Доклад на тему деятельность которая полезна людям
Министерство образования и науки Украины
КЭИ КНЭУ
Реферат
по дисциплине «Психология деятельности и учебный менеджмент»
на тему:
«Виды и развитие человеческой деятельности»
выполнила:
студентка IІ курса
группы ЭП-22
Джапарова Л.
проверила:
Павленко О.М.
Симферополь
2010
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………3
1.Понятие деятельности человека………………………………………………………….4
1.1.Определение деятельности……………………………………………………….—
1.2.Структура деятельности…………………………………………………………….5
1.3.Мотивация деятельности…………………………………………………………..6
1.4.Деятельность и психические процессы………………………………………7
2.Виды и развитие человеческой деятельности……………………………………..8
2.1.Виды деятельности человека…………………………………………………… —
2.2.Развитие человеческой деятельности……………………………………….. 9
Заключение………………………………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………………………..12
Введение
Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.
Нормальное состояние человека, если только он не спит,— активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят — трудится, учится, занимается спортом, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность — внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.).
Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, — пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись; изменяется и преобразуется окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.
1.Понятие деятельности человека
1.1. Определение деятельности.
Деятельность
можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.
Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека.
Деятельность всегда целенаправлена, активна, нацелена на создание некоторого продукта.
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.
В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).
Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.
1.2.Структура деятельности.
Любая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией именуют способ осуществления действия.
В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.
Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним
относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы’ и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам
можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.
Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией
и автоматизацией.
При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация:
сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.
1.3.Мотивация деятельности.
Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.
С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).
1.4.Деятельность и психические процессы.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.
Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.
Еще в большей степени это относится к памяти. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию.
Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности. В более развитых формах — образной и логической — деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций.
Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность». Следовательно, всякая деятельность — это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.
2.Виды и развитие человеческой деятельности
2.1.Виды деятельности человека.
Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к «рем основным видам: учебной, трудовой
и игровой.
Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.
Общение
— первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами.
Игра
— это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей).
Существует несколько типов игр. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: пред- метно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.
Учение
выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд
. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.
Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности — игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школьника — учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого труд — основная деятельность, но вечерами он может учиться (самостоятельно или в вечерней школе, на вечернем факультете), свободное время посвящать играм (спортивным, интеллектуальным).
Деятельность можно разделить на материально-предметную и духовную. Первая направлена на изменение природы и общества. Духовная деятельность связана с преобразованием сознания людей. Психологи всегда придавали огромное значение этим видам деятельности в истории человечества и в обосновании собственного социального идеала
2.2.Развитие человеческой деятельности.
Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:
1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.
2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).
3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.
4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности. Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества.
В процессе развития деятельности происходит ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.
Заключение
Итак, в данной работе я рассмотрела основные виды деятельности человека: труд, учение, игра.
Труд навсегда выделил человека из мира животных. Являясь необходимым условием существования и развития человечества, труд есть та основа, на которой происходит психическое развитие личности.
Учение представляет собой своеобразный подготовительный этап к трудовой деятельности. Учение характеризуется направленностью на получение знаний, выработку определенных умений и навыков. Понятно, что овладение всем объемом знаний, умений и навыков является нелегким трудом, требует волевых усилий и напряжения как умственных, так и физических сил. В процессе обучения в школе у учащихся развиваются волевые качестве, необходимые в труде, формируются целенаправленность, ответственность, потребность постоянно обогащать свой ум знаниями. Таким образом, процесс обучения в общеобразовательной школе есть необходимый этап подготовки подрастающего поколения к любому виду трудовой деятельности.
Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Посредством игры ребенок познает предметы и явления действительности, готовится к учебной и трудовой деятельности. В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества личности, задатки характера. Таким образом, можно увидеть, что все виды деятельности человека формируют его во всех направлениях. Человек становится неповторимой личностью со своими положительными качествами и недостатками. Именно поэтому такой раздел, как виды деятельности человека является актуальным и всегда будет вызывать интерес у общества.
Список использованной литературы:
1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. / Р.С. Немов. — М.: Просвещение, 1995. — 576 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. — М., 2002. — 305 с.
3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. / В.В. Белоус. — Пятигорск, 2000. — 360 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. / С.Л. Рубинштейн. — М., 2003. — 258 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. — М.: Пе-дагогика, 1991. — 288 с.
6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975).
Источник
Âèäû äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà – äîâîëüíî ñóáúåêòèâíîå ïîíÿòèå, òàê êàê ïðè æåëàíèè èõ ìîæíî îïèñàòü íå íà îäíó ñòðàíèöó, íî áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ è ñîöèîëîãîâ îïðåäåëèëèñü ñ òðåìÿ îñíîâíûìè êîíêðåòíûìè âèäàìè: îáó÷åíèå, èãðà è òðóä. Äëÿ êàæäîãî âîçðàñòà ïðèñóù ñâîé îñíîâíîé âèä äåÿòåëüíîñòè, íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî âçðîñëûå íå èãðàþò, à øêîëüíèêè íå òðóäÿòñÿ.
Òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü.
Òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü (òðóä) – ýòî ïðåîáðàçîâàíèå ÷åëîâåêîì êàê ìàòåðèàëüíûõ, òàê è íåìàòåðèàëüíûõ îáúåêòîâ, ÷òîáû â äàëüíåéøåì èõ èñïîëüçîâàòü äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ñâîèõ íóæä. Ïî õàðàêòåðó ïðèëàãàåìûõ äåéñòâèé, òðóäîâóþ äåÿòåëüíîñòü äåëÿò íà:
- ïðàêòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü (èëè ïðîäóêòèâíóþ äåÿòåëüíîñòü — èçìåíåíèå îáúåêòîâ ïðèðîäû, ëèáî èçìåíåíèå îáùåñòâà);
- äóõîâíóþ äåÿòåëüíîñòü (èíòåëëåêòóàëüíàÿ, òâîð÷åñòâî è ò.ä.).
