Добыча полезных ископаемых в водоохранной зоне

Расположение россыпных месторождений в долинах рек осложняет их освоение в части охраны водных объектов от загрязнения и истощения биоресурсов. Основные требования по рациональному использованию и охране поверхностных вод сведены в Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ.

Что касается россыпных месторождений, то Водный кодекс (ВК) выделяет два элемента этой среды: водный объект и водоохранная зона.

Согласно статье 1 Водного кодекса, водным объектом является «природный или искусственный водоём, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима». Это несколько мудрёное определение поясняется статьей 4: «…поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии». Береговая линия определяется по среднемноголетнему уровню воды в водном объекте в теплый период года. То есть полезное ископаемое, расположенное под водой, также входит в водный объект.

Водоохранными зонами (второй элемент среды), согласно статье 65 Водного кодекса, «…являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, … водных объектов, …а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов…». Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока (ст. 65 п.4 ВК): до 10 км — 50 м; от 10 до 50 км — 100 м; от 50 км и более — 200 м.

Как правило, основные запасы россыпных месторождений полезных ископаемых расположены под руслами рек и ручьев и в водоохранных зонах (то есть в водных объектах).

В п. 2 статьи 11, касающейся «водных объектов», указывается, что «…на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, …водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для (различных целей и в том числе): 6) разведки и добычи полезных ископаемых…».

Решение о предоставлении водных объектов в пользование принимается исполнительными органами государственной власти. Такое решение для разработки россыпных месторождений в водных объектах принимают министерства природных ресурсов областей, краев и республик.

Правила ведения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах отражены в статье 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы — Водный кодекс РФ. Вопрос, касающийся возможности ведения горных работ в водоохранных зонах, отражен в п. 15 п.п. 8 данной статьи. Согласно п. 15, в водоохранных зонах запрещается: «8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах»). (п. 8 введен Федеральным законом от 21.10.2013 №282-ФЗ)».

К общераспространенным полезным ископаемым в данном случае относится песчано-гравийная смесь (ПГС).

Формулировка подпункта 8 выглядит не совсем логично: добывать ПГС в водоохранных зонах запрещается, а другие полезные ископаемые можно. Но если при добыче других полезных ископаемых попутно извлекается ПГС, то это не запрещается.

Однако в подпункте 8 отмечается еще одно условие — добыча иных видов полезных ископаемых разрешается «…в границах предоставленных им (пользователям недр) в соответствии с законодательством Российской Федерации в недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьёй 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1».

Несмотря на отсутствие явного запрета на добычу полезных ископаемых в водных объектах и в водоохранных зонах, в Водном кодексе РФ именно на основании статьи 65 региональные министерства природных ресурсов зачастую запрещают ведение горных работ на указанных площадях, хотя запасы на них утверждены в законном порядке и выданы лицензии.

Согласно существующим требованиям технический проект на отработку месторождений полезных ископаемых можно разрабатывать только при наличии утвержденных запасов и лицензии на право пользования недрами у недропользователя. Запасы же полезных ископаемых утверждаются либо на федеральном уровне в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), либо на региональном уровне в территориальных комиссиях.

Утверждаются запасы на основании технико-экономических обоснований (ТЭО) кондиций для подсчета запасов. ТЭО в обязательном порядке включает раздел «Экологическое обоснование кондиций», в котором оценивается воздействие будущих горных работ на окружающую среду и рассчитываются затраты на выполнение природоохранных мероприятий.

Чтобы получить решение о предоставлении водного объекта в пользование (см. постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»), в министерство природных ресурсов требуется подать ряд документов, в том числе:

— информацию о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях — «…мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источника средств, необходимых для их реализации».

Министерство природных ресурсов (исполнительный орган субъекта РФ) в срок не более 30 дней «… рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами (Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, пост. Правительства РФ от 30.12.2006 г. №844), с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства, выполняет расчет параметров водопользования, определяет условия использования водного объекта и обеспечивает согласование условий водопользования с Федеральным агентством по рыболовству — в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения».

