Для кого и чего полезен латинский язык

Латинский язык официально считается «мертвым», и действительно, в живом общении он практически не употребляется. Латынь известна нам, в основном, по письменным источникам, услышать же этот язык можно находясь в обществе ученых. Впрочем, так было не всегда.

В эпоху позднего средневековья и эпохи Возрождения знание латыни было показателем культурного и интеллектуального уровня человека. Этот язык играл роль международного инструмента общения – на нем общались дипломаты разных стран. Известно, что во многих европейских странах латынь оставалась официальным языком вплоть до девятнадцатого века.

В современном обществе интерес к изучению латыни снова растет. В первую очередь, она нужна студентам и ученым – этот язык играет важную роль в юриспруденции, медицине, зоологии, и других науках. Кроме того латынь – это прямой предок многих современных европейских языков. В особенности это касается португальского, испанского, французского и итальянского языков, но и люди, владеющие английским, найдут между ним и латынью общие черты. Именно поэтому учить латинский язык полезно как для общего развития, так и для дальнейшего изучения других языков.

Можно ли выучить латынь самостоятельно

Чаще всего, латинский язык изучают в профильных филологических высших учебных заведениях, но что делать, если человек хочет читать Вергилия в оригинале, но, вследствие каких-либо причин, не имеет возможности получать полноценное высшее образование? Многие люди в подобной ситуации начинают заниматься самообразованием.

На помощь учащимся в данном случае придет интернет, в котором можно найти массу обучающих роликов, книг, самоучителей, и других материалов. Важно учесть, что при самостоятельных занятиях Вы не сможете рассчитывать на помощь извне, а потому важно, чтобы используемое Вами учебное пособие давало возможность самопроверки. Кроме того, подобный метод обучения потребует терпения и усидчивости – пособия придется штудировать «от корки до корки», да и на работу со словарем уйдет немало времени.

Методология изучения любого иностранного языка предполагает сочетание теории, практики, и разговорного общения, но в случае с латынью могут возникнуть определенные проблемы. Если грамматические конструкции можно отрабатывать, изучая труды античных авторов, и самому составляя тексты, то с живым общением есть некоторые сложности, связанные с тем, что найти носителя латинского языка в наше время не так-то просто. Решить эту проблему можно с помощью современных технологий – в интернете встречаются форумы латинистов, на которых, при определенном везении, можно найти человека, готового пообщаться лично, или по скайпу.

Поиск репетитора

В целом, на вышеупомянутых форумах можно найти и профессионального репетитора, владеющего латынью. Изучать язык таким образом гораздо легче, ведь у Вас будет наставник, способный направить усилия, и вовремя исправить ошибки. Понятно что такой человек вряд ли согласится работать бесплатно, поэтому мы рекомендуем обратить внимание на казино вулкан онлайн. Здесь вы найдете разнообразные игровые автоматы, защищенные от мошенничества и нечестной игры. Высокий же коэффициент финансовой отдачи дает каждому клиенту шанс выиграть крупную сумму.

Помимо частных репетиторов Вы можете поискать полноценные курсы латыни. Они менее популярны, чем школы английского языка, но все же встречаются. В крайнем случае, можно поехать за границу – латинские курсы открыты при многих крупных европейских университетах.

Источник

Íàïðèìåð, âû ñ äåòñòâà íå ëþáèòå çâóê Ð è äóìàåòå: âîò áû ãîâîðèòü íà ÿçûêå, â êîòîðîì ýòîãî çâóêà íåò? Ïîæàëóéñòà, ê âàøèì óñëóãàì êèòàéñêèé.

Èëè âû ñ÷èòàåòå íåíóæíîé óñëîâíîñòüþ, ÷òî ñëîâà æåíñêîãî ðîäà ÷àùå âñåãî çàêàí÷èâàþòñÿ íà -à. Ïî÷åìó áû èì íå íà÷èíàòüñÿ íà ñîãëàñíóþ?  ýòîò ìîìåíò âû ïûòàåòåñü èçîáðåñòè ÷å÷åíñêèé ÿçûê.

À òîãäà ÷òîáû ñëîâà íà ãëàñíóþ íà÷èíàëèñü? Àáõàçñêèé. Òàì âñåãî äâà ãëàñíûõ çâóêà. È 80 ñîãëàñíûõ. Áîëüøàÿ ÷àñòü ñóùåñòâèòåëüíûõ íà÷èíàåòñÿ íà à-, ïîòîìó ÷òî ýòî àðòèêëü (à÷àé, àìàøüûíà, àèíñòèòóò è ò.ï.).

Àãà, ãîâîðèòå âû, à òàê, ÷òîáû âîîáùå îäíè ïðèñòàâêè, à íå ñóôôèêñû? Åù¸ íåìíîæêî, è âû èçîáðåò¸òå ñóàõèëè (Òàíçàíèÿ, Àôðèêà).

À ÷òîáû ñîâñåì áåç ñóôôèêñîâ, ïðèñòàâîê, îêîí÷àíèé ýòèõ, òàê ìîæíî? Âüåòíàìñêèé.

À âîò ÷òîáû ñóôôèêñ âíóòðè ñëîâà? Èíäîíåçèéñêèé. Èëè èâðèò, ñìîòðÿ ÷òî âû èìååòå â âèäó.

Õî÷ó áåç óäàðåíèÿ! — â îò÷àÿíèè ãîâîðèòå âû. Ëàäíî, ÿïîíñêèé.

À ÷òîáû êàê áóäòî óäàðåíèå áûëî, íî êàê áóäòî íåò? Áåç ïðîáëåì, ãðóçèíñêèé.