Èìåííî ýòîò âèä äåÿòåëüíîñòè, ïî ìíåíèþ áîëüøèíñòâà àíòðîïîëîãîâ, ÿâëÿåòñÿ äâèæóùåé ñèëîé ýâîëþöèè ëþäåé. Òàêèì îáðàçîì â ïðîöåññå òðóäà, öåëüþ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ïðîèçâîäñòâî êàêîãî-ëèáî ïðîäóêòà, ôîðìèðóåòñÿ è ñàì òðóäÿùèéñÿ. Âîçìîæíî òðóä ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ãëàâíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè, íî ýôôåêòèâíîé òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè íå áûëî áû áåç åùå îäíîãî åå âèäà — ó÷åíèÿ, èëè îáó÷åíèÿ.
Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü.
Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü (îáó÷åíèå, îáðàçîâàíèå) — ýòî äåÿòåëüíîñòü, íàïðàâëåííàÿ íà ïîëó÷åíèå çíàíèé, óìåíèé è íàâûêîâ. Öåííîñòü ýòîãî âèäà äåÿòåëüíîñòè â òîì, ÷òî îíà ãîòîâèò ÷åëîâåêà ê òðóäó. Ó÷åíèå — ýòî øèðîêîå ïîíÿòèå, èìåþùåå ìíîæåñòâî ðàçíîâèäíîñòåé. Ýòî íåîáÿçàòåëüíî ïðîñèæèâàíèå øòàíîâ â øêîëå çà ïàðòîé. Ýòî è ñïîðòèâíûå òðåíèðîâêè, è ÷òåíèå êíèã, è êèíî, è òåëåïåðåäà÷è (íå âñå òåëåïåðåäà÷è, êîíå÷íî). Ñàìîîáðàçîâàíèå êàê âèä ó÷åíèÿ ìîæåò ïðîõîäèòü â ïàññèâíîé, íåîñîçíàííîé ôîðìå âñþ æèçíü ÷åëîâåêà. Ê ïðèìåðó, âû ëèñòàëè êàíàëû ïî Ò è ñëó÷àéíî óñëûøàëè ðåöåïò â êóëèíàðíîì øîó, à ïîòîì âàì ýòî íåîæèäàííî ïðèãîäèëîñü.
Èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü.
Èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü (èãðà) — âèä äåÿòåëüíîñòè, öåëü êîòîðîé ñàìà äåÿòåëüíîñòü, à íå ðåçóëüòàò. Òîò ñëó÷àé, êîãäà ãëàâíîå — ó÷àñòèå, òî åñòü âàæåí ñàì ïðîöåññ. Òàêîâî êëàññè÷åñêîå îïðåäåëåíèå. Òåì íå ìåíåå, èãðà, íà ìîé âçãëÿä, ÿâëÿåòñÿ åñëè íå ðàçíîâèäíîñòüþ îáó÷åíèÿ, òî åå îòâåòâëåíèåì, ïîòîìó ÷òî îíà, êàê è îáó÷åíèå, ÿâëÿåòñÿ ïîäãîòîâêîé ê òðóäó. Ýòàêèé ñïèí-îôô ó÷åáû, åñëè õîòèòå. Èãðà â êóáèêè, êàçàêè-ðàçáîéíèêè, «Call of Duty» èëè «Êòî õî÷åò ñòàòü ìèëëèîíåðîì» — âñå ýòè èãðû â òîé èëè èíîé ñòåïåíè ó÷àò êàêîìó-òî âèäó óìñòâåííîé èëè ôèçè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ïðèíîñÿò êàêèå-òî íàâûêè, çíàíèÿ, óìåíèÿ. Ðàçâèâàþò ëîãèêó, ýðóäèöèþ, ðåàêöèþ, ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå òåëà è òàê äàëåå. Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî òèïîâ èãð: èíäèâèäóàëüíûå è ãðóïïîâûå, ïðåäìåòíûå è ñþæåòíûå, ðîëåâûå, èíòåëëåêòóàëüíûå è ò.ä.
Ìíîãîîáðàçèå äåÿòåëüíîñòè.
Ïðèâåäåííàÿ êëàññèôèêàöèÿ äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà ÿâëÿåòñÿ îáùåïðèíÿòîé, íî íå åäèíñòâåííîé. Ñîöèîëîãè âûäåëÿþò ãëàâíûìè îäíè âèäû äåÿòåëüíîñòè, ïñèõîëîãè äðóãèå, èñòîðèêè òðåòüè, à êóëüòóðîëîãè – ÷åòâåðòûå. Îíè õàðàêòåðèçóþò äåÿòåëüíîñòü ñ òî÷êè çðåíèÿ åå ïîëåçíîñòè/áåñïîëåçíîñòè, ìîðàëüíîñòè/àìîðàëüíîñòè, ñîçèäàíèÿ/ðàçðóøåíèÿ è ò.ä. Äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà ìîæåò áûòü òðóäîâàÿ è äîñóãîâàÿ, òâîð÷åñêàÿ è ïîòðåáèòåëüñêàÿ, ñîçèäàòåëüíàÿ è ðàçðóøèòåëüíàÿ, ïîçíàâàòåëüíàÿ è öåííîñòíî-îðèåíòèðîâî÷íàÿ è ïðî÷åå.
Источник