Доклад на тему горючие полезные ископаемые 4 класс
- Доклады и сообщения
- География
- Полезные ископаемые
Становление человеческой жизни на Земле прошло долгий путь. Люди приобрели многие знания и навыки. Теперь они привыкли жить хорошо и ни в чем не нуждаться. Чтобы улучшить свою жизнь, людям необходимо привлекать затраты и разнообразные ресурсы. Основная масса таких ресурсов добывается из недр планеты. Все добытые полезные ископаемые можно классифицировать и, конечно же, различать. Все ископаемые проходят классификацию по востребованности, ценности и способу залегания в недрах Земли.
Все полезные ископаемые – это либо минералы, либо разнообразные горные породы, которые применяются человеком в народном хозяйстве. Их так же различают по типу. Ископаемые могут быть твердыми, жидкими и даже газообразными. Отличаются они и по своему происхождению. Различают метаморфические, магматические и осадочные полезные ископаемые. Чтобы упростить их способы отличия, люди решили различать их на те, из которых получаются металлы, каменные руды и те, из которых получается топливо.
Такие ископаемые, как газ, нефть и уголь, человек использует как топливо. Именно эти ресурсы упрощают жизнь человека на Земле, и самое главное обеспечивают энергией всю нашу планету. Люди научились добывать уголь из шахт. Его достают кусками, а потом уже перевозят и используют. С помощью насосов из земли добывают газ и нефть. Это очень трудоемкий процесс. Для такой добычи необходимы не только наносы, но еще и специальные трубопроводы и станции. Так же шахтовым способом добывают и железные руды. Их добыча наносит огромный ущерб нашей природе. Огромного значения имеет добыча каменных руд. Ведь они очень ценятся и широко используются. Их добывают с помощью взрыва. В этом случае, в местах скопления руд закладывается взрывчатка. С помощью взрыва добывается огромное количество нужного материала, но большая его часть крошиться в процессе такой работы.
Из многих добытых богатств земли люди научились делать красивые вещи. К примеру, из гранита делается много всего, начиная плиткой, заканчивая красивой статуэткой. Из золота и алмазов делаются украшения и другие красивые ювелирные изделия. Слюда используется как хороший материал изоляции. Мрамор применяют в строительстве и ландшафтном дизайне. И это лишь небольшой список того, что люди научились правильно использовать.
Доклад Полезные ископаемые сообщение
Сегодняшний мой доклад касается полезным ископаемым, но прежде чем я начну читать его, хотелось бы в двух словах объяснить, что же такое полезное ископаемое.
Полезное ископаемое — это богатство природы, которое находится в недрах земли. Это минеральное и органическое соединение, которое встречается в земной коре. Полезные ископаемые — исчерпаемые и невозобновимые ресурсы Земли, т.е они когда-нибудь закончатся и их невозможно возобновить.
Полезные ископаемые делятся на несколько категорий: горючие, руды, строительные материалы и драгоценные камни и другие. Рассмотрим каждый пункт.
1.Горючие полезные ископаемые — это те минералы, которые в основном используются как топливо. Например: нефть, газ, уголь. Горючими полезными ископаемыми очень богата наша страна, Россия!
Нефть — природная горючая жидкость, состоящая из смеси углеводородов. Нефть в переводе с греческого означает «каменное масло». Впервые нефть начали добывать еще в Древнем Мире, а именно у берегов реки Ефрат. По прогнозам учёных нефть еще хватит на 50 лет, а потом закончится. Именно поэтому уже строят машины, которые будут ориентированы на электричество. На сегодняшний день лидер по добычу нефти является Саудовская Аравия. Вслед за Саудовской Аравии идет Российская Федерация, а потом и Соединённые Штаты Америки. Здесь надо и отметить стран Персидского залива: Иран, Объединённые Арабские Эмираты, Катар, Кувейт. По запасам нефти первое место занимает Венесуэла. Потом идут Саудовская Аравия, Канада, Иран, Ирак и Россия.
Природный газ — еще одно горючее ископаемое, это смесь различных газов. По запасам природного газа лидирует наша родина-Россия, Иран, большинство стран персидского залива, Канада, США, Норвегия. Из бывших стран советского союза можно отметить Туркменистан, Азербайджан и Узбекистан. Природный газ по прогнозам хватит нам еще на 100 лет.