À ÷òîáû íå ãîâîðèòü, à ïåòü? ×òîáû êàê ïî íîòàì? Òàêèå ÿçûêè åñòü? Äà, ÿ áû òîëüêî óòî÷íèë, âàì õâàòèò 4-5 òîíàëüíûõ ðåãèñòðîâ, êàê â êèòàéñêèõ äèàëåêòàõ, èëè ëó÷øå øåñòü, êàê âî âüåòíàìñêîì? Èëè 9-11, êàê â ÿçûêàõ ãðóïïû ìÿî-ÿî (ðåãèîíû Êèòàÿ)? Òàì òðåáóåòñÿ õîðîøèé ìóçûêàëüíûé ñëóõ, ÷òîáû ïîíèìàòü äðóã äðóãà, îñîáåííî â ìàãàçèíå (È — îäèí, à È — ñòî ìèëëèîíîâ, ÷óâñòâóåòå ðàçíèöó, äà? Ñëîâà îòëè÷àþòñÿ òîëüêî òîíàëüíîñòüþ.)

Âû çàèíòåðåñîâàííî ñïðàøèâàåòå: à êàêèå-íèáóäü äóðàöêèå ñîãëàñíûå åñòü â ÿçûêàõ? Íó, òàì… Íè ñëîâà áîëüøå! — ãîâîðþ ÿ âàì. Ïîòîìó ÷òî òðè âèäà Ë â òàìèëüñêîì (þã Èíäèè) íå õîòèòå? Äëÿ îäíîãî èç íèõ íàäî èçîáðàæàòü, êàê áóäòî âû õîòèòå ïðîãëîòèòü ÿçûê. Èëè ùåë÷îê ÿçûêîì, êàê áóäòî ó âàñ ëîïàåòñÿ æåâàòåëüíàÿ ðåçèíêà? Ýòî ñîãëàñíûé â çóëóññêîì ÿçûêå (ÞÀÐ). À â êîéñàíñêèõ ÿçûêàõ (þã Àôðèêè) åñòü çâóê ïîöåëóÿ, êîòîðûé òîæå ìîæåò áûòü ñîãëàñíûì, è äëÿ íåãî åñòü áóêâû â àëôàâèòå.

Âû íå çíàåòå, ÷òî åù¸ ïðèäóìàòü, è íàîáóì ãîâîðèòå: à ìîæíî ÿçûê, ÷òîáû òàì êàê ó ìàñòåðà Éîäû, øèâîðîò-íàâûâîðîò ñëîâ ïîðÿäîê, è íàõîäèëñÿ ãëàãîë âñ¸ âðåìÿ â íà÷àëå? Êëàññè÷åñêèé àðàáñêèé ÿçûê ê âàøèì óñëóãàì, à åù¸ èðëàíäñêèé è âàëëèéñêèé (Óýëüñ).

À âîîáùå âïåðåìåøêó, â ëþáîì ïîðÿäêå? Ëàòèíñêèé ýòî óìåë, è äëÿ ýòîãî äàæå åñòü òåðìèí: mixtura verborum (ìåøàíèíà ñëîâ), íî âñ¸ ðàâíî âñ¸ ïîíÿòíî.

À àðòèêëü íå ïåðåä ñëîâîì, à ïîñëå ñëîâà, è ÷òîáû îí ïèñàëñÿ ñëèòíî ñî ñëîâîì, êîòîðîå ñêëîíÿåòñÿ ïî ïàäåæàì, è ÷òîáû ñàì ñêëîíÿëñÿ, à åñëè åñòü ïðèëàãàòåëüíûõ, òî ÷òîáû ìîã ïðèñîåäèíÿòüñÿ ê ïðèëàãàòåëüíîìó, è èñêëþ÷åíèé ïîáîëüøå, ïîáîëüøå?  ýòîò ìîìåíò âû èçîáðåòàåòå èñëàíäñêèé ÿçûê.

Ìîæíî òîãäà áåç ïðèëàãàòåëüíûõ? Êîðåéñêèé.

À ïÿòüäåñÿò äååïðè÷àñòèé? Òîæå êîðåéñêèé.

Áåç ïðîøåäøåãî âðåìåíè? Íèâõñêèé (Ïðèàìóðüå).

×òîáû óäàðåíèå íà Ð, èëè íà Í, èëè… ×åøñêèé, ñåðáñêèé, ÿïîíñêèé, êàêîé âàì áîëüøå íðàâèòñÿ?

Ìèëëèîí ãëàãîëüíûõ ôîðì, óìîëÿþùå ñïðàøèâàåòå âû, ìîæíî? Áàñêñêèé ÿçûê (ñåâåð Èñïàíèè è þã Ôðàíöèè), òàì èõ äàæå ÷óòü áîëüøå ó êàæäîãî ãëàãîëà. Ïðàâäà, óïîòðåáèòåëüíûõ ãëàãîëîâ âñåãî 20, òàê ÷òî âàì ïðèä¸òñÿ âûó÷èòü âñåãî 20 ìèëëèîíîâ ôîðì ñïðÿæåíèÿ, íåðåàëüíî îáëåã÷àåò çàäà÷ó.

Íó ÿ âñ¸ ðàâíî õî÷ó èçîáðåñòè ÿçûê, îò÷àèâàåòåñü âû, ÷òîáû òàì âñ¸ ïî-äóðàöêè áûëî, ãîâîðèòå âû, è ÷òîáû åãî èçó÷àëè, è ÷òîáû íà í¸ì êó÷à íàðîäó ãîâîðèëà? È òóò ÿ âàñ îãîð÷ó: òàêîé ÿçûê óæå èçîáðåòàëè â êîíöå XIX âåêà — ÿçûê âîëÿïþê. Êñòàòè, åãî ñîçäàòåëü î÷åíü ñëàáî çíàë èçîáðåò¸ííûé èì ÿçûê.

