Для человека нет ничего полезнее человека спиноза

Для человека нет ничего полезнее человека спиноза thumbnail

Пятница, 12 Января 2018 г. 20:44

+ в цитатник

Бенедикт Спиноза (Барух Спиноза) — родился 24 ноября 1632 года, Амстердам. Голландский философ, один из выдающихся представителей философии Нового времени, рационалист, пантеист. Автор сочинений — «О Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Политический трактат», «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей» и др. Умер 21 февраля 1677 года, Гаага.

Афоризмы, цитаты, высказывания Бенедикт Спиноза

  • Понимание — начало согласия.
  • Ссылка на авторитет не есть довод.
  • Достоверность не находится в вещах.
  • В желании выражается сущность человека.
  • Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
  • Страх возникает вследствие бессилия духа. 
  • Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.
  • Деление сущего на действительное и мысленное ложно.
  • Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.
     
  • Искание целей в природе имеет своим источником невежество.
  • Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
     
  • В материи нет ничего, кроме механических соединений и операций.
  • Удовольствие — переход человека от меньшего совершенства к большему. 
  • Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими.
  • Всякая жизнь, насколько от неё зависит, стремится пребывать в своём существовании.
  • Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
  • Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается. 
  • Человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.
  • Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-то иное, легко переходит в ненависть. 
  • Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
     
  • Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
  • Требуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.
  • Природа не предполагает для себя никаких целей… Все конечные причины составляют только человеческие вымыслы.
     
  • Одно дело — исследование природы вещей, другое — исследование модусов, посредством которых мы воспринимаем вещи.
  • Соревнование — это желание чего-либо, зарождающееся в нас под влиянием того, что нам кажется, что другие желают того же.  
  • Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
  • Наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя. Поэтому для человека нет ничего полезнее человека.
  • Тоска — это желание или влечение к обладанию какой-либо вещью, поддерживаемое памятью об этой вещи и вместе с тем ограничиваемое памятью о других вещах, исключающих существование желаемой вещи.
     
  • Счастье — не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.
     
  • Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом.
  • Наконец, мы привыкли все, что познаем, рисовать в нашем воображении в виде картин, откуда и происходит то, что даже не сущее мы воображаем положительно как сущее. Ибо душа, рассматриваемая сама по себе как мыслящая вещь, не имеет большей силы для утверждения, чем для отрицания.
  • Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.  
    Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум.
  • Природа познается сама через себя, а не через какую-либо иную вещь. Она состоит из бесконечных атрибутов, из которых каждый бесконечен и совершенен в своем роде; к сущности ее относится существование, так что вне ее нет уже сущности или бытия, и она точно совпадает с сущностью единственно величественного и прославляемого Бога.

Источник: clck.ru/CWhMj

Процитировано 1 раз

Понравилось: 5 пользователям

Источник

×òîáû èìåòü ïîëíîå ïðåäñòàâëåíèå î ôèëîñîôñêîé ñèñòåìå ëþáîãî ôèëîñîôà, íàäî, êîíå÷íî, ÷èòàòü åãî òðóäû, à íå àôîðèçìû. Ýòî îòíîñèòñÿ è ê âåëèêîìó Áåíåäèêòó Ñïèíîçå. Íî äàæå ïî òàêèì, óðåçàííûì  è âûáîðî÷íûì, öèòàòàì è àôîðèçìàì èç åãî òðóäîâ, ìîæíî ñîñòàâèòü ïðåäñòàâëåíèå (ïóñòü íåïîëíîå), ÷òî ýòî çà ôèëîñîô, ÷åìó îí ó÷èò è ÷òî èñïîâåäóåò.

Áåíåäèêò Ñïèíîçà æèë òàê, êàê ïèñàë è ó÷èë òîìó, ÷òî èñïûòàë îïûòíî. Îí ïîâåðÿë ñâîè äåéñòâèÿ Áîæåñòâåííîé âîëåé, ëþáîâüþ è ñïðàâåäëèâîñòüþ. Îí ïèñàë òî, ÷òî äóìàë, áåç îãëÿäêè íà ïîëèòè÷åñêèå âëàñòè, ðåëèãèîçíûå ñóåâåðèÿ è óñòàíîâëåííûå ïðàâèëà.

