Добыча полезных ископаемых в северных морях

Добыча полезных ископаемых в северных морях thumbnail

СЕ́ВЕРНОЕ МО́РЕ, ок­ра­ин­ное мел­ко­вод­ное шель­фо­вое мо­ре Ат­лан­ти­че­ско­го ок., ог­ра­ни­че­но на за­па­де ост­ро­ва­ми Ве­ли­ко­бри­та­ния, Орк­ней­ски­ми и Шет­ланд­ски­ми, на вос­то­ке – по­лу­ост­ро­ва­ми Скан­ди­нав­ским и Ют­лан­дия, на юге – по­бе­режь­ем Ев­ро­пы. Со­об­ща­ет­ся на се­ве­ре с Нор­веж­ским м., на вос­то­ке – с Бал­тий­ским м. че­рез про­ли­вы Ска­гер­рак, Кат­те­гат, Эре­сунн, Боль­шой Бельт и Ма­лый Бельт, на юго-за­па­де – про­ли­ва­ми Па-де-Ка­ле, Ла-Манш и на се­ве­ро-за­па­де ме­жо­ст­ров­ны­ми про­ли­ва­ми – с Ат­лан­ти­че­ским ок. Омы­ва­ет бе­ре­га Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Бель­гии, Ни­дер­лан­дов, Гер­ма­нии, Да­нии и Нор­ве­гии. Пл. 565 тыс. км2, ср. глу­би­на 87 м, объ­ём 49 тыс. км3. Наи­боль­шая глу­би­на 725 м.

Берега

Добыча полезных ископаемых в северных морях

Побережье о. Великобритания в Северном море.

Фото Д. В. Соловьёва

На се­ве­ро-вос­то­ке, в Нор­ве­гии, бе­ре­га фьор­до­вые, с боль­шим ко­ли­че­ст­вом мел­ких ост­ро­вов, на вос­то­ке, в Анг­лии и Шот­лан­дии, – об­ры­ви­стые, мес­та­ми га­леч­ные пля­жи, пе­ре­се­ка­ют­ся реч­ны­ми до­ли­на­ми, на юге – б. ч. пес­ча­ные пля­жи, дю­ны, мно­же­ст­во эс­туа­ри­ев (ре­ки Рейн, Эль­ба и т. д.), в Да­нии – ла­гун­ные; вост. по­бе­ре­жье Ни­дер­лан­дов поч­ти всю­ду окайм­ле­но дам­ба­ми от на­вод­не­ний. На юго-вос­то­ке, вдоль бе­ре­га, тя­нет­ся це­поч­ка Фриз­ских о-вов, к се­ве­ру от них – о. Гель­го­ланд.

Рельеф и геологическое строение дна

По­верх­ность дна пред­став­ля­ет со­бой сла­бо на­кло­нён­ную к се­ве­ру рав­ни­ну с глу­би­на­ми от 20 до 170 м и мно­же­ст­вом неболь­ших ба­нок (наи­бо­лее зна­чи­тель­на – Дог­гер-бан­ка). В юго-зап. час­ти рас­про­стра­не­ны вы­тя­ну­тые в сев.-вост. на­прав­ле­нии не­боль­шие пес­ча­но-гра­вий­ные гря­ды, соз­дан­ные при­лив­ны­ми те­че­ния­ми. Встре­ча­ют­ся так­же уз­кие лож­би­ны с глу­би­на­ми св. 200 м (ос­тат­ки древ­них реч­ных до­лин). Вдоль бе­ре­гов Нор­ве­гии про­тя­ги­ва­ет­ся ко­ры­то­об­раз­ный жё­лоб глу­би­ной 300–400 м, в прол. Ска­гер­рак до 800 м.

Впа­ди­на С. м. при­уро­че­на гл. обр. к сев. час­ти Се­ве­ро­мор­ско-Сред­не­ев­ро­пей­ской ме­га­си­нек­ли­зы За­пад­но-Ев­ро­пей­ской плат­фор­мы, склад­ча­тый фун­да­мент ко­то­рой в этой час­ти в осн. ка­ле­дон­ский. Оса­доч­ный че­хол сло­жен мощ­ной (до 12 км) тол­щей мор­ских и кон­ти­нен­таль­ных (в т. ч. лед­ни­ко­вых) от­ло­же­ний от де­во­на до чет­вер­тич­ной сис­те­мы, об­ра­зую­щих сис­те­му по­ло­гих под­ня­тий и впа­дин. Наи­бо­лее круп­ные под­ня­тия – Ют­ланд­ское, Дог­гер-бан­ка, впа­ди­ны – Се­вер­ная, Се­ве­ро-Дат­ская, Анг­лий­ская. Перм­ские слои за­клю­ча­ют мощ­ную тол­щу со­лей (цех­штейн), ко­то­рые об­ра­зу­ют мно­го­числ. ку­по­ла, вне­дряю­щие­ся в вы­ше­ле­жа­щие от­ло­же­ния. С оса­доч­ным вы­пол­не­ни­ем ме­га­си­не­кли­зы свя­за­ны круп­ные ме­сто­ро­ж­де­ния неф­ти и при­род­но­го го­рю­че­го га­за (см. в ст. Се­вер­но­го мо­ря неф­те­га­зо­нос­ная об­ласть).