Читайте также:  Все полезные ископаемые на урале список все

Федеральное агентство по рыболовству оценивает ущерб водным биологическим ресурсам. Для оценки ущерба недропользователь обязан предоставить сведения, обоснованные расчетами, о степени загрязнения водотока в результате ведения горных работ в водном объекте и продолжительности периода, при котором концентрация твердых взвесей в контрольном створе будет превышать этот показатель в фоновом створе. Особенно сложно выполнить требования по охране водотоков для рек высшей и первой категории рыбохозяйственного значения, где превышение концентрации твердых взвесей в контрольном створе над фоновым допускается не более чем 0,25 мг/л.

На территории Сибири и Дальнего Востока многие, даже крупные водотоки, не имеют поверхностного стока в течении 3–5 месяцев. Именно в этот период можно с наименьшим ущербом для окружающей среды вынуть золотосодержащий пласт песков, вывезти пески за пределы водоохранной зоны, а с наступлением тепла промыть их и извлечь золото. После выемки песков до появления стока дно нового русла планируется, его сечению придается устойчивая к размыванию форма, а поверхность уплотняется тяжелой гусеничной техникой для уменьшения так называемого «активного» слоя грунта, из которого будут вымываться и переходить в муть тонкие фракции.

Согласно расчетам и наблюдениям, повышение мутности в контрольном створе обычно наблюдается до пика весеннего половодья. Для большинства северных рек продолжительность этого периода составляет около 30 суток.

Именно такой подход был использован для выемки алмазоносных песков под руслом реки Верхнее Молодо (левый приток реки Лены) со средней шириной 90 м. Работы ведутся с 2005 года по проекту АО «Иргиредмет». Для добычи песков под не полностью промерзающими плесами, длина которых достигает 3–4 км, предложен и запатентован способ, предусматривающий откачку воды из плесов [1]. Общая протяженность участка реки с промышленными запасами алмазов — более 40 км.

На рис. 1, 2 и 3 представлены фрагменты данной технологии горных работ.

В настоящее время АО «Иргиредмет» подготовило материалы с соблюдением всех описанных выше требований для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в Республике Бурятия для одной из золотодобывающих артелей. Ширина реки — 70 м, отметка над уровнем моря — 1050 м, поверхностный сток отсутствует с середины декабря до середины апреля, ширина водоохранной зоны — 200 м.

Ихтиологи отметили интересный факт, что при искусственном изменении конструкции дна реки и берегов с учетом создания благоприятных условий для нереста рыбы и ее обитания поголовье рыбы кратно увеличивается. Так, В. Н. Леман приводит яркий пример положительного влияния вмешательства человека на продуктивность реки — «увеличение численности кижуча в 24 раза на одной из рек Британской Колумбии после размещения на участке русла валунов»  [2].

То есть, возможно, что изменение строения русла реки после ведения горных работ и создания благоприятных для рыбного поголовья сооружений приведет не к ущербу для водотока, а к пользе. При проектировании искусственного русла реки после завершения добычных работ желательно привлекать ихтиологов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пат. 2299328 Российская Федерация, МПК  Е21С 50/00. Способ разработки россыпных месторождений под плёсами рек, расположенных в районах распространения многолетней мерзлоты. Пятаков В.Г., Косов В.М., Кычкин В.Р., Николаев М.В., Беркутов В.В.; патентообладатели: АО «Иргиредмет» и ОАО «Нижне-Ленское». — №2005127243/03; заявл. 30.08.2005; опубл. 20.05.2007. Бюл. №14.

2.Леман В.Н., Лошкарёва А.А. Справочное пособие по природоохранным и мелиоративным мероприятиям при производстве строительных и иных работ в бассейнах лососевых нерестовых рек Камчатки. — М.: Товарищество научных издательств КМК, 2009. — 193 с.