Читайте также:  Что полезно есть и пить утром

È êàê áû ê íåìó íè îòíîñèëèñü òåîëîãè âñåõ ìàñòåé, çàïðåùàÿ è îòëó÷àÿ, âðåìÿ âñå ðàññòàâèëî ïî ñâîèì ìåñòàì. Âîëÿ ÷åëîâåêà ê ñâîáîäå  ìûñëè è ñëîâà íåèñòðåáèìû. È ýòî òî ãëàâíîå, ÷òî âñåãäà è âî âñåõ òðóäàõ çàùèùàë âåëèêèé Áåíåäèêò Ñïèíîçà.

***

×åëîâåê, äóìàþùèé, ÷òî îí ñâîáîäåí, ïîäîáåí áðîøåííîìó êàìíþ, êîòîðûé äóìàåò, ÷òî îí ëåòèò.

***

…âñå ïðåêðàñíîå òàê æå òðóäíî, êàê è ðåäêî

***

Ñâîáîäíîé íàçûâàåòñÿ òàêàÿ âåùü, êîòîðàÿ ñóùåñòâóåò ïî îäíîé òîëüêî íåîáõîäèìîñòè ñâîåé ñîáñòâåííîé ïðèðîäû è îïðåäåëÿåòñÿ ê äåéñòâèþ òîëüêî ñàìà ñîáîé. Íåîáõîäèìîé æå èëè, ëó÷øå ñêàçàòü, ïðèíóæäåííîé íàçûâàåòñÿ òàêàÿ, êîòîðàÿ ÷åì-ëèáî èíûì îïðåäåëÿåòñÿ ê ñóùåñòâîâàíèþ è äåéñòâèþ ïî èçâåñòíîìó è îïðåäåëåííîìó îáðàçó.

***

…âåùü íå ïåðåñòàåò áûòü èñòèííîé îòòîãî, ÷òî îíà íå ïðèçíàíà ìíîãèìè

***

Íè÷åãî íåëüçÿ ñêàçàòü íàñòîëüêî ïðàâèëüíî, ÷òîáû ñêàçàííîå íåëüçÿ áûëî èñêàçèòü äóðíûì òîëêîâàíèåì.

***

Íåçíàíèå — íå äîâîä. Íåâåæåñòâî — íå àðãóìåíò.

***

Ñâÿùåííûì è áîæåñòâåííûì íàçûâàåòñÿ òî, ÷òî íàçíà÷åíî äëÿ óïðàæíåíèÿ â áëàãî÷åñòèè è ðåëèãèè. Ïðåäìåò äî òåõ ïîð áóäåò ñâÿùåííûì, ïîêà ëþäè ðåëèãèîçíî îòíîñÿòñÿ ê íåìó; åñëè æå îíè ïåðåñòàþò áûòü áëàãî÷åñòèâûìè, òî îäíîâðåìåííî è ïðåäìåò òàêæå ïåðåñòàåò áûòü ñâÿùåííûì…

***

…íàðîä (ïðåäàííûé ñóåâåðèþ è ëþáÿùèé îñòàòêè ñòàðèíû áîëüøå ñàìîé âå÷íîñòè) ëó÷øå ïî÷èòàåò êíèãè Ïèñàíèÿ, íåæåëè ñàìî ñëîâî áîæèå.

***

…òàê êàê ñêëàä óìà ó ëþäåé âåñüìà ðàçíîîáðàçåí è îäèí ëó÷øå óñïîêàèâàåòñÿ íà îäíèõ, äðóãîé — íà äðóãèõ ìíåíèÿõ è ÷òî îäíîãî ïîáóæäàåò ê áëàãîãîâåíèþ, òî â äðóãîì âûçûâàåò ñìåõ, òî èç ýòîãî…ÿ çàêëþ÷àþ,

÷òî êàæäîìó äîëæíà áûòü ïðåäîñòàâëåíà ñâîáîäà åãî ñóæäåíèÿ è âëàñòü (potestas) òîëêîâàòü îñíîâû âåðû ïî ñâîåìó ðàçóìåíèþ è ÷òî òîëüêî ïî äåëàì äîëæíî ñóäèòü î âåðå êàæäîãî, áëàãî÷åñòèâà îíà èëè íå÷åñòèâà.

 ýòîì ñëó÷àå, ñëåäîâàòåëüíî, âñå áóäóò â ñîñòîÿíèè ïîâèíîâàòüñÿ áîãó ñâîáîäíî è îò âñåé äóøè è áóäóò öåíèòüñÿ ó âñåõ òîëüêî ñïðàâåäëèâîñòü è ëþáîâü.