Климат

Кли­мат в рай­оне С. м. уме­рен­ный, на­хо­дит­ся под влия­ни­ем тё­п­ло­го Се­ве­ро-Ат­лан­ти­че­ско­го те­че­ния и ци­кло­нич. дея­тель­но­сти Ис­ланд­ско­го цен­тра по­нижен­но­го дав­ле­ния. Зи­ма ко­рот­кая, от­но­си­тель­но мяг­кая, ле­то про­хлад­ное. Гос­под­ству­ют зап. и юго-зап. вет­ры, дос­ти­гаю­щие наи­боль­шей си­лы зи­мой. С но­яб­ря по март от­ме­ча­ет­ся наи­боль­шая по­вто­ряе­мость штор­мов. Час­тая сме­на ци­кло­нов и ан­ти­ци­кло­нов оп­ре­де­ля­ет не­ус­той­чи­вую по­го­ду во все се­зо­ны. Ср. темп-ра фев­ра­ля от 0 °C на вос­то­ке до 5 °C на за­па­де, ав­гу­ста – от 15 °C на се­ве­ре до 17 °C на юге. Зи­мой при сев. вет­рах темп-ра мо­жет па­дать до –23 °C. Ср. го­до­вая об­лач­ность 6–7 бал­лов, с мак­си­му­мом зи­мой. Осад­ков в год от 600–700 мм на юге до 1000 мм на се­ве­ре. Зи­мой час­ты сне­го­па­ды, мо­гут со­про­во­ж­дать­ся силь­ны­ми шква­ла­ми. Ха­рак­тер­ны ту­ма­ны.

Гидрологические условия

Гид­ро­ло­ги­че­ские ус­ло­вия С. м. оп­ре­де­ля­ют­ся его гео­гра­фич. по­ло­же­ни­ем, кли­ма­тич. ус­ло­вия­ми, во­до­об­ме­ном с Ат­лан­ти­че­ским ок. и Бал­тий­ским м. и ма­те­ри­ко­вым сто­ком. Осн. роль иг­ра­ют тё­п­лые и со­лё­ные ат­лан­тич. во­ды, по­сту­паю­щие в С. м. дву­мя по­то­ка­ми: один ме­ж­ду Шет­ланд­ски­ми о-ва­ми и сев. око­неч­но­стью о. Ве­ли­ко­бри­та­ния, дру­гой – че­рез прол. Па-де-Ка­ле. Бо­лее пре­сные во­ды Бал­тий­ско­го м. по­сту­па­ют в сев.-вост. часть С. м. че­рез прол. Ска­гер­рак. Ма­те­ри­ко­вый сток име­ет пре­об­ла­даю­щее зна­че­ние в юго-вост. час­ти мо­ря, ку­да впа­да­ют ре­ки Эль­ба, Ве­зер, Эмс, Рейн, Ма­ас, Шель­да, Тем­за, и в рай­оне бе­ре­гов Нор­ве­гии и Шве­ции, где ло­каль­ное влия­ние ока­зы­ва­ют та­лые во­ды. Об­щий го­до­вой при­ток пре­сных вод с ма­те­ри­ко­вым сто­ком со­став­ля­ет 300 км3.

Во­ды С. м. во­вле­ка­ют­ся в об­щую ци­кло­наль­ную цир­ку­ля­цию, на ко­то­рую на­кла­ды­ва­ют­ся ме­ст­ные кру­го­во­ро­ты то­го же на­прав­ле­ния. Осн. мас­са по­верх­но­ст­ных вод ухо­дит из С. м. в Нор­веж­ское м. ме­ж­ду Скан­ди­нав­ским п-овом и Шет­ланд­ски­ми о-ва­ми. По­верх­но­ст­ные те­че­ния име­ют осн. ско­ро­сти до 0,3 м/с, под влия­ни­ем вет­ров их на­прав­ле­ния и ско­ро­сти зна­чи­тель­но ме­ня­ют­ся.

