучшает результаты, но не влияет на уровень интеллекта.

Разгадывание загадок не заменит образование, не сделает человека эрудированным и профессиональным, но смекалка и сообразительность — полезные качества, которые точно не причинят вреда.

© Старецкая Елена, BBF.RU

Источник

Занятие во 2 классе по внеурочной деятельности

«Размышляем, играем, творим»

Тема: Что такое? Загадки.

Автор: Загороднова Светлана Викторовна

МОУ СОШ №1 г. Катав – Ивановск Катав – Ивановского муниципального района Челябинская область

Описание работы: материал для учителя. Может использоваться в организации внеурочной, внеклассной работы.

Форма: внеурочное мероприятие общеинтеллектуального направления.

Возраст учащихся: учащиеся 2 класса.

Источники информации:

  1. Т. А. Ладыженская «Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах» М. «Просвещение» 1995
  2. «Мозаика детского отдыха. Внеклассные мероприятия 1 – 4 кл.» М. «ВАКО» 2006
  3. dompolnajachasa.at.ua›publ…lesnye_skazki_landysh…

Цели: 1. Образовательная – выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно и в коллективе по теме занятия, учить слушать друг друга и принимать решение.

2. Воспитательная – воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности других ребят.

3. Развивающая  – развивать воображение, развивать навыки публичных выступлений.

Компетенции:

  • Коммуникативная – умение удерживать цель задания всеми участниками занятия, эмоциональное принятие членами коллектива друг друга.
  • Информационно  – логическая  – умение провести исследование через анализ текста, умение представить результат работы наглядно.
  • Формируется компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
  1. Обоснование выбора темы.

В настоящее время обучение русскому языку переориентируется на выработку умений и навыков речевого общения. Этому способствует лингвистический анализ текста, который развивает логическое мышление, учит оценивать

изобразительно – выразительные средства языка. Решить эти задачи нам помогает благодатный и бесценный материал этнопедагогики. Большую ценность представляют загадки. Они передают реалии национальной жизни, позволяют услышать силу русского слова.

  1. Выявление проблемы.

Если отгадывать загадку дети часто умеют с раннего возраста, то задание,  требующее придумать загадку, часто вызывает затруднение. Этому нужно учить, а уроки посвящённые составлению загадок, развивают у детей речь, логическое мышление, другие познавательные процессы. Позволяют проводить лингвистический анализ текста.

  1. Предполагаемые результаты.

Дети должны научиться разгадывать загадки, загадывать их другим людям, попробовать сочинять интересные загадки (имея слова для справки).

Тема: Что такое? Загадки.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей занятия.

Дети слушают отрывок стихотворения Сергея Михалкова «А что у вас?»

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

— Что бы вы предложили детям в данной ситуации?

(игры, скороговорки, загадки)

Наше занятие посвятим Загадке. Научимся их разгадывать, загадывать друг другу, сочинять загадки.

— Где можно найти научное толкование слова загадка?(в толковом словаре)

Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

— Любите ли вы отгадывать загадки?

  • А кто сочиняет загадки? (народ, поэты)

1)Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас.  (С. Маршак)

2)Был белый дом,

Чудесный дом,

И что – то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо,-

Такое тёплое, такое пушистое и золотое.  (К. Чуковский)

— Для чего народ и поэты сочиняют загадки? (для развлечения, делают нашу речь более красивой, образной, так как в загадках много ярких и красивых слов, сравнений, развивают мышление, творчество)

— А какие загадки знаете вы? Загадайте их ребятам.

— А легко ли сочинять загадки?

— А вы хотели бы научиться сочинять загадки?

— Мне хотелось бы услышать, а что вы уже знаете про загадки?  (ответы детей)

Учитель или подготовленные ученики:

  1. Много столетий назад охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек стал употреблять «подставные» слова. С этими «подставными»  словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: «Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня хрп-тата» (Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей)
  2. В более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.
  3. В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками.
  4. Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово «загадка» образовано от слова «гадать»,  которое означало «думать», «размышлять».

3.Перед вами лежат карточки, определите, на них загадки.

1)Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

2)Жу – жу – жу – жу,

Я на ветке сижу.

И звук «ж» твержу. (Жук)

3)Архип осип,

Осип Архип.

4)Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

5)Пёс Полкан,

Полезай в стакан.

Хватай лимон,

Убирайся вон!