Êàêàÿ áû áðåäîâàÿ èäåÿ íå ïðèøëà âàì â ãîëîâó, â êàêîì-òî èç ÿçûêîâ ìèðà ýòî óæå åñòü. È ÿ íå çíàþ, íóæíî ëè ýòîìó ðàäîâàòüñÿ èëè ïå÷àëèòüñÿ.

Источник

1. AURIBUS TENEO LUPUM
Äîñëîâíûé ïåðåâîä «äåðæó âîëêà çà óøè». Ïîãîâîðêà âçÿòà èç ïðîèçâåäåíèÿ «Ôîðìèîí» ðèìñêîãî äðàìàòóðãà Òåðåíöèÿ. Îíà îçíà÷àåò «íàõîäèòüñÿ â áåçâûõîäíîé ñèòóàöèè», «ìåæ äâóõ îãíåé». Àíãëèéñêèé àíàëî㠗 “Holding a tiger by the tail” (äåðæàòü òèãðà çà õâîñò).
2. BARBA NON FACIT PHILOSOPHUM
«Áîðîäà íå äåëàåò òåáÿ ôèëîñîôîì», «íàëè÷èå áîðîäû åù¸ íå îçíà÷àåò, ÷òî òû ôèëîñîô». Ðèìëÿíå î÷åíü ëþáèëè ñâÿçûâàòü áîðîäó ñ èíòåëëåêòîì. Ê ïðèìåðó, “Barba crescit, caput nescit” (áîðîäà âûðîñëà, à óìà íåò).
3. BRUTUM FULMEN
Ïî âñåé âèäèìîñòè, ýòîò àôîðèçì ïðèäóìàë Ïëèíèé Ñòàðøèé. Âûðàæåíèå “Brutum fulmen” â áóêâàëüíîì ïåðåâîäå îçíà÷àåò «áåññìûñëåííàÿ ìîëíèÿ», òî åñòü ïóñòûå óãðîçû.
4. CAESAR NON SUPRA GRAMMATICOS
Ôðàçà ðîäèëàñü òîãäà, êîãäà îäèí èç ðèìñêèõ èìïåðàòîðîâ ñîâåðøèë ÿçûêîâóþ îøèáêó â ñâîåé ïóáëè÷íîé ðå÷è. Êîãäà åìó óêàçàëè íà ýòó îïëîøíîñòü, èìïåðàòîð ðàññåðæåííî çàÿâèë, ÷òî ðàç îí èìïåðàòîð, ñ ýòîãî ìîìåíòà ýòà îøèáêà áóäåò ñ÷èòàòüñÿ íå îøèáêîé, à íîðìîé. Íà ÷òî îäèí èç ÷ëåíîâ ñîâåòà îòâåòèë: “Caesar non supra grammaticos”, èëè “The Emperor is not above the grammarians” (è Öåçàðü íå âûøå ãðàììàòèêîâ). Äàííàÿ ôðàçà ñòàëà ïîïóëÿðíîé ïîãîâîðêîé, êîòîðàÿ ñòàëà èñïîëüçîâàòüñÿ â çàùèòó ãðàììàòèêè.
5. CARPE NOCTEM
ßâëÿåòñÿ «íî÷íûì» àíàëîãîì âûðàæåíèÿ “Carpe diem“ è ïåðåâîäèòñÿ êàê «íàñëàæäàéñÿ íî÷üþ». Ýòó ôðàçó ìîæíî èñïîëüçîâàòü äëÿ òîãî, ÷òîáû ìîòèâèðîâàòü êîãî-ëèáî (è ñåáÿ â òîì ÷èñëå) çàêîí÷èòü âñå äåëà äí¸ì, à âå÷åðíåå âðåìÿ îñòàâèòü äëÿ îòäûõà.
6. CARTHAGO DELENDA EST
 ðàçãàð Ïóíè÷åñêèõ âîéí (âîéíû ìåæäó Ðèìîì è Êàðôàãåíîì, 264–146 ã. äî í. ý.), ðèìñêèé ãîñóäàðñòâåííûé äåÿòåëü Êàòîí Ñòàðøèé çàêàí÷èâàë âñå ñâîè ðå÷è â ñåíàòå (âíå çàâèñèìîñòè îò èõ òåìàòèêè) ôðàçîé “Carthago delenda est”, èëè “Carthage must be destroyed” (Êàðôàãåí äîëæåí áûòü ðàçðóøåí). Åãî ñëîâà áûñòðî ñòàëè ïîïóëÿðíûì äåâèçîì â Äðåâíåì Ðèìå. Ôðàçà îçíà÷àåò íàñòîé÷èâûé ïðèçûâ ê áîðüáå ñ âðàãîì èëè ïðåïÿòñòâèåì.
7. CASTIGAT RIDENDO MORES
 áóêâàëüíîì ïåðåâîäå îçíà÷àåò «ñìåõîì áè÷óþò íðàâû». Äàííûé äåâèç áûë ïðèäóìàí ôðàíöóçñêèì ïîýòîì, êîòîðûé ñ÷èòàë, ÷òî, äëÿ òîãî ÷òîáû èçìåíèòü ïðàâèëà, íóæíî ïîêàçàòü, íàñêîëüêî îíè àáñóðäíû.
8. CORVUS OCULUM CORVI NON ERUIT
«Âîðîí âîðîíó ãëàç íå âûêëþåò». Àôîðèçì îçíà÷àåò íàëè÷èå îáùèõ èíòåðåñîâ (÷àñòî êîðûñòíûõ) ìåæäó ëþäüìè, êîòîðûå íå ïðåäàþò äðóã äðóãà è äåéñòâóþò çàîäíî.