Темп-ра по­верх­но­ст­ных вод име­ет яр­ко вы­ра­жен­ный го­до­вой ход, ср. темп-ры из­ме­ня­ют­ся в фев­ра­ле от 2 °C у по­бе­режья Да­нии до 8 °C на се­ве­ро-за­па­де, в ав­гу­сте от 18 до 13 °C со­от­вет­ст­вен­но. В при­бреж­ных зо­нах, ис­клю­чая об­лас­ти эс­туа­ри­ев и фьор­дов, сред­ние зна­че­ния со­лё­но­сти со­став­ля­ют 32–34,5‰, ис­клю­чая про­ли­вы Кат­те­гат и Ска­гер­рак, где из-за воз­дей­ст­вия Бал­тий­ско­го м. со­лё­ность на вхо­де и вы­хо­де из­ме­ня­ет­ся в пре­де­лах от 10 до 25‰ и от 25 до 34‰ со­от­вет­ст­вен­но. В от­кры­тых зо­нах мо­ря и в его зап. час­ти со­лё­ность по­верх­но­ст­ных вод со­став­ля­ет ок. 35‰. Глу­бин­ные темп-ры и со­лё­но­сти на боль­шей ча­сти мо­ря ма­ло от­ли­ча­ют­ся от по­верх­но­ст­ных. За по­след­ние 100 лет темп-ра по­верх­но­ст­ных вод уве­ли­чи­лась в сред­нем на 1 °C.

В С. м. фор­ми­ру­ют­ся разл. вод­ные мас­сы, ко­то­рые раз­де­ля­ют 3 ти­па фрон­тов: при­лив­ной, зо­ны ап­вел­лин­га и со­лё­но­ст­ный, в них уве­ли­чи­ва­ет­ся био­ло­гич. ак­тив­ность.

При­ли­вы пре­им. по­лу­су­точ­ные, их ве­ли­чи­ны из­ме­ня­ют­ся от 0,6 до 7,6 м. Ско­рость при­лив­ных те­че­ний дос­ти­га­ет у Шет­ланд­ских о-вов 18 км/ч. В С. м. вхо­дят 2 при­лив­ные вол­ны: мощ­ная вол­на с се­ве­ра и бо­лее сла­бая че­рез прол. Ла-Манш. Боль­шое влия­ние на при­лив­ную вол­ну ока­зы­ва­ют глу­би­на и кон­фи­гу­ра­ция бе­ре­гов, на уро­вень мо­ря – вет­ро­вые сгон­но-на­гон­ные яв­ле­ния, в юж. час­ти мо­ря они мо­гут по­вы­шать уро­вень до 3 м и по­ни­жать до 2,1 м. Под со­во­куп­ным влия­ни­ем при­ли­вов и силь­ных на­гон­ных вет­ров по­вы­ше­ния уров­ня мо­гут при­во­дить к ка­та­ст­ро­фич. на­вод­не­ни­ям, за­то­п­ляя зна­чит. пло­ща­ди низ­мен­ных по­бе­ре­жий Ни­дер­лан­дов, Бель­гии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Да­нии. Вет­ро­вые вол­ны в пе­ри­од штор­мов дос­ти­га­ют вы­со­ты 8–10 м на се­ве­ре и 6–7 м на юге. Льды встре­ча­ют­ся у бе­ре­гов С. м. с де­каб­ря по март. В су­ро­вые зи­мы ле­дя­ной по­кров мо­жет со­хра­нять­ся в те­че­ние ме­ся­ца и бо­лее.

Органический мир

В С. м. на­счи­ты­ва­ет­ся ок. 300 ви­дов рас­те­ний и бо­лее 1500 ви­дов жи­вот­ных. Это обыч­ные для мо­рей диа­то­мо­вые (пре­об­ла­да­ют на се­ве­ре мо­ря) и пе­ри­ди­ние­вые планк­тон­ные во­до­рос­ли и зе­лё­ные, бу­рые и крас­ные мак­ро­фи­ты. Сре­ди жи­вот­ных осо­бен­но мно­го­чис­лен­ны ра­ко­об­раз­ные (ок. 600 ви­дов), чер­ви, мол­лю­ски (при­мер­но по 300), ки­шеч­но­по­ло­ст­ные и ры­бы. Из­вест­но ок. 230 ви­дов рыб. Для ли­то­ра­ли ха­рак­тер­ны за­рос­ли фу­кои­дов, боль­шие по­се­ле­ния ми­дий, мор­ских же­лу­дей, чер­вей-пес­ко­жи­лов, бо­ко­пла­вов; глуб­же – мно­го мор­ской тра­вы-зос­те­ры, круп­ных мол­лю­сков (мо­дио­ла, мор­ской гре­бе­шок, уст­ри­цы).

