Добытые из недр полезные ископаемые принадлежат

Представляю на обозрение тезисы статьи, доказывающей что все добытое в нашей стране, присвоено незаконно, то есть неосновательно… Этим людям даже лень исполнять собственные законы и соблюдать хоть какую-то законообразность… читайте… от себя торжественно клянусь доработать тезисы в удобоворимую статью, понятную не только юристам

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ 

Статья 129. Оборотоспособность объектов гражданских прав

1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
2. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
3. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, Гражданский кодекс устанавливает что законом должен быть установлен способ, согласно которому природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица (в нашем случае государства, ст.1.2 закона о недрах) к другому лицу (в нашем случае добывающей компании). Однако, как будет показано ниже данный способ законом о недрах не установлен. Способом вуалирования законом избрана подмена понятий «перехода права собственности» (что является сделкой) и добычи (что само по себе является работами).

 Статья 209. Содержание права собственности 

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Данная норма является отсылочной к ст.129 ГК РФ (см. выше)

Статья 218. Основания приобретения права собственности 

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

Данную норму нельзя применять к добытым и добываемым полезным ископаемым, поскольку они к моменту добычи, уже имеют собственника (п.1.2 закона о недрах) и на них распространяется действие нормы, содержащейся в п.2 настоящей статьи. Добытый ресурс не является новой вещью, плодами, доходами и продукцией. Поскольку в силу своих природных свойств уже является существующим и содержащимся в участках недр. Строго говоря природный ресурс является «вещью» в юридическом смысле (в ряду иных объектов гражданского права).

2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Данную норму используют с точки зрения обоснования законности присвоения права собственности, однако это является вуалированием (см. выше комментарий к ст.218 ГК РФ)

Статья 235. Основания прекращения права собственности

 1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Собственно прекращения права собственности государства на добытые ресурсы не происходит, поскольку отсутствует «сделка» со стороны государства и/или иная утрата права собственности на имущество. Однако между собственником ресурса в лице государства и добывающей компанией, присваивающей ресурс, не заключается отчуждательной возмездной сделки. 

Статья 1102. Обязанность возвратить неосновательное обогащение

 1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

2. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Таким образом, отсутствие правого основания приобретения добытого природного ресурса, вытекающего из закона или из сделки, может быть квалифицирован как неосновательное обогащение, которое должно быть возвращено собственнику (в нашем случае государству).Теперь посмотрим, что об этом говорит специальный закон, а именно закон «О недрах», итак

ЗАКОН О НЕДРАХ

Статья 1.2. Собственность на недра

 Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, право собственности государства на содержащиеся в недрах полезные ископаемые установлены настоящим федеральным законом

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Данная норма не устанавливает исключения (изъятия) из норм ст.218 ГК РФ. Таким образом, сделка по отчуждению должна быть, как условие перехода права собственности. Вопрос перехода права собственности на природные ресурсы от государства данной нормой не решается 

Статья 6. Виды пользования недрами

 Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Таким образом, недропользование не предполагает и не создает условий для перехода права собственности на полезные ископаемые. Видом недропользования является лишь добыча, то есть производство работ по их извлечению. 

Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование

 В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

Опять же идет речь лишь о пользовании недрами (т.е. о производстве работ по извлечению ресурсов), вопрос перехода права собственности на полезные ископаемые, законом не урегулирован. Классическим недропользователем, например, является метрополитен, который однако ничего не присваивает.

Статья 11. Лицензия на пользование недрами

 Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Снова речь идет только о пользовании недрами, как недвижимым имуществом. Вопрос перехода права собственности снова данной нормой не решается. Более того, мы видим, что лицензия является лишь разрешением на недпропользование! То есть лицензия, сама по себе, не может являться отчуждательной сделкой.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Снова повторяется смешивание понятия «пользования» и «перехода права собственности». Как я уже говорил, можно пользоваться недрами, как пользуется метрополитен. Пользование участком недр это необходимый процесс, с точки зрения добычи. Но где здесь переход права собственности? И я вам отвечу: Нигде!

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

 Статья 12. Содержание лицензии на пользование недрами

 Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

Буквальное толкование данной нормы закона свидетельствует о том, что вопрос перехода права собственности и данной нормой также не урегулирован, поскольку не устанавливает способа перехода права собственности на добытые полезные ископаемые, как отчуждательной сделки, в отличии от права собственности на геологическую информацию (изложенную сразу ниже)

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. 

Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр

 Пользователь недр имеет право:

1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;

Вопрос регламентирования перехода права собственности в соответствии с лицензией не решен, поскольку не устанавливает условий перехода права собственности. Как уже отмечалось ранее лицензия, как таковая, не является формой отчуждения имущества, исходя из смысла ст.11 настоящего закона. Использовать-то он может, но для начала нужно приобрести право собственности. Причем возмездно. В противном случае, это нарушает принципы приватизации. А любой переход права собственности от государства к негосударству и есть приватизация с точки зрения закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Таким образом, я показываю, что недропользование не является добычей ресурса. Добыча ресурса с точки зрения теории права есть «работа», а ресурс есть «вещь». Лицензия является разрешением, но не сделкой. Поскольку законом о недрах не установлен никакой иной способ перехода права собственности, чем те, что установлены Гражданским кодексом. А отчуждательная сделка с точки зрения Гражданского законодательства (Гражданского кодекса) в отношении ресурса отсутствует.

Источник

Начну с того, что я читал Конституцию, и знаю, что второй пункт ст. 9 Конституции России гласит: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

К тому же, я считаю, что этот пункт конституции неправильный, и является по сути атавизмом 90-х годов. Почему его не меняют, в ходе ближайшей «ревизии» Конституции? Все просто — эта статья находится в Первой главе, и изначально было заявлено, что 1,2 и 9 главы Конституции менять не будут.