9. CUI BONO?
Äîñëîâíûé ïåðåâîä «êîìó ýòî âûãîäíî?», «â ÷üèõ ýòî èíòåðåñàõ?». Âîïðîñ, êîòîðûé ÷àñòî ïîìîãàåò óñòàíîâèòü, êòî ÿâëÿåòñÿ âèíîâíèêîì ïðåñòóïëåíèÿ.  öåëîì â àíãëèéñêîì ÿçûêå ýòà ôðàçà èñïîëüçóåòñÿ äëÿ òîãî, ÷òî ïîñòàâèòü ïîä ñîìíåíèå âûãîäó îò êàêîãî-ëèáî äåéñòâèÿ.
Cui prodest scelus
Is fecit.
Ñåíåêà «Ìåäåÿ»
Êîìó çëîäåéñòâî â ïðîê,
Òîò è ñîâåðøèë åãî.
Ïåðåâîä Ñ. Ñîëîâü¸âà
10. ET IN ARCADIA EGO
Íèêîëà Ïóññåí «Àðêàäñêèå ïàñòóõè»
Íèêîëà Ïóññåí «Àðêàäñêèå ïàñòóõè»
Àðêàäèÿ áûëà îáëàñòüþ â Äðåâíåé Ãðåöèè, æèòåëÿìè êîòîðîé â áîëüøèíñòâå ñâî¸ì ÿâëÿëèñü ïàñòóõè è ôåðìåðû. Îíè âåëè ñïîêîéíóþ è ðàçìåðåííóþ æèçíü âäàëè îò øóìà è ñóåòû.
Ëàòèíñêîå èçðå÷åíèå “Et in Arcadia ego” äîñëîâíî ïåðåâîäèòñÿ êàê «è â Àðêàäèè ÿ». Íà êàðòèíå ôðàíöóçñêîãî õóäîæíèêà Íèêîëû Ïóññåíà «Àðêàäñêèå ïàñòóõè» èçîáðàæåíû ÷åòûðå ïàñòóõà, êîòîðûå ðàññìàòðèâàþò ñòàðîå íàäãðîáèå, íà êîòîðîì âûãðàâèðîâàíî äàííîå ëàòèíñêîå èçðå÷åíèå. «ß» â ýòîì âûðàæåíèè ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ñìåðòü, êîòîðàÿ íàïîìèíàåò ñìåðòíûì, ÷òî è â ñàìîì òèõîì, ñ÷àñòëèâîì è áåççàáîòíîì ìåñòå ëþäåé æä¸ò íåìèíóåìûé êîíåö.
11. EX NIHILO NIHIL FIT
Ïðåäïîëîæèòåëüíî, ýòî âûñêàçûâàíèå ïðèíàäëåæèò ðèìñêîìó ôèëîñîôó Ëóêðåöèþ è íà ðóññêèé ÿçûê ïåðåâîäèòñÿ êàê «èç íè÷åãî íè÷òî íå ïðîèñõîäèò». Äàííàÿ ôðàçà èñïîëüçóåòñÿ êàê íàïîìèíàíèå î òîì, ÷òî ëþáóþ ðàáîòó ÷åëîâåê âûïîëíÿåò äëÿ òîãî, ÷òîáû ÷åãî-òî äîáèòüñÿ.
12. FELIX CULPA
Ïåðâîíà÷àëüíî ýòî áûë ðåëèãèîçíûé òåðìèí, îòíîñÿùåéñÿ ê áèáëåéñêîìó ãðåõîïàäåíèþ Àäàìà è Åâû. “Felix culpa” (â áóêâàëüíîì ïåðåâîäå «ñ÷àñòëèâàÿ âèíà») îçíà÷àåò îøèáêó, êîòîðàÿ âïîñëåäñòâèè èìåëà áëàãîïðèÿòíûé èñõîä.
13. HANNIBAL AD PORTAS
Ãàííèáàë áûë êàðôàãåíñêèì ïîëêîâîäöåì, êîòîðûé â¸ë âîéíó ñ Ðèìñêîé èìïåðèåé íå íà æèçíü, à íà ñìåðòü. Íà ðóññêèé ÿçûê âûðàæåíèå “Hannibal ad portas” áóêâàëüíî ïåðåâîäèòñÿ êàê «Ãàííèáàë ó âîðîò», òî åñòü «âðàã ó âîðîò». Ó ðèìëÿí îáðàç Ãàííèáàëà âïîñëåäñòâèè ñòàë ÷åì-òî âðîäå ïóãàëà, è ðîäèòåëè ÷àñòî ãîâîðèëè ñâîèì íåïîñëóøíûì äåòÿì ôðàçó “Hannibal ad portas”, ÷òîáû ñëåãêà íàïóãàòü èõ è çàñòàâèòü âåñòè ñåáÿ äîëæíûì îáðàçîì.
14. HIC MANEBIMUS OPTIME
Êîãäà â 390 ã. äî í. ý. ãàëëû âòîðãëèñü â Ðèì, ñåíàò ñîáðàëñÿ äëÿ òîãî, ÷òîáû îáñóäèòü, ñòîèò ëè îñòàâèòü ãîðîä è áåæàòü â ïîèñêàõ áåçîïàñíîãî óêðûòèÿ. Ñîãëàñíî ðèìñêîìó èñòîðèêó Ëèâèþ, ñîòíèê ïî èìåíè Ìàðê Ôóðèé Êàìèëë (Marcus Furius Camillus), îáðàùàÿñü ê ñåíàòó, âîñêëèêíóë “Hic manebimus optime!” (â áóêâàëüíîì ïåðåâîäå «òóò çàæèâ¸ì ÷óäåñíî»). Åãî ñëîâà âñêîðå ñòàëè èñïîëüçîâàòüñÿ â ïåðåíîñíîì ñìûñëå äëÿ âûðàæåíèÿ íåïîêîëåáèìîãî íàìåðåíèÿ ñòîÿòü íà ñâî¸ì, íåâçèðàÿ íà âñå òðóäíîñòè.