Пти­цы ис­поль­зу­ют бе­ре­га С. м. для гнез­до­ва­ния, а так­же че­рез не­го про­хо­дят пу­ти ми­гра­ции. Еже­год­но в этом рай­оне на­блю­да­ет­ся от 6 до 12 млн. птиц бо­лее 50 ви­дов (глу­пыш, бу­ре­ве­ст­ник, олу­ша, га­га­ра и т. д.).

Во­дят­ся 3 ви­да тю­ле­ней и 16 ви­дов ки­тов. Осн. ви­ды мор­ских мле­ко­пи­таю­щих: обык­но­вен­ный тю­лень, длин­но­мор­дый (се­рый) тю­лень, мор­ская сви­нья, ма­лый по­ло­са­тик, бе­ло­мор­дый дель­фин.

Экономико-географический очерк

Хо­зяйств. зна­че­ние С. м. оп­ре­де­ля­ет­ся тем, что на его бе­ре­гах рас­по­ло­же­ны наи­бо­лее раз­ви­тые стра­ны Зап. Ев­ро­пы, по мо­рю идут важ­ные тор­го­вые пу­ти из Бал­тий­ско­го м. в Ат­лан­ти­че­ский ок.; оно бо­га­то круп­ны­ми рыб­ны­ми ре­сур­са­ми, ме­сто­ро­ж­де­ния­ми неф­ти и при­род­но­го га­за.

Читайте также:  Расторопша полезна порошок и для чего

Че­рез С. м. про­хо­дят осн. внеш­не­тор­го­вые и ка­бо­таж­ные гру­зо­по­то­ки стран Зап. Ев­ро­пы. В гру­зо­обо­ро­те пре­об­ла­да­ют нефть и неф­те­про­дук­ты, уголь, же­лез­ная ру­да, ле­со­ма­те­риа­лы, ме­тал­лы, цел­лю­ло­за и бу­ма­га, а так­же ма­ши­ны. Круп­ней­шие пор­ты: Рот­тер­дам (Ни­дер­лан­ды, 1-е ме­сто в Ев­ро­пе по гру­зо­обо­ро­ту), Ан­твер­пен, Брюг­ге (Бель­гия), Ам­стер­дам (Ни­дер­лан­ды), Лон­дон, Им­мин­гем, Халл (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Дюн­керк (Фран­ция), Гам­бург, Бре­мен, Виль­гельмс­ха­фен (Гер­ма­ния), Гё­те­борг (Шве­ция), Ос­ло, Бер­ген (Нор­ве­гия).

С. м. – один из круп­ней­ших рай­онов ры­бо­лов­ст­ва Зап. Ев­ро­пы. За го­ды ак­тив­но­го ры­бо­лов­ст­ва был на­не­сён су­щест­вен­ный урон рыб­ным ре­сур­сам мо­ря, ев­роп. стра­ны при­ла­га­ют уси­лия по вос­ста­нов­ле­нию и ус­той­чи­во­му ис­поль­зо­ва­нию рыб­ных ре­сур­сов. Ви­ды рыб, имею­щих хо­зяйств. зна­че­ние: сельдь, пу­тас­су, сай­да, кам­ба­ла, киль­ка, скум­брия, трес­ка. Ак­тив­ное раз­ви­тие пе­ре­жи­ва­ет ак­ва­куль­ту­ра (С. м. за­ни­ма­ет 2-е ме­сто в ЕС), осн. ви­ды – ми­дии и ло­со­сё­вые.

Добыча полезных ископаемых в северных морях

Добыча природного газа с платформы на шельфе Северного моря.

В С. м. ве­дёт­ся до­бы­ча неф­ти и га­за. В нач. 21 в. круп­ней­шим про­из­во­ди­те­лем га­за яв­ля­ет­ся Нор­ве­гия. В 2002 вве­де­на в экс­плуа­та­цию пер­вая мор­ская вет­ро­вая элек­тро­стан­ция (ВЭС). Позд­нее бы­ли по­строе­ны дру­гие ВЭС, в т. ч. 2 круп­ней­шие в ми­ре (2010) – «Tha­net» в Ве­ли­ко­бри­та­нии и «Horns Rev 2» в Да­нии.

При­ле­гаю­щие к С. м. тер­ри­то­рии ха­рак­те­ри­зу­ют­ся раз­ви­той се­тью ка­на­лов. Киль­ский ка­нал (со­еди­ня­ет Бал­тий­ское м. и С. м.), по дан­ным на 2012, – наи­бо­лее ис­поль­зуе­мый ис­кусств. вод­ный путь в ми­ре.

Источник

«Богатство земли русской Сибирью прирастать будет и морями студеными», — писал Михаил Ломоносов. Осваивая Сибирь, мы обычно опускали последние слова этой цитаты. Но как же весомо они звучат сегодня, когда изучена геология не только суши, но и шельфа, то есть прибрежной мелководной части морей. Почти весь российский шельф располагается в холодных морях Северного Ледовитого океана и Охотского моря. Его протяженность у берегов России составляет 21% всего шельфа Мирового океана. Около 70% его площади перспективны с точки зрения полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа.

