Добыча полезных ископаемых в россии 4 класс

Добыча полезных ископаемых в россии 4 класс thumbnail

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые» ( 4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Добыча полезных ископаемых в россии 4 класс

2 слайд

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр З

Описание слайда:

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

3 слайд

Слои полезных ископаемых

Описание слайда:

Слои полезных ископаемых

4 слайд

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металли

Описание слайда:

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда

5 слайд

НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды

Описание слайда:

НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит

6 слайд

кварц		слюда		полевой шпат (белые		(чёрные		 (розовые зёрна)		 зёрна)		 зёрна

Описание слайда:

кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив

7 слайд

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5.

Описание слайда:

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК

8 слайд

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В

Описание слайда:

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

9 слайд

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В в

Описание слайда:

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется

10 слайд

слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяе

Описание слайда:

слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется

11 слайд

ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорош

Описание слайда:

ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах

12 слайд

ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

Описание слайда:

ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

13 слайд

Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, извест

Описание слайда:

Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)

14 слайд

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёр

Описание слайда:

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)

15 слайд

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КА

Описание слайда:

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км

16 слайд

Открытый способ добычи полезных ископаемых.

Описание слайда:

Открытый способ добычи полезных ископаемых.

17 слайд

Закрытый способ добычи полезных ископаемых.

Описание слайда:

Закрытый способ добычи полезных ископаемых.

18 слайд

Буровая платформа для добычи нефти.

Описание слайда:

Буровая платформа для добычи нефти.

19 слайд

ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

Описание слайда:

ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

Выберите книгу со скидкой:

Добыча полезных ископаемых в россии 4 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Добыча полезных ископаемых в россии 4 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Добыча полезных ископаемых в россии 4 класс

Курс повышения квалификации

Добыча полезных ископаемых в россии 4 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-448374

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

Скрябина Елена Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 25

г. Северодвинска

4 КЛАСС         ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Добыча полезных ископаемых.

 Р.к. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области.

Цели: создание оптимальных условий для осознания темы: «Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области»

Задачи: воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину, развивать коммуникативную и познавательную компетентность, формировать общее представление о добыче полезных ископаемых Архангельской области.

Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир» Дмитриевой Н.Я.; физическая карта Архангельской области, образцы полезных ископаемых, презентация, раздаточный материал.              

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Блиц- опрос.
  1. Газообразное горючее полезное ископаемое.
  2. Образец гранита.
  3. Росли на болоте растения, стали топливом и удобрением.
  4. Образец угля.
  5. Осадочная горная порода, образовавшаяся из раковин моллюсков.
  6. Без неё не побежит

Не автобус, не такси,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это.

  1. Горная порода с большим содержанием металла.
  2. Место большого скопления полезных ископаемых.
  1. На доске условные знаки полезных ископаемых. (нефть, газ, каменный уголь, поваренная соль, торф)
  2. Назвать полезные ископаемые.

Обобщение.  

 — Что общего у этих полезных ископаемых?

  1. Классификация.

—  Какое полезное ископаемое лишнее и почему?

  1. Постановка темы и задач урока.

     Что мы знаем о полезных ископаемых?

     Что хотим узнать?

 Тема: Добыча полезных ископаемых.   Месторождения полезных ископаемых Архангельской области.

  1. Проблемный вопрос.

Готовясь к уроку я обратила внимание на слово рудознатцы.

Как вы думаете что обозначает это слово? (разведчики – рудознатцы)

Можно ли подобрать к нему современное название?

Что вы знаете об этих людях?

  1. Работа с учебником.

Цель: давайте узнаем какими должны быть геологи.

Стр.114,  1 и 2 абзац. (чтение вслух)

  Итог: Какими должны быть люди выбравшие эту специальность?

           Чем занимаются геологи?

  1. Итак, месторождение найдено, изучено…   А что дальше?
  1. Работа с учебником.

Стр. 115

Прочитать и ответить на вопрос: Какими способами добывают полезные ископаемые?

  1. Презентация «Добыча полезных ископаемых» (комментарий учителя)
  2. 1 слайд – шахты
  3. 2 слайд – карьер
  4. 3 слайд – карьер
  5. 4 слайд – добыча каменного угля открытым способом
  6. 5 слайд  –  роторный экскаватор
  7. 6 слайд – фонтанный способ
  8. 7 слайд –  насосный способ
  9. 8 слайд – буровые вышки
  10. 9 слайд  – буровая платформа
  11. 10 слайд – «Приразломная» платформа
  12. 11слайд– «Приразломная» платформа
  13. 13 слайд – способы добычи

Гимнастика для глаз.           

  1. Работа в группах.

Создание коллажа «Месторождение полезных ископаемых Архангельской области»

 Цель: обобщить знания о полезных ископаемых. Уточнить знания о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.

(подобрать образцы полезных ископаемых, условные знаки, иллюстрации)

Творческая группа №1 Бокситы.

Творческая группа №2 Алмазы.

Творческая группа №3 Каменный уголь.

Творческая группа №4 Нефть.

Творческая группа №5 Строительные полезные ископаемые.

Итог.  Расскажите о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.

  1. Защита коллажей.
  2. Самооценка и оценка лидерами творческих групп.

Итог урока.

  1. О каких способах добычи полезных ископаемых вы знаете?
  2. Какие полезные ископаемые добывают открытым способом?
  3. Какие полезные ископаемые добывают подземным способом?
  4. Какими полезными ископаемыми богата Архангельская область?

Домашнее задание:

Стр.113- 116,

Задания на выбор:

  1. тетрадь№46 (составить план рассказа о геологах)
  2. тетрадь№46 (исследовать:  какие полезные ископаемые использовались  в строительстве  зданий или в их облицовке. Из каких горных пород  сделаны  памятники в нашем  городе?)
  3. Подготовить сообщение: Минеральные воды( добыча, использование)
  4. Как добывать полезные ископаемые без вреда для окружающей среды?