Статья 135 Конституции гласит, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции (это главы об основах конституционного строя (ст. 1-16), правах и свободах человека и гражданина (ст. 17-64), а также о самих конституционных поправках и пересмотру Конституции (ст. 134—137)) не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.

Процедура внесения поправок в эти главы слишком сложная, и инициировать такую процедуру ради того чтобы поменять одну статью «про ресурсы», смысла никакого нет. Тем более, что есть куда более простые способы.

К счастью, наша жизнь регулируется не только Конституцией, живем мы все же в рамках различных законов и кодексов, и поэтому по факту ресурсы России на сегодняшний день действительно принадлежат народу. Ну а точнее государству. А еще точнее народам субъектов федерации:

Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик.

п. 3 ст. III Федеративного договора

Но тут стоит сделать одну оговорку: Те кто мечтает о возвращении ресурсов народу, на самом деле предполагают некоторое перераспределение доходов от их добычи в собственный карман. То есть сами ресурсы им не нужны, им нужна халява, когда можно ничего не делать, но получать прямой доход. К счастью, наше государство не намерено поощрять нахлебников и тунеядцев.

Но если нам никто не собирается выплачивать наши кровные дивиденды за наши родимые ресурсы, то почему же я тогда утверждаю, что ресурсы принадлежат народу?

А дело вот в чем: добывающая отрасль сегодня полностью находится под контролем государства. И у государства есть множество механизмов такого контроля. Что, кстати, не отрицает и того, что те кто непосредственно занимается освоением месторождений, не должны делать это бесплатно.

Каковы же эти механизмы? Их множество.

1. Право разработки месторождений государство распределяет на аукционах, и за это право нужно изначально немало заплатить. Ни одно месторождение, в чьей бы собственности не находилась земля над ним, не может разрабатываться без лицензии государства.

2. Государство контролирует доходы добывающих компаний. Так, например, существует специальный налог НДПИ.

3. Но НДПИ это цветочки. На самом деле самый действенный механизм отъема сверхдоходов это «Ножницы Кудрина», согласно которым государство получает в бюджет все доходы от экспорта нефти, которые превышают установленную планку, на данный момент это порядка 42$. То есть, вдумайтесь, если ресурсы ваши, то по идее прибыль от их продажи ваша, ну с вычетом налогов. А тут нет, государство забирает у вас все, что выше определенной суммы, по сути это госрегулирование цен.

4. И да, внутренние цены также устанавливаются государством. Не важно кому по бумагам принадлежит месторождение, цены на ресурсы устанавливаются государством.

5. Но и это еще не все. Государство зачастую устанавливает дополнительные условия разработки месторождения. Например, условия утилизации попутного нефтяного газа, или скажем условия доли переработки, качества продукта. Или вот новая «фишка»: Как стало известно “Ъ”, загрузка дальневосточной верфи «Звезда» может стать обязательным условием проведения аукциона на разработку Северо-Гыданского участка. Он должен стать ресурсной базой для четвертого крупного СПГ-проекта НОВАТЭКа — «Арктик СПГ-3».

Государство ставит условием доступа к месторождению — заказ судов на наших верфях.

6. Государство вправе устанавливать квоты на добычу любых природных ресурсов, например на вылов рыбы.

7. Ну и последнее (впрочем не последнее, наверняка еще что-то забыл), большинство добывающих компаний принадлежат государству. Роснефть, Газпром, Транснефть и другие. А значит государство «стрижет» не только то, что я написал выше, но еще и дивиденды по акциям.

Ну и ко всему прочему косвенный эффект для экономики от экономической деятельности добывающих компаний, это не только закупка российского оборудования (тех же ТБД, ГТУ), но и зарплаты миллионов сотрудников, которые они в большинстве своем тратят в России, стимулируя экономику.

Это еще и громадные проекты, реализуемые этими компаниями для переработки полезных ископаемых, о многих таких проектах я писал на этом канале, это огромные химические комбинаты, металлургические заводы, судостроительные и другие. Только в этот конкретный момент только крупных проектов в России реализуется более чем на триллион рублей.

Поэтому, по факту природные ресурсы принадлежат государству. Частная собственность неприкосновенна. А ресурсы еще как «прикосновенны», государство делает что хочет, изымает любые доходы, распределят их так как хочет, устанавливает любые правила и ограничения. Любые!

Ну и вопрос — а что же мы получаем от этого. Я ничего. Ну конечно что-то косвенно получаю и я, но напрямую ничего. И не хочу ничего получать, потому что не имею на это никакого морального права, ибо я пальцем о палец не ударил, чтобы ресурсы эти добыть.

Но, удивительно слышать, как одни и те же люди, утверждая, что ресурсы в России не принадлежат народу, тут же, утверждают, что наш бюджет наполняется только благодаря цене на нефть. Как у них это в одной голове уживается не понимаю. Но доля правды есть — действительно доходы от продажи нефти позволили нашей стране выплатить громадные долги, пережить относительно неплохо два кризиса, модернизировать армию, выплачивать материнский капитал, платить пенсии. Не только нефтяные доходы, но и они в том числе, и это только прямые поступления в бюджет, но как я написал выше есть и масса косвенных.

Но понимаю, этих радетелей за то, чтобы «ресурсы принадлежали народу» не убедить, по одной причине: пока в их кармане не появится халява, они не угомонятся.

Кстати, надеюсь вы не пропустили нашу новость о том, что в 2019 году открылось 13 крупных машиностроительных производств?

Не забывайте подписываться на нашу ленту.

И заходите на наш сайт «Сделано у нас» — там хороших новостей гораздо больше!

Источник