15. HOMO SUM HUMANI A ME NIHIL ALIENUM PUTO
«ß ÷åëîâåê è ñ÷èòàþ, ÷òî íè÷òî ÷åëîâå÷åñêîå ìíå íå ÷óæäî» — ýòî ôðàçà èç ïðîèçâåäåíèÿ ðèìñêîãî ïèñàòåëÿ Òåðåíöèÿ. Ó Òåðåíöèÿ ýòà ôðàçà èìååò íåêèé èðîíè÷åñêèé îòòåíîê: â ðàçãîâîðå äâóõ ñîñåäåé îäèí óïðåêàåò äðóãîãî, ÷òî îí âìåøèâàåòñÿ â ÷óæèå äåëà è ñïëåòíè÷àåò, íà ÷òî äðóãîé âîçðàæàåò: «ß ÷åëîâåê, è íè÷òî ÷åëîâå÷åñêîå ìíå íå ÷óæäî».
Ñ òåõ ïîð ôðàçà ñòàëà ïðàêòè÷åñêè äåâèçîì è ìîæåò óïîòðåáëÿòüñÿ, ê ïðèìåðó, ÷òîáû ïîä÷åðêíóòü, ÷òî ãîâîðÿùèé, êàê è âñå ïðî÷èå, íå ÷óæä ÷åëîâå÷åñêèõ ñëàáîñòåé è çàáëóæäåíèé. À òàêæå ýòà ôðàçà ìîæåò îçíà÷àòü óâàæåíèå ê ëþäÿì äðóãèõ êóëüòóð.
16. IGNOTUM PER IGNOTIUS
Àíàëîã ôðàçû “Obscurum per obscurius” (the obscure by the more obscure — îáúÿñíÿòü íåÿñíîå åù¸ áîëåå íåÿñíûì). Ôðàçà “Ignotum per ignotius” (the unknown by the more unknown — îáúÿñíÿòü íåèçâåñòíîå åù¸ áîëåå íåèçâåñòíûì) îòíîñèòñÿ ê áåñïîëåçíûì îáúÿñíåíèÿì, êîòîðûå âìåñòî òîãî, ÷òîáû ïîìî÷ü ÷åëîâåêó ïîíÿòü ñìûñë, åù¸ áîëåå çàïóòûâàþò åãî.
17. IMPERIUM IN IMPERIO
Îçíà÷àåò “an empire within an empire” — «èìïåðèÿ â ïðåäåëàõ èìïåðèè», «ãîñóäàðñòâî â ãîñóäàðñòâå».  áóêâàëüíîì ñìûñëå ìîæåò îçíà÷àòü, ÷òî íåêàÿ ñòðóêòóðà (ãîñóäàðñòâî, ãîðîä è ò. ä.) íàõîäèòñÿ íà òåððèòîðèè äðóãîé, áîëåå êðóïíîé ñòðóêòóðû, íî þðèäè÷åñêè îíà àâòîíîìíà. Èíîñêàçàòåëüíî ýòî îáúåäèíåíèå ëþäåé, æèâóùèõ ïî ñâîèì îñîáûì çàêîíàì, êîòîðûå îòëè÷àþòñÿ îò îáùåïðèíÿòûõ.
18. PANEM ET CIRCENSES
Íà ðóññêèé ïåðåâîäèòñÿ êàê «õëåáà è çðåëèù». Îçíà÷àåò îñíîâíóþ ïîòðåáíîñòü (åäó) è îäíî èç ãëàâíûõ æåëàíèé ÷åëîâåêà (ðàçâëå÷åíèÿ). Ðèìñêèé ïîýò-ñàòèðèê Þâåíàë ïðîòèâîïîñòàâëÿë ýòè óñòðåìëåíèÿ ãåðîè÷åñêîìó ïðîøëîìó:
Ýòîò íàðîä óæ äàâíî âñå çàáîòû çàáûë, è Ðèì, ÷òî êîãäà-òî
Âñ¸ ðàçäàâàë: ëåãèîíû, è âëàñòü, è ëèêòîðîâ ñâÿçêè,
Ñäåðæàí òåïåðü è î äâóõ ëèøü âåùàõ áåñïîêîéíî ìå÷òàåò:
Õëåáà è çðåëèù!
Þâåíàë «Ñàòèðû». Êíèãà ÷åòâ¸ðòàÿ. Ñàòèðà äåñÿòàÿ. Ïåðåâîä Ô. À. Ïåòðîâñêîãî
19. VELOCIUS QUAM ASPARAGI COQUANTUR
Êîãäà ÷òî-òî äîëæíî áûëî ïðîèçîéòè áûñòðî, ðèìëÿíå ãîâîðèëè: «Áûñòðåå, ÷åì ñâàðèòñÿ ïó÷îê ñïàðæè». Íåêîòîðûå èñòî÷íèêè ïðèïèñûâàþò ýòó ôðàçó ðèìñêîìó èìïåðàòîðó Àâãóñòó, íî äîêàçàòåëüñòâ òîãî, ÷òî ýòî èìåííî òàê, ê ñîæàëåíèþ, íåò.
20. VOX NIHILI
 òî âðåìÿ êàê ôðàçà “Vox populi” îçíà÷àåò «ãëàñ íàðîäà», ôðàçà “Vox nihili” çíà÷èò «ïóñòîé çâóê». Ýòó ôðàçó ìîæíî èñïîëüçîâàòü äëÿ îáîçíà÷åíèÿ áåññìûñëåííîãî çàÿâëåíèÿ.

