Для человека нет ничего полезнее человека спиноза
Пятница, 12 Января 2018 г. 20:44
+ в цитатник
Бенедикт Спиноза (Барух Спиноза) — родился 24 ноября 1632 года, Амстердам. Голландский философ, один из выдающихся представителей философии Нового времени, рационалист, пантеист. Автор сочинений — «О Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Политический трактат», «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей» и др. Умер 21 февраля 1677 года, Гаага.
Афоризмы, цитаты, высказывания Бенедикт Спиноза
- Понимание — начало согласия.
- Ссылка на авторитет не есть довод.
- Достоверность не находится в вещах.
- В желании выражается сущность человека.
- Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
- Страх возникает вследствие бессилия духа.
- Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.
- Деление сущего на действительное и мысленное ложно.
- Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.
- Искание целей в природе имеет своим источником невежество.
- Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
- В материи нет ничего, кроме механических соединений и операций.
- Удовольствие — переход человека от меньшего совершенства к большему.
- Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими.
- Всякая жизнь, насколько от неё зависит, стремится пребывать в своём существовании.
- Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
- Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.
- Человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.
- Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-то иное, легко переходит в ненависть.
- Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
- Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
- Требуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.
- Природа не предполагает для себя никаких целей… Все конечные причины составляют только человеческие вымыслы.
- Одно дело — исследование природы вещей, другое — исследование модусов, посредством которых мы воспринимаем вещи.
- Соревнование — это желание чего-либо, зарождающееся в нас под влиянием того, что нам кажется, что другие желают того же.
- Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
- Наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя. Поэтому для человека нет ничего полезнее человека.
- Тоска — это желание или влечение к обладанию какой-либо вещью, поддерживаемое памятью об этой вещи и вместе с тем ограничиваемое памятью о других вещах, исключающих существование желаемой вещи.
- Счастье — не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.
- Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом.
- Наконец, мы привыкли все, что познаем, рисовать в нашем воображении в виде картин, откуда и происходит то, что даже не сущее мы воображаем положительно как сущее. Ибо душа, рассматриваемая сама по себе как мыслящая вещь, не имеет большей силы для утверждения, чем для отрицания.
- Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.
Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум. - Природа познается сама через себя, а не через какую-либо иную вещь. Она состоит из бесконечных атрибутов, из которых каждый бесконечен и совершенен в своем роде; к сущности ее относится существование, так что вне ее нет уже сущности или бытия, и она точно совпадает с сущностью единственно величественного и прославляемого Бога.
Источник: clck.ru/CWhMj
Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям
Источник
×òîáû èìåòü ïîëíîå ïðåäñòàâëåíèå î ôèëîñîôñêîé ñèñòåìå ëþáîãî ôèëîñîôà, íàäî, êîíå÷íî, ÷èòàòü åãî òðóäû, à íå àôîðèçìû. Ýòî îòíîñèòñÿ è ê âåëèêîìó Áåíåäèêòó Ñïèíîçå. Íî äàæå ïî òàêèì, óðåçàííûì è âûáîðî÷íûì, öèòàòàì è àôîðèçìàì èç åãî òðóäîâ, ìîæíî ñîñòàâèòü ïðåäñòàâëåíèå (ïóñòü íåïîëíîå), ÷òî ýòî çà ôèëîñîô, ÷åìó îí ó÷èò è ÷òî èñïîâåäóåò.
Áåíåäèêò Ñïèíîçà æèë òàê, êàê ïèñàë è ó÷èë òîìó, ÷òî èñïûòàë îïûòíî. Îí ïîâåðÿë ñâîè äåéñòâèÿ Áîæåñòâåííîé âîëåé, ëþáîâüþ è ñïðàâåäëèâîñòüþ. Îí ïèñàë òî, ÷òî äóìàë, áåç îãëÿäêè íà ïîëèòè÷åñêèå âëàñòè, ðåëèãèîçíûå ñóåâåðèÿ è óñòàíîâëåííûå ïðàâèëà.
È êàê áû ê íåìó íè îòíîñèëèñü òåîëîãè âñåõ ìàñòåé, çàïðåùàÿ è îòëó÷àÿ, âðåìÿ âñå ðàññòàâèëî ïî ñâîèì ìåñòàì. Âîëÿ ÷åëîâåêà ê ñâîáîäå ìûñëè è ñëîâà íåèñòðåáèìû. È ýòî òî ãëàâíîå, ÷òî âñåãäà è âî âñåõ òðóäàõ çàùèùàë âåëèêèé Áåíåäèêò Ñïèíîçà.
***
×åëîâåê, äóìàþùèé, ÷òî îí ñâîáîäåí, ïîäîáåí áðîøåííîìó êàìíþ, êîòîðûé äóìàåò, ÷òî îí ëåòèò.