Основные нефтяные и газовые запасы российского шельфа сосредоточены вдоль арктического побережья.

Нефтеносные запасы России, включая шельф.

Богатства шельфа Карского и Баренцева морей и прилегающей сибирской суши. Такое крупнейшее месторождение, как Харасавейское, находится и на земле и в море.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Прогноз добычи нефти (А) и газа (Б) на шельфе России до 2035 года (по данным журнала ‘Нефть России’ № 10, 2005 г.).

Монтаж платформы на производственном объединении ‘Севмаш’ в Северодвинске.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Чтобы круглый год добывать нефть на месторождении Приразломное в суровых северных условиях, сконструирована морская ледостойкая платформа. На дне моря на подушке из щебня устанавливается стальное основание — кессон.

На Штокмановском месторождении для бурения скважин и откачки газа предполагается использовать ледостойкие полупогружные платформы.

На шельфе содержится четверть наших запасов нефти и половина запасов газа. Распределены они следующим образом: Баренцево море — 49%, Карское — 35%, Охотское — 15%. И лишь менее 1% находится в Балтийском море и на нашем участке Каспия.

Разведанные запасы на шельфе Северного Ледовитого океана составляют 25% мировых запасов углеводородного сырья. Чтобы понять, что это значит для нашей страны, напомним некоторые факты. Нефть и газ обеспечивают 20% внутреннего валового продукта России, они являются главными статьями нашего экспорта, давая более половины его доходов. Однако основные их месторождения на суше уже частично выработаны, а в Татарии и Западной Сибири — истощены. По прогнозам, при существующих темпах добычи эксплуатируемых месторождений России нефти хватит лет на 30. Прирост разведанных запасов в настоящее время не покрывает добываемого количества.

О том, что такое континентальный шельф и каково его происхождение, журнал «Наука и жизнь» уже рассказывал (см. статью «Континентальный шельф: «ахиллесова пята» океана» в № 6, 2004 г.). Там, где побережье носит равнинный характер и плавно уходит в море, шельф выступает как бы продолжением суши под водой, имея при этом ту же геологическую структуру. Если нефть и газ добывают в прибрежных районах, то почти наверняка их можно обнаружить и в глубинах морского дна. Уже сегодня в мире каждую третью тонну нефти добывают в море.

Нефть и газ, эти родные ископаемые «братья», образовались и залегают в одних и тех же материнских породах — в многокилометровых осадочных толщах, накопившихся на дне древних морей. Толщи эти не однородны, а расчленены на много пластов разного возраста. Бывает, что поверх нефтяной залежи в том же пласте находится газовая «шапка». Нефть и газ залегают в пористых пластах, сложенных в основном песчаниками и известняками, от древнейших — девонского периода (их возраст порядка 1,5 млрд лет) и до самых молодых — неогеновых, которым всего-то 20 млн лет. Месторождение считается нефтяным или газовым в зависимости от того, что преобладает. Средняя глубина залегания месторождений — около 3 км, хотя встречаются залежи и на глубине 7 км. В дальнейшем для краткости будем говорить только о нефти, поскольку для общей оценки запасов по их энергетическим свойствам нередко указывают нефть, пересчитывая запасы газа в нефтяной эквивалент (1 тыс. м3 газа приравнивается к 1 т нефти).

В богатейшей нефтью Западной Сибири толщина осадочных пород более 10 км. Больший объем и глубина погруженности осадочной толщи, как правило, свидетельствуют и о бoльших потенциальных ресурсах. Вопрос только в том, созрела ли накопленная органика до стадии нефти. На созревание требуется уж никак не менее 10 млн лет, да еще и высокая температура. Бывает так, что местами нефтеносные пласты не накрыты сверху толщей непроницаемых пород, например глинами или солями. Тогда не только газ, но и все легкие фракции нефти испаряются и образуются огромные запасы битумов. По калорийности они почти не уступают нефти; запасы сырья огромны и залегают неглубоко, но подступиться к битумным залежам почти невозможно: низкая текучесть препятствует практической разработке.

Наибольшая толщина осадочного чехла в России — в районе Каспия, там она достигает рекордных 25 км! Современное Каспийское море — это жалкие «усохшие» остатки древнейшего тепловодного моря. Поэтому-то здесь и наслоилось столько осадочных отложений, накопивших огромные запасы нефти (см. статью «Большая нефть Каспия», «Наука и жизнь» № 12, 2002 г.).