-40+6

Просмотров статьи: 7321, комментариев: 25       

  • Содержание сайта
  • Комментарии
  • Главная страница

Источник

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Читайте также:  Что полезно для почек при пиелонефрите

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

16.1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

16.2. На территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными частью 15 настоящей статьи, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Что такое восковая моль и чем она полезна цена

См. все связанные документы >>>

Вокруг водоохранных зон в последние годы возникло немало дискуссий, обусловленных их интенсивным освоением и повышенной рекреационной и материальной ценностью, а также неведением и незнанием природоохранного, природоресурсного (земельного, водного, лесного) и гражданского законодательства Российской Федерации.

В водоохранных зонах не исключаются земле-, водо- и иное природопользование, оно лишь ограничивается в целях, указанных в первой части комментируемой статьи (о береговой линии и береговой полосе см. часть шестую ст. 6 Кодекса; о среде обитания — Законы о животном мире и о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) <153>.

———————————

<153> См.: Заславская Л.А., Панкратов И.Ф., Улитин А.А. и др. Комментарий к Закону о животном мире // Законодательство и экономика. 1996. N 1, 2; Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003; Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Сиваков Д.О. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.

Предоставление земельных участков в водоохранных зонах и контроль над их использованием имеют свои особенности. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном российским земельным законодательством по согласованию с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти.

Государственный контроль над соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, уполномоченным Правительством РФ государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются сплошные рубки, в них разрешается проведение выборочных рубок и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов (ст. 63 ВК РФ).

Проблемы установления и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос в поселениях, обострившиеся в последнее время, решаются с учетом ливневой канализации и наличия набережных в городах и иных поселениях (см. комментарий к п. 8 ст. 14 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ).

В регионах, где раньше проводилась работа по выделению водоохранных зон, новые собственники земель, как правило, были уведомлены о наличии таких зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности порой не выполнялась (кроме того, границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.

Нормы Водного, Земельного кодексов РФ и иного федерального законодательства нацелены на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму. Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль уполномоченных государственных органов. Это касается не только сельскохозяйственных земель и земель, передаваемых в частную собственность, но и любых земель, если в их составе имеются водоохранные зоны.

Передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государство права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. ст. 13, 22, 41 и др. ВК РФ).

В комментируемый Федеральный закон перенесены нормы из соответствующего Постановления Правительства РФ 1996 г. о водоохранных зонах. При этом ширина водоохранных зон, как объясняется, уменьшена с учетом практики правоприменения и потребностей охраны водных объектов в условиях научно-технического прогресса и перехода к рыночным отношениям.

В части тринадцатой комментируемой статьи устанавливается постоянная ширина прибрежной защитной полосы с дополнительными ограничениями хозяйственной и иной деятельности. Обеспечение режимов водоохранных зон и прибрежных защитных полос имеет актуальное значение в условиях сокращения рекреационных возможностей населения, приватизации ценных, особенно расположенных вдоль водоемов, земель и массовых нарушений земельного, водного и иного законодательства, допущенных в последние 15 лет. Только в Московской области прокуратурой предъявлены в суды десятки исков о незаконном использовании земель вокруг водоемов и нарушении режимов водоохранных зон и защитных прибрежных полос. Иски удовлетворены, и исполнением судебных решений занимается служба судебных приставов. Повышенная защита водоохранных зон присуща большинству мегаполисов мира.

Установленный в Кодексе режим использования и охраны территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос является более мягким, чем предусмотренный в Постановлении Правительства РФ 1996 г.

При землеустройстве в соответствии со статьей 68 ЗК РФ определяются границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур <154>.

———————————

<154> См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2193; Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.

Проводимое в ходе землеустройства межевание объекта землеустройства включает в себя установку границ объекта на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения <155>.

———————————

<155> См.: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве»; Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» / Под ред. Е.А. Галиновской. М.: Юстицинформ, 2006.

Источник