***

…ÿ âåäü çíàþ, êàê óïîðíî äåðæàòñÿ â äóøå òå ïðåäðàññóäêè, êîòîðûì äóõ ïðåäàëñÿ ïîä âèäîì áëàãî÷åñòèÿ; çíàþ òàêæå, ÷òî èçáàâèòü òîëïó îò ñóåâåðèÿ òàê æå íåâîçìîæíî, êàê è îò ñòðàõà;

íàêîíåö, çíàþ, ÷òî ïîñòîÿíñòâî òîëïû çàêëþ÷àåòñÿ â óïîðñòâå è ÷òî îíà â âûðàæåíèè ïîõâàëû èëè ïîðèöàíèÿ íå ðóêîâîäèòñÿ ðàçóìîì, íî óâëåêàåòñÿ ñòðàñòüþ. Ïîýòîìó òîëïó è âñåõ òåõ, êòî ïîäâåðæåí òàêèì æå àôôåêòàì, êàê îíà, ÿ íå ïðèãëàøàþ ê ÷òåíèþ ýòîãî òðóäà….

Èáî ïîëüçû îíè ñåáå íèñêîëüêî íå ïðèíåñóò, à ìåæäó òåì ïîâðåäÿò äðóãèì, êîòîðûå ôèëîñîôñòâîâàëè áû ñâîáîäíåå, åñëè áû èì íå ìåøàëà åäèíñòâåííàÿ ìûñëü, ÷òî ðàçóì äîëæåí áûòü ñëóæàíêîé áîãîñëîâèÿ; ïîñëåäíèì, ÿ íàäåþñü, ýòî ñî÷èíåíèå áóäåò âåñüìà ïîëåçíî.

***

Ñòðàõ åñòü ïðè÷èíà, áëàãîäàðÿ êîòîðîé ñóåâåðèå âîçíèêàåò, ñîõðàíÿåòñÿ è ïîääåðæèâàåòñÿ.

***

Ïîíèìàíèå — íà÷àëî ñîãëàñèÿ.

***

×åëîâåêó, êîòîðûé ñòûäèòñÿ, ïðèñóùå æåëàíèå æèòü ÷åñòíî.

***

…àòðèáóòû, äåëàþùèå ÷åëîâåêà ñîâåðøåííûì, òàê æå ìàëî ìîãóò áûòü ïðèìåíåíû ê áîãó, êàê ê ÷åëîâåêó òå àòðèáóòû, êîòîðûå äåëàþò ñîâåðøåííûì ñëîíà èëè îñëà.

***

×òîáû ÿ çíàë, ÷òî çíàþ, ÿ ïî íåîáõîäèìîñòè äîëæåí ñíà÷àëà çíàòü.

***

Êàê ñâåò îáíàðóæèâàåò è ñàìîãî ñåáÿ è îêðóæàþùóþ òüìó, òàê è èñòèíà åñòü ìåðèëî è ñàìîé ñåáÿ è ëæè.

***

Îïûò áîëåå ÷åì äîñòàòî÷íî ó÷èò, ÷òî ÿçûê âñåãî ìåíåå íàõîäèòñÿ âî âëàñòè ëþäåé è ÷òî îíè âñåãî ìåíåå ñïîñîáíû óìåðÿòü ñâîè ñòðàñòè.

***

Ìû ðàçëè÷íûì îáðàçîì âîçáóæäàåìñÿ âíåøíèìè ïðè÷èíàìè è âîëíóåìñÿ, êàê âîëíû ìîðÿ, ãîíèìûå ïðîòèâîïîëîæíûìè âåòðàìè, íå çíàÿ î íàøåì èñõîäå è ñóäüáå.

***

Âñÿêîå îïðåäåëåíèå åñòü îãðàíè÷åíèå.

***

Áîã äàë íàì îãðàíè÷åííûé ðàçóì è íåîãðàíè÷åííóþ âîëþ, îäíàêî òàê, ÷òî ìû íå çíàåì, ðàäè êàêîé öåëè îí íàñ ñîçäàë.

***

Äóøè ïîáåæäàþòñÿ íå îðóæèåì, à ëþáîâüþ è âåëèêîäóøèåì.