***
âñå ïðåêðàñíîå òàê æå òðóäíî, êàê è ðåäêî
***
Ñâîáîäíîé íàçûâàåòñÿ òàêàÿ âåùü, êîòîðàÿ ñóùåñòâóåò ïî îäíîé òîëüêî íåîáõîäèìîñòè ñâîåé ñîáñòâåííîé ïðèðîäû è îïðåäåëÿåòñÿ ê äåéñòâèþ òîëüêî ñàìà ñîáîé. Íåîáõîäèìîé æå èëè, ëó÷øå ñêàçàòü, ïðèíóæäåííîé íàçûâàåòñÿ òàêàÿ, êîòîðàÿ ÷åì-ëèáî èíûì îïðåäåëÿåòñÿ ê ñóùåñòâîâàíèþ è äåéñòâèþ ïî èçâåñòíîìó è îïðåäåëåííîìó îáðàçó.
***
âåùü íå ïåðåñòàåò áûòü èñòèííîé îòòîãî, ÷òî îíà íå ïðèçíàíà ìíîãèìè
***
Íè÷åãî íåëüçÿ ñêàçàòü íàñòîëüêî ïðàâèëüíî, ÷òîáû ñêàçàííîå íåëüçÿ áûëî èñêàçèòü äóðíûì òîëêîâàíèåì.
***
Íåçíàíèå — íå äîâîä. Íåâåæåñòâî — íå àðãóìåíò.
***
Ñâÿùåííûì è áîæåñòâåííûì íàçûâàåòñÿ òî, ÷òî íàçíà÷åíî äëÿ óïðàæíåíèÿ â áëàãî÷åñòèè è ðåëèãèè. Ïðåäìåò äî òåõ ïîð áóäåò ñâÿùåííûì, ïîêà ëþäè ðåëèãèîçíî îòíîñÿòñÿ ê íåìó; åñëè æå îíè ïåðåñòàþò áûòü áëàãî÷åñòèâûìè, òî îäíîâðåìåííî è ïðåäìåò òàêæå ïåðåñòàåò áûòü ñâÿùåííûì
***
íàðîä (ïðåäàííûé ñóåâåðèþ è ëþáÿùèé îñòàòêè ñòàðèíû áîëüøå ñàìîé âå÷íîñòè) ëó÷øå ïî÷èòàåò êíèãè Ïèñàíèÿ, íåæåëè ñàìî ñëîâî áîæèå.
***
òàê êàê ñêëàä óìà ó ëþäåé âåñüìà ðàçíîîáðàçåí è îäèí ëó÷øå óñïîêàèâàåòñÿ íà îäíèõ, äðóãîé íà äðóãèõ ìíåíèÿõ è ÷òî îäíîãî ïîáóæäàåò ê áëàãîãîâåíèþ, òî â äðóãîì âûçûâàåò ñìåõ, òî èç ýòîãî ÿ çàêëþ÷àþ,
÷òî êàæäîìó äîëæíà áûòü ïðåäîñòàâëåíà ñâîáîäà åãî ñóæäåíèÿ è âëàñòü (potestas) òîëêîâàòü îñíîâû âåðû ïî ñâîåìó ðàçóìåíèþ è ÷òî òîëüêî ïî äåëàì äîëæíî ñóäèòü î âåðå êàæäîãî, áëàãî÷åñòèâà îíà èëè íå÷åñòèâà.
 ýòîì ñëó÷àå, ñëåäîâàòåëüíî, âñå áóäóò â ñîñòîÿíèè ïîâèíîâàòüñÿ áîãó ñâîáîäíî è îò âñåé äóøè è áóäóò öåíèòüñÿ ó âñåõ òîëüêî ñïðàâåäëèâîñòü è ëþáîâü.
***
…ÿ âåäü çíàþ, êàê óïîðíî äåðæàòñÿ â äóøå òå ïðåäðàññóäêè, êîòîðûì äóõ ïðåäàëñÿ ïîä âèäîì áëàãî÷åñòèÿ; çíàþ òàêæå, ÷òî èçáàâèòü òîëïó îò ñóåâåðèÿ òàê æå íåâîçìîæíî, êàê è îò ñòðàõà;
íàêîíåö, çíàþ, ÷òî ïîñòîÿíñòâî òîëïû çàêëþ÷àåòñÿ â óïîðñòâå è ÷òî îíà â âûðàæåíèè ïîõâàëû èëè ïîðèöàíèÿ íå ðóêîâîäèòñÿ ðàçóìîì, íî óâëåêàåòñÿ ñòðàñòüþ. Ïîýòîìó òîëïó è âñåõ òåõ, êòî ïîäâåðæåí òàêèì æå àôôåêòàì, êàê îíà, ÿ íå ïðèãëàøàþ ê ÷òåíèþ ýòîãî òðóäà .