Источник

1.Scientia potentia est. Çíàíèå — ñèëà.
2. Vita brevis, ars longa. Æèçíü êîðîòêà, èñêóññòâî — âå÷íî.
3. Volens — nolens. Âîëåé — íåâîëåé.
4. Historia est magistra vita. Èñòîðèÿ — ó÷èòåëüíèöà æèçíè.
5. Dum spiro, spero. Ïîêà äûøó — íàäåþñü.
6. Per aspera ad astra! ×åðåç òåðíèè — ê çâåçäàì
7. Terra incognita. Íåèçâåñòíàÿ çåìëÿ.
8. Homo sapiens. ×åëîâåê ðàçóìíûé.
9. Sina era est studio. Áåç ãíåâà è ïðèñòðàñòèÿ
10. Cogito ergo sum. Ìûñëþ, ñëåäîâàòåëüíî ñóùåñòâóþ.
11. Non scholae sed vitae discimus. Ìû ó÷èìñÿ íå äëÿ øêîëû, à äëÿ æèçíè.
12. Bis dat qui cito dat. Äâàæäû äàåò òîò, êòî äàåò áûñòðî.
13. Clavus clavo pellitur. Êëèí êëèíîì âûøèáàþò.
14. Alter ego. Âòîðîå «ÿ».
15. Errare humanum est. ×åëîâåêó ñâîéñòâåííî îøèáàòüñÿ.
16. Repetitio est mater studiorum. Ïîâòîðåíüå — ìàòü ó÷åíüÿ.
17. Nomina sunt odiosa. Èìåíà íåíàâèñòíû.
18. Otium post negotium. Îòäûõ ïîñëå äåëà.
19. Mens sana in corpore sano. Â çäîðîâîì òåëå çäîðîâûé äóõ.
20. Urbi et orbi. Ãîðîäó è ìèðó.
21. Amicus Plato, sed magis amica veritas. Ïëàòîí ìíå äðóã, íî èñòèíà äîðîæå.
22. Finis coronat opus. Êîíåö — äåëó âåíåö.
23. Homo locum ornat, non locus hominem. Íå ìåñòî êðàñèò ÷åëîâåêà, à ÷åëîâåê — ìåñòî.
24. Ad majorem Dei gloriam. Ê âÿùåé ñëàâå Áîæèåé.
25. Una hirundo ver non facit. Îäíà ëàñòî÷êà âåñíû íå äåëàåò.
26. Citius, altius, fortius. Áûñòðåå, âûøå, ñèëüíåå.
27. Sic transit gloria mundi. Òàê ïðîõîäèò çåìíàÿ ñëàâà.
28. Aurora Musis amica. Àâðîðà — ïîäðóãà ìóçàì.
29. Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Âðåìåíà ìåíÿþòñÿ, è ìû ìåíÿåìñÿ âìåñòå ñ íèìè.
30. Non multa, sed multum. Íå ìíîãî, íî î ìíîãîì.
31. E fructu arbor cognoscitur. Äåðåâî óçíàåòñÿ ïî ïëîäó.
32. Veni, vidi, vici. Ïðèøåë, óâèäåë, ïîáåäèë.
33. Post scriptum. Ïîñëå íàïèñàííîãî.
34. Alea est jacta. Æðåáèé áðîøåí.
35. Dixi et animam salvavi. ß ñêàçàë ýòî è ýòèì ñïàñ ñâîþ äóøó.
36. Nulla dies sine linea. Íè äíÿ áåç ñòðî÷êè.
37. Quod licet Jovi, non licet bovi. ×òî ïîçâîëåíî Þïèòåðó, íå ïîçâîëåíî Áûêó.
38. Felix, qui potuti rerum cogoscere causas. Ñ÷àñòëèâ òîò, êòî ïîçíàë ïðè÷èíó âåùåé.
39. Si vis pacem, para bellum. Õî÷åøü ìèðà, ãîòîâüñÿ ê âîéíå.
40. Cui bono? Êîìó íà ïîëüçó?
41. Scio me nihil scire. ß çíàþ, ÷òî ÿ íè÷åãî íå çíàþ.
42. Nosce te ipsum! Ïîçíàé ñàìîãî ñåáÿ!
43. Est modus in rebus. Åñòü ìåðà â âåùàõ.
44. Jurare in verba magistri. Êëÿñòüñÿ ñëîâàìè ó÷èòåëÿ.
45. Qui tacet, consentire videtur. Ìîë÷àíèå — çíàê ñîãëàñèÿ.
46. In hoc signo vinces! Ïîä ýòèì çíàìåíåì ïîáåäèøü.(Ñèì ïîáåäèøè!)
47. Labor recedet, bene factum non abscedet. Òðóäíîñòè óéäóò, à áëàãîå äåëî îñòàíåòñÿ.
Non est fumus absque igne. Íåò äûìà áåç îãíÿ.
49. Duobus certantibus tertius gaudet. Êîãäà äâîå äåðóòñÿ — òðåòèé ðàäóåòñÿ.
50. Divide et impera! Ðàçäåëÿé è âëàñòâóé!
51. Corda nostra laudus est. Íàøè ñåðäöà áîëüíû îò ëþáâè.
52. O tempora! O mores! Î âðåìåíà, î íðàâû!
53. Homo est animal sociale. ×åëîâåê åñòü îáùåñòâåííîå æèâîòíîå.