6)Баю – баюшки – баю,

Не ложися на краю –

Придёт серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

— По каким признакам вы узнали загадки?

4. -Давайте вспомним основные признаки загадки:

5. -Используя эти данные, попробуем разгадать загадки из синего ящика:

1)То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка.

Можешь и нарисовать,

Называюсь я (тетрадь)

2)Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом (карандаш)

3)Склеена, сшита,

Без дверей, а  закрыта.

Кто её открывает-

Многое знает (книга)

4)В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься – скажу (дневник)

5)В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки –

Что угодно для души (пенал)

6)Прямота –

Главная моя черта (линейка)

7)Я нужна вам для порядка,

Зря страницы не листай.

Там, где я, вот там читай (закладка)

8)У меня чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста –

Помарку стёр ведь я с листа (ластик)

Ещё раз вспомним признаки загадок (по схеме)

6. Физминутка. Загадываем загадки о видах спорта и показываем движения.

1)Очень быстрых два коня,

По снегам несут меня –

Через луг к берёзке,

Тянут две полоски (лыжи)

2)Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: «Шайбу, мимо, бей» —

Значит там игра (хоккей)

3)У него два колеса,

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами (велосипед)

4)Эти фрукты не съедобны,

Но огромны и удобны.

Их иной спортсмен часами,

Лупит сильно кулаками (боксёрские груши)

7. Проба пера.

Сейчас попробуем вместе составить загадку. Загадку будем составлять о лесном ландыше.

1)сначала посмотрим фильм  об этом цветке, а вам нужно запомнить его основные признаки.

2)после просмотра:

— Какие цвета будем использовать?(белый, зелёный)

— Назовите отличительные признаки ландыша (душистый, мелкие цветочки на одном стебельке, красные горошки после цветения, распускается весной)

— На что похожи цветочки? (на горошки, на колокольчик)

— А стебелёк на что похож? (ниточка, ножка)

— Какая рифма может быть в нашей загадке? (горошки – на ножке, звенят – говорят)

— Получаем загадку:

Душистые горошки,

На зелёной ножке.

Как колокольчики звенят,

О весне говорят.

8. Самостоятельная работа учащихся (в группах)

Цель вашей работы – сочинить ещё загадки о ландыше используя слова для справки, оформить её и представить.

Чтобы работа спорилась и вы успели уложиться во времени, что вам необходимо сделать?

  • Художники
  • Сочинители
  • Защитники работы

(детям помогают консультанты)

1)————————————————- фонарики,

На ——————————————— ножке.

Я весною встретила

На ——————————————— дорожке.

Слова для справки: белые, зелёной, лесной.

2)На ———————————————- столбах,

Лампы —————————————- висят.

Слова для справки: больших, белые.

3)Этот —————————————————— распускается в мае,

———————————————————— бусинки он одевает.

Слова для справки: цветок, белые.

——————————————————— звоночки,

4)У меня в садочке.

На —————————————————- стебельке,

Прячутся в тенёчке.

Слова для справок: белые, зелёном.

9. Подведение итогов. Чтение загадок.

10. Домашнее задание (дифференцированное)

  • Кому понравилось сочинять загадки – сочините свою.
  • Найдите народную загадку и литературную, выучите их.

11.Итог данного урока – создание папки  «Загадки»

Источник

В чём польза загадок для ребёнка?

При подготовке своего малыша к школе Вам необходимо использовать для его развития различные формы устного народного творчества: потешки, дразнилки, поговорки, загадки, прибаутки. Фольклор и народное творчество детьми воспринимается очень легко и с большим интересом.

Загадка — это мудреный вопрос, на который с помощью логических рассуждений нужно найти ответ. Разгадывание загадок – это средство для развития у детей рассудительности, умения анализировать и доказывать. Загадки развивают в детях догадливость и сообразительность.Для детей загадать и разгадать загадку – это первый умственный труд.

Загадки используются и в сказках. Кто отгадает загадки, тому и царевна в жены и полцарства в придачу. Загадывание загадок приравнивалось к единоборству у древних греков и германцев. А легенды и предания гласят – тот, кто не отгадывал загадку, расплачивался жизнью.