Èáî ïîëüçû îíè ñåáå íèñêîëüêî íå ïðèíåñóò, à ìåæäó òåì ïîâðåäÿò äðóãèì, êîòîðûå ôèëîñîôñòâîâàëè áû ñâîáîäíåå, åñëè áû èì íå ìåøàëà åäèíñòâåííàÿ ìûñëü, ÷òî ðàçóì äîëæåí áûòü ñëóæàíêîé áîãîñëîâèÿ; ïîñëåäíèì, ÿ íàäåþñü, ýòî ñî÷èíåíèå áóäåò âåñüìà ïîëåçíî.
***
Ñòðàõ åñòü ïðè÷èíà, áëàãîäàðÿ êîòîðîé ñóåâåðèå âîçíèêàåò, ñîõðàíÿåòñÿ è ïîääåðæèâàåòñÿ.
***
Ïîíèìàíèå — íà÷àëî ñîãëàñèÿ.
***
×åëîâåêó, êîòîðûé ñòûäèòñÿ, ïðèñóùå æåëàíèå æèòü ÷åñòíî.
***
…àòðèáóòû, äåëàþùèå ÷åëîâåêà ñîâåðøåííûì, òàê æå ìàëî ìîãóò áûòü ïðèìåíåíû ê áîãó, êàê ê ÷åëîâåêó òå àòðèáóòû, êîòîðûå äåëàþò ñîâåðøåííûì ñëîíà èëè îñëà.
***
×òîáû ÿ çíàë, ÷òî çíàþ, ÿ ïî íåîáõîäèìîñòè äîëæåí ñíà÷àëà çíàòü.
***
Êàê ñâåò îáíàðóæèâàåò è ñàìîãî ñåáÿ è îêðóæàþùóþ òüìó, òàê è èñòèíà åñòü ìåðèëî è ñàìîé ñåáÿ è ëæè.
***
Îïûò áîëåå ÷åì äîñòàòî÷íî ó÷èò, ÷òî ÿçûê âñåãî ìåíåå íàõîäèòñÿ âî âëàñòè ëþäåé è ÷òî îíè âñåãî ìåíåå ñïîñîáíû óìåðÿòü ñâîè ñòðàñòè.
***
Ìû ðàçëè÷íûì îáðàçîì âîçáóæäàåìñÿ âíåøíèìè ïðè÷èíàìè è âîëíóåìñÿ, êàê âîëíû ìîðÿ, ãîíèìûå ïðîòèâîïîëîæíûìè âåòðàìè, íå çíàÿ î íàøåì èñõîäå è ñóäüáå.
***
Âñÿêîå îïðåäåëåíèå åñòü îãðàíè÷åíèå.
***
Áîã äàë íàì îãðàíè÷åííûé ðàçóì è íåîãðàíè÷åííóþ âîëþ, îäíàêî òàê, ÷òî ìû íå çíàåì, ðàäè êàêîé öåëè îí íàñ ñîçäàë.
***
Äóøè ïîáåæäàþòñÿ íå îðóæèåì, à ëþáîâüþ è âåëèêîäóøèåì.
***
Êàê òîëüêî âû âîîáðàçèòå, ÷òî íå â ñîñòîÿíèè âûïîëíèòü îïðåäåëåííîå äåëî, ñ ýòîãî ìîìåíòà åãî îñóùåñòâëåíèå ñòàíîâèòñÿ äëÿ âàñ íåâîçìîæíûì.
***
Íèêòî íå áûâàåò òàê ñêëîíåí ê çàâèñòè, êàê ëþäè ñàìîóíèæåííûå.
***
Ñòðàõ âîçíèêàåò âñëåäñòâèå áåññèëèÿ äóõà.
***
…íàø ðàçóì áûë áû ìåíåå ñîâåðøåíåí, åñëè áû äóøà îñòàâàëàñü îäèíîêîé è íå ïîçíàâàëà íè÷åãî, êðîìå ñàìîé ñåáÿ… Ïîýòîìó äëÿ ÷åëîâåêà íåò íè÷åãî ïîëåçíåå ÷åëîâåêà.
***
Òîò, êòî õî÷åò âñå ðåãóëèðîâàòü çàêîíàìè, òîò ñêîðåå âîçáóäèò ïîðîêè, íåæåëè èñïðàâèò èõ…
***
Ïðèðîäà íå ïðåäïîëàãàåò äëÿ ñåáÿ íèêàêèõ öåëåé… Âñå êîíå÷íûå ïðè÷èíû ñîñòàâëÿþò òîëüêî ÷åëîâå÷åñêèå âûìûñëû.