***

Êàê òîëüêî âû âîîáðàçèòå, ÷òî íå â ñîñòîÿíèè âûïîëíèòü îïðåäåëåííîå äåëî, ñ ýòîãî ìîìåíòà åãî îñóùåñòâëåíèå ñòàíîâèòñÿ äëÿ âàñ íåâîçìîæíûì.

***

Íèêòî íå áûâàåò òàê ñêëîíåí ê çàâèñòè, êàê ëþäè ñàìîóíèæåííûå.

***

Ñòðàõ âîçíèêàåò âñëåäñòâèå áåññèëèÿ äóõà.

***

…íàø ðàçóì áûë áû ìåíåå ñîâåðøåíåí, åñëè áû äóøà îñòàâàëàñü îäèíîêîé è íå ïîçíàâàëà íè÷åãî, êðîìå ñàìîé ñåáÿ… Ïîýòîìó äëÿ ÷åëîâåêà íåò íè÷åãî ïîëåçíåå ÷åëîâåêà.

***

Òîò, êòî õî÷åò âñå ðåãóëèðîâàòü çàêîíàìè, òîò ñêîðåå âîçáóäèò ïîðîêè, íåæåëè èñïðàâèò èõ…

***

Ïðèðîäà íå ïðåäïîëàãàåò äëÿ ñåáÿ íèêàêèõ öåëåé… Âñå êîíå÷íûå ïðè÷èíû ñîñòàâëÿþò òîëüêî ÷åëîâå÷åñêèå âûìûñëû.

***

ß ïîíÿë, ÷òî âñå âåùè, êîòîðûõ ÿ áîÿëñÿ è êîòîðûå áîÿëèñü ìåíÿ, ÿâëÿþòñÿ äîáðûìè èëè çëûìè ëèøü â òîé ìåðå, â êàêîé îíè âîçäåéñòâóþò íà ìîé ðàçóì

***

Íå ïëàêàòü, íå ñìåÿòüñÿ, íå íåíàâèäåòü, à ïîíèìàòü!

***

Ñìîòðè íà âñå ñ òî÷êè çðåíèÿ âå÷íîñòè.

***

Èñòèííîå ñ÷àñòüå è áëàæåíñòâî ÷åëîâåêà ñîñòîèò òîëüêî â ìóäðîñòè è ïîçíàíèè èñòèíû.

Читайте также:  Чем полезны оливковое масло и мед для волос

Àâòîðñêèé áëîã
https://sotvori-sebia-sam.ru/benedikt-spinoza/

Источник

spinoza5(Начало здесь) Чтобы иметь полное представление о философской системе любого философа, надо, конечно, читать его труды, а не афоризмы. Это относится и к великому Бенедикту Спинозе. Но даже по таким, урезанным  и выборочным, цитатам и афоризмам из его трудов, можно составить представление (пусть неполное), что это за философ, чему он учит и что исповедует.

Бенедикт Спиноза жил так, как писал и учил тому, что испытал опытно. Он поверял свои действия Божественной волей, любовью и справедливостью. Он писал то, что думал, без оглядки на политические власти, религиозные суеверия и установленные правила.

И как бы к нему ни относились теологи всех мастей, запрещая и отлучая, время все расставило по своим местам. Воля человека к свободе  мысли и слова неистребимы. И это то главное, что всегда и во всех трудах защищал великий Бенедикт Спиноза.

Человек, думающий, что он свободен, подобен брошенному камню, который думает, что он летит.

***

…все прекрасное так же трудно, как и редко

***

Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.

***

…вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими

***

Ничего нельзя сказать настолько правильно, чтобы сказанное нельзя было исказить дурным толкованием.

***

Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.

***

Священным и божественным называется то, что назначено для упражнения в благочестии и религии. Предмет до тех пор будет священным, пока люди религиозно относятся к нему; если же они перестают быть благочестивыми, то одновременно и предмет также перестает быть священным…

***

…народ (преданный суеверию и любящий остатки старины больше самой вечности) лучше почитает книги Писания, нежели само слово божие.

***

spinoza6

…так как склад ума у людей весьма разнообразен и один лучше успокаивается на одних, другой — на других мнениях и что одного побуждает к благоговению, то в другом вызывает смех, то из этого…я заключаю, что каждому должна быть предоставлена свобода его суждения и власть (potestas) толковать основы веры по своему разумению и что только по делам должно судить о вере каждого, благочестива она или нечестива. В этом случае, следовательно, все будут в состоянии повиноваться богу свободно и от всей души и будут цениться у всех только справедливость и любовь.

