Добыча полезных ископаемых со дна морей

Добыча полезных ископаемых со дна морей thumbnail

Помимо поверхности континентов, человек в течение всей своей истории использует полезные ископаемые океана и моря.

До недавних времен главной областью эксплуатации было рыболовство, но в последние десятилетия важную роль в экономике некоторых приморских государств играет добыча нефти с морского дна в районе материковых окраин.

Человек использует соли, растворенные в морской воде. В настоящее время о запасах моря часто говорят, как о надежде человечества. Моря и океаны, покрывающие более двух третей поверхности земного шара, призваны поддержать энергетический, сырьевой и пищевой баланс увеличивающегося населения Земли.

Естественно, встает вопрос, реально ли это?

Что можно добыть с Мирового океана

Казалось бы само собой разумеющимся, что соль, которую употребляет человек, происходит из моря, но это не так.

Лишь третья часть поваренной соли получается путем испарения морской воды, остальная добывается на континентах или путем испарения соляного раствора — минерализованных вод, сопровождающих месторождения соли.

Итак, морская вода является химическим сырьем, но самое ценное, что из нее получают, не соль, а бром, используемый в первую очередь в фотографической промышленности, и магний. Из морской воды добывается более двух третей мирового потребления этих элементов.

Добыча брома в океане

Морская вода содержит и ряд других соединений, находящихся в растворенном состоянии. Время от времени в СМИ можно прочесть, сколько в ней находится урана или золота. Эти цифры действительно поражают.

Однако нас ограничивает в действиях тот факт, что мы пока не располагаем достаточным количеством энергии, чтобы наладить процесс их извлечения. Но ряд процессов проводит за человека сама природа.

Добыча тяжелых металлов с морского дна

Так, например, медь, марганец, кобальт, никель нет необходимости добывать из морской воды, поскольку эти металлы выпадают и кристаллизуются на дне океанских впадин в виде марганцовых конкреций. Это – образования величиной с орех, кулак или футбольный мяч, во множестве рассыпанные по дну Тихого и Атлантического океанов и состоящие из слоев окислов железа и марганца, кристаллическая структура которых легко связывает более тяжелые металлы, как никель, кобальт и медь.

Общее содержание полезных ископаемых океана в виде металлов в марганцовых конкрециях достигает 2,5%. Поэтому исследовательские корабли составляют карты морского дна, фотографируют его с помощью подводных камер, а ученые анализируют содержание металла в этих шаровидных образованиях.

Выявленное содержание металлов пока невелико, а расходы по добыче сырья со дна велики. Но надежды на источники сырья имеются, хотя о юридической стороне вопроса добычи со дна моря люди договариваются с трудом.

С большим успехом проводится добыча так называемых тяжелых минералов в прибрежных областях.

Например, ученые нашли подводную гору в 300 милях от побережья Канарских островов. Гора представляет редкоземельный металл теллур.

Стоимость этого металла составляет порядка 300 долларов за кг, что будет достаточно прибыльно начать добычу с морского дна.

Вода сортирует минералы

Средневековые горняки, да и позже золотоискатели получали золото путем промывки речных наносов. Вода уносила из старательских сит более легкие силикатные минералы, а на дне оставались более тяжелые минералы. Когда посчастливилось, то и кусочки золота.

Морской прибой и сильные морские течения в ряде мест делали эту работу за человека.

Более тяжелые минералы, например, касситерит (оловянная руда), циркон (циркониевая руда), рутил (окисел титана), моназит (сложный фосфат с содержанием редкоземельных элементов) и даже алмаз высвобождаются из горных пород в процессе выветривания, а поскольку они более стойки, чем многие другие минералы (например, полевой шпат), вода уносит их в море. Там они сортируются как в старательском сите: более легкие, обычно силикатные и кварцевые материалы уносятся, а на пляже или на мелком морском дне остаются тяжелые, полезные фракции. Во многих местах в мире добываются минералы в переходных зонах от океана к материкам.

Однако полезные ископаемые океана и моря пока сложно извлечь или достать с морского дна с учетом получения прибыли. Но технологии улучшаются и, возможно, основные  источники сырья будут находиться в море.

Источник

Колыма, № 12, 1969 год

Две трети нашей планеты покрывают моря и океаны. Человечество веками использует минеральные ресурсы суши, и лишь в последние годы начались работы по использованию морских месторождений. В морской воде растворены почти все химические  элементы; на дне морей и океанов есть нефть, уголь, железо-марганцевые руды, фосфориты, уран, золото, олово, редкие и рассеянные элементы.