Уголь — горючее топливо, которое было образовано из частей древних растений. Уголь подразделяется на: каменный и бурый уголь. По мировым запасам угля лидирует Россия, США и Китай. По прогнозам уголь хватит человечеству дольше нефти и газа, целых 150 лет.
Торф, как и уголь, образован из частей древних растений. Более 50% содержания в составе угля — это углерод. Торф — рыхлая горная порода, так же является газоносным материалом.
2. Руды — это природные минералы, которые содержат металлы и их соединения. С течением времени круг используемых руд все расширяется и расширяется. Бывают различные виды руд: руды черных металлов и цветных.
В основном, руды используются в промышленности и металлургии. По запасам черных металлов лидирует Россия, Бразилия и Китай, а по запасам цветных металлов — США, Россия, Канада.
3. Строительные материалы — это материалы, нужные для постройки чего-либо. Например: кирпич, глина, песок, различные камни и т.п. Строительные материалы также делятся на два вида: естественные, т.е без изменения состава и внутреннего строения, т.е в естественном виде; и искусственные.
4. Драгоценные камни — это минералы, которые внешне очень красивы, их встретишь редко и, именно поэтому, так дороги. Эти самые драгоценные камни используют в ювелирном деле, коллекционеры и используются как банковские активы. Драгоценные камни: алмаз, изумруд, рубин и т.п.
Ну и в конце хочу рассказать о странах, которые богаты природными ресурсами.
Самой богатой страной по запасам природных ресурсов является Россия. Наша Родина лидирует по мировым запасам природного газа и древесины, вторая в мире по запасам угля и третья по величине месторождений золота. Общая стоимость всех ресурсов составляет 76 триллионов долларов.
На втором месте находятся Соединенные Штаты Америки. США богаты по запасам угля, золота, меди и природного газа. Общая стоимость составляет 45 триллионов долларов.
На третьем месте идет Саудовская Аравия. И все это благодаря нефти. Ожидается, что эта арабская страна скоро потеряет свою высшую позицию. А общая стоимость всех ресурсов составляет 35 триллионов долларов
Для 3, 4, 5, 7, 8, 9 класс, окружающий мир
Полезные ископаемые
Популярные темы сообщений
- Последствия вредных привычек
В чём секрет человеческого долголетия? Что нужно делать людям для того, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь? На эти вопросы вам сможет ответить даже маленький человечек, который уже понимает, что правильное питание,
- Тепловые двигатели
Идея создания аналога теплового двигателя зародилась ещё давным-давно. Чего стоит легенда об Архимеде, якобы построившем пушку, которая делала выстрелы при помощи пара. Однако, согласно официальной версии,
- Механическое движение
Рассмотрим теоретические понятия механического движения. Это изменяющее положение тела его частей относительно других частей с течением периода. Механика возникла для решаемых потребностей человека для изучения сил природы,
Источник
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
Источник
г.Астана -2015 учебный год.
Урок познания мира в 4 классе
Тема: Горючие полезные ископаемые.
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми,
их свойствами, местами залегания и способами добычи; закреплять навык самостоятельно добывать знания, анализировать материал и делать выводы
Развивающая: развивать речь учащихся, познавательный интерес, самостоятельность, внимание, творческие способности; развивать интерес к предмету
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе и природным богатствам, трудолюбие, старательность, чувство коллективизма.
Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Методы обучения: Словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, тестирование
Оборудование: условные обозначения полезных ископаемых, образцы полезных ископаемых, тесты на каждого учащегося.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Начинается урок.
Тут затеи и кроссворды,
И задания для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу в добрый час!
II. Психологический настрой
— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас. Улыбнитесь друг другу, ведь наступил новый день, который принесет вам много радости. Хорошо, всем удачного урока!
III. Проверка домашнего задания.
— Ребята, у вас на партах лежат белые листы с тестами, это и будет
проверкой вашего домашнего задания. 6 вопросов и 3 варианта ответов; естественно, что только один из трех верный ( обвести кружком верный вариант ответа)
— Теперь посмотрите на доску, на ней вы видите верный варианты ответов. Возьмем простые карандаши, обменяйтесь тестами и оцените работы друг друга. ( Выставление оценок)
IV. Повторение пройденного материала.
На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых
— бурый уголь — железная руда
— фосфориты — медная руда
— — золото
— асбест —
— Ребята, что обозначают эти знаки?