***
ß ïîíÿë, ÷òî âñå âåùè, êîòîðûõ ÿ áîÿëñÿ è êîòîðûå áîÿëèñü ìåíÿ, ÿâëÿþòñÿ äîáðûìè èëè çëûìè ëèøü â òîé ìåðå, â êàêîé îíè âîçäåéñòâóþò íà ìîé ðàçóì
***
Íå ïëàêàòü, íå ñìåÿòüñÿ, íå íåíàâèäåòü, à ïîíèìàòü!
***
Ñìîòðè íà âñå ñ òî÷êè çðåíèÿ âå÷íîñòè.
***
Èñòèííîå ñ÷àñòüå è áëàæåíñòâî ÷åëîâåêà ñîñòîèò òîëüêî â ìóäðîñòè è ïîçíàíèè èñòèíû.
Àâòîðñêèé áëîã
https://sotvori-sebia-sam.ru/benedikt-spinoza/
Источник
(Начало здесь) Чтобы иметь полное представление о философской системе любого философа, надо, конечно, читать его труды, а не афоризмы. Это относится и к великому Бенедикту Спинозе. Но даже по таким, урезанным и выборочным, цитатам и афоризмам из его трудов, можно составить представление (пусть неполное), что это за философ, чему он учит и что исповедует.
Бенедикт Спиноза жил так, как писал и учил тому, что испытал опытно. Он поверял свои действия Божественной волей, любовью и справедливостью. Он писал то, что думал, без оглядки на политические власти, религиозные суеверия и установленные правила.
И как бы к нему ни относились теологи всех мастей, запрещая и отлучая, время все расставило по своим местам. Воля человека к свободе мысли и слова неистребимы. И это то главное, что всегда и во всех трудах защищал великий Бенедикт Спиноза.
Человек, думающий, что он свободен, подобен брошенному камню, который думает, что он летит.
***
…все прекрасное так же трудно, как и редко
***
Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.
***
…вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими
***
Ничего нельзя сказать настолько правильно, чтобы сказанное нельзя было исказить дурным толкованием.
***
Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.
***
Священным и божественным называется то, что назначено для упражнения в благочестии и религии. Предмет до тех пор будет священным, пока люди религиозно относятся к нему; если же они перестают быть благочестивыми, то одновременно и предмет также перестает быть священным…
***
…народ (преданный суеверию и любящий остатки старины больше самой вечности) лучше почитает книги Писания, нежели само слово божие.
***
…так как склад ума у людей весьма разнообразен и один лучше успокаивается на одних, другой — на других мнениях и что одного побуждает к благоговению, то в другом вызывает смех, то из этого…я заключаю, что каждому должна быть предоставлена свобода его суждения и власть (potestas) толковать основы веры по своему разумению и что только по делам должно судить о вере каждого, благочестива она или нечестива. В этом случае, следовательно, все будут в состоянии повиноваться богу свободно и от всей души и будут цениться у всех только справедливость и любовь.
***
…я ведь знаю, как упорно держатся в душе те предрассудки, которым дух предался под видом благочестия; знаю также, что избавить толпу от суеверия так же невозможно, как и от страха; наконец, знаю, что постоянство толпы заключается в упорстве и что она в выражении похвалы или порицания не руководится разумом, но увлекается страстью. Поэтому толпу и всех тех, кто подвержен таким же аффектам, как она, я не приглашаю к чтению этого труда…. Ибо пользы они себе нисколько не принесут, а между тем повредят другим, которые философствовали бы свободнее, если бы им не мешала единственная мысль, что разум должен быть служанкой богословия; последним, я надеюсь, это сочинение будет весьма полезно.
***
Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.
***
Понимание — начало согласия.
***
Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.
***
…атрибуты, делающие человека совершенным, так же мало могут быть применены к богу, как к человеку те атрибуты, которые делают совершенным слона или осла.
***
Чтобы я знал, что знаю, я по необходимости должен сначала знать.
***
Как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи.
***
Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти.
***
Мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе.
***
Всякое определение есть ограничение.
***
Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал.
***
Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.
***
Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.
***
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
***
Страх возникает вследствие бессилия духа.
***
…наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя… Поэтому для человека нет ничего полезнее человека.
***
Памятник Спинозе в Амстердаме
***
Тот, кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их…
***
Природа не предполагает для себя никаких целей… Все конечные причины составляют только человеческие вымыслы.
***
Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум
***
Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!
***
Смотри на все с точки зрения вечности.
***
Истинное счастье и блаженство человека состоит только в мудрости и познании истины.
Источник
Бенедикт Спиноза (Барух Спиноза) — родился 24 ноября 1632 года, Амстердам. Голландский философ, один из выдающихся представителей философии Нового времени, рационалист, пантеист. Автор сочинений — «О Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Политический трактат», «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей» и др. Умер 21 февраля 1677 года, Гаага. Афоризмы, цитаты, высказывания Бенедикт Спиноза
|
|
Источник