***

…я ведь знаю, как упорно держатся в душе те предрассудки, которым дух предался под видом благочестия; знаю также, что избавить толпу от суеверия так же невозможно, как и от страха; наконец, знаю, что постоянство толпы заключается в упорстве и что она в выражении похвалы или порицания не руководится разумом, но увлекается страстью. Поэтому толпу и всех тех, кто подвержен таким же аффектам, как она, я не приглашаю к чтению этого труда…. Ибо пользы они себе нисколько не принесут, а между тем повредят другим, которые философствовали бы свободнее, если бы им не мешала единственная мысль, что разум должен быть служанкой богословия; последним, я надеюсь, это сочинение будет весьма полезно.

***

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

***

Понимание — начало согласия.

***

Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.

***

…атрибуты, делающие человека совершенным, так же мало могут быть применены к богу, как к человеку те атрибуты, которые делают совершенным слона или осла.

***

Чтобы я знал, что знаю, я по необходимости должен сначала знать.

***

Как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи.

***

Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти.

***

spinoza7

Мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе.

***

Всякое определение есть ограничение.

***

Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал.

***

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

***

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

***

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

***

Страх возникает вследствие бессилия духа.

***

…наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя… Поэтому для человека нет ничего полезнее человека.

***

***

Тот, кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их…

***

Природа не предполагает для себя никаких целей… Все конечные причины составляют только человеческие вымыслы.

***

Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум

***

Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!

***

Смотри на все с точки зрения вечности.

***

Истинное счастье и блаженство человека состоит только в мудрости и познании истины.

Источник


Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы -Спиноза Бенедикт

Бенедикт Спиноза (Барух Спиноза) — родился 24 ноября 1632 года, Амстердам. Голландский философ, один из выдающихся представителей философии Нового времени, рационалист, пантеист. Автор сочинений — «О Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Политический трактат», «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей» и др. Умер 21 февраля 1677 года, Гаага.

Афоризмы, цитаты, высказывания Бенедикт Спиноза

  • Понимание — начало согласия.
  • Ссылка на авторитет не есть довод.
  • Достоверность не находится в вещах.
  • В желании выражается сущность человека.
  • Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
  • Страх возникает вследствие бессилия духа. 
  • Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.
  • Деление сущего на действительное и мысленное ложно.
  • Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.
     
  • Искание целей в природе имеет своим источником невежество.
  • Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
     
  • В материи нет ничего, кроме механических соединений и операций.
  • Удовольствие — переход человека от меньшего совершенства к большему. 
  • Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими.
  • Всякая жизнь, насколько от неё зависит, стремится пребывать в своём существовании.
  • Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
  • Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается. 
  • Человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.
  • Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-то иное, легко переходит в ненависть. 
  • Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
     
  • Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
  • Требуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.
  • Природа не предполагает для себя никаких целей… Все конечные причины составляют только человеческие вымыслы.
     
  • Одно дело — исследование природы вещей, другое — исследование модусов, посредством которых мы воспринимаем вещи.
  • Соревнование — это желание чего-либо, зарождающееся в нас под влиянием того, что нам кажется, что другие желают того же.  
  • Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
  • Наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя. Поэтому для человека нет ничего полезнее человека.
  • Тоска — это желание или влечение к обладанию какой-либо вещью, поддерживаемое памятью об этой вещи и вместе с тем ограничиваемое памятью о других вещах, исключающих существование желаемой вещи.
     
  • Счастье — не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.
     
  • Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом.
  • Наконец, мы привыкли все, что познаем, рисовать в нашем воображении в виде картин, откуда и происходит то, что даже не сущее мы воображаем положительно как сущее. Ибо душа, рассматриваемая сама по себе как мыслящая вещь, не имеет большей силы для утверждения, чем для отрицания.
  • Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.  
    Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум.
  • Природа познается сама через себя, а не через какую-либо иную вещь. Она состоит из бесконечных атрибутов, из которых каждый бесконечен и совершенен в своем роде; к сущности ее относится существование, так что вне ее нет уже сущности или бытия, и она точно совпадает с сущностью единственно величественного и прославляемого Бога. 
Статистика

Источник