— Эти знаки обозначают полезные ископаемые.
— Для чего используют эти знаки?
— Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте.
— Что мы называем полезными ископаемыми?
— Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми. Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?
Ученики. Железная руда.
Учитель. А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Заполните схему самостоятельно:
— Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили?
— Мы изучили рудные полезные ископаемые. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
Ученики. В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном –
природный газ.
подгруппа полезных ископаемых, которые горят, обогревают наши жилища. Ребятишки, как вы, думаете как называется это группа полезных ископаемых? (горючие полезные ископаемые)
Сегодня на уроке мы познакомимся с горючими полезными ископаемыми.
Как вы думаете, почему их так называют?
Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются
человеком от её каменной оболочки.
Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле
превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
V. Практическая работа учащихся.
Название Состояние Плотность Цвет Горючесть Использование
Каменный уголь Твердый Плотный Черный + Отопление, сырьё для
получения красителей, взрывчатых веществ,удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов
Бурый уголь твердый рыхлый Черный + Отопление, кокс- краска, лекарства
Нефть жидкая — Темно — коричневого и черного цвета, иногда красноватого, желтоватого и даже белого + Производство керосина, бензина,смазачных масел, дизельное топливо, искусственный каучук, пластмассу, капрон, различные краски, лекарства, фотопленку, духи
Природный газ Жидкий В качестве топлива и химического сырья
Торф твердый плотный Темно – коричного
Физминутка:На дворе у нас мороз, Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывем, плывем, плывем;
Дно ногами достаем.
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке.
Там садимся на пенек,
И опять у нас урок.
VI . Обобщение, подведение итогов урока.
Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
2. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий,
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
3. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
сам он – удобрение. (Известняк)
4. На кухне у мамы – помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)
5. Этот мастер белый – белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
По вертикали:
6. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобиться сразу. ( Глина)
7. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл,
Ни поднимется ракета. Что же это?(Нефть)
8. Очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
1. торф 2. уголь 3. известняк 4. газ 5. мел 6. глина
7. нефть 8. Песок
VII. Работа по физической карте Казахстана.
Показ месторождений : Покажите на карте самое крупное месторождение железной руды? Меди?
Самое крупное месторождение железной руды – Соколовско – Сарбайское, другие: в Сарыарке и Северном Приаралье. Крупное месторождение меди – Жезказган и Конырат в Сарыарке.
Алюминий – в Арколыкском месторождении Костанайской области.
Полиметалические руды – на Алтае.
Газ и нефть – Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау.
Каменный уголь – близ Караганды и Екибастуза.
VIII. Итог урока: — На Земле очень много полезных ископаемых. Сегодня
мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
Понравился ли вам урок? Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________
IX. Домашнее задание
Так как мы живем РК. Подарить детям карту РК с домашним заданием страница
читать и пересказывать. Обозначить на карте полезные ископаемые.
Тест к открытому уроку
Ф.И. ________________________________________________________
1.Месторождение – это…
а) добыча полезных ископаемых
б) скопление полезных ископаемых
в) обогащение полезных ископаемых
2. Допиши:
Полезные ископаемые делятся на группы: Рудные, ………..,………….
3. Установи соответствие.
каменный уголь
поваренная соль
железная руда
4. Крупнейшее месторождение меди в Казахстане?
а) Караганда
б) Жезказган
в) Павлодар
5. Для добычи полезных ископаемых используют:
а) шахты, открытые карьеры, бурение земных слоёв;
б) терриконы, отвалы, озёра;
в) колодцы, шурфы, овраги
6. К горючим полезным ископаемым относятся:
а) соль, гранит, железная руда, уголь;
б) медная руда, железная руда, уголь;
в) каменный уголь, нефть, газ
7. Металлы делятся:
а) на цветные и не цветные
В) на черные и цветные
С) на черные и медные
8.К жидким полезным ископаемым относится:
А) песок, глина;
В) каменный уголь, торф;
С) ртуть, нефть.
9.Каменный уголь, нефть, газ – это …
А) горючие полезные ископаемые;
В) рыхлые полезные ископаемые;
С) рудные полезные ископаемые.
10.К нерудным полезным ископаемым относятся:
А) соль, гранит, песок, глина;
В) медная руда, железная руда;
С) каменный уголь, нефть, газ.
Источник