Читайте также:  Чем полезна тертая морковь с сахаром и маслом

Наиболее развитые капиталистические страны успешно осуществляют подводную добычу полезных ископаемых, причем экономический эффект в 1,5—3 раза превышает показатели аналогичных работ на суше [2]. Добывают нефть со дна моря США, Анг­лия, Голландия и другие страны, добыча угля про­ектируется Японией, добываются алмазы в ЮАР, рутил и цирконий — в Австралии, ГДР, Индии. Особо интересным для геологов и горняков Магаданской области является подводная добыча касситери­тов из морских россыпей в Индонезии и Таиланде, Выдающийся ученый Ю. А. Билибин указывал на о-возможность наличия прибрежно-морских россыпей на побережьях Советского Союза, в частности, на Северо-Востоке [3J.

Морские россыпи разделяются по происхождению на две основные группы: образованные на суше и находящиеся сейчас под водой в результате транс­грессии (наступления моря) и собственно морские, образовавшиеся, при размыве морем коренных ис­точников или вторичных отложений (кор выветри­вания, древних россыпей и т. п.). Есть россыпи морского происхождения, оказавшиеся на суше в ре­зультате регрессии (отступления) моря и перекры­тые впоследствии материковыми осадками [1].

В последние годы в Советском Союзе начаты раз­ведочные и добычные работы на прибрежно-мор­ских россыпях Прибалтики (ильменит, рутил, цир­кон); считаются перспективными берега моря Лап­тевых (там уже найдена россыпь касситерита в Ванькиной губе), Японского моря, остров Саха­лин, Курильские острова, Камчатский полуост­ров [4].

Анализ геологического строения Северо-Востока, и в частности Чукотки, показывает, что пересечение золото- и оловоносных зон с береговой линией (как бы «погружение» металлоносных зон в море), соче­тание трансгрессий и регрессий в истории развития региона, наличие кор выветривания, в которых при длительном химическом выветривании мощных ми­нерализованных зон со слабыми содержаниями по­лезных ископаемых накапливались довольно высокие концентрации золота и олова, благоприятны для образования прибрежно-морских россыпей. Пер­спективным в этом отношении является почти все побережье Центральной и Восточной Чукотки, в первую очередь Чаунская, Валькаркайская и Ам- гуэмская низменности, районы мыса Биллингса и Кибера.

На перспективность берегов Северо-Востока не  обходимость познания закономерностей отложе­ния морских осадков и поисков морских россыпей указывалось на семинаре- совещании по методике и технике разведки  полезных ископаемых дна морей и океанов, созванном по инициативе Министерства геологии РСФСР осенью 1967 г. в Клайпеде, а так­же на совещании по организации поисковых и раз­ведочных работ на морские россыпи золота и олова, организованном СВГУ и проходившем в марте 1968 г. в Магадане с участием ведущих научно-ис­следовательских институтов страны — ВНИИмор гео, МГИ, НИИГА и др.

Теоретические предпосылки подтвердились и практическими находками чаунских геологов: в мар­те 1968 г. при бурении скважин колонковыми стан­ками со льда Восточно-Сибирского моря в районе мыса Биллингса в 70 м от берега была найдена пе­реотложенная россыпь касситерита с весовыми со­держаниями золота. В мае—июне 1968 г. в Валькаркайской низменности при прослеживании аллю­виальной россыпи р. Рывеем станками ударно-меха­нического бурения была найдена россыпь золота мощностью 1,2—2,8 м с устойчивыми промышлен­ными содержаниями, по предварительным данным, имеющая морское происхождение и расположенная вдоль береговой линии. Морские осадки охаракте­ризованы фаунистически и перекрыты позднейшими материковыми отложениями при регрессии моря. Россыпь предположительно имеет длину несколько километров и, по оценке В. Л. Сухорослова, Ю. А. Эсаулова и автора, сопоставима по запасам с наи­более интересными аллювиальными россыпями Чу­котки.

Горнякам объединения «Северовостокзолото» нужно вплотную заинтересоваться добычей морских россыпей золота и олова, которые, несомненно, бу­дут выявлены при широком ведении соответствую­щих геологоразведочных работ. На подводной до­быче полезных ископаемых могут быть достигнуты высокие технико-экономические показатели: здесь, как правило, не требуется вскрышных работ, строи­тельства подъездных путей, отвалов, хвостохранилищ, резко сокращаются подготовительные работы. Месторождения моря осваиваются гораздо быстрее, чем на суше, при значительно меньших удельных капиталовложениях [4]. Основным же является воз­можность резкого расширения сырьевой базы Севе­ро-Востока по россыпному золоту и олову.

ЛИТЕРАТУРА

Аксенов А. А., Невесский Е. Н., Павлидис Ю. А., Щербаков Ф.А. Изучение процессов образо­вания и захоронения современных прибрежных россыпей. Сборник «Геология россыпей». М., «Наука», 1965.