54. Homo homini lupus est. ×åëîâåê ÷åëîâåêó — âîëê.
55. Dura lex, sed lex. Çàêîí ñóðîâ, íî ñïðàâåäëèâ.
56. O sancta simplicitas! Ñâÿòàÿ ïðîñòîòà!
57. Hominem quaero! (Dioqines) Èùó ÷åëîâåêà! (Äèîãåí)
58. At Kalendas Graecas. Ê ãðå÷åñêèì êàëåíäàì(Ïîñëå äîæäè÷êà â ÷åòâåðã)
59. Quo usque Catlina, abuter patientia nostra? Äî êàêèõ ïîð, Êàòèëèíà, òû áóäåøü çëîóïîòðåáëÿòü íàøèì òåðïåíèåì?
60. Vox populi — vox Dei. Ãîëîñ íàðîäà — ãîëîñ Áîãà.
61. In vene veritas. Èñòèíà â âèíå.
62. Qualis rex, talis grex. Êàêîâ ïîï, òàêîâ è ïðèõîä.
63. Qualis dominus, tales servi. Êàêîâ õîçÿèí, òàêîâ è ñëóãà.
64. Si vox est — canta! Åñëè ó òåáÿ åñòü ãîëîñ — ïîé!
65. I, pede fausto! Èäè ñ÷àñòëèâîé ïîñòóïüþ!
66. Tempus consilium dabet. Âðåìÿ ïîêàæåò.
67. Barba crescit, caput nescit. Âîëîñ äîëîã, óì êîðîòîê.
68. Labores gigunt hanores. Òðóäû ïîðîæäàþò ïî÷åñòè.
69. Amicus cognoscitur in amore, more, ore, re. Äðóã ïîçíàåòñÿ â ëþáâè, íðàâå, ðå÷àõ, äåëàõ.
70. Ecce homo! Âîò ÷åëîâåê!
71. Homo novus. Íîâûé ÷åëîâåê, «âûñêî÷êà».
72. In pace litterae florunt. Âî èìÿ ìèðà íàóêè ïðîöâåòàþò.
73. Fortes fortuna juiat. Ôîðòóíà ïîìîãàåò ñìåëûì.
74. Carpe diem! Ëîâè ìîìåíò!
75. Nostra victoria in concordia. Íàøà ïîáåäà â ñîãëàñèè.
76. Veritatis simplex est orato. Èñòèííàÿ ðå÷ü ïðîñòà.
77. Nemo omnia potest scire. Íèêòî íå ìîæåò çíàòü âñå.
78. Finis coronat opus. Êîíåö — äåëó âåíåö.
79. Omnia mea mecum porto. Âñå ñâîå íîøó ñ ñîáîé.
80. Sancta sanctorum. Ñâÿòàÿ ñâÿòûõ.
81. Ibi victoria ubi concordia. Òàì ïîáåäà, ãäå ñîãëàñèå.
82. Experentia est optima magistra. Îïûò åñòü ëó÷øèé ó÷èòåëü.
83. Amat victoria curam. Ïîáåäà ëþáèò çàáîòó.
84. Vivere est cogitare. Æèòü çíà÷èò ìûñëèòü.
85. Epistula non erubescit. Áóìàãà íå êðàñíååò.
86. Festina lente! Ïîñïåøàé ìåäëåííåé!
87. Nota bene. Çàïîìíè õîðîøî.
88. Elephantum ex musca facis. Äåëàòü èç ìóõè ñëîíà.
89. Ignorantia non est argumentum. Îòðèöàíèå íå åñòü äîêàçàòåëüñòâî.
90. Lupus non mordet lupum. Âîëê âîëêà íå êóñàåò.
91. Vae victis! Ãîðå ïîáåæäåííûì!
92. Medice, cura te ipsum! Âðà÷, èñöåëèñÿ ñàì! (Îò Ëóêè 4:17)
93. De te fabula narratur. Î òåáå ñêàçî÷êà ðàññêàçûâàåòñÿ.
94. Tertium non datur. Òðåòüåãî íå äàíî.
95. Age, quod agis. Äåëàé, ÷òî òû äåëàåøü.
96. Do ut des. Äàþ, ÷òîáû è òû äàë.
97. Amantes — amentes. Âëþáëåííûå áåçóìíû.
98. Alma mater. Óíèâåðñèòåò.
99. Amor vincit omnia. Ëþáîâü ïîáåæäàåò âñå.
100. Aut Caesar, aut nihil. Èëè âñå, èëè íè÷åãî.
101. Aut — aut. Èëè-èëè.
102. Si vis amari, ama. Åñëè õî÷åøü áûòü ëþáèìûì, ëþáè.
103. Ab ovo ad mala. Ñ ÿéöà è äî ÿáëîêà.
104. Timeo danaos et dona ferentes. Áîéòåñü äàíàéöåâ, äàðû ïðèíîñÿùèõ.
105. Sapienti sat est. Ýòî ñêàçàíî ÷åëîâåêîì.
106. Periculum in mora. Îïàñíîñòü â ïðîìåäëåíèè.
107. O fallacem hominum spem! Î îáìàí÷èâàÿ íàäåæäà ÷åëîâå÷åñêàÿ!
108. Quoandoe bonus dormitat Homerus. Èíîãäà è äîáðûé íàø Ãîìåð äðåìëåò.
109. Sponte sua sina lege Ïî ñîáñòâåííîìó ïîáóæäåíèþ.
110. Pia desideria Áëàãèå íàìåðåíèÿ.