У России самая большая протяженность морских границ и соответственно морского шельфа. Бoльшая его часть находится в Ледовитом океане, суровом и холодном, почти круглый год покрытом льдом. На востоке Россию омывают моря Тихого океана. В зимние месяцы они затянуты льдом от берегов Чукотки и почти до южной оконечности Сахалина. Но под водой и ледяными полями лежат богатые нефтеносные структуры и уже открытые месторождения (структура становится месторождением, когда из пробуренной на ней скважины получен промышленный приток нефти, газа и уже можно примерно оценить запасы).

Читайте также:  Учет полезных ископаемых в российской федерации

Путешествуя вдоль морских границ России, посмотрим, что открыто на шельфе, что добывают рядом на берегу, взглянем на геологию берега и шельфа, а точнее, на осадочную толщу.
Следует сразу отметить, что шельфы морей в среднем изучены всего на 7%, в то время как основные сухопутные нефтегазоносные регионы — более чем на 50%. Поэтому мы можем говорить только о потенциальных шельфовых запасах.

ВДОЛЬ МОРСКИХ ГРАНИЦ РОССИИ

Со школьных лет мы знакомы с географической картой нашей страны, с зелеными пятнами низменностей и коричневыми, разных оттенков, горами. Но очень мало кто видел подобную же карту рельефа морского дна, особенно Ледовитого океана, — она появилась совсем недавно.

Начнем более детальный осмотр шельфа с границы с Норвегией. Конечно, на суше она определена точно — до метра, ведь эти небольшие километры были единственной нашей сухопутной границей со странами — членами НАТО. Далее же на север линия раздела дна Баренцева моря до сих пор не зафиксирована. Это объясняется тем, что еще в 1926 году правительство СССР объявило морскую границу продолжением точно на север границы сухопутной. Так она и обозначена на всех отечественных картах и в атласах. Долгое время граница вполне устраивала нашего соседа — Норвегию. Но настали другие времена. В 1982 году была принята Международная конвенция по морскому праву, которую подписали и мы. А она рекомендует проводить границу раздела морского дна по срединной линии между берегами принадлежащих странам территорий. (Так недавно мы и поделили Каспий с соседями — Казахстаном и Азербайджаном). В случае с российско-норвежской границей линия должна проходить посередине между берегами Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, принадлежащими России, и берегами Шпицбергена и самой Норвегии. Оказалось, что эта срединная линия проходит восточнее от объявленной нами в 1926 году границы. В результате появился значительный (несколько десятков тысяч квадратных километров) участок морского дна, на который претендуют оба государства. По прогнозам, этот участок дна моря содержит большие запасы углеводородов. Причем условия добычи достаточно легкие: небольшая глубина и нет льда — ведь здесь проходит ветвь Гольфстрима, потому-то порт в Мурманске незамерзающий и зима на Кольском полуострове сравнительно теплая.

Двинемся дальше на восток. По геологическому строению весь Кольский полуостров — это часть выходящего на поверхность Балтийского щита, образованного древними изверженными породами. Их возраст на поверхности может достигать 3 млрд лет, а возраст Земли — всего-то 6 млрд. Неслучайно именно здесь, у границы с Норвегией, бурили Кольскую сверхглубокую скважину для изучения глубинного строения Земли (см. «Наука и жизнь» № 5, 2002 г.). Она достигла самой большой в мире глубины — более 12 км!
Осадочных пород здесь нет, и нефти тоже нет. Но сушу омывает Баренцево море, а под дном его, в некотором удалении от берега, лежит большая осадочная толща — там и в древние времена было огромное море, по-видимому, теплое и мелкое, иначе не выпало бы столько осадков с органикой. И следовательно, у дна моря иное геологическое строение, чем у суши. Потому-то здесь и обнаружены значительные запасы углеводородов.

За Кольским полуостровом — узкое горло Белого моря, окраина Балтийского щита. Поверх изверженных пород лежат осадочные. Но какая же здесь нефть — осадочная толща едва наросла до 500—600 м и еще не опустилась вглубь.

Следуем на восток. Миновали полуостров Канин, за ним остров Колгуев и Печорское море. На берегу леса сменились тундрой, а под ними — многокилометровая осадочная толща. Здесь, у Печоры, и далее на юг расположены мощные нефтегазовые месторождения. Нефтяники называют этот район Тимано-Печорской нефтегазоносной провинцией. И неслучайно, что на шельфе Печорского моря (оно сравнительно небольшое, и на крупномасштабных картах его не выделяют, считая частью Баренцева моря) находятся крупнейшие залежи нефти и газа. Они уходят на север, в Баренцево море, вдоль всего западного побережья Новой Земли, но близко к ней не подходят — Новая Земля является продолжением древних Уральских гор, и осадочных пород здесь нет.