Читайте также:  Глицин чем полезен и чем вреден

Безуглов Э. Кладовая Нептуна. «Правда», 17/VI, 1968.

Билибин Ю.А. Основы геологии россыпей. АН СССР, М, 1955.

Костин В.Н., Нурок Г.А. Первый опыт и перспек­тивы подводной добычи полезных ископаемых со дна морей и океанов. «Горный журнал», 1968, № 2

-0+1

Просмотров статьи: 9144, комментариев: 6       

  • Содержание сайта
  • Комментарии
  • Главная страница

Источник

Клаус Экер, ведущий специалист отдела конструирования насосов для горнодобывающей промышленности и морской добычи полезных ископаемых, завод KSB, Хомбург (ФРГ)

Технология добычи полезных ископаемых со дна океана открыла принципиально новую область использования погружных электронасосных агрегатов. Совершенствование этого вида насосного оборудования остается в течение 70-ти лет одним из важнейших направлений в программе развития фирмы KSB.

Наша фирма имеет большой опыт эксплуатации погружных насосов на нефтегазодобывающих платформах в открытом море (работающие на морской воде балластные насосы, насосы системы охлаждения компрессоров, пожарные насосы и т.д.). Однако применение погружных насосов KSB (с заполненным водой электродвигателем) для транспортировки марганцевых конкреций со дна Тихого океана стало серьезной проверкой их надежности при работе в экстремальных условиях. Следует заметить, что эти руды залегают вдали от берегов на глубине 5000–10000?м. О существовании океанических залежей марганцевых конкреций человечество знало уже с прошлого века, когда англо-голландская экспедиция на борту британского исследовательского судна «Челленджер» в 1873 г. подняла в неводе первые образцы руды на поверхность. Долгое время таинственные океанические минералы оставались предметом исследований и дискуссий ученых. Было установлено, что конкреции растут в течение миллионов лет (от 0.001 до 1 мм в тысячелетие), а структура их поперечного сечения имеет поразительное сходство с годовыми кольцами дерева. В составе марганцевых конкреций обнаружили также железо, медь, никель и другие металлы. Исследования, проведенные в течение Международного геофизического года (1957/58), показали, что эти рудные образования, имеющие картофелеобразную форму, покрывают обширные площади дна Тихого, Индийского и северной части Атлантического океанов. Высокое содержание в конкрециях марганца (до 30%) в то время не представляло особого интереса, так как мировая промышленность еще не испытывала недостатка в марганцевом сырье. Но другие, более ценные компоненты, такие как медь, никель, кобальт, молибден и титан, были приняты во внимание для будущего использования.

Добыча полезных ископаемых со дна морей

Сегодня большинство составляющих конкреций вызывает огромный интерес металлургов. Однако если подобные анализы конкреций ученые уже имели в своем распоряжении, то технические проблемы их добычи еще предстояло решить.

Сделать продукцию экономически выгодной возможно только при достижении высокой производительности добывающего предприятия (не менее нескольких тонн руды в час). Только в 60-х годах нашего столетия оказалось возможным сформулировать практические задачи освоения подводных месторождений.

Разработка минеральных ресурсов мирового океана стала одним из важнейших и, в то же время, очень спорным вопросом на Международных конференциях по Морскому Праву, которые проводились под эгидой ООН с 1958 по 1982 год. Основная проблема будущей морской добычи была связана не столько с возможностями современной техники, сколько с вопросами финансирования. Стоимость предварительных вложений в добывающее предприятие оценивается, по меньшей мере, в миллиард долларов. Такие затраты доступны только индустриально развитым странам, при условии объединения в них нескольких крупных компаний. Например, немецкий «Союз добычи минеральных ресурсов моря» (АМР) был представлен следующими фирмами: Deutsche Schachtbau und Tiefbohrgesellschaft, Metallgesellschaft AG, Preussag AG.