111. Ave Caesar, morituri te salutant Èäóùèå íà ñìåðòü, Öåçàðü, ïðèâåòñòâóþò òåáÿ!
112. Modus vivendi Îáðàç æèçíè
113. Homo sum: humani nihil a me alienum puto. ß ÷åëîâåê, è íè÷òî ÷åëîâå÷åñêîå ìíå íå ÷óæäî.
114. Ne quid nimis Íè÷åãî ñâåðõ ìåðû
115. De qustibus et coloribus non est disputantum. Íà âêóñ è öâåò òîâàðèùà íåò.
116. Ira furor brevis est. Ãíåâ åñòü êðàòêîâðåìåííîå èññòóïëåíüå.
117. Feci quod potui faciant meliora potentes ß ñäåëàë âñå, ÷òî ìîã. Êòî ìîæåò, ïóñòü ñäåëàåò ëó÷øå.
118. Nescio quid majus nascitur Iliade. Ðîæäàåòñÿ íå÷òî áîëåå âåëèêîå, ÷åì Èëèàäà.
119. In medias res. Â ñåðåäèíó âåùåé, â ñàìóþ ñóòü.
120. Non bis in idem. Äîñòàòî÷íî è îäíîãî ðàçà.
121. Non sum qualis eram. ß íå òîò, êàêèì áûë ïðåæäå.
122. Abussus abussum invocat. Áåäà íèêîãäà íå ïðèõîäèò îäíà.
123. Hoc volo sic jubeo sit pro ratione voluntas. ß òàê âåëþ, ïóñòü äîâîäîì áóäåò ìîÿ âîëÿ.
124. Amici diem perdidi! Äðóçüÿ, ÿ ïîòåðÿë äåíü.
125. Aquilam volare doces. Ó÷èòü îðëà ëåòàòü.
126. Vive, valeque. Æèâè è çäðàâñòâóé.
127. Vale et me ama. Áóäü è çäîðîâ è ëþáè ìåíÿ.
128. Sic itur ad astra. Òàê èäóò ê çâåçäàì.
129. Si taces, consentus. Êòî ìîë÷èò, ñîãëàøàåòñÿ.
130. Littera scripta manet. Íàïèñàííîå îñòàåòñÿ.
131. Ad meliora tempora. Äî ëó÷øèõ âðåìåí.
132. Plenus venter non studet libenter. Ñûòîå áðþõî ê ó÷åíèþ ãëóõî.
133. Abussus non tollit usum. Çëîóïîòðåáëåíèå íå îòìåíÿåò óïîòðåáëåíèÿ.
134. Ab urbe conita. Îò îñíîâàíèÿ ãîðîäà.
135. Salus populi summa lex. Áëàãî íàðîäà åñòü âûñøèé çàêîí.
136. Vim vi repelllere licet. Íàñèëèå ïîçâîëÿåòñÿ îòðàæàòü ñèëîé.
137. Sero (tarle) venientibus — ossa. Ïîçäíî ïðèõîäÿùèì äîñòàþòñÿ êîñòè.
138. Lupus in fabula. Ëåãîê íà ïîìèíå.
139. Acta est fabula. Ïðåäñòàâëåíèå îêîí÷åíî. (Ôèíèòà ëÿ êîìåäèÿ!)
140. Legem brevem esse oportet. Çàêîí äîëæåí áûòü êðàòêèì.
141. Lectori benevolo salutem. (L.B.S.) Ïðèâåò áëàãîñêëîííîìó ÷èòàòåëþ.
142. Aegri somnia. Ñíîâèäåíèÿ áîëüíîãî.
143. Abo in pace. Èäè ñ ìèðîì.
144. Absit invidia verbo. Äà íå îñóäÿò ìåíÿ çà ýòè ñëîâà.
145. Abstractum pro concreto. Àáñòðàêòíîå âìåñòî êîíêðåòíîãî.
146. Acceptissima semper munera sunt, auctor quae pretiosa facit. Ëó÷øå âñåãî òå ïîäàðêè, öåííîñòü êîòîðûõ â ñàìîì äàðèòåëå.
147. Ad impossibilia nemo obligatur. Ê íåâîçìîæíîìó íèêîãî íå îáÿçûâàþò.
148. Ad libitum. Ïî æåëàíèþ.
149. Ad narrandum, non ad probandum. Äëÿ òîãî, ÷òîáû ðàññêàçàòü, à íå äîêàçàòü.
150. Ad notam. Ê ñâåäåíèþ.
151. Ad personam. Ëè÷íî.
152. Advocatus Dei (Diavoli) Àäâîêàò Áîãà. (Äüÿâîëà).
153. Aeterna urbs. Âå÷íûé ãîðîä.
154. Aquila non captat muscas. Îðåë íå ëîâèò ìóõ.
155. Confiteor solum hoc tibi. Èñïîâåäóþñü â ýòîì òîëüêî òåáå.
156. Cras amet, qui nunquam amavit quique amavit cras amet. Ïóñòü çàâòðà ïîëþáèò òîò, êòî íèêîãäà íå ëþáèë, à òîò êòî ëþáèë, ïóñòü çàâòðà ïîëþáèò.
157. Credo, quia verum (absurdum). Âåðþ, èáî ýòî èñòèíà (ýòî àáñóðäíî).
158. Bene placito. Ïî äîáðîé âîëå.
159. Cantus cycneus. Ëåáåäèíàÿ ïåñíÿ.

Источник