ЛИТЕРАТУРА,

1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир»: Учеб. для 4 кл. — Самара: Корпорация «Федоров», 2009.

2.  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для  4 кл. к уч. «Мы и окружающий мир». — Самара: Корпорация «Федоров»,2009.

3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 3-4 классы. — Самара: Корпорация «Федоров»,2007.

4. Е.М. Елизарова «Мы и окружающий мир»: 4 класс: поурочные планы по учебнику  Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н.Волгоград: Учитель, 2007.

    5.  География Архангельской области (физическая география) 8 класс. Учебное пособие для учащихся. / Под ред. Бызовой Н. М. – Архангельск, издательство Поморского международного педагогического университета имени М. В. Ломоносова, 1995.

    6. Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы / Под. ред. Баталова А. Е., Морозовой Л. В. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Приложение №1

1. Он очень нужен детворе

Он на дорожке во дворе

Он и на стройке и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она варилась

В доменной печи

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

3. Белый камушек растаял

На доске он след оставил. (Мел)

4. Очень прочен и упруг

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

5. Без нее не побежит

Не автобус, не такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

6. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Черный, блестящий –

Труженик настоящий. (Уголь)

7. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

8. По трубе течет –

Пироги печет. (Газ)

9. Росли на болоте растения –

Стали топливом и удобрением. (Торф)

10. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе

Сам он удобрение. (Известняк)

 Вот уже звенит звонок

Начинается урок

Хозяйка подземных богатств

В свое царство зовет сегодня нас

Приложение № 2.

Итоги работы.             ТГ №1

Фамилия , имя.

Самооценка.

Оценка лидера.

1

2

3

4

5

6

Приложение № 3.

План
описания полезного ископаемого

   1. Название полезного ископаемого.

   2. Состав.

   3. Определи его свойства:

      * цвет, блеск;

       *твёрдость, сыпучесть, хрупкость,

       *вязкость;

       *тяжелее или легче воды;

       *горючесть.

   4. Место добычи.

   5. Где используется это полезное ископаемое?

Приложение № 4.

Полезные ископаемые Архангельской области.

Минерально-сырьевая база – одно из главных богатств Архангельской области.

На территории Архангельской области из числа полезных ископаемых известны месторождения бокситов, полиметаллов, алмазов, известняков, глин, стекольных песков и ряда общераспространенных полезных ископаемых.

Из них в настоящее время разрабатываются месторождения бокситов, карбонатных пород для цементной и целлюлозно-бумажной промышленности, глин для цементной промышленности и общераспространенных полезных ископаемых.

Полезные ископаемые на территории области имеют главным образом осадочное происхождение.

В 100 км севернее Архангельска на территории Приморского и Мезенского районов находятся крупнейшие в Европе месторождения алмазов (месторождение имени Ломоносова).

В области находятся значительные месторождения нефти и газа (Приразломное месторождение), особенно они значительны в северной части области — в Большеземельской тундре (Хыльчуюское, Инзырейское, Варандейское и др.), имеются месторождения Печорского угля, огромные запасы торфа.                                                                                                                          Разведаны и эксплуатируются месторождения бокситов (Иксинское в Плесецком районе).

Наиболее значительны месторождения гипсов (крупнейшее в стране Звозское месторождение), известняков и ангидридов.

В долине Онеги, на Онежском полуострове и в ряде других мест имеются многочисленные солевые источники. На юге области — в Сольвычегодске, Коряжме, Шангалах — залегают пласты каменной соли мощностью до 16 м.

На Новой Земле разведаны месторождения марганцевых и полиметаллических руд.

Известны месторождения строительных материалов, огнеупоров, красящих глин.

Архангельская область богата полезными ископаемыми. Начата добыча нефти, газа, бокситов, идет подготовка к освоению месторождений алмазов, разведаны значительные запасы известняков, доломитов, гипсов, строительных камней, цементного сырья, иодных вод, ювелирных агатов и др. Поисково-разведочные работы ведет государственное предприятие “Архангельскгеология”.

В северо-восточной части области, на территории Ненецкого автономног округа, открыты 73 месторождения нефти, газа и конденсата.

Серьезный вклад в развитие промышленного потенциала всего Северо-Запада России предстоит сделать компании “Росшельф”, которая начинает разработку месторождений нефти и газа на арктическом шельфе.

В Плесецком районе области открыто и подготовленно к промышленному освоению наиболее крупное в России Иксинское месторождение бокситов. В перспективе здесь намечается строительство глиноземного завода.

В 90-км севернее г. Архангельска открыто и разведанно крупно месторождение алмазов. Горногеологические условия эксплуатации месторождения позволяют организовать крупномасштабное горнодобывающее предприятие.

Месторождение алмазов имени М. В. Ломоносова представлено 6 кимберлитовыми трубками: Архангельская, им. Карпинского-1, им. Карпинского-2, Пионерская, Поморская, им. Ломоносова.

Трубки месторождения имени М.В. Ломоносова расположены в виде близмеридиональной цепочки общей протяженностью 9,5 км. Расстояние между отдельными трубками внутри этой цепочки колеблется от 0,13 до 2,15 км.

Месторождение алмазов имени М. В. Ломоносова представлено 6 кимберлитовыми трубками: Архангельская, им. Карпинского-1, им. Карпинского-2, Пионерская, Поморская, им. Ломоносова.

Трубки месторождения имени М.В. Ломоносова расположены в виде близмеридиональной цепочки общей протяженностью 9,5 км. Расстояние между отдельными трубками внутри этой цепочки колеблется от 0,13 до 2,15 км.

Источник