Добыча полезных ископаемых со дна морей

Первым практическим достижением в промышленной добыче марганцевых конкреций с глубины 5250 метров в центральном районе Тихого океана (около Гавайских островов) стала успешная работа экспериментального судна «Sedco 445». Эта работа началась в апреле 1978 года и выполнялась совместными целенаправленными усилиями компаний SEDKO (США), INCO (Канада), DOMCO (Япония) и AMR (Германия). Только согласованная работа всех заинтересованных сторон позволила нашей фирме добиться успеха в проведении промышленного эксперимента с применением насосного оборудования для разработки океанических рудных месторождений. Фирма KSB AG получила заказ на весь объем поставки оборудования для линии транспортирования марганцевых конкреций со дна океана (трубопровод с основными транспортными насосами, струйная промывка узлов коллектора, управление коллекторным устройством с помощью погружного электродвигателя). На корабле размещалась буровая вышка, через которую проходил транспортный трубопровод диаметром 200 мм, соединяющий корабль с месторождением конкреций. Под кораблем была предусмотрена конвейерная (многоступенчатая) система гидравлического транспортирования руды. Непосредственно под буровой вышкой был расположен жесткий вертикальный трубопровод. Последняя секция транспортного трубопровода представляла собой гибкий гофрированный шланг, соединенный с коллектором. Этот шланг являлся своеобразным компенсатором при буксовании коллектора по неровному дну океана. Размещенная на корабле буровая вышка была сконструирована таким образом, чтобы движение судна не изменяло ее вертикального положения. Подвешенный к монтажной башне трубопровод (его вес составлял около 1000 т) должен был при перемещении корабля оставаться в строго зафиксированной позиции, чтобы коллектор системы находился точно над зоной добычи полезных ископаемых. Устройство, собирающее марганцевые конкреции внутри корпуса коллектора, приводилось в движение погружным электродвигателем KSB типа 10А 153/4s. Далее в транспортной линии был установлен погружной насос KSB типа UQN 294/1+8А 53/2s, который имел на выходе специальные насадки для образования сильных напорных струй. Эти струи использовались для разрыхления грунта и отделения марганцевых конкреций от донного осадочного слоя. В то время как коллектор собирал на дне конкреции, донный осадок был вовлечен в интенсивное вихревое движение. Правильность монтажа участков транспортного трубопровода на большой глубине и работа коллектора гидросистемы наблюдались на корабле с помощью подводной телекамеры. На глубине ~900 м в жестком участке трубопровода были последовательно установлены друг над другом три насоса KSB типа ВРЕ 506/6а с погружными электродвигателями типа ALBLQ 80-406 (мощность двигателя 800 кВт и напряжение сети 4000 В). Номинальная подача каждого насоса была равной 500 м3/час, а суммарный напор трех насосов составлял 265 м. Здесь необходимо напомнить, что в принципе напор насоса преодолевает только потери трения на длине 5250 м. Электронасосы имели конструкцию, позволяющую транспортировать в жидкости 5% твердого вещества (марганцевых конкреций). Из-за ограничений, которые определяются возможностями морского судна, было невозможно превышать допустимые габаритные размеры насоса и электродвигателя. Поэтому общая длина перекачивающего насоса составляла 11.3 м. Это определило выбор 10-ступенчатого секционного насоса с радиальными рабочими колесами. Наибольший внешний диаметр электронасоса при этом был равен 550 мм. Специальная гидравлическая система определяла работу насоса. Пространство между электродвигателем и байпасным кожухом формировалось в течение всего времени работы насоса. При этом минимальная скорость потока всегда превышала скорость опускания конкреций (критическую скорость). Контроль за скоростью потока осуществляли регуляторы, расположенные между трубой и электродвигателем. В порядке предупреждения каких-либо заторов (пробок) в движении конкреций и засоров насоса при ожидаемых концентрациях твердых включений был точно определен минимальный свободный проход в проточной части насоса, равный 75 мм. В результате была разработана специальная конструкция, согласующая геометрию рабочих колес и направляющих аппаратов с корпусом насоса. Силовой питающий электрокабель погружного двигателя (в бронированном исполнении), который использовался в этом проекте, был применен впервые. Электрокабель полностью защищен от воздействия морской воды. Спиральные выводы кабеля из электродвигателя и байпасного кожуха были снабжены специально разработанными для этих условий уплотнениями, которые остаются герметичными при давлении до 100 бар. Изоляция (из поливинилхлорида и полиэтилена) была предварительно испытана в специальном автоклаве под большим избыточным давлением воды. Эти испытания показали, что давление не оказывает какого-либо значительного влияния на механические и электрические свойства изоляции. Тот же результат был получен при проверке свойств материала при воздействии высокого напряжения (до 10000?В). Промышленные испытания электронасосов показали полную надежность погружных двигателей как на глубине 5250 м ниже поверхности океана, так и в экспериментальном батискафе на глубине 10000 м. Межремонтный ресурс электронасосов был равен 6–8 тыс. часов непрерывной работы, а полный срок службы составляет от одного до двух лет.

Читайте также:  Полезно ли мыться холодной водой мужчинам

Добыча полезных ископаемых со дна морей

Добыча полезных ископаемых со дна морей

Работа погружных насосов в гидравлической системе транспортировки марганцевых конкреций дала возможность оценить эффективность их применения для нужд металлургической промышленности. В третьем тысячелетии человечество не сможет долго обходиться без использования огромных сырьевых ресурсов океана. Проверенное на надежность насосное оборудование фирмы KSB создало условия для промышленного освоения рудных месторождений на дне мирового океана.

Журнал «Горная Промышленность» №2 1999

Источник