Загадка — народная мудрость и творчество

Загадка является одной из форм устного народного творчества, в которых в краткой форме описываются характерные признаки явлений или предметов. Дети очень любят отгадывать загадки, тем более в последнее время появилось много изданий с шуточными или логическими загадками, способные привлечь и удержать внимание ребенка. Дети могут очень долго размышлять над отгадкой, все их внимание концентрируется на единственной цели – найти правильный ответ. Загадки помогут весело и с пользой провести время.

Загадки вполне справедливо можно назвать кладезем народной мудрости. Они помогают развивать у ребенка образное мышление, речь, расширяют знания об окружающем мире, в ненавязчивой форме заставляют думать и анализировать, а также самостоятельно описывать заданный предмет. Для дошкольников загадки существенно пополняют словарный запас, помогают формировать выразительность, ведь запомнившуюся загадку ребенок часто загадывает друзьям или родственникам. Благодаря рифмованным небольшим строкам ребенок может познать всю красоту родного языка, что способствует его нравственному воспитанию.

Загадка — это игра

Загадки дети воспринимают как игру, новые знания в процессе такой деятельности гораздо лучше усваиваются, а если учесть тот факт, что тематика загадок разнообразна, малыши узнают много нового об окружающей среде. Во время поиска отгадки, ребенок самостоятельно ищет правильный ответ, знания в этот момент становятся осознанными и откладываются в памяти. Ведь дети очень любознательны, они стараются узнать много нового самостоятельно и часто не воспринимают сухую информацию.

Педагоги применяют загадки во время обучения как элемент игры, способный отвлечь ребенка, повысить его заинтересованность и активность во время выполнения сложных задач. Подбираются загадки по разным темам, они могут включать в себя работу с буквами, цифрами, использование фантазии, внимательности и творческого мышления. Существуют загадки в стихотворной форме, в виде рисунков или простого текста. Загадки помогают не только отдохнуть и развлечься, но и развить при этом много полезных навыков.

Внимание ребенка необходимо сосредоточить на тематику загадки и ее озвучить. Например,

загадки про овощи:

· Сидит дед во сто шуб одет,

кто его раздевает, тот слезы проливает (Лук)

· Прежде чем его мы съели,

все наплакаться успели (Лук)

· Уродилась на славу,

кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

меня в них отыщи. (Капуста)

· Был зеленым и маленьким,

стал большим и красненьким. (Помидор)

· Меня копали из земли,

пекли, жарили, варили,

а потом все съели и всегда хвалили. (Картофель)

· Вверху — зеленая,

внизу — красная,

в землю вросла. А что же это? (Свекла)

· Красна девица сидит в темнице,

а коса на улице (Морковь)

· Ее тянут бабка с внучкой,

кошка, дед и мышка с Жучкой (Репка)

Загадки про фрукты:

· Этот вкусный желтый плод к нам из Африки плывет.

Обезьянкам в зоопарке пищу целый год дает. (Банан)

· Внутри он красный бархатный, снаружи зеленый гладенький (Арбуз)

· Синий мундир, белая подкладка, в середине – сладко (Слива)

· Желтый фрукт похож на мячик, но съедобен и не скачет (Апельсин)

· Круглое, румяное, оно растёт на ветке.

Любят его взрослые, и любят его детки. (Яблоко)

Начиная разгадывать загадки с ребенком, не стоит ждать от него быстрых и правильных ответов сразу. Не стоит с первого раза загадывать много различных загадок. Начните с одной, понаблюдайте за реакцией. Пусть первая загадка будет очень простой, помогите ребенку сориентироваться и найти ответ самостоятельно, потом обязательно похвалите. Первый положительный опыт повысит самооценку ребенка и будет стимулировать его к новым разгадкам! Развивайтесь весело! Удачи!

Загадки о зиме.

Наступили холода, обернулась в лед вода, Длинноухий зайка серый обернулся за Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)

Кто мостит на реке мосток без топора, без гвоздей и досок? (Мороз.)

И не снег, и не лед, а серебром зимой деревья уберет. (Иней.)

Он вошел — никто не видел, он сказал — никто не слышал.

Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз.)

Меня растили, из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза — угольки, губы — сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба.)

Если Вы хотите, чтобы ребенок разносторонне развивался, начинайте использовать загадки с раннего возраста. По началу, выбирайте простые загадки с иллюстрациями, а затем постепенно переходите к более сложным заданиям, требующие подключения логического мышления.

Для взрослых отгадывание загадок тоже очень полезно!

Так что отгадывайте загадки вместе с детьми.

А главное — делайте это с удовольствием!

Источник