Переваливаем за Урал, а в море — за Новую Землю. Взглянем на полуостров Ямал и восточный берег Обской губы. Они буквально усыпаны нефтегазовыми месторождениями, крупнейшие из которых — Ямбургское газовое, Уренгойское и Медвежье нефтяные. В самой Обской губе в 2004 году открыли два новых месторождения. Все месторождения как бы нанизаны на нитку, протянувшуюся с юго-востока на северо-запад. Дело в том, что глубоко под землей находится большой древний тектонический разлом, вдоль которого и сгруппированы месторождения. Вдоль разлома из глубин земли выделяется больше тепла, что способствует ускорению образования нефти из органики в древней осадочной толще.
Итак, в Баренцевом и Карском морях сосредоточено 84% уже известных запасов всего шельфа России. А на берегу, южнее, расположена огромная Западно-Сибирская низменность, в которой находится 63% наших сухопутных ресурсов нефти. Все это — дно единого древнего моря, существовавшего в течение многих геологических эпох. Здесь-то и находится основная наша кормилица — Западно-Сибирская нефтяная провинция. Полуостров Ямал славен еще и тем, что Россия добывает на нем почти 80% газа. На соседнем шельфе, по-видимому, сосредоточено 95% запасов газа всего нашего шельфа. Отсюда начинаются основные российские газопроводы, по которым газ уходит в страны Западной Европы.

Продолжим путешествие вдоль побережья. Далее, на восток, находятся устье Енисея и Таймырский полуостров. У Енисея низменность Западной Сибири сменяется Сибирской платформой, тянущейся до устья Лены, на которой местами на поверхность выходят древние изверженные породы. Небольшой прогиб платформы с шестикилометровым слоем осадков огибает Таймырский полуостров с юга от устья Енисея до Хатанги, но нефти в нем нет.

Геология севера Восточной Сибири изучена еще очень слабо. Но общее геологическое строение этой горной страны указывает, что нефть приурочена к прогибам, где есть осадочный чехол. А вот дальше на восток, у берега моря, геология уже иная — здесь под дном Ледовитого океана лежит многокилометровая осадочная толща (после поднятия суши она местами «вылезла» и на берег), перспективная на нефть и газ, но почти совсем не изученная. Исследования с поверхности затруднены круглогодичными льдами, а бурение дна тут пока не проводилось.

Обогнем Чукотку: на ней местами велись поиски нефти и разведочное бурение. Следующий участок шельфа, где находятся 15% запасов, — уже побережье Тихого океана, от севера Камчатки до юга Сахалина. Правда, нефтяные вышки промыслов увидим только на северном Сахалине, где нефть добывают с 1927 года. Геология шельфа у острова повторяет геологию суши. Вернее было бы сказать, что лишь на северном Сахалине древний шельф «слегка обсох». Отдельные месторождения шельфа Сахалина почти «выползли» на сушу. Морские месторождения, площадь которых и запасы во много раз превышают сухопутные, тянутся вдоль всего восточного берега Сахалина и уходят на север. Часть месторождений была открыта еще в 70-е годы прошлого века. Прогнозируемые извлекаемые запасы шельфа Сахалина — более 1,5 млрд т (извлекаемые запасы составляют примерно 30% выявленных). Для сравнения: вся Западная Сибирь имеет 9,1 млрд т доказанных запасов. Первая промышленная нефть шельфа России получена на Сахалине в 1998 году, но это отдельная история.

Читайте также:  Что полезно для мозга ребенка при беременности

Осталось взглянуть на шельф Каспийского, Черного, Азовского и Балтийского морей, хотя протяженность его составляет лишь небольшую часть российского, а на карте он едва виден. Согласно оценкам, российская часть шельфа Каспия содержит около 13% всех его запасов (основные принадлежат Казахстану и Азербайджану). У Кавказского побережья Черного моря нефть может быть в глубоководной (глубина 1,5—2 км) его части и совсем немного — в Азовском море. Но Азовское море маленькое и поделено между двумя странами. Украина ведет там добычу газа.

И, наконец, завершая путешествие по морям, посмотрим на Балтику. Балтийское море по сравнению с морями Ледовитого океана невелико, а государств много, но здесь, в Калининградской области, недалеко от берега, рядом с Куршской косой, в 1983 году обнаружена нефть на малых глубинах. В 2004 году начата ее промышленная добыча. Запасы по российским меркам, не столь велики — менее 1 млн т, но условия добычи значительно легче, чем в Ледовитом океане. Наличие нефти в этом месте не является сюрпризом, рядом на берегу ее добывают давно, и запасы больше.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ СЕВЕРНОГО ШЕЛЬФА

В мире на шельфе и прибрежных акваториях сегодня добывают 35% нефти и около 32% газа. Начало положено бурением первых морских скважин лет 50 тому назад в мелком и теплом Мексиканском заливе.

Опыт освоения богатств морского дна есть и в Европе. Уже более 30 лет в Северном море добычу с морских платформ ведут Норвегия и Англия и получают нефти столько, что суммарный экспорт этих двух стран соизмерим с российским. Норвегия благодаря добыче нефти стоит на первом месте по уровню жизни. Правда, здесь добыча ведется не на шельфе, а на дне Северного моря, имеющем иное геологическое строение. Кстати, добыча ведется не только в экономических зонах этих стран, а и вне их согласно международной договоренности о разделе дна между примыкающими странами.

Ожидается, что в России доля добычи углеводородов на шельфе к 2020 году составит 4% общего объема. На шельфе запасы изрядные, да только разрабатывать их значительно труднее и дороже. Нужны огромные инвестиции, которые начнут давать отдачу и прибыль не ранее чем лет через пять, а то и через десять. Например, для освоения морских богатств Каспия суммарные инвестиции за десять лет превысят 60 млрд долларов. В Ледовитом океане стоимость будет еще выше из-за суровых ледовых условий.

И тем не менее Россия приступила к освоению своего шельфового богатства. Только 15% запасов углеводородного сырья шельфа приходится на Охотское море. Но именно здесь, у Сахалина, в 1998 году группа иностранных компаний впервые в России начала промышленную добычу нефти с шельфа. В 2004 году добыли промышленную нефть и на шельфе Балтийского моря.

К освоению на шельфе Печорского моря намечены два крупнейших месторождения. Первое — нефтяное Приразломное, открытое в 1989 году и расположенное в 60 км от берега, где глубина около 20 м. Название неслучайно — месторождение находится рядом с тем самым глубинным разломом. Его запасы — 74 млн т извлекаемой нефти и 8,6 млрд м3 газа. При современном уровне технологии в России извлекают только порядка 30% выявленных запасов нефти, в западных странах — до 40%.

Уже имеется проект разработки Приразломного. Лицензии на его освоение получили российские компании. В центре будет установлена огромная ледостойкая платформа общим весом около 110 тыс. т с опорным основанием размером 126ґ126 м, состоящим из четырех супермодулей. В них расположатся 14 танков нефтехранилища на 120 тыс. т. Жилой модуль рассчитан на 200 человек. Это лишь несколько впечатляющих цифр, которые позволяют представить масштабы только одного сооружения, а потребуется целый комплекс. Платформу подобного ледового класса в мире еще не изготавливали. Слишком уж суровы условия добычи в этих краях: ведь навигация по Северному морскому пути идет в течение нескольких месяцев, да и то в сопровождении ледоколов. К тому же каждый год ледовая обстановка разная, и в начале навигации встает вопрос: как лучше проходить через льды в районе Новой Земли — огибать архипелаг с севера или пробираться через проливы в середине. А ведь планируется круглогодичная добыча с шельфа. Строительство платформы начато в 1998 году на крупнейшем заводе под Архангельском, который до этого строил подводные лодки.

Вслед за Приразломным, вероятнее всего, будет освоено Штокмановское газовое месторождение, крупнейшее в Арктике и в мире. Оно открыто в 1988 году на шельфе Баренцева моря, в 650 км к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря там составляет 320—340 м. Запасы Штокмановского месторождения оцениваются в 3,2 трлн м3 газа, что соизмеримо с месторождениями на Ямале. Общий объем капитальных вложений в проект составит 18,7 млрд долларов, срок окупаемости — 13 лет. Подготавливается проект строительства крупнейшего завода по сжижению природного газа: тогда его можно будет везти и за море, в Канаду и Америку.

Еще недавно считали, что нефть океана сосредоточена именно на шельфе, но за последние 10—15 лет обнаружены гигантские месторождения и на глубинах моря 2—4 км. Это меняет установившиеся представления о местах скопления углеводородов на дне океана. Здесь не шельф, а континентальный склон. Такие месторождения уже успешно разрабатываются, например, в Бразилии.

Почему мы отстали от других стран в освоении шельфа, наверное, можно объяснить. У нас большие запасы на суше, их пока хватает и себе и на экспорт. А добыча на шельфе стоит примерно втрое дороже. Отечественные компании на столь суровый шельф не спешат: сейчас, при высоких ценах на нефть, выгоднее вкладывать деньги в уже освоенные месторождения. Только вот что мы будем делать, когда легкодоступная нефть закончится? Как бы не опоздать с разработкой своих собственных богатств.

Редакция благодарит ЗАО «Севморнефтегаз» за предоставление ряда иллюстраций.

Источник